Вопрос о Номоканоне Иоанна Постника в новой постановке

Источник

Полемика с А.С. Павловым (Кн.: Номоканон при Большом Требнике, Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями).

Оглавление

Вместо предисловия

I

Текст 3-го правила — Василия Великого и толкование проф. Павлова
Неправильность отождествления слов: άϰρότης и άϰριβεια
Установление подлинного смысла 3 пр. Вас. В.
Опровержение возражений проф. Павлова против моего толкования
Смягченная форма извержения
Возможность перехода от более суровой к более мягкой форме извержения
В каком смысле συνήθεια у Вас. В. может быть понимаема как нечто объективное?
Неправильное истолкование проф. Павловым слов: αμφότερα ειδέναι и Проч.

II

Текст 102 пр. трул. соб.
Отношение его к 3 пр. Вас. В.
Толкование терминов: αϰρίβεια., συϰή&εια. άϰρότης, παραδοθείς τύπος
Кого считать совершенным и несовершенным?
Усвоение проф. Павловым мысли канонитов XII в.

III

Шаткость оснований, на которых утверждается проф. Павловым хронологическое старшинство покаянного номоканона Иоанна Постника пред трулльским собором
Мнимое «поразительное сходство»
Соображение о том, что автор номоканона не ссылается на 102 трул., и что примеры смягчения древних епитимийных правил будто бы должны были чаще и раньше встречаться в духовнической практике, чем в области открытого церковного суда
Мнимые "провозвестники» новой системы задолго до трулльского собора
О Златоусте в особенности
Кого и что разумел Златоуст под священниками и священством?
Неправильное понимание проф. Павловым места из книги о священстве
Почему в 102 трул. не упоминается о номоканоне Постника?
Замечается ли влияние номоканона Постника на правила самого трул. собора?
Об уставах св. Софрония иерусалимского и св. Феодора Студита

IV

В какой среде—монашеской или приходской—возник номоканон?
Гипотеза проф, Павлова о приходских священниках, как непосредственных преемниках покаянного пресвитера
Неудобства распространения современного понятия о таинстве покаяния на церковно-исторические явления древности
Исповедь пред монахами, как церковно-бытовое явление
Свидетельства Иоанна раифского и Анастасия Синаита
Новелла CXLI Юстиниана
Законы и каноны, запрещающие или дозволяющие совершение богослужения и крещения в молитвенных домах, без упоминания об исповеди
Почему трулльский собор не упоминает о духовниках?
Ο римском соборе 610 г. и о том, почему белое духовенство на востоке не жаловалось на духовничество монахов
Исторические изменения внешней стороны таинств

V

О послании Иоанна Дамаскина
Историческая важность этого документа
Слабость аргументов, доказывающих его подложность
О том, что автором послания скорее мог быть Иоанн Дамаскин, чем Иоанн, патриарх антиохийский
О другом Иоанне Постнике, современнике Алексея Комнена
Опечатки

***

Данный труд профессора Николая Семёновича Суворова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf.


Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Комментарии для сайта Cackle