Неделя 24-я по Пятидесятнице
133. Назидания из евангельского чтения
Ныне было читано Евангелие о воскрешении Господом дочери Иаира, начальника иудейской синагоги и об исцелении кровоточивой женщины чрез одно прикосновение к краю одежды Иисусовой. Повторим, это Евангелие для лучшего запамятования и для извлечения из него назидания. «Пришел» к Иисусу Христу «человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, падши к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит; и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла, и падши пред Ним, объявила Ему пред всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. Пришедши же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней; но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон, и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем» (Лк.8:41–56). Вот все Евангелие, читанное сегодня.
Какие уроки мы извлечем из нынешнего Евангелия?
Прямое учение, открывающееся из священного сказания о воскрешении дочери Иаира, есть то, что несомненно будет воскресение мертвых; ибо Господь воскрешал мертвых, как видно из Евангелия, для того более всего, чтобы показать, что Он есть воскрешение и живот и Бог всех. Аз есмь, говорит Он, воскрешение и живот (Ин.11:25); нравоучение то, что все мы должны бодренным сердцем и трезвенною мыслию проходить все время настоящей жизни, в ожидании общего воскресения мертвых и страшного дня явления с небес Господа славы со всеми ангелами Своими во второе и страшное пришествие Его.
Другое назидание следующее: в каком бы кто ни находился положении, никогда не должно считать его безнадежным. Всякое уныние и отчаяние есть оскорбление величества Божия. Не две ли птицы ценятся единым ассарием, говорит Спаситель, и ни едина от них падет на земли, без Отца вашего: вам же и власи главнии вси изочтени суть (Мф.10:29,30). Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя (Пс.49:15). Нет такой скорби, коей не мог бы уврачевать Всемогущий. Там то преимущественно и открывается сила Его, где никакая другая сила не может спасти страдальца.
Далее, мы из нынешнего Евангелия извлекаем ту истину, что необходимое условие с нашей стороны, без коего тщетно будем ожидать помощи небесной, это – вера. Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (Мк.9:22). Евангелист замечает, что в Назарете Сам Господь не сотвори ни единыя силы, т. е. чуда, за неверствие их (Мф.13:58). Он близок ко всем. А к Нему только тот близок, кто одушевлен живою, твердою, несомненною верою. Одного прикосновения к ризам Господним достаточно было, чтобы в то же мгновение привлечь чудотворную силу от полноты Божества. Не ропщи, если просишь милости от Бога, и не приемлешь. Это происходит от недостатка веры твоей.
Но никто не может за себя ручаться, что имеет веру совершенную. Нет, – и это дар Божий! Сами апостолы молились: Господи, приложи нам веру (Лк.17:5). Каждый знает по опыту, что, прежде нежели душа обратится к единому Подателю жизни и спасения, кичливый ум человеческий своими средствами хочет сделать спасение. Если собственные средства бессильны, то или душа приходит в расслабление и падает под бременем, или обращается к помощи столь ясе бессильных человеков. Это ли вера! Прежде отними оплот гордости, и смирись под крепкую руку Божию. Сам Промысл наведет тебя на такие случаи, которые подкрепляют твою надежду. Не верь, когда говорят тебе: «все потеряно! не движи Учителя!» Всем сердцем прилепись ко Господу, и в душе твоей отзовется благодатный голос: не бойся, токмо веруй, – узриши славу Божию (Ин.11:40).
Да не смущается сердце ваше, – вещает Искупитель наш, – веруйте в Бога, и в Мя веруйте (Ин.14:1). Аще пребудете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам (15:7). Еда забудет жена отроча, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь (Ис.49:15).
Веруем, Господи, помози нашему неверию! Аминь. (Слово свящ. Гр. Дьяченко).
134. Что есть вера?
Вера твоя спасе тя (Лк.8:48).
Что означает слово вера, какой его смысл, и почему именно вера называется верою? По учению ап. Павла, вера есть осуществление ожидаемаго и уверенность в невидимом (Евр.11:1), по словам св. Иоанна Дамаскина, «вера есть то, на что мы надеемся, и уверенность в вещах невидимых»; по замечанию св. Златоуста, «вера есть взгляд на неизвестное». По толкованию великих учителей вселенских, веровать можно только в то, чего не видишь: потому вера и называется верою, что верит в то, чего не видит. Изъясним это подробнее.
Вера есть то, чего очи плотские не видят и руки не осязают, но сердце и ум несомненно утверждают, что это должно быть именно так, а не иначе. Например, мы не видим Бога, но несомненно веруем, что Бог есть, – это и есть вера. Мы не видим Троических лиц во Едином Божестве и не понимаем того, каким образом Троица пребывает в Единице и Единица в Троице, но несомненно веруем тому, что единый Бог есть Троица Пресвятая, – это и есть вера. Мы не видели и умом своим не можем постигнуть, каким образом Бог Слово соделался плотию во утробе Девы и как родился бессеменно, сохранив Пречистую Матерь Свою Девою пред рождением, во время рождения и после рождения, но несомненно веруем, что это было так, – это и есть вера. Мы не видели и не видим плотскими очами двух отдельных естеств – божеского и человеческого в одном нераздельном лице Христовом, но несомненно веруем, что это так, – это и есть вера. Мы не видим Спасителя нашего на небе с прославленною плотию, сидящим на престоле и соцарствующим Отцу Своему и Духу Святому, а несомненно тому веруем, – это и есть вера. Мы не видим Духа Божия, сходящего в святых таинствах, но веруем, что Дух Господень нисходит и совершает все таинства церковные, – это и есть вера. В пречистых Христовых Тайнах, под видом хлеба и вина, мы не видим человеческой плоти и человеческой крови Сына Божия, однако же веруем, что в Причащении преподаются истинное Тело и истинная Кровь Христова, – это и есть вера. Плотскими очами нашими мы не видим Пресвятой Владычицы Богородицы, соцарствующей на небе Сыну Своему и Богу и ходатайствующей о нас, грешных рабах Своих, однако же веруем, что Она соцарствует Христу и о нас ходатайствует, – это и есть вера. Мы не видим святых угодников, которые в торжествующей на небе Церкви предстоят Престолу Божию и молятся о нас, но веруем в то, что они предстоят и молятся, – это и есть вера. Никто из нас не видит св. ангела, Хранителя своего, тем не менее, мы веруем, что при каждом из последователей Христовых находится данный при крещении ангел хранитель, – это и есть вера. Мы не видим венцев славы небесной, приготовленной для тех, которые любят Бога, не видим и адских мучений, уготованных для нераскаянных грешников, однако же веруем в то, что каждому будет воздаяние по делам его, – это и есть вера. Мы не видим, как мертвые восстают из гробов, но веруем и ожидаем, что будет воскресение мертвых в последний день, – это и есть вера.
Кратко сказать, вера есть то, чего мы не видим очами, но во что мы веруем сердцем; напротив, все, что мы видим и осязаем, не есть вера. Так ли понимают веру наши глаголемые строобрядцы? Старая икона – вот их вера; осьмиконечный крест – вот их вера; семь просфор на литургии – вот их вера; старые книги – вот их вера; двуперстие – вот их вера. Жалости достойное ослепление! Разве старая икона – Бог? Разве число концов у креста – Бог? Разве число просфор – Бог? Свята честная икона, но она не Бог. Свята просфора, запечатленная печатию креста Христова, но и она не Бог. Досточтимо и сложение перстов для крестного знамения, но и это не Бог. Все это суть церковные предания, которые мы должны свято чтить и хранить, но не самая вера. Все, что очи наши видят и руки осязают, не есть вера. (Слово св. Димитрия, митр. Ростовского).
135. О воскресении мертвых
Евангелие, ныне чтенное, повествует о совершении Господом великого чуда, – о воскресении умершей дочери Иаира. Иисус Христос и словом учил, что в славное второе пришествие Его все мертвые услышат глас Сына Божия, и услышав оживут (Ин.5:25,28); и самым делом подтвердил эту истину, – тем, что во время пребывания Своего на земле воскрешал мертвых всесильным словом Своим. Особенно же доказал Он эту истину тем, что Сам воскрес из мертвых. Его воскресение есть образ нашего будущего воскресения. Он – наше воскрешение и жизнь, в Нем мы победили смерть и приобрели бессмертие. Не может быть, чтобы созданный по образу Божию человек навсегда упразднился смертию и искупленный кровию яко Агнца непорочна и пречиста Христа (1Петр.1:19) подвергся вечному исчезновению.
Неверие издавна представляет вопрос, который почитает неразрешимым: как воскреснут тела, которые с смертию делаются тлением и прахом, и с течением времени как будто совсем исчезают в недрах земли? Но кто познал ум Господень? (Рим.11:34). Кто может постигнуть непостижимые дела Всемогущего, для Которого нет ничего невозможного и трудного? Призвавший из ничтожества к бытию этот беспредельный мир и все живущее на нем, ужели не может призвать к жизни и то, что отжило? Вначале Создавший тело человека из земли, ужели не может опять возобновить рассыпавшееся в землю тело человека?
Непостижимо для нас воскресение мертвых; но сколько чудного и непонятного заключает в себе мир нас окружающий? Непонятно для нас и самое рождение человека, хотя оно совершается по закону природы. Каждое живое существо, можно сказать, выходит из ничтожества; не бывшее является бытием и жизнию, – а как является? Это знает один Творец естества нашего.
Самая природа видимая не есть ли для нас уверение в воскресении мертвых? Теперь у нас осень глубокая, и куда девалась красота земли? Как бы совершенно умершая, покрылась она снегом, как бы саваном. Но на веки ли зимний холод отнимает у земли силу и жизнь? На веки ли мертвою она остается под снежным саваном? Нет; весеннее тепло снова оживит ее, и облечется она в прежнюю лепоту. На время зимы многие насекомые, гады и другие животные как будто совершенно умирают; с наступлением весны они снова оживают. Чудо воскресения совершается в глазах наших, и мы не изумляемся потому только, что привыкли к этому зрелищу. И наши тела не навсегда скроются в земле: наступит и для них весна новой жизни; наступит последний день мира; явится во славе Господь наш Иисус Христос, скажет Свое всемогущее слово и все мертвые услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин.5:25).
С наступлением весны земледелец повергает хлебные зерна в землю в надежде получить от них плод; но тщетна будет его надежда, если зерна в земле не предадутся гниению. Внешняя, грубая оболочка посеянного зерна разлагается в земле, истлевает и умирает; но чрез эту смерть сокровенное в зерне семя новой жизни, по премудрому строению Создателя, выходит как будто из гроба нежным, зеленеющим, прекрасным растением. Подобно тому, праведным определением Божиим и нашему бренному телу, как семени, суждено сначала умереть и истлеть, а потом опять воскреснуть. Места, где погребаются усопшие, суть нивы, в которые рукою смерти сеются наши тела, как семена. Земля – матерь наша – есть храмина, где среди тления сохраняется наше нетленное. Земля возьмет все грубое и тяжелое нашего тела; не все то воскреснет, что было нашим телом в этой жизни: плоть и кровь, пища и питие, и чрево, принимающее их, не годятся для будущей нетленной жизни (1Кор.6:13). Но земля сохранит все то, что нужно будет для будущих тел наших, чтобы из грубых, дебелых, тленных соделались они легкими, нетленными, небесными, духовными (1Кор.5:42–45). Не для того Бог осудил нас на смерть, чтобы уничтожить Свое создание, но чтобы пересоздать его, сделать способным к будущей нетленной жизни.
Тело есть существенная часть человека, и одна душа не составляет полного человека. Как жизнь душ человеческих по разлучении их от тела есть жизнь не полная, так и пребывание тел в земле по разлучении их с душами должно быть временным. Ужели только на немногие годы земной жизни человек должен быть человеком? Когда откроется полное торжество Искупителя над грехом и смертию, тогда должна прекратиться и смерть телесная. Тела, погребенные в земле, должны будут возвратиться к их душам и, соединившись с ними, жить вместе общею, человеческою, вечною жизнию. И справедливость требует, чтобы и тело вместе с душою наслаждалось блаженством за добрые дела, как постоянный сотрудник ее. Если душа осудится на вечные мучения за злые дела, то и тело должно участвовать в них за то, что имело деятельное участие в злых делах; и таким образом воздаяние человеку будет полное. Потому апостол и говорит: да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла (2Кор.5:10).
Теперь мы нередко видим, что добрые люди терпят различного рода несчастия, а злые благоденствуют. Но должно быть и непременно будет время, когда добродетель получит должную награду, а порок – праведное наказание. Будет время, когда каждый из нас от дел своих или прославится, или постыдится, и сие то время будет – наше воскресение. «Не ублажай беззаконников, смотря на здешнее их наслаждение, говорит Златоуст, но восплачь об них ради будущей их муки, а праведника не называй несчастным здешнего ради убожества его, но ублажи его ради богатства будущих благ» (Бес. о воскр. мертвых). Кратковременное легкое страдание наше на земле готовит нам великую славу на небе (2Кор.4:17), говорит апостол Павел.
Как теперь смертность есть общее свойство людей, и праведника не называй несчастным здешнего ради убожества его, будет достоянием и добрых и злых. В какую славу облекутся святые по воскресении, мы теперь и представить не можем. По изображению Слова Божия, праведные просветятся, как светлость тверди, как звезды (Деян.12:23), как солнце в царстве Отца их омрачатся, как ночь и тьма. И тела грешных будут невообразимым светом, так в противоположность тела грешных омрачатся как ночь и тьма. И тела грешных будут нетленны и бессмертны, но бессмертие их послужит к мучению и наказанию. Некоторые из воскресших людей вслед великих грехов своих и совершенной нераскаянности, окажутся совершенно неспособными к пребыванию в обителях Отца Небесного, будут удалены от Бога во ад на всю вечность. Удаление это в свящ. Писании именуется смертию второю, которая несравненно хуже смерти настоящей. Взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть (Апок.9:6).
Смерть не разбирает ни состояния, ни возраста; она постигает всех без различия, как постигла и юную дщерь Иаира, князя жидовского, о которой упоминает нынешнее Евангелие.
Таким же образом, братия, дойдет очередь и до всех нас. Но когда дойдет? Это знает один Бог, Который все знает.
Когда мы размышляем о смерти, то обыкновенно представляем ее себе как нечто такое, что случится с нами еще не скоро. Но как многие обманываются, как многие уже обманулись в своих расчетах! Пусть каждый из нас приведет себе на память хотя немногие прожитые им годы: он найдет множество примеров, что людей застигла смерть в такое время, когда они всего менее того ожидали. И сколь многие умирают так скоропостижно, что в одно мгновение переходят от жизни к смерти! И кто из нас знает, не умрет ли и он так же внезапно, тем или другим родом смерти? Ибо мы окружены бесчисленными опасностями, сами не зная того. Тогда как мы считаем себя безопаснейшими от смерти, может быть, остается нам сделать один шаг ко гробу. Нет ничего вернее, как смерть; но вместе с тем нет ничего неизвестнее, как время, когда она постигнет каждого из нас.
Смерть наша есть дело важнейшее из всех дел, принадлежащих нам в сем свете, потому что от благой или злой кончины зависит наше вечное блаженство или вечное мучение. Как, значит, важно, как необходимо для нас, братия, быть всегда готовыми к смерти! Это признает самый естественный разум. «Наука умереть благою кончиною», говорит один языческий мудрец, «должна быть для нас величайшею из всех наук. Всю жизнь нужно учиться умирать». Здесь заключается цель, для которой мы живем на земле. Господь дает нам время, чтобы уготовлять себе благую смерть. Всякий час, всякую минуту должна быть присуща нашему сознанию известная истина: готовься к смерти; помышляй о смерти.
Никто не надейся на свою молодость. Старые должны умереть и молодые могут умереть. Ежегодный опыт показывает нам довольно примеров, что молодые люди умирали в самых цветущих летах. Если бы перечесть ряды усопших, то открылось бы, что смерть более собирает жертв в младших возрастах, чем в старом. Живите же, молодые люди, так богобоязненно, чтобы быть готовыми к смерти каждый час. Посвящайте лета своей юности Богу, а не суетности и юношескому легкомыслию, как учит Слово Божие: помни Сотворившаго тя во днех юности твоея (Притч.11:1). Блюдите себя от всех увлечений и проступковъ, так свойственных вашему возрасту. Имейте всегда Бога пред очами вашими. Будьте кротки и благонравны, по учению апостола Павла: кротость ваша да будет известна всем человекам (Фил.4:5). Живите целомудренно и непорочно, как по телу, так и по душе; словом: будьте добрыми христианами, посещайте чаще и с благоговением храм Божий: здесь всякий может учиться хорошей жизни, чтобы достигнуть благой смерти. Чтите, любите и слушайтесь своих родителей. Любите ближних, как самих себя. Будьте покорны властям, свыше поставленным, духовным и мирским, как учит апостол: воздадите всем должная: емуже дань, дань; емуже честь, честь (Рим.13:7). Бегайте праздности и будьте трудолюбивы; ибо Писание говорит: мнозей злобе научила праздность (Сир.33:88). Тщательно удаляйтесь дурных обществ; ибо кто водится с худыми людьми, тот и сам мало-помалу делается худым. Кратко: памятуйте всегда, что вы не знаете, где, как и когда вы умрете.
Вы, достигшие старости, вы и без того имеете все причины быть готовыми к смерти; ибо старый человек одною ногою, так сказать, ступил уже в могилу. Его разные немощи суть очевидные предвестники близкого конца. Одна какая-нибудь малая причина, и он умирает. Особенно вам надобно иметь внимание в приготовлении к смерти. Приносите чаще раскаяние в грехах, в долговременной вашей жизни соделанных, и старайтесь сколько возможно загладить их добрыми делами. Посвятите Богу последние дни свои, украшая себя добродетелями, как седины украшают вашу старость. Полно вам жить для земного, подумайте о вечном. Вспоминайте чаще слова апостола: еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал.5:7). Помните твердо, что смерть переведет вас в вечность, и туда ничего не возьмете с собою, кроме добра и зла, которые на земле совершили. Подавайте при всяком случае вашим детям и ближним добрые советы и примеры. Возносите сердце свое постоянно ко Господу на небо, и живите так, как бы каждая минута вашей жизни была последняя на земле.
Всякий грешник всякого возраста должен страшиться, чтобы за грехи его Бог неожиданно и преждевременно не поразил его смертию, как и Премудрый говорит в предостережение всем нам: не рцы: согреших, и что ми бысть? – и далее: помни непрестанно, яко смертен еси, и не прилагай грехи на грехи. Не медли обратиться ко Господу и не отлагай день от дне; внезапу бо изыдет гнев Господень, и во время мести погибнеши (Сир.5:6–9). Многие миллионы грешников, которые от времени отсрочивали покаяние и исправление своей жизни, нечаянно застигнуты были смертию и погибли на веки. Аминь. (Пропов. изд. при журн. «Странник», 1863 г.).
136. «Не бойся, токмо веруй»
Говорить в наши дни о небоязненности и мужестве – значит говорить о предмете самом важном, о добродетели самой необходимой, о свойстве духа, ныне редко наблюдаемом, касаться вопроса, теперь самого жизненного.
Как широка область веры в жизни человека и как неизмеримо ее значение! Один из вдумчивых и благочестивых писателей, чтобы показать силу веры, приводит самый простой пример, взятый из обычной жизни. Всякий человек легко пройдет в комнате по одной половице, по одной доске пола; но перекиньте эту доску чрез пропасть, прибавьте к ней еще две или три, – и тот же человек уже не решится пройти по доске, а если пойдет, то упадет и погибнет. В чем тут тайна? В наличии отсутствия веры в себя и свои силы. Как только веры нет, всякое, самое простое и легкое дело валится у нас из рук.
Расширите и углубите эту мысль; перенесите ее от простых и обыденных вещей ко всему объему человеческой деятельности, и вы увидите, как гибельно всякое неверие, всякое колебание. Нужно ли говорить после этого о той области, в которой вера есть дыхание жизни, начало и конец, т. е. об области религиозной? Евангельское чтение нынешнего воскресного дня дает нам два примера веры и два наставления о вере нашего Спасителя. К Иисусу Христу подходит Иаир, начальник синагоги и просит исцелить его умирающую дочь – единственное его детище; скорбный отец упал к ногам Иисуса, он молит, он просит от всего сердца о милости, он торопит Божественного Чудотворца поскорее войти в дом к болящей и умирающей. Спаситель идет на призыв мольбы и скорби, но на пути Его задерживает народ, задерживает больная кровотечением женщина, которая в молчаливой скорби, в болезни, о которой стыдилась поведать пред всеми, с горячею верою безмолвно только коснулась края ризы Христовой и получила исцеление.
Можно представить себе, как мучительна была для Иаира эта задержка на пути Иисуса Христа, как он мучился, как он ждал, чтобы поскорее пришел в его дом Спаситель. В этом смятении чувств он слышит известие: «умерла твоя дочь; не беспокой Учителя». И вот, когда вера Иаира, несмотря на только что совершившееся чудо исцеления женщины, заколебалась, над ним раздается ободряющее слово Господа: «Не бойся, только веруй, и спасена будет». А женщине, в ответ на ее всенародно поведанный рассказ о том, как оправдалась и исполнилась ее вера, тот же Спаситель изрек иное слово, слово похвалы и утешения: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром!»
Брат-христианин! Как часто у нас искушается и готова колебаться вера! Как часто, при виде препятствий, неудач, неожиданных противодействий, мы готовы отчаяться за успех дела, к которому приставлены, которому служим! Пусть же слышится тебе всегда и везде святое, ободряющее слово Евангелия: «Не бойся, только веруй!»
Страшный натиск сделан теперь на самое существо веры, – разумеем отрицание возможности и необходимости самого общения с Божеством. Насмешки, издевательства, нечистые намеки, прямое и наглое отрицание религии, оскорбление святынь и святых, безбожные книжки и листки, безбожные картины, умелое, с тонкой и ядовитой насмешкою раскрытие темных сторон в жизни церковных деятелей и учреждений, открытое и вызывающее на зло Церкви чествование безбожника и врага православия Толстого... Все это было и происходит на наших глазах, весь этот поход на святыни и доселе в полном разгаре и в полной силе, – и скольких он отторг от Церкви, скольких запугал и заставил боязливо скрывать свою веру в Бога, Христа и Церковь!
Не бойся, верный! Не отступай от истины, не прячься от врага, не беги с поля битвы! Не смущайся и ядовитым обличением Церкви. Мерзость запустения может быть и на месте святе, но самое место остается святым и никогда пустым не будет. В древней скинии свидения совершали безобразия сыны первосвященника, но молитвы верных и чудеса Божией милости совершались по-прежнему в скинии. Среди апостолов нашелся Иуда, но весь апостольский лик навеки славен. Среди первых христиан были Анания и Сапфира, но церковь Иерусалима все же была церковью святых. Среди первых верующих были разделения и ереси, но чистота истины от того и не омрачилась, и не погибла. И ныне есть в жизни пастырей и народа много, и очень много недостатков, несовершенств, а Церковь вся – все-таки свята и непорочна и она только одна спасает... Так умирают все люди, и каждый в отдельности, а жизнь человеческая вообще не прекращается на земле!
Не бойся же, верный! Не стыдись признать себя верующим, православным и церковным человеком; не бегай за мишурною и гнилою славою, силясь прослыть современным и образованным человеком. Не бойся, не бойся защищать и отстаивать Церковь Божию всюду и всегда: в науке, в писательстве, в книге, на суде, в общественной службе, с публичной кафедры, в государственном учреждении, в обществе тебе близких людей, в твоей собственной семье, среди свихнувшейся и совратившейся в сторону неверия молодежи! Когда знаменитейший ученый нашего времени (Пастер) был избран в Академию Наук, и когда он в первых словах своей положенной обычаем, речи заявил: «я верую в Бога», – все думали, что в ответ послышатся глумления и издевательства. На самом деле все склонились пред этим мужеством его, проявленным в виду ига неверия, и голос веры отозвался в тайниках всех сердец, ибо и они «не веровали», т. е., собственно, говорили о своем неверии только по малодушию и боязливости.
Какой натиск тьмы и нечестия сделан на патриотизм в последние годы! Как злобно современные сыны погибельные отрицали и отрицают всякий долг всякого повиновения родителям, правительству, верховной власти! Мы слышали призыв к восстанию, мы слышали брань по отношению ко всем власть имущим, мы слышали приглашения перебить всех богатых и властных и на развалинах разрушенного порядка, на крови и гибели убитых воздвигнуть новое счастье. Голоса злобы, зависти, и ненависти вопили о том, что любовь к отечеству есть не только ненужный пережиток, но прямо преступление, что народности родной, близкой и любимой не должно существовать, что верность долгу, присяге, охотное и любовное повиновение власти есть признак отсталости и глупости. Бороться с правительством, бранить его и всех выше стоящих, нещадно критиковать и осуждать их действия, – это стало дешевым и всем доступным средством прослыть человеком понимающим и годным к тому, чтобы заместить собою изгоняемых носителей власти. Хуже всего то, что при этом ссылались на учение христианское, на самое Евангелие, отрицая, на основе Евангелия, всякое наказание за преступление и право власти карать преступников, – как будто и в самом деле Спаситель и Его апостолы отвергали и родину, и государство, и правительство, и порядок царств человеческих, который немыслим без суда и строгих наказаний среди людей, склонных к греху и пороку.
И сколько оказалось боязливых! Сколько нашлось людей, которые не смели восстать против речей безумия и насилия, и молчанием, попустительством, бездействием, трусливым одобрением таких речей толкнули преступников на преступления, отравили и соблазнили души ближних ложью и сомнениями.
Не бойся, верующий! Стой на страже и исполнении своего долга, не изменяй царю и родине, не ищи ограничения чужих прав, чтоб усилить этим свои собственные, – больше того: и не ищи только своих прав, ищи прежде своих обязанностей, не увлекайся мыслью и желанием самому потянуться к власти и влиянию, оттеснив и ограничив власть законную. Не бойся явиться верноподданным, другом власти, а не ее врагом, не бойся прослыть за это необразованным и непонимающим ничего в «новом государстве», в «новом общественном строе». Лучше быть в старом строе жизни, но с Богом и при верности Его закону и своему долгу, чем жить каким-то новым строем, но без Бога и Его святых велений. Эта новость очень стара: она современна искушению сатаною.
Какой натиск сделан на всю область добродетели и нравственности христианской в наши тяжелые дни!
Честность объявлена предрассудком; убийство ради политических целей признано геройством; воровство, грабеж – законным и необходимым явлением; обман и ложь, клевета устная и печатная называются вполне понятною и допустимою «тактикою» и принятым средством борьбы с противниками; повиновение родителям – отжившая глупость, чистота и целомудрие – выдуманная и ненужная тягота. Самая нравственность объявлена временною и условною, смотря по тому, что данные люди в данное время, при данных обстоятельствах считают нравственным или порочным. При таком воззрении прежний порок стал добродетелью по новым учениям, а христианская добродетель признана или пороком или вредною глупостью. Шум так велик, увлечение кругом столь великое и безумное, проповедь низости печати, такая наглая, натиск на вечную святыню христианской правды и богослужения столь силен и решителен, что падших оказалось множество, а людей, способных поднять голос против всеобщего умопомешательства, едва видное число.
Газеты самые низкие и безнравственные покупаются и читаются, приносятся в дом, развращают семью; бесстыдные рассказы, картины, бесчестные и безнравственные рассуждения нагло и торжествующе выставляют на показ, не стыдясь света и добрых людей, попадают в руки молодежи, – а те книги, газеты, картины, которыми люди верующие и нравственные борются с этим ужасающим разливом зла, наши современники боятся взять в руки, читают тайком, или, не читая, успокаивают себя теми клеветами, которые относительно их распространяют враги, не стесняющиеся ни в каких средствах борьбы. Они ждут, эти малодушные люди, ждут, пока диавол станет проповедовать Христа! Они ждут, пока зло будет хорошо говорить о добре! Тогда только они пойдут за Христом и Его светом!
О, не бойся, не бойся, верный! И словом, и жизнью благовествуй высоту, и чистоту, и святость, и сладость, и спасительность нравственного христианского закона. Давай отпор гнилым словам и суждениям о добродетели. Брось малодушие и страх пред врагами истины, взявшими засилье только потому, что кругом их не видится отпора, нет смелого сопротивления.
Откуда эта боязнь? Откуда малодушие?
Изгоняет страх вера, изгоняет страх совершенная любовь (1Ин.4:18). Укрепляемый верою христианин силен сказать: не боюсь, ибо Господь – сила моя (Ис.12:2); не боюсь, что сделает мне человек (Пс.55:12). Страха же вашего не убоимся и не смутимся, Господа же нашего Того освятим, и Той будет нам в страх...
Но этот страх Господень, страх любящего сына, совсем не то, что рабский и унижающий страх пред людьми, требующий отречения от света ради тьмы, требующий молчания там, где надо говорить, и подавления голоса совести, взывающего о Боге, о верности и святости.
Жизнь наша вокруг полна именно таким ничтожным, низменным, животным страхом. Но не бойся, только веруй, – и она спасена будет. Не бойся, только веруй, и твоя небоязненность, христианин, призывным словом ободрения и примером мужества воспламенит сердце малодушных и боязливых.
Но кто мы, спросите невольно, кто мы, малые обычные люди, и разве можем мы поворотить течение жизни и изменить ее русло?
А кто же, как не простые верующие, которые не боялись а только веровали, повернули жизнь древнего мира на новое русло христианства и сокрушили мощь язычества, закованного во все доспехи мира и облеченного всеми возможными человеческими силами? И разве не рыбаки-апостолы покорили Христу царей и царства?
Наше дело – бороться со злом, в окрылении веры и любви; наше дело – творить свой долг. А победу даст Сам Господь. Таково Его обетование: Его сила в нашей немощи совершается (2Кор.12:10). Не бойся, малое стадо: Отец благоизволил даровать вам царство! (Лк.12:32). Аминь. (Слово в нед. 24-ю по Пятид. прот. И. Восторгова, т. 3-й, стр. 737, 1908 г.).
