Неделя 7-я по Пятидесятнице
65. Слово в неделю седьмую по Пятидесятнице
За нынешней литургией читано было, возлюбленные братия и сестры, из Евангелия от Матфея о исцелении Иисусом Христом двух слепцов за веру их и – немого бесноватого. Каждую литургию святая Церковь предлагает нашему вниманию краткие отделы или уроки из апостольских писаний, из их деяний или посланий и из Евангелия для того, чтобы ежедневно назидать нас богодухновенными наставлениями – утешать, обличать, наставлять и укреплять нас в истинах христианской веры и в сообразной вере жизни и не лишить нас счастия выслушать, мало-помалу, все их писания, или речи и деяния Христовы, чтобы христиане не были невеждами в законе и жизни, но знали все существо веры и закона своего и могли не только сами знать, но и готовы дать ответ всякому вопрошающему о их уповании (1Петр.3:15), и чтобы оружием слова Божия могли удобнее ратовать против врагов спасения и против греховных навыков и страстей.
Что для нас назидательного, поучительного в нынешнем Евангелии? Поучительна вера слепцов и неотступная, усердная просьба их о помиловании и исцелении. Помилуй нас, кричали они, Иисус, сын Давидов, т. е. обещанный миру Мессия, Царь, Спаситель! Мало того, они приступили к Нему, – когда Он пришел в один дом, – с твердым намерением не уходить от Него, пока не получат, чего желают. Чтобы обнаружить их великую веру пред народом, Господь спрашивает их, как бы не ведая: веруют ли они, что Он может это сделать? – Они отвечали: «ей, Господи!» Тогда Господь, чтобы показать всем, что для верующего нет ничего невозможного, коснулся глаз их и сказал: «по вере вашей да будет вам». И открылись глаза их. О, вера, святой дар небес, сколько ты творишь чудес!
Какое драгоценное сокровище – искренняя, твердая и несомненная вера во Христа, если чрез нее можно получить всякие блага от Источника приснотекущего всех благ – Господа Бога! В самом деле, кто из нас не получал от Господа, если только он приступал к Нему с искреннею верою и искренним покаянием, – всякие блага душевные и телесные, – и притом в один день многократно? Христиане, живущие всегда по вере и во всяких нуждах привыкшие обращаться к Господу, громко свидетельствуют, что по вере их Господь совершает в них, в их внутреннем мире, а нередко и вне их, – бесчисленные чудеса Своей благости и силы, что они преставляют горы Божиею благодатию, не горы земные, хотя и они повинуются верующему, – но горы скорбей и прилогов вражиих, налегающих на душу, – что они врачуют ею свои немощи душевные и телесные, побеждают страсти, очищаются от скверны грехов, получают нравственные силы, которых прежде не имели, содевают всякую правду. Но если такое благо для человека есть вера, то отчего не все ею обладают; отчего не все стараются стяжать это сокровище, дражайшее всех земных сокровищ? Отчего больше встречается неверующих, чем верующих? Ведь Бог нелицеприятен и готов всем расточать Свои сокровища, всем усердно желающим и ищущим.
Многие не имеют веры, не обладают верою от невежества своего и оттого, что не ищут ее и не просят ее усердно у Бога: ибо вера есть дар Божий. Другие не имеют веры от гордости, кичливого ума или – оттого, что обратились всем умом и всем сердцем к миру и к плоти, а не к Богу и Его святому закону, – не дорожат верою, как чем-то маловажным, без чего будто можно легко обойтись; – оттого, наконец, что не очищают сердца искренним покаянием: ибо вера не может обитать в сердце непокаянном, как чистая дщерь небес. Потому-то искренняя, твердая и нелицемерная вера ставится в заслугу человеку, и ради ее Господь сообщает ему бесчисленные блага. И вот почему Господь Иисус Христос искал веры в людях и за веру их прощал грехи, творил чудеса, именно: исцелял всякие болезни, воскрешал мертвых; да такую же власть дал и Своим апостолам, повелев им исцелять больных, воскрешать мертвых, очищать прокаженных.
