Азбука веры Православная библиотека патриарх Никон (Минин) Поход великого государя святейшего Никона, патриарха Московского, всея Великой, Малой и Белой России, в 1656 г. в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь
А.К. Жизневский

Поход великого государя святейшего Никона, патриарха Московского, всея Великой, Малой и Белой России, в 1656 г. в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь

Источник

(по данным путевой расходной книги Патриарха)

Содержание

1. Общий взгляд на расходную книгу. Указание пути Патриарха Никона 2. Царевич Алексей Алексеевич сопутствует Патриарху 3. Порядок производства расходов и ведения расходной книги 4. Свита Патриарха, духовные и светские чины, обиходные люди 5. Патриаршие боярин и боярские дети 6. Заготовка продовольственных запасов 7. Заготовка одежды 8. Экипажи Патриарха 9. Пребывание Патриарха в Твери 10. Путь Патриарха из Твери в Вязьму 11. Пребывание Патриарха в Вязьме 12. Встреча Патриархом Царя 13. Путь Патриарха в Иверский монастырь. Освящение соборного храма 14. Обратный путь в Вязьму 15. Путь из Вязьмы в Москву 16. Благотворительность Патриарха 17. О ценах на разные предметы Цены в 1656 году  

 

1. Общий взгляд на расходную книгу. Указание пути Патриарха Никона

При обязательном содействии В.И. Холмогорова, по моей просьбе, сделана выпись из книги Патриаршего казенного приказа, хранящейся в Московском Архиве Министерства Юстиции, расходу деньгам, во время путешествия Патриарха Никона в 1656 г. из Москвы в Тверь, отсюда в Вязьму, из Вязьмы в Иверский монастырь1 и обратно в Вязьму и затем из Вязьмы в Москву.

Путешествие Патриарха Пикона продолжалось 4 месяца, с 1 сентября по 4 января. Хотя главное содержание этой книги составляет расход денег, коих изведено иудеям руб. 19 коп. 1 деньга, тем не менее, предметы расхода заключают в себе крайне интересные указания на государственную и церковную деятельность Патриарха, на домашний его быт и обстановку. Первоначально путь Патриарха был направлен в Иверский монастырь для освящения там соборного храма, но, по случаю болезни Патриарха, задержавшей его в Твери, он отправился в Вязьму для встречи царя Алексея Михайловича.

Одним из главных предметов расхода была широкая, щедрая раздача денег на милостыни монастырям (монашествующей братии), бедным, раненым, вдовам, нищим, больным, убогим, тюремным сидельцам и другим нуждающимся. Раздавались также деньги на церковное и монастырское строение. В расходной книге встречаются также частые выдачи служилым людям, в том числе раненым и больным, возвращавшимся со Шведской войны, кончившейся, как известно, не совсем удачно. В подобных расходах выразился благочестивый обычай русских государей, который усвоил и широко применял и Великий Государь, Святейший Патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России.

В записанных расходах можно видеть нередкие присылки к Патриарху от Царя гонцов с грамотами, а также от разных сановников. Несомненный интерес представляют цены, показанные на разные предметы, а также некоторые бытовые особенности расходов. Так как значительная часть расходов происходила в городе Твери, где Святейший Патриарх «немоществовал» в течении шести недель, и откуда путь совершаем был им сначала в Вязьму, для встречи Царя, а оттуда в Иверский монастырь и обратно в Вязьму, чрез Тверскую губернию, то подробные выписки из расходной книги патриаршего приказа могут представить немалый интерес для Тверской Ученой Архивной Комиссии.

2. Царевич Алексей Алексеевич сопутствует Патриарху

Значение этой книги усугубляется тем обстоятельством, что вместе с Патриархом прибыл в Тверь и царевич Алексей Алексеевич,2 старший сын царя Алексея Михайловича, находившегося в это время в Полоцке в ожидании конца переговоров о мире с Польшей.

В расходной книге упомянуто только один раз о царевиче, записано по пути из Твери в Вязьму, на 3 стану, села Тургинова, в деревне Поджогине:3 «дана за курицу, что поднесена государю, благоверному царевичу, – гривна».

Кром того, имеет, по всему вероятию, связь с пребыванием в Твери царевича, выдача здесь «по именному государеву патриаршему указу, истопнику государыни царицы и великие княгини Марьи Ильиничны Федьке Иванову, в приказ 2 рубля, приказал дьяк Лукъян Голосов».

Слова «в приказ», согласно приведённому ниже разъяснению Наместника Троицкой Лавры о. архимандрита Леонида, указывают на то, что царицин истопник Иванов находился в свите Патриарха.

О путешествии царевича Алексея Алексеевича, вместе с патриархом Никоном, видно также из грамоты патриарха, от 18 октября 1656 года, из Твери к Новгородскому воеводе, князю Голицыну, где сказано: «указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович... своему государеву сыну, государю царевичу .... Алексею Алексеевичу ... и нам богомольцам своим из Твери идти в Вязьму». Также упоминается о пребывании в Твери царевича: в отписке архимандрита Иверского монастыря Патриарху 10 октября 1656 года.4

3. Порядок производства расходов и ведения расходной книги

Запись расходов в разбираемой книге, к сожалению, сделана без обозначения месяцев и чисел, за исключением редких случаев. Счет был веден на рубли, полтины, полполтины, гривны, алтыны и деньги.5 О копейках и помину не было. Для большего удобства выдачи показаны мною в рублях, и копейках. Записи в расходной книге велись без графа, а подряд. Деньги выдавались по именным указам великого государя патриарха и по челобитным за пометою дьяков и по приказам их, а также и других лиц, как, например, ризничего, черного диакона Иова, который приказал выдать Желтикова монастыря архимандриту с братией на церковное строение 5 руб. Записывались также выдачи по счетам лиц, исполнявших какие-либо поручения, и, наконец, производилась раздача патриархом и «ручная» – «из своих рук».

В записях часто встречается выражение «но именному великого государя патриарха указу дворовым людям в приказ на сапоги», и т.п. Выражение – «в приказ», как объясняет Наместник Троицкой Лавры, отец архимандрит Леонид, означает, что содержание дворовых людей было натуральною повинностью одного из монастырей; повинность эта и отправлялась чрез приказ патриарший, одно из отделений коего заведовало содержанием дворовых слуг оного приказа, а, может быть, и «Патриаршего двора». Таким образом расход, «в приказ» подлежал возврату в домовую патриаршую казну, как сделанный за счет известного монастыря, или приказа.

Кто была, казначеем, – хранителем денежной патриаршей казны во время похода, – из расходной книги не видно; как равно не видно, кто вел счет расходам.

Предлагаемая выпись начинается так: «Во 165-м (1656) году великий государь святейший Никон, патриарха Московский и всея Великия и Малыя и Белыя России, был в походе в городе во Твери и изо Твери в Иосифов монастыре и изо Иосифова монастыря в Вязьме и из Вязьмы в Иверском монастыре, а из Иверского монастыря опять в Вязьме; а в том походе будучи сентября с 1 числа до генваря по 4 число дано в расхода, пойдучи с Москвы во Тверь на дороге на другом на стану в селе Чашникове того же, села Чашникова крестьянке вдове за стог сена, что скормили государевыми патриарховыми лошадьми, рубль, да четырем вдовам же милостыни по шести денег» и т.д.

Читая эти расходные статьи, необходимо иметь в виду громадную разность ценности денег в настоящее время против ценности их в 1656 году, так как, по мнению профессора Брикнера, цена денег в то время была в 15–20 раз выше против настоящего времени.6

4. Свита Патриарха, духовные и светские чины, обиходные люди

От Москвы до Твери пройдено было патриархом шесть станов, причем патриарх из Клина заезжал в вотчину Иверского монастыря, в село Изотово.

Патриарха сопровождала в этом походе многочисленная свита, в состав которой входили: боярин Борис Иванович Нелединский, два дьяка, четыре подъяка,7 более 12 патриарших боярских детей, 6 патриарших приставов и 20 стрельцов (из Москвы сопровождали стрельцы «Авраамова приказа Лопухина», а из Вязьмы – »Яковлева приказа Соловьева»). Одних «обиходных» разных чинов дворовых людей показано около 50 человек,8 в том числе: поваров 5, приспешников 4,9 истопников 2, подклюшник 1, подъячих 2, скатертников 2, сушильных сторожей 2,10 конюхов 17, (в том числе конюхов стадных 6 человек), к этому должны быть присоединены: подковщик 1, каретник 1, портных 4 (в том числе два поляка), казенный сторож 1. В свите патриарха были спеваки (певчие), но из статей расхода мы узнаем только двоих, которым сшиты были овчинные кафтаны и куплено по паре барановых сапог.

Из лиц духовного звания в расходной книге указывается четверо: государев патриарший крестовый поп Никон, у которого взята эпанча для боярского сына Федора Пуровского, за что дано попу 93 коп., да ризничий черный дьякон Иов, конюшенный и келейный старцы. О величине патриаршей свиты можно заключить также из того, что в Твери, в шесть недель куплено одних сальных свеч «на домовой расход» 1400 (на 2 р. 70 коп.) и в Твери же на домовой же расход сделано 3 пуда восковых свеч.11

Нельзя не обратить внимания, что в расходной книге не упоминается ни о патриаршем чашнике, ни о питьях, кроме меду и пива, что может служит указанием на строгую домашнюю жизнь патриарха.12

Какое множество лошадей было заготовлено под патриарха и его обиход, можно судить потому, что на каждом стану, было скормлено по целому стогу сена, а в селе Чашникове (Московской губернии) было скормлено два стога на 1 р. 50 коп. Во время пребывания в Твери патриарха, большая часть лошадей содержалась за городом, и куплено сена для домовых и стадных лошадей в течение шести недель на 13 р. 60 коп. При отъезде из Твери в Вязьму под патриарший обиход взято сто водвод из села Медного, вотчины Иверского монастыря; в Вышнем Волочке Новоторжским ямщикам уплачено за 63 подводы, а в Иверском монастыре Вышневолоцким ямщикам за 72 подводы. В патриаршем походе были лошади: обиходные, домовые, патриаршие, стадные и подводчиковые.

5. Патриаршие боярин и боярские дети

В расходной книге имеются следующие более или менее интересные указания на характер деятельности патриарших придворных чинов, боярина и боярских детей. Относительно боярина Бориса Ивановича Нелединского мы видим, что по челобитным, за пометами его и дьяка Лукъяна Голосова, было выдано «государевой конюшни конскому мастеру Ерофейке, что он стряпал около государевых, патриарховых лошадей, – за труды рубль».

Боярские дети, составляя двор патриарха, были употребляемы им для разных более или менее почетных и требующих доверия поручений. Так, Воин Григоров, как ниже будет сказано, был посылаем в патриаршие дворцовые села готовит хлебные запасы на дорогу (дано ему на дорогу 50 коп.). С Васильем Салмановым было послано в Иверский монастырь сто рублей, на покупку запасов для прибытия патриарха (дано на дорогу 50 коп.). Он же был послан потом в село Воскресенское (Новый Иерусалим) «для строения» (жалованья дано 5 р.). Сидор Макаров посылаем был из Твери в Краснохолмский Антониев монастырь за плотниками (дано ему на дорогу 10 к.). Гаврила Трусов ездил в Кий остров, в Ставрос монастырь13 к дьяку Ив. Кокошилову (за службу дано 3 р.)

Далее выписано в расходе патриаршу сыну боярскому Юрью Хореву, «что он был на Кие острове с дьяком Кокошиловым, за службу 3 рубля».14

Какое определенное содержание получали патриаршие боярские дети – не видно из книги патриаршего приказа, но, по всему вероятию, были определенные оклады, как следует заключить из одной записи, сделанной при патриархе Филарете Никитиче, который «пожаловал своего государева двора дворовых всяких чинов людей, велел им свое государево патриарховое полугодовое денежное жалованье на нынешний 135 года, дать противу прошлого 134 г. по книгам». Впрочем, в отношении выдачи жалованья, по-видимому, соблюдался и патриархальный обычай. Выдачи производились случайно, по мере надобности: давались деньги на дорогу при посылках по делам, выдавались деньги боярским детям «для их скудости на платье», за лошадь и т.п. Так, выдано «на 3 стану на Пешку» Петру и Дмитрию Григоровым и Фавсту Карякинскому на платье по 5 руб., а в Клине князю Ивану Шелешпанскому, Андрею Владыкину, двум Иванам Чуровским, Степану Серкову, Василию Володимирову, Василию Салманову, Федору Чуровскому, по рублю. Якову Карякину, приехавшему в Вязьму из Иверского монастыря, где наблюдал он за постройкой, выдано рубль. В Твери «Федьке» Чуровскому и Степану Серкову даны шубные кафтаны. кроме того, тому же Федору Чуровскому сделан впоследствии доломан,15 «да взяты ему штаны лазоревые» (60 к.). Патриаршим детям, которые шли со службы и зашли к Патриарху в Вязьму, челом ударить, по росписи 70 человек, дано на конский корм по 25 коп. человеку. По челобитной Иову Иванову сыну Владыкину «для его скудости» – полтина.

6. Заготовка продовольственных запасов

Для патриаршего похода в Тверь, были заготовлены хлебные запасы в Московских патриарших дворцовых селах: в Озерецком и Пушкине, куда был посылаем за этим патриарший боярский сын Андрей Григорьев. Для патриаршего похода, прямо через Тверь, в Иверский монастырь (несостоявшегося по случаю болезни, постигшей патриарха в Твери), был посылаем из Твери в «Медну», Торжок и Выдропуск «для заготовления запасов и питья, и конских кормов» подъячий Изот Иванов. Им куплено в селе Медном 10 четвертей солоду на 6 рублей, 5 пудов меду на 6 руб., груздей и рыжиков на 10 коп., сена на 4 рубля. В Торжке Изотом Ивановым выдано Рождественского монастыря игумену Ионе «на хоромное строение и на пиво, и на мед 20 рублей».16 На те же предметы выдано было им в Выдропуске (селе, принадлежавшем Иверскому монастырю) тоже 20 руб. В тоже время послано было из Твери в Иверский монастырь с патриаршим боярским сыном Василием Салмановым сто рублей, на покупку запасов для патриаршего «пришествия».

Кроме заготовленных хлебных запасов, были покупаемы разные харчевые припасы в Твери и в дороге. Так, между прочим, в Твери была куплена рогожа соли в 21 пуд 20 фунтов.17 Рыбу для стола патриаршего поставляли в Твери в течение шести недель четверо патриарших «ловцов», которым дано было жалованья по 2 руб. «за рыбную ловитву на государев патриархов обиход».18

В Вязьму была привезена монастырская рыба из Иверского монастыря.19

Припасы для стола были покупаемы в Твери подключником. Им в Твери израсходовано на мелочные покупки для патриаршего стола 2 руб.

Дорогою были также покупаемы припасы. По пути из Твери в Вязьму, был выломан улей пчел для патриаршего обихода, за что дано «Егорьевскому попу Ивану» 1 р. 50 к. и «Никольскому попу» дано за чан огурцов соленых, что у него взято в Вязьму, 2 руб. В Осташкове, по пути, куплено три тысячи сельдей, в тома, числе одна тысяча «браные», на выбор, и две середних. Из Осташкова повезены были питья и яблоки в коробке, для укрывания которых от морозу, были куплены войлоки и овчины.

На стану в Клипу записано: «подъяку Григорию Кирикову», что он поднес Государю патриарху шапку яблок, в приказ полтина. По пути дано за квас крестьянкам, у которых пили боярские дети 3 коп.

К расходам на продовольствие можно отнести записи в расходной книге о выдаче: в Твери сытному сторожу погребному за квасное варенье, в приказ, дважды по 50 копеек – 1 рубль; повару за стряпню для патриарха, – «что он варил государево патриархово кушанье, как немоществовал, – в приказ» дважды по полтора рубля, да истопнику 1 руб., «приказал троима, дать дьяк Лукьян Голосов».

7. Заготовка одежды

Выше было сделано несколько указании на то, что жалованье патриаршим слугам было выдаваемо одеждою и обувью. Эта одежда покупалась и частью была изготовляема дорогою. Была также в это время шита одежда и для патриарха и церковное облачение. Приводим для примера следующие записи: «Да Вязьмитину ж посацкому человеку Куземке Никифорову за два бобра, что у него взято на государевы патриарховы на три кошулки20 бельи, на две отласных, да на камчатную – 4 рубли». «Куплено про патриархов обиход у разных людей 48 лисиц, а за те лисицы 31 р. 15 алтын 2 деньги, да от тех же лисиц от дела да от 5 сороков от соболей 2 руб., да скорнякам, которые те лисицы и соболи в мехи собирали и шили, Московским стрельцам Аврамова приказу Лопухина Федьке Яковлеву с товарищи четырем человекам корму на 12 дней по 2 алтына человеку на день, итого 2 руб. 29 алтын 2 деньги» (2 руб. 88 коп.). Портным этого приказа, «что делали государевы патриарховы 4 кошули да рясу соболью и иные дела двум человекам на 21 день да двум же на один день по десяти денег человеку на день – итого 2 р. 6 алтын 4 деньги» (2 руб. 20 коп.). Портным, тоже, «стрельцам, 3 человекам корму, что они делали с домовыми мастерами в Федоровский монастырь пелены, патрахели, стихарь, подризник и иные домовые патриарши дела двои сутки» по 8 коп. человеку. Десяти стрельцам «что сделали дорогою десять стихарей подъяческих дорогильных21 и 4 пелены в Клин в Успенский монастырь (дано) корму за трое сутки» по 4 коп. – 1 руб. 20 коп. «Четырем портным от дела четырех теплых подъяческих кафтанов под киндяками,22 по две гривны от кафтана, да им же корму на два дни, что они делали государево патриархово платейцо с домовыми мастерами по 10 денег человеку. «Портному стрельцу за нагольную шубу, сделанную келейному старцу Иосифу, за работу две гривны». На обувь выдавались по большей части деньги, только в Осташкове куплено в домовую казну на расход, «12 обувей сапогов красных, кривых и прямых», т.е., сделанных на кривую и прямую колодки, за что заплачено 5 руб. 85 коп.

8. Экипажи Патриарха

Говоря о путешествии патриарха, следует упомянуть и об его экипажах. Из расходной книги видно, что из Москвы отправился патриарх в карете, по всему вероятию, той самой «заморской» карете, которую патриарх купил в том же году, для своих поездок, за 50 р. у немца.23 В Твери для каретной подушки и для патриаршего «тюшачка» (тюфячка) куплено 16 ф. хлопчатой бумаги.

В Твери для патриарха сделаны были сани, которые снаружи были окованы железом, а внутри обиты войлоками. Окрашены были сани архиерейскими иконописцами; для саней сделаны были два одеяла: одно лисье и другое овчинное. Впоследствии куплено пол аршина сукна лазоревого цвета на щит к саням за 12 коп.

В Вязьме, куда патриарх прибыл 5 ноября, для бархатного возка на обивку пошло 1600 медных, большой и меньшей статьи, гвоздей, меди зеленой тазовой 35 фунтов, 8 аршин сукна голубого на обивку внутри, 10 кож красных больших, да на верх кож под бархат, 4,5 аршина сукна гвоздичного цвета, да 5 аршин сукна лазоревого цвета в возок на постилку; (всего куплено на возок на 26 р. 75 к.). Кроме того, для возка был куплен шелковый галун, за которым посылаем был патриарший пристав в Смоленск, ему дано на дорогу 20 коп.; да еще дано каретному мастеру Герасиму Терентьеву за обивку возка и за шлеи корму на 11 дней, всего 66 коп.

9. Пребывание Патриарха в Твери

Пребывание в Твери патриарха продолжалось 6 недель (с 6 сентября по 18 октября), по случаю его болезни24

Оно началось с посещения им тюрьмы, в которой дано осьми сидельцам по 3 коп. человеку и тюремному сторожу 10 к. В это время приходили к государю патриарху челом ударить с пирогом Троицкого девичья монастыря старицы. Им дано 2 р. 38 коп. Пребывание патриарха в Твери ознаменовалось прибытием в этот город из Москвы иконы Иверские Божия Матери, которая привезена была на телеге – двуколке крестьянином патриаршего села Владыкина Федькою Афанасьевым. Икону сопровождали 10 человек стрельцов пеших; им дано по рублю, а крестьянину за двуколку 1 р. 74 коп.25

В это время патриарх построил деревянную одноглавую церковь «Афанасия и Кирилы Зверины». Ее построили в 2,5 недели плотники, вызванные из вотчины Краснохолмского монастыря, 20 человек.26

В бытность патриарха в Твери было обращено им внимание на Федоровский монастырь, приписанный в 1655 году 7 мая к Иверскому монастырю, вместе с Рождественским монастырем в Торжке, для того, чтобы патриарху и властям Иверского монастыря было где останавливаться.27 Монастырь Федоровский, как сказано в грамоте о приписке его, был пустой, и каменная в нем церковь была без кровли, почему патриарх Никон тогда же велел его строить и братию призывать.28 Из расходной книги видно, что в этот приезд патриарха в Тверь, по приказанию его, построена деревянная ограда около Федоровского монастыря и сделан вклад в церковь его двух икон, написанных иконописцами Тверского архиепископа Лаврентия, – одной местной Федора Стратилата и другой аналойной, а также поставной перед местной иконой свечи, раскрашенной теми же иконописцами, и к этой свече сделан был шандал (подсвечник) из белого железа.29

Судя потому, что в распоряжениях патриарха не упоминается о сооружении для него палат, можно полагать, что в это время уже были построены те в Федоровском монастыре патриаршие хоромы, о коих упоминается в писцовой книге города Твери Лариона Шишкова 1685 года. Быть может, патриарх и останавливался в этих хоромах,30 хотя, по мнению архимандрита Леонида, патриарх, бывши в Твери с царевичем Алексеем Алексеевичем, вероятно, имел пребывание с ним же в воеводском дом.31 Впрочем, всего вероятнее, что патриарх останавливался во владычном дворе, находившемся в Кремле.

10. Путь Патриарха из Твери в Вязьму

Болезнь патриарха, приключившаяся в Твери, изменила направление его пути, вместо того, чтобы отправиться из Твери в Иверский монастырь, патриарх 28 октября отправился в Вязьму навстречу государю, который, как выше сказано, в это время еще находился в Полоцке.

Путь был направлен на село Тургиново в Иосифов Волоколамский монастырь. Здесь «государь патриарх жаловал братию, кормил у себя в келье, а после стола дано на милостыню архимандриту 2 гривны, келарю 15 к., трем попам по 12 коп., 27-ми братьям рядовым по гривне». 

11. Пребывание Патриарха в Вязьме

В Вязьму патриарх прибыл 5 ноября и в тот же день ходил к обедни в соборную церковь, а оттуда заходил в тюрьмы.

На другой день патриарх ходил в собор к обедни, «петь молебен о государевом многолетнем здравии», по поводу приезда от государя с вестью спальника, князя Ромодановского. 12 ноября патриарха, ходил в Ивановский монастырь панихиды петь по боярине по Никите Ивановиче Романове.32 На другой день патриарх служил обедню и кормил братию. После обеда братии пожаловал милостыню: «попам по 5 алтын, двум дьяконам по 4 алтына, да рядовой братье 20 человекам по гривне человеку, а дорогою от обедни роздано нищим милостыни 10 алтын 2 деньги».

Из произведенных в Вязьме расходов, между прочим, обращают на себя внимание следующие.

В первый приезд патриарха в Вязьму был взят им из тюрьмы иноземец Ян Долматов. Ему были сшиты из лазоревого и красного сукна доломан и два кафтана, один теплый на заячьем меху, а другой дорогильный, по-польски. Также куплены ему чулки и сапоги. Потом, при вторичном посещении патриархом Вязьмы, дано ему же, иноземцу Янку, на деревянное масло 3 копейки и ему же (в приказ) 1 рубль. В Вязьме же было выдано «ржевским ямщикам старосте Демидке Рязанову с товарищи, что они повезли из Вязьмы государевых патриарховых ново призывных крестьян (белорусов) на Выдропуск,33 прогонов от Вязьмы до Торжка за 19 подвод» – 5 р. 73 коп. «Вяземскому казачьему атаману, который призвал за государя патриарха белорусов крестьян, в приказ – 2 руб.»

В Вязьме приходили к патриарху с пирогами на именины свои два подьяка, Гриша Тверитин и Филимошка Вершинин. По именному указу, в приказ дано им по полтине. 

20 ноября государь прибыли. в Смоленск, а 26 числа в Вязьму, где ожидало его царское семейство и где государь прожил более месяца; возвратился в Москву он лишь 14 января.

От государя были присылаемы к патриарху гонцы с «грамотами». По этому поводу записана в книге такая статья. «Четырем государевым гонцам, как пригоняли от государя из походу с грамотами к государю патриарху, в приказ в разных числах Парфенью Табалину три рубля, Илье Мошкову два рубля; Борису Бабину три рубля и Устину Зеленому два рубля».

6 ноября приезжал к патриарху в Вязьму с вестью от государя спальник, князь Юрий Иванович Ромодановский. Об этом записано так: «6 ноября ходил патриарх в город в соборную церковь петь молебен о государском многолетнем здравии, как приехал от государя спальник, князь Юрий Иванович Ромодановский; дорогою розданы нищим милостыни 1 р. 23 алтына».

Потом приезжал к патриарху от государя с грамотами государева, сокольник, Мина Теряев; ему дано на шубу 2 рубли. К патриарху приезжали гонцы с отписками (письмами) от разных сановников, как например, от Петра Потемкина,34 из под Орешка, два донских казака (в Твери дано по 2 р.) и от него же по пути к Вязьме нагнал патриарха стрелецкий пятидесятник Матюшка Торопчанин с товарищем (дано 3 р.). От Новгородского воеводы князя Ивана Андреевича Голицына приезжал тамошний стрелец (дано 1 руб.).

12. Встреча Патриархом Царя

О встрече государя, столь долго ожидаемой патриархом Никоном, в расходной книге записано так: «Государь святейший патриарх ходил из Вязьмы по Дорогобужской дороге в село Самлево встречать государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, жаловал на встрече ратных людей деньгами из своих рук и в те поры вышло в расход 37 р. 6 алтын 6 деньги» (37 р. 20 к.).

13. Путь Патриарха в Иверский монастырь. Освящение соборного храма

Из Вязьмы патриарх отправился, после 6 декабря, в Иверский монастырь, направив свой путь на Старицу, Торжок и Вышний Волочек. О пребывании патриарха в Иверском монастыре имеются указания в следующих записях.

«За освящение церкви (соборного храма) государевым патриаршим подъяконам и певчим, дьяком и подъяком 18 человекам, да Новгородского Митрополита подъяконам и певчим, дьякам и подъякам 12 человекам, дано по рублю, итого 30 р., да 2-м дъяконам Московского Успенского собору Василью да Новгородского митрополита по 2 р., – итого 4 руб.35

В Иверском же монастыре у государя патриарха в келье вышло в расход на раздачу 12 руб.

«В Иверском же монастыре, как был у стола боярин, князь Алексей Никитич Трубецкий с товарищи в трапезе и в те поры школьным ребятам, которые перед государем патриархом речь говорили,36 8-ми человекам по гривне».

Ранее сего, «в селе Богородицыне выдано было милостыни, как государь патриарх ходил из монастыря нарочно смотреть монастырского двора, школьным ребятам, которые перед государем патриархом речь говорили, 8 человекам по полтине малому, да маленьким 22 человекам по 10 алтын (по 30 коп.)».

«Да села Богородицына крестьянам и крестьянкам в розницу роздано 4 рубли».

В Иверском монастыре государь Патриарх пожаловал братии милостыни: архимандриту Дионисию – 2 р., наместнику, казначею, строителю, попам и дъяконам и крылошанам 32 человекам по рублю, да рядовой братье 95 человекам по полтине человеку, – всего 81 р. 50 коп.

14. Обратный путь в Вязьму

Из Иверского монастыря путь патриарха в Вязьму направлен был на село Полново у озера Селигера, Нилову пустынь, Осташков, Селижаров монастырь и Ржев.

В расходной книге не имеется указаний на выдающиеся обстоятельства этого путешествия, кроме щедрой благотворительности и посещения монастырей, Ниловой пустыни и Селижарова, о чем будет сказано ниже.

По прибытии в Вязьму, где еще находился царь Алексеи Михайлович, патриарх ходил в тюрьмы и пожаловал в трех тюрьмах 111 сидельцам по гривне человеку.

15. Путь из Вязьмы в Москву

Из Вязьмы путь патриарха к Москве был направлен на Можайск, где патриарх заходил в Лужецкий монастырь, и на Боровск, где по государеву патриархову указу, в Пафнутьеве монастыре дано братии милостыни: «игумену да келарю по полтине, соборным старцам 4 человекам, 5 попам, 3 дьяконам и крылошанам 8 человекам по 2 гривне человеку, да рядовой братье 42 человекам по гривне человеку.

16. Благотворительность Патриарха

Благотворительность патриарха Никона, за четыре месяца 1656 года, отмеченная в расходной книге, может быть выражена следующими цифрами. Патриархом роздано:

а) на монастырское и церковное строение ... 89 руб. 0 коп.

б) на милостыню монашествующей братии

в 14 монастырях, на 413 человек…………... 112 руб. 95 коп.

в) милостыни и пособия нищим, вдовам,

солдатам, раненым, бедным и другим нуждающимся …. 182 руб. 4 коп.

Итого: 383 руб. 99 коп.

Если же принять в соображение, что ценность денег в то время, как выше объяснено, была в 15–20 раз выше нынешней, то получится сумма около 7000 руб.37

Болезнь патриарха в Твери, задержавшая его в келье, по-видимому, помешала раздаче им милостыни Тверским монастырям, кроме Желтиковского, которому чрез ризничего черного диакона дано на церковное строение 5 рублей.

В расходной книге записаны следующие выдачи монастырям Тверской губернии.

В Торжке «Воскресенского монастыря игуменье – гривна, да рядовым 20 старцам по 6 денег, да Рождественского монастыря игумену Ионе две гривны, да черному попу 5 алтын (15 коп.), да рядовой братье, 10 чел., по гривне, да трапезнику их полтина», да нищим роздано на монастыре милостыни 4 р. 47 коп. 

В Ниловой пустыни дано милостыни строителю Нектарию38 две гривны, да братье, 32 человекам, по гривне и вкладу на монастырское строение 50 руб.

В Осташкове Пелагеины пустыни (ныне погост Рогожа) игуменье Фекле да рядовым 22 старцам по гривне и 5 руб. на монастырское строение.

Там же, «Осташковским 23 старицам безместным Прасковье да Голендухе (sic) по гривне»

В Селижарове монастыре игумену милостыни две гривны и братии, 22 человекам, по гривне.

Частным лицам милостыня выдавалась в размере от 2 денег до 2 рублей. Расходная книга представляет для этого разнообразный материал, из коего и постараемся воспользоваться некоторыми записями, касающимися более Тверской губернии. Вот эти записи. В Старице роздано милостыни нищим 44 коп.39 В Торжке, «по именному государеву патриархову указу девке слепой Матренице 2 рубля, да расслабленным Константину да Михаилу да Якову по полтине, да проводнику их гривна». «Да на Вышнем Волочку дано служивым детям боярским, которые шли с государевы службы, из Пскова, 18 человекам, по гривне, да 9 солдатам по шести денег». «Да в Осташкове, по государеву патриархову именному приказу, Ржевитину сыну боярскому Андрею Иванову сыну Толстова, для его скудости, 6 дочерям его, по рублю девке итого 6 рублей».

«В Селижарове монастыре вдове Офимье Ивановской жене Бабаева, на милостыню и на провоз к Москве, полтина».

Во Ржеве Володимирове дано 34 человекам стрельцам, которые идут с государевой службы и заболели в Ржеве, по 10 денег человеку». Нищим в Ржеве роздал подъячий Иван Зерцалов 2 руб. 51 коп. Во Ржеве дано государеву «трубачею» Богдашку Косаткину на шубу 40 коп.

На дороге из Ржева дано 4 человекам государевым «трубачеям» по гривне, дряхлой бабе – гривна и нищим роздано 63 коп.

«В Вязьме, по челобитным за пометою дьяка Лукьяна Голосова, служивым людем Петру Щетину с товарищи 8 человекам, да Тулеину Петру Иванову, да Быховским полоняником Федьке Леонтьеву да Якушке Федорову по гривне человеку».

Ранее сего, на пути из Москвы в Тверь, было выдано, в селе Щапове четырем Конюховым женам по 50 коп., нищему безногому 50 коп., деревни Беланец крестьянской вдове на лошадь два руб., всего в селе Щапове 5 руб. 14 коп. Но пути из Твери в Вязьму было выдано: «У Егорья на Лам вдовам дворянским женам Устинье да Анне по 2 гривны, да крестьянке их 6 денег, да проскурне Егорьевской две деньги, да поместного казака Родиона Белозерца жене вдове Авдотье с дочерью полполтины». «На встрече Окольничего Богдана Матвеевича Хитрова двум человекам гривна». Да на пути к Вязьме роздано, на встрече «служилым детям боярским, бедным и раненым и солдатам, и Вяземским нищим, мужикам и бабам, и ребятам 7 руб. 10 денег». 

«В Вязьме с 7 ноября по 6 декабря роздано нищим на милостыню и служивым всяких чинов людем и раненым 24 р. 76 коп.»

О милостыне тюремным сидельцам в Твери и Вязьме сказано было выше.

17. О ценах на разные предметы

На основании приведенных выше записей расходной книги составлен мною, при сем прилагаемый, список ценам на разные предметы, как-то: а) материи (ткани); б) меха; в) одежду и обувь; г) домашнюю утварь; д) съестные припасы; е) дорожные принадлежности и сбрую; ж) плату за работы; и з) плату за провоз.40

При этом нельзя не обратить внимания, что некоторые предметы в Твери брались у архиепископа и у священников с платою за них. Так у архиепископа Лаврентия взято 16 пудов 22 фунта железа «свейского» прутоваго, по полтине за пуд; у Воздвиженского священника Афанасия взяты были три шубных кафтана и т.д.

За работу мастерам уплачивалось или поштучно, или давались деньги на корм, по числу дней работы, или же вместе с поштучною платою давалось продовольствие натурою или отпускались на это деньги.

Нельзя не обратить внимания на количество восковых свеч, которое свечники скали (делали) для патриарха из домового воска. Так в Твери сделано 3 пуда свеч; потом делали в Иосифове монастыре и в Вязьме два раза.

Не лишним считаем отметить здесь, что в Твери государевыми каретными мастерами, поляками, Корюшкою Ивановым да Лазаркою Захаровым, сделаны были кресла для патриарха и за работу им дано 2 руб., и, кроме того, за обивку этих кресел дано портному Федьке Никифорову 1 рубль.

А. Жизневский

Цены в 1656 году


Предметы расхода Количество Ед. изм. Цена Сумма
I. Материи
1 Сукна
а) серого 1,5 аршин 5,33 коп. 8 коп.
б) голубого на обивку возка в Вязьме 8 80 коп. 6,40 руб.
в) гвоздичного цвета 4,5 60 коп. 2,70 руб.
г) лазоревого 5 60 коп. 3 руб.
д) светло-лазоревого 10 50 коп. 5 руб.
е) «свет» лазоревого 2,5 80 коп. 2 руб.
ж) красного 1,25 96 коп. 1,20 руб.
з) лазоревого к саням на щит 0,25 48 коп. 12 коп.
и) червчатого в соборную церковь на амвон 6 60 коп. 3,60 руб.
2 Шелку белого 0,5 фут 1,80 руб. 90 коп.
II. Меха
Овчин:
3 а) 16 шт. 9 коп. 1,44 руб.
б) 9 9 коп. 81 коп.
в) на санное одеяло и в запас 31 4,25 руб.
г) на кафтан 10 12 коп. 1,20 руб.
д) укрывать яблоки 1 12 коп. 12 коп.
е) в городе Вязьме 9 12 коп. 1,08 руб.
4 Мех заячий 1 1,20 руб. 1,20 руб.
5 Лисиц:
а) 48 31,47 руб.
б) на 5 кафтанов для опушки 2 60 коп. 1,20 руб.
в) да за недолис 3 3,25 руб.
6 Бобров 2 2 руб. 4 руб.
7 Выдряных пуха 3 12 коп. 36 коп.
III. Одежда
8 Шуба баранья 1 шт. 1 руб. 1 руб.
9 Шуба баранья для истопника 1 2 руб. 2 руб.
10 Кафтанов шубных 2 85 коп. 1,70 руб.
11 Тоже (у Воздвиженского попа Афанасьева) 3 36,67 коп. 1,10 руб.
12 Ветошь на тёплый кафтан 1 7 коп. 7 коп.
13 Эпанча в г. Вязьме 1 75 коп. 75 коп.
14 Эпанча серая 1 93 коп. 93 коп.
15 Штаны лазоревые 1 60 коп. 60 коп.
16 Чулки 1 12 коп. 12 коп.
17 Сапоги:
а) сафьянные желтые 1 шт. 77 коп. 77 коп.
б) барановые красные 1 70 коп. 70 коп.
в) тоже 1 80 коп. 80 коп.
г) прямые и кривые в Осташкове 12 48,75 коп. 5,85 руб.
18 Шелковых кистей к двум эпитрахилям 18 4 коп. 72 коп.
IV. Домашняя утварь
19 Тридцать ложек, два ковша, две лисы да два ведра 36 0,5 коп. 18 коп.
20 Шесть ковшей красных, да заставец, да за три братины, да за четыре ветошки 14 67 коп.
21 Коробка на яблоки 1 5 коп. 5 коп.
22 Коробок с внутренним замком и два висячих замка 3 10 коп. 30 коп.
23 Два новых топора и за наварку третьего 40 коп.
24 Замков
а) висячих 4 шт. 6 коп. 24 коп.
б) тоже 2 9 коп. 18 коп.
25 Два больших крюка к дверям, три крючка малых к красным окнам, две петли, да четыре скобы, пять колец 16 1,50 руб.
V. Хозяйственные материалы
26 Железа белого листов 8 шт. 50 коп.
27 Гвоздей
а) однотесных 2 000 2,40 руб.
б) двоетесных 1 700 2,52 руб.
28 Тридцать колодок гвоздья луженого 30 1 коп. 30 коп.
29 Скал 200 0,5 коп. 1 руб.
30 Батогов, укладу на брус, в келью и на погреб 8 3 коп. 20 коп.
31 Деревянного масла и за посуду 2,5 фунта 14 коп. 35 коп.
32 Сальные свечи
а) 1 400 шт. 2,70 руб.
б) 200 0,33 коп. 66 коп.
в) 300 0,35 коп. 1,05 руб.
г) в г Вязьме 500 0,29 коп. 1,44 руб.
33 Крашен уголья 49 3 коп. 1,47 руб.
34 Скипидару со скляницей 1,25 фунт 48 коп. 60 коп.
VI. Экипажные вещи
35 Попоны с повязками 5 шт. 21,75 коп. 1,08 руб.
36 Гужи
а) 4 шт. 12 коп. 48 коп.
б) ременные 1 12 коп. 12 коп.
37 Шлея ременная 1 20 коп. 20 коп.
38 Ремней на обрати 30 80 коп.
39 Хомуты
а) 2 с ременными гужами и шлеями 2 шт. 55 коп. 1,10 руб.
б) 2 ременные со шлеями и 2 льняные 4 23 коп. 92 коп.
в) кожаный 1 84 коп. 84 коп.
40 Войлоки
а) 2 короветенных и 2 на сани, на кресла 4 шт. 11 коп. 44 коп.
б) укрывать питье от мороза 2 12 коп. 24 коп.
41 Кож
а) красных 10 шт. 1 руб. 10 руб.
б) яловичная на шлеи 1 1 руб. 1 руб.
в) сыромятная 1 35 коп. 35 коп.
42 Рогож 5 3,6 коп. 18 коп.
43 Лубов для саней 8 7,5 коп. 60 коп.
44 Дровни для патриарших саней 1 36 коп. 36 коп.
45 Хлопчатой бумаги в патриарший тюфячок и каретную подушку 16 фут 20 коп. 3,20 руб.
VII. Съестные припасы
46 Ржи четверть 1 четв. 72 коп. 72 коп.
47 Солоду 10 четв. 60 коп. 6 руб.
48 Соли рогожа 20 пудов 20 фунтов 23 коп. 4,945 руб.
49 Курица, что поднесена в д. Поджогине (Турпиновского села) благоверному Царевичу 1 шт. 10 коп. 10 коп.
50 Сельдей браных 1000 и середних 2000 3 000 шт. 3 руб.
51 Чан соленых огурцов что взят у Тургиновского Покровского попа в г Вязьму на патриаршую долю обихода 1 шт. 2 руб. 2 руб.
52 Перцу тертого 2 фунт 24 коп. 48 коп.
53 Мёд патока 6 пуд 1,05 руб. 6,30 руб.
54 Мёд 5 пуд 1 руб. 5 руб.
55 Улей пчел, что выломан у попа Ивана (у Егорья на Ламе) на патриарший обиход 1,5 руб. 1,5 руб.
56 Яблок шапка 50 коп. 50 коп.
VIII. На довольствие рабочих
57 Четырем портным за работу патриархова платьеца с домовым мастером за 2 дня 4 человек 5 коп. 20 коп.
58 Портным стрельцам 3 человекам, которые шили с домовым портным в Федоровском монастыре пелены эпитрахили, стихарь, подризник и другие домовые патриаршие дела двои сутки 3 4 коп. 24 коп.
59 10 портным за тоже – Офоньке Фирсову с товарищами на 3 сутки 10 4 коп. 1,20 руб.
60 2 портным мастерам, которые делали четыре кошули да рясу соболью на 21 день 2 5 коп. 2,10 руб.
61 Четырем скорнякам, которые лисицы и соболи в меха собирали и шили, корму на 12 дней 4 6 коп. 2,88 руб.
62 За обивку возка каретному мастеру (в Вязьме) и делание шлей корму на 11 дней 1 6 коп. 66 коп.
63 За ковку железных полозьев под патриаршие сани тверским кузнецам и помогавшему домовому кузнецу ковать лошадей 30 человекам корму на два дня 30 2 коп. 1,20 руб.
64 На харчи подковщику лошадей на 32 дня 1 2 коп. 64 коп.
65 Подковщику на мясо на 12 дней 1 2 коп. 24 коп.
IX. Плата за работы
66 Пяти колокольным мастерам за литье колокола в Иверский монастырь –Петрунке Степанову с товарищ 5 человек 1 руб. 5 руб.
67 Иконописцам (тверского архиепископа Лаврентия), которые писали в Федоровском монастыре местную икону св. мученика Феодора Стратилата, другую и на аналойную поставную свечу пред местную икону 1,5 руб.
68 За работу кресел государевых двум мастерам 2 1 руб. 2 руб.
69 20 плотникам за работу церкви Афанасия и Кирилы и ограды Федоровского монастыря, кроме харчевого довольствия 20 1 руб. 20 руб.
70 Портному мастеру за обивку кресел 1 1 руб.
71 Четырем портным за работу четырех кафтанов с киндячной теплой подкладкой 4 20 коп. 80 коп.
72 Портному за шитье кафтана по-польски 1 46 коп.
73 За наварку четырех топоров казенных 4 47 коп.
74 Мастерам за обивку возка 50 коп.
75 Сытному сторожу Богдашку Арефьеву за квасное варенье – дважды по 50 коп. 1 50 коп. 1 руб.
76 Повару Тихонку за стряпню дважды по 75 коп. 1 75 коп. 1,5 руб.
77 Четырем рыбным ловцам за 6 недель по 2 руб. 4 2 коп. 8 руб.
78 За два пристуча в возок на место под подушки 2 7,5 коп. 15 коп.
X. Плата за подводы
79 От Вязьмы до Торжка за 19 подвод 19 подвод 30,16 коп. 5,73 руб.
80 От Вязьмы до Можайска 13 подвод 13 подвод 13,5 коп. 1,755 руб.
81 Из Можайска до Боровска 27 подвод 24 подвод 4,5 коп. 1,08 руб.
82 Из Твери до Вязьмы за 100 подвод ямщикам с Медного 100 подвод 1 руб. 100 руб.
83 Из Торжка до Вышнего Волочка новоторжским ямщикам за 63 подводы прогонов 63 подвод 10,67 коп. 6,70 руб.
84 Из Вышнего Волочка дано прогонов за 72 подводы до Иверского монастыря 72 подвод 13,5 коп. 9,70 руб.
85 Из Иверского монастыря до Волочка за 50 подвод замогорским ямщикам 50 подвод 7,15 руб.
86 Из Волочка в Тверь за 50 подвод вышневолоцким ямщикам 50 подвод 6,425 руб.
87 От Ржева до Вязьмы за 25 подвод 25 подвод 4,25 руб.
XI. Путевые расходы
88 Вдове за стог сена 1 руб.
89 Крестьянину Михейку за тоже 50 коп.
90 Крестьянину Терешке Калинину за тоже 60 коп.
91 Родьке Борисову за тоже 60 коп.
92 Крестьянину Федьке Афанасьеву за телегу двуколку 1,80 руб.
93 Конюшему за сено в 6 недель 13,60 руб.
94 Крестьянину Ивашку за стог сена 30 коп.

* * *

1

Иверский монастырь в Новгородской губернии, близ г. Валдая.

2

Царевичу Алексею Алексеевичу в то время было от роду с небольшим 2,5 года (родился 5 февраля 1654 г.). Вместе с царевичем Алексеем Алексеевичем на попечении Патриарха, во время путешествия его из Москвы в Тверь и отсюда в Вязьму, находилось все царское семейство, как то: царица Мария Ильинична, царевич Алексей и царевны, Евдокия, Марфа и Анна. Такое мнение высказано лично Ив. Ег. Забелиным, авторитетным знатоком истории домашнего быта русских царей и цариц. Это мнение тем дороже, что, ни в Дворцовых разрядах, ни в делах Московского Архива Министерства Юстиции и Главного Архива Министерства Иностранных Дел, несмотря на обязательное содействие в этих учреждениях не оказалось сведений о том, где находилась царица Мария Ильинична в сентябре и октябре месяцах 1656 г., когда царевич Алексей находился при патриархе.

3

Деревня Поджогино вместе с другими деревнями состояла при с. Тургинове Тверского уезда, которое в 1654 г. было пожаловано Царем Иверскому монастырю, по боярине Никите Ивановиче Романове, но в следующем году взято за Государя к дворцовым селам. (Акты Иверского Святоезерского монастыря № 56. Санкт-Петербург 1878 года).

4

Акты Иверского монастыря № 422.

5

Полтина – 50 копеек; полполтины – 25 копеек; гривна – 10 копеек; алтын – 3 копейки; деньга – 0,5 копейки (прим. ред.)

6

По мнению профессора Брикнера («К истории цен в России в XVII веке» – Исторический Вестник 1885 г. Май) при сравнении цен на разные предметы, в различное время, прежде всего, нужно сравнит между собою хлебные цены, так как цена драгоценных металлов, считается весьма шаткою, ибо зависит от изменения величины монетной единицы и от открытия новых руд. В XVI, XVII и XVIII столетиях изменялась монетная единица в России. При Иоанне IV из одного фунта серебра чеканилось 6 рублей: при царе Василии Шуйском – 6 рублей 30 копеек, при царе Михаил Федоровиче – 877 копеек, при царе Алексее Михайловиче 921,67–1024 копейки (Заблоцкий о ценностях в древней Руси). Как видно, продолжает профессор, из расходной книги Патриарха Никона (1651–1652 г.), четверть ржи около половины XVII века стоила средним числом 40–50 копеек, эта же цена хлеба показана и в других памятниках того времени. В настоящее же время четверть ржи стоит около 8 рублей, т.е. в 15–20 раз дороже, если так можно выразиться, чем при патриархе Никоне. Умножая показания о ценах XVII века в 15–20 раз, мы получаем цифру, дающую понятие о настоящей цене предмета, выраженной нынешними деньгами.

Касательно перевода к деньгам на октябрь 2022 года сделаем следующую грубую оценку. По реформе Витте 1897 года 1 рубль=0,774 гр. Au (1 гр. Au=3.375 руб.) = 2612 рубль (2022). Тогда рубль XVII века = 39–52 тыс. рублей 2022 при оценке через золото. Если же оценивать рубль через стоимость ржи, то цена ржи за 1 кг. В 2022 году около 9–13 руб.; четверть=210 л; плотность ржи 0,68 кг/л, и цена за четверть = (9–13)*210*0,68=1285–1856 рублей. Получаем 1 рубль XVII века = 2400–4600 рубль 2022 год (прим. ред.)

7

Помощники дьяков. Для них были сшиты шубные кафтаны под киндяком (набойка).

8

48 человекам выдано было в Твери на сапоги «для походного времени» по рублю.

9

Помощников поварских.

10

Выдающие харчевые запасы. Сытники – «в походах царских носят суды с питьем», – по словам Котошихина (Словарь Даля).

11

В записи значится: «да Тверичем свечником Никифору Ларионову, да Федьке Спирову от трех пудов от сканья, от свеч восковых, что они скали в домовом воску, на домововой обиход двадцать шесть алтын (78 коп.)

12

Кроме меду и пива были изготовляемы для Патриарха, как предметы угощения, квасы малиновые, черемховые, вишневые (Акты Иверского монастыря № 98).

13

Остров Кий на Белом море, от Онеги в 16 верстах: на этом острове патриарх Никон в 1656 году построил Крестный монастырь в память своего спасения, во время бури, близ этого места.

14

В Тверском музее находится икона с изображением Креста Господня, того самого, который был устроен патриархом Никоном в 1656 г. и пожертвован в Крестный монастырь на о. Кие. В крест этот вложены многие мощи, и украшен он драгоценными камнями. На иконе Тверского музея, писанной на холсте по левкасу яичными красками, изображены по сторонам креста предстоящие, св. равноапостольные царь Константин и мать его Елена и припадающие внизу царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и в самом низу патриарх Никон. Икона эта современного письма, – XVII века, величиною один аршин. Подобные иконы, только писанные масляными красками, находятся в Распятской церкви при Кремлевских теремах, в монастырях: Спасоефимовском и Новом Иерусалим, а также в церкви села Микулина Городища Старицкого уезда «Древности Российского Государства». На иконе, помещенной в «Древностях», изображен, кроме означенных лиц, и царевич Алексей Алексеевич, по-видимому, лет семи или десяти; на Тверской иконе его нет, быть может, потому, что эта икона была писана в 1656 году, когда был сооружен означенный крест и когда царевичу было с небольшим 2,5 года. Вышеприведенные записи о выдаче денег по 3 рубля за службу боярским детям Трусову и Хореву, бывшим с дьяком Иваном Кокошиловым на острове Кие, в Крестном монастыре, дают повод предполагать, что сооруженный патриархом в 1656 г. для этого монастыря крест был отвезен ими туда в том же 1656 году, подобно тому, как сооруженная икона Иверской Божией Матери доставлена в Иверский монастырь, о чем будет сказано ниже. Быть может, икона Креста Господня, находящаяся в Тверском музее, оставлена Патриархом в Твери, во время одного из его посещений, по пути в Иверский монастырь.

15

Доломан, длинная верхняя одежда, убранная пуговицами и цыровкою, Словарь Даля.

16

Рождественский монастырь был приписан к Иверскому монастырю для остановок патриарха во время пути.

17

352 кг. (прим. ред.)

18

У самой Твери были рыбные ловли, отданные в 1655 г. Иверскому монастырю в оброк, а потом пожалованные ему: «от Старицкого рубежа, от Симеона Святого по Яминский монастырь» (у самой Твери). Этими ловлями в то время завладел князь Яков Куденетович Черкасский, который, как сказано в жалобе патриарха: «приказал крестьянам рыбу ловить насильством, и они связывают паромы и всякими снастями рыбу ловят». (Гиббенет, «Дело патриарха Никона». II т. стр. 261). По писцовой книге Лариона Шишкова 1685 г., показаны эти ловли во владении строителя Тверского Федоровского монастыря.

19

Первоначально путь патриарха в Иверский монастырь, для освящения там соборного храма, назначался из Москвы через Тверь. Но, по случаю застав от морового поветрия, не пропускали ни к Новгороду, ни к Старой Руссе и оттуда, вследствие чего в Иверском монастыре был «недостаток в питиях»: также и рыбный улов был неудачен. Это обстоятельство, при постигшей патриарха в Твери болезни, не могло не иметь влияния на то, что патриарх из Твери отправился не в Иверский монастырь, а в Вязьму чрез Иосифов монастырь, откуда в ноябре было написано в Иверский монастырь о присылке в Вязьму «всякие рыбы и свежие, и просольные, сколько пристойно». Но опять, по случаю оттепели, замороженная рыба, 10 возов, растаяла, вследствие чего пришлось ее солить. А о живой рыбе, припасенной к прибытию в монастырь патриарха в садах (садках) сказано в отписке: «божиим изволением, а грехом нашим, бурным ветрием и волною сад разбило и рыба вся, что было в саду, вышла». (Акты Иверского монастыря Санкт-Петербург 1878 г.). Вообще способ доставления припасов, особенно рыбы, из вотчин, имел свои невыгоды. Так, в октябре месяце 1664 года пишет патриарх в своей грамоте архимандриту Иверского монастыря Филофею: «и как внесли одного сига (сваренного) в келью, и мы хотели отведать кушать, и есть от смраду лихово было ни как нелзе, а руки одна в три дни смрад тот вымыл, а кому подали и те переблевались с вашего жалованья, за стыд по куску проглотили, что я им подал от себя».... Далее продолжает патриарх: «Буде только сами такие же едите, и сами провоняете, чаят и в банях своих неделю не отмоете смраду того и оковитою горелкою вскоре не запьете». (Акты того монастыря № 184).

20

Кошуля – поддевок на меху, Словарь Даля.

21

Дороги – ткань азиатская, шелковая, полосатая и клетчатая. «Указатель патриашей ризницы», составленный Архиепископом Саввою.

22

Киндяк – бумажная набойчатая ткань (там же).

23

Исторический Вестник, 1885 г. октябрь. «Патриарший и царский быт».

24

Это было не первое посещение Твери патриархом Никоном. Не менее памятно пребывание его в Твери 1 и 2 марта 1654 года, на обратном пути из Иверского монастыря в Москву, когда патриархом открыты были мощи Святителя Арсения, в день памяти его, 2 марта, и заменены бывшие на Святителе потемневшие одежды новыми. (Историческое и статистическое описание Тверского Успенского Желтикова монастыря. Тверь. 1852 г.). В Тверском музее хранится фотографический снимок с картины, находящейся в Троицкой Лавре, изображающей вынутие из гроба мощей Святителя Арсения патриархом Никоном и замену облачений другими. Снимок этот пожертвован наместником лавры архимандритом Леонидом.

25

Икон Иверских было две: одна (Московская) в 1656 г. была при войсках, в Польском походе, вместе с митрополитом Корнилием и другими духовными лицами. Вторая, тоже подлинный список с чудотворной Афонской, была, вероятно, заказана патриархом Никоном для Иверского монастыря и была доставлена с Афона в Москву не ранее 1653 года; когда же был сделан на нее драгоценный оклад, то в 1656 году она и была отвезена в Иверский монастырь к освящению соборного храма, т.е. к 16 декабря 1656 года (сообщил отец архимандрит Леонид). 

26

Урочище «Зверины», или «Зверинец», находится на левом берегу реки Тьмаки у впадения её в Волгу; здесь был великокняжеский зверинец, от которого осталось небольшое озерко, в пятидесятых годах текущего столетия (XIX века), превращенное в доки пароходного общества Самолет. Здесь же находится церковь Св. Николая, что на Зверинце, так называемая в отличие, от другой церкви Св. Николая, что в капустниках, на противоположном берегу Тьмаки. Построенной патриархом Никоном церкви «Афанасия и Кирилы Зверины» не упоминается ни в переписной книге 1677 года Михаила Чирикова, ни в писцовой книге 1685 г. Илариона Шишкова, а упоминается церковь Афанасия и Кирилы в Афанасьевском девичьем монастыре, находившемся совершенно в другой местности.

27

Федоровский монастырь находился в устье реки Тьмаки, на острове, вблизи местности, называемой Зверинец, церковь Федоровского монастыря, во имя святого великомученика Федора Стратилата, освящена была епископом Варсонофием в 1328 году. Самый монастырь Федоровский упоминается за пять лет ранее сего, в 1323 году, в надписи, сделанной в том году на одной греческой рукописи, хранящейся в Рим, в Ватиканской библиотеке, писанной в Твери, в этом монастыре Фомой Сириянином («Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки». Проф. Казанской Духовной Академии Красносельцев). В той местности, где был Федоровский монастырь, в 1872 году и ранее открыто несколько каменных гробов.

28

Гиббенет. «Дело патриарха Никона» т. II, стр. 261 и «Акты Иверского Святоезерского монастыря», Санкт-Петербург 1871 год.

29

В это же время, по всему вероятию, сделан патриархом в Федоровский монастырь вклад рукописного толкового евангелия, блаженного Феофилакта Болгарского, с собственноручною по листам надписью, следующего содержания: «Святейшую книгу, Евангелие толковое повседневное Великий Государь Никон, патриарх Московский и всея Великия и Малыя и Белыя Руссии пожаловал своего Государева строения Пречистые Богородицы Иверского монастыря в приписной Федоровский монастырь, что в Твери, вечного ради поминовения себе и родителем своим». Первых листов нет. Это евангелие хранится в Тверской семинарской библиотеке. Икона же св. Федора Стратилата, по всему вероятию, одна из тех, которые были написаны по распоряжению Патриарха, находится в Никольской церкви, что на Зверинце.

30

Осенью 1656 г., из Иверского монастыря, по приказанию патриарха, были отосланы в Тверь с боярским сыном Салмановым пять изразцовых печей, из них две печи с разными красками – 410 каф., три печи зеленые – 387 каф., к ним белых кафел 223 и кирпичу 990. («Изразцы в древнерусском искусстве». Н. В. Султанов, стр. 15). Об отправке этих печей из Твери в Воскресенский монастырь (Новый Иерусалим) в расходной книге не упоминается. Быть может, некоторые печи оставлены в Федоровском монастыре для хором патриарших.

31

Воеводою в это время (1656 г.) в Твери был Степан Иванович Оголин, он сменил воеводу Ивана Андреевича Одадурова (1655 г.) и в свою очередь сменен боярином князем Иваном Семеновичем Прозоровским (1658 г.).

32

Боярин Никита Иванович Романов, ближайший царский родственник, имел большую неприятность от патриарха Никона. Ему не нравилось, что боярин сшил для прислуги иностранную ливрею. Видя, что боярин не желает бросит ее, патриарх попросил прислать ливрею, будто бы на образец, велел ее изрезать и сжечь (В. С. Иконников, «Ближний боярин Афанасий Ордин Нащокин», Русская Старина 1883 г.).

33

Село Выдропуск принадлежало Иверскому монастырю. Приведенные выше две статьи расходной книги указывают на разнообразную энергическую деятельность патриарха. В 1654 году, в начале марта месяца, на обратном пути в Москву из Иверского монастыря, патриарх дорогою купил у Ивана Урусова, для Иверского монастыря в Выдропуске слободку Шумковскую, с целью завести здесь большое хлебопашество, и тогда же просил царя продать ему в вотчину соседние пустоши и Выдропускую ямскую слободку, что был старый пустой ям, на котором селятся бобыли, «а подданы они к яму Вышнего Волочка». В ответ на такое ходатайство, 14 того марта, царь Алексей Михайлович пожаловал эти земли, безденежно, в вотчину Иверскому монастырю, «для благоверного царевича, великого князя Алексея Алексеевича, за его многолетнее здоровье». Вслед за сим, в том же марте, патриарх велел завести на пустом Выдропуском яму – монастырский двор, патриарши хоромы для своего приезда и сделал разные хозяйственные распоряжения. Затем, через год два месяца последовала 15 мая 1655 года грамота от царевича Алексея Алексеевича, тогда еще 15-ти месячного младенца, об отдаче Иверскому монастырю разных ближайших к Выдропуску пустошей (Акты Иверского монастыря, №№ 38 и 420 стр. 71 и 1017).

34

Петр Иванович Потемкин «храбрый» умер окольничим: в чине стольника, ездил от царя Алексея Михайловича послом в западные государства, «Справочный словарь», Старчевский, Санкт-Петербург. 1854 год.

35

За освящение соборного храма были поднесены дары: Патриарху, митрополитам. Тверскому архиепископу Лаврентию и прочему высшему духовенству, как значится в росписи дарам для поднесения от властей Иверского монастыря. (Акт этого монастыря № 86, в котором нет окончания). Архиепископу Тверскому Лаврентию были поднесены: «кубок серебряный с кровлею, бархат турецкий золотой, бархат голубой – гладкий (отдан на жертвенник), 30 золотых и 40 соболей (стрелец Сергейко Осипов); из архимандритов монастырей Тверской губернии показаны: «Калязина монастыря архимандриту: атлас лазорев, дороги двоеличные и 10 золотых (стрелец Алексей Иванов); Старицкого монастыря архимандриту: камка лазорева мелкотравая, дороги белые и 10 золотых (Иван Евреев); из Торжка Борисоглебского монастыря архимандриту: объяр зеленая, дороги двоеличные и 10 золотых; из Торжка Рождественского монастыря архимандриту: камка да дороги (отданы стольнику)».

36

Поздравительные речи, говоренные перед патриархом учениками в Иверском монастыре и в селе Богородицыне, являются первыми попытками, так называемых, «орацый», о которых в выше приведенной статье, «Патриарший и царский быт», сказано, что «со времени патриарха Иоакима (1674–1690) он стали входит в обычай». Еще в 1657 году 18 ноября, по случаю предполагавшегося тогда посещения Иверского монастыря царем, Патриарх писал архимандриту Филофею: «убрать 12 братов орацию говорить краткую и богословную и похвальную... и выучить 12 младенцев говорить орацию.... так изготовить орацию к царскому и нашему отшествию»....

37

В переводе на деньги октября 2022 года (см. выше) – около 18,3 млн. рублей (прим. ред.)

38

Бывший с 1636 по 1640 год архиепископ Тобольский и Сибирский, уволенный по просьбе его на обещание обратно в Нилову пустынь, где он раньше был игуменом («Преосвященный Нектарий, второй настоятель Ниловой пустыни». Св. Вл. Успенскй, Тверь, 1882 года).

39

В Старице было дано «соборному Никольскому попу на молебен гривна».

40

Материалы для цен XVI и XVII века по Тверской губернии находятся в приходорасходных книгах Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря (см. «Древний архив этого монастыря», Москва, 1879 г.) и в записной книге г. Твери 167 4/5 г. «Таможенной рублевой пошлины». (Список с документа, хранящегося в Главном Архиве М. И. Д).


Источник: Поход великого государя, святейшего Никона, патриарха Московского, всея Великия, Малыя и Белыя России, в 1656 г. в Тверь, Вязьму и Иверский монастырь : Чит. в заседании Твер. учен. архив. комис. 4 марта 1889 г. / [Соч.] А.К. Жизневского. – Тверь : Тип. Губ. правл., 1889. - [2], 41 с.

Комментарии для сайта Cackle