Источник

Неделя 29-я по Пятидесятнице

153. О благодарности Богу

Господь подходил к одному селению, повествуется в нынешнем Евангелии. Тут встретили Его десять человек, зараженных проказою. Эта болезнь самая разрушительная: зараженные проказою члены тела гниют, мертвеют, а при сильном развитии ее отваливаются. Она весьма прилипчива, а потому прокаженных изгоняют из домов, даже с дорог. (В нашей стране нет этой болезни; имеет сходство с нею так называемая у нас дурная болезнь, происходящая от развратной жизни). Узревши входящего в селение Господа, прокаженные остановились вдали от дороги и громким гласом взывали к Нему: Иисусе Наставниче, помилуй ны. Господь отсылает их к священникам, на которых лежала обязанность осматривать заболевающих проказою, и заболевших удалять от общения с здоровыми. Пока они шли к священникам, язвы проказы у них исчезли, поврежденные члены их исправились. Все они получили одинаковую милость от Господа, но, излить свою благодарность, возвратился к Нему только один самарянин. Он прославил Бога за исцеление, как только мог, – повергся на землю, припал к ногам Господа, излил пред Ним свое сердце в словах благодарения и хвалы и не вставал с земли до тех пор, пока Сам Господь повелел ему встать. Вот назидательный для нас пример благодарности к Богу. Не таковы были прочие девять исцеленных. Они как будто забыли о своем Исцелителе, и по исцелении не возвратились возблагодарить Его. Когда прибегали к Нему за помощию, взыскивали Его всем сердцем, а как скоро получили исцеление, не хотели более знать Его. «Не десять ли очистились? Где же девять? Отчего же они не возвратились воздать славу Богу?» вопросил о них Господь, скорбя о их неблагодарности.

Такой кроткий упрек Господа весьма часто может относиться и к нам, братия.

Неисчислимы благодеяния, исходящие от Всеблагого Господа ко всем нам – и добрым и злым. Господь и сотворил нас разумными, и наделяет нас бесчисленными благами с тем, чтобы мы, пользуясь ими, понимали и ценили Его к нам любовь и благость, прославляли и благодарили Его. Своими милостями, как дождем, сходящим с неба на сухую землю, Он хочет произрастить в нас признательность и любовь к Нему. Потому вся жизнь наша должна быть непрестанною хвалою Его благости. А мы часто любви Его к нам не чувствуем, бесконечной Его благости не ценим, за благодеяния не благодарим Его. Земное наше счастие часто делает нас не благодетельнее к ближним и благодарнее к Богу, не смиреннее, а холоднее, скупее, высокомернее. Многих из нас Он наградил довольством, увенчал труды наши успехами; но чувствуем ли себя грешными и недостойными таких Божиих благодеяний? Мы каждодневно огорчаем Тебя, Господи, своими грехами, прогневляем беззакониями, а Ты посещаешь нас Своею милостию и щедротами! Не оскорбляем ли Его мыслию о том, что получаемые нами блага Божии суть плод только наших трудов, дарований, а Богу, всем управляющему, не почитаем себя ничем обязанными: Богу нет доли в успехах наших; не забываем ли, что без Божия благословения и помощи не может быть успеха в делах наших; что тогда только мы можем быть счастливы, когда Господь помогает нам и не удаляет щедрот Своих от нас?

Восставши от сна, воздаем ли утреннее благодарение Богу за спокойно и благополучно проведенную ночь? А сколько различных несчастий может постигнуть нас во время ночи: болезни, внезапная смерть, пожар, воры и разбойники каждую ночь угрожают нам! Испрашиваем ли благословения на грядущий день? Отходя ко сну, благодарим ли за Его милости, в течение дня полученные? Испрашиваем ли Божие благословение на нашу трапезу и благодарим ли Бога по насыщении? Воспоминаем ли при этом хоть изредка, что есть много голодной нашей братии, не имеющей и одного насущного хлеба для пропитания? Помогаем ли от своего избытка нуждающимся? По выздоровлении от тяжких болезней, благодарим ли за исцеление, благодарим ли за избавление от различных бед, скорбей, напастей? И можно ли исчислить все случаи, в которых так часто обнаруживается наша неблагодарность к Богу!

Наша чрезмерная преданность земным удовольствиям и греховным влечениям делает ум наш слепым, а сердце нечувствительным к милостям Божиим, делает нас гордыми, самонадеянными, делает грубее бессловесных животных, которые выражают, как могут, свою благодарность благодетелям. «Вол знает хозяина своего и осел – ясли господина своего», говорит Бог чрез пророка Исаию, «а люди Мои не познали Меня».

