8. Дальнейшая судьба прп. Паисия и П. Калнышевского. Предсказание «венца»
Как мы знаем, окончание русско-турецкой войны неоднозначно отразилось как на судьбе прп. Паисия Величковского, так и его ктитора Петра Калнышевского. После подписания мира между Турцией и Россией часть Буковины, где располагался Драгомирнский монастырь, оказалась под властью католической Австрии. В связи с этим, не желая оставаться под властью католической державы, прп. Паисий с братией вынужден был покинуть в 1775 г. свою обитель в Драгомирне и перебраться сначала в Секу, а затем в Нямц92. Иначе сложилась судьба ктитора Драгомирнской обители Петра Калнышевского. В годы русско-турецкой войны за проявленные героизм и мужество он сначала получил благодарность от императрицы, стал кавалером высшего ордена Российской империи – Андрея Первозванного, а также получил военный чин генерал-поручика Российской армии. Однако по успешом окончании войны Запорожская Сечь была захвачена и сожжена войсками Потёмкина, а сам Кошевой атаман арестован. Около 25 лет ему довелось провести заживо замурованным в тюремном заключении-затворе в холодной камере-«мешке», без света, без права переписки и общения с кем-либо.
Ил. 15. Прп. Паисий Величковский (1722–1794)
Историки так описывали место заключения последнего предводителя запорожских казаков: «Это пещероподобное помещение произвольной формы от двух до четырёх аршин и от 1,5 до 3 аршин в ширину. Каменная лавка (место для сидения и сна) – вся её обстановка. Узник не мог лечь, вытянувшись во весь рост, он должен был спать в полусогнутом состоянии. В помещении стоял вечный полумрак, было сыро и холодно»93.
На протяжении более 20 лет Петра Калнышевского выпускали из тёмной камеры на свет лишь три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения, чтобы он мог посетить богослужение и причаститься. Когда кошевого перевели из Прядильной камеры в другое помещение, то от него осталось в камере более чем на два аршина нечистот, которые не убирались там все годы заточения. Просидев в закрытой камере без света столько лет, он потерял зрение; у него, как у зверя, отросли большие когти и длинная борода, вся его одежда распалась, а кафтан с пуговицами превратился в свисающие с плеч лохмотья. На свободу он смог выйти лишь после дворцового переворота и убийства сына Екатерины II – императора Павла I. Указом нового императора Александра I от 2 апреля 1801 г. он был освобождён по общей амнистии и получил право на свободный выбор места проживания. Ему шёл 111-й год. Оставшиеся два года жизни последний предводитель Запорожской Сечи по собственному желанию провёл простым послушником в Соловецком монастыре94. Как было написано на его надгробной плите: «Скончался 1803 года, октября 31 дня, в субботу, 112 лет от роду смертию благочестивою, доброю»95.
Ил. 16. Изображение молящегося атамана П. Калнышевского на Запорожской иконе Покрова Богородицы. 2-я пол. XVIII в.
На примере Паисия Величковского и Петра Калнышевского мы наблюдаем два образа христианской святости, хоть и разнящихся меж собой, однако имеющих очень много общего.
Ил. 17. Икона святого праведного Петра Калнышевского
Одно из последних своих писем к Петру Калнышевскому от 18 марта 1772 г. прп. Паисий, обращаясь к будущему мученику, как бы пророчески заканчивал такими словами:
Созидаетъ вамъ Христосъ храмину нерукотворену вечну на небесехъ, за украшение обителей украситъ душу вашу венцемъ неувядающимъ, за приодеянии нагихъ удовъ Христовыхъ одеетъ душу вашу нетления одеждою и сподобитъ въ небесномъ Своемъ чертозе вечно наслаждатися Божественныя Своея славы, всехъ же сихъ преимуществъ мы ваши богомольцы при всегдашнихъ нашихъ аще и маломощныхъ молитвахъ получити вашей велможности усердствуемъ96.
Ил. 18. Икона святого праведного Петра Калнышевского, утверждённая Священным Синодом УПЦ
* * *
Как уже было сказано, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2014 г., учитывая факты народного почитания, праведный Пётр Калнышевский был причислен к лику местночтимых святых (память 31 октября / 13 ноября)97. Что касается прп. Паисия Величковского (1722– 1794), то его почитание в Румынии и среди многочисленных учеников в России началось вскоре после его кончины. Инок Парфений (Агеев), посетивший Нямц в 1830-е гг., описывает, как по местной традиции они прикладывались к гробу почитаемого здесь прп. Паисия, погребённого внутри собора98. Известно, что уже в 1858 году в Нямецком монастыре велась служба с житием Паисия Величковского, составленная монахом обители Каллистратом. Мощи преподобного ныне хранятся в соборе Нямецкого монастыря99. Помимо Румынской Православной Церкви, прп. Паисия Нямецкого чтит Русская Православная Церковь. Его канонизация была совершена Соборами Русской Православной Церкви Московского Патриархата (1988 г.) и Русской Православной Церкви Заграницей (1990 г.). Память – 15/28 ноября.
Ил. 19. Портрет прп. Паисия, висевший в парадной архондарика основанного им Ильинского скита на Афоне
Ил.20. Портрет прп. Паисия из музея монастыря Нямц
* * *
Преподобный Паисий Величковский. Автобиография. Житие. М.: Троице-Сергиева Лавра, 2006. С. 161–164; Преподобный Паисий Величковский. Житие и избранные творения. Серпухов: «Наследие Православного Востока». 2014. С. 237– 239; Четвериков С., прот. Указ. соч. С. 209–210.
Гуржій О. І., Чухліб Т. В. Історія козацтва. Держава – військо – битви. К., 2012. С. 449.
Українське козацтво: мала енциклопедія. С. 222–223; Шумило С. В. Указ. соч. С. 376–377.
Гуржій О. І., Чухліб Т. В. Вказ. праця. С. 450.
ЦГИАК Украины. Ф. 229. Оп. 1. Д. 166. Л. 109–109 об.
ЖУРНАЛ № 88. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 23 грудня 2014 року // Священний Cинод УПЦ. Офіційний сайт. Сетевой ресурс. URL: http://sinod.church.ua/2014/12/23/zhurnali-zasidannyasvyashhennogo-sinodu-ukrajinskoji-pravoslavnoji-cerkvi-vid-23grudnya-2014-roku/ (дата обращения: 25.12.2014). Нямецкий монастырь сегодня. Интервью с настоятелем Нямецкого монастыря архимандритом Бенедиктом (Саучуком) // Православие.Ru. Сетевой ресурс. URL: http://www. pravoslavie.ru/guest/4772.htm (дата обращения: 28.11.2007).
Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Т. 1. М.: Новоспасский монастырь, 2008. С. 84.
Нямецкий монастырь сегодня. Интервью с настоятелем Нямецкого монастыря архимандритом Бенедиктом (Саучуком) // Православие.Ru. Сетевой ресурс. URL: http://www. pravoslavie.ru/guest/4772.htm (дата обращения: 28.11.2007).