Источник

Приложение

Проповеди Епископа Николая Петергофского 1922–1926 года. Ленинград (Фрагменты, записанные слушателями)

Слово, сказанное в церкви Благовещения за всенощной 22 ноября 1922 г.

Избранному воеводе земли Российская, светлому украшению Церкви православныя, святому благоверному великому князю Александру Невскому.

Из глубины веков смотрят на нас кроткие, лучезарные глаза Александра Невского. Ангел телом, ангел душой был он. Красивый, с черными кудрями, с бледным задумчивым лицом. Как орел, носился он от одного края Руси до другого, отгоняя врага. Когда закончились дни его земной жизни, он не упал на землю, но взвился на небо, туда, к престолу Божию. Оттуда молится он за нас, скорбит и болеет о нас.

Великий княже Александре, прости и еще раз прости нас, не сумевших сберечь твою святыню. Научи нас любить Христа. Не оставь нас сиротами одинокими, не покидай нас духом, ты, покинувший нас телом. Будь же нашим Ангелом-Хранителем, как был ты им для наших предков. Укрепи, поддержи нас, готовых каждую минуту продать своего Христа!

А сейчас будем молиться святому благоверному князю Александру Невскому, будем горячо ему молиться и просить его не оставлять нас одинокими.

Еще раз прости нас, святый княже Александре!

Люди Владимирские горько плакали, прощаясь с князем Александром, а как мы должны плакать, что осмелились вскрыть твою святыню! Это не наша воля, прости нас!

Аминь.

Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова (на Стремянной ул.) за обедней 4 декабря 1922 г. (Св. Троицы, Жен Мироносиц)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.

В этой кратенькой молитве, которую мы так часто слышим в церкви, да и не только в церкви, но и дома, когда молимся, так больше других приходится произносить вот эту кратенькую молитву: Господи, помилуй!

Сколько в ней воодушевления, сколько сокрушения.

Вот душная подземельная катакомбная церковь первых христиан, принужденных скрывать свое христианское звание. Доносится до нас через века и столетия их вопль: «Господи, помилуй!»

Всемирное событие – Воздвижение Креста Господня. Вся собравшаяся толпа торжественно поет: «Господи, помилуй».

Бесноватые, больные и все чающие исцеления взывают: «Господи, помилуй».

Наша вера в милосердие Божие в этой кратенькой молитве выражает не только наше сокрушение о грехах, но и крепкую, непоколебимую надежду на милость Божию, которая да не оставит нас никогда!

Будем просить Его, чтобы Он вдохнул в нас хоть частичку твердого исповедания этого, мужества в нас малодушных, готовых в каждую минуту продать своего Христа. Будем же возлюбленные тверды в своей вере до конца своих дней земной жизни.

Аминь.

Слово, сказанное в соборе Св. Николая Чудотворца за всенощной 5 декабря 1922 года.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Солнечный ясный день с голубым небосводом радует, бодрит нас. Бывает ли он весной, когда солнечные лучи скользят по первой зеленой траве, или летом в расцвет природы, или осенью с ее золотом и багрянцем, или зимой, когда солнечные лучи сопровождают падающий снег и блестят, и сверкают на белоснежном покрове миллиардами брызг.

Такими солнечными днями у нас являются весенний и зимний Николин день. Св. Николай нас также пригревает своими ходатайствами, он видит, как мы здесь нуждаемся в его помощи. Святитель Николай – наш покровитель, наш небесный друг. Он молится о нас у престола Всевышнего, там, в горних высотах. Он нас обогревает, как солнечные лучи.

Как бывает для нас приятно, когда солнышко пригревает нас, а еще приятнее, когда Святитель Христов Николай обогревает нас духовным солнышком, молится о нас. Этой радостной молитвенной помощи Святителя Николая да сподобит всех нас Господь!

Бывает у нас жажда другого рода. Томит нас сознание грехов, давит всей тяжестью бремя греховное. Нам стыдно того, что мы допустили столько скверного в своей жизни. Мы хотим очистить себя от этой скверны, почувствовать, что мы свободны от нее!

Кто может спасти нас от этого духа томления, от этой тяжести душевной? Только Он, только Тот, Кто много раз говорил в дни земной Своей жизни кающимся грешникам: «Чадо, прощаются тебе грехи твои». Только Он, через поставленных Им в Церкви пастырей, может снять с нашего сердца мучительное сознание греховности и дать радость величайшую, радость прощения, которого ищет наша душа.

Аминь.

Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова за всенощной 13 декабря 1922 года.

Христос раждается – славите,

Христос с небес – срящите!

Волхвы принесли в дар родившемуся Младенцу Христу то, что имели самого дорогого: золото, ладан и смирну.

Принесем и мы Ему в дар золото нашего сердца – и веру, и чувство!

В облаках фимиама, этой душистой смолы, вознесем наши молитвы к Богу, как благовонную смирну. Принесем Ему нашу теплую любовь.

Приготовимся к достойной встрече Спасителя, Который для спасения нашего сходит на землю, сходит как Солнце, Солнце Правды, в этот холодный греховный мир, чтобы всех нас примирить, обласкать, принося с Собой жизнь, радость, мир, любовь ко всем нам.

А грехи? Разве не останутся они на земле после рождения Спасителя?

Да, останутся. Потому что родившийся Христос не отнимает от человека Своего высочайшего дара – свободы воли.

Но Он дает человеку и другой дар – дар Своей прощающей любви к каждому кающемся грешнику. И только Он один может сказать то, что Он говорит грешникам: «Чадо, прощаются тебе грехи твои».

О, пусть же, дорогие мои, наши верующие сердца не перестают славить Бога за все, что Он нам дал и дает! Пусть они (сердца) не перестают стремиться к тому, чтобы мир Божий жил в нас, и к тому, чтобы благая воля и взаимная братская любовь украшали бы нашу жизнь.

Такого счастья от всей души желаю вам в день нашего великого праздника.

Аминь.

Христос рождается, славите!

Слово, сказанное в церкви Феодоровской Божией Матери за всенощной 31 декабря 1922 года

Благослови, Господи, венец наступающего лета Твоею благодатию.

Вот опять перед нами завеса будущего. О, как хотелось бы нам поднять ее и заглянуть вперед. Эти юбилейные дни заставляют нас задумываться, всматриваться в прошлое и подумать о будущем. Но с наступлением нового года хочется поблагодарить Господа за все посланные радости. О, как много этих радостей! Хотя бы вот так собираться вместе для молитвы – великая радость.

Хочется целовать праведную десницу Божию за все скорби и страдания, целовать и обливать ее горячими слезами в знак благодарности. Вся жизнь наша проходит в скверных мыслях, в дурных поступках, а так хочется быть чистыми, детски чистыми, чтобы всегда, всегда быть со Христом.

Будем жить со Христом и во Христе. Тогда жизнь наша будет отрадна. За будущее не будем страшиться.

Казалось бы, дорогие мои, не может быть ничего легче, приятнее, сладостнее молитвы. Ведь молитва – это беседа души с Богом. Святая Церковь зовет нас в храм Божий, чтобы оторвать нас на часы богослужения от земной суеты. Храм Божий – небо на земле, и, молясь за нашим богослужением, мы дышим небесным воздухом, мы уносимся душой своей с земли с ее грехами, с ее заботами и скорбями в мир духовный, на небо, и очами веры видим благословляющего нас Господа, Который обещал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреде их».

Святая Церковь не только зовет в свои храмы для молитвы, она и учит нас здесь тому, как надо молиться. Мы счастливы, дорогие мои, веруя в Господа и живя с Ним.

Аминь.

Слово, сказанное в церкви Евгениевской общины за обедней 23 декабря 1922 года (Ныне Свердловская больница)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Уподобися Царствие Небесное десяти девам». В сегодняшнем Евангелии мы слышали о десяти девах, как они взяли свои светильники и пошли навстречу Жениху. Пять были мудрые, а пять неразумные. Пока ждали они жениха, задремали и уснули. И вот, в полночь услышали они голос: «Се Жених грядет, идите навстречу Ему». Тогда встали все девы и украсили свои светильники. Неразумные же обращаются к мудрым: «Дайте нам елея вашего, наши светильники угасают». Мудрые же отвечают неразумным: «Что будем делать, если и у нас погаснут наши светильники? Идите к продающим и купите себе елея».

Мудрые пошли навстречу Жениху с украшенными светильниками, а неразумные пошли купить себе елея. Когда они вернулись, то двери были уже затворены. Они стали просить: «Господи, Господи отверзи нам двери». Господь же отвечал им: «Истинно говорю вам, не знаю вас».

Возлюбленные, это же мы все подразумеваемся, наши души: мудрые девы это те, которые, живя на земле, думают о будущей вечной жизни, а украшенные светильники – это добрые наши дела.

А неразумные – это те, которые дремлют, все откладывают, не заботятся о своих душах. Ведь никто из нас не знает, когда он окончит свое земное странничество. Мы все так

привязаны к земной жизни, ко всем земным благам, не можем оставить все наши привычки, не можем бороться с грехом, мы так ко всему привязаны на земле, что нам никак не оторваться от наших привычек.

Мы привязываемся друг к другу, к детям, к друзьям и совершенно забываем о своих душах. А там, в Царстве Небесном, там только одни чистые души. Разрушается наша телесная храмина, только душа пойдет в Царство Небесное, все остальное останется здесь на земле, все наши привычки, все то, что нас так привлекало на земле. Так будем же, дорогие мои братья н сестры, мудрыми девами, и когда придет тот час, когда должны будем пойти в Царство Небесное, надо чтобы и наши светильники были украшены, чтобы мы могли пойти навстречу нашему Божественному Жениху с украшенными светильниками.

Аминь..