Будем, братия, чаще воспоминать, что Бог, наш Творец и Промыслитель, есть Виновник всех благ, которыми мы пользуемся. Тогда наш ум озарится непрестанною мыслию о Боге благодеющем, а сердце оживится благодатною любовию к Преблагому Владыке всяческих. Слушайте внимательнее те хвалы, славословия и благодарения Богу, которые читаются или поются в храме Божием. Чаще напоминайте себе благодарственные слова пророка Давида: Благослови душе моя Господа, и не забывай всех воздаяний Его, венчающаго тя милостию и щедротами. По получении прошения или избавления от какого либо несчастия и напасти не забывайте справлять, особенно положенное, благодарственное Господу молебствие, в котором так прекрасно изливаются чувства благодарности от лица молящихся; или, по крайней мере, читайте или пойте у себя в доме известную благодарственную песнь святителя Амвросия Медиоланского: Тебе Бога хвалим!

Легче измерить пространства небес и глубины бездн морских, чем измерить и доказать величие и число благодеяний Божиих. Кто дал нам жизнь? И какую жизнь? Каким прекрасным созданием вышел человек из рук творческих! По образу и подобию Своему сотворил его Бог, умалил малым чим от ангел (Пс.8:6). Им, Всеблагим и Вседействующим, мы живем, движимся и есмы (Деян.17:28). От Господа исправляются стопы мужа. Им зиждутся наши домы, наши города и царства. Что воздам Господеви о всех, иже воздаде ми? Падшее создание я пред Тобою, Отче небесный! Чего мне ждать себе, как не суда и осуждения? Мы удалились от Тебя, а Ты ищешь нас. Сыне Отца вечного! Ты обрел и взял на рамена свои овцу погибшую. Лики ангелов изумляются любви Твоей, пожертвовавшей Собою для искупления нас грешных. И кто, как не Дух Святой созидает в человеках сердце чистое и дух правый! Расстроенная грехом душа наша тогда только и оживает для Бога, когда усердная молитва низводит на нее благодать Св. Духа: все довольство наше от Бога. Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний Его.

Внемли, душа христианская, как жалуется Отец небесный на неблагодарного Израиля? Он небо призывает в свидетеля и землю в слышателя жалобы Своей. Слыши небо, внуши земле; сына родих и возвысих; тии отвергошася Мене; обличает разумного Израиля примером неразумнаго животнаго. Позна вол стяжавшаго его и осел ясли господина своего, Израиль же Мене не позна, и людие Мои отвергошася Мене (Ис.1:2, 3). Какая сильная укоризна Израилю! Мы, христиане, более, чем Израиль, получили даров от Отца небеснаго. Как же велико неразумие наше, как велика жестокость сердец наших, когда не сознаем благодарным умом и сердцем благодеяний Божиих! Пробудись, восстань из унижения, душа моя, в которое поверг тебя грех ожесточения сердечного. Исповедуй Господу несчастие твое и моли Его, да просветит ум и воспламенит сердце твое любовию благодарною!

Если мы мало благодарим Бога, то конечно потому, что не видим благодеяний Божиих. Как же это бывает с нами? Ум гордый сознает только в себе достоинства и себе приписывает, что имеет: это, говорит, приобретено моими рассчетами, это доставило мне мое уменье. Жалкое самообольщение! Обличай в себе всякий из нас подобные горделивые помыслы размышлением о необозримой немощи нашей природы; повторяй себе слова апостола: что имеешь ты, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил? (1Кор.4:7).

Народам древним известен был Бог. Но они не стали чтить Его достойно славы Его, не стали благодарить Его достойно благодеяний, которые получали от Него. Сердце их стало холодно к милостям Вышнего и любовь к Нему слабела, знание о Нем терялось; мрак и запустение, пороки и нечистота увеличивались, человек уподоблялся скотам несмысленным. Самовольное нечестие неблагодарности наказано наконец самою крайнею нечистотою, которую полюбила душа языческая. То же может происходить и в сердцах христианских. Осмотритесь. Если Бог благ, чтобы изливать благодать и на безблагодатных: то Он же и правосуден, чтобы карать нечестие, презирающее дары благости Его. Наказание Божие есть естественный плод неблагодарности; потому что неблагодарность вносит в душу духовное опустошение, заглушает в ней лучшие расположения ее и поселяет в ней дикость. А душа благодарная, чем чаще обращается с благодарностью к Богу, тем более становится способною к принятию даров благости Его. Бог благ; Он ожидает только того, чтобы мы приближались к Нему за дарами, и Он не медлит дарит их нам; с любовию взирает на наше сознание в своей немощи и приемлет его за благоугодную жертву нашу.

Желаешь ли быть благодарным пред Господом? Освящай силы твои служением Господу; не ленись, не отказывайся по зову храма приходить в храм для возношения хвалы и благодарения Господу. Посвящай Господу то, чем Он благословил тебя; приноси Ему плоды трудов твоих, да ниспошлет Он вновь благословение на труды твои. Не пренебрегай богатством благости Его и кротости и долготерпения, как будто не знаешь ты, что благодать Божия ведет тебя к покаянию (Рим.2:4). Наделяй брата бедного, чем можешь: в лице брата Господь примет от тебя дар твой, как благоприятную жертву благодарности к Нему. Господь Сам говорит нам: понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших: Мне сотвористе (Мф.25:40).

