Источник

5. О святости Церкви

"Святой«, значит выделенный, отрезанный, не людям, но Богу принадлежащий. Слово «святой» принято понимать в смысле безгрешности потому, что, прилагалось всегда к Богу, а Бог безгрешен.

Что слово «святой» не означает «безгрешный» это видно из названия святыми предметов, которые не могут грешить:

Место святое (Нав.5:15).

Храм святой (Пс.5:8).

гора святая (Пс.47:2; 2Пет.1:18).

вода святая (Чис.5:17).

елей святой (Пс.88:21).

день свят (Неем.8:9).

Эти предметы называются святыми в смысле выделенности их из ряда подобных себе предметов особыми явлениями Божьими, особыми событиями и священнодействиями. Так и Церковь есть религиозное общество, выделенное из всех религиозных обществ особыми преимуществами и целью. Поэтому Церковь и называется святой, но не потому, что все члены Церкви безгрешны, как думают сектанты.

Безгрешных нет:

Господи, «Ты един свят!» (Откр.15:4).

«все мы много согрешаем» (Иак.3:2).

«если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас» (1Ин.1:8).

Спаситель научил всех христиан молиться Богу Отцу: «прости нам грехи наши» (Лк.11:4).

В Писании святой именуется и Церковь ветхозаветная, а это не означало безгрешности евреев, а лишь свидетельствовало, что общество израильское выделено из всех обществ и народов:

«Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его» (Пс.113:1–2).

Господь говорил Израилю: «вы будете у Меня царством священников, народом святым» (Исх.19:6).

«будете у Меня людьми святыми» (Исх.22:31).

"ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» (Втор.7:6).

Святой именно означает не безгрешный, но выделенный, отделенный:

3латоуст говорит: «свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147).

В Ветхом Завете не было никого безгрешного:

«Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть Праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» (Иов.15:14–16).

Церковь Христова свята, т.е. выделена из всех обществ. Об этом выделении ее пророчествовалось в Ветхом Завете:

«будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис.2:2–3).

«есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа; но единственнаяона, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее» (Песн.6:8–10).

Чем выделяется Церковь?

Во-первых, Церковь Христова выделена тем, что Глава Церкви – Христос, а не какой либо человек:

Христос поставлен «главою Церкви» (Еф.1:22).

Во-вторых, Церковь имеет научение Христово, а не людское:

«Я передал им слово Твое... Освяти их истиною Твоею» (Ин.17:14, 17).

Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15).

Чрез Церковь научение Христово стало известно не только на земле, но и на небе: «ныне соделалось известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10).

В-третьих, Церковь выделена руководством Духа Божия:

«Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» (Ин.14:16, 26).

«Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.15:26...; Ин.16:13–14).

В-четвертых, Церковь выделена особом целью – совершенствованием своих членов до богоуподобления:

«будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48).

«воля Божия есть освящение ваше» (1Фес.4:3–4).

«плод ваш есть святость» (Рим.6:22).

«старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр.12:14)

«всякий рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Ин.3:9).

«мы знаем, что всякий рожденный от Бога, не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога» (значит, грех не к лицу нам, хотя и грешим), «и что мир во зле лежит» (и манит нас ко греху и злу). «Дети, храните себя от идолов (т.е. от языческого, идольского разврата) (1Ин.5:18).

Церковь имеет все средства для достижения праведности и совершенства, дарованные Богом:

«от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2Пет.1:3–4).

От человека пребывающего в обществе Христовом – Церкви, требуется усилие воли для спасения; требуется подвиг добродетели:

«Царство Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16).

«Господи, – спрашивали Спасителя, – неужели мало спасающихся? Он же сказал им:

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» (Лк.13:24).

Со Христом Богом – подвижники веры: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).

Церковь состоит из верующих и стремящихся к праведности и совершенству, но не из совершенных и безгрешных:

«Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).

Апостолы не считали себя совершенными, но лишь стремящимися к праведности: «говорю так не потому, чтобы я уже достиг или усовершился, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести, высшего звания Божия во Христе Иисусе (Флп.3:12–14).

Даже «праведник едва спасается» (1Пет.4:18).

Не только в добродетели, но и в вере должно быть восхождение:

«в нем открывается правда Божия от веры в веру» (Рим.1:17).

