Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


преподобный Паисий Святогорец

О молитве. Том VI

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

   

Том I II III IV V VI

Содержание

От редакции

Предисловие

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ Глава 1. Молитва есть разговор с Богом Христос даёт нам возможность общения с Ним Желание молитвы Глава 2. Потребность молитвы Будем чувствовать потребность в молитве Молитва — это защита Мобилизация молитвы Глава 3. Чтобы Бог слышал нас Страсти — помехи в общении с Богом Корысть препятствует общению с Богом Бог не слушает молитву гордого В молитве нужны настойчивость и терпение Глава 4. Подготовка к общению с Богом Смиренная исповедь Христу Молитва — это «суд до суда» ВТОРАЯ ЧАСТЬ. ПОДВИГ МОЛИТВЫ Глава 1. Трудности в молитве Нерадение делает человека ни к чему не годным Не обрывать верёвку Нужно иметь желание начать Будем давать душе ту пищу, какая ей нравится Будем молиться по любочестию Отвлечение в молитве Пошлите сон тем, кто не может уснуть Глава 2. Диавол воюет с молящимся Не нужно заводить разговор с бесом Диавол препятствует человеку молиться Глава 3. Чтобы сердце согрелось в молитве Священные иконы помогают в молитве Чётки — оружие против диавола Духовное чтение перед молитвой Чтение «Феотокария» очень помогает молитве Псалмопение услаждает и умиротворяет душу Глава 4. «Приидите поклонимся...» Поклоны приносят пользы больше,чем все другие духовные Поклонами мы просим у Бога прощения и выражаем нашу признательность Большие и малые поклоны «Подвизающийся изобретает способ» ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ. ХОДАТАИ ПЕРЕД БОГОМ И НАШИ ЗАЩИТНИКИ: ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, АНГЕЛЫ И СВЯТЫЕ Глава 1. Божия Матерь, наша нежная Мать Почитание Божией Матери Глава 2 . Ангел-хранитель Ангел-хранитель находится рядом с нами Ангел-хранитель нас защищает Глава 3 . Святые — любимые дети Божии Благоухание честных мощей Помощь святых Святые упраздняют расстояния Святые «служители» и «защитники» Чудеса святых Присутствие святых реально ЧЕТВЁРТАЯ ЧАСТЬ. «ПРОСИТЕ, И ДАСТСЯ ВАМ» Глава 1. Молитва о самих себе Будем просить милости Божией себе и другим Молитва о духовном подвиге Молитва в болезни Глава 2. Молитва о других Молитва о мире с осознанием собственной греховности Пусть чужая боль станет своей Молитва о конкретных нуждах и обо всём мире Молитва о тех, кто просит наших молитв Молитва о болящих Молитве с состраданием последует божественное утешение Глава 3. Молитва об усопших Будем всегда молиться об усопших Усопшим нужна молитва Облегчение для почивших Глава 4. Псалтирь — гроза диавола Псалмы Давида боговдохновенны Чтение Псалтири по святому Арсению1 Будем молиться и о других нуждах Молитва по Псалтири ПЯТАЯ ЧАСТЬ. МОЛИТВА И ТРЕЗВЕНИЕ Глава 1. Сила молитвы Молитва — страшное оружие против диавола Для очищения сердца необходимы молитва и подвиг Глава 2. Молитвенное делание Молитва шёпотом или умом Где бы ни находилась, твори молитву Самодействующая молитва Внешняя привычка молитвы Удерживание дыхания для сосредоточения ума Молитва требует труда Покаяние — самый верный путь к молитве Глава 3. Делание ума Духовное бодрствование Собирание ума Дадим работу своему уму Ощущение присутствия Божия Глава 4. Соработничество ума и сердца Когда ум приходит в сердце, молитва становится сердечной Любовь Божия собирает ум в сердце ШЕСТАЯ ЧАСТЬ. БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЖИЗНЬ Глава 1. Периоды церковного года Святая Четыредесятница: шествие на Голгофу Глава 2. Общая молитва Храм — дом Божий Сила совместной молитвы Глава 3. Участие в Таинстве божественной евхаристии Таинства переживаются Приготовление к божественному причащению Божественное причащение — самое действенное лекарство Глава 4 . «Пойте Богу нашему, пойте»2 Псалмопение — это молитва Доброе духовное состояние Всё дело в благочестии. Священные смыслы уязвляют сердце Сердце — это музыкант СЕДЬМАЯ ЧАСТЬ. СОСТОЯНИЕ СЛАВОСЛОВИЯ Глава 1. Славословие Бога В славословии есть и покаяние Славословие есть выражение величайшей благодарности С благодарности Богу начинается славословие Глава 2. Область славословия Два состояния славословия Слёзы покаяния и слёзы славословия Глава 3. Дары Божии Бог подаёт постепенно Свою благодать Божественное утешение на молитве Посещение Божественной благодати Ум со Христом в молчании... Хорошая вещь молитва с молчанием, но лучше молчание вместе с ПРИЛОЖЕНИЕ Старец Паисий к святому Арсению ПСАЛТИРЬ СВЯТОГО АРСЕНИЯ КОНЕЦ ПСАЛТИРИ СВЯТОГО АРСЕНИЯ МОЛИТВА с употреблением Псалтири Святого Арсения ПСАЛОМ 50 БОГОРОДИЧЕН ТРОПАРЬ Святому Арсению Каппадокийскому СЛАВОСЛОВИЕ
От редакции
   Предлагаем вниманию читателя новую книгу из серии «Старец Паисий Святогорец. Слова». Настоящий том посвящён молитве. Молитва — жизнь человеческой души, её воздух и пища. Молитва — дар Божий человеку, возможность, данная нам нашим Творцом, в любое время и во всякой нужде обращаться к Нему, зная несомненно, что будем Им услышаны. Необходимые предпосылки для чистой молитвы — это любовь, незлобивое сердце, собранный ум, искренность и последовательность. Через молитву человек приобщается Божественной благодати, просвещается Светом. Молитва — искусство, требующая труда, понуждения себя, терпения, настойчивости. Искусством этим Старец Паисий3 владел в совершенстве. В настоящей книге в сохранившихся выдержках из бесед с монахами и мирянами собраны крупицы бесценного духовного опыта Старца.
   Афонский Старец Паисий давно известен православному народу России. Напомним, что будущий Святогорец (мирское имя Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Малой Азии, в Каппадокии, в селении Фарасы в семье, где было ещё девять детей. Крестил будущего монаха, нарёк в крещении своим именем и предрёк его постриг святой Арсений Каппадокийский (†1924, пам. 10 ноября).
   Из Каппадокии семья Эзнепидисов в 1924 году переселилась в Грецию. В 1945 году Арсений был призван в армию. В Греции в это время шла гражданская война (1944—1948). На все самые опасные задания Арсений всегда шёл первым, не боясь подвергать свою жизнь опасности, когда речь шла о спасении ближнего. Первый раз на Афоне Арсений побывал в 1950 году, а уже в 1954 году он принимает рясофорный постриг в афонском монастыре Есфигмен и, спустя два года, в монастыре Филофей его постригают в малую схиму с именем Паисий.
   Два года, с 1962 по 1964-й, монах Паисий подвизается на Синае и вновь возвращается на Афон. В 1979 году он поселяется неподалёку от афонской «столицы» Карей в келье Рождества Пресвятой Богородицы «Панагуда», где Старца во множестве навещают люди. С восхода солнца и до самого вечера он принимает приходящих, утешает, прогоняет уныние, наполняя души любовью, верой и надеждой, а по ночам читает письма и молится Богу о страждущих.
   В 1988 году здоровье старца резко ухудшилось, ему было сделано несколько операций, последняя — в феврале 1994 года длилась пять часов. 12 июля 1994 года в одиннадцать часов дня Старец Паисий отошёл ко Господу. Честные останки его почивают в Иоанно-Богословском монастыре в Суроти (окрестности Салоник) — в обители, некогда основанной по благословению Старца Паисия, где он же был духовником всех её насельниц. Старец немало беседовал со своими духовными чадами, поддерживая и назидая; записи этих бесед легли в основу настоящего издания.
   Чада называют своего духовника «геронда», что в переводе на русский означает «старец». В наставлениях Старца Паисия очень часто встречается такое понятие как «любочестие». В современном русском языке это понятие не в ходу, оно существовало в славянском языке. Любочестие в употребляемом здесь Святогорцем смысле — это и ревность, и духовное благородство, и жертвенность, и прямота, и искренность перед самим собой и перед Богом, — всё вместе и одновременно. Подробнее об этом понемногу говорится в предыдущих томах «Слов» Старца.
   Главная цель, к которой идёт человек, это соединение с Богом — обо́жение, чему всячески препятствует враг человеческого рода диавол. Сатана настолько гнусен, что Старец избегает произносить даже само его имя, называя «тангалашка» (от турецкого dangalak — недалёкий, необ­разованный, некультурный, неразвитый, грубый, невоспитанный, невежда, слабоумный, тупой).
    Для соединения с Богом требуется изменение ума, изменение образа мысли. Человек духовный следует иной логике, которая для людей мира сего часто непонятна. Это и есть то «священное безумие», о котором говорит и к которому призывает Старец Паисий. Соединение с Богом — это не внешняя формальная связь, это связь без условностей, когда душа человека горит, это связь любви, когда человек забывает себя и живёт только желанием и жаждой любимого. «Божественный эрос» — так называет Старец Паисий это состояние, повторяя за много веков до него сказанное такими византийскими богословами-мистиками как свя­ той Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов.
   Мы надеемся, что давно ожидаемое издание шестого тома «Слов» Старца Паисия на русском языке несомненно станет вкладом в сокровищницу духовной мудрости и послужит духовной пользе читателей наряду с прежними изданиями предыдущих пяти томов мудрых суждений святогорского подвижника.
Предисловие
   В первых пяти томах серии «Слова старца Паисия» много говорится о молитве, так как старец, будучи монахом «по всему совершенным», главным своим деланием имел молитву. Но и в общении с людьми, монахами и мирянами, он всегда указывал на то, что необходимо вверять жизнь свою Богу посредством молитвы. В этом томе, издаваемом по благословению нашего архипастыря, преосвященного митрополита Кассандрийского Никодима, собраны слова старца Паисия собственно о молитве.
   Для старца Паисия молитва есть великая возможность, предоставленная нам Богом, общаться с Ним и испраши­ вать Его помощи. Старцу больно было видеть людей, кото­ рые изнемогали, борясь лишь «своими слабыми человече­ скими силами», в то время как могли бы вполне попросить помощи у Бога, а Он «способен послать в помощь не просто силу божественную, но много божественных сил; и тогда помощь Его будет не просто божественной помощью, но Божиим чудом». Поэтому он настаивал на том, чтобы люди почувствовали, что молитва для них это необходимость, и старался помочь тем, кто не научился молиться, «положить начало работе сердца в молитве». Тех же, кто приобрёл добрый навык молитвы, укреплял, чтобы молились с большей ревностью и теплотой. Всем же особо подчёркивал, что главное условие в общении с Богом это покаяние4 и смирение. «Брат, — писал он в одном письме, — ничего не проси в молитве, кроме покаяния... Покаяние даст тебе смирение, смирение — благодать Божию, а в благодати Божией будет заключено всё необходимое тебе для спасения, и то, что нужно другому человеку, если вдруг кому-то нужно будет помочь». В другом письме он пишет: «Стараюсь сокрушать себя перед Богом, раскрывая свои грехи и неблагодарность; прошу смиренно Его милости и благодарю в славословии».
   Книга состоит из семи частей. Первая часть посвящена молитве вообще, которая была для старца потребностью души в её стремлении к постоянному и непрестанному общению с Богом. «Мы должны, говорил он, быть с Богом в постоянном контакте, чтобы чувствовать безопасность; молитва — это надёжность и безопасность». Если мы осознаем это, то будем ощущать потребность в постоянном общении с Богом и достигнем состояния непрестанной молитвы. Старец Паисий руководит нас к подлинной и чистой молитве, представляя необходимые для неё предпосылки и отмечая, что упражнению в молитве должен сопутствовать соответствующий духовный подвиг. То есть, чтобы общаться с Богом, нужно работать «на частоте, на которой работает Бог», а частота эта — смирение и любовь. Страсти, и главным образом гордость и недостаток духовного благородства, то есть отсутствие жертвенности, есть помехи в общении с Богом. Поэтому прежде, чем приступить к молитве, которая есть общение с Богом, необходимо приготовиться так же, как мы готовимся, приступая к Божественному причащению. Покаянием и смиренным исповеданием Богу «сокрушается преграда или, лучше сказать, Бог открывает дверь» и мы принимаем «благодать Божественного общения».
   Во второй части книги речь идёт о препятствиях, ко­ торые мы встречаем в молитве: нерадении и развлечении. Диавол старается отвлечь нас от общения с Богом, «заводя с нами беседу». Старец даёт нам практические советы, что нужно сделать для того, чтобы «согрелось сердце и заработало в молитве». Недолгое, но внимательное чтение перед молитвой согревает сердце. Псалмопение помогает борьбе с нерадением и создаёт для молитвы наилучшие предпосылки, дабы творить её с желанием. Чётки — оружие против диавола Поклоны помогают запустить наш духовный мотор.
   Третья часть посвящена «нашей нежной Матери» — Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, а также святым — нашим предстателям пред Богом и защитникам. Божия Матерь Своим совершенным послушанием Богу и Своим смирением способствовала исполнению предвечной воли Божией о спасении человека. Потому Она и слышит нашу молитву и приносит наши прошения Своему Сыну и Богу. Также и наш ангел-хранитель, если мы живём по Богу, не отходит от нас, нас защищает и спасает от опасностей. Но и все святые, когда мы их призываем с верой и благоговением, спешат нам на помощь.
   Четвёртая часть посвящена прошениям на молитве, которую, как говорил старец, хорошо разделять на три части: молитва о себе, о мире и об усопших. В четвёртой главе четвёртой части говорится о молитве по Псалтири; в различных нуждах старец читал определённый псалом, следуя в этом указаниям святого Арсения Каппадокийского. Псалтирь святого Арсения и порядок её чтения, какового придерживался старец Паисий, приводятся в приложении в конце книги.
   В пятой части содержатся наставления относительно молитвы и трезвения, то есть духовного бодрствования, которое необходимо для собрания ума. Ум похож «на непослушного ребёнка, который хочет постоянно шататься тут и там». Старец говорит, что нужно «его духовно обучить, приучить находиться дома, в раю, рядом с его Отцом, Богом». Относительно сосредоточения ума в молитве, старец, не отвергая различные практические приёмы, отмечает, что все они носят вспомогательный характер. Необходимыми условиями он считает покаяние и болезнование сердца, которое приходит само, когда человек начинает осознавать свою греховность и неблагодарность Богу за Его великие благодеяния, перестаёт думать только о себе и ставит себя на место страждущих.
   В шестой части речь идёт о богослужебной жизни Церкви. Здесь собраны наставления касательно участия в церковных богослужениях и правильного приготовления к участию в Таинстве божественной евхаристии. Последняя глава этой части посвящена псалмопению, которое есть не только молитва, но «взыграние сердца, излияние внутреннего духовного состояния».
   Седьмая и последняя часть книги посвящена славословию Бога. Старец
   советовал совершать «сердечное славословие с радостью и
   благодарением» после исполнения каждого нашего прошения. Он отмечал также, что каждый человек, если представит себе всё множество Божиих благо­ деяний, то будет день и ночь славить Бога. Но любочестные дети Божии славословят Его даже в скорбях и испытаниях. В славословии и благодарении Бога человек ощущает «всё богатство Божие». И чем больше он славословит и благодарит Бога, тем больше от Него получает благословений. Последняя глава посвящена божественным дарованиям, которые подаются смиренным и любочестным людям, трудящимся в покаянии и приносящим в жертву всё ради любви к Богу. Старец, сам познавший на опыте великую сладость и неизреченную радость, какими Божественная благодать, посещая, наполняет душу, говорил, что тогда «замирает ум от присутствия Божия, перестаёт работать рассудок, и душа ощущает только сладость Божественной любви, заботы и безопасности». Тогда молитва уже прекращается, потому что ум «соединился с Богом и никоим образом не хочет от Него удаляться».
   Во всех частях книги неоднократно говорится о смирении и чувстве осознания собственной греховности, а также о внутреннем благородстве и соучастии в страдании другого человека. Всё это составляло для старца Паисия главные принципы духовной жизни и необходимые предпосылки для сердечной молитвы. «Возделывайте сердечную молитву, насколько можете, с любовью и смирением», — пишет он в одном своём письме. Также старец часто приводит примеры из собственной подвижнической жизни и рассказывает о божественных состояниях, которые сам пережил.Это также было своеобразной «духовной милостыней», которую он нам подавал по своей великой любви ради нашей пользы.
   Сердечно благодарим тех, кто прочитал материалы этого тома на этапе его подготовки к изданию и поделился своими ценными мыслями и замечаниями.
   Да возлюбим с помощью Божией молитву и будем возделывать её смиренно и в любочестии, «да Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки». Аминь.
   Пятница Светлой седмицы, 2012 год.
   Праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
   Игуменья монастыря Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова монахиня Филофея со всеми во Христе сёстрами


1   См. приложение к настоящему изданию, С. 237
2   Пс.46:7.
3   Согласно афонской традиции матушки монастыря Иоанна Богослова, говоря о Старце Паисии Святогорце, везде используют в своих изданиях заглавную букву, выражая тем своё особое отношение к нему как духовному наставнику и учителю. Мы сохраняем эту особенность в переизданиях книг на русском языке. — Ред.
4   Покаяние (греч. μετάνοια — мета́нийа — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление», «поклон») — термин, обозначающий перемену в восприятии, сопровождаемую переживанием сожаления, т.е. раскаяние. — Прим. ред.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ. ОБЩЕНИЕ С БОГОМ