Искренно благодарен Господу тот, кто предан Ему всею душою своею, старается располагать всю свою деятельность по святым Его заповедям, кто страшится оскорбить Господа Бога своего даже словом и помышлением. Кто любит все, что напоминает ему о возлюбленном Господе, тот любит Слово Божие, любит посещать святой храм Его, жаждет общения с Богом в молитве и таинствах.

Искренно благодарен Господу тот, кто помнит всегда Его бесконечные благодеяния, и за все прославляет Его всесвятое имя. Все, что ни видит, чем ни пользуется из творений Божиих, – есть для него предмет благодарения, все исторгает из сердца его слово хвалы и славословия Господу.

Искренно благодарен Господу тот, кто употребляет дары благости Его по Его святой воле и во славу Его пресвятого имени, обращая все в предмет благодарения и в средство ко спасению души своей. Одарил ли его Господь разумом и ведением? Он поучает неведущих, помогает советом своим недоумевающему, утешает печального. Обогатил ли его Господь земными благами? Он, по заповеди Господней, питает алчущего, одевает нагого, призирает сирого, посещает болящего, в темнице сущего. Подвергается ли какому несчастию и бедствию? Он предается воле Божией, со смирением переносит все скорби и искушения, все напасти и бедствия. Страждет ли за имя Господне? Тем паче благодарит Господа, ведая, что страждущие с Господом, с Ним и спрославятся. Словом, – кто сознает и чувствует неисчетныя благодеяния Божии, тот душою и телом, и делами и словами, и сердцем и мыслию, всею жизнию и существом благодарит Господа. Что ни предпринимает, предпринимает во славу Божию, что ни делает, делает во славу Божию – с молитвою и благодарением. О чем ни помышляет, помышляет во славу Божию, возносясь умом своим к страшному престолу Его непреступного величества. Чего ни желает – желает во славу Божию, предоставляя и себя самого и все желания и намерения свои Его святой воле, всегда и о всем благодаря Бога.

Кто так благодарен пред Господом Богом своим, тому все споспешествует во благое, все служит к освящению и спасению, и все возвышает его паки к благодарению, – того ущедряет Господь множайшими благодеяниями. Но горе тем, которые, подобно иудеям, забывают благодеяния Божия. Увы, язык грешный, говорит им пророк Божий, людие исполнени грехов, остависте Господа. Позна вол стяжавшаго и осел ясли господина своего: Израиль же Мене на позна, и людие Мои не разумеша. За то – земля их пуста, страну их пред ними чуждии поядают, и опусте и извращена от людей чуждих (Ис.1:3, 7). (Сост. по разн. источн.).

154. Поучение в неделю 29-ю по Пятидесятнице

Не десять ли очистишася? да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу? (Лк.17:17,18).

Сегодня было читано Евангелие о исцелении Спасителем десяти прокаженных, из коих только один возвратился, чтобы возблагодарить Господа за исцеление. Но что это за болезнь – проказа, от которой Господь исцелил упоминаемых десять прокаженных? В наших местах нет подобных болезней: они бывают на востоке в жарких странах. Впрочем, у нас на Родине есть несколько похожая на проказу болезнь, – это – оспа, когда она бывает в сильнейшей степени, или болезнь, происходящая от нечистой жизни. У страдающих проказою обыкновенно все тело покрывается как бы корою и ранами, глаза делаются гнойными, все лицо и язык опухает, из рта и от всего тела идет нестерпимый смрад. Наконец, когда болезнь доходит до высшей степени, все волосы на голове выпадают; раны проедают тело до костей и покрываются червями; телесные члены отваливаются, и больной, измученный страданиями, умирает. Всякий, у кого показывались признаки этой болезни, считался нечистым и законом обязывался тотчас явиться к священнику, который решал, точно ли у него проказа. Ежели это была она, то больной, по причине крайней заразительности этой болезни, был отлучаем от собственного семейства и выгонялся за город или селение. Изгнанные удалялись в леса, строили там себе хижины и жили, питаясь тем, что приносили им родственники. Вот от какой ужасной, злокачественной, заразительной болезни Господь исцелил упоминаемых десять прокаженных, из коих только один самарянин оказался благодарным пред божественным Чудотворцем.

Удивляясь неблагодарности девяти исцеленных, мы обратимся сами к себе и посмотрим, лучше ли мы этих девяти и похожи ли на десятого? Мы все страдаем духовною проказою, т. е. грехами; пред чистейшими и светлейшими очами Божиими все люди полны духовной проказы и нечистоты, как то: гордости, осуждения, тщеславия, суетности, маловерия, жестокосердия, зла, лукавства, блуда, невоздержания, лености, лицеприятия, лицемерия, зависти, скверных, лукавых и хульных помышлений. Эта проказа греховная проникает людей до костей и мозгов, заражает всю природу человека, душу и тело, заражает постоянно. Есть у нас и Врач этой проказы, Тот же Господь Иисус Христос, Который всегда готов врачевать нас от нее. Лучше ли мы этих прокаженных, которые пришли к Спасителю за исцелением и, остановившись вдали, громко взывали Вму: Иисусе Наставниче, помилуй ны; есть ли у нас столько веры и радения о своей душевной целости, о своем душевном здравии, как у этих прокаженных?

