Источник

VII. Храм св. праведнаго Иова Многострадальнаго в память Царя Мученика Николая II, Царской Семьи и всех в смуте убиенных

1. Идея построения храма и организация Комитета.

В 1929 году у Николая Михайловича Котляровскаго, бывшаго секретаря Главнокомандующаго Русской Армии ген. Врангеля, и Сергея Николаевича Палеолога зародилась мысль соорудить заграницей храм в память Царя Мученика Николая II.

С этой мыслью Н. М. Котляревский обратился к владыке Антонию. Выслушав его, владыка сказал, что когда сооружается храм Божий враг человеческаго рода диавол чинит сему всякия препятствия; «перед тем, чтобы дать вам благословление и советы, я хочу знать, готовы ли вы к большим горестям и скорбям при осуществлении этого святаго дела, ибо все темныя силы будут всячески препятствовать вам в осуществлении этого дела, ибо оно связано с именем нашего великаго Государя, который в будущем будет почитаться, как св. мученик».

Н. М. Котляревский ответил, что он готов перенести все труды и скорби и тогда владыка преподал свое благословение, посоветовав при этом посвятить храм св. праведному Иову Многострадальному, в день памяти котараго родился Царь Мученик.

Владыка Антоний живо интересовался делом сооружения храма и сбора для этого средств, давал указания перед началом этого дела, в дальнейшем очень внимательно следил за его развитием, выбрал проэкт храма и лично продиктовал, какия иконы необходимо соорудить для иконостаса и как их расположить.

Идея сооружения храма встретила глубокое сочувствие у Сергея Николаевича Палеолога, носившаго звание Правительственнаго Уполномоченнаго по делам русской эмиграции и сблизившагося с Н. М. Котляревским на почве патриотической деятельности, а также в деле совместной помощи баронессе О. М. Врангель, устроившей санаторию для больных б. воинов Русской Армии в предместьи Белграда в Топчидере. Сначала предпологалось соорудить храм в Белграде, но затем было решено сооружать его в Брюсселе в Бельгии, где в это время поселился Главнокомандующий ген. Врангель со своей семьей и Н. М. Котляревский, как его ближайший сотрудник. Одним из главных мотивов сооружения храма в Брюсселе было желание отодвинуть этот храм подальше на запад, чтобы сделать его менее достижимым для большевиков, эта предусмотрительность вполне оправдалась. В тоже время было решено привлечь к участию в деле сооружения храма Сербскую иерархию и вообще сербов, так как Сербская Церковь и Сербский народ свято почитают память Царя Мученика.

В конце 1929 года был образован «Комитет по сооружению Русскаго Православнаго Храма в Брюсселе в память Царя Мученика Николая II и всех русских людей богоборческой властью в смуте убиенных». Комитет был принят под покровительство Августейшей Сестрой Царя Мученика Великой Княгиней Ксенией Александровной, проживавшей в Лондоне, а почетным председателем был приглашен Сербский Патриарх Димитрий, после кончины котораго, последовавшей 24 марта / 6 апреля 1930 года, его заменил новый Сербский патриарх Варнава. Владыка Антоний и другие русские и сербские архиереи были почетными членами Комитета. Почетными членами Комитета были также вдова Николы Пашича Джурджина и С. Н. Палеолог. Председателем делового Комитета был настоятель русской церкви в Брюсселе прот. Василий Виноградов, а после его кончикы, последовавшей 23 октября 1932 года, его заменил на посту Председателя Комитета Н. М. Котляревский, ранее бывший товарищем председателя.

Протоиерей о. Василий Виноградов был один из выдающихся русских пастырей в эмиграции. Его кончина была так отмечена в эмигрантской печати:

* * *

23 октября (1932 г.) в Брюсселе скоропостижно скончался настоятель Брюссельской церкви митрофорный протоиерей о. Виноградов.

