Источник

Приложения к первой части

№ 1. Отпись о староверах в Обве Соликамскаго подъячева в 1684 г.

(Из Древних Государственных грамот, собранных в Пермской губернии, В. Берхом, Спб. 1821 стр. 117).

Государей Царей и Великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцов, стольнику и воеводе Назарью Петровичу Соликамской Приказной Избы подъячие Стенька Елисеев с товарищи челом бьют: в нынешнем во 192 (1684) году июля в 23 день у Соликамской в приказной избе извещал словесно Соликамской посадской человек Филька Михайлов сын Котоногов, в нынешнем де месяце был он в Усольском уезде в Обвинском поречьи и слышал у многих крестьян, что де в Обвенском поречье объявились православной христианской вере раскольники, тутошные Обвинские жители и прихожие люди мужскаго пола и женскаго человек с пятьдесят и живут от Ильинскаго погоста в пятнадцати верстах, на пустых местех и заводят избы большия, и тех де раскольников поиманы и посажены в Ильинском погосте в земской избе в крепи двое человек: один Обвинец Ильинскаго приходу, имени ему он Филька не ведает прозвище Бахарев; а другова он Филька не знает, и тех де раскольников Обвинской земской староста и мирские люди хотели прислать к Соликамской тотчас. Да земской же де староста и мирские люди посылали к тем раскольникам трех человек, чтоб они пришли в Ильинской погост, и они де в Ильинской погост не пошли, да в Ильинской же де погост приходил неведомо из которой деревни крестьянин и мирским людем извещал, что де те пустынники увели у него дочерь его девку, да тогоже числа у Соликамской в приказной избе сказали обвинцы, кайгородскаго приходу крестьянин Алешка Чудинов, да бобыль Афонька Семафиевых: в нынешнем де месяце ехали они к Соликамской и дорогой де едучи слышали они на соляных каюках у работных людей, везли де с Обвы к Соликамской пустынников и те де пустынники у провожатых с дороги убежали, а провожатые де воротились на Обву; а без твоего, Назарей Петрович, ведома для съиску и для поимки тех раскольников послать мы не смели, и о том как ты Назарей Петрович укажеш. (Внизу помета:) 192 года июля в 24 день подал Усольской стрелец Федотко Артемьев.

№ 2. Копия с рукописи, найденной у крестьянина, Оханского уезда, Дубровского прихода, Коротаева

«После Иосифа патриарха наступил Никон патриарх отступник; со Арсением волхитом всю веру Христову поругали при Алексие Михайловиче. Потом сын его Петр Алексеевич с Редкиным и Питиримом остатки покоренил. Христиан мучили за веру Христову ругали. А в под Стекольно (Стокгольм) послом ходя царство и пришод зачал на стрельцах одежду переменять, салдатску надевать. Оне не дали одежу ругать старинну. За ту противность он перво обманом к жалованью манил к себе, а вместо салдат им стрельцам головы рубил, за противность на тын, на колья тыкал на страх другим. От того мучения стрельцы разбежались; от гонения того ругательства ради вере Христове многи пострадали кровию (от мучения того) Москвитяна, а другие домы оставя, полаты имения и богатство, не только простыя, но из больших персон штаты, бояра расходились в дальны стороны.

Москвитяна жили скитами, аки монастырями многолюдными, человек по сту, в здешней стороне на Сабанце, на Сепыче на Лысве, у Годовал около Очеру.185 Старец Андрей енерал был, Анедом архиерей Московский, инок Федосий боярин, инок Пафнутий дворянин, схимник Иван бурмистр, Тимофей Ефимов Куфар у фурманов был при Петре Великом, инок Василий Семенович из кабинета ассесор, инок Пимен стрелец, инок Иван стрелец, инок Иаков Гаврилов при Сенате сенатор из Берг Коллегии, другой Иван Лукьянов, третий Иван Анфимов бурмистр, старец Мина стрелец, Петр Андреев, Иван Данилов, Яков писарь канцелярский был.

Ликописец (т. е. иконописец) у них был честной посник.

А правило всяк день молились утро и вечер, а по говиньям земными поклоны, ины псалтырью, а по праздникам службами. Певцы были мудрые Тит и Евтихий с товарищи и крылошаны. Все в старцах пострыжены были, аки Асаф и Досифей, Ануфрий царевич; Аполлинария царевна, Феофания царица. Боярыня с тремя служанки жила 11 лет.

В то время я был десяти лет; отец мой меня водил к ним, грамоте учить и я к ним часто ходил учиться. А женска пола, кои у нас скитами, аки монастырями содержали, имяны старицам: схимница Анна канцелярша капитана жена была, схимница Евфросиния капитанша, инокиня Татьяна, инокиня Анфиса, инокиня Феодора боярина, инокиня Капитолина, инокиня Ирина да Окулина старицы из Берх-коллегии сестры были, инокиня Агафия, Евдокия, Марфа Камирски (вероятно, камергерские) дочери и две Анастасии. Убегали за веру Христову.

А все скиты разорены капитаном Палчиковым Василием Васильевичем казанским, по ордеру от Осинскаго воеводы маёра Романа Немкова, по доношению с Сивы (речки) Ильинскаго (Черновскаго) села на Черной речке крестьянином Егором Щетниковым назад тому 0 (70) от сего 1795 года.

А иные в верхо-Камья бежали близ Кайгородка в Плесинском монастыре три стрельца, на Юму два, да в Кунгуре в Спаском монастыре, четверо жили по разным местам кто куда уходил. А Краснощеков со армиею сорок тысящ на Турки за моря далее ушли, а федьмаршал Румянцев с двенадцатью полками.