Святая Церковь ежедневно возносит глас от лица всех нас, болящих греховною проказою: Господи, помилуй! и иногда многократно за один раз; что же? из глубины ли сердца и мы возносим эту краткую, но необходимую для нас молитву? Ведь эту молитву святая Церковь именно взяла от прокаженных и приложила к нам, душевно прокаженным. Да, эта молитва для всех нас необходима, как дыхание, как пища. Согрешая непрестанно, мы должны непрестанно каяться, сознавать свою виновность и просить милости у Господа и не возноситься: ибо гордым Бог противится (Иак.4:6).

Должно каждому из нас радеть о своем спасении и не запускать своей духовной проказы, не откладывать своего покаяния на другие дни, которые не сегодня, завтра могут прекратиться, – каждый день усердно втайне каяться пред Богом, прося прощения, и, по крайней мере, раз в год показать всю свою проказу на исповеди священнику, которому дано от Бога полномочие разрешать и целить духовную проказу. Это одно, а вот другое обязательство для нас: когда, после молитвы покаяния или после таинства исповеди, мы ощутим, что душевная проказа наша исцелела, прошла, и мы стали здравы душею, – надобно за это быть благодарными Спасителю нашему, Который ныне врачует нас непрестанно, – и из чувства благодарности и из уважения к правде вперед беречься грехов и преткновений. Это чувство благодарности и это опасение греха расположит Благодетеля к большим благодеяниям на будущее время и нашу душу сделает мягче, чувствительнее, жизненнее, праведнее, тверже в добродетели.

Проказа телесная была невольная, а проказа душевная есть болезнь больше вольная, чем подневольная, и потому то заслуживает тяжкого наказания, если человек добровольно не врачуется от нее покаянием, молитвою, слезами, постом, исправлением жизни и благими делами. И благодарение Богу за то, что нам грешникам дано благодатию Божиею покаяние и с ним возможность к исправлению или исцелению душевной проказы. Горе было бы нам, если бы не дано было нам этого врачевства против проказы греха, как не дано его падшим духам, или демонам, которые пали упорно и безвозвратно. Это врачевство душевной проказы нашей, т. е. покаяние по уставу Церкви, дано нам ради вольных крестных страданий Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.

Вспомните, братия, каких страданий стоило Сыну Божию исходатайствовать нам у Отца небесного врачевство покаяния и прощения наших грехов, и дорожите этим даром милости Божией, т. е. спешите все пользоваться покаянием во грехах, пока есть время, и целитесь от проказы душевной, чтобы она не погубила вас вечно. Эта проказа, так же как телесная, всю душу человека покрывает как бы чешуей и делает весьма отвратительною пред очами Божиими; душа грешника как бы гноится и смердит пред Богом и ангелами и пред святыми, растлевается, если человек живет нерадиво, прилагая грехи ко грехам. Но, слава бесконечному милосердию Божию и безмерной премудрости Его: всякий христианин, искренно кающийся и причащающийся Пречистых и Животворящих Таин Христовых, дивно очищается от греховного прокажения и разложения и делается из мертвого живым, из смердящего – благоухающим святостию Христовою, из немощного – сильным, из скверного – убеленным, яко снег.

Будем всегда благодарны Господу за то, что Он дал нам такое действительное, всемощное средство к очищению наших грехов и исцелению наших недугов душевных и телесных. Десять прокаженных умоляли Господа сильными воплями, говоря: Иисусе Наставниче, помилуй ны! И мы должны всем сердцем, всею душою, всею силою и всем помышлением всегда просить помилования: Господи, помилуй! как и научает нас тому Церковь, произнося часто от лица нашего краткую, но знаменательную и весьма нужную и спасительную молитву: Господи, помилуй! Мы непотребные, постоянно виновные пред Господом своим рабы, достойные на всякий час наказания праведного; что же нам остается делать при обычных наших житейских делах и суетах, в которые нередко вторгается грех, как не говорить в покаянии, из глубины души: Господи, помилуй! Итак будем взывать Господу чаще в покаянии сердца и с умилением: Господи, помилуй нас, одержимых вольною, лютою проказою греха, и исцели нас, как исцелил десять прокаженных. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).

155. Об обязанности христианина благодарить Бога

Чтенное ныне Евангелие повествует нам, братия, об исцелении Господом десяти прокаженных, которые встретили Его пред входом в одно селение между Галилеею и Самариею. По закону Моисееву, страждущие проказою должны были жить вне городов и селений, и не только не собираться, но и не подходить близко ни к одному из жителей. И вот, десять человек этих несчастных, увидев Господа Иисуса Христа, приближающегося к селению, ставше издалеча, вознесоша глас, глаголюще: Иисусе Наставниче, помилуй ны! Господь сказал им: «идите, покажитесь священникам». Это значило то же, что сказать: идите, вы здоровы, исполните то, что предписано в законе; потому что являться к священникам и приносить жертву по закону могли только исцелившиеся и совершенно очистившиеся от проказы. Прокаженные поверили слову Господа и пошли. На пути все они действительно исцелели, раны и язвы их заживились, струпья сошли и тело их очистилось от проказы. Один из них – и это был самарянин – едва почувствовал себя здоровым, тотчас возвратился назад, славя и хваля Бога, пал ниц к стопам Иисусовым воздавая Ему хвалу и благодарение; прочие неблагодарные продолжали идти, как повелено им, к священникам.

По-видимому, если первый заслуживал похвалу за то, что прежде всего почел нужным излить чувства благодарного сердца пред благодетелем своим – Господом Иисусом, то и последние не заслуживали, по крайней мере, порицания, как исполнившие в точности то, что было им приказано. Но не так судил Сам Господь: како не обретошася возвращшеся дати славу Богу? сказал Он о неблагодарных; т. е. как бы так говорил: благодарность есть такое чувство, о котором не нужно бы и напоминать человеку, которое возбуждается само собою в сердце облагодетельствованного, которому учит и к которому влечет сама природа. И безсловесные животные, и звери дикие чувствуют благодеяния, и изъясняют, как могут, благодарность свою к благодеющему им человеку: позна вол стяжавшаго его и осел ясли господина своего, как говорит пророк Исаия. Можно ли не чувствовать ее человеку, ожидать повеления и заповеди на то, чтобы быть благодарным пред Богом? Можно ли было и этим несчастным, избавившимся от такой страшной и мучительной болезни, не воздать первее всего хвалу и благодарение своему Избавителю? Не десять ли очистишася? да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу?

Неблагодарность и пред человеками есть самый грубый и нетерпимый порок, а неблагодарность пред Богом есть уже тяжкое, противоестественное преступление. Все, что ни дали бы нам люди, дали бы не свое, а данное им от Бога, от Которого одного нисходит всякое даяние и всяк дар совершен. Все, что ни сделали бы для нас люди, безконечно мало, почти ничтожно пред тем, что сделал и что делает для нас Господь Бог наш. Он есть Творец и Создатель наш: от Него получили мы самое бытие и жизнь нашу. Он сотворил это тело наше, которое, как замечает апостол, никтоже когда возненавиде, но питает и греет его. Он вдохнул в нас эту бессмертную душу, которая животворит собою бренный состав наш, и которая, по тому самому, драгоценнее и любезнее нам всего. Он даровал нам разум, который отличает и возвышает нас над всеми окружающими нас тварями, – волю, которая делает нас самовластными в своих действиях и повелителями подвластных нам творений, – сердце, способное наслаждаться дарами благости Божией, находить счастие, радость и блаженство в жизни. Господь Бог есть промыслитель наш. Он повелевает сиять над нами солнцу, которое освещает и согревает, увеселяет и оживляет нас. Он благотворит нам, с небеси дождь дая и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наши. Он заповедал земле произращать многоразличные плоды, которыми питается и укрепляется наше тело, и заставляет служить нам многоразличные роды животных. И горы и удолия, и моря и реки, и древа и камни, и птицы и рыбы, и земля и воздух – все служит, по Его божественному повелению, к пользе и наслаждению нашему. Его божественная, присносущная сила поддерживает, продолжает и хранит нашу жизнь среди всего враждебного нам в мире. Словом, Им мы живем и движемся и есмы.

Каждое мгновение жизни нашей есть дар Его бесконечной благости, каждое дыхание груди нашей есть знак Его отеческого благоволения, каждое биение сердца нашего есть дело Его высочайшей любви и милосердия. Не чувствовать этих неисчислимых, никогда не престающих, всегда живущих, так сказать, в нас и с нами благодеяний Божиих, – не то же ли значит, что не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной жизни своей, сделаться камнем бесчувственным и безжизненным?

Но этого мало! Преступлением заповеди Божией мы и сделались действительно не только неблагодарными пред Богом, но и врагами Ему, и за то подвергли себя вечному осуждению и проклятию. Растлевшись в грехах и беззакониях, вес род человеческий стал непотребным пред лицом не только правды, но и самой любви Божией, достойным погубления в геенне огненной. Что же? Оставил ли и оставляет ли нас Господь Бог наш в этой бездне погибели, в которую мы сами низвергли себя на веки? Нет, любвеобильный Отец небесный тако возлюби мир, яко, Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).

Единородный Сын Божий так возлюбил нас, что восприял на Себя грехи рода человеческого, воплотился и вочеловечился для спасения нашего, Себе умалил, зрак раба приим, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя (Флп.2:7, 8), претерпел нас ради уничижения, оплевания, заушения, биения, крестные страдания и поносную смерть со злодеями, пролил за нас кровь Свою и положил за нас душу Свою, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти повинни беша работе (Евр.2:14, 15).

Единосущный Отцу и Сыну – Дух Святой так возлюбил нас, что, не гнушаясь нечистотою нашею, нисходит на нас, оживляет нас мертвых прегрешениями, освящает нас оскверненных и нечистых, подает нам вся божественныя силы, яже к животу и благочестию, соделывает нас чадами Божиими и присными Богу. Так возлюбил нас Господь Бог наш, что, после временной жизни нашей, обетовал нам вечную жизнь с Собою, уготовал нам вечное царство и нескончаемое блаженство в небесных обителях Своих. Сколько раз мы оскорбляем любовь Божию грехами нашими, преогорчеваем милосердие Божие неправдами нашими, прогневляем правду Его беззакониями нашими! Но он не только не погубляет, но милует и щадит нас, не лишает даров благости Своей, долготерпеливо ожидает нашего обращения и покаяния, щедролюбно дарует нам прощение грехов и благодать Свою, как скоро обращаемся к Нему с покаянием, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут.

После этого, если я не чувствую этой бесконечной благости и милосердия, остаюсь неблагодарным пред этою неисповедимою любовию и долготерпением, вменяю ни во что пролиянную за меня святейшую кровь Сына Божия, оставляю в небрежении неоценимую ничем благодать Духа Божия, чего достоин я, как не конечнаго отвержения от лица Божия, – вечного осуждения и погибели? Чего же ожидать мне, кроме гнева, суда и казни вечной?

Итак, не долг и обязанность, не закон и повеление, а все существо наше, вся жизнь наша, все наше счастие и в настоящем и в будущем требуют, чтобы мы не оставались бесчувственны к благодеяниям Божиим, не были неблагодарны пред Его благостию и милосердием, не оскорбляли до конца Его правды и святости своим нечувствием и неблагодарностию.

Что ж воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам? За бесконечную любовь к нам Божию не иным чем можем достойно воздать Ему, как искреннею, всецелою, вседушевною любовию к Нему единому. Другого ничего и не требует от нас и Господь Бог наш: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь, сие сотвори и жив будеши (Мф.22:37, 38).

Кто так благодарен пред Господом Богом своим, тому все споспешествует во благое, все служит к освящению и спасению, и все возвышает его паки к благодарению; того ущедряет Господь множайшими благодеяниями, да всегда всяко довольство имуще, избыточествует многими благодарениями Богови. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. проп.» Димитрия, архиеп. херсон. и одесск. т. 3-й, изд. 1890 г.).

156. Поучение в неделю 29-ю по Пятидесятнице Арсения, Митрополита Киевского

Отвещав Иисус рече: не десять ли очистишася, да девять где? Како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? (Лк.17:17,18).

Весьма поразительную историю слышали мы в нынешнем Евангелии. Девять из прокаженных – заметьте – были иудеи, а десятый и последний – язычник. Они стали от Господа в отдалении, дабы болезнию своею не заразить других: ибо проказа – заразительна. Они стали, возопили ко Господу: «помилуй ны». Господь велел им, как бы уже очистившимся от проказы, идти, показаться священникам. Ибо в ветхом Завете был закон, по которому всякий, очистившийся от проказы, являлся к жрецу, для освидетельствования очищения от проказы и для принесения жертвы Богу в благодарение (Лев.14:2). Они пошли еще нечистыми; но на пути, вдруг видят, что проказа их исчезла, и они здоровы.

Не ожидаете ли, что чувство благодарности проникло наипаче сердце очистившихся девяти иудеев? Подлинно должно было ожидать сего, иудеи были без сравнения образованнее язычников; Бог дал им закон, «сказал им пути своя и хотения своя» (Пс.102:7), оказал им бесчисленные благодеяния, даровал чрезвычайные обетования, учил их посредством множества пророков, даровал им многие писания, преисполненные мудрости истинной; напротив, язычники были тогда народ отверженный, «люди, седящии во тме и сени смертней» (Мф.4:16), оставленные, «ходити в путех их» (Деян.14:16). Должно было ожидать сего; но вышло не то: чувство благодарности проникло только язычника. Один он возвратился, «со гласом велиим славя Бога; и паде ниц при ногу» Господа, «хвалу Ему воздая». Неблагодарность иудеев за такое дело, за которое даже язычник благодарил так пламенно, тяжело легло на сердце Господа, – и Он с негодованием сказал: «не десять ли очистишася, да девять где? како не обретошася возвращшеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей?»

Сия история сама собою обращает наше внимание на то, что нам должно быть благодарными Богу за Его благодеяния, и что неблагодарность наша весьма неприятна пред Ним, и достойна наказания.

Что должно благодарить за благодеяния, это не требует никакого доказательства, потому что сию обязанность всякий чувствует по собственному сердцу, которое изливается в благодарности за благодеяние пред благодетелем само собою, без всякого принуждения и совершенно естественно. Хочу показать, что нам должно благодарить Бога за Его благодеяния, и благодарить не кое-как и когда-нибудь, но благодарить искренне и всегда.

Всегда должно нам благодарить Бога. Ибо все, что мы ни чувствуем, что ни имеем, чем ни пользуемся, и что ни составляет нас самих, Его дар, Его благодеяние.

Земля, на которой мы живем, и все, что наполняет ее: моря, реки, озера, источники и все рыбы, скоты, звери, птицы, леса, поля, луга, травы, цветы и все плоды суть Его творения и следовательно, Его собственность, а не наша.

Небо, под которым мы ходим, солнце, которое нам светит и греет нас, воздух, которым мы дышим, месяц, звезды, тучи, дожди, снег и лед также суть Его творение, и Его же собственность, а не наша. – «Твоя суть небеса, и Твоя есть земля: вселенную и исполнение ее Ты основал еси», говорит пророк Давид, обращаясь к Богу (Пс.38:12). «Господня земля и исполнение ее, и вселенная и вси живущие на ней», говорит в другом месте псалмопевец (Пс.23:1). «Моя есть вселенная и исполнение ея», говорит сам Бог (Пс.49:12).

Наше тело Бог же составил из земной персти; наша душа есть Его дыхание; и, таким образом, весь человек, каждый из нас со всеми силами и способностями ума и тела, – Его творение. Мы не создали самих себя, а потому не составляем нашей собственности: потому и мы также, как все прочее, – собственность Божия. «Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их», говорит пророк (Быт.1:27).

Наша одежда и наша пища есть также Его дар, как и пророк говорит: Бог есть «даяй пищу всякой плоти» (Пс.135:25). Правда, мы сами сеем плоды, сами возделываем землю и удобряем ее. Но семена не есть ли Божий дар, земля не есть ли Его же дар? И что принесут нам все наши труды, если Бог не даст благорастворенного воздуха, не даст оживляющего солнца, не даст капающего дождя, и особливо в нужное время? Совершенно ничего, как и апостол говорит: «ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращай Бог» (1Кор.3:7). Бог, говорит апостол, «с небеси нам дожди дает, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша» (Деян.14:1).

Мы изыскиваем и обделываем для многоразличных наших потребностей свинец, олово, железо, медь, серебро, золото, платину, более или менее драгоценные камни; обработываем лен, пеньку, бумагу, шерсть, шелк; выделываем в разнородные виды землю, лес и проч. и проч.; но все сии материалы суть дар Божий; наши силы, употребляемые на изыскание и обделку их, также дар Божий; ум, коим все сие изобретаем, и управляем нашими силами, – дар же Божий. Итак все – Божия собственность, Божий дар.

Но тут еще не конец благодеяниям Божиим. Сотворивши человека, несмотря на то, что он не был достоин ничего, Бог поставил его «в раю сладости» (Быт.2, 15). Человек не хотел довольствоваться сим бесценным даром, но в безумии своем захотел сам быть Богом, и, таким образом, вместо благодарного сына сделался врагом Божиим.

Бог наказал его изгнанием из рая, но и здесь не лишил его благодеяний. Он тотчас дал ему бесценное обетование Искупителя, сделал ему кожанные ризы, научил его возделывать землю; дал ему закон, дабы он знал, что ему делать должно и как приобретать Его благоволение; во времена его нечестия и буйства, Он вразумлял его и направлял на правый путь наказаниями и учением пророков; не смотря на все это нечестие, до того «возлюбил» его, что наконец «Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин.3:16), – Сын, Который яко Бог, всемерно «богат сый, обнища нас ради да мы нищетою Его обогатимся» (2Кор.8:9). Сына Своего, Который «принял» для искупления нашего «зрак раба, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:7, 8). Таким образом «Бог по мнозей своей милости порождей нас во упование живо – в наследие нетленно и нескверно, и неувядаемо, соблюдено на небесех» (1Петр.1:3, 4).

По вознесении Сына Своего, Он даровал нам апостолов, облеченных силою Святого Духа, потом пастырей и учителей, чтобы они хранили слово Божие, совершали таинства, вводили крещением во святую Церковь, вне которой нет спасения, – согрешивших по крещении, раскаявшихся паки, примиряли с Богом покаянием, чтобы они учили нас до тех пор, «дондеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна», и для того, «да не бываем ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Еф.4:14). Без сего дара мы давным-давно сделались бы без сравнения невежественнее и хуже язычников. Он даровал нам также предержащих, дабы они были «во благое творящим злое» (Рим.13:1–4). Без сего дара мы давным-давно погубили бы самих себя.

Но кто исчислит все благодеяния к нам Божии? Решительно нет у нас ничего, что не было бы дар Его и благодеяние. Во всяком отношении справедливо апостол укоряет безумца, считавшего дары Божии не дарами, а собственностию: «что же имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися, яко не приемь?» (1Кор.4:7).

Напомню еще об одном. Апостол повелевает благодарить Бога не только о благах, получаемых от Него, но и за несчастия, с нами случающиеся, за обиды и притеснения. «Аще ли кто от вас и постраждет, яко христианин, говорит он, да не стыдится, да прославляет же Бога в части сей» (1Петр.4:16).

Почему благодарить за несчастия – спросите? Не знаю, – частные и личные причины по обстоятельствам могут быть весьма различны. Знаю только одну, общую и коренную, которая всегда верна и всегда достаточна для благодарения Богу, именно: «егоже любит Господь, наказует, да причастимся святыни Его».

Кто теперь и из нас не чувствует, что мы обязаны всегда благодарить Бога? И поскольку сии благодеяния Божии продолжаются для нас ежедневно: то кто не чувствует, что нам должно благодарить Его всегда? И сверх того, поскольку из всего, что мы имеем, нет ничего, что бы не составляло дара и благодеяния Божия; то кто не чувствует, что нам, по апостолу, «должно благодарить Бога всегда и о всех?» (Еф.5, 20). И кто не чувствует, что на таковое наше «благодарение» Богу должна быть, так как и действительно есть, «воля Божия»? (1Сол.5:18).

О, возлюбленные! Так и чувствовали наши предки, – никакой вещи не приобретали и никакого дела они не оканчивали без благодарения Богу. Даже самые маловажные вещи, например, крохи после стола, – собирали с рачением, подобно тому, как Господь велел собрать укрухи, когда Он насытил «пятью хлебами пять тысяч народа» (Ин.6:12), собирали и сберегали, как дар Божий. Подобный дух благодарности Богу ныне во многих местах совсем выходит из обычая. Ныне наибольшая часть христиан не считает уже даром Божиим даров Божиих; но считает собственностию, приобретенною своими силами, своими трудами, своим искусством. О Боге нет уже и мысли. Дух неблагодарности распространяется слишком далеко; а он крайне худ.

Неблагодарный поступает совершенно против природы человеческой: ибо всякому из нас известно, что сердце человеческое всегда, совершенно естественно, само собою, совершенно добровольно, отнюдь не вынужденно, и тотчас чувствует благодеяние своего благодетеля, и благодарит. Посему у неблагодарного сердце совсем нечеловеческое, – в нем нет уже его естественного расположения, оно превращено, испорчено и развратно. Из сего само собою становится понятным, что от неблагодарных никому никогда и ничего нельзя ожидать доброго: ибо они, по превратности их сердца, ничего не могут делать по доброму человеческому и тем менее христианскому расположению духа. Они могут и делать добро, но делают только или из собственной корысти, или из тщеславия, или по каким либо другим, но всегда злым страстям.

Потеряв природу человеческую, неблагодарный нисходит на степень низшую, нежели на какой стоит наша скотина, и вообще все животные, одаренные чувственным смыслом. Ибо опытно знаем, как живо и сильно домашние животные выражают приятность при виде человека, их питающего, и дающего им кров, и какое они охотно оказывают ему послушание, когда он требует от них услуги; следовательно, и они чувствуют благодарность. Теперь судите, как силен и как в то же время весьма справедлив упрек Божий неблагодарному Израилю, выраженный у пророка: «позна вол стяжавшаго и осел ясли господина своего: Израиль же Мене не позна, и людие Мои не разумеша» (Ис.1:3).

Упрек сей несравненно сильнее и справедливее падает на неблагодарного христианина, потому что христиане без сравнения более Израиля получили и ежедневно получают и благодеяний Божиих, и познаний о Боге Благодетеле. Посему апостол Павел умножение людей неблагодарных в христианстве поставляет признаком времен лютых, дней последних. «Сие же веждь», говорит он ученику своему Тимофею: «яко в последния дни настанут времена люта. Будут бо человецы самолюбцы, – величави, горди, хульницы, родителем противящиися, неблагодарни», и проч. (2Тим.3:1, 2).

Подлинно! Дух неблагодарности может существовать только в крайне развратившемся сердце: так как сие видно и из слов Божиих у пророка, произнесенных после упомянутого упрека неблагодарному Израилю именно: «увы язык грешный, людие исполнени грехов, семя лукавое, сынове беззаконнии» (Ис.1:4). В последние же времена разврат должен быть крайне велик, преступления столь потрясяющие, столь часты и столь во многих людях; и это будет признаком скоро всеобщего суда. И поскольку неблагодарный не только забывает Бога, но, как видно из упомянутых Божиих слов у пророка, и знать Его не хочет, то умножение такового рода людей подлинно свойственно только последнему времени.

О, возлюбленные! Будем помнить благодеяния Божии и будем благодарить Его всегда и во всем. Обратимся к прекрасному расположению сердца наших предков, которые ничего не приписывали ни своим силам, ни своему старанию, ни своему искусству и умению; но все, что имели, считали даром Божиим и со всем чем пользовались, обращались с благоговением, как с даром Божиим, и благодарили Бога. Потому и Бог благословлял их всегда и во всем. Будем помнить благодеяния Божии! Иначе Бог мало по малу совсем отнимет от нас дары Свои: ибо и мы, люди, наконец перестаем благодетельствовать остающимся к нам неблагодарными и употребляющим наши благодеяния во зло. Будем помнить благодеяния Божии, и оставаться благодарными Богу: ибо вы видите, что Он уже почти повсюду начинает сокращать дары Свои. Помните благодеяния Божии и оставайтесь благодарными. Даже языческий писатель сказал: «земля не носит ничего хуже неблагодарного человека». Аминь. (Поучение Арсения, митр. Киевск. Сочинения изд. 1874 г., ч. 1-я, стр. 631).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle