Азбука веры Православная библиотека архиепископ Никон (Рождественский) Слово в неделю вторую Великого Поста и на день кончины в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г.


архиепископ Никон (Рождественский)

Слово в неделю вторую Великого Поста и на день кончины в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г.

«И приидоша к Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырьми...» (Марк. 2, 3).

Сегодня, возлюбленные о Господе братие, первое марта. Довольно сказать эти два слова, чтобы сердце русское болезненно содрогнулось от воспоминания о том ужасном событии, которое совершилось одиннадцать лет назад в это первое марта. Да, уже одиннадцать лет прошло, как в этот день Русская земля оросилась кровью своего Царя-мученика; но пройдут и века, а первое марта будет вызывать самыя мрачныя воспоминания, останется темным пятном на страницах родной истории. Кто не помнит того ужаса, который охватил сердце царелюбиваго народа Русскаго при первой вести о том, что его безпредельно любимый, так много добра сделавший своему народу Царь – убит, убит не на поле брани, а на мирных стогнах Своей столицы, убит не иноземною рукою вражьей, а рукою изверга из среды сынов Своего же народа Русскаго? Эта весть поистинне была громом небесным, призывавшим Русь Православную к всенародному покаянию!

И было, в чем каяться. Тяжело вспомнить, что́ творилось тогда на Руси. Какой-то дух самомнения, дух гордыни овладел умами многих людей, считавших себя образованными; люди ученые бредили такими суемудриями, которыя были бы простительны разве только язычникам; молодежь волновалась, и вместо того, чтобы учиться, строила безумные планы преобразования всего человечества – без Бога, без властей, без всякаго государственнаго порядка; дети не стали слушаться отцов, а отцы непростительно потворствовали детям в их своеволиях... Откуда явилось такое самомнение? Откуда эта гордыня ума, который не хотел знать Бога, ставил себя судиею всех и всего, не признавая ни высших требований человеческаго духа, ни самых безспорных свидетельств истории, и лицемерно, как бы только для приличия, покрываясь ложно именем науки? Несродна русскому народному духу такая гордыня: наши предки завещали нам святое смирение как неизменный закон христианской жизни и христианской мысли; к сожалению, мы оставили этот источник воды живой и обратились к сокрушенным кладенцам западных мудрований, и вот, оттуда повеяло на нас тлетворной гордостью лжеименнаго разума, которою пропитаны западныя учения. Мудрено ли, что эта зараза быстро привилась к слабым, оторванным от родных православных преданий умам нашего подуобразованнаго общества и скоро принесла свои горькие плоды? Святые отцы говорят, что гордых может уврачевать только Сам Бог. И вот, попущением Божиим, являются у нас безбожники, каких и на западе немного; до семи раз покушаются они на священную жизнь Царя – благодетеля и наконец – видно так было угодно Богу, в наказание за тяжкий грех наш – они проливают Его кровь неповинную... Так прогремел гром небесный над Русскою землей и полились по ней слезы рекою!.. Но смирились ли мы? Принесли ли Богу покаяние в своих грехах? Невинная кровь Помазанника Божия должна бы быть святым семенем нашего покаяния, но сбылось ли так? Не походим ли мы на того разслабленнаго, носимаго четырьми, о котором повествует нынешнее Евангелие? Но у него была вера, которая и спасла его. Достанет ли у нас такой веры спасающей? А Господь милосердый все делал, чтобы зажечь в нас эту искру Божию.

Сколько милостей Божиих видели мы над отечеством нашим за эти годы! И прежде всего: кто не чувствовал отрады в сердце при одной мысли о том: какое великое счастие даровал нам Господь в лице нашего Боговенчаннаго, Богохранимаго и Христолюбиваго Государя Императора Александра Александровича? Кто не плакал от сердечнаго умиления, читая разсказ о дивном спасении Его и Царственной Семьи Его в приснопамятный день 17 октября 1888 года? Весь мир был поражен этим чудом Божиим; и даже враги наши вынуждены были признать, что Бог видимо хранит Русскаго Царя: так это чудо напоминало чудеса времен древних, времен Библейских! А сколько милостей пролила на Русскую землю Царица Небесная, наша неизменная пред Сыном Своим ходатаица и теплая Заступница! Вспомните поразительныя чудеса от Ея святых икон: нашей Черниговской1, Козельщанской, Понетаевской и наконец Петербургской – Всех Скорбящих Радости! Ведь все это совершилось в наше время, можно сказать – на наших глазах: это ли не особенная милость Божия, вразумляющая нас, укрепляющая в нас нашу слабую веру, призывающая к покаянию и исправлению нашей жизни? За кем же дело? – За нами, возлюбленные! Час уже нам от сна нерадения нашего востати! Пора смириться – это главное: смириться пред Богом и покаяться! В том и несчастие наше, что мы очень горды стади. Люди всегда грешили, иногда грешили может быть больше нас; но люди старых времен свои грехи так грехами и называли; значит: смирялись пред заповедями Божиими и потому каялись и получали от Бога прощение. А в наше время каяться не любят: каждый старается всячески оправдать себя, как ни грешит человек – все он прав!.. Значит: гордость препятствует ему покаяться. Нужно ли приводить примеры?

