Неделя 17-я по Пятидесятнице
105. О силе молитвы
Нынешнее евангелие учит нас, братия, той истине, что молитвою, соединенною с крепкою верою в Бога, несомненною надеждою на Него и глубоким смирением, можно испросить у Бога великие и богатые милости.
Хананеянку постигло великое горе: дочь ее одержима была злым духом. Горе давило душу любящей матери; она не знала, что делать. Но вот услышала она, что в Иудее явился великий Чудотворец, одно слово Которого исцеляет больных и воскрешает мертвых. Сердце ее проникнулось желанием пасть к ногам Его, вымолить и выплакать у Него исцеление своей несчастной дочери. Вот услышала она, что этот дивный Чудотворец прибыл в пределы, находившиеся недалеко от ее местожительства, и она немедленно поспешила к Тому, на Кого возложила всю свою надежду. Пораженная своим несчастием подошла она к Спасителю и сказала: помилуй меня, Господи, Сыне Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Мф.15:22). Но Господь ничего не ответил на ее просьбу и молча продолжал Свой путь.
Безмолвие Спасителя не отталкивает ее, а заставляет еще усиленнее и настойчивее просить Господа о помиловании. Следуя в отдалении за Спасителем, она смиренно продолжала взывать: помилуй мя, Господи, Сыне Давидов. Усиленная просьба хананеянки заставила учеников обратиться к Спасителю с ходатайством за нее: отпусти ее, потому что она кричит вслед нас (Мф.15:23), – сказали Иисусу Христу ученики Его. На это ходатайство хотя и последовал ответ Спасителя, но, по-видимому, не в пользу несчастной матери. Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф.15:24), сказал Спаситель на просьбу апостолов. Слышала этот ответ Спасителя несчастная мать, но не пала духом. Поддержанная заступничеством апостолов, она поспешила вперед, пала к ногам Спасителя, заградила Ему путь и еще с большею силою стала взывать к Нему: Господи, помоги мне (Мф.15:25). И еще более резкий и строгий последовал ответ Господа на эту просьбу хананеянки: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам (Мф.15:26).
Можно представить, братия, как сильно должны были поразить сердце матери эти строгие слова Спасителя! Можно было думать, что, услышав решительный отказ Господа помочь ей, она отойдет от Спасителя, но не так поступила она. Хотя и больно было ее сердцу слышать решительный отказ Господа помочь ей, но она с удивительным смирением и терпением сказала Спасителю: так, Господи, но и псы едят от крупиц падающих со стола господ их (Мф.15:27).
Этими словами она как бы так говорила: «я не оспариваю, что не заслуживаю этого названия; я – язычница, грешница, не стóю названия человека, но прошу у Тебя милости, брось мне, как псу, хоть крошки, простри хотя сколько-нибудь и ко мне, убитой горем, Свое милосердие. Ведь и псы едят от крупиц, падающих со стола господ их». Бóльшаго смирения, бóльшей веры невозможно было и требовать, и Спаситель вслух всех восхвалил ее веру: о, женщина, велика вера твоя, пусть будет по твоему желанию (Мф.15, 28). Этого только желала несчастная мать: дочь ее исцелела в ту же минуту.
Так силою своей веры и молитвы хананеянка испросила своей дочери исцеление от тяжкого недуга. Так молитва, соединенная с верою и надеждою, «много может ко благосердию Владыки». Нет ничего такого, что бы могло противостать силе молитвы.
Сильно и страшно бушующее море; неудержимым потоком переливаются в нем воды по направлению, которого нет возможности изменить; с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурныя волны, для которых человек, со всею мудростию своею, игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы. Моисей молитвенно возопил ко Господу – и один удар чудодейственного жезла рассек море, и по дну морскому пролег чудный путь, огражденный с обеих сторон остановленными в течении водами (Исх.14:22).
Ужасна сила огня; часто одной искры его достаточно для того, чтобы обратить в прах все; но и эту страшную силу преодолевает молитва, соединенная с верою. Три благочестивые отрока ввержены были в разженную печь; но лишь только они вознесли к Богу свой молитвенный вопль о спасении – и исчезла для них сокрушительная сила огня: огонь не одолел телес их и влас главы не опалил; одежды их остались целы; не было от них слышно и запаху дыма (Дан.3:94).
Неудержимы разрушительные движения воздуха, вооруженного тайною силою, рождающею громы и молнии. Вековые деревья покорно преклоняют пред ним свои гордые вершины, иначе и для таких деревьев нет спасения, глубокие корни их уступают силе бурного ветра. Трудом и искусством человеческим сложенные или скованные твердыни падают от его натиска. Нет силы, которая могла бы остановить страшные его течения. Только одна молитва может остановить его всеразрушающее бурное движение. Ученики Христовы поражены были страхом от постигшей их на море бури; но едва помолились Господу, буря, по слову Его, покорно утихла (Мф.8:26).
Опаснее иногда воды, страшнее огня для человека бывает нападение хищных животных, которым ничего не стóит одолеть человека и истончить все его кости (Дан.6:24). Но бессильный пред ним телом, он силен над ними духом – силою молитвы. Пр. Даниил ввержен был в ров на съедение львам. На утро думали найти во рву разве некие остатки костей его, – но нашли его живым среди голодных львов. Молитва его победила кровожадность и злобу хищных зверей, которые не сделали ему ни малейшего вреда (Дан.6:16–23).
Упорней иногда течений моря притоки болезней, поражающих тело человека и преодолевающих всякое искусство; тверды, как законы земли, законы нашей жизни, стареющей с годами и не знающей обращения вспять от дверей гроба. Но выше тех и других сила молитвы. Разболелся Езекия до смерти; нет надежды на спасение, уже и пророк Божий приходил к нему и сказал: устрой о дому твоем, умираеши бо и не будеши жив. Но он обращается с молитвою к Богу и не осталось следа болезни, и к оканчивавшейся жизни его приложено лет пятьнадесять (Ис.38:1–5).
Но что говорить о силе и действенности молитвы, по отношению к тварям, когда Сам Бог, по беспредельной Своей благости, приклоняя милосердно Свой слух к молитвенному воплю Своего создания, нередко ради его изменяет определения Своей святой воли?.. Тяжко согрешил народ израильский, поклонившись золотому тельцу; страшно прогневался на него Господь Бог за этот грех, обличавший безумие и неблагодарность избранного народа, и изрек Моисею: ныне остави Мя и возъярився гневом на ня, потреблю их (Исх.32:10). Кто бы мог удержать карающую руку Божию? Что могло бы отвратить гнев Божий от преступного народа? Но вот праведник стал пред Богом с умилительною молитвою о спасении несчастных поклонников идола. И молитва Моисея отвратила гнев Божий (Исх.32:34).
Зная великую силу молитвы, будем, братия, постоянно молиться Богу – и в счастии, и в несчастии, и Господь не оставит нас Своею милостию и отвратит нередко постигающие нас беды и скорби. Аминь. (Сост. по «Рук. для сел. паст.», за 1893 г., сент.).
106. Причины, по коим не всегда бывают услышаны наши молитвы
Пример хананеянки, о которой повествует нынешнее евангелие, что она долго не получала исполнения своей усердной просьбы к Господу об исцелении ее бесноватой дочери и только вследствие своей глубокой веры, смирения и неотступности самой просьбы получила, наконец, от Господа просимое, побуждает меня, братия, побеседовать с вами сегодня о причинах, по коим не всегда бывают услышаны наши молитвы.
Невнимательность во время молитвы – есть первая причина неуспеха наших молитв. «Многие приходят в церковь, говорит св. Иоанн Златоуст, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: «я преклонял колена»; но ум твой блуждал далеко; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала неведомо где; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, общества друзей. Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы». Итак, вот первая причина, почему Бог не внемлет молитве нашей; – потому, что мы и сами то не внимаем словам своей молитвы. Устами молитву читаем, а сердце далече отстоит от Бога.
Дальнейшая причина, почему не получаем просимого, заключается, по учению того же св. Иоанна Златоуста, в том, что не всегда просим полезного для себя. «Получим ли просимое, или не получим, будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем: потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение. Ибо мы не знаем, что нам полезно, в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли, или не получим, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаем полезного для нас? И св. ап. Павел, муж столь великий и высокий, удостоившийся таких неизреченных откровений, не знал, что он просил неполезного себе. Видя себя окруженным бедствиями и непрестанными искушениями, он молился об избавлении от них, и не однажды, не дважды, но многократно: ибо говорит: трикраты Господа молих: трикраты. Так, трикраты, т. е. многократно, он молил, и не получил».