О. Василий в этот день был совершенно злоров и совершил в своем приходском храме божественную литургию, после чего сказал замечательную проповедь при чем очень строгую о приходящих в храм к концу литургии и истолковал притчу «О чудесном улове».

«...Я не Златоуст, – говорил о. Василий, – и не знаю какими же словами побудить вас приходить к началу литургии. Пока проходит ночь вашей жизни не закидывайте ваших сетей по мелким местам, а стремитесь к глубинам истиннаго счастья и истинной мудрости».

Эти слова были как бы последним завещанием о. Василия своей пастве, горячо его любившей.

Затем в течение дня о. Василий, будучи необыкновенно весел, посетил своих наиболее уважаемых прихожан, а в 9 часов вечера направился дамой, сопровождаемый одной из прихожанок.

В 9 час. 20 мин. батюшка на улице ожидал трамвая, в это время была буря и дождь и он вдруг упал бездыханным на тротуар. Немедленно печальная весть разнеслась среди прихожан. К умершему сбежались члены его семьи и прихожане и перевезли его в госпиталь, где врач константировал смерть. Заботами прихожан кн. Щербатовых, Гладковых, гр. Апраксина и Петрова тело было перенесено в церковь, где было облачено в священническия одежды и началось чтение св. Евангелия.

Владыка Антоний по поводу кончины о. Василия Виноградова написал следующий некролог:

«Уважаемый и любимый протоиерей Вас. Вас. Виноградов скоропостижно скончался на этих последних днях. Ему еще не было 60 лет. Он был тучный человек, но недопускавший предосудительных излишеств ни в каком отношении, а неупражнявшийся в моционе, как и большинство представителей книжных профессий и как большинство последних, он отличался мягкостью души, а сверх того общей благожелательностью.

Он был очень любим своими воспитанниками по Сумскому Кадетскому Корпусу, к которым он сохранил самое доброе и даже нежное отношение до самой смерти, хотя, конечно, уже не мог с ними видаться.

Его вдова и три дочери, из коих кажется две уже были замужем, отличались теми же симпатичными свойствами, как и их покойный отец, отнятый у нас, т. е. от Поместной Православной Церкви в Бельгии, апоклепсическим ударом в одну минуту.

Глубоко церковный по своему настроению и поведению, о. Василий был чужд всяких сословных недостатков белаго духовенства и, отличаясь личным безкорыстием, горячо хлопотал об устроении православнаго храма в Брюсселе при деятельном сотрудничестве лучшаго прихожанина Н. М. Котляревскаго.

Своим мягким привлекательным характером, личным нелицемерным благочестием и ревностью о славе Божией он преимущественно перед прочими заграничными священниками стяжал симпатии и искреннее уважение, как со стороны бывшаго военнаго беженскаго управления (во главе с генералом Врангелем), так и всех своих прихожак, которые теперь хлопочут о приискании достойнаго ему преемника. Отличаясь прекрасным голосом (первый тенор), он привлекал к своей церковной службе много молящихся, даже в настоящее церковное безвременье».

2. Сергей Николаевич Палеолог.

О С. Н. Палеологе, скончавшемся 3 апреля 1933 г. в г. Белграде, владыка Антоний написал следующее:

* * *

«Характеристика покойнаго Палеолога, данная редакцией «Царскаго Вестника», сама собой напрашивается на некоторыя дополнения – чисто русский дух его деятельности был совершенно чужд партийности. В нем ясно чувствовался безкорыстный исповедник убеждений, в высшей степени гуманный, успешно избегавший всякаго оскорбительнаго выражения о противниках своего, точнее русскаго христианскаго направления и мастерски отмечавший симпатичныя – скажу более возвышенныя стороны русской народной жизни, совершенно чуждыя какого бы то ни было превозношения над мужицкой жизнью наших селян, в которую он вникал с самым сердечным участием, обнаруживая при этом характерныя черты добраго барина и благодетеля своих крестьян и дворовых людей.

Это свойство с особенной яркостью С. Н. обнаруживал в своих воспоминаниях о своей прежней помещичьей жизни и деятельности, которая как и у многих других русских людей, была сплошною благотворительностью и была совершенно чужда отрешенности от быта народнаго, чему подвергались почти все наши интеллигенты новаго типа и особенно те, которые стараются заводить амикашонския отношения с простолюдинами.

Напротив, типы, вроде С. Н. Палеолога, всегда крепко сознавали свое духовное родство с русским крестьянином, с русским священником и с русским царем.

В частности для меня, как постояннаго филлелина, внушала особую симпатию его греческая фамилия, вопринятая им при совершенно русском настроении духа от лучших представителей эллинскаго героическаго периода и открывавшая, хотя и фантастическия, но возвышенныя надежды на возстановление в России, начиная с Царской Семьи, тех элементов православной исторической культуры, которые укрепили у нас дом Романовых, издревле породнившийся с Византийскими Палеологами».

3. Преподобный Иов Многострадальный и Царь Мученик Николай II.

Владыка Антоний по поводу предполагаемаго сооружения храма памятника в Брюсселе написал следующия строки:

* * *

«Покойный Государь неоднократно говорил: «Я родился в день Иова Многострадальнаго и должен страдать всю жизнь». Последния четыре слова не однажды повторяла применительно к себе и покойная Государыня Александра Феодоровна.

До дня их кончины мы все не теряли надежды на то, что не только скорбныя страницы жизни ветхозаветнаго праведника Иова, но и последовавшая затем слава его, осуществлятся и на нашей Царской Семье, но она во главе со своим благочестивым монархом закончила свою жизнь от руки безчеловечных и безбожных убийц.

Благодарные сербы в Лесковце требуют, чтобы Государь Николай II был причтен к сонму св. мучеников, но этого, конечно, нельзя сделать без особаго откровения свыше; за то у русских людей явилась благочестивая мысль навеки связать его память с его небесным покровителем праведным Иовом и соорудить в честь последняго православный храм в дружественной Бельгии, в Брюсселе. Впрочем и сам Государь, зверски убиенный на земле, не лишится заслуженнаго венца во-первых в жизни будущей, в которой прославляется древний праведник Иов, а во-вторых и на земле в памяти русскаго православнаго народа, который никого так высоко не чтит, как невинно убиенных, начиная со св. князей Бориса и Глеба (1015 г.) и продолжая многими другими Царями мучениками, каковы Павел I, Александр II и другие.

Вот почему мы надеемся, что и в далекой и иноверной Бельгии соберется достаточно златниц для воздвижения достойнаго храма-памятника, как молитвеннаго монумента за невинно убиеннаго Государя и его праведной Семьи».

4. Первоначальные труды по сооружению храма и его закладка.

Несмотря на все трудности для сооружения монументальнаго храма в беженских условиях, на чужой земле, дело это быстро и успешно стало развиваться и в сентябре месяце 1933 года председатель Комитета Н. М. Котляревский сообщил в газетах следующия сведения о сооружении храма60:

* * *

«Наш Комитет, – сказал Н. М., – со дня своего учреждения встретил всеобщее сочувствие, которое было вызвано, с одной стороны, высокой целью нашего дела, а с другой стороны – тем покровительством, котораго мы удостоились для осуществления нашего начинания. Как известно, наш Комитет находится под Высоким покровительством старшей Августейшей Сестры Царя-Мученика Великой Княгини Ксении Александровны, Почетным Председателем Комитета состоит Святейший Сербский Патриарх Варнава, а Блаженнейший Митрополит Антоний является первым Почетным Членом Комитета. Весь же Собор русских иерархов, в составе 22 архиереев, благословил наше дело, обратившись к пастве с особым архипастырским посланием и призвав русских людей к пожертвованиям. Русские люди из всех стран разсеяния широко откликнулись и благодаря их щедрым жертвам дело по сооружению Храма успешно продвигается.

До настоящаго времени уже собрано 325.000 бельгийских фр. (свыше 700.000 динар). Уже приобретен участок земли в 800 кв. метров, находящийся в лучшей части Брюсселя, у живописнаго парка, на углу широкаго тенистаго бульвара.

Комитет задался целью, чтобы Храм, воздвигаемый в память таких великих скорбных событий русской жизни, и по своей архитектуре, был бы лучшим образцом русскаго церковнаго зодчества, и решил воспроизвести одну из наиболее характерных древне-русских церквей.

Для этой цели была образована художественно-техническая комиссия в составе следующих авторитетных знатоков русскаго строительнаго искусства: Председатель И. Я. Билибин, академик живописи; члены – Н. П. Краснов, академик архитектуры; П. П. Муратов, известный знаток русскаго искусства; Н. Л. Окунев, профессор истории искусства православных славян и Византии в Карловом университете в Праге и секретарь ахитектор Н. И. Исцеленов.

Эта высоко-компетентная комиссия единогласно признала, что для сооружаемаго Храма-Памятника надлежит взять, как образец древне-русской церкви, один из приделов Храма Спаса Преображения в с. Острове под Москвой. Островский придел представляет собой один из редких русских памятников, сохранившихся в первоначальном виде без позднейших реставраций и перестроек, и соединяет в себе архитектурныя формы Псковскаго происхождения с особенностями ранне-Московской архитектуры. Он не имеет провинциальнаго характера и относится к архитектуре обще-русской Московскаго государства XVI века, что будет, несомненно, иметь символическое значение при постройке новаго храма.

Ряд лучших зарубежных архитекторов приняли на себя безвозмездный труд по составлению проекта Храма, указаннаго образца и в ближайшее время в Париже соберется художественно-техническая комиссия, которая окончательно установит проект Храма.

Мы очень надеемся, что закладку этого историческаго Храма лично совершит наш глубокочтимый и горячолюбимый Первосвятитель Блаженнейший Владыка Митрополит Антоний, вокрут котораго все русские истинно-православные люди объединены в одну сплоченную, дружную церковную семью. К нашей большой радости, Владыка уже обещал обязательно приехать на закладку Храма.

Само собою понятно, что для окончательнаго завершения этого дела еще необходимы значительныя средства. Мы надеемся, что русские люди, свято чтущие память Царя-Мученика и чтущие свою многострадальную Родину, продолжат свои пожертвования.

С самаго начала своей деятельности Комитет приступил к составлению Синодика для вечнаго поминовения всех убиенных большевицкой властью, в который уже внесено несколько тысяч имен. Каждое воскресенье, пока в домовой церкви Воскресения Христова в Брюсселе, происходит поминовение по составленному Синодику: вслед за Именами Царственных Мучеников, следуют имена св. Патриарха Тихона, 79 митрополитов и епископов, а затем в определенном числе по очереди всех внесенных в Синодик. Вся замученная, окровленная Россия проходит в этом страшном перечне. Комитет просит продолжать присылать ему сведения обо всех умученных и убитых, а также умерших от голода, от жестокаго обращения, в тюрьмах и т. д. Крайне важно возможно подобнее указывать имена, фамилии, время, место, а также описание обстоятельств, при которых погибло лицо, вносимое в Синодик. Усердная просьба присылать сведения о всех погибших духовных лицах».

Закладка храма была совершена в воскресенье 20 января / 2 февраля 1936 года. Работы по сооружению храма были начаты 27 нояб. / 10 дек. 1935 года. Владыка Антоний тогда уже был болен и не мог сам совершить закладку храма, которую совершили сербские и русские иерархи: митрополит Загребачский Досифей, архиепископы Анастасий и Серафим и епископ Бачский Ириней в сослужении русскаго духовенства. Митрополит Досифей в своем поучении говорил о том, как все сербы благоговейно преклоняются пред священной памятью великаго славянина русскаго Православнаго Царя Мученика Николая II, которому Сербия обязана своим спасением. Присутствоваший на закладке представитель Российскаго Императорскаго Дома Дома Князь Гавриил Константинович во время трапезы произнес следующую речь:

* * *

«Ваши Высокопреосвященства, Господа!

Не нахожу слов высказать, насколько я счастлив, что Главе Российскаго Императорскаго Дома угодно было мне повелеть быть Его представителем на торжественной закладке Храма Памятника.

Он повелел мне тоже сказать Вам, насколько Ему дорог Ваш благородный почин и насколько Он ценит Вашу плодотворную работу в этом направлении.

От имени Нашего Дома, столь тесно связаннаго с Россией, не могу тоже не сказать о чувствах глубокаго умиления, которое мы все испытываем при мысли, что светлая память Нашего Державнаго Повелителя, Венценоснаго Мученика, будет почтена достойным образом.

Не сомневаюсь и твердо верю, что придет время, когда по всей земле русской воспрянут подобные же памятники, а Ипатьевский дом превратится в место паломничества русскаго народа, но и тогда великим утешением будет служить то, что и на чужбине, в изгнании, мы не забыли того, кто жизнь дал свою за Россию.

Вот почему я считаю, что будуший Храм Памятник будет для нас всех символом преданности прошлому, без котораго будущее строение нашей родины невозможно. Он будет тоже служить напоминанием нашего долга перед родиной, почерпая его в примере Великаго Страстотерпца, предпочтившаго смерть – измене России.

Позвольте же мне выразить глубокую признательность за содеянное и пожелать Вам и в дальнейшем полнаго успеха для завершения этого святого дела до конца».

Председатель Комитета Н. М. Котляревский в своем слове указал на все значение присутствия на закладке перваго камня Представителя Российскаго Императорскаго Дома и Представителя Его Святейшества Святейшаго Патриарха Сербскаго Варнавы, а также и Иерархов Русской Православной Церкви заграницей.

5. Окончание постройки и освящение храма.

20 октября / 2 ноября 1936 года Комитет по сооружению храма объявил о том, что наружная постройка храма и колокольни закончена, воздвигнуты кресты над храмом и колокольней, купола покрашены и стены снаружи побелены. Необходимо было приступить к внутреннему устройству храма.

Храм был построен Бельгийской строительной фирмой Г. Фричеро, при чем глава этой фирмы инженер Фричеро до революции много лет работал в России и его сын был крестником Императора Николая II. Г. Фричеро сделал и первое пожертвование на сооружение храма в сумме 10 тысяч франков.

Вторая мировая война задержала работы по внутреннему устройству храма, который был вполне закончен сооружением и освящен митрополитом Анастасием, епископом Нафанаилом Западно-Европейским и Брюссельским и епископом Леонтием Женевским 18 сентября / 1 октября 1950 года, перед переездом митрополита Анастасия из Германии в Соединенные Штаты.

Храм, вместимостью около 300 человек, во всех отношениях отвечает своему назначению. Для внутренняго украшения и содержания храм нуждается в притоке средств. Председатель Комитета по сооружению храма Н. М. Котляревский, явившийся главным его строителем, после второй Мировой войны уступил этот пост скончавшемуся в начале 1962 г. графу П. Н. Апраксину, также бывшему одним из деятельных строителей его. В настоящее время храм является кафедральным собором архиепископа Иоанна Западно-Европейскаго и Брюссельскаго и им возглавляется.

* * *

60

«Цар. Вест. 3 сент. / 21 авг. 1933 года № 360.


Источник: Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого : в 16-и том. / Архиеп. Никон (Рклицкий). - Нью-Йорк : Северо-амер. и канад. епархия, 1958-. / Т. 9: Мысли и суждения о русском народе, об Евразийстве, о Братстве русской правды. А. С. Пушкин. Ф. М. Достоевский. Царская власть и Св. Православие. Христолюбивое русское воинство. Русской молодежи. - 1962. - 352 с.

Комментарии для сайта Cackle