Борьба с обновленчеством и Петроградская Автокефалия
<...> Осенью 1922 года в Петрограде среди духовенства появились мужественные борцы и ревнители святого православия и верности заветам Церкви, такие как прот. Василий Сокольский, прот. Михаил Тихомиров, прот. Александр Беляев, прот. Михаил Прудников и некоторые другие пастыри.
Их борьбу за православие возглавил епископ Петергофский Преосвященный Николай (Ярушевич).
Обновленчество теряло храм за храмом. Владыка Николай ездил по храмам, совершал в них богослужения, говорил пламенные проповеди, призывал верующих к стоянию за Православие.
Верующие в своей основной массе шли за ним. Николо-Богоявленский собор, Спасо-Преображенский собор, Благовещенская церковь на Васильевском острове, церковь Спаса-на-водах и другие храмы являлись очагами православия в Петрограде. Вскоре количество православных церквей значительно увеличилось. И таким образом из ведения живоцерковного ПЕУ (Петроградское Епархиальное Управление) церкви возвращались в православную юрисдикцию. Правда, это торжество православного сознания и объединения было недолгим: в феврале 1923 года епископ Николай был арестован и сослан, и обновленцы стали снова насильственно возвращать себе храмы. Но насилие это лишь способствовало формированию твердой воли православных людей, которые были уверены, что придет «время Господу действовать» (Пс.118) и их вера восторжествует.
А. Н. Кузнецов
«Обновленческий раскол в Русской Церкви»,
т.1, с.185 (машинописная рукопись)