«Посмотрим же, как он это перенес. Возроптал ли? впал ли в уныние? отчаялся ли? Нет; но что он говорит? Рече ми (Господь): довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается (2Кор.12:8,9). Бог не только не освободил его от постигших его бед, но и попустил ему оставаться в них. – Пусть так. Но откуда известно, что он не роптал на это? – Слушай, что сам Павел говорил, когда узнал, что угодно Богу. Сладце убо похвалюся паче в немощех моих; не только, говорит, не ищу уже освободиться от этих бед, но еще с великим удовольствием хвалюсь ими. Видишь, какая благоприятная душа, – какая любовь к Богу? Послушай, что говорит он: о чесом же помолимся, якоже подобает, не вемы (Рим.8:26), – то есть, мы, как люди, не можем знать все обстоятельно. Итак, должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великою радостию все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение».
Впрочем, «хотя Бог иногда и медлит подаянием, но делает это, – говорит св. Златоуст – не по немилосердию и отвращению, а желая медленностию подаяния удержать тебя при Себе, как поступают и чадолюбивые отцы: и они медленностию подаяния мудро стараются долее удержать при себе нерадивейших детей». – А посему когда просим у Господа в молитве чего-либо из земных благ, то надо иметь в уме: «если Ты видишь, Господи, что это полезно для спасения моего, то даруй мне». Безусловно прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежит молиться условно, а еще лучше, – предавая свою участь в волю Божию.
Третья причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, та, что мы преступаем заповеди Божии. «Ты требуешь и хочешь узнать, говорит преп. Нил, есть ли плоды от молитвы людей богобоязненных, а сам между тем не представляешь, что Бог ищет и требует от тебя плода Своих заповедей. Ты хочешь, чтобы Бог скоро внимал молитве твоей, а сам преступаешь заповеди Его. Если ты будешь повиноваться Ему, то Он услышит тебя: повинуйся его законам, и Он примет твои молитвы. Не повинуясь Его заповедям, ты то делаешь, что, если и святые будут молиться за тебя, не будут услышаны» (кн. 3, пис. 37).
Многие, оскорбивши ближнего своего и с ним не примирившись, к Богу в молитве приступают; таковых суетна и тщетна есть молитва.
Ищешь у Бога милости? Но сам милуешь ли ближнего твоего, тебе подобного человека? Говоришь к Богу: услыши, Господи! Но сам не затыкаешь ли слух от просьбы ближнего твоего, просящего у тебя? Что есть молитва без милости? Как глас без силы. Милость сама собою молится более, нежели все человеки. И Бог наш более на сердце незлобивое, сострадательное, милостивое и доброхотное смотрит, нежели на частое повторение: Господи! Господи! Бог бо есть милостив и праведен: яко милостив, любит милость и творящего милость милует; а яко праведен, – отнимает праведно милость от того, кто сам не хочет миловать (Мф.18:23–35).
Молитва должна быть неотступна, подобно молитве хананеянки, чтобы была услышанной. Аминь, аминь, глаголю вам, елика аще чесо просите от Отца, во имя Мое, даст вам (Ин.16:23), сказал Господь и еще с подтверждением: аминь, аминь, глаголю вам. Какой стыд для нас, что мы не умеем пользоваться таким не ложным обетованием! И добро бы только нам стыд от того; а то наводится тень на самое обетование, будто оно слишком велико и неисполнимо. Нет, вина вся на нас, и главным образом, в том, что мы не сознаем себя верными рабами Христовыми, и совесть не дает нам чаять какой-либо милости от Господа. К тому же и то бывает часто, что иной просит Бога с раздвоенною душою: помянет о предмете своей молитвы мимоходом раз и два – и бросает, да и говорит потом: «не слышит Бог». Нет, – прося чего-либо особенно надо держать неотступность и неутомимость в молитве, подобно вдове, которая и бессердечнаго судию докучанием своим заставила удовлетворить ея прошению. Настоящие молитвенники, испрашивая что-либо в молитве, соединяют с молитвою пост, бдения, лишения всякого рода и всякое благотворение, и при том просят не день, не два, а месяцы и годы; за то и получают. Им и подражайте, если желаете иметь успех в молитве. (См. «Мысли на каждый день года», еп. Феофана, стр. 164–5).
Наши молитвы, наконец, не исполняются оттого, что исполнение их было бы несогласно с премудрыми планами Божественного Провидения. Великий учитель Церкви, блаженный Августин, до своего обращения ко Христу, проводил в высшей степени нечестивую жизнь. Об этом скорбела его благочестивая мать Моника. Много лет она молилась об обращении своего сына, но, как ей казалось, совершенно напрасно. В 383 году Августин вознамерился оставить мать и отправиться в Рим. Благочестивой Монике это было весьма нежелательно, ибо Рим тогда был городом безнравственным, и она боялась, что сын ее сделается там еще более грешником. Поэтому она усердно молилась, чтобы Бог воспрепятствовал Августину исполнить намерение свое. Но Августин, вопреки желанию матери, ночью сел на корабль и отплыл в Италию. Глубоко была опечалена этим Моника; она не могла понять, почему Бог не слышит ее столь усердную молитву. Но на самом деле Бог слышал ее.
В Италии Августин, подобно упоминаемому в евангелии блудному сыну, впал в великую нужду. В таком состоянии он отправился в Медиолан. Здесь он однажды вошел в церковь, в которой проповедовал тогда св. Амвросий. Проповедь эта потрясла его душу, и Августин обратился ко Христу. Этим были исполнены все бесчисленные молитвы благочестивой матери его, хотя последняя молитва ее, казалось, и оставлена была без исполнения. Об этом говорит сам Августин следующим образом: «усердно и со слезами она (т. е. мать его) умоляла Тебя, Боже, не допустить меня до путешествия, но Ты, по непостижимому совету Своему, услышав главный предмет всей ее молитвы за меня, не исполнил того, о чем она просила тогда, чтобы исполнить на мне то, о чем она просила всегда». Так вся эта история научает нас не только быть постоянными в молитве, но и совершенно предавать себя в волю Божию и не отчаиваться, когда, по-видимому, молитвы наши остаются не услышанными. Все мы твердо должны помнить при этом следующие слова, изреченные Богом чрез пророка Исаию: «Мои мысли не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». (См. кн. «Уроки по зак. Божию», А. Царевск., выпуск 4-й, стр. 27–29).
Итак, братия, не будем же малодушествовать, когда наши молитвы долго не исполняются, но постараемся устранить причины, препятствующие успеху наших молитв. Во всяком же случае, даже и при видимом неисполнении наших молитв всецело предадим себя премудрому и всеблагому промыслу Божию. (Свящ. Гр. Дьяченко).
107. Душа и тело христианина суть храм Божий, который должно хранить в святости
Братия, вы есте церкви Бога жива, яко же рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие (2Кор.6:16).
Предложенные слова апостола, читанные за сегодняшней литургией, призывают нас к размышлению о нашем высоком значении для того, чтобы мы, помня о своем назначении, старались соответствовать ему своею жизнию.
Вы есте церкви Бога жива: «вы храм Бога живаго». Ап. Павел храмом Божиим называет верующих в Иисуса Христа. В первом послании к коринфянам он пишет: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). Верующих в Иисуса Христа называет апостол храмом Божиим потому, что они, данным при св. крещении обетом, посвятили себя на служение Богу, и Дух Божий живет и действует в них.
Человек в начале создан был для того, чтобы он прославлял Бога и был храмом Божиим; ибо он создан по образу Божию, как сказано в книге Бытия: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его (Быт.1:27). Образ Божий, начертанный в существе человека, показывал, что человек посвящен на служение Богу, внушал человеку прославлять Бога, как своего Творца и величайшего Благодетеля, исполнять волю Божию и чрез добрые дела приобретать уподобление Богу, подражая Божеским совершенствам.
Грех прародительский расстроил благообразие и красоту первосозданного человеческого храма: разрушительною силою, начертанный в существе человека образ Божий, был нарушен и утратил блеск и сияние своей небесной красоты. Таким образом этот Богом созданный храм сделался ветхим, и в этом состоянии ветхости он оставался до восстановления его чрез Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
Иисус Христос Своим земным служением, страданиями и крестною смертию, принесши правде Божией умилостивительную жертву за грехи всего мира, всем людям открыл благодатные средства к восстановлению в себе образа Божия, чрез веру в Него, Спасителя мира. Поэтому верующие в Иисуса Христа называются новым созданием во Христе Иисусе, как учит ап. Павел: аще кто во Христе, нова тварь (2Кор.5:17).
Еще в Ветхом Завете Бог обещал устроить для Себя пребывание в душах верующих, почему они и называются храмами Божиими. Называя верующих церквами Бога жива, апостол продолжает: якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие... И буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель (2Кор.6:16–18).
Устроение храма в душе человека и снисхождение Бога в нее совершается посредством таинств. В св. Крещении мы омылись, освятились и вступили в завет или союз с Богом, – уготовляемся в жилище Богу; в таинстве миропомазания нам даруется Дух Святой, сообщается Его благодать в помощь нашим естественным силам, для укрепления и возрастания в духовной жизни. По силе этих двух таинств, мы становимся храмами Божиими. Вы есте церкви Бога жива. Затем, нашему старанию, нашей вере и молитве предоставляется расширять храм нашего сердца и упрочивать пребывание Духа Божия в нем. Своими грехами мы ослабляем в себе действие благодати Св. Духа, – но благодарение Господу, Спасителю нас грешных, по неизреченному милосердию Его, во св. покаянии, как во втором крещении, мы снова омываемся, очищаемся и освящаемся; и в таинстве причащения снова входим в тесное соединение с Господом, по слову Его ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребыивает и Аз в нем (Ин.1:56). Таким образом, если бы своею невнимательностию, небрежностию к себе и греховною жизнию, мы удаляем от себя желающего обитать в нас Господа, – в таинствах покаяния и причащения мы опять возвращаем Его к себе, и становимся опять храмами Божиими.
Чем Бог обнаруживает Себя, или как действует в нас? Бог есть источник всякого добра: к Нему и надобно отнести все доброе, раждающееся и совершающееся в душе нашей. Он действует в нас, когда пораждает в душе чувства раскаяния, сокрушение о грехах, спасительные размышления о душе, о жизни за гробом, о страшном суде и о вечной участи; когда возбуждает в душе молитвенные вздохи, и устремляет ее к небу; когда мы решаемся на доброе дело или на добрый подвиг, соединенный с самоотвержениемъ, пораждает в нас мужество и твердость. Особенно ясно дает чувствовать свое присутствие во время тяжких испытаний, огорчений и несчастий в жизни, – в минуты уныния, – когда в мрачную душу ниспосылает светлые лучи твердого упования на Его св. промысл – тишины и мира.
Достойны ли мы того, чтобы Дух Святой пребывал в нас? Такова ли наша вера? Соответствует ли тому наша жизнь? Может ли Дух Божий пребывать в людях преисполненных гордости, тщеславия, пренебрежения к низшим, лицемерия и угодничества к высшим, зависти и зложелания к равным себе; из-за корысти забывающих Бога, попирающих стыд, совесть, права и благополучия ближних? Преданных чревоугодию, пьянству, для которых чрево сделалось богом? Может ли пребывать в людях сварливых, ничем недовольных, гневливых, злопамятных, – или в людях пустых, легкомысленных, лживых? Возможно ли, чтобы Бог, совершенная святость и правда, благоволил пребывать в душе, наполненной нечистыми помыслами, скверными пожеланиями, словом в душе, преданной плотским похотям? не имать Дух Мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть (Быт.6:3), изрек Господь о таковых людях еще до потопа.
Вы есте церкви Бога жива. «Вы, христиане, храмы Бога живаго. Сознавайте, чувствуйте, что в вас, как в храмах живет Бог, и в этом сознании, в этом убеждении обретайте для себя побуждение беречься всего, что противно Богу, Его совершенной святости». «Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божием» (2Кор.7:1).
Братия! Так, по учению слова Божия, все верующие в Иисуса Христа составляют храм Божий, и о самом теле христианина апостол учит так: или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Св. Духа суть, егоже имате от Бога, и несте свои, куплени бо есте ценою (1Кор.6:19. 20). Об этом своем достоинстве мы должны всегда помнить, чтобы храм своей души и тела всегда содержать в достойном благолепии, помышляя о величии и святости Господа Бога, присутствующего в нас.
Апостол учит: «аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог; храм бо Божий свят есть, иже есте вы» (1Кор.3:17). По наставлению апостола, мы должны свято хранить и сами себя и других, – и о себе заботиться, чтобы всегда служить Богу исполнением Его св. заповедей, и ближних утверждать на пути спасения словом и примером благочестивой и добродетельной жизни, и должны страшиться, как бы словом или примером не повредить кому либо на пути спасения. Кто словами или поступками своими соблазняет ближняго и совращает его с пути спасения, тот растлевает, или разоряет храм Божий; того, говорит апостол, растлит, или покарает, Бог. Сам Господь говорит о страшном наказании соблазнителя: иже аще соблазнит единаго сих верующих в Мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его, и потонет в пучине морстей. – Горе человеку тому, имже соблазн приходит (Мф.18:6,7).
Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор.7:1), учит апостол. Последуем, братия, апостольскому наставлению. Имея такое обетование, что всеблагий Бог, по Своему беспредельному человеколюбию, благоволит вселиться и обитать в нас, будем хранить себя чистыми в мыслях, словах и поступках, повседневно стараясь благоугождать Господу Богу. И, помышляя о том, что мы всегда ходим пред очами Божиими, и все наши дела, явные и тайные, и самые сокровенные помыслы и сердечные движения открыты пред Богом, будем всегда питать в своей душе сыновний страх пред Богом, чтобы, что ни делаем, все делать по заповедям Божиим, и всегда душою и телом прославлять всесвятое имя единого Триипостасного Бога, Отца и Сына и Св. Духа, ныне и во веки веков. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Пропов.» Евсевия, архиеп. могилев., т. 1-й, изд. 1870 г., и др. источн.).
108. Современное идолопоклонство
В настоящую 17-ю неделю по Пятидесятнице, в обычное время, в церкви предложено было следующее чтение из послания апостола Павла к коринфянам.
Братия, кое сложение, т. е., какая совместность Церкви Божией с идолы? Вы бо есте церкви Бога жива, яко же рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут ми людие. Темже, т. е. поэтому, изыдите от среды их (язычников) и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте их не прикасайтеся; и Аз прииму вы. И буду вам во Отца, и вы будете мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии.
Смысл этого апостольского чтения таков.
Возлюбленные, – так апостол Павел называет коринфских христиан, – не участвуйте в пороках окружающих вас язычников, и особенно уклоняйтесь от идолослужения. Ибо какая совместность храма Божия с идолами? А вы, ведь, храмы Божии. О вас предсказано было чрез пророка, что Бог вселится в вас, будет вам Богом, а вы Его народом; Он будет вам Отец, а вы будете Его сынами и дщерями. Эти обетования исполнилисб на вас: вы – народ Божий, вы – дети Божии. Имея такие обетования, очистим себя от скверны плоти и духа; будем очищать себя не из страха наказания, не ради славы человеческой, а из страха Божия, боясь отпасть от любви Божией.
Братия христиане! Что сказано коринфским христианам, то относится и к христианам нашего времени. Наставление апостольское: не преклоняйтесь под чужое иго с неверными, относится и к нам так же, как к коринфским христианам. Правда, теперь нет около нас язычников, какие были среди коринфских христиан; нет у нас храмов ни Юпитера, ни Венеры; нет среди нас глубокого отпадения от христианства в язычество.
Но утонченное богоотступничество, колебание в вере и даже отпадение от правой веры, хотя и негласное, есть, и притом в широких размерах и в видах, иногда ужасающих. Кто изочтет среди христиан нашего времени всех безбожников, всех вероотступников? Кто перечтет всех хулителей Церкви, имена начальников ересей и сект, с их противным православной истине учением, всех раскольнических толков, которыми так обильно наше время? Нет у нас на площадях идолов, изображений ложных богов, пред которыми кто-либо поклонялся бы или воскурял Фимиам: они у нас хотя и есть, но стоят только, как статуи, без чествования. Но зато трудно найти людей, у которых не было бы какого-либо своего домашнего бога: у иного этим богом служит любимый до обожания человек, а иногда и не человек, а животное; другие поклоняются Бахусу, богу пьянства, принося ему в жертву страсть к вину; иные предаются распутству, как бы чествуя этим Венеру, богиню разврата; у иных бог – чрево их; иные поклоняются золотому тельцу: их бог – богатство, страсть к наживе; иные, гоняясь за славой, попирают и веру, и совесть, и честь; и всякая страсть есть своего рода идол. У игрока игорный стол не составляет ли жертвенника, на который он кладет мир своей совести, свое достояние, покой и счастие своей семьи? он ежедневно приносит жертву?
Все это – идолопоклонство, или нечестие, скверна плоти или скверна духа. Все предающиеся этим порокам перестали быть храмами Божиими; в них не может обитать Бог. Ибо какое согласие между Христом и Велиаром? Они стали жилищами греха, а чрез то обиталищем сатаны, хотя, быть может, сами и не сознают этого. Но это ясно можно видеть из дел их, как дерево познается по плодам его. Признаки присутствия Божия в человеке, или плоды Духа, суть: смирение, покаяние, любовь, радость, мир со всеми, долготерпение, живая вера, кротость, с перенесением обид, воздержание во всем. Признаки же присутствия в человеке духа сатанинского суть: гордость, нераскаянность, злоба, печаль и отчаяние, вражда, нетерпеливость, мстительность, сомнение, неверие, невоздержание.
Возлюбленные! очистим себя от всякой скверны плоти и духа. Это увещание апостола столько же относится и к нам, братия, сколько к коринфским христианам.
Мы удостоились великой чести: мы, крестившиеся во Христа, облеклись во Христа и стали чадами Божиими. Мы, восприявшие духа благодати чрез помазание святым миром, стали жилищами Духа Божия. Мы, вкусившие небесного дара чрез приобщение Тела и Крови Христовой, стали храмами Божиими, членами Тела Христова. Нам даны великие обетования: нам отложено наследие на небесах. Сподобившись всего этого, имея столь великие обетования, возлюбленные, очистим себя от всякой скверны плоти и духа. Если бы кто пожелал знать, как очищать себя от скверны плоти и духа, тот пусть обратится к руководству матери своей – Церкви и советам своих духовных пастырей и учителей. Ваше право – требовать слово от уст священника; а на священнике лежит долг поучать вверенную ему паству.
У кого нечистота плоти или духа не успела глубоко проникнуть во весь состав его, его тело и дух, а только стала как бы зарождаться в нем, тот пусть поспешит очистить его сокрушением сердца, а если может, пусть омоет слезами покаяния, исповедию пред духовником и исполнением того, что он посоветует ему делать для его исправления.
У кого нечистота проникла глубоко, кто предан распутству, пьянству, кто приобрел характер гордый, сребролюбивый, склонный к вражде, зависти и т. п., тот пусть займется продолжительным лечением своего нравственного недуга, под руководством опять тех же духовных врачей; пусть удаляется от всего, что питает страсть; пусть употребляет все то, что служит к ослаблению или уничтожению ее. Иному, быть может, нужно разорвать связи греховные; другому – прекратить выходы в те места, где для него предстоит соблазн. Скупому нужно принуждать себя к подаянию милостыни, к делам благотворения, хотя бы это сперва совершалось и не охотно. Гордому, самолюбивому нужно делать вопреки тому, что внушать будут ему горделивые помыслы; нужно нудить себя не искать своих си, своей пользы или удовольствия, но яже ближняго, того, что относится к благу ближнего. При этом нужно помнить, что такого рода очищение себя не легко дается, оно потребует борьбы, и борьбы иногда весьма тяжкой, при отречении от греховных привычек придется испытывать столько же великую нравственную боль, какую испытывает человек при отнятии больного члена. Это подвиг весьма тяжкий, своими силами его нельзя совершить; нужна здесь всесильная помощь Божия, которая подается тем, кто молитвенно и со смирением испрашивает ее у Бога. Значит, кто хочет очистить себя от грехов, тот должен молиться часто, усердно. Но благо тому человеку, который принял на себя иго Христово от юности своей, кто сохранил одежду крещения непорочною до того времени, когда он начал жизнь самостоятельную: он без борьбы вступает в жизнь добродетельную. Благо тому, кого родители с младенчества воспитали в добрых правилах христианской жизни и не только сохранили непорочность его, но и приготовили его к борьбе с соблазнами, какие предлежат ему при вступлении в жизнь самостоятельную.
Блажен, кто хранит себя в святыне; блажен, кто сохраняет эту святыню и в детях своих чрез воспитание их в страхе Божием.
Возлюбленные! очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. (Сост. по «Слова, речи и поучения» Макария, митр. Москов., выпуск 2-й, стр. 145).
