Почитание Святых в Земле Русской просиявших

Источник

В настоящий воскресный день мы прославляем святых угодников Божиих в Земле Русской просиявших. Этот праздник, когда-то существовавший в Русской Церкви в Московской Руси, был возстановлен Великим Московским Собором 1917–1918 годов в начале того страстотерпческого пути, по которому идет Русская Церковь от начала революции и до сегодняшнего дня. Установлен этот праздник для того, чтобы напомнить Русскому народу о сонме его соотечественников-подвижников – проповедников веры Христовой и укрепить его на подражание и продолжение их подвига.

В Христовой Церкви в почитании безчисленного сонма святых существуют различные образы их почитания. Иное почитание святых апостолов и иное святителей Божиих, и иное святых мучеников, и иное преподобных; иное святых жен и иное святых мужей. И каждый святой почитается по образу его жизни и подвига его веры, но не существует разделения святых по национальностям – свв. Апостолы иудеи по национальности и св. мученики греки, и римляне, и сирийцы, и вообще святые всякого народа одинаково дороги верующему православному сердцу. Русскому человеку трудно представить себе, что Святитель Николай Мирликийский был грек и не говорил по-русски и что Божия Матерь была иудейская девушка. Поэтому и праздник всех святых в Земле Русской просиявших в духовном отношении является повторением праздника Всех Святых, установленного с древнего времени после праздника Святой Троицы. И оба эти воскресения, посвященные первое всем святым и второе русским святым, имеют величайшее значение для верующего сердца и для нашего спасения и составляют драгоценное богатство Св. Православной Церкви, чего лишены другия исповедания, особенно протестанты, не почитающие святых.

Почитание святых является венцом почитания нами Воскресения Христова из мертвых и дарования нам вечной жизни. В весь длинный период времени от праздника Св. Пасхи и кончая праздником Святой Троицы, Св. Церковь в своих евангельских чтениях почти исключительно в чтениях Евангелия св. Апостола Иоанна Богослова – благовестника Иисусова Божества, в чтениях из Деяний святых Апостолов и в богослужебных чтениях возвещает нам о том, что воскресший Христос есть истинный Бог, Творец неба и земли, дарующий нам воскресение и вечную жизнь. После этого проповедь для того, чтобы как бы ввести ее в нашу душу, сделать ее действенной для каждого из нас, потому что приятие или неприятие этой истины зависит от нашей свободной воли и определяет нашу судьбу в вечности, Св. Церковь и приводит к нашему духовному взору сонм всех святых, просиявших как плод Воскресения Христова.

Они, все святые, принадлежали ко всем эпохам после воскресения, ко всем нациям и народам, ко всем классам и положениям в человеческом обществе, а по своим человеческим качествам были лучшими из людей. Перед их сонмом отпадает какое бы то ни было наше самооправдание в греховности и маловерии. Если мой лукавый помысл скажет: я был плохим христианином, потому что я был бедным или богатым, малообразованным или ложно образованным, увлеченным мирской жизнью или тупоумным и т. д. и т. д., то меня обличат святые угодники, которые во всех подобных обстоятельствах и положениях победили грех и угодили Богу своей жизнью, и перед их светлым сонмом мне остается только одно – признать в своей душе, что во всех своих грехах виноват только я один, а не те обстоятельства, при которых прошла моя жизнь. Господь ставил меня в различные положения в жизни для того, чтобы дать мне возможность выйти победителем греха и насле-довать ту вечную жизнь, которую Он уготовал любящим Его.

Признав себя самого виновным в своей духовной скудости, мне остается прибегнуть к сонму святых, которые преисполнены любви ко всем нам, у которых мы можем заимствовать из их духовного богатства недостающее нам для угождения Богу.

Вот почему этот праздник превращает нашу печаль о духовной скудости в величайшую радость. В благодатной Церкви Божией мы можем приобщиться к сонму святых, стать их согражданами, воспользоваться их подвигами через наше покаяние и через нашу любовь к ним и их почитание и воскреснуть с ними к новой жизни во Христе.

1972 г.


Источник: Мой труд в винограднике Христовом : Сборник статей и проповедей / Архиеп. Никон (Рклицкий). - Вост.-Амер. и Нью-Йорк. епархия, 1975-. / Т. 2. - 1993. - 196, [10] с. : ил., портр. / Почитание Святых в Земле Русской просиявших. 117-118 с.

Комментарии для сайта Cackle