архиепископ Никон (Рождественский)

Тревожные ожидания последних времен

«Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7).

«И времени уже не будет» (Апок. 10, 6).

Последний день года напоминает последний день мира; новый год – ту таинственную грань, которая отделит время от вечности, когда откроются новое небо и новая земля, когда обновится вся тварь, когда, словом, наступит вечность и, по слову Божественнаго Откровения, «времени уже не будет» (Апок. 10, 6). Сознательно или безсознательно в душе человека, в самой глубине этой души, таится тревожное ожидание этой неизбежной перемены с тою разницей, что человек верующий со страхом и трепетом помышляет о страшном суде Божием, предавая себя всецело в руки милосердия грядущаго Судии и приуготовляя себя покаянием; а человек грешный старается всячески себя уверить, что там, на границе времени и вечности, ничего не будет, что смертию все кончится, а потому – будем есть и пить, ибо завтра умрем, будем наслаждаться земными благами, пока можем, пока живы, а там – будь что будет!

Во дни великих бедствий, когда, кажется, само небо гремит грозою гнева Божия, когда колеблются царства, льются потоки крови на полях брани, земля орошается слезами вдов и сирот, когда повсюду слышатся стоны страдальцев-воинов и скорбныя жалобы обиженных, – в такие дни, как это давно замечено, усиливается ожидание второго пришествия Гопода, Судии праведнаго, и самыя бедствия считаются признаками близости скораго исполнения времен. Мысль о Страшном Суде Божием есть одно из спасительных средств прогонять от себя греховные помыслы и желания. И дай Господи, чтобы каждый верующий пострянно носил ее в сердце своем вместе с молитвою к Господу о помиловании: всякаго бо ответа на сем страшном судищи недоумеющи, сию молитву яко Владыце грешнии будем в сердце носить: помилуй нас! Но врагу рода человеческаго ненавистно, что верующие люди останавливаются на сей спасительной для них мысли: он старается отвлечь от нея человека, а поелику верующая душа не хочет с нею разстаться, сознавая, как она охраняет ее от греха, то враг незаметно пытается подменить ее другою, якобы подобною ей: «когда будет пришествие Христово?» И вот люди начинают, присматриваясь к событиям, видеть в них признаки не только близости пришествия Господня, но и начинают точнее высчитывать год, месяц, – готовы даже угадать и самый день сего всемирнаго события. А враг застилает в их сознании преступность таких вычислений, выкрадывает из их памяти непреложныя словеса Самого Господа Иисуса Христа: «не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1, 7). «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф. 24, 36). По Евангелию от Марка Господь сказал еще сильнее: Он добавил слово: "ни Сын", то есть дня и часа пришествия Своего не знает, по человечеству Своему, конечно, даже и Он Сам, Сын Человеческий (Марк. 13, 32). «Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Марк. 13, 33). «А что вам говорю, всем говорю: бодрствуйте» (Марк. 13, 37). Вот почему Апостол Павел не находил нужным даже писать об этом Солунянам: "сами вы", говорит, «достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1Сол. 5, 2). После таких ясных, не подлежащих никаким перетолкованиям слов Самого Господа, кто же смеет делать попытку с точностью определять время пришествия Его? Нам указаны Господом признаки близости сего события, и довольно с нас. Мы видим, что слова Господа исполняются: Его Евангелие проповедуется всем народам земли; о Нем, Христе Спасителе всего человечества, знают уже почти все племена и народы. Но исполнилось ли число тех, кто из сих народов должен войти в царствие Божие – кто это знает? Един Он, Всеведущий... Подумать только: ужели старый Китай с его полумиллиардом жителей-идолопоклонников даст Богу только ту ничтожную горсточку верующих и спасаемых во Христе, какая теперь есть там?.. Не говорю о других племенах и народах. С другой стороны иудеи на наших глазах порабощают себе мир. Мы видим, что они уже и поработили его в финансовом, торговом отношении, захватили печать, даже науки. Они уже учредили себе особое международное правительство, собирают своего рода парламент в Америке, мечтают о своем царе, по нашему антихристе. И опять: кто знает, не близится ли царство этого величайшаго и последняго врага Божия на земле? – Опять ведает един Всеведущий. Мы должны быть готовы и его встретить, чтобы отстаивать Церковь Божию от его козней. Читаем мы в трипеснце Святителя Андрея Критскаго на повечерии в Великий понедельник Страстной седмицы: «О безмернаго Твоего человеколюбия, Иисусе! сказал бо еси нам скончания свыше время, скрыв час, уяснив же светло образы его». «Сокрыл Господь день и час пришествия Своего», и мы, если хотим быть послушными чадами Его, должны смиренно подчиниться слову Его, а не приподнимать опущенную Им же завесу, без сомнения, для нашей же пользы. Вот почему все подобныя попытки и безполезны, ибо что́ Бог сокрыл от человека, то и не будет открыто, как бы человек ни старался это сделать, – и преступны, как преступно было Евино вкушение от запрещеннаго древа, и, наконец, очевидо – вредны, если так решительно запрещены Господом. Вот почему сочинения в роде некоего полковника Бенигсена и других адвентистов следует считать богопротивными и не давать им никакого значения. Должно всегда носить в сердце своем притчу Господню о двух рабах: благоразумном, который и в отсутствии своего господина исполняет усердно волю его, и злом, который говорит в сердце своем: «не скоро придет господин мой», и предается пирушкам с пьяницами. Горька будет участь этого нерадивца, когда совсем для него неожиданно «придет господин его, и разсечет его, и подвергнет его одной участи с неверными» (Лук. 12, 43–46). Должно помнить слова апостола Петра: «у Господа один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень как тать ночью» (2Петр. 3, 8–10). Поучительно разсуждает о сем преподобный Иосиф Волоколамский: «Надобно знать меру во всем, нужно знать, о чем позволено разсуждать в делах веры и о чем не позволено. Неполезно нам знать время ни своей собственной кончины, ни кончины всего мира; надобно всегда быть готовыми к тому и другому. Если уж теперь, не зная ни того, ни другого, мы снедаем друг друга и утопаем во грехах, то что́ было бы, если бы о том знали? Тогда, конечно, мы всю жизнь проводили бы в безпечности и во грехах, и разве один день отделили бы на покаяние. Если Господь даже апостолам, которых называл друзьями Своими, которым Сам сказал: «вы есте свет миру» (Матф. 5, 14), запретил о том спрашиват, то тем более не подобает нам, страстьми преисполненным, разсуждать о том, о чем Господь не позволил, что Сам Бог сокрыл от нас. Да и напрасно мы стали бы разсуждать о том – сколько бы мы ни усиливались узнать, никогда не узнаем, а только гнев Божий на себя чрез то навлечем. Кто пытается познать непостижимыя судьбы Божии, тот по выражению апостола Петра, есть «наглый ругатель, поступающий по собственным своим похотям» (2Петр. 3, 3)… И кто же смеет допрашивать Бога, единаго, безначальнаго, неизменнаго, присносущнаго, безконечнаго?.. Да умолкнет всякое праздное разглагольствие в Церкви Божией! Да не испытывает никто сокровенных таин Божиих! Ты не знаешь часа твоего собственнаго скончания, как же ты смеешь разсуждать о времени кончины мира? Вспомни, страстный и жалкий человек, кто ты? Ведь ты и тени не сто́ишь великих и святых мужей, – как же дерзаешь утверждать, будто постиг непостижимую тайну Божию, узнал время пришествия Его?.. Нет, верен Господь во всех словесех Своих, верен во всем, что́ повелевает или запрещает, открывает или утаевает от нас», – так говорит святый отец нашей Русской Церкви, так учат и все отцы Церкви Вселенской.

Страшныя события в мире, совершающияся в наши дни, усиленно напоминают нам пророческия слова Господа нашего Иисуса Христа: «услышите о воинах и о военных слухах; смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец. Ибо возстанет народ на народ, и царство на царство и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это – начало болезней» (Матф. 24, 6–7). Господь говорил ближайшим образом о времени разрушения Иерусалима, но Его слова святые отцы применяют и к последним дням мира. Подобныя же события совершались и сто лет назад. И тогда мысль верующих обращалась к последним дням мира, но Господь судил иначе. Посему не будем испытывать непостижимых судеб Божиих; будем непрестанно готовиться к Страшному Суду Христову, но в то же время помнить, что для каждаго из нас в отдельности суд Божий ближе, чем Страшный Суд для всего мира. «Единою подобает умрети», говорит апостол, «потом же суд». А смерть у каждаго за плечами. Не знаем мы своего часа смертнаго, – и слава Богу, что не знаем, а потому и должны всегда быть готовы к переходу в вечность. Межем умереть и сегодня, и завтра: вот об этом и должны помышлять с страхом и заботою: как явиться на суд Божий? Ведь после смерти нет покаяния, нет возможности изменить свою жизнь. Для нас, для каждаго из нас, кто умрет, настанет уже та вечность, когда и времени не будет уже, по слову Божественнаго Откровения. Правда, до последняго Страшнаго Суда Христова Церковь не престанет еще молиться о всех, в вере почивших, но чтобы заслужить ея молитвы, чтобы дух Божий, живущий в Церкви, возбуждал Церковь к молитвам за нас, чтобы эти молитвы были действенны, надо быть "живым" членом Церкви, веровать в силу ея таинств, ея молитв и привлекать к себе вспомоществующую благодать Божию исполнением заповедей Божиих. Вера без дел мертва, а потому и не спасительна. Тем, кто только призывает имя Господа, кто только устами говорит: «Господи, Господи», а не творит воли Отца небеснаго, Господь скажет: «Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие» (Матф. 7, 21). Не знает Господь того, кто не есть живой член Церкви Его, кто мертвый ея член, а следовательно отсеченный от нея. Молитва, по выражению одного благочестиваго писателя, есть кровь Церкви, а кровь для мертваго члена безполезна...

Вот о чем благовременно озаботиться нам в наши скорбные дни, когда слышим мы громы небесные, напоминающие нелицеприятный суд Божий над народами земли. Может быть, близок и день всемирнаго, Страшнаго Суда Божия, но – кто знает? – еще ближе час смертный к каждому из нас, а за ним – и суд Божий...

Господи! с наступлением Новаго года мы еще на год приблизились каждый к своему часу смертному и к суду Твоему праведному: даруй же нам благодать постоянно носить в своем сердце память смертную и сокрушение сердечное. Даруй нам хотя ныне положити начало благое, начало покаяния во грехах своих и исправления жизни своей. Да не застанет нас час смертный в нерадении, яко рабов ленивых и непотребных, но да встретим его яко рабы добрые, всегда готовые сретить Господа своего и услышать от Него: «приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте царствие, уготованное вам от сложения мира». Аминь.


Источник: Архиепископ Никон. Тревожныя ожидания последних времен. // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание. № 1. - 7 января 1917 года. - Пг.: Синодальная типография, 1917. - С. 1-4. Электронный источник: Слово Пастыря

Вам может быть интересно:

1. Чем больна наша матушка-Россия? архиепископ Никон (Рождественский)

2. Служба Богу и России (слова и речи) архиепископ Феодор (Поздеевский)

3. Слова и речи священномученик Пимен (Белоликов)

4. О русских женщинах архиепископ Нафанаил (Львов)

5. Похвальное слово Алвиану преподобный Нил Синайский

6. Проповедническая хрестоматия (Том 1). Поучения на все воскресные дни года архимандрит Пантелеимон (Нижник)

7. Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание святитель Симеон Солунский

8. О России митрополит Антоний (Храповицкий)

9. Увещевания святитель Феолипт Филадельфийский

10. Слова архиепископ Феофан Полтавский (Быстров)

Комментарии для сайта Cackle