Источник

Неделя 36-я, сыропустная

181. О прощении обид

Ныне, как знаете, братия, так называемый «прощеный день», – день, в который издревле св. Церковь установила правило, чтобы все мы прощали друг другу взаимные обиды и оскорбления, чтобы прекращали всякую личную вражду между собою; и благочестивые христиане в точности исполняют это правило, с любовию соблюдают священный обычай прекращать ныне взаимные несогласия, прощать друг другу обиды.

Почему же св. Церковь, накануне великого поста – в сыропустную неделю, установила прощеный день? На основании слов Спасителя. Который сказал: аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14,15). В великий пост, в особенности, все мы обязаны говеть, прилежно молиться, со смирением каяться, усиленно просить Господа о прощении нам грехов и беззаконий наших. Если так, то можем ли мы исполнить свою обязанность с успехом, не прощая друг другу личных обид и оскорблений? Пред Богом мы должники неоплатные, потому что многократно, каждый день, оскорбляем Его нарушением заповедей, если не делом, то словом, мыслию или противозаконным желанием. Как же возможно ожидать от Бога прощения наших преступлений, когда сами не хотим прощать другим, причинившим нам какое-либо личное оскорбление? Бог, Отец наш небесный, беспредельно милостив к нам; мы окружены Его благодеяниями, и, можно сказать, погружены в них; и в то время, когда, пользуясь щедротами Божиими, мы забываем Его и не исполняем Его воли, Он, по милосердию Своему, не лишает даров Своих и сияет солнце милостей Его на самых злых грешников: как же мы хотим еще пользоваться и дарами духовными, – милостию отпущения грехов, не подражая Его любви и милосердию? Чем мы платим своему Отцу небесному за Его благодеяния? По большей части неблагодарностию; и однако ж Он милует нас каждый раз, когда обращаемся к Нему с молитвою и чистосердечным раскаянием. Отчего же многие из нас не хотят простить ближнему часто незначительной обиды, даже тогда, когда он усильно просит о прощении?

Но такой то сильно обидел меня, глубоко оскорбил мою честь; никогда не прощу ему, говорит справедливо или только мнимо обиженный. Слова такие ясно показывают, что причина, по которой многие не хотят взаимного примирения, заключается в гордости и самолюбии, – пороках особенно противных Богу, пороках, за которые падшие духи не получили и никогда не получат помилования от Бога.

Пусть ближний оскорбил нас и сильно; но, может быть, он это сделал не намеренно, а по опрометчивости, по горячности; тогда вина его ослабляется, и он заслуживает не мщения, а прощения. У каждого из нас бывает, в то или другое время, состояние души неспокойное, и в таком состоянии очень легко может сказаться слово неприятное и обидное для кого-нибудь; следует ли отсюда, что сказавший оскорбление имел нарочитую цель обидеть?

Весьма часто мы принимаем за обиду – правду, высказанную нам в глаза, обнаружение наших недостатков нравственных, о которых больно бывает слышать. Но за слово правды надобно благодарить, а не оскорбляться. Лучше язвы друга (разумею под другом открыто говорящего истину), нежели льстивые лобзания врага (Притч.27:6) Разве лесть и коварство лучше обличений? Иной представляется нам благожелательным и преданным, а в сущности он только лицемер и тайно вредит нам; а мы любим его, и таким образом греем змия на своей груди.

«Но не словом, а делом такой-то обидел меня, – лишил меня доброго имени, отнял имущество, повредил на службе и проч.: как ему простить?» – Правда, тяжело переносить обиду – делом, а все-таки прощать надобно. Пусть судят и наказывают Бог и закон злых оскорбителей, а обиженный лично должен водиться духом Спасителя, Который и на кресте молился за Своих врагов. Враги наши приносят нам пользу в том отношении, что заставляют нас быть внимательнее к самим себе, строже следить за собою и исправлять наши недостатки, которых у каждого не мало.

Еще несколько слов. Христос Спаситель сказал: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, – шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф.5:23,24). Итак, без взаимного примирения Господь не благоволит к нашим приношениям в храмы, а следовательно, к нашим молитвам. И заметьте, Господь говорит: шед смирися – поди, помирись. Значит, недостаточно только простить ближнему обиду в душе своей, надобно чрез личное извинение прекратить ее. Трудно, тяжело это для нашей гордости; но смирить себя здесь необходимо; за то как легко бывает на душе после примирения! Видимо тогда благодать Божия касается нашего сердца и любовь Божия осязательно как бы объемлет душу нашу.

Простим же, братия, друг другу взаимные оскорбления, какие кто кому причинил, простим не словом или языком, но делом и истиною, и вступим на поприще св. поста и говения с полною надеждою на прощение наших прегрешений от Господа.

Многие, питая злобу на ближнего, мало обращают внимания на то, что злоба крайне вредит делу спасения их души. Злобствуя против братий своих, они между тем молятся Богу, ходят в церковь, принимают св. Тайны, раздают милостыню и другие добрые дела делают, и думают, что все это так и должно быть; злоба – злобой, а добро – добром, и одно другому не мешает; но они ошибаются. Господь от держащих зло в сердце и молитвы не принимает, и милостыню отвергает, и самих их не прощает до тех пор, пока они не исторгнут зла из сердца и с ближними не примирятся. Послушаем, как об этом учит св. Анастасий, игумен синайский, в слове: о еже гнева не имети (Пролог март. 19).

Великое есть зло, говорит преподобный, – как если кто пойдет в церковь, питая злобу против ближнего, и станет со лжею произносить в молитве Господней слова: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. О, человек, имеющий неприязненный яд в сердце! Зачем ты говоришь эти слова, и что понапрасну трудишься в молитве, и зачем вопиешь ложно Богу: прости мне, как и я простил? Молиться ты пришел или лгать, благодать обрести или удовлетворить гневу, спасение получить или муку? Неужели ты не слышишь, что во время божественной службы возглашается: «возлюбим друг друга!..», т. е. всякую неправду и злобу отложим! Подумай, как ты стоишь со злобою в сердце, когда ангелы служат, многоочитые херувимы на св. трапезе Тело Христово покрывают и шестокрылые серафимы Трисвятую песнь поют, и все со страхом, стоят, и иерей за всех людей молится, и Дух Святой нисходит, и ангелы написуют имена входящих в церковь? Как же ты не ужасаешься и как просишь прощения, а сам не прощаешь?

Не забывай, что если не простишь согрешивших против тебя, то и сам не будешь прощен, и простит тебя Бог только тогда, когда сам простишь, и помилует тогда, когда сам помилуешь. Скажешь: много я прощал брату моему, но он снова мне досадил и много нанес мне зла, а потому не могу простить. Не говори так, но старайся подражать Стефану первомученику и Иакову брату Господню, и молись за творящих тебе зло, и своему Владыке подражай, за нас смерть принявшему; стерпи досаду и укоризну от брата, и Господь простит тебе согрешения многие. Бежим, братия, злопамятствования; ибо всякий грех скоро минуется, а злопамятство часто переходит в страсть, снедающую сердце; поскольку злопамятливый, ходя, и лежа, и восставая, змииный яд в себе носит. И одержимый этою страстию не наследует царствия Божия и прощения не получит. И никакая добродетель, ни пост, ни милостыня не пойдет такому человеку в пользу; ибо злопамятство губит все. Итак, аще принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим и тогда пришед принеси дар твой.

Заключим нашу речь словами Спасителя: аще отпущаете, говорит Господь в слышанном нами ныне Евангелии, человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших (Мф.6:14, 15).

182. Прости!

«Прости!» говорит св. Евангелие. «Прости!» слышится голос совести нашей. «Прости!» повелевает обычай дня, который на Руси называется «прощенным воскресением». Три сильных голоса соединились вместе и убеждают каждого из нас простить обиды, забыть оскорбления, чтобы достойно вступить в лоно поста, во дни покаяния, прощения и обновления. Но как часто оскорбленное сердце не хочет внимать благостному совету: «забыть, простить», и с упорством, как свое сокровище, бережет внутри себя обиду, несмотря на всю ее горечь. Иногда она успевает даже обветшать от времени, а все же из глубины сердца напоминает о себе и заставляет человека переживать прежнее страдание. Удивительное дело: мы считаем верхом самоотвержения полюбить врага, самоотвержения, почти невозможного, а кому же мы в сущности помогаем и служим, мучась ощущениями обиды, как не врагу своему? Он пустил в нас стрелу оскорбления, ранившую нас. И вот, нам кажется, что эта стрела может отпасть от раны, и нам для чего то нужна она, немая свидетельница и невольная виновница нашей обиды, и мы сами продолжаем дело обидчика, поглубже вонзаем ее в наше тело, – пусть оно гноится от раны, которую мы же будем растравлять чтобы не зажила и не зарубцевалась. Итак, намерение обидчика вдвойне осуществляется: он не только нас ранил, а еще приставил нас даровым сторожем к нашему оскорблению, чтобы последнее не ушло от нас. Не самоотвержение ли это с нашей стороны? Да, и притом весьма неразумное! Царапина быстро заживет, но нет, мы этого не желаем, мы превратим ее в рану! Не следует ли нам хотя себя то самих пожалеть и залечить язву, а это возможно, лишь вынувши обиду из сердца, отложив злобу, простив обидчика.

Мы бережем обиду в сердце, очевидно, как свидетельство нашего права отомстить обидчику, воздать злом за зло. В таком случае к одному злу мы прибавляем другое, и притом знаем, что враг наш, в свою очередь став обиженным, тоже захочет отомстить. А потом? Мы опять будем гореть желанием мщения и т. д., без конца. Значит, мы не только злы, а своего рода воители зла. Кому же, братья, мы этим служим, для кого стараемся, терпя весь ужас озлобления и неудовлетворенной мстительности, неизбежные мучения совести в случае удачи мести и т. д.? Ведь, едва ли мы видели человека, который был бы счастлив и покоен, нося в душе чувство обиды? «Все это так, отвечает обида, но как простить, когда болит сердце, когда попирается мое право, не выдуманное, а законное, когда я невинно терплю, и сама правда требует отмщения?» Таким образом, человек хочет удержать у себя обиду, чтобы иметь право восстановить нарушенную справедливость, совершить суд правды. Но это уже недоверие к Тому Судии, Который все видит, все знает, все направляет, каждому воздает по делам его, почему ап. Павел и увещевает нас: «не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию; ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19). Мы должны верить, что правда восторжествует. Если же мы нетерпеливы и желаем, чтобы наш обидчик тут же на месте проступка был наказан Богом, то что было бы с нами самими, если бы Господь судил по нашему правилу, не давши времени одуматься грешнику: ведь мы грешны! Не только нашего врага судил бы так Всеправедный, а и нас самих! Как благ Небесный Судия, что не дал нам права свершать суда личной мести, ибо тогда и праведник мог бы погубить праведность свою, по ослепленному желанию самому вырвать беспощадно плевелы, совершить суд. Имея в виду правду, спросим себя: можем ли мы утвердить ее чрез мщение за личные обиды? Правда для торжества нравственного блага существует: она там, где зарождается зло и вырастает добро из всякой возможности добра. Но мститель, как мы видели, не только не заграждает зла, а вызывает его, не гасит пламени вражды, а поддерживает. Грубым словом и ответной обидой не исправить обозленного сердца, т. е. не достигнуть целей правды. Наоборот, на зов любви и прощения раскрывается даже грубое сердце. «Прости!» – говорит ходатай добра в душе нашей: – «прости и увидишь, что рана обиды твоей зажила, что враг твой пристыжен твоим великодушием, что он обезоружен и внутри себя желал бы отплатить тебе тою же золотою монетою добра, хоть в этом, может быть, и не в силах сразу сознаться».

Но сердце не всегда слушается рассуждений разума. У него есть свои таинственные законы и пути. Не найдем ли мы в нем самом такого ключа, которым можно бы повернуть настроение обиды в другую сторону? Пожалуй, сердце постарается сдержать гнев свой при мысли о том, что Бог непременно накажет обидчика; но эта мысль о мщении свыше может успокоить душу, заживить острую боль, но не изменить настроения в корне: мстительность утончается здесь, а не уничтожается совсем; мало того, уверенность, что за меня отомстится, может давать еще услаждение: чем позднее, тем бесповоротнее будет осуждение моего врага, – сатанинское услаждение! Равным образом и то соображение, что забыть обиду, значит приобрести спокойствие, может сказаться в сердце лишь себялюбивым желанием избежать мучительных душевных состояний. Здесь не будет искренности прощения и благожелания, следовательно и христианской ценности поведения и настроения. Как же этого достигнуть? Любовью!

Конечно, трудно полюбить обидчика, обидой он запер для нас свой парадный вход, которым принимает своих друзей. Но в нашем сердце и в его сердце есть другой ход, черный, ведущий в те же внутренние покои, как и первый.

Это – та же любовь, но только не к тем, кого любить легко и приятно; называется она жалостью, состраданием! Пожалей же, сердце мое, того, кто ранил тебя; он это сделал потому, что в сущности сам такой же раненый. Все эти взаимные обиды происходят от ужасной, зияющей раны греха, той болезни, которою заражены все мы без исключения, хотя и в разной степени. Если бы мы не были братьями по Адаму-праотцу, то это самое общее несчастие должно бы сплотить нас, как родных, как братьев, на борьбу с этой ужасной болезнью, притом заразительной: ведь вот один обидел, а другой уже заражен желанием ответной обиды. Обидчик вредит прежде всего себе, потому что удаляет этим от себя единственного Врача, Христа Спасителя, Который силен исцелить его. Пожалей же его, он несчастнее тебя, потому что роет себе яму, идет к бесконечной гибели. Прости его: это лекарство и ему и тебе. Подай ему руку: вдвоем вы успешнее найдете исцеление. Помогите Врачу исцелить вас, а врачевание Его есть милость, а не суд. Попробуйте это средство применить к другим, вы увидите, что в нем есть сила, вы получите уверенность в выздоровлении, а уверенность ведет к благополучному исходу. Если вы простите брата своего, то уж конечно вас простит Отец: вы знаете, что и на земле отец милостивее к детям, чем последние друг к другу. Для чего нам искать суда и расправы друг на друга, когда все мы больные, несчастные грешники, все мы достойны осуждения и нуждаемся в прощении, а не отмщении! Простим же друг другу, чтобы и нас простил Отец Небесный! Аминь. (Слово в неделю Сыропустную прот. Иоанна Слободского).

183. Поучение в неделю Сыропустную

Если вы будете прощать людям согрешешения их, то простит и вам Отец ваш небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших, говорит Господь (Мф.6:14. 15).

Нынешнее воскресенье называется в просторечии прощеным воскресеньем, потому что сегодня положено читать евангелие, заповедующее нам прощать согрешения против нас ближних, чтобы и нам простил Отец наш небесный бесчисленныя наши согрешения. Вследствие этого, с древних времен, между благочестивыми христианами ведется обычай в нынешний день, да и во всю сырную седмицу, просить друг у друга прощения, в чем кто погрешил один против другого. Обычай прекрасный, истинно христианский, потому что кто же из нас не погрешает против ближнего своего или словом, или делом, или помышлением; и испрашивание прощения у другого доказывает нашу веру в Евангелие, наше смирение, незлобие и миролюбие; напротив, нежелание просить прощения у тех, против кого мы действительно виноваты, показывает в нежелающем примирения маловерие, гордость, самомнение, памятозлобие, непокорность Евангелию, противление Богу, согласие с диаволом. А мы все чада Отца небесного по благодати, члены единого тела Церкви. Бог есть любовь, и более всех всесожжений и жертв требует от нас любви взаимной, любви, которая долготерпит, милосердствует, не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит и никогда не перестает (1Кор.13:4–8). Весь закон Божий состоит в трех словах: люби Бога и ближнего.

