Азбука веры Православная библиотека патриарх Никон (Минин) Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи
Распечатать

М.В. Зызыкин

Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи

Содержание

Предисловие

Часть I.

Глава I. Введение. Значение Никона для современного церковного и политического самосознания i) Отношение Римского государства к языческой религии. Император Pontifex Maximus ii) Jus sacrum civile – составная часть государственного римского права. Оно не есть самостоятельная область права iii) Jus divinum naturale по своему источнику связано с естественным правом, регулирующем человеческие отношения iv) Жречество в понимании римлян не есть служение, установленное богами v) Римская государственная религия не имеет самостоятельной задачи и управление её делами ведает государство vi) Права Римских императоров в делах культа vii) Надзор за нравственностью в языческом Риме – обязанность государства и не дело религии viii) Суд по религиозным преступлениям в языческом Риме принадлежал государству ix) Материальные средства для государственного богослужения в языческом Риме даются государством x) Резюме о положении языческой государственной религии в Риме xi) Церковь Христианская как общество особое с своими целями, средствами, независимое от государства xii) О церковном законе xiii) Учение Иоанна Златоуста о церковном законе xiv) Органы церковной власти xv) Иоанн Златоуст о церковной власти в объективном смысле xvi) Характер церковных наказаний по Златоусту Глава II. О царской власти в Византии в отношении к Церкви. i) Отношение императора к Церкви христианской после признания христианства ii) Живучесть идеи Pontifex Maximus iii) Политика Константина Великого в отношении Церкви и политика других императоров, признавших новое отношение к новой религии iv) Император Констанций v) Златоуст о защите прав Церкви от мирской власти vi) Неизбежность протеста служителей Церкви против стремлений некоторых императоров поставить Христианскую Церковь на положение, занимавшееся языческой религией. Борьба против идей императора-понтифекса максимуса vii) Покушения на каноны в эпоху монофизитских споров viii) Юстиниан ix) Епископ Факунд Гермианский x) Теория императорской власти, опирающаяся на библейском представлении. Георгий Писидийский xi) Максим Исповедник xii) Св. папа Григорий Двоеслов xiii) Иоанн Дамаскин xiv) Феодор Студит xv) Император Лев Исавр. Эклога. Теория иконоборствующих об императоре-первосвященнике xvi) Система Эпанагоги xvii) Принцип защиты истинной веры императорами xviii) Идея императора – Божиего слуги, и императора – отражения Божественного Разума xix) Государство сближается с Церковью через стремление, чтобы его глава был отражением Божественного Разума xx) Теория симфонии в VI Новелле Юстиниана xxi) Теория первосвященника-царя. Ея внутреннее содержание xxii) Приоритет канона перед светским законом и принцип канона для царя. Проявление идеи оцерковления xxiii) Борьба за обязательность канона для императора. Феодор Студит xxiv) Патриарх Николай Мистик о значении о значении соблюдения канона царями xxv) Феодор Студит о своих идейных противниках в борьбе за канон xxvi) Зилоты и экономисты xxvii) Обязанность монахов в борьбе за канон по Феодору Студиту xxviii) Споры о правах императоров в церковных делах XI, XII, и XIII веков. Император Константин Дука xxix) Император Алексей Комнен xxx) Вальсамон о верховенстве канона над законом. Император Андроник Палеолог xxxi) Теория Димитрия Хоматина и Вальсамона о царском мѵропомазании xxxii) Император – покровитель всех православных христиан. Патриарх Антоний xxxiii) Причины неуспеха в применении на практике Византии идей защиты церковной независимости b) Формы, в которых проявлялась идея оцерковления государственной власти в Византии (преимущественно в Византийском придворном быту). i) Идея оцерковления государства ii) Отражение идеи pontifex maximus в быту и жизни Византийского императора iii) Идея охраны Церкви императором на соборах iv) Праздничные выходы Византийских императоров v) Византийский базилевс и Московский царь воплощают разные идеи c) Формы, в которых церковное сознание в Византии допускало участие императора в замещении Патриаршего престола. i) Положение Патриарха в Византийском государственном строе и участие царя, как, экдика Церкви, в его избрании ii) Право печалования Патриархов, как дополнение к идее царской власти iii) Резюме о течениях мы ли Византийской об императорской власти. Анализ церковных полномочий у пр. Заозерского d) Состав полномочий церковной власти. i) Церковь в смысле юридическом ii) О свойствах церковной власти iii) Полномочия церковной власти iv) Классификация полномочий церковной власти в католической науке v) О власти учения vi) Законодательная власть Церкви основывается на полномочии учения vii) О полномочии пастырства viii) Полномочия правительственные, вытекающия из полномочий священной власти. Полномочия законодательства ix) Кому принадлежит право законодательства в Церкви x) Об изменяемости канонов xi) Полномочия надзора в составе правительственных полномочий Церкви – производных из полномочий священной власти xii) Полномочия суда в составе правительственных полномочий Церкви xiii) Права императора в церковном управлении происходили от делегации со стороны власти церковной xiv) Византийский закон признавал Церковь как самостоятельный правовой организм Глава III. Идея царской власти в России до Никона. i) Заимствование Русью Византийской постановки церковно-государственных отношений ii) Источники русского церковного права iii) Перенесение идеи симфонии властей из Византии в Москву iv) Принцип первенства канона перед законом через Номоканон переходит в русскую жизнь v) Положение царя по Эпанагоге vi) Смысл утверждения императорами Синодальных решений в Константинополе vii) Действие в церковной сфере Номоканона и постановление Церковных Соборов не требовало государственных санкций viii) Соборы Церковные в Москве не почитали себя органами царской власти ix) Отсутствие абсолютизма в Московском государственном строе x) Самодержавие Грозного чуждо римскому абсолютизму; этому абсолютизму не учит и духовенство xi) Когда царь принимается Церковью в состав священного чина xii) Идея верховной власти на Руси до облечения её носителей в царский сан. Идея царя-эпистимонарха xiii) Нестяжатели и Иосифляне в учении о царской власти xiv) Князь Вассиан Патрикеев xv) Максим Грек об обязанности духовенства перед царями xvi) Князь Курбский о том же xvii) Иосиф Волоколамский о царской власти xviii) Архипастырские черты царской власти в Москве xix) Объем царской власти у Иосифа Волоколамского xx) Влияние падения Византии на русскую идеологию царской власти. Старец Филофей xxi) Архиерей Новгородский Геннадий xxii) Иосиф Волоколамский об идее царя-защитника православия xxiii) Предъявление Никоном нравственных требований к царю, чтобы он был орудием Божественной воли xxiv) Идея нестяжателей о необходимости для царя правости душевной xxv) Победа Иосифлянских идей xxvi) Митрополит Даниил xxvii) Митрополит Макарий xxviii) Митрополит Филипп xxix) Никон расширяет вопрос о царской власти xxx) Основы церковно-государственных отношений в Московском государстве. Теория симфоний в 42 гл. Кормчей xxxi) Недостаточная подробность формулы 42 гл. Кормчей xxxii) В чем выразился перевес представителя светской власти в Москве после половины XV века b) Сравнение идеи Русского царя с идеями Византийского Базилевса и её своеобразие. i) Особенности идеи царской власти в Москве по сравнению с Византийской идеей ii) Различия в чине венчания Византийских и Московских царей iii) Более глубокое восприятие идеи оцерковления в русской идее царской власти iv) Сравнение русского православного чина коронации с католическим v) Положение католического государя по отношению к духовной власти по булле Unam Sanctam vi) Домашний быт русских царей, как иллюстрация идеи царской власти vii) Выходы царя в Вербное воскресенье; смысл этого обряда viii) «Действо страшного суда». Интимная близость царя и Патриарха, установленная по чину ix) Великий пост и выходы царя перед наступлением Светлого дня x) Выходы царя в день Рождества Христова xi) Общая черта отличия Московских дворцовых обрядов от Византийских xii) Движущий принцип московского государственного строя. Аскеза. Значение обрядов xiii) Московский строй – отражение народного религиозно-нравственного воззрения на жизнь xiv) Идея аскезы, проникающая Московский государственный строй xv) Святые отцы о подвижничестве xvi) Значение аскезы для общественной жизни xvii) Элементы вечной ценности в Московском государственном строе xviii) Московская идея царской власти – отражение народного нравственно практического понимания христианства xix) Обрядовый характер Русского Православия. Значение обрядов xx) Расцерковление государства при Петре I xxi) Оценка Московского государственного строя с политико-воспитательной точки зрения. Джон Стюарт Милль xxii) Воспитательно-политическое значение Московского государственного строя xxiii) Образ пещного действа. Смысл его прекращения xxiv) Запутанность церковно-государственных отношений в практике Московского государства. Об отстаивании церковной самостоятельности xxv) В