В это время гонимое вере Христове из здешних баронских Очерцов данных оброчных, кои были в раскольническом окладе, – и тех крестьян в Москве ссылали от своих жительств, а тамо однако Бог помиловал; оброчным истязания не было, по домам распустили – Анофрия Петрова Масалкина, Очерцов Васильева Ивана, Андрея Григорьева, Якова Гаврилова с братом Василием, Ивана Якимова с товарищи.186 Кресты Христовы ругали и иконы топтали в бушных187 корытах и кололи и сожигали и ко щепоти принуждали, и крыжам и змиям кланятьца и причастие кровь женску с мукою мешали и христиан сквернили, и во олтаре блуд творили, в церквах коней вводили и вместо бань имели; учась Фармазое, отреклись от Бога и всея твари, а хлапцов убивали и как от Никона отступника проклятаго патриарха, так и по ныне его доспехи носили – святительски жезлы со змиями и крыжи вместо креста Господня и щепоть и брадобритие, а в посты мяс ядение, жабы ящер и по древесам скачущия и по горам ходящия и по земле ползающия, и соты (скоты) из сосудов ядят. Вместо Духа Святаго смрад песий возлюбили, а на Дух Святый хулу возложили истощением вместо излияния хульную речь вложили, уже не будет им прощения в сем веке и будущем; на троицкой вечерне молятца по татарски на коленках стоя, егда диакон молитвы чтет Святому Духу похвальные, а указано ничком падши на землю, или на полу лежати лицем; и в Символе и в Духа Святаго Господа, а истиннаго отринули и похулили. Да и в крещении младенцев щепотью, а среди щепоти сатана, уже молятца духу лукавому, а не заклинают; егда купель градит, глаголет: да потаитца в воде сей демон темный; – присвояют, а не изгоняют из купели щелком, и по всему вселица дух лукавый бес во младенца и сатане предан будет младенец их молитвами богохульными и крещением. А не то надобно говорить, когда купель градити г҃ Христовым крестом и говорити: да сокрушится и изчезнет вся сопротивная сила в воде сея бес темный, под знамением воображения крестом Христовым вся освятится. А еретицы крест Христов поругали, отреклись распятаго Сына Божия, в молитве Исусовой, с престола во олтарях сверзили, в церквах со образом пресвятою Богородицею и плотию рождения Христова не приемлют. А Господь Саваоф с небеси дважды свидетельствовал на крещении во Иордане и на Фаворе в преображении рек: Сей есть сын мой возлюбленный? послушайте того, яко мене. Аще отречется сына моего, от мене отречется есть, и аз отрекуся, сатане предан будет сын погибельный! И Апостол тоже пишет: аще кто плотию рождения Христова не приемлет, сей антихрист есть. Тако еретицы в молитве Исусове Сына Божия отреклися распятаго Творца небеси и земли и всея твари: якоже жидове царя славе имети над собою не восхотели Христову печать отринули, двуперстным знамением не воображают на лицах своих дву естеств Божества и человечества и два рождества, первое прежде век от отца без матери, а напоследок без отца от матери Духом Святым и воплотился и многи чудеса сотворил, мертвых оживлял, больным здравие давал, ветры кротил, по водам ходил, праведных в рай введе, и всю тварь шестью деньми сотворил. А еретики архиереи вместо Творца покланяются змию, щепотью знаменуюца на себе сатаною, на главе и на сердце, и на плечах, на устах, на скраниях, на бедрех и по всему телу сатану садят, и на жезлех вместо креста Христова змию диавола пред собою возят и во олтарь вносят и христиан томуже принуждают и жертвам диавольским и к причастью их прибывают к церквицам и костелам и мучат, от распятаго Христа отбивают ко змеиной прелести покланятися зверине иконе.188 Аще кто покорится, поклонится змеиной антихристовой прелести, яве той погибе от Бога и от ангел от всея твари проклят, и проклят, кто к ним ходит и слушает пения их отступников и с сатаною с Иудою учинится во огне вечном.

Понеже оне архиереи из неверных Поляков, не крещенные обливанцы, потому змиям и служат, крыжам, – щепоте честь приносят и сребром вкупаются, аки Симон волхв и догматы христианские все поругали и помрачили. Того ради прокляты и препрокляты и хиротония их от богохульных молитв горше бесов, от проклятия не вменяется благословение, яко от диавола не бывает святыня и от смрада благоухание: тако знаменное постаовление хиротония горше бесов, яко змиею Адам прельщен рая изгнан. И ангелов противников не пощаде Господь с небеси сверзил во ад – и попов кнутом из церкви изгнал сребром вкупающихся в начальство.189 Под сатаною мучимыя будут, возлюбили латынски науки богохульныя, – учатся Фармазонии, крест на шеях не носят. На пяти просвирах служба, Агнца Божия Исуса отринули, крыжом начертают Антихриста, две просфиры Христову и Богородице отринули, на иконах пишут Иисус Антихрист, аллилуия по трижды говорят, величания праздникам отринули и два псалма и в Достойне безстравлением и херувимской стих изменили. Венчают сватбу и младенцев крестят ходят против солнца. II церкви святят царя славе неговорят, мылом поганым святят, а в мыле всякая нечистота, падина и мертвечина на сало собирается. Крыжом Антихриста на престолах, на церквах, олтарях, на паникадиле, на просвирах и на лицах воображают щепотью сатану. Правила и земных поклонов не имут, матерно – скверно лаютца, табак жрут, из породства женятца, присягами клянутца, пьют и ядят с татарами и вотяками. Попы сребром вкупаются и ездят по крестьянам, грабят руги, пасхально, празнишно, венчание, крещение, погребение, а Господь не повелел ученикам собирать злата и сребра и меди ни дву ризу и сапоги. Благовестник Евангелием проклинает, аще от крещения дар возмет и яица, подобен Июде предателю. Не освященное их священство Господь проклинает еречетиское постановление. Яко проклятый папа Римский Петр гугнивый повелел по семи жен попом, а наложниц сколько хочут и органом и музыке и сопцы ходити в церковь, брады и лоно постригати.

Никониан еретиков удаляемся, беседы их крепкий ум разслабляют и добры обычаи портят, нравы растлевают и советы Божии развращают и от Бога мысли отводят забытием страха Божия и суда Христова. Яко ульи вместо меда и сота песиим калом наполняют, яко типун и свороб на языки диавола садят, и слова их, яко мыши и жабы, скачут из скверных уст их, яко Латынцы и Армяне и Ариане, тоже и Никониане. Наша Русь от Никона возлюбила погану веру, внесены ереси Агарян, Жидов, Литвов, Турок, Немских; ядят всякий гад; зайца, жабы, медведи, а иные погане Жидов.

Колокола наши языки к Богу благовестят, в церковь мы ходим, священника имеем, причащаемся Исусом, насыщаемся Агнцу, Христову таинству и освящаемся и вечер и утро яко солнцем восходя и исходя великим архиереем Христом, истинною верою, Духом Святым, желанною ревностию, уставом, псалмопением, крестом, постом, молитвами, воздержанием от блуда и пьянства и милостынею. Егда молимся земными поклоны, яко Царя за ноги держимся, уста украсил есть и душу, освящаеми, плоть обновляеми и сердце убеляеми. Аще славу воздаеши вышнему, яко на небеси стоиши пред престолом, аще глаголеши: Царю небесный, Святый Боже, трисвятое, Отче и символ верую во единаго Бога: то седяй одесную Отца зде с нами, аще плотию не стоит, но словом предлежит сей Агнец, и мы на небеси умом и силы небесныя с нами есть. Зде Херувимы и Серафимы и Архангелы и Ангелы. С нами архиерей Христос, завет, святитель и священник, вера истинная церковь на языке, внутри нас дух священствует, по Мелхиседеку чину обещался священствовать с достойными угодники. От единаго Христа по заповедем живущи, буди себе сам священник внутри имей архиерея, Церковь и олтарь на языке глаголющи: Слава в вышних Богу! Таковых Христос прославит, силен сей архиерей, ад разрушил, праведных воскресил, в рай вселил, а сам на небеса вознесся – и судит по делам сей царь царствующих. Нет о ином едином спасения. Почто ищите ангелов и учителей? Христос в вас боле есть ангелов. Сей учитель и наставник и пастырь незлобив, праведен, преподобен, непорочен и не мздоимчив. Сей архиерей силен и нас спасти припадавших ему метаниями, постом, молитвами. Един Господь власть имеет оптущати грехи».

№ 3. «Чин исправы»190

Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Аминь.

«Аз, имярек, иже от Богомерзкия Никонъянския ереси днесь прихожу ко истинному православ. христ. веры закону, преданному от святых Апостол, и утвержденному Богоносными отцы, святых великих всея вселенныя седми соборов прихожду не от нужды некия или беды или тесноты, или страха или налога и нищеты, или некоей вещи на мя воздвизаемей, или чести ради мирския и благодарований некиих обещаваемых некими или ради некоего прибытку, или лестию или лицемерием. Но сам от всея души и сердца чистаго и неблазнено Христа любящи и его истиннаго непорочныя животныя веры желаю получити. Преждеж отвращающи отрицаюся всего неподобнаго и злаго и лукаваго учения и еретическаго изъмудрствования, и их предания яже действоваху и учаху противу предания святых и богоносных отец. Проклинаю же всякое еретическое их злочестие и развращенное учение и предание и прелагающих пророческия Евангельския и Апостольския словеса по своему еретическому умышлению. Проклинаю и всякую их богомерзкую и кривосказательную их ересь. Проклинаю лжущих на Бога Господа нашего Исуса Христа, яко от него прияхом еже на коленках молиться, непреклоняти глав на землю. Проклинаю оболгающих святых Апостол, святых отец и глаголющих, яко от них прияхом треми персты креститися. Проклинаю глаголющих и поющих св. аллилуию не по преданию церковному, яже св. отцы узаконоположиша. Проклинаю нечестивых иереов, иже странно некако благословляющих питию персты. Проклинаю неистово творящих крестное знамение на лице своем. Проклинаю богоненавистную блудолюбную образа прелесть душегубительныя помраченныя ереси, яже остригати ус и браду, ей же бысть начальник беззаконный Петр Гугнивый папа, во царех же тоя ереси бысть начальник гноеменитый Константин Ковалин иконоборец. Проклинаю развращенное св. крещение, такожде же и вся еретицы да будут прокляти, и иже не благословляет и не крестится двоема перстами, якоже Христос, и аще кто неприемлет собора бывшаго при Макарие митрополите. Проклинаю прелагающих и разрушающих св. Апостол и св. Отец узаконенныя посты. Проклинаю всех еретиков, иже хулят св. угодников Божиих и глаголющих, яко не в правде изложиша чин и устав церковный. Проклинаю всякое неподобное их действие и всякия богомерзкия дела, и иных прочих ересей, явленных и неявленных, и всех сих отрицаюся и гнушаюся и не приемлю и помощников их и последующих и хвалящих, сих всех отрицаюся и спричитаюся Христу».

По сем вопрос: веруеши ли в Отца, Сына и Св. Духа? и глаголем Символ правосл. Веры сице: Верую во единаго Бога Отца... Глаголи все до конца... Тако верую и исповедую единосущную Троицу и тако покаряюся и прелагаюся благочестивому закону преданному от святых отец, право исправлявших слово истинное, и причитаюся св. соборн. апост. Церкви и сими держати и в том пребывати до последняго издыхания, ни едином правом противная мудрствовати во всем животе своем, и желаю причастник быти святых животворящих таин пречист. тела и крове Христа и Бога нашего, яко да будет ми во освящение души и телу моему в наследие живота вечнаго, молитвами пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых, иже от века Богу угодивших. Аминь».

Примечание. У Пермских раскольников два чина «исправы», один, более подробный, с миропомазанием, другой без миропомазания – краткий. В первом, после приготовления приходящего постом и молитвою, сначала, после обычного начала, читается молитва: «От скверны», самый чин принятия – «Молитва оглашения»: проклинание подробное, «Верую»... Молитва: «Господи Спасе наш», ектенья: миром Господу..., молитва: Благословен еси...; помазание миром; пс. 31, молитвы четыре; ектенья: помилуй нас... отпуск и причащение, «аще достоин».