В Церкви Христовой одни больше успевают в совершенствовании, а другие – меньше:

«В большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2Тим.2:20).

Есть члены благообразные, неблаговидные, и слабейшие (1Кор.12:13–26).

Посему и награда будет различная:

«Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится во славе. Так и при воскресении мертвых» (1Кор.15:41–42).

Что в Церкви – не безгрешные, об этом и Господь притчами учил:

Притча о плевелах выясняет, что в Церкви (Мф.13:41) будут до пришествия Господня и пшеница, и плевелы; то есть добродетельные и злодетельные (Мф.13:24–30; 37–43).

Притча о неводе, в котором была и хорошая, и плохая рыба, объясняет, что в Церкви – и хорошие, и дурные члены (Мф.13:47).

Притчею о 10 девах объясняется, что в Церкви нет безгрешных, ибо и разумные, и неразумные – все заснули (Мф.25:1–13).

На брачный пир царского сына, т.е. в Церковь Божию, пришли и благочестивые, и нечестивые: «рабы те, вышедши на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых, и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими» (Мф.22:10). И здесь в Церкви (на брачном пире) некоторые продолжают огорчать Господа (например, оставшиеся не в брачной одежде) (Мф.22:2–14)

Каково научение Господа, такова и действительность. Во всех посланиях Апостолы укоряют христиан за несовершенство и падение:

2 гл. – предрассудки (Посл. ап. Иак.).

3 гл. – невоздержание языка (там же).

4 гл. – распри и вражды (там же).

5 гл. – грех Анании и Сапфиры (Деян.).

6 гл. – споры христиан из эллинов и из Иудеев (там же).

6 гл. – обида вдовиц (там же).

«Некоторые отвергнувшие имевшуюся у них веру» и «добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы Именей и Александр», преданные апостолом сатане (1Тим.1:19–20).

Симон Волхв, хотя и крестился и получил Святого Духа, но согрешил (Деян.8:9–24).

Димас оставил меня, возлюбив нынешний век (2Тим.4:10).

Огорчение в отношениях Апостолов между собою (Деян.15:36–39).

тяжбы и взаимные обиды (1Кор.6:1–6).

пьянство после Причастия (1Кор.11:21).

нечестие и незнание Бога (1Кор.15:34).

Согрешающих, – научает апостол, – должно «обличать», «запрещать», «увещевать со всяким долготерпением». Если все безгрешны, зачем это? (2Тим.4:2).

Все послания ап. Павла обличают греховность христиан:

«многие поступают, как враги креста Христова» (Флп.3:18).

даже Апостолы лицемерят (Гал.2:12–13).

Церкви в Откровении изображены согрешающими (Откр.2, 3).

Все христиане должны мыслить (понимать) о себе, что они многогрешные и ничего не стоящие:

«вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк.17:10).

Всякий православный христианин сознает, что он сделал далеко не все, что угодно Богу и посему у него постоянное покаянное сознание. Сектанты не признают своей греховности, а считают себя безгрешными. Что же они за христиане, если они не имеют сознания христианского? Они – горделивые язычники и мытари, преслушавшие Церковь (Мф.18:17)!

Разбор возражений сектантов

Сектанты штундо-баптисты, пашковцы-евангелисты, адвентисты и многие другие говорят, что Господь Иисус спас их, простивши им грехи; они уже прощены, грехов не имеют и не грешат. Они де и составляют Церковь святую, т.е. общество безгрешных.

Сектанты говорят: Еф.2:8–9: «благодатью вы спасены чрез веру, и это не от вас, – Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Мы, – заключили сектанты, – уже спасены, значит грехов нет у нас, и ничего нам больше не нужно: мы – святая Церковь Христова.

Православный ответ: Еф.2:8–9: означает, что Господь даровал нам все необходимое для спасения, но это еще не значит, что мы обязательно это используем и необходимо спасемся.

Рим.8:24: «мы спасены в надежде», говорит апостол, т.е. имеем надежду, что Господь помилует нас, потому что все уверовавшие спасутся, если правильно будут веровать и воспользуются обильными дарами благодати Божией, как говорит ап. Павел: 1Кор.15:1–2: «напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали». Также и в другом месте говорит апостол (Кол.1:22–23): «Господь положил, чтобы представить вас святыми и непорочными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере, и не отпадаете от надежды благовествования». Так что далеко еще неизвестно, кто что получит на суде Божием. Посему и называют себя Апостолы спасающимися, а не спасенными: Деян.2:47: Господь ежедневно принимал спасаемых к Церкви.