Вот настал Великий Пост; наши предки свято его соблюдали, а если кто и нарушал, даже ненамеренно как нибудь, спешил принести Господу покаяние в своем грехе нарушения заповеди церковной. А теперь? Многие, очень многие и за грех не считают нарушать св. пост; едят кругдый год скоромное и в свое мнимое оправдание еще ссылаются на науку, которая будто бы говорить, что пост вреден для здоровья, хотя добросовестная наука как раз говорит в пользу поста; не слушают св. Церкви и ставят себя самозванными судиями Церкви – своей благодатной матери. Что это, как не гордость того же лжеименнаго разума? Или вот еще пример. Нарушают люди седьмую заповедь Божию, на соблазн собратий своих, и в оправдание себе говорят, будто этого требует природа человеческая, а того и не замечают, что в желании оправдать себя доходят до клеветы на Самого Творца природы, Который для тех, кто не может вместить жизни безбрачной, благословил супружеский союз... По целым месяцам не ходят в церковь Божию, по нескольку лет не говеют, не причащаются св. Христовых Таин, и лицемерно хотят уверить и себя и других, что им не дозволяет этого исполнить долг службы, занятия домашния и общественныя... Так прикрывают люди свою леность и думают, что правы в том!

Что же значат все эти оправдания наши? Не слышится ли в них все тот же дух гордости, для котораго нет ничего несноснее святаго смирения? Смирись, гордый человек! Познай ту истину, что на суде Божием кто больше себя обвиняет, тот и скорее и будет оправдан! Познай свою немощь, свое духовное разслабление; не бойся стать прямо пред чистым зерцалом Божиих заповедей и увидеть свое нравственное безобразие: святые отцы говорят: «аще кто узрит грехи свои без числа – яко песок морский – се начало здравия души!» Нет иного пути ко спасению, как познание грехов своих, и познавший их блаженнее того, кто удостоился видеть Ангелов Божиих! Се ныне время благоприятно, се ныне, святые дни спасительнаго поста: кто знает, доживешь ли даст ли тебе Бог дожить до будущаго св. поста, чтобы принести Богу покаяние в твоих грехах? Не упускай даруемаго тебе Богом времени? Кто знает: может быть и теперь Бог привел тебя в храм Божий затем, чтобы ты услышал мое слабое слово о необходимости покаяния, о том, как опасно откладывать это святое дело? Итак, не отлагай долее, не обманывай самого себя ложными оправданиями: не медля же поговей, раскайся чистосердечно во всех своих грехах и беззакониях, покажи Богу свою разслабленную душу, положи ее, как оные четыре мужа положили разслабленнаго, к ногам Христовым, и в таинстве св. Причащения соединись с Христом – целителем душ и телес наших, и верь: Он благостный Спаситель наш, исцелит тебя, скажет тебе Свое всемогущее: « в о с т а н и»! И ты обновишься духом, смиришься сердцем, почувствуешь, что в душе твоей зажжен тот огонек благодатной жизни, который привлечь на землю обещал Христос. А чтобы не погас этот огонек, потщися подливать в него елея добрых дел особенно дел милосердия: дивную, животворную силу имеют дела любви к ближнему, совершаемыя во имя заповедей Христовых!

Не напрасно св. отцы называют заповеди Божии животворящими: оне животворят самую веру нашу, которая без дел мертва есть; оне исцеляют душу нашу от гордости и дают нам возможность сердцем ощутить, как близка к человеку смиренному благодать Божия. А сколько добра может сделать душа любящая особенно теперь, в наше время: вспомните только те миллионы нашим братьев, которых Бог посетил неурожаем!.. В каждом храме Божием вы найдете кружку, в которую можете опустить лепту свою в пользу этих страдальцев: не скупитесь только, помните, что рука дающаго, никогда не оскудеет! Да и всюду много бедноты и нищеты безъисходной, много скорбящих и обремененных, много нуждающихся в утешении, в слове теплаго участия и одобрения. Кто захочет исполнить Христову заповедь, тот сам найдет, кому и как надобно помочь. Повторяю, возлюбленные: заповеди Божии – это целительный пластырь для наших душ: кто страждет духом гордости, тот приложи к своей ране душевной заповедь о христоподражательном смирении и здрав будешь; кто одержим похотьми и страстьми плотскими, тот приложи к себе заповедь о воздержании и чистоте душевной; кто немоществует любостяжанием, тот исполняй заповедь милосердия и исцелеешь. О если бы, братие мои, все мы исполняли усердно заповеди Божии! Тогда исцелил бы нас Господь и от гордости, и от разслабления душевнаго; тогда возрадовалясь бы спасению нашему Ангелы Божии; тогда возрадовалась бы и душа нашего незабвеннаго Царя-мученика Александра Николаевича... Да будет так! Аминь.

Лавра преп. Сергия. 1 марта 1892 г.

Произнесено в Троицком Соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1 марта 1892 г.

* * *

1

Разумеется чудотворная икона Богоматери в пещере близь Гефсиманскаго скита при Троице-Сергиевской Лавре.


Источник: Соборный Иеромонах Никон. Слово в неделю вторую Великаго Поста и на день кончины в Бозе почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г. // "Странник", духовный журнал. - СПб., 1892. - Томъ I. - С. 588-593. Электронный источник: Слово Пастыря.

Вам может быть интересно:

1. Великий пост архиепископ Нафанаил (Львов)

2. Седмица 1-я Великого поста. Пятница священномученик Сергий Мечёв

3. Слово в пяток первой недели Великого поста, на утрени святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Великим постом архиепископ Сергий (Королев)

5. Беседа в 1-ю седмицу Великого поста. О посте Геннадий II Схоларий, патриарх Константинопольский

6. Слово на начало поста святитель Астерий Амасийский

7. На память о светлом торжестве архиепископ Никон (Рождественский)

8. Христианское единение и богословское просвещение в православной перспективе профессор Николай Никанорович Глубоковский

9. Слово в день святителя Алексия, митрополита митрополит Платон (Левшин)

10. Сношения русских с Востоком об иерархической степени Московского Патриархата протоиерей Павел Николаевский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс