Неделя 27-я по Пятидесятнице
145. Об истинном назначении дней праздничных
В одной из синагог иудейских Иисус Христос учил народ в субботу, повествуется в слышанном нами Евангелии. Тут была женщина, 18 лет одержимая недугом от нечистого духа; она была скорчена и не могла стоять прямо. Увидев ее, Господь сказал ей: ты освобождаешься от недуга своего; возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась, и стала славить Бога. Старейшина синагоги говорил народу, негодуя, что Иисус Христос исцелил больную в субботу, чего бы не следовало делать, по его понятию, в праздник. Но Господь постыдил этого законника пред целым народом. Он спросил его: не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли его напоить? Тем более не надлежало ли в день субботний эту дочь Авраамову освободить от уз, которыми связал ее сатана? Значит, делать добрые дела и в праздники не грешно; добрыми делами и надобно чтить святые праздники. Таким евангельским повествованием разъясняется вопрос об истинном назначении дней воскресных и праздничных.
Бог, на всякое время покланяемый и славимый, хочет, чтобы для Его прославления было определено особенное время, особые дни, которые мы называем праздниками: день же седьмый суббота – праздник – Господу Богу твоему. Значит, праздник есть время, посвященное Единому Богу, и мы в это время ничего не можем делать для себя, а все только во славу Божию. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя. Целых шесть дней даю Я вам на работу, а седьмой оставляю на служение Мне – в день же седьмый суббота Господу Богу твоему. Так повелевает четвертая заповедь Божия, так повелевает Сам Бог. Он оставил нам шесть дней, и только один уделил Себе, да и то для спасения нашей же души. Сей закон Бог освятил примером своим: мог Он сотворить весь мир в один день, в одну минуту, однако же восхотел сотворить его в шесть дней, а в седьмой почил от дел творения. Как свят этот закон, так неотложно обязаны мы соблюдать эту заповедь Божию! Вместо седьмого дня – субботы мы, христиане, празднуем первый день недели, а это потому, что в сей день Господь наш Иисус Христос родился, в сей день Он воскрес из мертвых, в сей день послал Духа Святого. Все воскресные дни – дни Божии, а не наши, а потому делать в эти дни должно только то, что служит во славу Божию и во спасение наше. Но что же делает зависть сатаны? Он говорит своим сообщникам – злым духам: приидите и оставим вся праздники Божии от земли (Пс.78:8). Настанет праздник Господень, надобно бы от попечений мирских удалиться, нужно бы в храм Божий пойти, Богу помолиться, душою и телом отдохнуть; а враг шепчет человеку: ну что за праздник, что за обедня? Занимайся каждый делом своим, и христиане слушают его; то и другое сделать в праздник признают за нужное, а исполнение заповеди Божией, спасение души своей – за дело ненужное.
Время праздничного дня, проведенного по заповеди Божией, не теряется, а приобретается. Те семейства благоденствуют, где строго соблюдается праздничный день. Самые богатейшие страны те, в которых самим строгим образом освящается воскресный день. Если бы людям не было дано запрещения от Бога удерживаться в известные дни от работ, то многие из нас рано и скоро истратили бы свои силы. Заповедь Божия о покое в праздники спасает наше здоровье и жизнь, исцеляет от гибельного пристрастия к земному. Нарушение заповеди Божией о покое праздничных дней неизбежно наказывается. Труд в праздники без крайней нужды не будет иметь успеха, приобретенное в прок не пойдет.
Помни день субботний, еже святити его. Как же мы должны святить его? Не думайте, – будто бы для исполнения сей заповеди довольно только побывать в церкви, посвятить на служение Богу два-три часа, а остаток праздничного дня можно проводить в увеселениях. В заповеди говорится о целом дне, значит – нужно проводить весь день свято, в добрых и благочестивых занятиях. Как встанешь утром, вспомни, что тебе надобно благодарить Господа за все Его милости, какие ты получил от Него в прошедшую неделю, что тебе надобно просить у Него прощения в тех грехах, которые ты соделал в это время, молить Его, чтобы Он помог провести настоящий день и грядущую седмицу свято; в каждый праздник неотложно иди в церковь на Богослужение, пожертвуй по силе-возможности на содержание и украшение храма Божия, на свечку; на поминовение твоих сродников живых и умерших; читай дома Слово Божие и другие душеполезные книги; займись делами благотворения, – посети больных, несчастных, печальных, в темнице заключенных и дай, по силе-возможности, кому совет, кому утешение; помоги нуждающимся; если не имеешь средств, помоги своими руками – трудом. Истинно доброе дело никогда не грешно делать. Если будете в праздники Господу служить, ближним помогать, то Господь не отступит от вас, поможет во всех ваших делах и занятиях, дела ваши пойдут успешнее.
Грешно, братия, браниться, бесчинствовать, упиваться вином, развратничать и во всякое время; несравненно грешнее совершать подобные грехи в праздники. Если и работать в праздники грешно потому только, что работа препятствует служить Господу и спасению души своей, то как преступно проводить это время в различных бесчинствах и беззакониях! Какая произошла бы перемена в нас к лучшему, если бы мы святили праздничные дни, как следует. Благословение Божие снизошло бы тогда не только на души, но и на все наши добрые предприятия и дела. Не забывайте же, братия, что Господь заповедал святить праздничные дни; старайтесь освящать их молитвою, добрыми делами и исправлением самих себя.
Чтобы нам знать, как должно проводить праздники, мы прежде всего должны твердо помнить, что праздники – дни Божии, посвященные на служение Богу. Мы исполним главную свою обязанность, если в сии дни будем неопустительно присутствовать при общественном Богослужении. Исполнивши этот долг, христианин может исправить и свои урочные дела, т. е. такие, которые не могут быть отложены до следующего дня и исполнение которых требуется немедленно по обязанностям службы, найма или договора для совершения дел неотложных. Но тут христианину следует быть весьма осмотрительным. Можно счесть за необходимое и неотложное много такого, что на самом деле легко может быть оставлено, и, при совершении дел необходимых и неотложных, можно сделаться явными нарушителями праздника, когда эти дела мы станем совершать так, что они будут утомлять телесные наши силы, отягощать душу нашу излишними житейскими заботами, волновать ее корыстными стремлениями и, таким образом, будут препятствовать нашему праздничному покою душевному и телесному. Праздники – дни покоя, как для тела нашего, которое в это время должно отдохнуть и запастись новыми силами, так особенно этот покой необходим для души нашей, чтобы ей легче было вознестись к небесному и приблизиться к Богу в мире и богомыслии. Мысль о Боге никогда, конечно, не должна оставлять нас, но преимущественно в праздники мы должны упражнять свою душу в благочестивом созерцании дел милости Божией чрез благоговейную молитву, чтение и слышание Слова Божия. В молитве мы беседуем с Богом, а в Слове Божием Бог с нами беседует и передает нам глаголы жизни вечной. То и другое может быть совершаемо беспрепятственно только тогда, когда душа наша отрешится от суеты и злобы дней рабочих, будет свободна от житейских забот. Когда же христианин только по наружности выполнит свой долг в праздник, т. е. сходит в церковь, пожертвует на храм, подаст бедным милостыню, а затем на весь день погрузится в омут житейской суеты, не даст душе своей отдохнуть и возрадоваться о Господе, то пройдет для него праздник без пользы душевной и телесной. Обыденные заботы и труды в праздник не дадут ему ни как следует помолиться, ни принять участия в мирных и благочестивых собеседованиях, в чтении Слова Божия и других душеспасительных писаний. Праздничная же работа, как незаконная и не благословенная от Бога, никогда не может быть успешна, напротив, она внесет повреждение и в те дела, которые законно делаются в непраздничное время. Так и действительно бывает, что Господь явно карает нарушителей праздничного покоя. Неложно сказано чрез пророка Агея слово Господа Вседержителя: «зане храм Мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы и земля оскудит изношение своя», т. е. не даст своих произведений (1:9,10). («Сборник крат. поуч.» А. Смирнова, кн. 2-я, стр. 296).
146. О покое воскресного дня
Шесть дней есть, в няже достоит делати; в тыя убо приходяще целитеся, а не в день субботный (Лк.13:14).
Так, по сказанию евангельского чтения настоящего дня, возревновал о покое дня субботнего старшина одной синагоги иудейской, в которой Господь Иисус Христос, после обычной Своей проповеди слова Божия, исцелил в субботу страдавшую тяжким недугом женщину. Неуместная или, лучше сказать, суеверная ревность не по разуму тотчас обличена была Господом. Лицемере, сказал ему Господь: каждый из вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от яслей и вед напаяет? Сию же дщерь Авраамлю сущу, юже связа сатана се осьмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный? (Лк.13:15,16). Если же и сострадание к животным побуждает иногда нарушить покой субботнтй и это не вменяется в преступление, то могут ли нарушать святость дня субботнего дела милосердия и сострадания к бедствующему человечеству? Напротив, не этими ли делами наиболее святится день Господень? Не этими ли святыми делами мы наиболее служим и благоугождаем Господу, что и заповедано делать в день субботнтй?
В наше злосчастное время не настоит надобности обличать излишнюю ревность о святости дней Господних. У нас, напротив, чаще всего встречается совершенное забвение о святости дня Господня, совершенное пренебрежение Божией заповеди о посвящении дня седьмого исключительно Господу Богу своему. В каком сословии нашего общества не извращена эта святая заповедь? И какими делами, недостойными даже язычника, не бывает у нас поругаем день Господень? Простолюдин с раннего утра спешит на торжище и все преимущество дня воскресного полагает в одурении себя до самозабвения опьяняющим напитком. Люди, называющие себя образованными, изыскивают другого рода удовольствия, не столь, конечно, грубые, но которыми тем не менее изгоняется из души и сердца всякая мысль о святости дня Господня, всякое чувство страха и благоговения перед Богом, которыми возбуждаются и питаются страсти. И какое время посвящается чаще всего этим удовольствиям? Предвоскресный вечер или, лучше сказать, вся предвоскресная ночь, как время, почитающееся наиболее свободным от всяких дел и занятий. Может ли быть худшее употребление священного времени или, прямее сказать, большее оскорбление дня Господня? Ибо какое время отдается таким душевредным забавам и удовольствиям? То священнейшее для христиан время, когда свершилось высочайшее таинство нашей веры, величайшее чудо Божией любви и милосердия к нам грешным, дело искупления и спасения нашего, – то драгоценное в жизни всего человечества время, когда Единородный Сын Божий, страдавший и умерший на кресте за грехи наши, попрал силу адову, упразднил имущего державу смерти – диавола, воскрес из мертвых и даровал нам вечную жизнь. Такое ли время отдавать каким бы то ни было даже самым невинным, по-видимому, забавам? Такие ли священнейшие часы проводить в удовольствиях плотских? В такое ли время собираться или в публичные зрелища, или в публичные собрания забав и удовольствий, выставлять, так сказать, на показ всему свету и свое духовное растление, и свое пренебрежение заповеди Божией? Не значит ли это обращать величайшее торжество Господа над диаволом в его торжество над нами, предавать и себя и веру свою в поругание и посмеяние неверным, продавать искупленные кровию Христовою души свои в новый, тягчайший плен диаволу?
Не справедливо ли назвать наше время злосчастным временем? Всех слез Иеремииных недостало бы, кажется, на то, чтобы оплакивать всю болезнь и весь стыд Церкви Христовой, которую так посрамляют собственные ее чада, все бесчестие общества христианского и всю погибель душ, искупленных кровию Христовою. И не здесь ли, не в этом ли обычном у нас пренебрежении заповеди Божией причина того, что наши дети, с малолетства привыкнув, по примеру старших, пренебрегать заповеди Божии, далеко опережают их на этом погибельном пути, ужасают потом самих родителей своим неверием и кощунством, своим непослушанием и своевольством? Не отсюда ли происходят те беспорядки, своевольства и преступления между молодыми людьми, о которых мы слышим непрестанно, – те наконец, злодейства, которые приводят в содрогание и ужас все отечество наше, но на которые так хладнокровно и обдуманно решаются молодые люди, потерявшие веру и совесть, успевшие погасить в себе всякую искру добра? Кто из детства привык не чтить Господа Бога, тот будет ли почитать родителей или какую-либо власть? Кто из детства привык легкомысленно попирать святые заповеди Творца, Искупителя и Судии своего, тот будет ли уважать законы и повеления какой бы то ни было власти земной? Кто с малолетства привык к своеволию и необузданности, тот не может остановиться во время на этом скользком пути, доколе не зайдет в самую глубину зол, откуда нет уже выхода.
Неужели ж, скажете, все зло в мире от несоблюдения дня воскресного или праздничного? Зло – от публичного пренебрежения и попрания заповеди Божией, которое становится обычным, к которому привыкают с малолетства и в нем закосневают до старости; зло – от поругания веры и Церкви Христовой, чем и самое имя Христово хулится во языцех; зло – в том, что за пренебрежением одной заповеди Божией следует пренебрежение всего закона Божия, всей веры и христианства, а затем – полное безверие и развращение, готовое на все злое, на всякое преступление и злодейство. Вспомните, братия мои, что преступление одной заповеди Божией в раю погубило весь род человеческий, что одно это преступление разрослось потом в неисчислимое множество самых ужасных злодеяний в человеческом роде: дивно ли же, что и одно пренебрежение или, лучше сказать, поругание заповеди Божией о святости и освящении дня Господня может довести нас до погибели?
Кто виновен в этом превратном настроении общества христианского? Виновны все – и великие и малые, и мужи и жены. Виновны первее всего мы – недостойные пастыри Церкви Христовой, что не возвышаем или слабо возвышаем свой голос, не настоим благовременне и безвременне, чтобы обличить, запретить, умолить, – не стоим до крове и до смерти за святость Божиих заповедей, за честь св. веры Христовой, за славу страшного и покланяемого имени Божия. Виновно само общество, которое терпит в среде своей все то, что служит к его бесчестию и посрамлению пред неверующими, которое не вменяет в оскорбление своей чести и достоинства христианского одного приглашения к забавам и удовольствиям в такое время, которое христианин должен проводить в молитве и прославлении имени Божия. Виновны все именующиеся христианами, но бесчестящие святой день воскресения Христова делами и забавами, свойственными разве только язычникам.
Почему ж, скажете, правительство допускает и зрелища и шумные собрания и в навечерие дней праздничных и даже в святые дни поста и покаяния? Почему не преследует строгостию закона явное нарушение заповеди Божией? Но неужели же, братия мои, нужно заставлять нас насильно исполнять и заповеди Божии, насильно приводить нас и в храм Божий, насильно побуждать каждого делать то, чего требует христианская совесть, что должно быть свободным выражением нашего внутреннего чувства благоговения пред Богом? Что ж было бы с нашею свободою чад Божиих, ею же свободи нас Христос, которую Он стяжал нам Своею кровию? Что ж значили бы наши обеты, данные в святом крещении и повторяемые каждый раз в покаянии? И какая внешняя сила может заставить нас быть добрыми или злыми, благочестивыми или нечестивыми? И могут ли вынужденные дела, как бы они не были хороши сами по себе, сделать нас угодными пред Богом, снискать нам милость и благоволение Отца небесного? Могут ли какие бы то ни было запрещения обуздать наши страсти, если не обуздает их страх Божий, если не удержит их от беснования совесть и вера? Запретят одно, мы придумаем другое – еще худшее. Заставят невольно посвятить Богу час – мы вознаградим себя за то погублением пяти и десяти часов в угождение страстям своим.
От нас, братия, единственно от нас зависит то, чтобы не были у нас в поругании святые дни Господни. Приготовим благовременно все, что нужно для нас на праздник, не отдадим утренних часов дня Господня торжищу – и эти неблаговременные торжища со всеми их бесчинствами сами собою опустеют и прекратятся. Не пойдем в часы, которые должны быть посвящены молитве и богомыслию, ни в какие собрания, назначаемые для так называемых развлечений, – и эти неблаговременные собрания прекратятся, и самых зазывов и приглашений на них не будет. Многое любим мы перенимать у иноземцев с запада: почему ж бы не перенять обычая проводить дни воскресные у того народа, который по справедливости почитается многодеятельнейшим из всех народов, который не любит даром терять времени, ибо считает его капиталом? Но кто заставит этого многодеятельного сына Британии в день воскресный оставить чтение слова Божия и заняться каким-либо, хотя бы и нужным, делом или пойти, вместо храма Божия, в какое-либо собрание забав и развлечений?
Что же, скажете, делать? На что употребить свободное праздничное время? Уже самый этот вопрос, если он есть действительно, изобличает нас в крайнем неведении ни заповеди Божией, ни уставов святой Церкви. Заповедь требует посвящать дни праздничные Господу Богу своему; потому все время праздника и должно быть посвящено исключительно делам богоугодным, делам служения Богу. Святая Церковь, начиная всякое торжество свое с вечера предпраздничного дня, троекратно призывает на молитву и богослужение, которое в дни праздничные совершается и продолжительнее и торжественнее, нежели в дни обыкновенные. Исполните прежде всего это первое и главное требование, посвятите и вечер и глубокое утро богослужению в храме Божием, помолитесь потом с должным усердием и благоговением во время божественной литургии, наполните и промежуточное между церковными богослужениями время усердною домашнею молитвою – и вы не найдете уже излишняго и ненужного времени, которое не на что было бы употребить более, как развлечения и забавы; а благодатная сила молитвы изгонит и самую мысль о каких-либо удовольствиях чувственных. А разве дела милосердия христианского, которым наиболее прилично посвящать свободное от трудов и забот житейских время и которыми не менее святится день Господень, как и делами благочестия, – разве не могут они доставить чистого и высокого наслаждения душе, любящей Господа? А разве чтение слова Божия и писаний богопросвещенных мужей не может принести сердцу христианина неизреченного утешения и радости о Дусе Святе? Разве добрая благочестивая беседа в кругу семейном и родственном или провождение времени во псалмех и пениях и песнях духовных, как заповедует апостол, не может преисполнить сердца тихою, чистою и святою радостию о Господе?
Знаем, братия, что слова наши не изменят крепко укоренившихся нехристианских обычаев мира, их не услышат те именно, к кому они преимущественно относятся, которые, после проведенной в развлечениях предвоскресной ночи, не почли для себя обязательным и нужным придти в храм Божий, но знаем и то, что наш долг проповедовать слово Божие не только благовременне, а и безвременне, что если слова наши предохранят от соблазна хоть единую душу, искупленную кровию Христовою, – это будет уже бесценным плодом для царствия Божия. Но почему ж не иметь нам благой надежды, что и все слушающие нас примут слова наши благим сердцем и добрым; не пойдут легкомысленно из храма Божия в какое-либо капище языческое удовольствий и от трапезы Господней не обратятся несмысленно к трапезе бесовской. Аминь. (Слово Димитрия, архиеп. Херсонского).
147. Земная жизнь наша есть духовная война
Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы и с своею плотию. Демоны имеют свое оружие, и христиане имеют свое оружие. Демоны борют нас оружием страстей наших; и столько у них оружия, сколько в плоти нашей страстей. А христианское оружие есть Слово Божие и молитва. Христианин без молитвы и Слова Божия, как воин без меча и оружия. – Сию христианскую брань представляет нам апостол в словах ныне нами слышанных: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским, яко несть наша брань в крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднесбесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют и вся содеявше стати. Станите убо препоясани чресла ваша истиною, и оболкшеся в броня правды, и обувше нозе во уготование благовествования мира; над всеми же восприимше щит веры, в немже возможете вся стрелы лукаваго разжженныя угасити, и шлем спасения восприимите, и меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф.6:11–17). А как Слово Божие и молитва служат оружием, внимай. Диавол поощряет тебя ко греху, но ты в сердце твоем ответствуй ему: не хощу; ибо сие Богу противно, Бог то запретил. Диавол возбуждает в тебе гнев и злобу ко отмщению; ты пресекай сию мысль, помышляя в сердце твоем: Бог того не повелел. Указует тебе диавол на чужую вещь, и подстрекает сердце твое к похищению ее, а ты говори в сердце твоем: Бог то запретил: не укради, не пожелай. Приводит тебя сатана к отчаянию, говорит тебе в сердце твоем: нет тебе спасения, ты много согрешил. Ты отвещай ему: ты осужденный, а не судия; тебе нет спасения, но уготован вечный огонь. Моя надежда и спасение Христос Бог, Который пришел в мир грешные спасти. – При сем нужно и другое оружие, то есть, молитва, без которой все наше тщание и сопротивление врагу бессильно. В всяком искушении должно очи свои возводить ко Христу и молиться Ему: Господи, помози мне!
Другой злейший враг наш – плоть наша с своими страстями. Плоть хочет гордиться и возноситься, но христианину должно ее смирением Христовым усмирять. Плоть хочет в мире сем богатеть, но христианину должно нищетою Христовою хотение ее пресекать. Плоть хочет на человека гневаться, и за обиду ему мстить, но христианину должно движение ее кротостию и тихостию Христовою укрощать. Плоть в несчастии волнуется, мятется, смущается и хочет роптать, но христианину должно силою и терпением Христовым ее успокаивать. Плоть хочет враждующих ей ненавидеть и злобиться, но христианину должно благостию и любовию Христовою ее побеждать. Так и в прочем христианину должно силою и примером Христовым противу плоти стоять и подвизаться, и ее побеждать. – Как вооружился ты противу одной какой страсти, так и противу прочих вооружайся и не попущай себя от них побежденным быть. Как борешься с блудною похотию, и не попущаешь ее одолеть тебя, так борись и брань твори с гордостию, борись с высокоумием, борись с тщеславием, борись с гневом, яростию и памятозлобием, борись со сребролюбием и скупостию, борись с ненавистию и завистию. Как воздерживаешь чрево твое от объядения и пьянства, так воздерживай язык твой от клеветы и осуждения, празднословия, сквернословия и буесловия. Как удерживаешь руки твои от убийства, воровства, хищения и грабления, так удерживай от ударения и биения. Как постишься от пищи, и пития, так постися и от всякого зла. Се есть христианский пост! Се есть истинное воздержание! Трудный сей подвиг, но христианский долг сего требует. Многие побеждают людей, государства и грады; но себя побеждать не хотят. Се есть христианская победа – себя самого, то есть плоть победить!.. (Поучение св. Тихона Задонского).
148. О действиях духов злобы
Царство тьмы побеждено Христом; но, по Божию попущению, духи злобы не престают и доселе действовать в мире и вредить и душам, и телам человеческим. Духи нечистые ведут постоянную, упорную брань с сынами Царства Божия, стараясь всячески вредить им, погубить их.. Наша брань, говорится в апостольском чтении настоящего воскресного дня, – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф.6:12). Это говорит св. апостол Павел, как о своем времени, так и о всех временах существования Церкви на земле, а следовательно и о нашем. Духи злобы подлинно действовали и во времена апостольские, овладевая телами людей и немилосердно мучая их, и стараясь погубить души их. Действуют духи злобы и в наше время и будут действовать, по свидетельству св. Иоанна Богослова, до конца мира (Апок.2:10,12; 9:12). Терзают они и тела современных нам людей, причиняя им как болезни, напоминающие времена древних, так и недуги, происходящие, по-видимому, от причин естественных и видимый характер недугов естественных, но на самом деле обязанные своим происхождением непосредственному действию сатаны, подобно недугу скорченной женщины, страдавшей, по-видимому, болезнию естественною, а на самом деле, по сказанию нынешнего евангельского чтения, связанной сатаною (Лк.13:11–16). Но со всею очевидностию духи злобы властвуют над душами современников, – многих, многих современников. Что, – если не духовное беснование, – неверие многих современников наших в Бога, в Которого – Единого и бесы веруют и трепещут (Иак.2:14), – отрицание Бога, безверие! Что, если не беснование духовное, – отчуждение людей от дома Божия – Церкви и жизнь в духовных гробах – в обществе людей нечестивых и развращенных? Что, если не духовное беснование, – духовная глухота людей, препятствующая им слушать слово Божие и слагать его в сердцах своих, и духовная немота, удерживающая людей от прославления имени Божия? Что, если не духовное беснование – попирание всех законов Божеских и человеческих, расторжение всех священнейших уз, соединяющих людей в нравственные союзы – уз религиозных, церковных, государственных, семейных, и кощунственное глумление над всем святым? Что, если не беснование духовное – заведомое, сознательное служение многих современников наших лжи и греху, содействие развитию и усилению их на земле? Да, диавол с страшным успехом распространяет в современном нам мире свое темное царство. Но Господь наш Иисус Христос, по любви своей к св. Церкви и чадам ее, не оставил верующих, и современных апостолам, и наших современников, беспомощными в борьбе с духами, чтобы не оставить их без духовного оружия, могущего поражать врага нашего – диавола. Исцеляли страждущих от нечистых духов и апостолы; Господь изгоняет духов злобы и в наше время, по молитвам святой Церкви и угодников своих. А для борьбы с врагами нашего спасения, стремящимися развратить и погубить души наши, – нам даровано Господом и ясно указано св. апостолом Павлом всеоружие Божие. «Принявши это всеоружие, христиане могут противустать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:13). Какое же это всеоружие? Это – истина, которою христиане должны препоясать чресла свои, броня праведности, в которую они должны облечься; готовность благовествовать мир, в которую они должны обуть свои ноги; щит веры, которым они возмогут угасить все раскаленные стрелы лукавого; шлем спасения и меч духовный, который есть слово Божие (14–17). Праведная, благочестивая жизнь христианская: вот что спасает человека от сетей диавола.
Нужно нам при этом постоянно молить Господа об укреплении нас в борьбе с диаволом; нужно стараться, под руководством Церкви, внимательно изучать характер борьбы со врагом, и Господь избавит от опасности сделаться добычею духа злобы и слуг его – безбожников, нечестивцев, словом и делом служащих лжи и греху. (Слово Павла, архиеп. Кавказ.).
