С.В. Шумило

8. Дальнейшая судьба прп. Паисия и П. Калнышевского. Предсказание «венца»

Как мы знаем, окончание русско-турецкой войны неоднозначно отразилось как на судьбе прп. Паисия Величковского, так и его ктитора Петра Калнышевского. После подписания мира между Турцией и Россией часть Буковины, где располагался Драгомирнский монастырь, оказалась под властью католической Австрии. В связи с этим, не желая оставаться под властью католической державы, прп. Паисий с братией вынужден был покинуть в 1775 г. свою обитель в Драгомирне и перебраться сначала в Секу, а затем в Нямц92. Иначе сложилась судьба ктитора Драгомирнской обители Петра Калнышевского. В годы русско-турецкой войны за проявленные героизм и мужество он сначала получил благодарность от императрицы, стал кавалером высшего ордена Российской империи – Андрея Первозванного, а также получил военный чин генерал-поручика Российской армии. Однако по успешом окончании войны Запорожская Сечь была захвачена и сожжена войсками Потёмкина, а сам Кошевой атаман арестован. Около 25 лет ему довелось провести заживо замурованным в тюремном заключении-затворе в холодной камере-«мешке», без света, без права переписки и общения с кем-либо.

Ил. 15. Прп. Паисий Величковский (1722–1794)

Историки так описывали место заключения последнего предводителя запорожских казаков: «Это пещероподобное помещение произвольной формы от двух до четырёх аршин и от 1,5 до 3 аршин в ширину. Каменная лавка (место для сидения и сна) – вся её обстановка. Узник не мог лечь, вытянувшись во весь рост, он должен был спать в полусогнутом состоянии. В помещении стоял вечный полумрак, было сыро и холодно»93.

На протяжении более 20 лет Петра Калнышевского выпускали из тёмной камеры на свет лишь три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения, чтобы он мог посетить богослужение и причаститься. Когда кошевого перевели из Прядильной камеры в другое помещение, то от него осталось в камере более чем на два аршина нечистот, которые не убирались там все годы заточения. Просидев в закрытой камере без света столько лет, он потерял зрение; у него, как у зверя, отросли большие когти и длинная борода, вся его одежда распалась, а кафтан с пуговицами превратился в свисающие с плеч лохмотья. На свободу он смог выйти лишь после дворцового переворота и убийства сына Екатерины II – императора Павла I. Указом нового императора Александра I от 2 апреля 1801 г. он был освобождён по общей амнистии и получил право на свободный выбор места проживания. Ему шёл 111-й год. Оставшиеся два года жизни последний предводитель Запорожской Сечи по собственному желанию провёл простым послушником в Соловецком монастыре94. Как было написано на его надгробной плите: «Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу, 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю»95.

Ил. 16. Изображение молящегося атамана П. Калнышевского на Запорожской иконе Покрова Богородицы. 2-я пол. XVIII в.

На примере Паисия Величковского и Петра Калнышевского мы наблюдаем два образа христианской святости, хоть и разнящихся меж собой, однако имеющих очень много общего.

Ил. 17. Икона святого праведного Петра Калнышевского

Одно из последних своих писем к Петру Калнышевскому от 18 марта 1772 г. прп. Паисий, обращаясь к будущему мученику, как бы пророчески заканчивал такими словами:

Созидаетъ вамъ Христосъ храмину нерукотворену вечну на небесехъ, за украшение обителей украситъ душу вашу венцемъ неувядающимъ, за приодеянии нагихъ удовъ Христовыхъ одеетъ душу вашу нетления одеждою и сподобитъ въ небесномъ Своемъ чертозе вечно наслаждатися Божественныя Своея славы, всехъ же сихъ преимуществъ мы ваши богомольцы при всегдашнихъ нашихъ аще и маломощныхъ молитвахъ получити вашей велможности усердствуемъ96.

Ил. 18. Икона святого праведного Петра Калнышевского, утверждённая Священным Синодом УПЦ

* * *

Как уже было сказано, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 г., учитывая факты народного почитания, праведный Пётр Калнышевский был причислен к лику местночтимых святых (память 31 октября / 13 ноября)97. Что касается прп. Паисия Величковского (1722– 1794), то его почитание в Румынии и среди многочисленных учеников в России началось вскоре после его кончины. Инок Парфений (Агеев), посетивший Нямц в 1830-е гг., описывает, как по местной традиции они прикладывались к гробу почитаемого здесь прп. Паисия, погребённого внутри собора98. Известно, что уже в 1858 году в Нямецком монастыре велась служба с житием Паисия Величковского, составленная монахом обители Каллистратом. Мощи преподобного ныне хранятся в соборе Нямецкого монастыря99. Помимо Румынской Православной Церкви, прп. Паисия Нямецкого чтит Русская Православная Церковь. Его канонизация была совершена Соборами Русской Православной Церкви Московского Патриархата (1988 г.) и Русской Православной Церкви Заграницей (1990 г.). Память – 15/28 ноября.

Ил. 19. Портрет прп. Паисия, висевший в парадной архондарика основанного им Ильинского скита на Афоне

Ил.20. Портрет прп. Паисия из музея монастыря Нямц

* * *

92

Преподобный Паисий Величковский. Автобиография. Житие. М.: Троице-Сергиева Лавра, 2006. С. 161–164; Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: «Наследие Православного Востока». 2014. С. 237– 239; Четвериков С., прот. Указ. соч. С. 209–210.

93

Гуржій О. І., Чухліб Т. В. Історія козацтва. Держава – військо – битви. К., 2012. С. 449.

94

Українське козацтво: мала енциклопедія. С. 222–223; Шумило С. В. Указ. соч. С. 376–377.

95

Гуржій О. І., Чухліб Т. В. Вказ. праця. С. 450.

96

ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 109–109 об.

97

ЖУРНАЛ № 88. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 23 грудня 2014 року // Священний Cинод УПЦ. Офіційний сайт. Сетевой ресурс. URL: http://sinod.church.ua/2014/12/23/zhurnali-zasidannyasvyashhennogo-sinodu-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-23grudnya-2014-roku/ (дата обращения: 25.12.2014). Нямецкий монастырь сегодня. Интервью с настоятелем Нямецкого монастыря архимандритом Бенедиктом (Саучуком) // Православие.Ru. Сетевой ресурс. URL: http://www. pravoslavie.ru/guest/4772.htm (дата обращения: 28.11.2007).

98

Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Т. 1. М.: Новоспасский монастырь, 2008. С. 84.

99

Нямецкий монастырь сегодня. Интервью с настоятелем Нямецкого монастыря архимандритом Бенедиктом (Саучуком) // Православие.Ru. Сетевой ресурс. URL: http://www. pravoslavie.ru/guest/4772.htm (дата обращения: 28.11.2007).



Источник: Киев; Серпухов: Международный институт афонского наследия в Украине; «Наследие Православного Востока»,2015. – 128 с.

Комментарии для сайта Cackle