Слово, сказанное в церкви Евгениевской общины за обедней и Рождественской вечерней 24 декабря 1922 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вот еще несколько часов осталось до Рождества Богомладенца. Народится Тот, имя Которому Эммануил, еже есть «С нами Бог». Он родился не в богатстве и блеске, но в смирении и бедности. Можно ли представить, что Спаситель Мира родился в скотских яслях. Большая часть иудеев не поняли, что Он будет Победителем смерти и Освободителем от греха, что Он дарует духовную свободу.

Скоро распространился слух, что народится Царь Мира. И пошли Ему поклониться волхвы. Дошел слух до царя Ирода об этом. Он очень смутился, стал спрашивать у первосвященников и книжников, где должен родиться Христос. Они отвечали: в Вифлееме Иудейском.

Тогда задумал царь злое. Опасаясь за свой престол, Ирод решил погубить Младенца, и, не зная, как Его найти, он повелел избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев мужского пола. Что же это, война? Нет, не война – это ужасное злодеяние – избиение безвинных младенцев. Ходили воины с окровавленными мечами, капельками стекала с мечей неповинная детская кровь. Но это не достигло цели, так как в это время Иисуса Христа уже не было в Вифлееме.

Рождественская ночь, пещера и ясли! И еще была такая же ночь, только при другой обстановке: Голгофа и Крест – какой контраст! В ту ночь – ясли и пещера, а в эту Крест и Голгофа!

Окончил Свою земную жизнь Иисус Христос на Кресте для того, чтобы быть Победителем смерти. И Он доказал, что Он – Победитель смерти. Он в третий день воскрес из мертвых.

А если с нами Бог, так чего же нам бояться!

Аминь.

Слово, сказанное в церкви Благовещения Божией Матери за всенощной 24 декабря 1922 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В древности семь греческих городов спорили о праве быть родиной поэта Гомера. Как же должен быть дорог каждому верующему сердцу маленький городок Вифлеем!

Христос сошел на землю, чтобы совершить дело нашего спасения. Он родился, чтобы умереть на Кресте и тем спасти людей от греха. Ясли •– начало, Голгофа – конец. Христос для того принял на Себя рабий зрак, родился в вертепе, ходил в рубище, чтобы быть близким, родным всем нам. Добровольно терпел лишения, добровольно принял на Себя страдания и умер на Кресте. Господь сказал: «Думаете, что не могу теперь умолить Отца и Он предоставит мне более нежели 12 легионов Ангелов»,

Свет дороже после мрака, тепло после холода. Так и наши души жаждут света, тепла – Христа Спасителя нашего. Пусть Христос родится и в наших измученных сердцах и принесет нам мир желанный, и любовь и милость родившегося Христа да изольется обильно на наши души.

Аминь.

Слово, сказанное в Исаакиевском соборе за обедней 25 декабря 1922 года

«Слава в вышних Богу, и на земле мир»

Когда смотришь на сильно разбушевавшееся море, кажется, что до самого дна бушуют эти волны. Но как бы не были сильны бушующие на поверхности волны, на дне моря всегда бывает тишина.

Так вот и наше житейское море – оно тоже бушует только поверхностью, а на дне тоже тишина.

«Слава в вышних Богу, и на земле мир». Где же на земле мир, о котором говорит Спаситель?

На земле нет мира, и не может его быть там, где кипит человеческая злоба, ненависть друг ко другу, нет, там не может быть мира. Мир только там, где нет злобы. Этот мир в ограде церкви – и Матери нашей Церкви, и в тех верующих сердцах, которые через Таинство Причащения соединяются с Господом Спасителем нашим. Вот где мир, о котором говорит Спаситель.

В эти для нас священные дни нам особенно хочется прославить нашим убогими устами рожденного Богомладенца так же, как прославляло Его небесное воинство, славословило, хвалило Господа и восклицало: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Будем же и мы так же прославлять Господа.

Мы особенно будем молиться в эти дни и просить Его, чтобы Он смягчил Свой гнев, посланный нам за грехи наши, и будем просить нашу Заступницу Пресвятую Деву Богородицу, чтобы Она умолила Новорожденного Спасителя даровать нам мир и любовь друг ко другу и к Церкви святой.

Господь пошлет нам неисчерпаемые милости Божии и пошлет нам тот мир, о котором Он говорит. Так будем особенно молиться в эти дни, и Господь услышит нас и пошлет свои милости.

Аминь.

Слово, сказанное в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы за всенощной 14 января 1923 года

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

В теплый летний догорающий вечер, там, в дали полей и лесов, разносится благовест. С первым ударом колокола, с первых звуков этого дивного песнопения церковь призывает нас к покаянию. Святая Церковь призывает нас очистить душу покаянием. «Студным бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих».

Обернись назад, посмотри на свою жизнь. Вот оно детство. Первое крестное знамение, первая молитва, повторяемая за матерью, чистая детская вера, чистая детская душа, ничем не запятнанная.

А вот и юность! Сколько соблазнов и искушений, сколько вследствие этого падений, сколько усилий напрасных остаться чистыми. Борьба, борьба без конца. «Человек яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако отцветет». Настает зрелость, за ней старость и жизнь прожита. Но в душе нет покоя, она измучена борьбой, она ничего отрадного не видит впереди.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».

Прибеги же к этому покаянию, очисти душу от налипшей грязи греховной, дай ей вздохнуть и ты увидишь, что не напрасны твои старания. Даль для тебя прояснится, ты почувствуешь силы для борьбы. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Почему это: одни после исповеди отходят от аналоя такими же, как и подошли, с такой же тягостной душой, по-прежнему с поникшей головой, а другие – с сердцем облегченным, с душой, очищенной слезами покаяния, с поднятой головой, с глазами, полными радостных слез, устремленными туда, в горний мир.

О, эта исповедь, когда снова чувствуешь себя детски чистым, словно вернулись золотые дни детства, когда кажется, что будто крылья выросли у тебя за спиной, и так хочется тебе улететь твоей чистой, обновленной душой высоко, высоко, прямо к Богу, в бездонное голубое небо!

Чаще и чаще прибегай к покаянию, этому врачующему средству.

Наступает Великий пост. Он всех нас заставляет углубиться в себя, в свою душу всмотреться. Своими молитвенными песнопениями и поклонами он зовет нас к покаянию.

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче Христе!»

Аминь.

Слово, сказанное в церкви Воскресения Христова («Спаса-на-Крови») за всенощной 9 мая 1926 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Если хочешь идти за Мной, возьми Крест свой и гряди за Мной!»

Мы слышали сегодня в Евангельском чтении, как Господь зовет нас идти за Ним. В прошлое воскресение мы слышали из чтения Евангелия о Животворящем Кресте Господнем, как Он нес Свой Крест, и вот прошла седмица и мы опять слышим о Кресте, как мы должны терпеливо нести свой крест. Болезнь, клевета, всевозможные переживания – это и есть наш земной крест. Господь говорит: «Возьми свой крест и гряди за Мной». Вот мы вернемся на мгновение к нашему детству, когда наш мозг не мог соображать, что хорошо, что плохо. Наши родители нас наказывали. Они наказывали нас не потому, что не любили нас, – нет, они хотели нам хорошего, чтобы мы в будущем вышли послушными детьми. Как для нас не было это неприятно, но мы все же исполняли волю своих родителей, тем паче мы должны исполнять волю Отца Небесного, иже есть на Небесе. Он не хочет нам зла, а поэтому все наши переживания земной жизни – это есть приготовления к будущей загробной жизни.

Мы часто говорим: Почему мне так плохо живется, а мой сосед живет хорошо? Чем я грешнее его?

Мои дорогие, вот сколько нас есть в этом храме и, наверное, каждый из нас мысленно готов раскаяться в своих тяжких согрешениях. Но мы так окаменели сердцем, что не можем побороть себя. Нас так тянет к этой земной жизни.

Вот, например, ты в субботний день оканчиваешь свои занятия раньше, чем в обычный день, твои друзья зовут тебя в клуб для развлечений и ты готов пойти, но в это время раздается звон колокольный. Этот святой звон зовет под своды храма святого. В тебе происходит борьба – куда тебе пойти? Своими мыслями ты готов пойти в храм, а сердце тебя влечет туда, где будет веселее. В тебе долго происходит борьба, ты, конечно, избираешь то, что более полезно для души. Ты пришел в храм, обновил и облегчил свою душу.

Приведу вам, дорогие мои, пример из рассказов святых. Один человек все роптал на свою жизнь и говорил, что не по силам дан ему Крест. И вот, однажды он видит сон – очень много крестов, и какой-то старичок ему говорит: Ты жалуешься, что у тебя тяжелый крест, выбирай себе, который легче. Он подошел к одному из этих крестов, который был меньше всех, наклонился, чтобы поднять, и не мог, он был так тяжел, казался каменным. Подошел к следующему, и тот был тоже не под силу. И так он долго выбирал и не мог найти подходящего. В стороне он видит еще один крест и говорит: «Вот этот я возьму, он мне под силу». Тогда ему старец отвечает: «Это тот самый крест, который ты несешь в своей жизни и все ропщешь, что он тяжел».

Так вот, мои дорогие, нам кажется – все, что у нас лично – все тяжело и трудно, а у других все лучше. А если бы нам предложили поменяться, то мы не согласились бы, нам было бы не под силу.

Так будем без ропота нести свой крест, который нам посылает Господь, и всецело предадим себя в руки Царя Небесного.

Аминь.

Ко дню пострига 10 октября 1914 г. Преосвященного Епископа Николая

Осенняя ночь, тишина гробовая,

Весь люд утрудившийся спит.

А к образу Спаса, где лампада мерцает,

Юный подвижник главою приник.

Весь он охвачен горячей молитвой,

Взор его юный любовью пылал.

В жаркой молитве просил, чтоб Создатель

Путь к Небу правый, прямой указал.

И перед девственным чистым взором

Завесу тихо кто-то поднял

И два пути – правый и левый

Кротко ему показал.

Влево широкой дорогой

В юности люди идут

И в роскоши, славе, довольстве

Совесть под час продают.

