Источник

Неделя 16-я по Пятидесятнице

101. В чем Господь потребует от нас отчета на Своем праведном суде?

Некоторый человек, отправляясь в дальний путь, призвал рабов своих, и поручил им имение; и дал одному пять талантов, другому два, третьему один, каждому по силе его; и тотчас отправился.

По долгом времени возвратился господин рабов тех, и стал требовать у них отчета. Оказалось, что получивший пять талантов приобрел на них другие пять талантов; получивший два таланта приобрел на них два другие таланта; а получивший один талант ничего на него не приобрел. Те двое, получивши свои таланты, употребили их в дело, и таким образом приобрели на них еще; а третий, получивши свой талант, ничего с ним не сделал, а закопал его в землю.

По отобрании отчета, первых двух рабов, как добрых и верных, господин пригласил к себе в дом веселиться и радоваться; а третьего, как лукавого и ленивого, который в оправдание своей лености наговорил господину своему много дерзких и оскорбительных слов, назвав его жестоким и несправедливым, велел выбросить во тьму кромешную, где он должен плакать и скрежетать зубами.

Православный христианин! Кто этот чудный, редкий господин, который рабов своих, за их верность и трудолюбие, приглашает с собою веселиться и радоваться? Это – Господь наш Иисус Христос.

Кто эти рабы Его, которым Он поручил Свое имение? – Это мы все люди, все христиане. Кто эти добрые и верные рабы, которых Он приглашает веселиться? Это те из нас, которые, по мере сил своих, работают, трудятся; что должно делают для благоугождения Богу и спасения души. А кто этот лукавый и ленивый раб? Это – те из нас, которые для благоугождения Богу и спасения души, по лености своей, ничего не делают.

Когда же и где Иисус Христос будет требовать у нас отчета в том, что мы сделали для спасения своей души и для благоугождения Богу?

На страшном суде, на котором Он будет судить живых и мертвых. Где эти верные и добрые рабы будут веселиться и радоваться с Иисусом Христом? В дому Отца Его небесного, в обителях Его в раю.

А в какую кромешную тьму выбросит ленивых и лукавых рабов, – плакать и скрежетать зубами? – В преисподнюю, в ад (См. Пропов. прот. Р. Путятина).

Чрез эту притчу Господь напоминает нам о том, что некогда Он приидет и позовет нас к ответу, и потребует от нас отчета, будет состязаться с нами о словеси. Се гряду скоро, говорит Он в другом месте Писания, и мзда Моя со Мною воздати комуждо по делом его (Апок.22:11–12).

Посему чаще и чаще нам нужно размышлять о том, в чем Господь потребует от нас отчета на праведном суде Своем, дабы видеть, готовы ли мы к ответу пред Ним, или нет.

Размышляя об этом, мы увидим, что в день суда Господь будет испытывать нас, во-первых, как людей, во-вторых, как христиан, в-третьих, как находившихся в том или другом звании или состоянии.

В чем же Господь потребует от нас отчета, когда будет испытывать нас, как людей? Он потребует от нас отчета в тех дарованиях, которые мы приняли от руки Его при самом рождении нашем на свет. Если Он одарил нас от рождения силою и остротою ума, то спросит нас, произошла ли от нашего разума какая-нибудь слава вразумившему нас Творцу? Если Он одарил нас крепостию и здоровьем тела, то спросит нас, произошла ли от этого какая-нибудь польза для наших ближних? В особенности Он спросит нас о времени, которое дано было нам от Него не для какого-нибудь другого употребления, а для того, чтобы мы приучились к благочестивой и праведной жизни, приобрели постоянство в добродетели, наипаче же неизменную и непрестающую любовь ко всеблагому и всещедрому Господу Богу нашему. Подумаем же, возлюбленные братия, как нам отвечать пред Господом, если одна часть жизни нашей прошла во сне, другая в заботах о своем теле, третья в забавах, а четвертая в делах еще худших. Как нам отвечать пред Господом, если мы, получив от Бога телесную красоту, употребили ее на то, чтобы соблазнять других ко греху, если мы, получив от Бога телесную крепость, приносили ее в жертву винопитию, разгулу, распутству и другим порокам, о которых и неудобно говорить?

Страшно и велико то испытание, которому на суде Божием подвергнут будет всякий человек, как человек; но несравненно больше и страшнее то испытание, которому подвергнется тогда всякий христианин, именно как христианин. Здесь будут приведены ему на память и как бы представлены пред глазами его все дарования, милости и щедроты, оказанные ему чрез воплощение, страдания и смерть Сына Божия. «Помнишь ли ты, спросят тогда у христианина, как ради тебя Господь обливался кровавым потом, терпел оплевания, заушения, был увенчан тернием, биен по главе тростию, вменен с беззаконными, распят на кресте с разбойниками? Покажи теперь, как ты воспользовался плодами искупительных за тебя страданий. Покажи, где твое оправдание, где спасение и благодать, которые Сын Божий заслужил тебе такою горькою и поносною смертию!» Что могут ответить на это люди, которые ничего не имеют в себе христианского, кроме имени, которые постыдными грехами осквернили светлую ризу, данную им при крещении, и кровь Сына Божия, пролитую для их очищения и искупления, ни во что вменили. Им останется умолкнуть и онеметь, как это можно видеть из притчи о некоем царе, который устроил брачный пир для своего сына и звал многих, но увидав, что один из позванных пришел без приличной одежды, спросил его: «друже, како вшел еси, не имый одеяния брачна? он же умолча». Умолкнут и онемеют на суде Божием и все те христиане, которые не сохранили благодати, оправдывающей и спасающей их, но лишились ее чрез худую, греховную жизнь. Если бы и стали они извиняться (подобно упомянутому в нынешнем евангелии ленивому рабу), то ничего не помогли бы им эти извинения и все равно услышали бы они от Господа слова страшного осуждения: аминь глаголю вам, не вем вас (Мф.25:12), отъидите от Мене делающие беззаконие.

Кроме того испытания, которое будет каждому из нас, как человеку и христианину, будет еще каждому из нас особое испытание, смотря по его занятиям, званию, состоянию.

В день суда взыщет Господь от пастырей (т. е. священников), как, с каким усердием пасли они овец Его (т. е. своих прихожан). Если какая-нибудь овца заблудилась, то постарались ли они отыскать и возвратить ее? если какая-нибудь овца упала в пропасть греховную, то постарались ли они поднять ее? Не погибала ли какая-нибудь душа чрез их нерадение? не соблазнился ли кто-нибудь на худое примером их жизни? Кто из пастырей окажется чист и непорочен на этом испытании у Бога, тот великим наречется в царствии небесном, ибо не только сам сотворил, но и других научил, не только свою душу спас, но и для других виновником спасения сделался. Если же окажется противное?!.. Тогда – горе. Се аз на пастыри, говорит Господь, и взыщу овец Моих от рук их (Иез.34:10).

Еще особое испытание будет для тех, кому дана была власть над другими. Главное дело, для которого поставлены такие люди, состоит в том, чтобы блюсти между людьми правду, чтобы заслуга награждалась или ценилась, а бесчинство наказывалось и укрощалось, чтобы люди честные и трудолюбивые были в безопасности, а воры и грабители не величались на земле своей дерзостию и безнаказанностию. От судей и старейшин народа Господь наипаче взыщет правды и неусыпной деятельности. Он спросит у них, не променивали ли они правду на какой-нибудь прибыток или на угощение, не угождали ли они сильным и богатым, не оставляли ли они без защиты и покровительства бедных и беспомощных? И если объявится что-нибудь подобное горе! Горе, возглашает пророк Исаия, горе оправдающим нечестива даров (взяток или угощения) ради (Ис.5:23).

Владевшие временным богатством должны будут отвечать, так ли они употребляли его, как Бог повелел. Тогда блажен будет тот богач, который, разбогатев праведным трудом, расточал свое имение, подавая нищим и убогим, принося в храм Господень начатки, или лучшие части от плодов своей правды. Но горе тогда богачам высокоумным, самодовольным, гордым, забывающим, что их богатство есть дар Божий, и потому не разумевающим на нища и убога, напротив, говорящим: богат есмь и обогатихся и ничтоже требую (Апок.3:17).

Нам не достанет времени, чтобы подробно исчислять различныя дарования Божии, которые Бог раздал нам каждому по силе его. О каждом из таких дарований, чинов, должностей, состояний, званий – Господь спросит нас на суде Своем, как мы употребили это дарование, как исполняли обязанности, соединенные с таким то состоянием. Посему то св. ап. Павел и умоляет нас достойно ходити звания, в которое мы призваны (Еф.4:1). (См. проп. прилож к Рук. для с. паст. за 1891 г., сент.).

Памятуя об этом страшном и великом испытании, мы должны постоянно думать о том, готовы мы к нему или нет. Если мы готовы, то нам должно радоваться о такой благодати Божией, излиянной на души наши, радоваться и трепетать того, чтобы ее не утратить, – как говорит пророк Давид: работайте Господеви со страхом и радуйтеся с трепетом. Если же кто еще не готов, то поспеши приготовиться, спеши без замедления, пока еще в твоей воле – приготовиться; ибо когда Господь позовет тебя, чтобы стязаться с тобою о словеси, то уже не останется времени для исправления. Аминь. (Сост. по указ. источн.).

102. Поучение в неделю шестнадцатую по Пятидесятнице

Вы слышали, возлюбленные братия, из ныне чтенного евангелия притчу Спасителя о талантах? притча эта весьма поучительна. Всем нужно знать ее значение и помнить ее всегда. Приклоните ваш слух. Вот ее значение. В ней говорится о рабах, которым господин, отправляющийся в дальнюю сторону, поручил свое имение: и одному дал пять талантов, другому – два, третьему – один, – каждому по его силам (Мф.25:14–30). Заметьте. Эти рабы – мы люди. Этот господин – есть Господь наш Иисус Христос, Творец наш, Раздаятель талантов, вознесшийся от нас на небо, седящий одесную Отца и опять имеющий придти на землю судить живых и мертвых. Имение или таланты – это душевныя силы и способности, равно и телесные силы, которые дал нам Бог и коими в этом веке мы все делаем, которые пускаем как бы в оборот и посредством коих по мере своего умения и усердия умножаем свое духовное богатство. Под талантами следует разуметь и то служение в обществе, какое каждому Бог вверил, смотря по его способностям, или то материальное богатство, какое кто имеет. По смыслу притчи, кто больше талантов получил от Господа, тот, естественно, больше должен сделать добра для ближних, больше должен усовершенствовать себя в настоящей жизни, для жизни будущей, – а кто меньше, – с того меньше потребуют и отчета. С обыкновенного человека потребуют: добросовестно ли он трудился и вел дела свои; богатый не составил ли себе богатства хитростию, происками или играми, процентами, жил ли сам и воспитал ли детей своих в страхе Божием; исполнял ли христианский долг молитвы, освящался ли таинствами, подавал ли милостыню? Всякий свое бремя понесет. С священника потребуют отчета в служении, учении и жизни: научил ли он вере и доброй жизни своих пасомых, воспитал ли он их для вечной жизни? Но послушайте дальше притчу. Получивший от господина пять талантов (вес серебра) пошел, стал трудиться и приобрел на них еще пять талантов; получивший два – приобрел другие два, а получивший один – взял да и зарыл талант своего господина в земле, т. е. всю жизнь прожил в безрассудной, непростительной лености, ел, пил, веселился, обогащался всеми возможными средствами, чтобы только весело жить здесь; а о той жизни, о вере, о молитве, о добрых делах не заботился. Ясно, что талант его зарыт в землю, так как таланты наши, т. е. наше сердце, наши умственные способности, – не земное сокровище, а духовное, и не в земле им лежать, не на земные только дела употреблять, а при помощи их нам надобно навыкнуть небесным, святым нравам и стяжать вечную жизнь. Не скрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, говорит Господь, и идеже татие подкопывают и крадут; скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут (Мф.6:19,20), (т. е. делайте добрыя дела не для земли и земных, житейских выгод, а для неба, для Бога и вечности). Итак, честь, братия, рабам получившим пять и два таланта и умножившим имение господина; – позор, крайний позор получившему один талант и по лености и упрямству зарывшему его в землю. А много есть этих недостойных имени человека людей, которые зарывают талант свой в землю, которые только пьют, едят, веселятся, обманывают, крадут и проч. Но смотрите, что ожидает тех и других рабов: – приходит время дать отчет в том, как употреблено серебро господина. Приходит господин, т. е. Господь, вознесшийся на небо, приходит на страшный суд, чтобы потребовать отчет с рабов Своих. Являются рабы Его, – коим вверены таланты. Подходит принявший пять талантов и показывает Господину десять талантов; потом приходит принявший два и показывает четыре. Господь, одобряя каждого из них за приумножение, говорит: «хорошо, добрый и верный раб, в малом ты был верен, над многим тебя поставлю: войди в радость Господина твоего»; потом подходит принявший один талант, и что же? – Ничего не сделавши в отсутствие Господина, когда пришел этот Господин, ленивый раб говорит Ему дерзости, называя Его человеком жестоким, который жнет будто бы там, где не сеял, и собирает там, где не расточил. Не так ли говорят все ленивые, недобрые, неверные христиане, которые в извинение своей непростительной лености трудиться для добра, для образования себя по духу христианской веры, слагают вину свою на Церковь, на Самого Господа, называя предписания веры трудными, неудобоисполнимыми, а благого Господа дерзая называть каким то жестоким, требующим почти невозможного! О, ленивые рабы! Посмотрите на своих собратий, получивших пять и два таланта: они обличат вас. Как же они умножили свои таланты, как же они не говорят ничего подобного своему Господину? Но посмотрите, братия, что дальше говорит Господу ленивый раб: «так как Ты такой и такой Господин, говорит, то я убоясь пошел и скрыл талант Твой в земле: вот Тебе твое». В земле: где же это? где, как не в своей грешной плоти, изнурив свои силы и способности на удовлетворение своим страстям. Придите, братия, ко гробу ленивого и вздохните у него тяжко, тяжко; тут вы увидите зарытым в землю и единственный его талант; ничего для неба он не сделал, все понес с собою в землю. Правду ты сказал, бедный человек, вечных слез достойный человек! Но вот ему и подобным ему приговор праведного Судии: «лукавый раб и ленивый! ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал: посему надлежало тебе отдать серебро Мое торгующим; и Я, пришед, получил бы Мое с прибылью». Как не требовать Господу от христиан прибыли добрых дел, когда Он в помощь им отдал все сокровища Своей вспомоществующей и вседействующей благодати; как не требовать Ему прибыли от христианина – для его же вечного блаженства, когда у Господа дерево приносит ежегодно обильный плод, когда зерно дает на поле прибыль? Воистину, достодолжной прибыли требует Господь: и грех, тяжкий грех христианину не творить в жизни плода добродетели и оставаться бесплодною смоковницею, только место напрасно занимающею. Послушайте, наконец, суд над ленивым рабом: Господь говорить: «итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов; ибо всякому имеющему дастся и приумножится; а у неимеющего отнимется и то, что имеет. А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях, и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидает непрестающий плач и скрежет зубов. Господи! твори волю Твою с нами! Молимся Тебе, да обратятся все ленивые рабы к Тебе в покаянии и добродетели. Если же нет: – то они по истине достойны Твоего грозного, но праведного суда.

Кто имеет уши слышать, да слышит! Аминь. («Пол. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш.).

103. Ныне всем доступно спасение

Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения (2Кор.6:2).

О каком благоприятном времени говорит апостол? о каком дне спасения?

Это благоприятное время и этот день спасения наступили с тех пор, как Сын Божий, Иисус Христос, принес умилостивительную жертву за грехи всех людей, продолжается доныне и будет продолжаться до скончания мира, или до наступления славного царства Христова, – когда времени уже не будет, вход в царствие небесное заключится, и не будет уже места покаянию и спасению: ибо совершится последний суд, по определению праведного Судии, Господа Иисуса Христа, и грешники пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25:46).

Братия! помним ли мы, и размышляем ли о том, что ныне время благоприятное, что ныне день спасения? А об этом должны мы всегда помнить, чтобы благодать Божия не тщетно была принята нами.

Вспомним, что было с родом человеческим прежде явления Иисуса Христа на земле, прежде совершения Им спасения рода человеческого? Спасение было обещано еще первым падшим прародителям; обетования повторялись патриархам: Аврааму, Исааку, Иакову. Пророки многократно предсказывали о пришествии в мир Спасителя рода человеческого и о великих делах Его. Но эти обетования и пророчества только немногие слышали и немногие питали ими свою веру в обетованного Искупителя, а большая часть рода человеческого «сидели во тме и тени смертной» (Лк.1:79). И все веровавшие умерли в вере, не получив обетований; не дождались они обещанного и ожиданного Спасителя; а только издали видели обетования, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр.11:13).

А что ныне? Что с того времени, как Единородный Сын Божий явился на земле в естестве человеческом, просветил мир Своим учением, пострадал и умер за грехи всех людей, воскрес из мертвых, вознесся на небо, и сидит одесную Бога Отца, как ходатай Бога и человеков?

Видим ныне спасение, которое Господь Спаситель уготовал пред лицом всех людей: свет евангельского учения светит для всех, – евангелие царствия Божия возвещает всем; источники спасения (Ис.12:3) в благодатных таинствах Церкви Христовой открыты для всех. Все желающие приглашаются к утолению жажды в этих источниках гласом Самого Господа: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Господь Спаситель всех призывает и всем обещает успокоение: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе, – и обрящете покой душам вашим.

Братия христиане! Все ли мы пользуемся благоприятным временем, как должно? Все ли заботимся о том, чтобы, пользуясь благодатными спасительными средствами, соделывать свое спасение? Все ли внимаем гласу евангельского учения, или гласу Самого Господа Спасителя? Несем ли мы Его благое и легкое иго, – соблюдаем ли заповеди Господни? Питаем ли в сердцах своих крепкую любовь к Богу и к ближним, по заповеди Господней? Стараемся ли удаляться всякого греха, чтобы не нарушать заповедей Господних, и тем не оскорблять Господа Спасителя и Бога нашего?

Братия! Не теряйте благоприятного времени. Дорожите каждым днем спасения. Все дни принадлежат Господу, и мы должны посвящать их на служение Господу. Ищите же прежде царствия Божия и правды Его (Мф.6:33), ищите без отлагательства, потому что будущее время не в наших руках, и мы не знаем, дано ли будет оно нам. А потому и должны мы каждый день проводить благочестиво и свято, все свои обязанности исполняя по совести, перед Богом, чтобы всегда быть готовыми к переселению в мир невидимый и иметь надежду наследовать вечную жизнь в обителях небесных.

Бдите убо, взывает Господь, Судия живых и мертвых, яко не весте дне, ни часа, в оньже Сын человеческий приидет (Мф.25:13).

Кто из нас пребудет верен своему званию и состоянию и будет с усердием исполнять возложенныя на него званием и состоянием обязанности, тот с избытком приумножит свои таланты и удостоится услышать от Господа вожделенный глас: «добрый раб и верный, вниди в радость Господа твоего» (Мф.25:23). А кто зароет в землю данный ему Господом талант, т. е. не будет употреблять дарованные ему от Бога силы и способности в благо себе и другим, то услышит в день страшного суда Христова от нелицеприятного Судии – Бога строгое и вместе с тем страшное осуждение: негодного раба выбросьте во тьму кромешнюю, где будет плач и скрежет зубов (Мф.25:30). (См. проп. прилож. к «Руков. для с. паст» за 1886 г., сент.).

Пусть слышит это всякий, имеющий уши слышать!

Господь даровал нам в крещении и миропомазании, по слову апостола, вся божественныя силы, яже к животу и благочестию (2Петр.1:3): и мы должны неленостно трудиться и подвизаться во всю свою жизнь, упражняя и укрепляя эти силы; должны, как воины Христовы, неусыпно стоять на страже своего сердца и вести непримиримую брань со злом, и внутри и вне нас живущим; должны трудиться над истреблением своих страстей и умерщвлением похотей, над приобретением и укреплением в себе благих навыков и обогащением себя всеми добродетелями евангельскими; должны упражняться в посте, в молитве, бдении, покаянии, чтении слова Божия и во всех других подвигах христианских, составляющих иго и крест, которыя нести во след за Собою приглашает Господь Иисус Христос всех верующих.

Кроме этого – не для себя только должны мы пользоваться дарами Божиими, но паче употреблять их во благо ближних наших, как говорит апостол: должны есмы сильнии немощи немощных носити и не себе угождати: кийждо же в вас ближнему да угождает во благое к созиданию (Рим.15:1,2). Имеет ли кто богатство? Делись им с бедными, требующими помощи; облечен ли кто властию и достоинством? Трудись сколько есть сил, служа благу вверенных твоему попечению. Обладает кто умом и познанием? Распространяй свет их и на других. Одарен кто силою веры и благочестия? Просвещай и согревай ими других и словом и примером. Но наипаче должны мы, употребляя дары благодати Божией, во всех своих делах и начинаниях искать не своей выгоды и похвалы, но благоугождения Богу, дабы Он был и началом и концом всей нашей деятельности, по слову апостола: аще ясте, аще пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите (1Кор.10:31). Кто так поступает, тот подлинно не вотще приял благодать Божию.

Споспешествующе убо молим не вотще благодать Божию прияти вам. Таким образом, избежав осуждения и участи лениваго раба, мы заслужим неизреченную похвалу и блаженство от Господа: добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость Господа твоего. Ему слава во веки веков. Аминь. (Сост. по «Сбор. поучен. на дни воскр. и праздн.», изд. ред. «Воскр. чт.», т. 1-й, 1853 г.).

104. Нужно дорожить дарами Божиими и умножать данные нам таланты

Споспешествующее убо молим – (как споспешники, умоляем)не вотще благодать Божию прияти вам (2Кор.6:1).

Обратим внимание наше на то, что сегодня читано было из Евангелия и апостольского чтения, и извлечем для себя назидание. В Евангелии говорилось о талантах, а в апостольском чтении – о том, чтобы христианами не тщетно принята была благодать Божия. Если вдуматься в содержание Евангельского и апостольского чтений, то легко можно уразуметь, что в обоих чтениях преподается один урок: нужно дорожить дарами Божиими, преподаваемыми всем и каждому из нас для приобретения вечного спасения и стараться умножить эти дары, чтобы за леность и нерадение не подвергнуться наказанию.

Какие это таланты, о которых говорится в Евангелии, и о какой благодати говорит апостол? Талантами названы дары Божии, которые получает всякий человек от Бога с самым рождением своим, а благодатию именуются те дары Божии, которые всякий христианин получает в новом своем рождении: в таинствах крещения, миропомазания и других. Эта благодать даруется для того, чтобы христианин совершал, при помощи ее, свое спасение, преуспевал в добродетели и наследовал жизнь вечную. Хотя и всякий христианин получает чрез таинства спасительную благодать, но не всякий пользуется ею. Эта благодать, подобно семени, может и заглохнуть, и может расти и принести плод. Если человек имеет тщательный уход за семенем, поливает его, покрывает его от холода и жары, если он выпалывает около него растущую сорную траву, то семя растет и приносит обильный урожай. А при нерадении семя не взойдет и не вырастет. Так же и спасительная благодать, подаваемая христианину чрез таинства, может умножиться, действовать в человеке, взращивая в нем духовную жизнь, как видим это на угодниках Божиих; но может она остаться недейственной, ни в чем не проявляющейся, как бы ее совсем не было у человека. Проявление благодати Божией в душе и в жизни человека называется плодами духа. Эти плоды духа, как проявление спасительной благодати, подаваемой от Духа Божия, суть следующие: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22,23). Но если христианин не заботится об умножении данной ему благодати, то в нем начинают произрастать семена греха. Грех принимает господствующее положение, и человек становится рабом греха, рабом греховной плоти. Плоды греховной плотской жизни противоположны плодам духа. Там, где действует благодать, обитает любовь, радость и мир, а где господствует грех, там живет ненависть, житейская печаль, зависть, злоба, вражда, ссоры. Плод духа – долготерпение, благость, милосердие, а у греха – нетерпимость, ропот, жестокость, мстительность. Там, у благодати, вера, а у греха – неверие, сомнение, безбожие; там – кротость, здесь – раздражительность; там – воздержание, а у греха потворство плоти: объядение, сластолюбие, блуд и всякие нечистоты. Апостол, умоляя христиан, обращенных им к вере Христовой, чтобы ими не тщетно принята была благодать, говорит, что они, т. е. апостолы, делают это споспешествующе, т. е., как споспешники. Чьи споспешники? Христовы – Божии споспешники, как посредники между ними, христианами, и Богом; это значит, что апостол увещание делает христианам от имени Божия, как бы сам Бог увещевает их, чтобы они не тщетно приняли благодать Божию, но чтобы умножили ее. Это увещание Божие относится не к одним коринфским христианам, а ко христианам всех времен. Если в первые времена христианства Бог увещевал чрез апостолов, то в наше время Он увещевает чрез пастырей Церкви, к которым пастырские права перешли друг от друга, приемственно. Всякий раз, когда пастырь говорит слово Божие – чрез него говорит, как бы Сам Бог; когда пастырь увещевает или угрожает, тогда как бы Сам Бог увещевает и угрожает. Слушающий пастыря, слушает Христа. Что было во