какой мере Никон защищал церковную самостоятельность xxvi) Перемена в царе Алексее Михайловиче, вызвавшая протест Никона xxvii) Историческая почва для этой перемены xxviii) Гипертрофия в определении значения царской власти в церковных делах у первых расколоучителей xxix) О взаимной переплетенности церковно-государственных отношений в Московском государстве c) Понимание царской власти у расколоучителей. i) Отзвуки цезарепапистской теории у расколоучителей. Иоанн Неронов, дьяк Феодор ii) Инок Авраамий iii) Собор 1660 г. о правах царя в Церкви iv) Слова царя Алексея Михайловича о правах царской власти в Церкви v) Общия черты в воззрении на царскую власть у расколоучителей и у Никона vi) Подъяк Феодор Трофимов о восхищении Никоном царского чина vii) Характеристика взглядов первых расколоучителей на объем царской власти d) Паисий Лигарид – истолкователь идеи царской власти в России, и опровержение его со стороны Никона. i) Паисий Лигарид, как представитель цезарепапизма и литературная борьба Никона с ним ii) Противопоставление Лигарида и Никона. Никон представитель святоотеческого русского воззрения на царскую власть iii) Сведения о Лигариде, доставленные западными учеными iv) Отзывы о Лигариде Патриарха Досифея v) Отзывы иностранцев-католиков о Лигариде vi) Отзывы о Лигариде Патриарха Нектария vii) Характеристика Лигарида Никоном viii) О подложных полномочиях Лигарида от Константинопольского Патриарха ix) Теория Лигарида о царской власти x) Слабость Лигаридовской аргументации xi) Заключение собора 1667 г. О власти царской и Патриаршей xii) Значение падения Никона для судьбы его теории, принятой на Соборе 1667 года xiii) Теория царской власти на Соборе 1667 г. есть последнее свободное выражение соборного голоса Русской Церкви об этом предмете Глава IV. О симфонии государства и Церкви. a) Учение Святых Отцов Церкви о назначении государства. Принцип взаимной независимости Церкви и государства. i) Основы симфонии Церкви и государства ii) О подчинении государственной власти. Папа Геласий. Иоанн Златоуст iii) С появлением христианства возвышается назначение государственной власти iv) Учение Св. Отцов и великих людей о значении государственной власти v) Цель объединяющая Церковь и государство. Св. Папа Лев Великий vi) Норма отношений Церкви к государству с святоотеческой точки зрения vii) С появлением Церкви государственный авторитет не умаляется viii) С появлением Церкви основной характер государственной власти не изменяется ix) С появлением Церкви умаляется лишь земное величие государственной власти x) С появлением Церкви государственная власть ограничивается в деле веры и благочестия xi) Отношение христиан к государственным законам xii) Принципиальное разграничение полномочий Церкви и государства. Вечность этих принципов xiii) Способы влияния Церкви на государство xiv) Церковные полномочия выше государственных по своему внутреннему свойству xv) Об определениях Церкви и влиянии их на положение Церкви в государстве xvi) Учение Отцов Западной Церкви (до времен разделения Церкви и после) об отношении государства к Церкви. Принцип симфонии xvii) Блаженный Августин xviii) Исидор Пелусиотский xix) Папа Геласий xx) Ive de Chartres xxi) Mauclerus xxii) Bossuet xxiii) Существенное различие между Церковью и государством, которого нельзя забывать в теории симфонии xxiv) Принцип взаимной независимости Церкви и государственной власти xxv) Святые Отцы о взаимной независимости церковной и государственной власти xxvi) Осия Кордубский xxvii) Папа Феликс III xxviii) Папа Стефан V xxix) Иоанн Дамаскин xxx) Феодор Студит. Папа Григорий II xxxi) Заключение о принципах взаимной независимости b) Принцип распределения компетенции между Церковью и государством. i) Разграничения сфер духовной и светской власти. Теория Филлипса ii) Подразделение духовных и светских полномочий по их непосредственной цели по Филлипсу iii) Теория симфонии о коллизии государственного закона с церковным iv) Овербек. Распределение дел по компетенции между Церковью и государством на три категории v) Православное государство не может мешать Церкви в осуществлении её Божественных полномочий vi) Установление самостоятельности церковной власти. О теории проф. Суворова касательно природы церковного законодательства и управления и её опровержение c) Русская каноническая наука о природе церковного законодательства и управления. i) О природе участия императоров на Вселенских соборах и формы этого участия ii) Суворовская теория игнорирует принципиальное ограничение государства с признанием Христианской Церкви iii) Необходимость отличать факт от нормы, выясняемый правосознанием iv) Церковное законодательство. Формы его развития. Теория митрополита Филарета v) Самостоятельность церковного управления. Теория Проф. Суворова об императоре как centrum uniatis vi) Теория Епископа Иоанна Смоленского о высшей Соборной власти, как форме Богоустановленной vii) Природа церковного управления не меняется от признания христианства государственной религией viii) Объяснение фактических вторжений императоров в дела Церкви ix) Сознание неправомерности вмешательства в дела Церкви со стороны императоров, допускавших такое вмешательство x) О теории императора великого первосвященника, оправдывавшей вмешательство царя в церковные дела d) Русская каноническая наука о природе церковного суда. i) О теории проф. Суворова касательно природы церковного суда ii) Церковный суд над священнослужителями iii) Взгляды на церковный суд в цезарепапистской теории Суворова, Каптерева iv) Недопустимость низведения Церкви до положения частной корпорации v) Суд Церкви на Вселенских Соборах vi) О суде Епископов по гражданским делам vii) О церковном судопроизводстве viii) Основная ошибка проф. Суворова в его цезарепапистской теории. Пр. Заозерский ix) Неприемлемость цезарепапистской теории e) Учение о превосходстве духовной власти и различные виды этого учения. Различие православного учения от католической теории. Отсутствие предпосылок для симфонии в ультрамонтанском и протестантском построении. i) Дальнейшее раскрытие теории симфонии. Идея верховенства порядка церковного над государственным ii) О недопустимости качественного уравнения государства и Церкви iii) О подчинении царя суду церковному iv) О невозможности католического клерикализма при православном понимании симфонии v) Изменение смысла теории симфонии властей в католическом мире (XI в.) vi) Католическое понимание теории симфонии vii) Католическая теория прямой власти Папы viii) Alvarus Pelagius. Папа Григорий VII. Иннокентий III. Honorius Augusti-dondus, Hugo de St. Victor, Thomas Cantuarensis ix) Emilio Crosa x) Критика теории прямой власти папы. Кардинал Торрекремата. Кардинал Беллярмин xi) Критика теории косвенной власти папы. Теория власти руководящей. Жерсон, Фенелон xii) Кардинал Антонелли xiii) Овербек о происхождении теории государственного главенства xiv) Святоотеческое понимание теории симфонии xv) Церковь и современное нехристианское государство xvi) Государство православно-христианское xvii) Возрождение в новое время языческой идеи государства xviii) Православное понимание симфонии xix) Корень католических воззрений на отношение Церкви и государства и отличие его от православного xx) О двоякой власти Христа Спасителя: по Божеству и как Искупителя xxi) Полномочия, данные Христом Апостолам xxii) Власть Христа – по Божеству xxiii) Христианство дает высший смысл существующим формам господства xxiv) Теократическая система Вл. Соловьева и иерократическая система Достоевского xxv) Смысл православной теории симфонии xxvi) Центр единения Церкви и государства в царской власти xxvii) Теория симфонии и протестантизм. Протестантский государь – носитель всей церковно-правительственной власти в Церкви xxviii) Евангелическая Церковь не признает себя обладательницей порядка, данного Богом xxix) Современное государство, освободившееся от церковных начал xxx) Католическое стремление к политической теократии xxxi) Теория всемогущества государства, как протест против папского всемогущества f) История теории симфонии в Византии и русском законодательстве. i) Теории симфонии в памятниках церковного и государственного законодательства, в частности на VII Вселенском соборе ii) Перенесение теории симфонии из Византии на Русь iii) Замена теории симфонии утилитарной системой при Петре I g) О санкциях в защите Церковью своих прав. i) Санкции Церкви в случае превышения государственной властью своих прав ii) Paul Janet о политике Святых Отцов. Тертуллиан iii) Св. Амвросий iv) Блаженный Августин о повиновении государству v) Папа Григорий Великий о подчинении государству vi) Протест духовенства против материальных угроз Григория VII, Бернард Клервоский vii) Символическое выражение симфонии. Вручение царем жезла Патриарху viii) О значении религии для государства. Аристотель. Лактанций. Папа Иннокентий II. Никон. Одно суждение проф. Масарика ix) Пальмер о возможности грядущего отпадения России от христианства и о возможности православной реакции x) Пророческие угрозы Папы Пия IX для Европейского мира xi) Пальмер о неизбежности разрушения русского царства в результате отступления от православных принципов строительства xii) Симфония властей как путь возрождения России

Часть II. Учение Патриарха Никона о природе власти государственной и церковной и их взаимоотношении.

Глава I. Учение Никона о царской власти. i) Борьба Никона с политическим староверством, уклонившимся в сторону цезарепапизма ii) Сравнение царства с священством iii) Источник царской власти и я её освящения. Духовная и светская власть независимы друг от друга iv) Кому вверена Церковь? v) О церковных законах vi) Об участии царя в церковном управлении. О правах царя по отношению к Соборам церковным. О Соборе 1660 г vii) Об участии царя в церковном управлении. О повышении ранга епископской кафедры viii) Царь – образец послушания церковным законам для народа. Церковный закон неприкосновенен для государства. Апостасии ix) О Церкви: её самостоятельность x) Для управления в Церкви необходимы епископские полномочия, а не от царя xi) Действие Антихриста: властительство над Церковью светской власти xii) Царь не компетентен в деле суда над епископами – клириками xiii) Положительные обязанности царя к церкви. Обязанности царя к церковной собственности xiv) Никон о своей службе царю xv) Никон различает обязанность царя к Церкви от его обязанностей к Патриарху xvi) Никон о сфере светских дел. О тяжести царского служения xvii) Власть царская получается независимо от священства, но им благословляется xviii) Где санкции для соблюдения царем заповедей Божиих? xix) Царская власть и значение пришествия Антихриста xx) Лигарид выдвигает новыя обвинения против Никона xxi) Никон о лжепророках цезарепапистах xxii) О власти удерживающей xxiii) Цезарепапизм – от духа Антихриста xxiv) Помощь Патриарха царю – быть царем православным xxv) О природе послушания царя Патриарху. Клятва 1652 г xxvi) О превосходстве священства над царством xxvii) Критика Никоном разных теорий соотношения духовной и светской власти xxviii) Никон о «Дарении Св. Константина Великого» xxix) Каждая власть происходит от Бога; юридически ни одна не выше другой xxx) В церковных делах церковный закон и Епископ выше царя xxxi) Каждая власть имеет свой порядок и права от Бога и должна их защищать xxxii) Юридическое равенство властей; духовное превосходство власти духовной xxxiii) Никон о мерах самозащиты Церкви. Заявление протеста и духовные наказания xxxiv) Не должно повиноваться закону, противоречащему канону xxxv) Возмездие за нарушение прав Церкви от Бога xxxvi) Никон и сам отказывается исполнять государственный закон, противоречащий церковному xxxvii) Духовное оружие царя в борьбе со злом – христианские добродетели: смирение прежде всего xxxviii) Праведность царя – основа прочности царской власти xxxix) Смысл ухода Никона в Воскресенский монастырь в 1658 г xl) Патриарх – нравственная сдержка для царя xli) Лигарид и Никон о праве обличения царя xlii) Об обязанности царя к Церкви и Ея предстоятелям xliii) Значение отказа Никона в прощении царю Алексию Михайловичу как царю xliv) Никон обвиняет царя Алексея Михайловича в том, что он перестал поступать, как подобает православному царю xlv) О времени Божьего наказания за нечестье xlvi) Никон указывает на современные несчастья, как на Божия наказания и предостережения xlvii) Уход Никона как мера протеста xlviii) Источник Никоновской теории соотношения властей: Св. Отцы xlix) Предшественники Никона (в России) в учении о превосходстве священства l) Юридическая природа участия Никона в государственных делах li) Право печалования lii) Чисто русское восприятие христианства Никоном liii) Мнение Каптерева о Никоне в отношении учения о царской власти liv) Никон в делах смешанного характера, т. е. касающихся Церкви и государства lv) Никон прибегает к содействию царя и в чисто церковных делах lvi) Теория симфонии властей (духовной и светской). Никон обеим властям отводит доминирующее значение каждой в своей сфере. Нарушение симфоний в 1658 и 1660 г lvii) О причинах ухода Никона. Мнение Соловьева, Пальмера, Горчакова, Беляева, Hermann'а lviii) О поводе к уходу Никона в Воскресенский монастырь lix) Никон о своем уходе в Воскресенский монастырь lx) Царь и право Патриарха на обличение lxi) Сравнение обличений Св. Филиппа и Никона lxii) Нарушение симфонии в строе Московского государства введением Уложения и расцерковления государства lxiii) Смысл борьбы Никона в свете последующих мер против Церкви lxiv) Различные способы Никона к поддержанию церковного направления в правительстве и обществе lxv) Сравнение учения Никона с католическими писателями о соотношении властей lxvi) Сравнение учения Никона с протестантскими писателями lxvii) Учение Никона о субъекте церковного управления перед судом русской канонической науки lxviii) Учение Никона о субъекте церковного законодательства перед судом русской канонической науки Глава II. Учение Никона о Патриаршестве. (Его учение по его сочинениям и по его жизни). i) Источник понятий Никона о патриаршестве и наших представлений о Никоновском понятии ii) О каноническом положении Московского Патриарха среди других Патриархов iii) Никон о правах Константинопольского Патриарха iv) Патриархи связаны канонами в суде своем v) Об особых привилегиях Константинопольского Патриарха и об Эпанагоге – их источнике vi) Неправильность Никоновского толкования IV, 9 и 17 vii) Мечты Никона о будущем положении Московского Патриархата viii) Арсений Суханов о Патриаршестве ix) Антагонизм в деле учреждения Патриаршества x) Сравнение воззрений Никона и Арсения Суханова xi) Церковно-обрядовая реформа Никона xii) Источник обвинений Никона в стремлении незаконно изменить свое место среди Патриархов xiii) Никон и идея III Рима xiv) Отношение Никона к Римскому Папе xv) Католическая идея папства и святоотеческое учение о самостоятельности Церкви xvi) Пальмер об идее самостоятельности Церкви и о порабощении Церкви в России b) Патриарх и Архиереи. i) Присяга епископов Патриарху ii) О двойной хиротонии Московских Патриархов iii) Централизация Церковного управления в Московском государстве iv) Учреждение патриаршества, как завершение централизации церковной власти v) Поучение Патриарха Епископу при поставлении vi) Причины централизации церковного управления и отсутствие для Патриарха самостоятельной опоры vii) Никон оспаривает приписываемое ему Лигаридом самопревозношение над епископами viii) О подчиненности Архиерея Патриарху (отзыв собора 1665 г.) ix) Ответы Никона на разные упреки ему x) О пожизненности Патриаршего сана xi) Никон о своем уходе в Воскресенский монастырь xii) Анафема 1662 г. Митрополиту Питириму, блюстителю патриаршего престола xiii) Анафема отрицающим особую природу дуовной власти xiv) Отношение Никона к церковным Соборам xv) О суде над Патриархом xvi) Никон склоняется к теории пентархии xvii) Об уходе Никона в Воскресенский монастырь xviii) Никон возвышает власть патриарха над отдельными архиереями, но не над Собором. О соборах xix) О Соборе 1660 г xx) Правила церковные о созыве Соборов и нарушение их в 1660 году xxi) Никон о соборе 1660 года и о признании его патриархом после ухода xxii) Никон об отсутствии своего отречения от кафедры xxiii) Церковное правило о созыве соборов xxiv) Никон о деятельности Собора 1660 г xxv) Никон о неправильности понимания Собором 1660 г. природы его ухода и о неправильном применении канонов xxvi) Никон о природе своего ухода xxvii) Причины непризнания Никоном канонической силы за Собором 1660 г xxviii) Архиерейская теория отношений Патриарха и архиереев xxix) Докладная записка царю Вятского Епископа Александра, как представителя этой Архиерейской теории xxx) Никон не сторонник Патриаршего единовластия в церковных делах xxxi) Никон о каноническом и неканоническом объединении Епископов xxxii) Голубинский о соборах, созванных Никоном xxxiii) Никон о составе Патриарших прав в Церкви xxxiv) Никон о совершении шествия в Неделю Ваий Патриархом и другими Архиереями xxxv) Никон о своем каноническом положении после ухода в Воскресенский монастырь xxxvi) Никон не допускает поставления нового Патриарха без своего участия xxxvii) Разногласия на Соборе 1660 г. о Никоне и мнение Епифания Славинецкого xxxviii) Мнение Иерусалимского Патриарха Нектария об уходе Никона xxxix) Уход Никона правительством сознательно истолковывается иначе, чем это было в действительности xl) Протест Епифания Славинецкого против лишения Никона Епископского сана xli) Постановление Собора 14 августа 1660 г. И мнение архимандрита Игнатия xlii) Никон не отрекался ни от священства, ни от кафедры xliii) Смысл ухода Никона xliv) Приезд Никона в Москву в 1662 году и показания старца Аарона xlv) Приезд Никона в 1664 году xlvi) Отстранение в январе 1665 г. от Местоблюстительства Митрополита Ионы за принятие благословения от Никона xlvii) Переговоры Никона с Собором об условиях отречения от кафедры в январе 1665 года xlviii) Проект контр-предложений Никону на Соборе в феврале 1666 г. Противоречие их Архиерейскими взглядами на положение Никона в декабре 1666 г xlix) Контр-предложение Собора Никону весной 1666 г. Есть признание, что Никон не отрекался от кафедры l) Насилие, совершенное судом 1666 г. над Патриархом Никоном, подрывает значение самого Патриаршества li) Развитие церковной Иерархии по Никону lii) Теория Феофана Прокоповича о царе-носителе церковной власти в противоположность Никону liii) Проф. Апостолид о правах государственной власти в Церкви Глава III. i) Основные принципы церковного законодательства в России до Уложения 1649 г ii) О церковной собственности iii) О судопроизводстве и других законах Уложения iv) Основные принципы церковного законодательства в России до Уложения 1649 г v) Суд над духовенством в гражданских делах vi) Суд приказа Большого Дворца в XVI и XVII веках vii) Протесты церковных властей против вмешательства воевод в церковные дела viii) Положение Патриаршей области ix) Система приказов в церковном управлении x) Патриаршая область и церковная реформа уложения xi) Реформа церковного суда по Уложению xii) Расширение сферы Монастырского приказа на практике xiii) Общая характеристика Монастырского Приказа. Отношение к нему Никона xiv) Никон о самостоятельной природе церковных полномочий, вытекающих из природы Церкви xv) Захват церковных дел царем – источник несчастия для него xvi) Понятие о Церкви у Никона и его критика основных принципов – предпосылок Уложения xvii) Суд не царский, а Божий xviii) Идеал, которым вдохновлялся Никон в начертании церковного суда по гражданским делам духовенства xix) Мнение Никона о природе церковного суда в гражданских делах духовенства xx) Никон о суде Церкви в гражданских делах духовенства xxi) Почему Никон объединяет подсудность духовенства и по духовным делам, и по гражданским xxii) Никон обвиняет Царя в пренебрежении им исторической традиции относительно суда по гражданским делам духовных лиц xxiii) Принятие Собором 1667 . идей Никона о подсудности суду Церкви гражданских дел духовенства и крушение его идей в 1701 xxiv) Другия причины для протеста Никона против захвата церковного суда государством. Ст. 83 и 84 Уложения xxv) Оценка Никоновского суждения о церковном суде в современной научной точке зрения xxvi) Учение Суворова о церковном суде xxvii) Критика Суворовской точки зрения xxviii) Суд Церкви в церковных делах – Божественное установление xxix) О суде Церкви над церковными служителями xxx) Самостоятельность церковного суда по происхождению и по компетенции xxxi) Положение императорских комиссаров на суде, производившемся Вселенскими Соборами xxxii) Природа церковного суда по гражданским делам духовенства; основа его в посредническом суде Епископов xxxiii) Различие в отношении Епископов Византийской Церкви к вторжениям в собственно церковный суд и к сокращению церковного суда по гражданским делам духовенства xxxiv) Учение Никона о церковном суде и точка зрения современной науки (Заозерский) О церковной собственности. h9 i) Секуляризационные стремления Московского правительства в отношении к Церковной собственности h9 ii) Меры уложения относительно церковных имуществ h9 iii) Вообще о секуляризации церковных имуществ и мнение Никона об этом h9 iv) Неприкосновенность церковных имуществ по церковным правилам h9 v) Никон о захвате царем церковной собственности и о наказании за это h9 vi) Никон о субъекте церковной собственности h9 vii) Никон об обязанности материальной помощи Церкви еще в Ветхом Завете h9 viii) h9 b) Видение Патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1661 году, по свитку Московской Синодальной Библиотеки, напечатанное в «Христианском Чтении» за 1885 год. h9 i) Сон Никона 12 января 1661 г. и напоминание царю о наказании Божием h9 ii) Никон о вознаграждении Богом за жертвы, принесенные Его Церкви h9 iii) Точка зрения Никона, с которой он критикует Уложение Никон о судопроизводстве и других законах Уложения. h9 i) Законы Уложения о судопроизводстве h9 ii) Никон о необходимости в общественной жизни дать большее проявление началу церковному h9 iii) О сравнении царя с Богом h9 iv) Никон о тщете земного величия. О необходимости оцерковления жизни h9 v) Никон о несправедливости законов Уложения, карающими строже людей нисшего социального положения h9 vi) Никон о статьях Уложения, парализующих пастырское воздействие h9 vii) Никон о неправильном принципе Уложения для повышения и понижения наказаний h9 viii) h9 ix) Никон в вопросе применения Кормчей вместо Уложения; о внесении им изменений во второе издание Уложения. О приостановке действия Уложения. Выделение патриаршей власти из действий Уложения h9 x) Идея Никона – оцерковление государства – противоположность идее, растворяющей Церковь в государстве h9 xi) Никон о государственной апостасии и о гибели царства как её следствии h9 xii) Никон об Антихристе, захватившем власть в Церкви h9 xiii) h9 xiv) h9 xv) Никон о грядущей гибели Московского царства. Проклятие за нарушение церковной собственности h9 xvi) h9 xvii) h9 xviii) Смысл клятвы 22 июля 1652 г. в историческом освещении h9 xix) h9 xx) Никон о праведности царя и о власти удерживающей пришествие Антихриста Глава IV. Об уходе Никона в Воскресенский монастырь 10 июля 1658 года. i) Уход Никона из Москвы в 1658 году – центральный факт его деятельности ii) Соловьев об уходе Никона iii) Критика Соловьевского изображения ухода Патриарха Никона из Москвы и его объяснения этого события iv) Фактическая сторона ухода Патриарха Никона изложена Соловьевым неверно. О свидетельских показаниях 1660 г v) О природе ухода Никона из Москвы в 1658 году vi) Прощальная речь Никона в Успенском соборе 10 июля 1658 г vii) Толкование речи Никона Пальмером viii) Поучение Златоуста, читанное Никоном 10 июля 1658 года, как ключ к пониманию отдельных выражений его речи, и его объяснение с боярами, присланными в Собор ix) Никон не отрекался от патриаршества x) Дополнительная характеристика свидетельств на Соборе 1660 года xi) Уход Никона – протест против нарушения царем клятвы и мера архипастырского воздействия xii) Ответ Никона Лигариду на обвинение его в гордости по поводу его ухода xiii) Центральная идея Никона – борьба с секуляризационным духом времени во всех его проявлениях xiv) Никон о грехе, как причине всех несчастий, в частности о клятвопреступлении xv) Неизбежность Никоновского ухода xvi) Стремление опорочить Никона в сочинении Лигарида и влияние его сочинений на мнение Соловьева и Каптерева о Никоне и в частности об уходе Никона в 1658 г xvii) Разъяснение мнимых противоречий Никона о своем уходе, находимых проф. Каптеревым. Суждения Каптерева базируются на показаниях опороченных врагов Никона xviii) Показания личных врагов Никона: Александра, Епископа Вятского, Ивана Неронова и Лигарида о характере Никона, воспринятые Каптеревым как истинное объяснение xix) Личные отношения к Никону со стороны Епископа Александра, Ивана Неронова. Невозможность принимать их свидетельства о Никоне xx) О невозможности принимать свидетельства Лигарида о Никоне, в виду стремления Лигарида построить свою карьеру на обвинении Никона xxi) О вопросе Каптерева, оставил ли Никон Патриаршество или это было притворство. О мнимых противоречиях в заявлениях Никона xxii) Каптерев игнорирует важное каноническое правонарушение: царь поручает Митрополиту Питириму управлять Патриархией, не обращаясь к Никону и не поминая его, как Патриарха xxiii) Причины изменений в тоне Никона – каноническое правонарушение – поставление Митрополита Питирима в самостоятельное управление Церковью, независимо от Никона xxiv) Произвольность предположений Каптерева об изменении настроения Никона относительно природы оставления престола. Объяснение перемен Никона – в окружающих его событиях xxv) Как Никон смотрит на возможность своего возвращения на Патриарший Престол в Москву xxvi) Взгляды Каптерева на «отречение Никона» xxvii) Средства, которыми отстаивал Никон свое миросозерцание xxviii) Глава I. Учение Никона о царской власти xxix) Глава II. Учение Никона о Патриаршестве. (Его учение по его сочинениям и по его жизни) xxx) Глава III. Основные принципы церковного законодательства в России до Уложения 1649 г xxxi) О церковной собственности xxxii) О судопроизводстве и других законах Уложения xxxiii) Глава IV. Об уходе Никона в Воскресенский монастырь 10 июля 1658 года b) Вместо предисловия к III части.

Часть III. Падение Никона и крушение его идей в Петровском законодательстве. Отзывы о Никоне.

Глава I. Положение Патриарха в Московском государственном строе. i) Положение Боярской Думы в строе Московского Государства ii) Соединенные заседания Боярской Думы и Собора Духовенства iii) Положение Патриарха в Боярской Думе. Положение Патриарха в безгосударное время iv) Взгляд иерархии на свое участие в государственных делах v) Государственное значение Патриарха vi) Рост царской власти влек за собой рост и патриаршей власти vii) Титулы Патриарха Московского «всея Великие, Малыя и Белыя России» viii) Состав различных государственных прав патриарха Никона; его права в государстве, как патриарха в силу этого сана и права, как государственного регента ix) Бытовое положение патриарха x) Скромность Никона в домашней обстановке и пышность в общественной xi) Прием Никоном Патриарха Макария. Обеды Никона с нищими в описании Павла Алеппского xii) Павел Алеппский о строгости Никона к духовенству xiii) С. М. Соловьев о нравах XVII века и о существовавших тогда наказаниях. Соответствие Никоновских архипастырских наказаний духу века и обычаям xiv) Заботливость Никона в отношении людей низшего социального положения xv) Враждебные Никону течения общественной мысли и его враги. Староцерковная партия, враждебная Никону в церковно-обрядовых реформах Глава II. Боярство и Никон. Приготовления к суду над Никоном. i) Либеральная боярская партия враждебная Никону в его защите прав Церкви в государстве ii) Бояре нуждаются в слабом царе iii) Совпадение интересов староцерковной и боярской либеральной партии в стремлении свергнуть Никона iv) Причины общего характера боярской вражды к Никону. Характеристика боярства XVI и XVII века v) Боярская реакция после Грозного и узко эгоистическая политика боярства vi) Результаты эгоистической политики боярства в половине XVII века, в частности местничества vii) Влияние Никона на государственные дела: приостановка местничества, война с Польшей; участие в ней Никона viii) Развитие военных действий с Польшей, а потом с Швецией ix) Возобновление местнических счетов после ухода Никона и роковое влияние их на войну x) Результаты столетней боярской реакции Грозному xi) Невознаградимость для царя потери Никона, как советника и поддержки против бояр xii) Стремление бояр устранить от Царя советника, сильного умом и энергией xiii) Разногласия Царя с Никоном в 1656, 1657 г. по церковным вопросам xiv) Бояре одинаково преследуют гениальных людей не своего круга, попавших к власти: Патриарха Никона, А. Л. Ордын-Нащокина xv) Никон в качестве Государственного советника сдерживал боярство, как раньше сдерживал его Грозный и Патриарх Филарет советник Царя xvi) Боярские фамилии, давшия главных врагов против Никона. Двор Царя. Нравственные качества врагов Никона xvii) Причины боярской нелюбви к Никону, заключавшияся в характере Никона, а также из-за войн xviii) Перенесение в Москву мощей Св. Филиппа, как средство борьбы с духом века, и средство искупить вину царской власти перед митрополитом Филиппом xix) Трудность Никоновского пути к Святой Руси для бояр, недуховно настроенных xx) Никоновские требования церковной самостоятельности задевают бояр. Главной причиной вражды на Никона – боярству нужен Царь слабый, послушный, а не дополняющий себя в сильной личности xxi) Стремление Никона ввести церковность во все жизненные отношения. Он начинает с Царя xxii) Судьба Никона – судьба древних еврейских пророков xxiii) Неправильное понимание Соловьевым Никона и его идей xxiv) Петр I, как представитель идеи омирщения государства в противоположность идее оцерковления xxv) Соловьев верно определил психологические причины разрыва в царе xxvi) О причинах, послуживших к спорам между Царем и Никоном; оне в области не государственной, а церковной: поставление Киевского Митрополита в 1657 г xxvii) Средства борьбы бояр против Никона xxviii) Докуки Никону 1660–1663 г. от соседей Сытина и Боборыкина b) Приготовление к суду над Никоном. i) Назначение комиссии 23 декабря 1662 года. Собирание вин на Никона к Собору ii) Лигарид. Его вопросы-ответы iii) Вопрос о том, как составить правила, по силе которых обвинить Никона. Составление вопросов для отправки на Восток iv) Бояре побуждают старообрядцев составить петицию против Никона v) Неестественный союз бояр, принявших реформы Никона, с расколоучителями против Никона vi) Сторонники старообрядцев из боярства vii) Развитие раскола от пропаганды возвращенного Аввакума viii) Предупреждения в 1663 г. о личности Лигарида, полученные Никоном ix) Деятельность Лигарида в высшем управлении Русской Церкви x) Преследование правительством Никоновскихъ доброжелателей xi) Попытка отделаться от Никона посредством пострижения его в схиму xii) Чего добивались бояре посылкой вопросов восточным Патриархам? Их обвинения затрагивают не только Никона, но и Царя xiii) Неистовствующая злоба бояр, доказательства ея xiv) Обвинение Никона в названии Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом xv) Основная причина боярской злобы – не в Никоне, а в самих боярах xvi) Составление вопросов Патриархам и способы получения ответов. Посылка Иеродиакона Мелетия на Восток xvii) Письмо Иерусалимского Патриарха Нектария к Царю от 20-III 1664 г xviii) Мнение Константинопольского Патриарха Дионисия по Никоновскому делу xix) Мнение Иерусалимского Патриарха Нектария по делу Никона xx) Как подписали свитки Александрийский и Антиохийский Патриархи xxi) О неканоничности суда над Никоном с точки зрения его составления xxii) Патриархи Александрийский и Антиохийский не могли представлять Константинопольского Патриарха Парфения и Иерусалимского Патриарха Нектария xxiii) Стремление оправдаться Патриархов Александрийского и Антиохийского перед двумя другими за суд над Никоном xxiv) Патриарх Нектарий Иерусалимский возбуждает дело о Лигариде xxv) Кто был орудием против Никона, и кто действительно его врагом. Смысл этой вражды xxvi) Подробное разсмотрение вопросов, посланных Патриархам на восток, и ответов xxvii) Глава I ответов патриарших свитков xxviii) II-я глава ответов патриарших свитков xxix) III глава ответов патриарших свитков xxx) IV-ая глава свитков и V-ая xxxi) X, XI и XII главы ответов патриарших свитков xxxii) XIII глава свитков xxxiii) Глава XIV–XX патриарших свитков. Гл. XIV xxxiv) Глава XV свитков xxxv) Глава XVI свитков xxxvi) Глава XVII свитков xxxvii) Глава XVIII свитков xxxviii) Глава XIX свитков xxxix) Глава VI свитков xl) XXIV Глава свитков xli) Глава XXV свитков xlii) Вопрос о наличности вины Никона решается 30/XI 1666 г. в его отсутствие xliii) О троекратном приглашении Никона на суд xliv) Ложное заявление Патриархов о наличии у них согласия Константинопольского и Иерусалимского Патриархов xlv) Чем руководствовались Патриархи в суждении о деле Никона xlvi) Искусственные меры, принятыя правительством о деле Никона по правительственным источникам xlvii) В чем обвиняли Никона на суде? xlviii) Практика Константинопольской Церкви в отношении Иерархов, покинувших кафедру xlix) Обсуждение Никоновского ухода на Соборе между 16 февр. и 23 апр. 1666 г l) Историческая справка о разного вида уходах Патриархов и епископов со своих престолов. Выводы li) В результате исторической справки для бояр, чтобы окончательно отделаться от Никона нельзя было ограничиться одним обвинением в оставлении патриаршества lii) Необходимость для бояр, поддерживать версию о Никоне, как о человеке полупреступном Глава III. Суд. Ссылка. Прочия меры преследования от бояр. i) Источники наших сведений о суде над Никоном. ii) Дни судебных заседаний по делу Никона iii) Нарочитое умолчание оффициальных протоколов об обличении бояр Никоном и его разговоре с Царем iv) Как составлялись оффициальные протоколы соборных заседаний v) Что происходило в зале заседания 3-го или 4-го Декабря, на котором не было Никона? vi) (Гюб. II XIV глава) vii) Отношение Лигарида к католичеству во время дела Никона viii) Никон, отсутствуя при обвинениях его в опозорении Царя и своего стада, лишен был возможности точно определить свое обличение за приобщение к Лигариду ix) Незаписанный в протоколах инциндент обращения Царя к боярам и ответ Никона x) Сцена между Никоном и Царем xi) Основная идея боярства в борьбе против Никона xii) В чем обвиняли на суде Никона? Отсутствие обвинения его на суде в вохищении светской власти xiii) Собор неоднократно возвращается к вопросу об уходе Никона 1658 г. но не исследует этого вопроса xiv) Состав участников суда над Никоном xv) Обстановка суда xvi) Речь Царя и вопрос Никона о полномочиях от Константинопольского Патриарха. Обман Патриархов по отношению к Никону xvii) Допрос Никона об его уходе в 1658 г xviii) Заочное обвинение Никона в лжи и в оскорблении Царя через обличение в приобщении к католическому учению xix) Обращение Патриарха Паисия к Царю о причинах своего прихода и его самопротиворечие xx) Возобновление допроса об уходе Никона в заседании 5 декабря, опять без уяснения его основных причин xxi) Никон заявляет, что судящие его Патриархи теперь не Патриархи. Отказ Никона отвечать xxii) Намеренное искажение действий Никона его врагами xxiii) Чтение в заседании 5-го декабря патриарших свитков (14–24 главы) xxiv) Никон заявляет, что глава XV свитков содержит искаженный канон xxv) Никон вновь отрицает факт отречения от кафедры и говорит о гонении против него. В чем выразился гнев Царя? xxvi) Заявление Патриархов о своем апостольском преемстве и титулах xxvii) Разсуждения о суде над Патриархом xxviii) Возражение Никона против искажения и применения 12 Антиох. Правила xxix) Патриархи задают вопрос о наказании Никона греческим и русским епископам xxx) Приговор над Никоном прочитанный 5 Декабря, и ответ Никона xxxi) Необоснованность обвинений объявленных в протоколе 5 декабря xxxii) Тенденциозность суда над Никоном xxxiii) Окончательное судебное решение по делу Никона, читанное 12 декабря в Чудовском монастыре xxxiv) Обряд низвержения из сана, проделанный с Никоном 12 декабря xxxv) Мотивы действий Патриархов в суде над Никоном xxxvi) Отношение Константинопольского Патриарха к совершившемуся приговору над Никоном. Письмо Парфения IV царю xxxvii) Положение финансовое Лигарида в Москве xxxviii) Никон возлагал ответственность за приговор на Царя: это на Царя, но более виновными считает бояр xxxix) Судьба Никона в ссылке. Два течения в Москве в отношении к Никону xl) Никон не прощает Царя как Патриарх Царя, но прощает как человек человека xli) Отношение Царя к Никону в ссылке xlii) Никон сам также просил прощения у Царя за личные обиды. Его сообщения Царю о своей жизни в ссылке xliii) Никон в ссылке не признавал суда 1666 г. над собой каноническим xliv) Царь делает послабления Никону, когда с его вторым браком обезсиливаются Милославские xlv) Никон считает суд 1666 г. несчастьем для русского государства и Церкви xlvi) Никон отказывает в формальном прощении даже умершему Царю xlvii) Выявление боярской злобы после смерти Царя Алексея Михайловича, до тех пор сдерживаемой xlviii) Неурегулированность положения Никона в ссылке xlix) Надпись на крестах в Ферапонтовом монастыре l) Донос (ложный) на Никона в государственной измене (с Донскими казаками Стеньки Разина) li) Сношения Никона с Митрополитом Афанасием Иконийским, сообщающим ему об отношении к его делу Константинопольского Патриарха lii) Сообщения Никона о донских казаках liii) Возобновление преследований Никона в 1676 г. после смерти Царя. Собирание всех клевет liv) Почва, на которой явились клеветники на Никона в гнусных поступках и измене – усиление врагов Никона и желание приставов выслужиться перед ними lv) Заочный суд над Никоном 15 мая 1676 г., без предварительного допроса свидетелей и его самого одним доносам lvi) Умолчание Соловьева о характере свидетельских показаний и свидетелей на суде 1676 года lvii) Опровержение Никона на обвинения в 1676 г lviii) Показания свидетелей (1676 года) оправдывают Никона от клевет, но эти показания уже после суда lix) Отношение Никона к боярству lx) Бояре враждебные Никону, вышли из лиц, близких ко двору или занимавших высшие посты lxi) Участие Никона в государственной политике его времени lxii) Боярство, добившись осуждения Никона, обезсилило положение Патриарха в государственном строе lxiii) Сравнение Никона с Крижаничем и Петром I в политических идеях Глава IV. Народ и Никон. i) Любовь народа к патриаршему сану и к Никону ii) Отзывы о Никоне его современников-иностранцев iii) Челобитная монахов Воскресенского монастыря о возвращении Никона. Похороны Никона iv) Объяснение любви народной к патриаршему сану и к Никону. Патриарх – воплощение стремлений к правде v) Патриарх – выражение устремления к святости и оцерковлению жизни vi) Объяснение любви народа к Никону vii) Чудесное исцеление у гробницы Патриарха Никона в Ставропольском Воскресенском монастыре viii) Строгость Никона к духовенству объясняется стремлением поднять духовенство до целей высших ix) Нищелюбие Никона и участие к людскому горю, благотворительность x) Формы выражения Никоновского человеколюбия помимо благотворительности xi) Внешнее выражение любви к Богу. Постройка монастырей xii) Готовность и легкость Никона к полному прощению врагов при их покаянии xiii) Объяснение, почему Никон не мог простить Митрополита Питирима и Царя xiv) Почитание Никона народом вызывается не только перечисленными его чертами, но и невинным страданием за Церковь xv) Любовь Никона к юродивым xvi) Стойкость Никона в своих убеждениях и неустрашимость xvii) У Никона чисто русский подход к православию xviii) Уход Никона в Воскресенский монастырь – выражение не бездеятельности, а деятельности высшего напряжения xix) Идея греха – идея центральная в миросозерцании Никона. Он расценивает исторические события с религиозно-нравственной точки зрения xx) Пальмер об осуществлении Никоновских предсказаний и проклятий xxi) Никон, охраняя церковную культуру в старой Руси, опережает ее в своем отношении к образованию с одной стороны и в возстановлении святоотеческих идей с другой xxii) Взгляды Аввакума на образование, на русские обряды, на греческое православие. Критерий истины у него в русских современных ему формах православия xxiii) Отношение Никона к русским обрядам и чинам, до знакомства с приезжими греками и после xxiv) В каком смысле Никон хотел сделать Москву III Римом? xxv) Отношение Никона к науке. Его библиотека xxvi) Любознательность Никона. Его деятельность по устройству монастырей и деятельного монашества xxvii) Увлечение Никона всем греческим в начале патриаршества и нападки на него старообрядцев xxviii) Разочарование Никона в греческих представителях xxix) Никон взял с Востока все, что ему недоставало xxx) Стремление Никона насаждать просвещение xxxi) Поощрение Никоном развития церковного искусства xxxii) Заботы Никона об улучшении церковного пения xxxiii) Отличие Никона от Петра в отношении к западной культуре xxxiv) Любовь Никона к отечественной истории xxxv) Заветы Патриарха Никона. Его путь культуры xxxvi) Прообраз судьбы Никона и его дела в истории с соловьем Соловей в Иверском монастыре. h9 a) Грамота Патриарха Никона архимандриту Филофею с требованием уведомления о соловье, залетевшем в монастырскую соборную церковь. h9 b) Отписка Архимандрита Филофея Патриарху Никону на вышеприведенную грамоту. Глава V. Церковные реформы Петра I. i) Оценка Никоновских идей в свете Петровского разрушения церковного строя жизни ii) Уничтожение церковных обычаев Петром и государственного положения иерархии через удаление её из высших государственных учреждений iii) Прекращение права печалования Патриарха iv) Вмешательство Петра в церковные дела при Патриархе Адриане v) Дискредитирование Петром сана Патриарха в бытовом отношении vi) Изменение идеологии царской власти при Петре vii) Дискредитирование патриаршества в теоретическом отношении. Феофан Прокопович возраждает в «Розыске» идею Царя понтифекса максимуса viii) Феофан стремится дискредитировать патриаршество и в политическом отношении, намеренно его смешивая с папством ix) Переводы сочинений Пуффендорфа x) Основная идея Феофана – дать основу теоретическую для уничтожения патриаршества xi) Феофан о прекращении возношения имени Восточных Патриархов xii) Лютеранское направление реформы (в общественном смысле) xiii) Отзывы современных Петру немцев о церковной реформе Петра xiv) В чем проявился лютеранский характер церковной реформы Петра xv) Сочинения Феофана для образования народа, по поручению Царя написанные xvi) Книга Феофана, написанная против аскетического идеала xvii) Отношение Феофана Прокоповича к христианским вероисповеданиям xviii) Меры Петра против Церкви, предшествующия формальной замене Патриарха Коллегией xix) Отношение Петра к Церкви xx) Стефан Яворский о направлении Петровской церковной реформы xxi) Отмена патриаршества xxii) Влияние философии естественного права xxiii) Принципиальное покушение на церковную собственность со стороны государства xxiv) Значение отстаивания Никоном управления Церковью своей собственностью и вообще её неприкосновенности xxv) Отсутствие юридических оснований для отнятия у Церкви собственности xxvi) Монастырский Приказ при Петре 1701–1720 – орудие государства для подчинения всех церковных дел государству xxvii) Монастырский Приказ вмешивается в регулирование внутренней жизни монастырей xxviii) Строй церковный у Петра I входит в компетенцию государственной власти xxix) Петр не только восхищает на себя церковную власть, но и осуществляет ее не в церковном направлении xxx) Проведение государственного утилитарного принципа в церковную сферу xxxi) Борьба с древне-русским аскетическим идеалом xxxii) Влияние протестантизма на взгляд Петра на монашество xxxiii) Государство навязывает Церкви свое воззрение на монашеский чин xxxiv) Проникновение утилитарных стремлений Петра в регламентацию им монастырской жизни xxxv) Церковь перестает при Петре быть определяющей стихией государственного строительства xxxvi) Сочинение раскольника о Петре с протестом против превращения православного Царя в главу Церкви xxxvii) Протест народного чувства против попрания аскетического идеала xxxviii) Значение уничтожения патриаршества с канонической точки зрения xxxix) Значение уничтожения патриаршества с культурной точки зрения xl) Отличие положения Церкви в после-Петровский период от периода до-Петровского xli) Мысли о возстановлении патриаршества после смерти Петра и преследование за них xlii) Литературная борьба за возстановление патриаршества и аскетического уклада жизни. Маркелл Родышевский xliii) Сочинение Маркелла напоминает нам образ Никона xliv) Целесообразность Никоновских идей в свете Петровского разрушения Церкви xlv) Взгляды на реформу Петра с точки зрения Никоновских идей xlvi) Пальмер о Петре, как исполнении Никоновских проклятий xlvii) Пальмер об основном пороке русского государственного строя. Проникновение государственной идеи немецким духом и оторванность её от идеи народной. Предсказание о гибели русской государственности xlviii) Пальмер о значении падения Никона для русской истории xlix) Обязанность России в отношении к Никону l) Необходимость уничтожения греха, совершенного по отношению к Никону li) О возстановлении православного царства. Отправной пункт для построения церковно государственных отношений. Постановление Собора 1667 г. о власти Царя и Патриарха lii) Сопоставление 2-ой главы патриарших свитков с объяснительной запиской Патриархов об этой главе liii) Постановление Собора 1667 г. о власти царской и патриаршей есть оффициальное учение Русской Церкви и выражение народной мысли о православном Царе liv) В действительности Петр I боролся в России не с папским теократизмом, а с теорией симфонии властей. Петровская система территориализма lv) Петровская система территориализма или Иозефинизма. Мартенс фон-Тилинг lvi) Государственное еретичество Петра I lvii) О церковной власти Императора по Основным Законам lviii) Об идеале утилитаризма lix) Соотношение между учением Никона о православном царе и понятием русского самодержавия в русском сознании XX века; протест его против абсолютизации власти царя Глава VI. Отзывы о Никоне. i) Щербатов ii) Берх iii) Карамзин iv) Лигарид v) Самарин vi) С. М. Соловьев vii) Ундольский viii) Костомаров ix) Каптерев x) Митрополит Макарий xi) Каптерев xii) Ключевский xiii) С. Ф. Платонов xiv) Шушерин xv) О чудесах Никона xvi) Жизнеописание Никона по Шушерину xvii) О предсказаниях Никону об его будущем патриаршестве xviii) Павел Алеппский xix) Н. А. А. В Ч. О. И. и Д. Р. 1848. 5 xx) Митрополит Платон Левшин xxi) Щапов xxii) Архиепископ Филарет Черниговский xxiii) Н. А. А. в Правосл. собесед. 1860 г xxiv) Николаевский. Хр. Чт. 1883 г xxv) Субботин Н. И xxvi) Гюббенет xxvii) Пальмер. «The patriarch and the tsar» xxviii) Николаевский. «Жизнь Никона в ссылке» xxix) Бар. Мейербер xxx) Архидиакон Кокс xxxi) Д-р Коллинс xxxii) Униат Кульчинский xxxiii) Pichler xxxiv) Levesque xxxv) Hermann xxxvi) Стэнли xxxvii) Пальмер. «Dissertations» xxxviii) Theiner xxxix) Tondini xl) Palmieri xli) Грамота Восточных Патриархов 5 мая 1682 г xlii) Митрополит Антоний (Храповицкий) xliii) Дух Регламента. Смысл клеветы о замахах Никона на царскую власть xliv) Наше заключение об идеях Патриарха Никона  

 

«Никон, Божией милостию Патриарх, постави сей крест Господень, будучи в заточении за Слово Божие и за Святую Церковь на Белоозере в Ферапонтовом монастыре в тюрьме».

Варшава. Синодальная типография. 1931

Профессор Михаил Валерианович Зызыкин родился в 1880-м году в родовом имении Юркино, Калязинского уезда, Тверской губернии. По окончании юридического факультета Московского Университета он был оставлен в качестве приват-доцента при этом же университете. В 1921-м году он эвакуировался со своей семьей в Константинополь, а оттуда в Рим, где он и проживал вплоть до своего отезда в Софию, Болгарию, где он преподавал в местном университете. В 1929-м году профессор был приглашен на православный богословский факультет в Варшаву, созданный для православных меньшинств Восточной Польши. Там он занимал кафедры по Православной Социологии и Каноническому праву.

На этом посту он оставался вплоть до начала Второй Мировой войны, после которой вся семья переехала в Аргентину, где профессор и скончался в 1960-м году.

Будучи еще в Болгарии, он написал свой первый труд «О царской власти и законе о престолонаследии в России», а затем в Польше вышли его труды, из которых самый актуальный и важный – это «Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи» (в трех томах), а также «Тайны Императора Александра Первого» (один том), повествующий о старце Феодоре Кузьмиче.

Предисловие

От всего моего сердца приношу горячую и глубокую благодарность за издание моего труда в свет Блаженнейшему Митрополиту Дионисию, Главе Православной Церкви в Польше а также, Высокопреосвященнейшему Алексию, Архиепископу Гродненскому, великодушно приявшему на себя труд чтения и оценки книги.

Мысль об этой книге зародилась у автора во времена Московского Церковного Собора 1917 года среди грохота разваливавшейся русской государственности и потуг возрождения Русской Церкви в реформе. Невольно вставали общие и вечные вопросы церковно-государственных отношений.

Среди духовных отцов книги автор с особой благодарностью упоминает Высокопреосвященнейшего Киевского Митрополита Антония, всегда прославлявшего великого Патриарха.

Мысль автора осуществлена была много позднее в Болгарии при мощной духовной поддержке Преосвященнейшего Серафима, Епископа Богучарского. Памятно и содействие в трудных условиях того времени благородного светлейшего князя отца Андрея Ливена.

Автор признателен проф. Н. Н. Глубоковскому за просвещенные беседы. Он не может не вспомянуть добрым благодарным словом той нравственной поддержки, которую он встретил после написания книги со стороны своего бывшего учителя б. ординарного профессора Московского Университета А. Л. Байкова, а также и профессоров А. В. Карташева, Н. К. Кульмана и, ныне покойного, незабвенного профессора Варшавского Университета К. К. Дыновского.

Варшава. 27/XII 1930.


Источник: Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи (в 3-х частях) / М.В. Зызыкин - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2019. / Ч. I. Историческая почва и источники Никоновских идей. - 420 с.; Ч. II. Учение Патриарха Никона о природе власти государственной и церковной и их взаимоотношении. - 487 с.; Ч. III. Падение Никона и крушение его идей в Петровском законодательстве. Отзывы о Никоне. - 473 с. ISBN 978-5-4499-0327-3

Комментарии для сайта Cackle