Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1910–1916 гг.

Источник

См. также Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1917 г.

 

Содержание

От составителя

Год 1910 Без елея гаснет светильник... Спеши делать добро, каждый человек! Суета сует на могилах почивших Кощунственные похороны лицедейки Самоубийства молодежи Пасхальная радость и пастырская скорбь Сердце очерствело Дети и церковь Отрава «правовым» началом Свобода совести имеет свои границы Христиане ли мы? Часть 1 Часть 2 Часть 3 Подмена миросозерцания Соблазн идет от интеллигенции Скорбное письмо Монастырские «миллионы» О рассуждении Год 1911 Наше крещение и наш крест Можно ли иудеям дозволять носить христианские имена? Торжество царского самодержавия и истинная свобода Покаемся! Наше духовное сиротство и бездерзновение веры С чего начать? Светлая радость Воскресения Христова. Христос Воскресе! Тонкая отрава язычества Опасность новой моды благотворения Красиво ли? Допустимо ли? Что у людей высоко, то мерзость пред Богом Нечто о тайне беззакония Поездка по епархии Часть 1 Часть 2 Два слова о «мелочах» Отклики с неба Год 1912 Берегите сокровища народного сердца! Чем больна наша матушка Россия? Гипноз всеобщего обучения Памяти великого священномученика за отечество Часть 1 Часть 2 Час уже нам от сна востати! Свет и тепло истинного доброделания Небесная Заступница Русской земли Отчество царской власти О том, как иудеи отравляют нашу Русь православную Голос смиренной науки в защиту веры Год 1913 Меч обоюдоострый Часть 1 Часть 2 Один из невидных стражей души народной Моя октябрьская проповедь и память о ней в жидовствующей печати Что нам делать в эти тревожные наши дни? Год 1914 Святитель Николай Японский о кончине мира и грядущих судьбах России Часть 1 Часть 2 Умеем ли мы молиться Богу? О слезах спасительных и опасных Строгость закона во имя любви Уготовим себя к подвигу! Выступление гордыни и подвиг любви В утешение многоскорбным подвижницам любви Господь зовет нас к делам милосердия Послание троицких иноков Угодны ли Богу иные веры? Год 1915 Почему же не навсегда? Суеверные письма и молитвы Слово – серебро, молчание – золото О честолюбии и властолюбии День райской радости Послание христолюбивым земледельцам О духовной прелести и самоубийстве Православие могучий устой нашей государственности Смертный грех европейской истории Митрополит Филарет о войне и воинском звании Слово правды нашим патриотам-антисемитам Русь под крестом О великом отступлении Удушливые газы Порок языка Об условном языке Война и монашество Правые и левые Год 1916 Дорогие строки из писем святителя Феофана-Затворника Слово правды о кинематографах Отеческая любовь святителя Николая Чудотворца Странички из современного патерика I. Послушник Стефан II. Рясофорный послушник Георгий III. Юноша Петр IV. Схимонах Стефан V. Монах Пимен VI. Послушник Павлуша VII. Монах Израиль VIII. Рясофорный монах Никодим IX. Иеромонах Венедикт Х. Иеромонах Иннокентий XI. Два друга воина XII. Мир иноков иной мир Какие есть у нас воины христолюбивые Великое испытание совести народной Утешение у яслей Христовых  

 
От составителя

Архиепископ Никон (в миру – Николай Рождественский) родился 4 апреля 1851 года в селе Чашникове Верейского уезда Московской епархии.

В 1863 году двенадцатилетний отрок совершает паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, послушником которой он становится спустя еще четырнадцать лет. Затем – монашеский постриг, рукоположение во иеродиакона, иеромонаха...

В 1893 году он становится казначеем Лавры, а в 1901 – председателем епархиального училища иконописания. К этому же периоду относится и начало издательской деятельности будущего архиерея: он занимается изданием «Троицких Листков», «Троицкой Библиотеки», «Божией Нивы», «Троицких Цветков», «Троицкой Народной Беседы» и «Троицкого Слова».

В 1907 году Никон – к тому времени епископ Вологодский и Тотемский – становится членом Государственного Совета, а в 1912 – и членом Св. Синода. В 1913 году он возводится в сан архиепископа и назначается председателем Издательского совета при Св. Синоде.

Скончался архиепископ Никон 30 декабря 1918 года (12 января 1919), похоронили его в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

До революции имя Никона было широко известно в России и прежде всего – благодаря его выступлениям в «Троицком Слове» – самом популярном церковном издании тех лет. Выступления эти – а их каждый год собиралось ровно пятьдесят, по числу выпусков «Троицкого Слова», – составили впоследствии цикл сборников, получивших общее название «Мои дневники».

В «Дневники» наряду с публицистическими статьями входили и пастырские беседы, и воспоминания, и литературные рецензии, и исторические очерки, и путевые заметки, однако с наибольшею полнотою личность автора раскрывается именно в публицистике: человек проницательный и прозорливый, архиепископ Никон прекрасно ориентировался в общественно-политической обстановке предреволюционной поры и с замечательною точностью предсказывал последствия тех или иных социальных явлений.

Сборник, предлагаемый вниманию читателей, составили избранные статьи из «Дневников» за 1910–1916 годы.

Священник Ярослав Шипов


Источник: Православие и грядущие судьбы России / архимандрит Никон (Рождественский) / сост. Я. Шипов. - Москва : Институт русской цивилизации, 2013. - 640 с. ISBN 978-5-4261-0058-9

Комментарии для сайта Cackle