№ 4191

Сия есть вера христиански к Богу, любити всем сердцем. По всяк должны утро и вечер правило уставлено исправляли; исповедь, крещение, крест носити на теле своем. Исповедайся часто и бери себе человека место отца духовнаго. II чрез человека твориши сие Богу твориши; Сходясь и расходясь часто прощайся и благословляйся, часто кланяйся вноги и на молитву ставай часто, чистоту храни. Трезв буди всегда; Правило неси по всяк день, непроспи утрени вечерни; еж редко, за все постись от вина пива от мяса, по праздникам не роботай и бань не топи, чистоту блюди собак не пущать вызбы, от мирских уходи прочь. Непей нееж и немолись сними ни где; чашки свои держи. Берегись как от собак от матернословцов, сквернословцов брадобритцев, щепетников блюдись ходить кверным или один молись. Ивдоме своем. А вскверности не буди единаго в дни. Ставай пред образом Божиим в чистоте на молитве: и два одра имети, на празники особь спи; среду пяток храни рыбы не еж имеж вытей земны поклоны впосты 4; А всеношных 69 вгоду; образ ссобой носи свой; у мирских им не молись и образов мирских небери вдом свой, крест на шее завсе носи небудь един день безнего, предобедом и ужной и после стола завсе молись. Ивроботу ивдорогу ехать или пеш, чрез реку и пришод откуды в свой дом помолись и ехать впуть или чрез реку или заработу; примаясь начиная и кончевая благословясь и перекрестясь 3-ды, руки умывать по 3-ды отпогани часто когда хватишь зашто, обутки и чорну рубаху и голо тело чесавши, или посуду погану, что ниесть; ипоганое у чистой посуды некласть ивчистом месте нигде некласть, и ножом чистым не резать поганова; По свадьбам неходить, пива вина ибраг непить – то ярость змеина. Спостели Ставши непить по ночам пелмени192 неделать. напиры инаигрища неходить и бань по празником нетопить. Сженой законно жить, чистоту блюди среды пяток, и протчия посты, и господьския праздники от скверны блюдись и намолитве неочистясь небудь, нимало время вчистоте ходи; и чорных рубах на лавку иобутков неклади; Яко (к?) образам ни близ нигде и вуглу втом иподлавкой неклади; ивариво исчашек мирских недохлебав назад невылевать в горшок иквас мирской посудой нечерпать искадец иизгоршков икотлов и ведр искорчаг. иот собак и кошек и от скота блюсти, нюхать недавать ниже лизать; чисты ведра вбани невносить, собливы держать. Да причастимся святыне, сиречь чистоты. А годовы празники Господски и богородичны и воскресны дни в неделях 52-х чти честно вношных молитвах и книжным чтением и работным покои давай и о почев от работ свободу. рождество Христово; крещение; сретение; благовещение; пасха христова неделя; вознесение; рождество предтечи, усекновение главы; ивана богослова 2-ды, петров день; преображение, здвижение; рождество богородице, введение; успение. Великаго поста 5 недели всреду на четверток вночь стояние андрея критскаго и марии египетския, Средокресн. неделю кресту поклонение; Всуботу акафисту богородице на седальной тоеж 5 недели; присем устав взирай всегда во весь год о посте и разрешении и о поклонех земных и о службах иомолении правила повсядневного даио погребении умерших Свенцом взнамение Христова креста, иправую руку сложа крестом персты ивервица налевой руке положа зря навосток лицем погребать; Слестовкой ипоминовение править молитца, 3 поклоны; и 9 поклоны; иполусоро – 40 чины и 40 тины,193 и сорокоусты и понафиды; и годовыя памяти Справлять и 6 месяцев и кажды по суботам поминать молитца во все годы; А крещеному спогаными стотарами не ясти авпосны дни скоромна, низайца, нирака, ниголюбя ни воробья, никровоядины, нидавленины всилах (т. е. в силках) и тенетах; и пораженова скота от каки язвы случившеся аще умрет псом повергать; и велик пост все честно провождать вземных, поклонех. А страсну неделю всю сухоядением поститись как и первую неделю феодоритову имолитися вчистоте аще сию четыредесятницу вчистоте несохранится от блуда; душа его восплачет весь год; испорины несть; Подобает Бога любити всем серцем, всею сплою, и крепостию и мыслию, словесы и делы, позаповедем Божиим, повсядневнаго правила неси не изрони ниединаго дни не обленися. Веруй крепко. Крест целуй со страхом и умилением сжалостию и воздыханием сердечным. Вчистоте всегда будь, и намолитве неленостно стрезвостию; Непьянствовать никогда; Не мокропиществовать котлами яко египтяна, за то наказаны 10-ю казнями. Имеж вытями нееж ни рыбы всреду пяток; ирано до свету неясти, редко ясти. А часто на молитву ставать; ирано трезвитися анепьянствовать, и неукрашатися попам родословием ибогатством имением дворами и скотом непохваляца ипростым; ипопам ни лову нетворить, нипестрин неносить неукрашатися, ни наигрищах небыть, иженску одежду необолокать; А нынешнии отступницы нетолко простыя но ипопы до свету ядят ипьянствуют ипируют, иные ипоигрищам ходят сидят скачут ипляшут вженски ризы оболокают вленты и сороки (сорочки) скрадываются блудят чтоб непознали, Другие ссобой возят безчинствуют и воруют коней А крест Господень бросают табак пьют. Нечестивых Господь ненавидит изгнал изцеркви их яко каиафу соиудою недостоины престолы содержащих прокляты иот Бога отвержены иот проклятия несть благословения, яко от диавола святыня несодевается ни от смрада благоухание неисходит. Возлюбиша воскрылия широкая, инасонмищах первоседание, инаторжищах целованием изватися учителю учителю. Тако нынешнии отступницы яко юда скаиафою и папы сжиды согласясь, Сребра ради мучат, християн от веры отрывают чревобожницы крест господень отметают исына божия измолитвы иотзнамения креста двоеперстнаго сложения не воображают на лицах своих. Сего ради апостол пишет о них. Имут олтарь инесть святыни от служащих; противницы иотступницы закона божия догмат церковных истиных отверглись, как измолитвы исусовы. иот двоеперстнаго знамения на лицах Тако испрестола волтари крест господень сбогородицей свергнули и крыжи поставляют напрестоле инапросвирех ина церквах; Ныне иную Веру нашли латынскую внесли; Иисуса другова пишут на образех и а ҃фти лет утаили а богородицу христородицей именуют, Аллилуия изменилиже, А вдостойне безсравнения положили; вместо славнейшую во истину серафим. Сию реч истиную отвергли невозлюбили; А воскресны дни и господьски ибогородичны празники непочитают всенощными молитвами и чтением книг; по игрищам ходят ипирами всю ночъ провожают, либо роботают; а правила повсядневного церковнаго еже недельно повсягодно, нежели земных впосты, и впростые дни ипоясных поклонов утренняго и вечерняго правила нет у них, не сладаном и молитвами, табаком воняют, а христиан гоняют и ненавидят бьют ихже и мучат, Чревобожницы мамоне служат а не богу усы и брады бреют и матерно бранятца и впосты мясо ядят как татара а пяток празнуют, иные и каменья не розжигают и платье иные не бучат и в сватовство женятца одежу носят немецкую латынску зборами и брыжами манжеты зборники юпки женщины и мущины. Камзолы с прорехами и пугвицы широки и щаблеты колпаки якоже Даниил прорек новохудоносору о видении пришествия антихристова. Голене его железне, стегне медяне и часть скудельна. власы женски на челе ежом потклейны по бесовски и галтусы удавление вместо креста погибель себе знаменуют на страшном суде а оне страшнаго суда христова не проповедают, и воскресения праведным и грешным востания неверуют а издороги пришот и вдорогу и за стол садятца немолясь иззастола, изастол снадворья неумыв рук захлеб примаюца погаными руками и за чистое берут имолятца, псы у них за столом лежат и ссобой испосуды кормят о том кирил ерусалимский рек изыдите братие от мира, иные молятся протяня руку побахметски до полу. Поклонясь оглядаваюца во все стороны как коза, вшапках пред образом стоя ивмолитве Сына Божия и вкресном знамении отвергли, и наиконах – Иисус, и женской пол иные пологрудом и простоволосо стоят имолятся безплатов непокрыв голов таковых апостол брить и остругать повелевает аще нелепо быть бритой подобает покрыватись. Ивтечении женам вцерковь не ходить ни ко кресту никадилу нисвечам не приматися, безчинников изцеркви изганяти вон, и неприобщатися ни вчем; А взачатии младенца мужеска пола якобы в 3 день душа влагаетца а женска 12 – то лож у них, иные моч пьют свою, скверность хлебны ножами падаль обдирают и вши бьют. И нападкою изрек непригорщами пьют; иные впосты мясо ядят и сженами спав блудят и не вчистоте ходят. Сего ради все стопы его скверны дворы гумна житницы. А указано сженою точию впонедельник, вторник, четверток. А среду, пяток постом проводить, от жены особь одр иметь в чистоте обеим. И воскресны дни и господьски и богородичны праздники честно проводить, А среда и пяток и от хлеба пост до 9 часа, нежель рыбы ести. А нынешнии отступницы нежели от хлеба и от рыб среду и пяток похранить. Но и впосты вболшие мясо ядят ивгрех не вменяют. Но и жабы и ящерицы кровоядину и давленину всилах и тенетах мертвечину (т. е. едят). Из книги Кир. ерусал. гл. 45 лист 494 обор., Но ипонеже нынешняго времени злохитрою кознию вселукаваго диавола, врага и супостата народа христианскаго, Самыя главнейшия истинныя веры нашея начальницы славою света сего прельстившеся и тмою сластолюбия помрачившеся, Мнимии пастыри наши митрополиты сархиепископы вволки претворившеся, Святейших патриарх вселенских отступиша и кзападным костелам приложишася. Точию еще лжею лицемерия своего яко овчиною закрывающе всебе внутренняго волка не объявляются стем потаемне согласившеся ссобою окаяннии, яко христопродавец Июда сжиды. умыслиша всех благочестивых християн безвести отторгнути вздешней области ссобою впогибель вринути, якоже самая пагубная сокровенная их писания обявляют; нынешнии противницы богу творят многия ереси – Крест господень обругали якоже лютор папеж римский Калвин, И Фармос еретик и петр гугнивый и подобныя им, Тако и в московском государстве Никон патриарх отступник со арсением еретиком Веру Христову обругали Крест господень отменили истрех древ сотворенный, крыжи возлюбили, Копия трости горы Голгофы Места лобнаго Главы Адамовы Распятаго бога Титлами не проповедают и никакой надписи не имеют, 9-ти чинов ангельских, Творца небу и земли всей твари не проповедают; яко арий еретик Тако и жидове царя славы Бога бысть христа отреклись над собою царя иметь христа невосхотели якоже илатыны; И крестов нашеях неносят иные и надкупелию Бога яко короля положили предземным царем ниже, Молятца духу лукавому а не заклинают, Градит воду среки в ведре демону потаитися велит. а проч не прогоняет. А указано по старым изложенным молитвам градить воду крестом истинным двоеперстным освещать до дна рукою погружать глаголати Да неутаится в воде сей бес темный. надмертвыми во гроб пеплом посыпают Архиереи ныне уже обливаютца водою непогружаютца. На жезлах вместо креста змию носят Дух святый похулили Истощением; а неизлияние. на троицкой вечерне и всимволе ив стихе истиннаго отменили Царю небесный на конце; на шеях крестов не носят Матфий евангелист пишет Таковым хулником неотпустится грех нивсем веце нивбудущем. А молятца стоя на коленах по латынски на вечерне троецкой икрыж латынский почитают. Ныне Вся вера латынска иодежда. ивенчают икрещают иосвящают церкви против солньца ходят, «и кто есть царь славы» – не говорят, круг Церкви ходя, «Да возмутся врата ивнидет царь славы» – отменили. престол мылом сквернят, а миром имаслом крестом не начертают, иагньца невмещают, христа у них несть. впросфомисании, инесть освящения, но осквернение. паче имут олтарь и несть святыни. отслужащих две просфиры отложили, на 5 Служат; А господь первым чудом 7-ю хлебы 4 народа прекормил. А брады иус не брел, А нынешнии усы подстригают и брады бреют, табак пьют, и щепетью крестятца; безскуфейники, наемники чрезсребро поставляющихся Господь изгна, и пенязи опроверже во иерусалиме; недостойне содержащих престолы, яко каияфа со июдою предателем, намедницы и сребреницы меняющи и купующи; возлюбивши воскрылия широкая, инасонмищах первоседание и наторжищах зватися учителю учителю; сего ради Сына невозлюбиша на кресте распяша. Тако нынешнии отступницы Сына Божия отвергли измолитвы исусовы. И искрестнаго двоеперстнаго сложения и крест обругали господень осмиконечной Да испрестола сбогородицей свергнули волтари инацерквах инапросфирах; ивозлюбили крыжи латынские измию на жезлах архиерейских ипокланяютца жезлу со змием; а чрезтого змия самому диаволу покланяютца; воображенном змие. Якоже адама израя изгнал диавол вселившись тою змиею; и вавилон град погубил диавол змиею же. Тако инынешний народ диявол прелстил змиею во адово дно погубил влекущи яко ужищем. Верующих ему в неразумети. Нынешнии священницы папины послушницы, яко Июда скаиафою, ипапы сжиды согласившись едино действуют, а митрополиты со архиереи отпап ереси приемше действуют единогласно. Того ради Кирилл Философ Владимиру князю неповелел от пап иот латынь веры примать егда просветил святым крещением всю святорусскую землю. Тако и панагиот философ Цареградский препрел и обличил азимита Ереси их латынские, Священников нарек свиниями; Егда же изцаряграда был послом, послан в Москву скрыжом, при царе Иоане васильевиче, инедопустили ниблиз москвы, чтоб непочтена была чужа Вера Християнами. писано есть Кто похвалит чужую веру, той заругателя вменится своей вере. Егда иангел старцу рек скем погребут, икако хощет коея веры быть, Соегиптяны, или римляны ислатыни, исоармяны, или соевреи, или со июдеи, или сохристияны Съеросалимляны. Онже изыскав со християны еросалимляны, ипо 3 неделях пришет ангел похвалив старца изят душу. Крест господень идеже начертан бывает, вся благословляет иосвящает и вся спасеная дает; Сего ради крепко и дерзновенно братие противимся врагом кресту Христову, они бо бегают и трепещут от креста инемогуще взирати на знамение его, и до ныне прекословят о кресте инеприемлют его; Таково бо христово распятие свое предзнаменова нам покланятися взирающе сокрушенным сердцем; Ивтреодях цветной и посной пишет; Покланяемтися христе всем твоим страстем 3-ды сие; ипотом покланяемтися, тросте и копию, игвоздию его оцет, и желч почитаем, подножию и губе и месту лобному, горе голгофе, идеже господь бог наш распятие претерпе, творец небеси и земли, и 9-ти чином ангельским; и воображение в титлах честно лобызаем ипокланяемся. Вознеслъся еси агньче божий, на кипарисе, и певге, и кедре. Исобрат паладий пишет. Повтором пришествии страшнаго суда, рече и вниде господь скрестом враи, скипарисом, ипевгом, и кедром. Ведый яко пастырь добрый Ссобою праведных крестным знамением светящихся яко солнце, крестное бо знамение на сердцах своих имуще, царь славы исус христос, на главе и на животе, на рамех сиреч на плечах, наустех инаскраниях, отца его и имя агньца царь славы исус христос. Тако бо иоанн богослов пишет во апокалипсисе. иблагословеном евангелии зач. 60 гл. 9 лис. сп҃и. Егда господу сотвориша жидове крест, истрех древ от кипариса и певга и кедра. Пилатже и титлу надглавою ему написал исус назарянин царь июдейский. Иандрей уродивый егда восхищен бысть на небеси виде, на первом един, на втором два креста, на третием небеси три кресты; И павел апостол Сему небесному знамению непротивен бысть, иже исперва гонитель бе; А дионисий ареопагит на небеси бысть восхищен. Иоанн Богослов на небеси бысть восхищен. И повелением божиим показа ему неисповедимыя тайны о христе, ио отступлении последняго времени инаписа апокалипсис. И Исаия пророк такоже на небеси бысть восхищен, богословцы и собеседницы ангелом быша; павел апостол рек: Един бог, едина и вера, един господь едино и крещение погружение 3-ды. Един и крест, едино и знамение креста сложением перстов на лицах воображением своим, едино и начертание младенцем миропомазанием во крещении погружением а не обливанием. А нынешнии архиереи обливаются водой а не погружаются купелию. а на жезлах святительских вместо креста господня змию воображают и вносят во олтарь на освящение, и диаволу покланяютца. чрез зверя того змия воображаемаго. Якоже евву прелстил диавол змиею. тако нынешних пастырей архиереов; Священницы же Вместо креста господня крыжи воображают латынские, инапрестоле во олтарех и напросвирех и на церквах. Пресвятыя же богородицы образ скрестом господним свержен спрестола; Во олтари, престол немиром инемаслом древянным неосвящают, но мылом. а мыло падинно измертвечины сочиняемо скверно; инесть освящения нопаче осквернение, апостол пишет, Имут олтарь и несть святыни от служащих. Да и церкви освящают царя славы непроповедают; ходят против солнца, такоже и младенцев крещают, и венчают против солнца; Друзии икрестов на себе неносят на шеях своих. Впосты мясо ядят в среды и пятки жабы и ящеры. Повседневный круг церковный не молятся, неточию простии, но и святители их, Крест господень обругали висилицей нарекли яко никон проклятый, яко Лютор кальвин еретик папа римский всю святыню поругал, пост и поклоны земны отверг и в посты мясо ясти повелел а старцем женитися. Отреклись яко жидове при распятии господни невосхотеша надсобою христа славе царя имети, И пилату претиша: непиши непиши титлы: исус назарянин царь июдейский, непиши нам христа ево царем нашим, пилатже противясь им рек: писах писах. Тако и нынешнии пастыри лжеучители отвергли крест христов истрех древ сотворенных от кипариса и певга, и кедра; ититлы писати невосхотеша, Христа царем и Богом ненарицают но простым мужиком именуют яко арий проклятый и Несторий еретицы ипрочии, Сына Божия тварью нарекли, а не Богом. И Богородицей отверглися нарицати, но христородицей именуют, тако и сына божия от божества отделяют, но инаго быти проповедают некоего родитися. Сего ради вмолитве Исусове литеру приложили другую Иисуса, а сына божия от Христа отверглися; тако ивдвоеперстном сложении божество и человечество отметают проч от божества, Христа вплоть пришедша божеством невоображают на лицах своих, знамением Христовым, Но едину Троицу именуют, сего ради щепетью икрестятся. А Иоанн Богослов пишет: Аще кто взнамении двоеперстном сложении непроповедает божества и человечества Христова; невоображает на лица своя, Троицу сдвуми персты невозлагает рукою на главу свою и на сердце и на рамех своих сиреч на плечах; Сей несть Христов, но антихристов; зри о сем како при царе Иване Васильевиче, ево соборне при митрополите Макарии и все архиепископы спрочими свидетельствы многих, при собрании единако Веру содержали и крестное знамение на лицах воображали сдвоеперстным сложением, И крест распятие Господне истрех древ от кипариса ипевга икедра, Снаписаными надглавою Господнею титлами от Пилата надщице кою пригвоздил он на обличение жидом царя им именуя; ониже возопиша: непиши непиши непиши титлы, некажи истинны ониже нехотяще Христа над собою царем; сего ради и отреклися от Сына Божия. Пилат же противно им отвеща о титлах; писах писах. Неслушаю вас, писах царь славы Исус Христос Сын Божий и никакоже непобедим, трость и копие, хотя и пострадал распят Бог на лобном месте на горе Голгофе надглавой Адамовой; инам страдати повеле ивсяко поношение заповеди предал, образ от жития своего показал нам. Жидовеже неприяша заповедей взавоне его, сего ради отвержены ипрокляты. Тако и еретицы нехотяще его заповедей творити исполняти».

№ 5194

Об Антихристе, како родится приидет и воцарится, и прельстит многия языки, и соберет воинство страшное себе в жертву и на Исуса Христа Сына Божия. В кое время приидет и какими судьбами, и как своею властию сатаниною хощет простреть вселенную и поколебати христианскую веру, иноческий чин истребити до конца: гляди, от сердца Исусова, имя внемли, благочестивый читателю, что пророк Еммануил провозвещает на сие. Святым Евангелистом Иоанном откровено в Апокалипсисе; Апостол проповедывал, какими судьбами антихрист прославлен будет, и воцарится, и вся язы́цы поверуют льсти его, яко Богу. На сие пророк Еммануил глаголет Господь наш Исус Христос Сын Божий и Дух Святый единоначальный и единочестен и единопостижим, в трех лицех именуется Отец, Сын и Дух Святый почиваяй: антихрист титан преисподний, а явится на земли по времени своему на осьмый век а нарицая себе четверопонта сын имя разных тиран: по еллински авадон, по еврейски напалион, а по гречески банапарт, а по славенски антихрист. Многие язы́цы прельстятся и написание Богохульное, и закон мечтательный свой покажет, а веру Христианскую истребит, икако священницы, да не доконца некоторый дар дарован, духом святым, по чину мелхиседекову. Отимется печать. И печать мерску внесет на рамо всяк верующий в него; и митрополит папа рымский свидетельствует, во главе у҃ѯєє. Печать его кто приимет за место благость и в том умрет, то осужден со антихристом во ад ко отцу сатане, прежде суда Божия, а который человек свержет себя той тиран титин преисподний, исправится благочестивым священником, и потрет той титин преисподний и покается о своих грехах, той спасется еще святии апостоли по седми толкованному вопрошают Иоанна Богослова по откровению его Святаго Духа, отвещает святый евангелист Иоанн Богослов возлюбленный наперсник Христов; первый получит сан и королевства, третие подвергая всех подсвой титул; и вожжет огнь неугасимый, и похитит рымскую власть, и корону возмет на себя; четвертое понудит признать его подкрыльем южныя столицы приневолены страхом и ужасом и кровопролитием в жертву Богу; и в жертву аввадону, глаголет святый евангелист Иоан Богослов; Се горе приидет адва грядут вскоре, как приимет титул, от южнаго царя и столицы и крайныя земли покорятся ему; умысли похитит столицу южнаго царя и вознамерится поколебать святым мощам и соберет вся орды безчисленныя и спровержет столицу южную, и взойдет на трон, а столица прославится царем южным, а царь южный прискорбен, будет вто время плакати предбогом сокрушенным сердцем от присноподанных християн, и вопросит духовных чинов, от божественнаго писания, чем сего тирана победити; ониже многи книги прочитают, и обрящут в книге гранографию; во главе 114-й написано, что напалион воздвигнет кровопролитие, и никакия силы одолети не могут, толко его догонят воины, моисеовы козаки, и ратники брадаты со крестами, сиречь, стрельцы благоверные и собрано их будет от девяти десятой, окроме бреимых, презрит господь бог свысоты своея; и расвирепится южный царь и соберет полчища великия казаков, и будет кровопролитие на многих местах, верных сынов отечества жертва Богу, а язычников напальоновых в жертву диаволу; между има сеча три месяцы и пять дней сряду в число щета исполнится исаия пророка слово, соберутся изседми градов во един град; из седми сел во едино село, из седми деревень во едину деревню, и попрут его и поженут, и вся держава его низвержена будет; а иконная столица исправится от кровопролития, а возведено будет по умилению святаго Василия епископа парижскаго, просил у престола Божия, что пришло вере оскудение, граду истощение, что и мне нетленному моему телеси в нечистых руках безбожных небыти; и Господь неуничижи его моление, но приклони ухо к прошению его, и посла милость и щедроты своя южной европе, испровергут его восхищенную корону; загладит его незаконополучное отечество; но он треокаянный необрящет себе веры, и отечества и свободы, изменит лице свое, яко ефиоп; и опишет себе погребальная; и потом из больших в самых станет служить; никомуже неведом будет и предварять будет в воинстве великими услугами споспешать, вместо его казнен будет его союзник; котораго он при себе держал; вместо себя обещал ему престол держать и потом он за него умер; и получил престол во аде; а наполион жив будет, а только звание его умрет, и потом возвеселится царь и прославится во брани яко крепкий константин и храбрый александр невский; соберет полчища от всех язык; рода земнаго, и соединятся во едино место воинство, европы и южнаго царя; и собрано будет здуш щетом от четырех пятых; кроме бреимых от рождения: ѯ пяти. И займут бригадския берега; и аравитския горы, лекаонския острова, аравию, измаила и амалику покорит и хивинию въконец истребит и пойдут под константину-полю царь град, пророк еммануил глаголет, и святый евангелист открывается третие горе истинным читателем прямо дние и времена, и приидут вси полчища разных язык к европы единой, и будет сеча их месяц пять и пять дней, и покрыют поля телами, и воскипит земля кровию, и смесятся реки с кровию; на четыре десять дней; и царь град взят будет, и тогда исполнится исаия пророка пророчества, шесть поль останется, а седмое будут сеять; не воспоет ратной на поле, и тако возжалеют седмь жен единова муже, и того необрящут, тогда упразднится девять церквей, а десятая останется, тогда дани будут тяжкия, по р҃ рублей здуши. А взят будет тремя царями; и будет промеж ими между-усобная брань о царе граде, и выйдут на поле брань иметь: друг со другом, царь царя покорит, а силу убиют; соединятся и той царь царя убиют, а силу покорит, останется един во всей вселенней; един европы именем константин, будет царствовать, и сенат и генералы его, распорядит столицу цареградскую, и все место определит, губернатором и градоначальником его генерал верный, коего он любил паче всех он той неумер, но жив и некто его не познает в воинстве искусен и тщателен, вручит ему весь град; а сам пойдет со всем царским секлетом и ссоветниками и генералами в церковь премудрыя софии, в церкви хранится корона и престол царя Константина и возложит на главу оную корону и порфиру и мечь и державу, и станет царствовать три месяца и є҃і дней. Книги взыщет от царства д҃і чтение, и найдет в библиотеке греческой написано греческим языком, что царь град взят южным царем европы российской, и будет царствовать месяца три и є҃і дней и вскоре его царство разрушится и верной его генерал предаст его на смерть; а ему имя умре, а он жив, а южный же царь вознамерится итьди во свое отечество; А градоначальник повелит за градом устроить войско за златыми вратами, и повелит убити, где прежняго константина убили, тут и его убиют. Тогда исполнится слово пророка ездры, покуют ружия на клюки, а штыки на серпы, и будет тишина во всей вселенней, и жители царя града соберут ратных дров на семь лет на протопление; и останется сила и град пуст, и не будет царя и князя, тогда града жители все и воинство пойдут в церковь святыя премудрыя софии; и молитися имут со слезами, и просити у Бога себе кого изобрати царя, и положат на себя заповедь три дня не ясти непити, и потом выйдут в поле за златые ворота, и воздежут руцы на небо к вышнему Богу; и возгласят велиим гласом, милостиве господи, неостави нас сирых, пошли на нас дар, святаго духа твоего, назнаменай нам царя и князя, и глас будет с высоты глаголющ клюдем: идите во град и внидите во святую Церковь премудрыя софии, и обрящете под престолом царя Михаила, израильтянова спяща, и возведите его на престол, и посадите его, и облеките его в порфиру царскую, и на главу его наложите корону, и в руки его скипетр и державу, и тогда исполнится пророка еммануила слово, и процветет крин церковный посреде блата и тако процветет вера христианская на малое время; и закон уставят, заповеди христианския повелит хранити, и войны небудут нигде; а подати и налоги будут малые; жити станут благополучно и пространно града и всех стран. А законов Божиих непослушают, и заповедей Христовых несохранят, и законом по указам царьским не повинутся, и станут жити скаредно и блудно; увидит царь погибель рода человеческаго, и пойдут лета его вотще, и дни его всуе, число лет: мн [?] – пять индиктов малых, три царствования его скипетра, и пойдет на фаворскую гору, и воздежет руцы свои крестообразно на небо, и возопиет гласом умилным со слезами: многомилостиве Господи Исусе Христе Боже человеколюбче, услыши молитву раба твоего царя михайла, от тебе истиннаго царя небеснаго и тобою создателем, и миром помазанием тобою, на землю великаго архистратига Михаила, грознаго воеводу, богословивым царем греческим християнския веры до конца повеле хранити ю, а ныне всемилостиве Господи род человеческий жестокосерд и великохищен, истребителен, вере Христовой нарушителен, и закону Божию непослушлив, указам царским не повинуются, и заповедей Христовых не хранят, и все людие стран тех впали в гордость врасхищение, в стяжание злата и сребра, и убийства и объядение, пиянства, и блуды небрачныя, и содома всродстве, а греха себе не вменяют и на исповедь ко отцем духовным не приходят, имеют тело на земли, а душу во аде. Господи, не остави мене. и помолится Господеви со слезами, вня поклоны земныя рѯ҃ѕ. И простреся на землю ниц. услышит Господь молитву его и пошлет своего архангела архистратига михайла, соймет с него корону царскую, и душу из него вынет, честно своими пречистыми руками и пошлет со ангелом в небесное царство царствовать, а тело его погребено будет ангелом. И тут исполнится михея пророка слово, и не обрящется на земли праведник; Будут царя града жители бездержавы царския, и пойдут на поля станут избирати себе царя, и будет вних вопль и клокот великий. и потом тишина в людех, и глас им будет избездны, глаголющ возгреме всем во уши; стойте и ждите будет вам царь и Бог издвунадесят колен четыре царя еврейския, из них царь авадон, о них в греческих книгах свидетельствует, гоги магоги суть черные жиды вгоговой земле высланы из ерусалима, пленены титом веспасияновичем; и расплодися их тма тмущих, и закрыты десницею вышняго до своего времени, а во свое время приидет, по пророчеству святаго евангелиста иоанна богослова, откровением на тысящу двести семьдесят пятое, то есть, месяцев вк; Царство его седмицы за пол седмицы; тогда на престоле жертвы небудет; и короны царския на земли и олтари изпровержены будут; И еще любезный читателю скажу известно, каким образом, из евреов будет царь. издвунадесять четырех колен не печатленных; иных всех ухищрение; по еллински авадон, а по еврейски напалион, а погречески бонопарт; а по русейски антихрист; ему дано действо сатанино; во область приимут яко Бога; конь у него от змия скорпиева, огненная шерсть, и крылатой изоуст его пламень, изноздрей искры, изушей дым, а на самом одеяние окровлено кровию разных земель. крови пролитие, и ужасно на него воззрети и описать его мечты; его меч не откамени ни отдрева, не от булата, не отзлата, не отсребра, огнепальное самовольное диавольским изволением, божиим попущением, за грехи наши, открыет Господь десницу пречистую и попустит Господь царе градскую державу и наполнятся все страны поднебесныя его воинства. цареградская иерусалимская палестины займут; Тогда царь авадон велми страшно и ужасно. яко потрясти землю. оттого страху константинопольское войско падет и умрет третья часть войска; а он треокаянный своим нечистым духом по действу сатанину воскресит и в свою силу приведет; А слуги его беси в образе ангелов вознесут его на аер, и пойдут по морю, яко по суху; и соберет птицы во свои рукя; и мертвых воскрешати будет; и многи чудеса сотворит, и тогда он окаянный возгласит гласом великим, яко в трубу вострубит, во услышание всем во уши: веруйте вси мне, я ваш бог и царь; видите славу мою и чюдеса моя, чюдесем моим веруйте, и вси людие возгласят велиим гласом: ты еси царь и бог наш сотвори чюдеса, и познал еси влюдех силу твою; и пойдет он во град иерусалим, идеже Христос претерпел есть самовольное распятие; И на том месте повелит устроити престол. и возведут три на десять цари еврейския, а четвертому поклонятся и вси язы́цы и вся пламена земная; Тогда он воцарится, небо будет медно, а земля железна, небо не даст дождя, а земля плода; и тогда исполнится ионино пророчество; что не пройдет облак дождевный на землю, или роса бы оросила лузи, и древеса масличныя увянут, все моря и реки изсохнут; рыбы в морях изомрут. И тогда же антихрист и слуги его на вся места собраной хлеб в магазеях, по пяти четвертей на каждую душу, и на всех местах будут у магазей приставники, с печатию чювственною и повелено им, кто от христиан возмет хлеба, наложат приставники на него печать чувствительную спрописанием клейма тиранина; д: на челе, н на пупе. На деснем и на левом плече; Аду сын сотник, и поклонится Отцу Сатане; И не может тот человек рук своих крестообразно, или из-глаголати из сердца своего имя исусова по той скверной печати его; не будет обращенных; А кто печати его не приимет тому хлеба на дасться; и такови умрут зглада; а на последок вяще первых мученик себе обрящут, а которыи хлеб приимут сыты будут три года, и шесть месяцев, а после негде хлеба не будет; тогда исполнится пророка исаия последнее слово, не будет того храма, чтобы не было мертвеца; каждой поищет насытитися от древес бездушных; а мертвецы не будут погребены; каждой поищет насытитися плоти искренняго своего похощет; изомрут младенцы на лонех матернех; и матери со младенцы своими; тогда красота девиц увянет, и не будет коней бодрых и вся лепота земная изменится, и вся останки людие града иерусалима приидут и возопиют гласом великим ко льстивому тому авадону и возвеличат его яко Бога: ты еси царь и бог наш творяй чудеса, познал еси влюдех своих силу всю; создай нам хлеба, он же отвеща им всю силу имею, а о хлебе не имею силы, и сам гладом умру и воад ко отцу своему сойду и там воскресну и вас всех воскрешу ссобою; кои мою печать приняли в-торую; и потом на всех туга великая стихия и страх не исповедимый; или бежати или скрытися негде не можно.

И потом Господь наш Исус Христос на-преди утвердил всю поднебесную пророками, и наконец века сего в последнии дни пошлет на землю снебес триех пророков, кои взяты были во плоти, ибо до последних дней имена их: илия иенох, иоан богослов; и пойдут тремя путями, отвостоку до западу, и будут проповедати всем верным, которыя не приняли его тиранина печати: неверуйте непрельщайтеся сему мучительному тирану; он бо есть льстец, он антихрист сатана, осужден духу святому, он льстивый мечтой приводит горы сместа на место.

А пророки перекрестят лице свое крестным знамением трижды, по уставу святых отцев. Он же триокаянный востанет яко лев; и убиет их за то, что оне пред ним мечты деют, и не может болие что сотворити, а телеса их повержены на земли, среди Иерусалима, будут лежати три дни с половиной, а на четвертый день, повелит Господь наш Исус Христос Сын Божий Михайлу Архангелу их воскресити из мертвых яко живые и пойдут по воздуху, в вышний град Иерусалим; в те полчетверта дни, вознесется сердцем не точию на человека и на Бога, воздвигнет лютое гонение и злое мучение на останки христиан, которые его печать не приняли; им глас с небеси, глаголющ самим Господем: рабы мои истинные, православные христиане, могите потерпити; а не можете, бегайте и убегайте в мои святыя в горы и ввертепы вразседины земныя; и умирайте гладом за крест и за молитву и за веру Христову; для того Господь глаголет людем верным рабам Божиим; чтобы не остался полк святых; и потом Господь наш Исус Христос повелит ангелом оружием реяти, архистратигу михаилу повелит убити духом уст своих, единомысленных его, и потом воскипит кровь триех пророков илии и еноха иоанна богослова; и загорится мать сыра земля огнем и пламенем, и возгремит удоль плачевная издавыдова дому; и прострется отвостоку и до западу, и потечет река огненная шумом истресканием искрами зельными. Тогда исполнится откровения святаго иоанна богослова, окончается осьмая труба; и повелит Господь наш Исус Христос Сын Божий ангелом своим исполнить все восемь труб осьми веков, вострубите ужасно и страшно, что вся тварь страхом поколеблется, преисподняя вострепещет; ангели страшным поженут, антихриста соединомышленников, которые приняли богомерскую его треклятую печать нараму свою; и попрут их вреку огненную; прежде суда Божия; а по сем выгорит мать сыра земля на девять локот, и потом будет страшен суд Божий; второе пришествие Христово; и тому слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков, аминь».

№ 6. Стихи поемые пермскими раскольниками в честь пустынного жития195

«Прекрасная мати пустыня,

Любезная моя дружина!

Пришел я тебя соглядати

Потщися мя восприняти

И буди ми яко мати

От суего мира приими мя.

Со усердием в тя желаю

Прелестнаго мира отбегаю

Пойду по лесам по болотам

Пойду по горам по вертепам;

Да где бы в тебе водвориться

Со усердием Богу помолиться.

Поставлю в тебе малу хижу

Полезная в ней аз увижу,

И стены ми пользу показуют,

Безмолвие преобразуют.

Кокушка в тебе воскокует

Умильный глас испускует.

И та мене поучает

Умильныя слезы поручает.

Пойду я в леса разгулятся.

Плодовитыя древа соглядати

И те ми пользу показуют

Труды любить преобразуют.

На которых древах плода нету,

Те древа огню на под гнету,

И те мене поучают

Леность мою отлучают.

Ленивым спасения нету

Да в муках огню на под гнету

Прекрасная мати пустыня

От суетнаго мира приими мя.

Хотят из тебя изгоняти

И то мне благо сотворяти.

Прекрасная мати пустыня!

Любезная не изжени мя.

Не знаю себе что и быти

Да где мне глава подклонити.

Понеже Антихристовы дети

Всюду простирают на нас сети.

Хотят они нас уловити

Антихристу покорити

А веру Христову пременити

Своими ересьми осквернити

Прекрасная мати пустыня!

От сего лукаваго изми мя

Потщался в тебе убежати

Владыку Христа подражати

Владыка Христос мне спаситель,

Буди зде укрепитель!

Понеже ты веси мою немощь

Уныние, леность.

Душе моя умилися;

Унылая укрепися!

Остави вся мирския сласти

Очисти греховныя страсти

Душе моя умилися

Падшаго мира удалися

В пустыне живи, укрепися

Назад отъити непрельстися.

Поются и другие стихи о пустыне.196

Ты пустынюшка моя матушка

Помилея отца и матери.

Вы леса, вы кудрявые

Помилея мне роду и племени.

Вы луга, вы зеленые

Помилея мне краснаго золота.

Вы раздоильца, вы широкие

Помилея чистаго серебра.

Вы все кустички ракитовы

Помилея мне мелкова жемчугу.

Вы залетныя мелки пташечки

Погребите мои косточки

На чужой дальной сторонушке

Во прекраской во пустынюшке – и проч.

* * *

185

В Оханском уезде Пермской губернии Сабанец, Сепычь, Лысва, Очер – речки, по коим такие же названия носят и основанные там селения; Годовал – деревня.

186

На стороне рукописи здесь сделана следующая ссылка: Аввакум тоже показует. Потребн. лист уп (480).

187

Бушных т. е. бучных – от слова бучить – известным образом мыть и чистить белье.

188

На стороне в рукописи след. цитат: по Апокалипсису и по Ипполиту.

189

Тоже на поле рукописи здесь след. заметка: «Иоанна кф (29) Плоть и кровь Христова не пользует».

190

Рукописн. тетр., отобран. у Пермск. раскольников.

191

Буквально выписано из Цветника, отобр. у Пермск. раск. – курсивом напечатанные слова – подчеркнуты в Цветнике, надо полагать, раскольником.

192

Пелмени, т. е. пельмяни или пельняни (что на пермяцком языке значит «хлебное ухо») – маленькие пирожки с говядиной, рыбой или другим чем, – вареные в воде, любимое кушанье жителей Пермской губернии.

193

Надо полагать – третины, девятины (т. е. в 3-й и 9-й день), полусорочины (в 20-й день), сорокатины – в сороковой день.

194

Цветник семинарской библиотеки. В начале статьи цитат: «Выписано из книги Златоструя. Глава 81, лист 935. А книга Белет толкование 25 от Апостолов». Выписано буквально, с соблюдением, по возможности правописания.

195

Рукописн. тетрад.

196

Найдены у староверов Екатеринбургского уезда.


Источник: Палладий (Пьянков), епископ. Обозрение Пермского раскола, так называемого старообрядства. — СПб.: Типография духовного журнала "Странник", 1863. — 285 с.

Комментарии для сайта Cackle