За прощение грехов ближним обещано нам прощение грехов Отцем небесным, помилование на страшном суде, – вечное блаженство: милостивые помилованы будут. А непримиримой злобе угрожает праведный суд Божий и вечная мука. Выслушайте одну повесть, из которой видно, как Бог наказывает еще здесь людей злобных и непримиримых между собою. В Киево-Печерской лавре, в древние времена были два инока, т. е. монаха, священник Тит и диакон Евагрий. Живши несколько лет дружелюбно между собою, они из-за чего то возымели потом вражду и ненависть друг к другу; взаимная злоба продолжалась весьма долго; и они, не примирившись между собою, дерзали приносить бескровную жертву Богу. Сколько братия ни советовали им, чтобы отложили гнев и жили между собою в мире и согласии, но все было напрасно. Однажды, священник Тит тяжко разболелся. Отчаясь в жизни, он начал горько плакать о своем согрешении и послал к недругу просить прощения; но Евагрий не хотел и слышать о том и начал жестоко проклинать его. Братия, соболезнуя о таком тяжком заблуждении, насильно привлекли его к умирающему. Тит, увидев врага своего, с помощию других встал с одра и пал пред ним, слезно умоляя простить его; но Евагрий был так бесчеловечен, что отвернулся от него и с остервенением воскликнул: ни в сей, ни в будущей жизни не хочу примириться с ним! Он вырвался из рук братии и пал на землю. Иноки хотели поднять его, но как изумились, увидев его мертвым и столько охладевшим, как бы он умер за долго перед этим! Их изумление умножилось еще более, когда священник Тит, в то же самое время, встал с одра болезни здоровым, как бы никогда и не был болен. В ужасе от столь необыкновенного происшествия, они окружили Тита и один перед другим спрашивали: что значит это? Он отвечал: будучи в тяжкой болезни, доколе я, грешный, сердился на брата моего, видел ангелов от меня отступивших и плачущих о погибели души моей, а нечистых духов радующихся, – вот причина, почему я более всего желал примириться с ним. Но как скоро привели его сюда, и я поклонился ему и попросил прощения, а он начал проклинать меня, – я увидел, что один грозный ангел поразил его пламенным копием, и несчастный повергся мертвым на землю; а мне тот же ангел подал руку и восстановил от одра болезни. Иноки оплакали лютую смерть Евагрия и с того времени более прежнего начали блюстись, чтобы никогда солнце не зашло во гневе их.

Братия и сестры! Памятозлобие есть порок ужаснейший, и сколько мерзок пред Богом, столько пагубен и в обществе. Мы созданы по образу и подобию Божию: кротость и незлобие должны быть нашими свойствами неизменными; ибо и Бог всегда с нами поступает по Своей кротости, долготерпит и прощает нам без числа. И мы должны прощать. – А памятозлобивый не имеет в себе образа и подобия Божия: он более зверь, нежели человек.

С завтрашнего дня наступает великая четыредесятница, или великий пост, – время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем также о необходимости и пользе поста.

Нужен ли пост, т. е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? – А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или царство небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божию, живут во веки веков правда и мир и радость о Дусе святе, там Бог, там духи блаженные, там люди праведные; а на земле – в продолжение многих лет только и видишь грехи, смятения и бедствия – везде. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь царствия Божия наследити не могут (1Кор.15, 50), потому что царствие Божие несть брашно и питие (Рим.14:17). Плоть и кровь, пища и питие, как вещи грубые, стихийные, земные – должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных – тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому именно, что там небо, а не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные.

Если хочешь быть с Богом, если хочешь быть вечно благополучным: то ты должен согласиться, что тебе надобно попоститься душою своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить, вместо рубища дел неправедных украсить себя драгоценною одеждою добрых дел. Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе.

Следует ли еще после этого говорить о пользе поста, так как сказавши о необходимости его, мы указали частию и на его пользу? Он усмиряет нашу грешную, прихотливую плоть, освобождает из-под еее тяжести душу, сообщая ей как бы крылья для свободного парения к небу; дает место действию благодати Божией. Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее, – мы ощущаем стремление к делам добрым; является сокрушение о грехах, душа начинает чувствовать гибельность своего положения и начинает сокрушаться о грехах.

Братия! познáем, что тело наше есть храм Духа Святого, что мы не свои, а Божии, потому что куплены ценою крови Сына Божия. Не весте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, егоже имате от Бога, и несте свои? куплени бо есте ценою (1Кор.6:19,20). Уважим свою природу, возвышенную до причастия божественного естества; будем вкушать и пить столько, сколько нужно для поддержания жизни и для крепости наших сил; не отдадим ее во власть страстей нечистых, сделаем ее святынею, на которую и самим не стыдно было бы посмотреть, и в которой Бог узнавал бы дело рук Своих. Доселе мы грешили и предавались удовольствиям грубой чувственности; поживем хотя теперь целомудренно и свято. Мы были до ныне далеко от Бога по своим делам плотским; хотя теперь приблизимся к Нему; узнаем, сколько Он благ. Посмотри, Он дает нам вкушать Свою Плоть и Кровь. Если ты убежден, что сам по себе, без Бога, ты не больше, как нечистый тлен, прах, грешник, чуждый благодатной жизни, то ты поймешь, как велико благодеяние Господа, питающего нас Своею Плотию и Кровию. Он есть Источник жизни всех тварей и хочет поселить в тебе, чрез соединение с Ним в таинстве Причащения, Свою жизнь, Свои совершенства, Свой мир, Свое блаженство, и сделать тебя вечно живым. Будем держать всегда в уме, что душа наша должна стремиться к богоподобному совершенству, к дорогой свободе духа, и что она не может достигнуть этого совершенства, если мы будем оземленять ее делами плотскими, оковывать ее тесными и тяжелыми цепями вещества.

Господь да поможет нам встретить пост с радостию. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).

184. О грехопадении Адама

При вступлении на поприще поста и покаяния, св. Церковь напутствует нас ныне воспоминанием о первом грехопадении праотца нашего Адама для того, чтобы из примера его мы познали всю тяжесть греха и его пагубные последствия, научились избегать невоздержания, как начала и источника грехов, и обратились к покаянию, как единственному средству избавления от гнева и суда Божия.

От Адама мы наследовали грех и осуждение; но от него же наследовали веру в Искупителя, и благодать оправдания, и упование жизни вечной, и обетование той высочайшей славы, которую, воплотившийся для спасения нашего, Сын Божий уготовал всем верующим в Него, искупленным кровию Его человекам. В Адаме втором – Господе нашем Иисусе Христе, мы приобрели бесконечно более, нежели чего лишились в Адаме первом.

Что сделал Адам, чем заслужил страшный гнев Божий? Он преступил заповедь Божию, вкусил от плода древа, от которого единого заповедано было ему не ясти. Видите, братия, одно только прегрешение, преступление одной только заповеди Божией подвергло не только самого преступника, но и все потомство его вечному отвержению от лица Божия, вечному осуждению и проклятию. Такова страшная сила греха! Как самовольное преступление воли Божией, грех есть возмущение и восстание ничтожной твари против Бога – Творца и Вседержителя, Коего вседержавной воле повинуются небо и земля и преисподняя; грех есть оскорбление Святейшего святых, пред лицом Коего нетерпимо всякое беззаконие; грех есть нарушение и попрание того высочайшего закона, исполнением которого держится в бытии и стройном чине своем вся вселенная; грех есть ниспровержение и разрушение того богоучрежденного порядка, которым сохраняется блаженный мир и покой вечного царства Божия, и порядок этот не иначе может быть восстановлен, как полным проявлением правосудия Божия над преступлением и преступником. Таков был грех Адамов, и за него достойно и праведно он был отринут от лица Божия, изгнан из рая сладости, осужден на смерть и вечные мучения по смерти. Но несравненно тяжелее, братия, наши грехопадения. Нам теперь более, нежели первому человеку, известны и вся пагубная сила греха и все его пагубныя последствия; видели мы многократные примеры страшных казней, в которых проявляло себя Правосудие Божие над грешниками; открыто нам в слове Божием все, что сделано Богом для спасения нашего, все, что требуется от нас и что ожидает нас в вечности. Нам более, нежели Адаму, преподано благодатных средств к тому, чтобы мы могли преодолевать соблазны, побеждать искушения, избегать грехопадений и исполнять Божественные заповеди. Но, что важнее всего, нам дано видеть, в лице Бога, не только Творца своего и Вседержителя, но и Отца любвеобильнейшего, Который для спасения нашего не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас всех предал Его на страдания и крестную смерть, Который усыновил нас себе во имя пострадавшего за нас Сына Своего, облек нас в одежду чистоты и непорочности в таинстве св. крещения, даровал нам сокровище благодати Святого Духа Своего и соделал нас наследниками вечного Своего царства. Что же делает теперь христианин, когда сознательно и самовольно преступает заповеди Божии? Он дерзко отрекается Его отеческой воли и власти над собою, пренебрегает отеческую любовь Его, ругается всесильной благодати Его, попирает святейшую кровь Сына Божия, ни во что вменяет крестные страдания и смерть, которые Он претерпел за грехи наши. Какой геенны достаточно будет для возмездия такому презрителю величия Божия? Каких мучений ада довольно будет для отмщения за такое оскорбление бесконечной любви Божией? Достойно из Эдема изгнан бысть Адам, не сохранив едину Твою, Спасе, заповедь: аз же что постражду, отметая всегда животная Твоя словеса? Так молился один великий и святой муж. Посему то, братия, нам должно вечно благодарить любовь Божию, которая ради крестных страданий Искупителя нашего, щадит нас согрешающих, не поражает тотчас гневом своим преступников святейшей воли Своей, долготерпеливо ожидает нашего обращения и покаяния.

Что делал Адам после своего грехопадения? Изринутый из рая сладости за преступление, он не хотел удаляться от пределов его, и седе прямо рая, – чтобы этою близостию к первому, блаженному жилищу своему напоминать себе и о потерянном блаженстве, и о настоящем состоянии проклятия, и о своем согрешении пред Богом, и о Божием всемилостивом обетовании спасения, и о Боге карающем грех, и о Господе милующем и спасающем грешника, – чтобы, таким образом, дух покаяния, возбужденный первою казнию правосудия Божия, не угасал никогда и избавил его от казни грядущей, вечной. Однажды согрешил он, но девятьсот лет каялся и плакал о грехе своем пред заключенными вратами рая. Тем более нужно плакать и каяться нам, братия, чем многочисленнее и тяжелее наши прегрешения, в сравнении с грехом Адамовым. Будем же взирать не на грехопадение праотца нашего – в ложное оправдание своих грехов, а на его покаяние в обличение нашего легкомыслия и беспечности: последуем примеру его глубокого сокрушения и горького плача о грехах своих. Милостиве Господи, помилуй мя падшаго! Вот молитва, которую завещал нам в наследие первый наш праотец! И эта краткая молитва, если она исходит от сердца сокрушенного и смиренного, от души истинно кающейся пред Богом, так сильна пред милосердием Божиим, что могла бы и самого духа злобы преобразить паки в ангела света, если бы гордыня его могла смириться до истинного покаяния, до осуждения себя и сокрушения пред Богом. Сею-то святою молитвою будем молиться и мы, под руководством св. Церкви, в наступающие дни покаяния. От умиленной души и сердца сокрушенного будем вопиять ко Господу: помилуй мя, Боже, помилуй мя! Яви человеколюбие Твое и ко мне падшему, не отринь от лица Твоего и мене окаянного; отверзи двери милосердия Твоего и мне осужденному, взыщи благоутробием Твоим и мене погибающего; омой пречистою кровию Единороднаго Сына Твоего и мою оскверненную душу, очисти и освяти благодатию всесвятого Духа Твоего и мое растленное грехами сердце, оживотвори силою Твоею и мене мертвого прегрешениями и истлевшего в беззакониях! Помилуй мя, Боже, помилуй мя! Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Аминь. (Сост. по поучен. Димитрия, архиеп. херсонск., т. 4-й, стр. 142).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle