Азбука веры Православная библиотека профессор Николай Александрович Заозерский Памяти прот. А. В. Мартынова, проф. богословия Московского Сельскохозяйственного института


профессор Николай Александрович Заозерский

Памяти прот. А. В. Мартынова, проф. богословия Московского Сельскохозяйственного института

В ночи с 16 на 17-­е ноября неожиданно скончался Пpoтоиерей Александр Васильевичи Мартынов, Профессор Богословия в Московском Сельско-хозяйственном Институте, 44 лет от роду. Ранновременная кончина его произвела впечатление «невознаградимой утраты»1 для Учреждения, на службе которому он окончил жизнь.

Покойный был сын священника Ярославской губ. Любимского уезда села Мечеходова. Первоначальное образование он получил в Пошехонском Духовном Училище, затем в Ярославской Духовной Семинарии, из которой с отличной рекомендацией послан был в Московскую Духовную Академию и по выдержании экзамена принят был в число студентов её в 1878 году.

По окончании курса 1882 года 23-го сентября Советом Академии был избран на кафедру Патристики в звании Приват-доцента. Затем, вследствие введения нового устава и штата Духовных Академий, Высочайше утвержденного 20 апр. 1884 г. оставлен при Академии со званием Исправляющего должность Доцента по той же кафедре. По пред­ставлении диссертации на степень Магистра Богословия под заглавием «Учение Св. Григория Епископа Нисского о природе человека», М. 1830 г. и защите её, утвержден Св. Синодом в степени Магистра Богословия; в этом же году избран Доцентом Академии. В 1891 году Советом Академии Александру Васильевичу поручено было, кроме чтения лекций по кафедре Патристики, преподавание Английского языка в звании Лектора. В 1893-м году определением Св. Синода Александр Васильевич назначен был Ректором Харьковской Духовной Ceминарии: 5-го мая этого года Преосвященным Александром Епископом Дмитровским был рукоположен во диакона, 6-го ­ во священника и 9-го возведен в сан Протоирея. В Харьковской Семинарии Александр Васильевич служил только один год, совершенно неожиданно получив назначение на долж­ность Ректора Таврической Духовной Семинарии. В это время открылась при Московском Сельско-хозяйственном Институте Кафедра Богословия и должность Настоятеля при домовой церкви Института, и Александр Васильевич, от­казавшись от неожиданного назначения, занял эти долж­ности.

С 1894 года и началась его служба при Сельско-хозяй­ственном Институте.

С обычною ревностью и свойственными ему тактом Алек­сандр Васильевич снова вступил в должность профес­сора, осложненную теперь обязанностями Священнослужи­теля и Пастыря. В короткое время оп успел сориентироваться в своем новом положении и снискать себе ува­жение и любовь со стороны начальства, сослуживцев и студентов Института. Александр Васильевич был деятель­ными Членом Совета и Правления Института и председателем Распорядительного Комитета Общества вспомоществования нуждающимся студентам Московского Сельско-хозяйственного Института. В последние годы он нес еще и труды преподавания Богословия на женских курсах и в Женской Классической Гимназии С. Н. Фишер.

По должности Настоятеля и Пастыря Александр Василь­евич был благоговейным, ревностным и попечитель­ным деятелем, собирая свою разнообразную по духовному складу паству в храме Св. Апостолов Петра и Павла и в Петропавловской Церковно-приходской школе. И этот храм, и эта школа за непродолжительное служение Алек­сандра Васильевича получили обновленный прекрасный вид и были полны молящимися и ищущими света и отрады Веры Христовой: в храме пел хорошо организованный Г. М. Турским, Ассистентом при кафедре лесоводства, хор из любителей и учеников церковноприходской школы.

Александр Васильевич был «человек дела, разумного плодотворного труда», как характеризовал его в своей надгробной речи Проф. Н. М. Кулагин; и свою де­ловую ревность он все усиливал, опустив из виду, что расшатанное здоровье требовало как раз обратного отношения, и этим сократил свой жизненный путь, скончався вмале и исполни лета долга. Тем ценнее его поистине самоотверженное служение долгу, упорная борьба с немо­щами плоти ради святого делания на ниве Божией.

Разносторонность обязанностей была причиною того, что Александр Васильевич не имел возможности сосредо­точить своей ученой деятельности на какой либо богослов­ской специальности и оставить после себя трудов, которые бы обнаружили для всех его обширную начитанность, спо­собность к тонкому анализу, навык владения отчетливым, красивым стилем. Его магистерская диссертация и не­сколько статей в разных богословских журналах могут свидетельствовать лишь о том, какими прекрасными тру­дами мог бы одарить он богословскую литературу, если бы преждевременная смерть не прервала чрез меру напря­женной деятельности.

20 ноября Преосвященным Арсением Епископом Воло­коламским, Ректором М. Д. Академии с собором духо­венства в присутствии множества молящихся совершены были в Институтском храме заупокойная Литургия и отпевание усопшего, гроб которого, затем, профессорами и студентами вынесен был из храма, обнесен вокруг него, донесен до дома, в котором жил усопший, отсюда до катафалка, на котором и препровожден был тихою торжественною процессию до Всехскорбященского мона­стыря. Здесь пред вратами монастыря гроб был встречен Протопресвитером Успенского Собора Вл. С. Марко­выми и при колокольном звоне опущен в могилу на новом кладбище монастыря в соседстве с могилами незадолго перед тем почивших сослуживцев покойного: Профессора М. К. Турского и врача Е. П. Кондакова.

* * *

1

Слова К. А. Рачинскаго, Директора Сельско-хозяйственного Института.


Источник: Заозерский Н. А. Памяти прот. А. В. Мартынова, проф. богословия Московского Сельско-хозяйственного ин-та // Богословский вестник 1901. Т. 3. № 12. С. 788–790 (2-я пагин.).

Вам может быть интересно:

1. Nota bene к моей полемике с профессором Н. Н. Глубоковским профессор Николай Александрович Заозерский

2. Юбилей Казанской Духовной Академии профессор Василий Александрович Соколов

3. Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессоров А. П. Лебедева и А. П. Смирнова профессор Иван Николаевич Корсунский

4. Новооткрытые LOGIA IESOU, как церковно-исторический источник профессор Борис Михайлович Мелиоранский

5. Индифферентизм и скептицизм в религии: из журнала "Lenseignement Catolique" за 1880 г. профессор Николай Иванович Барсов

6. Библиография. Нравственная философия Вл. С. Соловьева [Рец. на:] Соловьев В. С. Оправдание добра. 2-е изд. М., 1899 профессор Николай Гаврилович Городенский

7. Положение святейшего Синода в ряду высших государственных учреждений профессор Тимофей Васильевич Барсов

8. Слово при закладке владимирского храма-памятника архиепископ Виталий (Максименко)

9. Религиозно-нравственные взгляды Кв. Горация Флакка профессор Александр Иванович Садов

10. Невежественная критика: Ответ «Церковным Ведомостям» Павел Васильевич Тихомиров

Комментарии для сайта Cackle