Почему Господь требовал веры, как условия к получению Его благодеяний? Вера сердечная в человеке служит как бы руками или устами к принятию Божиих даров: что руки или уста в теле человека, то – вера в душе; вера – орудие и средство к принятию Божиих милостей. Вера – уста души: открой уста молитвою и покаянием, и наполнится душа благодати. Чтобы погубить душу человека, диавол закрывает сердечные уста, чтобы человек не беседовал с Богом, не молился, не просил Его, не славил, не благодарил Его; явно, что мы должны, как можно чаще, открывать сердечные уста, возгревать в себе охладевшую веру и то и дело обращаться к Богу с молитвою веры: ибо мы все окаянны, нищи, слепы и наги без Бога.
А вот еще причина, почему Господь требует от людей веры в Бога. После грехопадения люди омрачились и впали в неведение о Боге, отпали от Бога, от заповедей Его и стали почитать тварей вместо Творца, даже демонов считали богами и служили им, как богам, хотя демоны причиняли им всевозможное зло. Исправляя такое гибельное заблуждение людей и желая всех привести к познанию истинного Бога, Творца всего, Господь Иисус Христос, как Творец и Владыка явился во плоти, делами являя всем Свое божественное всемогущество, и требовал, как должной дани, – веры в Себя, как в Творца всемогущего, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, – потому Он и спрашивает слепых прежде совершения чуда: «веруете ли, что Я могу это сделать?» т. е. веруете ли, что Я – Творец, явившийся для вас во плоти, и, когда услышал утвердительный ответ, сказал: по вере ваю буди вама. И отверзостася очи има.
В сказании об исцелении бесноватого еще замечательны следующие обстоятельства: во-первых, удивление народа при слышании речи бывшего немого, а во-вторых, клевета и хула фарисеев, – этих ученых еврейских, дерзавших приписывать чудеса Христовы силе князя бесовского. Так и ныне простой народ в простоте сердца смотрит на чудесныя дела Божии и видит в них то, что они есть, и прославляет Бога; а многие ученые или недоученые наши умники – и чудеса Христовы и святых Божиих отвергают и почитают их или за вымышленные сказания, придуманные якобы для народа, или за обыкновенные явления природы. О, лукавство сердца человеческого! чего ты не исказишь, чего не извратишь? Тебе и свет кажется тьмою и истина вымыслом. По лукавству их, воздай им, Господи (Пс.27:4)!
Пока дух немой жил в человеке, до тех пор человек тот не мог говорить, а когда Спаситель изгнал духа немого, человек стал говорить. И ныне бывает дух немоты или в действительно немых или в тех людях, кои должны были бы говорить правду людям по своему званию и должности и не говорят, попуская неправде притеснять людей, или, когда должны были бы проповедовать слово Божие благовременно и безвременно, – не проповедуют, не наставляют, не обличают вверенный им народ, погруженный в невежество своей веры и своих обязанностей. Таковых пророк называет псами немими, не могущими лаять (Ис.56:10). Надобно смело говорить правду всякому человеку, хотя бы она была и горька и неприятна для слушающих ее.
Дух немоты бывает еще в людях пьяных, у которых излишние пары винные и демоны связывают и сердце и язык для всяких добрых речей и разверзают их только на срамословие и сквернословие, ругательства и всякие бесчинства.
Наконец, в Евангелии замечательно сказание евангелиста о том, что Иисус Христос ходит по всем городам и селениям, уча в синагогах, проповедуя Евангелие царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Смотрите, – Царь неба и земли смиренно пешеходит из города в город, из села в село, трудится, странствуя для нас; нам ли не трудиться для своего спасения вечного, для избавления от грехов и страстей всегубительных; нам ли не служить друг другу, чем кто может? Потому-то и в апостольском чтении говорится: должны мы, сильные, немощи немощных носить, и не себе угождать, ибо Христос не Себе угождал (Рим.15:1. 3). Иисус Христос проповедовал Евангелие царствия, т. е. царствия в нас Божия и избавления от рабства греху и диаволу, – царствия вечного, нетленного, царства правды, мира, любви, блаженства бесконечного.