Почести, слава высокого сана,

Орденами украшена грудь,

И в этих утехах земных и в славе

Может окончиться жизненный путь.

А там виден мрак бесконечный,

Вечные веки томиться, страдать.

Кто жил на земле в блеске жизни беспечной,

От горных обителей будет отгнан.

В трепете, страхе и скорби сердечной

Юный свой взор отвратил

И в первый путь, узкий и тесный

Умные очи свои устремил.

Узкой тропинкой, поросшею тернием,

Малое стадо избранных идет

В скорбях, гонениях, пытках, томлениях

Крест свой тяжелый с терпеньем несет.

Весь этот путь, орошенный слезами,

Много на нем всевозможных преград

Но все же идут, идут твердыми стопами

Все дальше и выше, не глядя назад.

А там, где кончается путь этот трудный,

Там видится Свет неземной

И все эти путники в славе той чудной

Узнают там славный и вечный покой.

И слышится голос: «Любимое чадо,

За Мною ты шел Моим крестным путем,

Взойди в Мою радость, найдешь здесь отраду

И в славе со Мной будешь здесь услажден».

И чистого сердца коснулися звуки,

И в сладком порыве, скрестя на грудь руки,

И тут дал обет идти этим путем,

А утром смиренный святитель

В храме обряд совершал,

Как верный рабе, покорный и кроткий,

Отрок волю свою в объятия Отча отдал.

Святитель на инока, вновь постриженного,

Устремляет прозорливо взор

И видит Небесными Силами его окруженного,

Держа над плечами святой омофор.

А дальше он видит, как мрак беспросветный

Землю родную покрыл,

А он среди мрака, как Ангел пресветлый,

И храм, и людей крылами прикрыл

О, Божий служитель, о чудный Святитель

Взошел ты высоко тернистой тропой,

Тебе уж открылись Святая Обитель –

Ты нас укрепи, чтоб идти за тобой.

Весь ты отдался молитве о людях,

Твердо несешь Богу данный обет,

Весь украшен благодати дарами окормляешь

И нас осеняешь восемнадцать уж лет.

М. Д. Михайлова

10.10.1932 г.

Выписка из газеты «Новая заря» от 9 июня 1956 г., издающейся в Сан-Франциско, Калифорния. Пребывание русской церковной делегации во главе с митрополитом Николаем в США

Делегация русских церковных деятелей, прибывших в Америку, по приглашению официальных протестантских кругов страны для переговоров о будущих взаимоотношениях между религиозными группами обеих стран, на второй день своего пребывания в США разделилась по вероисповедальному признаку. Митрополит Николай совершил торжественное служение в историческом Николаевском кафедральном соборе, освященном в свое время Патриархом Тихоном. Другие православные члены делегации присутствовали на том же богослужении, привлекшем толпу молящихся, превышавшую стечение богомольцев в Пасхальную ночь. Митрофорный протоиерей Михаил Славнитский, прилетевший с Митрополитом, сослужил ему вместе с местным соборным и окружным духовенством. Митрополит Николай был встречен в русском соборе с великой славой и облачен в бархатную мантию. Величественная, и в то же время простая манера Митрополита держать себя сразу определила отношение к нему собравшихся на церковной паперти и прилегающих тротуарах. Когда он вступил в храм под торжественное пение хора, приложился к Кресту и преподал архиерейское благословение встречавшему его духовенству, присутствующие ощутили, что под своды собора вошла в лице его сана Русская Церковь. Литургия отличалась необычайной для американской православной практики торжественностью.

Митрополиту сослужили митрофорные протоиереи Славнитский, Дзвончик, Гавриляк, архимандрит Досифей, протоиерей Кречек, Луцишин, Шейко, Ковальчук (младший), Кудриков и священник Ренье. Участие протодиаконов о. Иннокентия и о. Спиридона придавало богослужению благолепное совершенство, возможное только в православной службе. Голос известного всей русской Америке протодиакона Семова звучал торжествующей мощностью. Не подлежит никакому сомнению, что все, попавшие внутрь собора, были захвачены истовым и медленно-внушительным последованием несравненного богослужения. Усиленный хор (четыре рокочущих баса – явление в Америке, вероятно, еще небывалое) под управлением талантливого Ф. С. Козловского превзошел себя.

Проповедь Митрополита Николая вызвала слезу у многих присутствующих. Она была произнесена проникновенно и только подтвердила, что Владыка один из замечательнейших церковных ораторов не только нашего века. Слова его буквально западали в души, и пробужденные слушатели (а такие пришли в храм еще до его приезда) прониклись очевидным для всех благоговением. Текст проповеди был записан несколькими звуковыми аппаратами.

По окончании службы Митрополит остался на солее благословлять народ.

Священникам пришлось оцепить амвон, чтобы упорядочить приток к нему толпы. Такой давки давно не знали Нью-Йоркские храмы.

После службы в помещении при соборе Митрополиту и его спутникам был предложен завтрак с типично американскими блюдами. В 3 часа пополудни расписание Национального Совета Христианских Церквей (точное до минуты и заполненное до последней минуты) вошло в силу. Кинооператоры, радиооператоры и десятки фотографов, с раннего утра нарушавшие общее спокойствие, произвели последние снимки, записи, под сверкание вспышек, щелканье и жужжание аппаратов. И длинные черные кадилаки двинулись в дальнейший путь, увозя русского Архипастыря из русского Собора Америки. С трудом оторвавшаяся от него паства не сразу почувствовала какую-то щемящую осиротелость.

Все, слышавшие проповедь Митрополита Николая в Нью-Йорке (а их были тысячи человек), поняли, как велика сила христианской любви. Среди слушателей были явно враждебные ему люди, сначала посмеивавшиеся и стоявшие с руками в карманах. Но благолепие торжественной литургии, проникновенное служение Митрополита, сонм духовенства (десять служащих архимандритов и протоиереев при двух протодиаконах, не считая священников, стоящих в алтаре), хиротония нового юного диакона, дивное пение большого хора, – все это захватило толпу. Когда Митрополит Николай начал проповедь, кое-кто вытащил карандаши. Но карандаши исчезли. Руки сами выпростались из карманов. Стали креститься люди, может быть, никогда не крестившиеся. Слезы появились на глазах у многих. Слово Митрополита было о любви, о спасении через Церковь, о будущей «стране», куда мы все придем, – о Царстве Божием и пути к нему, о стойкости Святой Руси, которая не только была, но и есть, и которая, как твердо верят православные, останется собой, Святой Русью, всегда, о том, что наше величайшее сокровище и бесценное наследие предков – веру мы должны передать нашим детям и потомкам. Весь переполненный собор на заключительный возглас Митрополита «едиными усты» громко и мощно ответил «Воистину Воскресе!» Эта единственная служба Митрополита Николая в Америке была большим духовным праздником.

Наша разобщенность вызвала у громадного большинства вздох сожаления: жаль было тех, которые по озлобленности своей лишились участия в этом празднике.

Н. П-нин,

Нью-Йорк

Выдержки из книги «История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней»

Том I, 1917–1970 гг.

Санкт-Петербург: «Воскресение», 1997.

Авторский коллектив: Данилушкин М. Б. (редактор), Никольская Т. К., Шкаровский М. В.

стр. 324–325

... С 19/Х 1941 г. до лета 1943 г. митрополит Сергий с рядом сотрудников Патриархии находился в Ульяновске (Симбирске).

В это время руководство Московской епархией осуществлял Митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич), человек неутомимой энергии, блестящий проповедник, общий любимец паствы. В тяжелые дни обороны Москвы он совершал Богослужения в московских храмах, пламенными речами поддерживая дух верующих. В ноябре 1942 г. его назначили членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию немецко-фашистских злодеяний. Кроме того, он представлял Русскую Православную Церковь в созданном тогда Всеславянском комитете.

Стр. 357–364

Сподвижники Патриарха Алексия.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) (1892–1961 гг.)

Биографический очерк, данные к которому взяты из посвященных ему статей Шаповаловой (ЖМП №4, 1945 г.) и Ведерникова (ЖМП №1, 1962 г.), а также воспоминаний знавших его лиц и архивных документов.

Стр. 363–364

Конец 50-х годов ознаменовался в нашей стране государственным наступлением на религию вообще и в особенности на Русскую Православную Церковь. Стали вновь закрываться храмы, монастыри и духовные школы. Начались гонения против представителей духовенства и активных прихожан. Митрополит Николай увидел, что тот modus vivendi Церкви в государстве, к достижению которого он приложил так много сил, находится под угрозой. Поэтому, продолжая в прежнем духе и направлении свою деятельность, он все же в ряде выступлений пытался указать на позитивное значение деятельности Русской Церкви как в отечественной истории, так и для современного миротворчества. Он указывал и на неложное упование Церкви на Своего Божественного Основателя и на Ея необоримость адовыми вратами.

Его выступления и проповеди этого периода имели целью не только сохранение имевшегося до того положения, но и способствование росту авторитета Русской Церкви в глазах общественности и также укреплению веры у ее чад. Это стало вызывать неудовольствие властей. В итоге, в июне 1960 г. Митрополит Николай был вынужден подать прошение об освобождении его от должности председателя Отдела Внешних Церковных сношений Московской Патриархии, а 15 сентября того же года об освобождении его от управления епархией. Еще ранее он был освобожден от руководства Издательским комитетом.

Скончался митрополит Николай 13.12.1961 г. в 6 часов утра в Боткинской больнице в Москве, куда он был помещен с инфарктом миокарда. Впрочем, многие верные были убеждены, что Владыку попросту убили по заданию КГБ, – в архивах сохранились письма в адрес Верховного Совета и правительства СССР с требованием расследовать это «несомненное убийство».

Стр. 436

Летом 1954 г. особенно усилилось наступление антирелигиозников на Церковь.

Митрополит Николай слал из Сухуми негодующие письма: «Духовенство и верующие Грузии переживают панику в связи с антирелигиозной пропагандой, ждут чисто физических репрессий, хотят прекращать архиерейские служения, прекратили звон, проповеди и т.д.»

Для подобных опасений имелись основания и у самого Митрополита Николая. В это же время лектор Московского горкома КПСС Владимирцев в своих выступлениях называл его «первым врагом народа», заявлял, что «он пока еще нужен нам для заграницы, а в свое время мы его обезвредим».

Стр. 471

В январе 1960 г. уполномоченный Г. Карпов резко поставил вопрос о проповедях Владыки Николая в московских храмах против массированной атеистической пропаганды и пригрозил найти этому «соответствующее реагирование».

Сменивший Карпова новый уполномоченный Куроедов (февраль 1960 г.) заявил, что органы власти будут значительно строже, чем раньше, контролировать выполнение духовенством законодательства о культах. Это означало усиление запретов и стеснений, плановое сокращение храмов и монастырей, духовных учебных заведений, духовенства, епархий и епархиальных центров.

Для осуществления намеченного плана необходимо было преодолеть сопротивление ряда открыто враждебных новой религиозной политике властей иерархов и прежде всего самого активного и влиятельного из них – Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, который в тот трагический для Церкви период проявлял незаурядное мужество. Власти не без основания опасались, что Владыка станет знаменем, лидером всех недовольных в Патриархии и может сплотить некую внутрицерковную оппозицию, что усложнит ситуацию в стране. Кроме того, их не устраивала и внешнеполитическая позиция Митрополита Николая.

В начале июня 1960 г. КГБ и Совет по делам РПЦ вошли в ЦК КПСС с предложением отстранить его от активной церковной деятельности и участия в работе общественных организаций.

21 июня на посту председателя Отдела Внешних церковных сношений Митрополита Николая сменил его заместитель – сторонник экуменического движения – архимандрит Никодим (Ротов).

Но Митрополит Крутицкий не отказался от избранного пути. Он разрешил передачу по Би-Би-Си своей проповеди в Голландии об антицерковных гонениях в СССР. Приехавшему в июле в Москву епископу Брюссельскому и Бельгийскому Василию (Кривошеину) Владыка заявил, что его уволили за борьбу с безбожием и привел многочисленные факты надругательства над чувствами верующих. (Волна грубейших и безобразных антирелигиозных демонстраций на Пасху 1960 г. по всей России).

Пытаясь сорвать Пасхальное Богослужение, хулиганствующая молодежь врывалась в храмы Киева, Таллинна, Риги, во многих храмах били стекла, стреляли в окна из ружей. Причем, чувствовалось явное попустительство, а то и содействие властей.

На вопрос епископа Василия, нужно ли сделать за границей известным рассказанное ему, Митрополит Николай заявил: «Можно и даже полезно». Подобные же сведения Владыка сообщил и чехословацкому профессору И. Громадке, председателю Христианских мирных конференций, и митрополиту Борису, главе американского экзархата и др. Митрополит явно стремился привлечь внимание мировой общественности к положению Церкви в СССР.

Вскоре Митрополит Николай, которого изолировали от общения с иностранцам, подвергся новым преследованиям. Куроедов потребовал устранения его от руководства Московской епархией. Патриарх предложил перевести Владыку на Ленинградскую кафедру. Владыка категорически отказался. Куроедов настоял на немедленном отстранении его от руководящей работы в Патриархии (19.09.1960 г.)

А 13.12.1961 г. Владыка умер в больнице при странных обстоятельствах. Близкие люди потребовали медицинского свидетельства о смерти. Врачебное заключение гласило, что болезнь усопшего якобы объясняется «переменой климата».

У морга собралась толпа верующих, кричавшая людям, приехавшим за телом: «Убийцы». Сохранились анонимные письма в адрес Верховного Совета и правительства СССР с требованием расследовать это «несомненное убийство». Все они пересылались для выявления авторов в КГБ.

Кроме того, вскоре был снесен дом, где жил Митрополит Николай, и закрыт храм, в котором он служил.

Выдержка из книги М. Яковлева «Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры Схиархимандрита Феофила (1929–1996)»

Стр. 48–50

Думается, что в настоящее время пора прекратить бояться и, сбросив оковы страха, посмотреть правде в глаза. Для того, чтобы до конца оценить ту обстановку, в которой приходилось работать о. Пафнутию, необходимо вспомнить текст «Открытого письма», написанного отдельными священниками в декабре 1965 года. Дело в том, что после опалы и трагической смерти Митрополита Николая Крутицкого, официальная Церковь перестала оказывать видимое сопротивление существующему политическому режиму. Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) не смог стерпеть надругательство над Церковью со стороны советской власти и стал открыто выступать в защиту Православия. Богоборцы всячески пытались устранить его от дел религии. Этому свидетельствует тот факт, что о. Николай (Ярушевич) с 1922 года по июль 1923 года по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде содержался в Бутырской тюрьме, будучи епископом Петергофским, викарием Петербургским, а с 1923 по 1925 год – в ссылке в Коми АССР.

В 1957 году, когда здоровье восьмидесятилетнего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия резко ухудшилось, в ЦК КПСС от руководителя Совета по делам Российской Православной Церкви (РПУ) генераллейтенанта КГБ Карпова Г. 18 апреля 1958 года поступила следующая информация: «Представляя медицинское заключение о состоянии здоровья Патриарха Алексия, Совет докладывает, что впервые, кроме болезни ног, он стал жаловаться на сердце. Это обстоятельство ставит перед Советом вопрос о перспективе дальнейшего руководства церковью на случай смены Патриарха, поскольку согласно Положению об управлении РПУ на случай смерти, или иных обстоятельств, в силу которых Патриарх не сможет управлять церковью, местоблюстителем Патриарха становится митрополит Крутицкий и Коломенский, которым ныне есть Николай. В таком положении осуществлять необходимое воздействие на деятельность церкви в необходимом нам направлении будет для нас намного тяжелее... В случае вступления в управление церковью митрополит Николай выдвинет ряд серьезных условий, направленных на усиление церкви и расширение ее деятельности, несмотря на рекомендации Совета» (Центр сохранения общественной документации, бывший архив общего отдела ЦК КПСС – ф. 5. оч. 30, д. 289, стр. 85). КГБ и партия коммунистов боялась о. Николая и небезосновательно. Осенью 1959 года митрополит Николай и его однодумцы атакуют Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, добиваясь обеспечения конституционного права граждан на свободу совести. А, потеряв надежду получить в совете поддержку и понимание, митрополит Николай хочет добиться личной встречи с Н. Хрущевым, в то время занимавшим пост руководителя государства и партии. Реакцией на эти действия был запрос Карпова Г. к Синоду РПУ, на который защитник Православия митрополит Николай ответил, что административными действиями на местах и действиями уполномоченных Совета в республиках и областях идет физическое уничтожение Церкви и религии, и эти действия поставлены шире и глубже, чем в 20-х годах. По мнению митрополита, после XXI съезда КПСС настал период «холодной войны» по отношению к Церкви. Все эти высказывания в защиту Православия на Руси не прошли безнаказанно для митрополита. 13 декабря 1961 года он будет отравлен в Боткинской больнице сотрудниками КГБ.

Памяти Архиепископа Петергофского

2 мая, в день иконы Божией Матери «Живоносный источник», в центре Петергофа, у собора Петра и Павла, на доме 40 по Санкт-Петербургскому проспекту состоялось открытие памятной доски выдающемуся церковному деятелю и ученому Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу).

Владыка Николай в 25 лет стал магистром богословия, в 30 лет – епископом.

В 1923 году был сослан на 3 года за Полярный круг, в 1935 году стал архиепископом Петергофским. Он знал 15 языков, удостоен 7 дипломов доктора богословия, был участником исторической встречи со Сталиным в 1943 году трех остававшихся на свободе иерархов. Архиепископ Петергофский был членом госкомиссии по расследованию злодеяний фашистских захватчиков. Во время эвакуации Патриархии в Ульяновск руководил в Москве делами Церкви, выезжал на фронт для передачи танковой колонны «Дмитрий Донской», средства на которую собрали верующие.

Удостоен медали «За оборону Москвы» и ордена Трудового Красного Знамени.

Алексей Сурков,

из газеты «Петергофский вестник», 1997 год.

Библиографический список изданий, упоминаемых составителями

1. Журнал Московской Патриархии. – 1992. – №7.

2. Митрополит Николай (Ярушевич). Слова и речи. (1957–1960 гг.). – СПб.: Сатисъ, 1994. – 270 с.

3. Православный Санкт-Петербург. – 1996. – №11 (53).

4. Православный Санкт-Петербург. – 1997. – №9 (63).

5. Яковлев М. JI. Жизнеописание скитоначальника Китаевской пустыни Киево-Печерской Лавры схиархимандрита Феофила (1929–1996). 2-е изд., доп. – Киев, 1998. – 336 с.

6. Митрополит Николай (Ярушевич). О Православии. (Из проповедей)/ Составил протоиерей Борис Шишко. – М. – Одесса, 2000. – 336 с.

7. Православный летописец Санкт-Петербурга/ Гл. ред. Л. А. Ильюнина. – 2001. – №8.

8. Московский журнал/ Гл. ред. А. Ф. Грушина. – 2001. – №12.

9. Сурков А. Его звали Николай Петергофский// Петергофский вестник. – 1996. – 14 дек. №50 (6257). – С.7.

10. Сурков А. Петергофский Златоуст// Петергофский вестник. – 1992. – 16 янв., №5 (5968). – С.З.

11. Сурков А. Епископ Петергофский// Петергофский вестник. – 15 марта 1997. – №11 (6270). – С.7.

12. Свидетель Православия: Светлой памяти Митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) (1892–1961). – М.: Правило веры, 2000. – 640 с.


Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр.

Комментарии для сайта Cackle