Сектанты говорят: Мы уже спасены, и нас не будут судить: Ин.3:18: «Верующий в Него не судится»...

Православный ответ: «Не судится» – означает, что не подлежит наказанию за неверие в Сына Божия, но судиться все будут – и праведники, и грешники, как сказано: 2Кор.5:10: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал, живя в теле – доброе или худое».

Сектанты говорят: верующие не будут судиться: Ин.5:24: «слушающий слово Мое, и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».

Православный ответ: Здесь опять то же слово Господне: «верующий на суд не приходит», т.е. не подлежит наказанию, но суд будет для всех, и для верующих, которые в Церкви. А что именно так должно разуметь, то это видно из слов ап. Петра, что суд начнется с Церкви Христовой, т.е. значит, с верующих: 1Пет.4:17–18: «время начаться суду с дома Божия» (т.е. с Церкви, ср. 1Тим.3:15). Если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

Сектанты говорят: Сектанты, самообольщаясь, думают, что они безгрешны и когда умрут, то надеются прямо в Рай попасть. Желая сбить православных, они спрашивают: «Если вы сейчас умрете, где ваша душа будет?»

Православный ответ: 2Кор.5:1–3: «знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное жилище; только бы нам, и одетым, не оказаться нагими».

Сектанты говорят: Еф.5:25–27: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее очистив банею водною посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». Истинная Церковь, – говорят сектанты, – не должна иметь согрешающих членов, а в Православной Церкви только грешники, поэтому она не истинная Церковь.

Православный ответ: Если Церковь должна состоять только из безгрешных, тогда и Церкви на земли не может быть, так как безгрешных нет, ибо «все мы много согрешаем» (Иак.3:2) и «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин.1:8).

В приводимом сектантами месте из Священного Писания говорится, что Церковь Христова не сейчас уже непорочна, но будет представлена непорочной, для чего Христос и «предал Себя за нее», «чтобы освятить ее»... «чтобы представить ее Себе (в будущем, значит) славною Церковью, не имеющею пятна или порока». Так и есть на деле: в Церковь вступают грешники «очищаются банею водною» (крещением), посредством слова, т.е. чрез православное научение, и в Церкви совершенствуются, доколе все не придут в единство веры, и познание Сына Божия... и созиждут самих себя в любви (Еф.4:13–16). В Церкви торжествующей будут они прославлены.

Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью.

Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» (Ин.1:17). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно (2Тим.4:7), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного (Мф.7:21). Нужны, значит, дела добродетели!

Сектанты говорят: 1Ин.1:7: Нам ничего не нужно, потому что «Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха», грехи наши омыты.

Православный ответ: Очищаются грехи только у тех, кто приобщается Крови Христовой «во оставление грехов» (Мф.26:28), но не у сектантов, которые не имеют ни веры во всемогущество Бога, могущего питать нас Кровью. Кто говорит – не имею греха – лжец (1Ин.1:8).

Сектанты говорят: Тит.3:4: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, но по Своей милости.

Православный ответ: Нужно добавить: «Банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит.3:5), т.е. в крещении, Господь прощает грехи не по заслугам, а по милости. Этим мы присоединяемся к обществу спасаемых и можем спастись, если преподанное удерживаем (1Кор.15:1–2), а не теряем, как сектанты, бегущие из Церкви.

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь. Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:9–13). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята.

Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры (1Тим.1:19–20; 2Тим.2:16–18). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия (1Кор.11:21), а также грешили даже до незнания Бога (1Кор.15:34).

Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам (2Тим.2:16–18) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь, связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся (Тит.3:10), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:11).

Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5; 1Кор.11:31–32; 2Кор.10:7, 17, 18; Рим.14:2, 10, 12, 13; Иак.4:12; Иак.2:13; Гал.6:1, 2–5.


Источник: Оружие правды : Конспект для ведения противосектантских бесед. Приложение к «Доброму исповеданию» / Николай Варжанский. – Джорданвилл, США : Тип. прп. Иова Почаевского, 1993. - 137 с. (Перепечатано со 2-го изд. проф. прот. Неофита Любимова, М., 1911.).

Комментарии для сайта Cackle