времена апостольские, то бывает и ныне. Как там, одни слушали апостольскую проповедь, последовали за апостолами, исполняли то, чему они учили верующих, а другие не принимали апостольского свидетельства о Христе, поносили и преследовали апостолов; так и ныне: одни слушают своих пастырей: последуют за ними, верят им и преуспевают в доброй жизни, другие злословят их, стараются возбудить недоверие к ним среди пасомых и, таким образом, отталкивают этих духовных овец от стада Христова, вверенного духовным пастырям. Итак, мы, пастыри, умоляем верующих, как бы Сам Христос чрез нас говорил вам, чтобы не тщетно была принята благодать Божия. Спасайтесь, возлюбленные, спасайтесь, при помощи благодати Божией, спасайтесь, пока есть время! Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения. Не пропускайте этого дорогого времени. Теперь время торга, время базара: покупайте, приобретайте теперь ваше спасение: если пропустите это время, если не запасетесь делами спасения, то после уже не воротите его: застигнет смерть, настанет суд Божий, застанет вас неготовыми; будете каяться, но уже будет поздно; когда увидите себя на суде Божием неготовыми, то пожелаете и умолять будете, чтобы дали вам хотя бы один день для покаяния, но и сего не получите: в чем застигнет час смерти, в том и судимы будете. Помните притчу о десяти девах. (А также изречение нашей народной мудрости: спустя лето, по малину в лес не ходят). Смотрите же, не пропускайте этого времени. Старайтесь использовать время вашей купли; поступайте осторожно, ибо дни лукавы. Старайтесь, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Этим можно было бы закончить нашу беседу; но думается, что у некоторых из вас может явиться желание знать, что же нужно делать, чтобы не тщетно была принята вами благодать Божия? – Делайте все то, что повелевает делать св. Церковь чрез слова Писания или чрез наставления ваших пастырей. А они говорят: ни на один день, ни на один час не отлагайте вашего спасения. Теперь же, сегодня же начинайте его. С чего начинать? Начинайте с того, чтобы уклоняться от зла и приучаться творить добро. Это значит: начинайте борьбу с своими пороками; замечайте, какая страсть овладела вами: если нет больших заметных пороков, то обратите внимание на ваше сердце, на ваши мысли, на ваши привычки. Вы не пьянствуете, вы не живете развратно? Но вы, может быть, жестоки, вы раздражительны, вы скупы, вы любите осудить, вы завистливы. Вот с этими душевными пороками и страстями начинайте вашу борьбу. Не думайте, что все это малые грехи, или грешки слабости; нет, каждый из них сведет в ад, если вознерадите, не постараетесь изгладить покаянием и борьбой с ними. За гордость, например, сатана с неба ниспал; зависть сделала Каина братоубийцей. Сребролюбие сделало Иуду Христопредателем. Жестокость, скупость, немилосердие свели в ад того богача, у ворот которого лежал Лазарь убогий. Пред потопом люди ели, пили, женились, замуж выходили, не думали о Боге и предавались греху, но пришел потоп и истребил всех. Если бы у кого явилось желание начать спасение борьбой с своими пороками, и если бы он захотел сделать это своими силами, то напрасен был бы труд его: в деле спасения нужна помощь Божия. – Без Мене не можете творити ничесоже, сказал Господь, а помощь Божия дается тем, кто ее просит. Поэтому для спасения нужна молитва. Хочешь спасти свою душу? Хочешь отстать от порока? молись Богу, молись усердно, молись дома, ходи в церковь. Когда начнешь дело спасения, тогда враг диавол будет на тебя нападать с особенною силою, будет смущать твою душу помыслами сомнения, неверия, наводить на тебя уныние, отчаяние. Вооружись на него молитвою, постом и частым приобщением Св. Христовых Таин; проси совета и наставления опытных в духовной жизни людей или своего отца духовного. Что потом нужно тебе делать, – благодать Божия, чрез пастырския наставления и, может быть, иногда чрез внутреннее просвещение и вразумление, просветит и вразумит тебя. «Итак, возлюбленные, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами. Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения». («Слова беседы и поучения» Макария, митр. Москов., выпуск 3-й, стр. 142).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle