Источник

После войны

После войны в Русской Православной Церкви замечает, ся оживление и подъем религиозной жизни. Вторым лицом после Патриарха был Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай.

В это время он исполнял обязанности «министра иностранных дел» Русской Церкви.

Вся дипломатическая часть – связь с иностранцами всех рангов и степеней – лежала на нем. Все, чем занимается теперь целое учреждение – Отдел Внешних Церковных Сношений при Патриархии, насчитывающий десятки сотрудников, – делал он один при помощи трех-четырех человек, исполнявших, главным образом технические обязанности.

В это время он выполнял ряд важных поручений, среди которых бывали и весьма ответственные – государственные. Он, в частности, руководил массовым возвращением русских эмигрантов из Франции и других стран в СССР. Его появление во Франции осенью 1945 г. вызвало сенсацию среди русской колонии.

Благостный Владыка, елейный, с типично русским лицом, обворожительной улыбкой, носящий имя в честь святителя Николая Чудотворца, исконного покровителя Святой Руси, Владыка казался эмигрантам воплощением старой Руси, которая, как хотелось им думать, вновь ожила в дни войны.

Не надо при этом забывать, что старая эмиграция, особенно во Франции, была совершенно дезориентирована. Все старые эмигрантские газеты прекратили свое существование, старые общеизвестные деятели эмиграции или умерли, или доживали последние дни, или сами были полностью дезориентированы.

Как рассказывал Митрополит, вернувшийся из поездки в Париж, он имел обстоятельный разговор с И. А. Буниным, причем Митрополит считал возвращение Бунина вопросом решенным. (Говорят, только дикая расправа с Ахматовой и Зощенко в августе 1946 г. отрезвила старика и удержала от возвращения).

О чем говорить, если Н. А. Бердяев, знаменитая Кшесинская с сыном приняли советское гражданство. Митрополит Ев-логий принял Митрополита Крутицкого с распростертыми объятиями и воссоединился с Патриархией.

Надо ли удивляться тому, что тысячи простых людей, бывших поручиков, прапорщиков, титулярных и надворных советников потекли на Родину.

Но не всех Родина встретила приветливо. Многие из возвращенцев оказались в лагерях.

Знал ли митрополит о готовящейся им участи?

Конечно, нет! Он верил слову официальных лиц, обещавших неприкосновенность всем возвращающимся на Родину. Им владела одна лишь идея: восстановление и укрепление Церкви, утверждение ее существования на века.

Когда же позже, при Хрущеве, выяснилась вся эфемерность этих надежд, он нашел в себе мужество открыто выступить в защиту Церкви.

Работоспособность Митрополита была удивительна. Он постоянно разъезжал по всему миру, выступал на конгрессах, получал аудиенции у высокопоставленных лиц, управлял Московской епархией (кроме города Москвы, который находился в ведении протопресвитера Колчицкого), часто служил, произносил проповеди, часами благословлял молящихся, руководил «Журналом Московской Патриархии». И все это с большим присущим ему тактом, не спеша, соблюдая церковное благолепие, давая четкие и ясные инструкции.

Именно Митрополит Николай, а не Патриарх, был главным деятелем послевоенного возрождения Церкви в нашей стране.

Примечание

Сам Святейший Патриарх Алексий в ответ на приветствие Митрополита Николая в день тезоименитства Патриарха 25/II 1957 г. сказал: «Ваше Преосвященство, я очень тронут Вашим приветствием и благодарю Вас и всех здесь присутствующих, пришедших поздравить меня с днем Ангела всех моих сотрудников и особенно Митрополита Николая, который, говоря сейчас здесь о моей деятельности, преувеличил мою роль. Все богословские беседы с посещавшими нас гостями не мною велись, но Митрополитом Николаем. Все, что он говорил сейчас обо мне, относится к нему, и я все это сказанное перекладываю на него» (ЖМП, 1957 г., №3, с. 13)

Несмотря на блестящую международную карьеру, живет Владыка Николай очень скромно, в ветхом деревянном доме – Бауманский пер., 6. В этом доме когда-то жил Митрополит (Патриарх) Сергий.

Ему прислуживают две старушки, которые готовят ему пищу, убирают, стирают белье.

Один из самых видных деятелей Русской Церкви, человек, которого принимают английский король и архиепископ Кентерберийский, обедает за простым столом, на который вместо скатерти подстилается газета.

Простая железная кровать, угольник с образами, множество книг и в шкафу, и на полках, и просто на полу. Полы покосившиеся, скрипучие, из всех щелей дует. Необходим капитальный ремонт. Но сделать его невозможно: негде разместить вещи – книги. А на просьбу Владыки дать ему временное помещение, хотя бы в Новодевичьем монастыре, последовал отказ. До чего тесно и неудобно было его жилище, свидетельствует тот факт, что когда Владыка заболел, и надо было отправлять его в больницу, носилки не могли пройти по узким коридорам, сквозь узкие двери, и Владыку выносили через окно!..

Сейчас на месте бывшего дома по Бауманскому переулку, 6 находится детский сад с названием «Солнышко».

Без подписи


Источник: Златоуст XX века (Митрополит Николай (Ярушевич) в воспоминаниях современников) — СПб: «Нева-Визит», 2003. - 256 стр.

Комментарии для сайта Cackle