Итак, будем отрешаться от пристрастия к земным вещам и возводить сердечные очи горе – на небо. Он исцелял всякую болезнь и всякую немощь в людях, как Источник живота и Врач душевный и телесный; к Нему будем и мы всегда обращаться в болезнях и недугах душевных и телесных. Он един скорый в заступлении, избавляющий скоро и верно от недугов и горьких болезней. Слава, Христе Боже, врачебной силе Твоей, являемой в нас и ныне на всякий день, осязаемой нами, видимой и непрестанно прославляемой! Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).
66. Причины упорства противников святой Церкви
Из ныне чтенного Евангелия мы узнаем, братия, между прочим о том, как различно относились иудеи к делам и чудесам Господа Иисуса Христа во время Его земной жизни. Одни дивились этим делам, говорили, что ничего подобного никогда не было во Израиле и, очевидно, имели в сердце своем начатки живой веры в Спасителя. А другие, наоборот, решительно не хотели веровать; да и как решительно?! – видя не видели и слыша не слышали! Его дела были вне всякого сомнения чудесными, божественными, но неверы старались найти хоть что-нибудь в оправдание своего неверия, хоть как-нибудь объяснить чудесность того, что видели; «о князе бесовстем изгонит бесы» – говорили они о Христе, хотя это дело было свидетельством божественной силы и власти.
Вот, братия, поучительный, страшно поучительный пример стойкой непокорности св. истине и закоснелости в явной лжи. И теперь, к крайнему прискорбию, встречаются подобные примеры. И теперь разве не знаем мы таких, которые решительно не признают истины в том, что сама небесная истина? Разве мы не знаем твердых и окрепших в своем заблуждении людей, отторгшихся от нашей св. Церкви Православной, из которых одни дерзко смеются над ее божественным учением, другие явно и с постоянством отвергают ея голос, а иные пока еще робко, но уже с заметными признаками созревающей решимости, не принимают ее заветов и уставов?
Печальное явление! Но отчего же такая закоснелость во лжи? Неужели все заблуждающиеся решительные ненавистники всякой истины? В чем же причины их неустрашимого непослушания св. Церкви? Над этим вопросом стоит призадуматься, особенно в виду того, что нередко такие решительные противники ея именно своей твердостию увлекают и смущают верных сынов Церкви.
Одной из первых и нередких причин такой настойчивости бывает ослепление какой-нибудь страстью. Будет ли то корыстолюбие, будет ли то гордость, тщеславие или какая-нибудь другая страсть, но она помрачает человека – сначала только не дает уступить хотя бы и истине, а потом уже и укореняет в противлении последней. Вся жизнь Господа Иисуса Христа показывает, как фарисеи, дорожившие славой и почетом в народе, ненавидели Иисуса Христа и Его дело; с верою в Него должно было упасть в народе обаяние ими – этими вождями. Они боялись, что все последуют за Иисусом Христом и не будут уже их почтительными слугами.
И апостол, описывая в своих посланиях различного рода лжеучителей и еретиков, всегда указывает, что эти последние или ходят путем Валаама, т. е. корыстолюбивы, или что только в корысти вся сила настойчиваго извращения ими истин веры, или что они горды, презорливы, хотя и имеют вид благочестия, или что они хотят быть законоучителями других, хотя и не ведают, что говорят и чему учат и т. д.
А подумайте, разве расчет не заставляет нас лгать и отвергать правду? разве самолюбие не подстрекает иногда говорить не то, что думается, не то, что правда? Влияние страстей наших в непокорности св. истине подтверждает и ап. Павел, когда говорит, что душевен человек, т. е. плотской, ходящий в страстях, не приемлет яже Духа Божия, юродство бо ему есть, и не может разумети.
Но этого мало. Вторая причина упорства в отвержении истины, по большей части действующая совместно с первой, а иногда даже и зависящая от первой, есть отсутствие нелицемерной любви к истине. Св. апостол Павел, объясняя, среди каких людей будет иметь успех антихристова проповедь неверия и богохульства, говорит, что это такие люди, которые любве истины не прияша, во еже спастися им. Это такие люди, которые не имеют сердечной, искренней охоты знать и содержать спасительное учение, для которых все равно, знают ли они высочайшую истину спасения или не знают, которые не хотят всем сердцем и твердо убедиться, действительно ли то, что они знают, есть истина небесная, и должна ли она быть желанна, предметом веры и спасительна. Но трудно пленить человека в послушание св. Церкви, когда в его сердце нет доброй охоты к тому, нелицемерной любви к св. истине – пусть он иногда и говорит другое.
В деле веры спасительной мало доказать все, да показать, чтобы привлечь к ней; для малосмысленных же трудно все истолковать, как говорит св. апостол. Нужно иметь истинное расположение, искру любви к тому – и только к тому, что свято, спасительно и истинно, сердцем бо веруется. Оно располагает, ум и принимает. А если оно не хочет, не ищет, тогда трудно доказать что-нибудь. Но ведь от равнодушия так недалек шаг к безверию, неверию, а отсюда к презрению и ожесточению! Это отчасти и разумеет Премудрый, когда говорит, что Божественная премудрость, устроив трапезу, послала своих рабов созывать к ней на вечерю, но повелела приглашать лишь таких безумцев, которые требуют ума, а не таких, которые его не ищут, которые драгоценный бисер св. истины могут втоптать в грязь и попрать ногами.
Вот какие причины нередко неумолимого противления учению св. Церкви. Но не нужно забывать, что их действие на людях не без участия невидимого врага спасения нашего. Дух злобы яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити и – кто слабо бодрствует над собой, того выбирает своей жертвой. Дух злобы или пытается разжечь пламя страсти, заглушающей любовь к истине, или усиливает равнодушие к св. правде, направляя нашу душу на что-либо другое, или же, наконец, бросает семена сомнений в душе, как вор старается похитить из сердца плохо хранимую пшеницу св. истины и засеять плевелы упорных заблуждений. Горе человеку, который не оградит себя преданностию св. Церкви, покаянно-смиренною молитвою и благодатию св. таинств! Тогда князь мира сего пытается ослепить наш разум, чтобы не воссияла в нас истина Христова.
Православные люди! Храните же в сердце своем веру святую, берегите как драгоценный дар или наследие все то, чему учит вас св. Церковь. Не давай места сомнению в ее слове только потому, что видишь иногда твердых и сильных противников ее. Тогда, когда чувствуешь, что в тебе взволнован мир души сомнениями, прибегай к помощи св. Церкви и ее пастырей, дабы сомнение не перешло в упорное заблуждение. Слушайся ее и не истребляй в своем сердце преданности, любви к ней. Изследуй, испытывай, если хочешь, изучай ее учение и заповеди; возможны и недоумения благоговейные; она не стесняет твоего любомудрия. Равным образом, она не боится и за себя, как истина не боится лжи. «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ю», сказал Спаситель; посему она невозмутимо покойна за себя, но боится за тебя, опасается твоей гибели и как нежная мать говорить: «сын мой! будь осторожен, не поддавайся чарам неверующего сомнения; отойдешь от меня – погибнешь; там буря, которая сокрушит тебя, а у меня – покой, который даст тебе отраду». Аминь. (Сост. по проп. «Рук. д. с. паст.», 1894 г., июль).
67. За кем мы идем?
По Иисусе идоста два слепца, зовуща и глаголюща: помилуй ны, Иисусе Сыне Давидов.
Как будто в обличение нам, братие, св. Церковь воспоминает ныне сию евангельскую историю о двух слепых! И в самом деле: не обличение ли нам, что два слепца не были еще просвещены святым крещением и однако же кому следуют? за кем идут? Смотрите, у кого они милости в нужде своей ищут? – Слышите: по Иисусе, сказано, идоста два слепца. А мы, имея здравыми очи телесные, хвалимся, что и души наши просвещены верою во Христа и св. крещением и однако же, осмотримся, за кем мы идем? кому последуем? Иисусу ли? Многие из нас только имя христианское на себе носят, а по жизни и по делам вовсе не христиане, ибо ни в чем не хотят следовать за Христом. Христос Спаситель жил на земле в кротости, воздержании и чистоте, а из нас многие всю жизнь свою проводят в угождении плоти, в пьянстве и распутстве, в распрях и зависти... Христос Спаситель, будучи злословим, никого не злословил; страдая терпел и даже о врагах своих молился, а мы, напротив, не только злословящих, но часто и благословляющих нас злословим, а о врагах не только не молимся, но всячески стараемся отомстить им. Христос Спаситель никогда слова праздного не сказал, а мы празднословим, осуждаем, часто – совсем неповинно клевещем на ближнего своего, не щадя его чести и доброго имени, его благоденствия, так что на нас сбывается слово Божие: гроб отверст гортань их (Пс.5:10). Христос Спаситель смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестные, а мы и в чем-либо малом не хотим уподобиться Ему в страдании. Желаем со Христом украшаться царским венцом на небесах, но не хотим разделить с Ним тернового венца, бед и скорбей на земле; желаем идти за Христом, а не хотим пить с Ним чашу страданий и как бы не слышим, что Он же говорит: «иже не приимет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф.10:38). Вот таких-то, нам подобных, мнимых христиан и вопрошал некогда святитель Иоанн Златоуст: «скажи мне, почему я могу узнать, что ты христианин? По месту ли? По одежде ли? По пище твоей или по делам твоим? – Не по месту, ибо истинного христианина – место досточтимое, место святое – Церковь Божия, а ты проводишь время в праздности или на улицах, или в корчемницах... Не по одежде, ибо не носишь ты одежды смиренной, какую носил Христос, а украшаешься богатой одеждою, приобретенной от неправды. Не по речам твоим: ибо для тебя большое удовольствие божиться напрасно, осуждать ближнего и клеветать на него и даже сквернословить... И не по пище твоей, по сладким яствам твоим, ты не можешь называться учеником Христовым. Не по делам ли? Но все поступки твои полны лукавства и обид ближнему твоему»... Смотри и внимай сим златым словам златословного учителя! Но все ли это обретается в нас самих? А мы еще так смело хвалимся пред всеми, что мы христиане. Но поймите, братия, что если мы носим только имя христианское, как неплодная смоковница носила только листья, то как бы нам не подвергнуться тому же страшному проклятию, какому подвергнулась она... Что же нам делать, чтобы не по имени только, но и на деле быть христианами, чтобы избежать сего грозного осуждения от Господа? Поспешим вместе с оными слепцами за Христом, всегда последуем Ему Единому, последуем Ему в смирении и кротости, последуем в воздержании и нищете, последуем в незлобии и чистоте. Кратко сказать: будем православно веровать во Христа и соблюдать все Его спасительные заповеди, и Господь просветит наши очи душевные, так что мы будем в состоянии сначала на земле созерцать Творца в Его творениях, а потом удостоимся наслаждаться и на небесах невечерним светом в зрении пресветлого лица Его. Аминь. («Троиц. лист.» № 431).
68. Слово в неделю 7-ю по Пятидесятнице, Евсевия, архиеп. Могилевского
Братие, должни есмы мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим.15:1–2).
Это пишет апостол Павел в послании к римлянам, т. е. к римским христианам. О ком же говорит апостол: должни есми мы сильнии немощи немощных носити, и не себе угождати? Кто это сильные, и кто немощные или бессильные? Сильными у апостола называются те христиане, которые лучше других понимали учение о спасении чрез веру в Иисуса Христа; которые хорошо понимали, что для верующих в Иисуса Христа потерял обязательную силу обрядовый закон Моисеев; что христиане оправдываются пред Богом и достигают спасения чрез веру в Иисуса Христа, а не чрез исполнение закона Моисеева. А немощными, или бессильными, называются те христиане из иудеев, живших в Риме, которые, по наследственной привязанности к закону Моисееву, почитали для себя необходимым исполнение закона Моисеева и в то время, когда они уже сделались христианами. О таких немощных христианах в этом же послании к римлянам апостол говорит: Изнемогающаго же в вере приемлите не в сомнение помышлений. Ов бо верует ясти вся, а изнемогаяй зелия да яст (Рим.14:1–2). Или: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи».
Упоминаемые сильные, не обращая внимания на немощных, в присутствии их, позволяли себе употреблять такую пищу, которую, по мнению немощных, не следовало употреблять, и таким образом соблазняли их своею свободою (Рим.14:15).
Избранные ученики и апостолы Христовы ревностно последовали учению и примеру своего Учителя и Господа. Получив великие благодатные дары от Господа, чрез осенение Святого Духа, они всецело посвятили себя на служение спасению ближних. Преимуществуя дарами Божиими, они оказывали всемерное снисхождение к немощам ближних. Приведу вам на память пример апостола Павла. Он сам о себе пишет: Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть. Для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; – для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1Кор.9:19,20,22). Так святый Павел подвизался до своей мученической кончины. Незадолго до смерти писал он своему ученику и сотруднику, святому Тимофею: меня уже приносят в жертву, и время моего отшествия настало. И, внимайте, с какою радостною надеждою доблестный подвижник Христов взирает на свою кончину! Он продолжает: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2Тим.4:6–8).
Братия! Будем и мы носить немощи немощных, и не себе угождать: будем всегда заботиться о благе ближних, к их назиданию. Питая любовь к ближним, по заповеди Господней, мы должны иметь искреннее попечение о нуждах ближних, и быть готовыми, ради Господа, делать для блага ближних все, что можем.
Имеем ли преимущества в духовных дарах, необходимых для спасения? – старайся, во славу Божию, с непритворною любовию к ближним, делать им добро, ко спасению душ их.
Встречаешь ближнего согрешающего или готового впасть в грех: позаботься с любовию отвлечь его от греха и расположить к добродетели.
Встречаешь брата, незнающего истины или заблуждающего по неведению: наставь его в истине, покажи ему прямой путь к добродетели, и тем выведи его из заблуждения.
Видишь человека недоумевающего, колеблющегося в избрании того или другого пути: когда можешь, помоги ему, дай добрый совет, и расположи его избрать путь истины и правды.
Видишь скорбящего, малодушествующего, унывающего: подойди к нему ближе, утешь его во имя Господа Иисуса; рассей мрак его печальных мыслей твоим добрым и искренним рассуждением; утверди его душу в преданности Господу и в непоколебимом уповании на Его беспредельную благость и человеколюбие.
Если тебя оскорбляют словами или обижают своими делами; то, помышляя, что «Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его» (1Петр.2:21), прими, без смущения, всякое оскорбление и всякую обиду, перенеси благодушно, и старайся на оскорбления отвечать словами любви и благожелания, на обиды – благотворением. Так поступая, будешь исполнять заповедь Господа: благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас (Мф.5:44), и наставление апостольское: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21).
И не только не оскорбляй оскорбивших тебя, и не обижай обидевших тебя; но, помышляя о своих грехах, искренно прощай им грехи, и молись о них пред Богом, да простит им и помилует их, – по заповеди Господа Спасителя: молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф.5:44).
Если Бог благословил тебя внешними дарами: то не смотри на них как на твою собственность; а смотри как на дары Божии, ввереные тебе для того, чтобы ты все избытки, во славу Божию, разделял нуждающимся в помощи, и будь верен своему призванию. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой; аще видиши нага, одей (Ис.58:7). Помни слово Премудраго: милуяй нищия, блажен (Притч.14:21); милуяй нища, взаим дает Богови (19:17). Помни, что скажет Царь неба и земли, Судия живых и мертвых, в последний день тем, которые по заповеди Божией благотворят ближним: Тогда речет Царь сущим одесную Его: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира. Взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; странен бех, и введосте Мене; наг, и одеясте Мя; болен, и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне (Мф.25:34–36).
Братия! Так, благоговея пред Богом и питая в душе заповеданную Господом любовь к ближним, все мы должны друг другу делать добро, кто какое может, к взаимному утешению и назиданию и во славу Божию. Сохраните же в памяти апостольское наставление, и последуйте ему: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем: ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. И так, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал.6:2,9,10), всегда прославляя Бога, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и во веки веков. Аминь.
