Азбука веры Православная библиотека епископ Палладий (Пьянков) Слово в день восшествия на всероссийский престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича
Распечатать

епископ Палладий (Пьянков)

Слово в день восшествия на всероссийский престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича

Возсияет во днех Его правда и множество мира. (Пс. 71:7)

Так молился Св. Царь Давид о сыне своем Соломоне! Претерпевая гонения и бедствия от людей неправдолюбивых, Он видел, что неправда есть

главная причина всех смут и волнений в обществах человеческих, и опытно дознал, что мира и тишины не может быть там, где нет правды; а потому молил Господа, да возсияет во днех сына Его Соломона правда, а с нею и множество мира.

Слуш. Торж.! Празднуя ныне всерадостное Восшествие на Всероссийский Престол Благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА, какие моления вознесем мы ко Всевышнему? Будем молить Господа о том же, о чем молил и Св. Давид, да возсияет во днех Царя нашего правда и множество мира, – и небезвременно будет такое моление наше. Когда особенно благопотребна молитва о мире, как не во время тяжкой брани, воздвигнутой на нас многочисленными врагами? Все говорит о необходимости мира. Самое небо, возмущенное ужасными неправдами врагов наших, самое небо вещает нам о мире, являя знамение мира – животворящий крест Христов, гонимый нечестивыми врагами. Сим победиши, говорит оно Благочестивому Царю нашему, сим умиротвориши вселенную и, покорный велениям небес, Он искренно желает дать мир миру, быть благодетелем человечества. Да благословит Бог мира и любви Св. начинания Превознесенного от людей своих, Царя нашего, и да благопоспешит Ему в созидании и утверждении вожделенного мира, коего предвозжелали сами враги, сознав свое безумие и неодолимое мужество Христолюбивого русского воинства.

При таком всеобщем стремлении к миру, можем ли мы оставаться праздными зрителями его? Не подобает ли и нам принять участие в водворении мира, если невнешнего, то внутреннего, небранными, конечно, оружиями, а для всех доступными делами правды, потому что дела правды, по слову Св. Пр. Исаии, мир, и правда одержит покой (Ис.32:11). И так все мы можем принять участие в сем великом деле. О! какое счастие для верноподданного! Как приятно это будет и Августейшему Виновнику настоящего торжества, который, без всякого сомнения, желает, – дабы мир царствовал и в душах и в обществах наших. Но как правда доставляет мир сердцам и обществам нашим, да позволено будет это несколько пояснить в честь великого настоящего торжества.

Правда есть действование по закону Божию, благоугождение Господу, жизнь истинная и Богоугодная. Потому неудивительно, что только дела правды дают мир душе нашей. Почему иногда нет мира в ней, от чего сердца наши часто волнуются и почити не могут? От неправды и грехов наших. Они, они нарушают наш покой, расстраивают душевное спокойствие. Как скоро сердце возлюбилю грех, воля решилась на преступление, против сей неправды восстают и правдивая совесть и высшие стремления духа. Плоть похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите. (Гал. 5:17), говорит Св. Ап. Павел. Желаете ли прекратить сию борьбу, обрести мир душе? Прогоните врагов добра с поля духовной брани, побеждайте нечистые желания чистыми, вместо дел неправды, возлюбите единую правду – и мир водворится в душах ваших. Когда страсти, сии домашние враги наши, побеждены: тогда и прочие неприятели наши, не нашедши расположения и сочувствия к себе в душе нашей, и встретив ее облеченную во вся оружия Божия, не осмелятся, а если и осмелятся, то не возмогут много вредить нам. Тогда дела правды, подобно звездам небесным, станут сиять во мраке души и развивать на всю область духовного нашего бытия свой невыразимо радостный свет; из внутреннейшего святилища духа уже не будут раздаваться горькие укоризны и грозные прещения совести, напротив будут слышны дни кроткие и одобряющие гласы ее, чистейшие удовольствия будут наполнять наше сердце; в душе водворится вожделенный мир и тишина. Блажен тот, говор. Благоч. Мудрец ему же не зазре душа его, и иже и неспаде от надежы своея. (Сир. 14: 2), блажен, кто немучится совестью, спокоен духом, верит и надеется.

Не легко, конечно, достигнуть такого состояния, но возможно, при помощи Божиией. От века не слыхано, чтобы Бог милости и щедрот оставил без своей благодати помощи правду – сию любимейшую дщерь неба. Нет, нет скоре забудет жена отроча свое, еже непомиловати изчадия чрева своего, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь Вседержитель. (Ис. 49: 14, 15). Все благословения Божии почиют на главе праведного, и в час скор процветет благословение (Сир. 11:22), т.е. спасение его, учит древ. мудрец. Да несмущается же сердце ваше, глаголет Господь Иисус Христос небесный Миротворец сердец человеческих, да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Веруйте в Бога и в Мя веруйте. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не яко же мир дает, Аз даю вам (Ин. 14:27, 28).

Так! Умиротворение душ наших не есть д ело слабых сил человеческих, а есть дело Божие. – Оно начинается со времени обращения нашего к Богу, продолжается чрез всю жизнь и получает полное свое совершенство там, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Наше искреннее раскаяние во всех неправдах наших – вот та первая правда, которая, при вере в Спасителя мира, при содействии Божией благодати, ведет нас к примирению с Богом и умиротворению души нашей. Удивительно – как сильно и спасительно истинное обращение к Богу! Коль скоро грешник решается оставить пути неправды, только что предпосылает глубокий покаянный вздох на небо и обращает слезный взор свой к Премилосердному, а на небе уже бывает радость велия о его обращении, уже Отец Небесный исходит во сретение к нему, принимает его в свои Божеств. Объятия, яко мил ему есть (Лук. 15:10), одевает, питает, и наделяет всеми благодатными силами, яже к животу и благочестию, Сам научает руце его на ополчение, и персты его на брань (Ис. 145:1) со врагами спасения. Отселе начинается новая жизнь, в нем. От плода правды древо жизни прозябает (Прит. 11:30) говорит Св. мудрец. Правдолюбец, подобно купине Божией, горит в огне искушений, но не сгорает. Кругом его бури и смятения, а в душе его благодатное спокойствие. Отселе начинаются для него те посещения Божии, внутренние благодатные озарения, радости и восторги духовные, тот мир душевный, которые опытно известны подвижникам правды и благочестия, и кои – увы! Только по слуху известны нам бедным, всуе мятущимся, грешникам.

Таким образом правдолюбец и среди брани находит возможность, при помощи Божией, водворять мир в души своей, побеждая благим злое. Его устрашают враги, но он несмущается, на него нападают, а он отражает. У него есть вера, побеждающая мир. Слово Божие, как обоюдуострый меч, разсекающий хитросплетения и козни врагов, крепкая молитва, как лествица на небо, по коей восходят его прошения, и нисходят благословения Божии, твердая надежда, успокоивающая его дух и всесозидающая любовь. Против каждого врага у него свое оружие: против гордости смирение, против слоастолюбия воздержание, гнев он побеждает кротостию, ложные правила мира учением Господа Иисуса Христа – и мало ли каких нет оружий у воина Христова! К нему милостив Господь, с ним дружны Св. Небожители, он под особым покровительством Всепремилосердой Заступницы рода Христианского. Что удивительно после сего, если только дела правды дают мир душе нашей. И так дела правды – мир.

Мир не только внутренний, но и внешний в наших обществах. В самом деле, уничтожьте в обществах дела неправды, вы уничтожите и самыя причины вражды и взаимных несогласий. Откуда брани и свары в вас, говорит Св. Ап. Иаков; не отсюда ли, от сластей ваших, воюющих во удиех ваших (4, 1), т. е. не от страстей ли, не от грехов ли ваших, кои воюют в теле вашем? Когда члены общества любят правду, соблюдают ее в словах, желаниях и делах: тогда каждый из них воздает всем должная ему же урок, урок, а ему же дань, дань, а ему же страх, страх, а ему же честь, честь (Рим. 13:7), тогда сильный не обижает слабого, богатый бедного; следовательно нет причин к неудовольствиям. Правда есть зиждительная сила Государства: она скрепляет союзы общие и частные, постановлениям и законам гражданским придает особенную силу и обязанность; она соделывает судей правосудными, начальников справедливыми, пастырей попечительными, всех граждан верными и покорными Царю и властям от Него поставленным. Правда возвышает язык (Прит. 14:34), говорит премудрый, возвышает и своими делами, а наипаче благословениями Божиими, ради ея изобильно ниспосылаемыми на общество правдолюбцев: Аще слухом послушаете гласа Господа Бога вашего, говорил Богод. Моисей народу Еврейскому, а в лице его и всякому народу и Царству, хранити и творити вся заповеди Его, яже аз заповедаю тебе днесь, и даст тя Господь Бог твой выше всех язык земли: и приидут на тя вся благословения сия: благословен ты во граде и благословен ты на селе: благословенная исчадия чрева твоего…… Благословен ты внегда входити тебе и благословен ты внегда исходиши тебе. Да предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивящияся тебе сокрушены пред лицем твоим (Вт. 28:1–7). Потому правдолюбивому Царству нечего бояться и внешних врагов, хотя бы они были столь же многочисленны, как песок морской. Господь всегда был и есть защитник правых. Спасение праведных от Господа и защититель их есть во время скорби. (Пс. 36:39), говорит Царе-Пророк Давид, сам многократно испытывавший спасение от Господа в годины искушений.

Как после сего не любить миротворную правду и Царям земли? Престолы их, по выражению Премудрого, уготовляются с правдою (Прит. 16.12), т.е. правдою утверждаются и возвышаются. Как спокоен Царь среди правдолюбивых подданных! Не боится он ни измены, ни коварства, благосветел взор и благодать во устах Его, он счастлив их счастием, услаждается их правдою, силен и спокоен, яко лев уповая (Пр. 28, 1), а потому ничто же успеет враг на него и сын беззакония неприложит озлобити его (Пс. 88:23).

Если же правда дает мир внутренний и внешний, а неправда отнимает его: то судити сами, слушатели, как гибельны для общего и частного благосостояния все наши дела неправды. Не грехи ли наши и дела неправды – от чего Боже сохрани – возжгли на небо огнь гнева Божия и навели на любезное отечество наше эти тучи врагов? Без попущения Божия, как осмелились бы они разорять пределы и оскорблять святыни наши? Святая Русь Православная! Кому бы, кажется, как не тебе, имеющей святыню Господнюю все лучшие обетования и благословения небесные, кому бы как не тебе наслаждаться миром и тишиною под сению могущественнейшего из земных Престолов, под державою Благочестнеших из Царей и под защитою Царя Небесного?.....

Но ныне не будем омрачать радость настоящего празднества нерадостными предметами. Имеяй уши слышати да слышат, что глаголет Господь Бог в громах воинских. Иеяй очи видити, да видит, какое вразумление делает нам Царь Небесный настоящими, поучительными событиями. Ныне особенно, после Господа Бога, Августейший виновник настоящего торжества Благочестивейший ГОСУДАРЬ наш ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ да будет единым предметом всех наших помышлений. К Нему, возлюбленнейшему Отцу Отечества, да устремятся сердца наши, о Нем и о всей Августейшей фамилии Его, на крыльях любви нашей, пусть несутся к Престолу Вседержителя наши пламенныя молитвы и моления, наши прошения и благодарения, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.

Господи! Да будут дни Благочестивейшаго Царя нашего, яко дние небеснии на земли, а для сего да возсияет во днех Его правда, а с нею множество мира. Аминь.

Пермской Духовной Семинарии

Ректор Архимандрит Палладий.

1856, Февраля 19.


Источник: От Казанского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. 1856, Марта 7 дня. Цензор Протоиерей Андрей Иорданский. Пермская Губернская Типография.

Комментарии для сайта Cackle