Поучения великопостные
185. О важности и необходимости поста
Во дни поста благовременно и полезно побеседовать о важности и необходимости для нас поста: пост есть самое настоящее Богом определенное для нас, провождение жизни, а излишества – это уже беспорядок жизни. В раю не было ни винопития, ни мясоястия, и была даже определенная заповедь поста – не вкушать от древа познания добра и зла. Рассуждая об этом, св. Василий Великий восклицает: «уважь седину поста; он современен человечеству» (слово 1-е о посте). Перенесясь мыслию к настоящему быту людей, великий святитель говорит, что и теперь прекратилось бы много болезней, горьких обид, неправедных хищений, если бы пост сделался главным правителем нашей жизни (Слово 2-е о посте).
Священная история показывает, что все святые праведники постились и постом достигали своего величия. Праведная Анна посвящает сына своего Самуила Богу и говорит, что он не будет пить вина и ничего пиянственнаго (1Цар. 1:11). Постом Даниил и три отрока воспитали в себе ту силу веры, которою заградили уста львов, угасили силу огненную (Евр.11:33). Моисей, беседуя с Богом на горе Синае, сорок дней не вкушал пищи. Илия постом приготовляется к Боговидению на горе Хоривской. А Иоанн Предтеча, Креститель и друг Христов! «Вся жизнь его – единый непрерывный пост». Не было у него ни одра, ни стола, ни пшеницы, ни человека, который приготовил бы хлеб. Потому «не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя», говорит св. Василий Великий и дает такое значение посту: «пост рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост добрая стража души, оружие людей доблестных, училище подвижников».
Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил четыредесятидневный пост и дал нам прямую заповедь о посте в предостережение от поста лицемерного: егда поститеся, сказал Он, не будите яко лицемеры; и даже указал в посте средство для выражения к Нему нашей любви и благодарности. Приидут дние, егда отымется от них жених, и тогда постятся (Мф.9:15). Пост есть свидетельство, что мы любим Господа и умеем ценить Его неизреченную любовь к нам: детям не до пищи в день смерти любезного отца или матери; так, и еще более, ученик Христов скорбит духом и постится в священные для него дни воспоминаний о преданном, поруганном, распятом за всех нас Господе Спасителе. И св. апостолы не только сами часто постились, но и установили на все времена этот святой и великий пост в честь и память сорокадневного поста Христова и Его спасительных страстей и смерти, заповедав всем соблюдать его, под угрозою отлучения от Церкви за несоблюдение (Прав. апостольск. 99-е).
Скажут, может быть, некоторые: «и рад бы поститься, да, болезнь и врачи не дозволяют». Больные люди, конечно, не могут нести строгого поста; им разрешается иногда и совсем не поститься. Но всегда ли справедливы ссылки на болезнь? Пред очами Всеведущего много ли найдется таких, которые бы действительно не могли поститься? Врачи, на которых ссылаются, не могут отвергать, что умеренность – мать здоровья, что перемена пищи служит к обновлению сил, что постоянное употребление мясной пищи до очевидности вредно. А сила Божия, которая в немощи совершается? Даниил и три отрока от поста и по виду были добрее, светлее сладкопитанных вавилонских юношей. Анна пророчица среди поста и молитвы достигла восьмидесяти четырех лет. И ныне сколько примеров на глазах постников долгоденствующих! А возвышение духа, укрепление характера, воспитание добрых религиозных чувств: разве это – маловажные блага, что ради них нельзя допустить никогда некоторого изнеможения телесного? Бедные родители! вы боитесь, чтобы от постной пищи не ослабели в здоровье ваши дети, а не замечаете, как этим с раннего возраста заносите язву в их душу, ту язву, что они начинают пренебрегать уставами Церкви, приучаются попирать то, что должно быть священно для каждого христианина! «Пост охраняет младенцев, уцеломудривает юнлго; дети, как цветущие растения, да орошаются водою поста», говорит св. Василий Великий.
«Я великий пост держу, но малых постов не соблюдаю», говорят иные. Какие посты вы называете малыми? В среду и пяток? Но эти, по вашему выражению, малые посты и запечатлены самыми священными и трогательными воспоминаниями: в среду был предан Господь Иудою, в пяток страдал и умер на кресте. Прочие посты также имеют важныя и достаточные основания.
Пост не может быть для всех одинаков. Святые могли поститься много. Церковь хочет, чтобы мы для обуздания плоти отказались от излишества в пище и питье, отказались от мяса, лакомств, вина и других яств, без которых легко можем прожить. Господь не отвергнет никакого поста, лишь бы он был для Господа, и для того, чтобы приучать себя к лишениям и отучить от чувственных удовольствий и от излишеств.
Кроме указанных преимуществ поста, для нас есть еще одно важное и обязательное побуждение хранить святые посты и приучить к ним с малолетства детей наших: это дорогое наследие, перешедшее к нам чрез предков наших от самих Христовых апостолов, отличие и преимущество нашего святого православия.
Горе нам грешным с нашею суетою житейской! Обманываем мы самих себя, обманываем друг друга и, кажется, думаем обмануть Самого Господа Бога. Сколько, например, у нас забот и хлопот о том, чтобы было чем жить, что есть и пить; вся жизнь у иного проходит в этих заботах: помолиться некогда, почитать слово Божие недосужно, а о том, чтобы думать о спасении души – и говорить нечего. «Мы ведь не ангелы безплотные», – так обыкновенно любят говорить люди: «пить – есть хотим, обуться-одеться нужно; как же нам не заботиться о куске хлеба насущного?» Но под насущным мы нередко разумеем прихоти свои, и заботы свои доводим до того, что и Бога забываем, и ближнего знать не хотим. А подумать бы: много ли человеку нужно, например, пищи, чтобы он был жив и здоров, чтобы мог трудиться во славу Божию и на пользу ближнему? На этот вопрос отвечают нам св. постники, отвечают не словами, а примером своей постнической жизни.
Вот преп. Иларион принимает пищу иногда чрез три, иногда чрез четыре дня. Св. Иоанн Постник, патриарх Константинопольский, во все время своего святительства, в продолжение всей недели не имел стола, и только в воскресенье вкушал немного огородных овощей. Преп. Паисий пять дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. Преп. Симеон юродивый, хотя и ел иногда, прикрывая свою святость пред людьми, мясо и другие лакомства, но за то очень часто проводил в посте целую неделю, а нередко и сорок дней. Св. Симеон Столпник сначала вкушал в неделю раз; но потом, желая приучить себя к строжайшему посту, заключился в тесной келлии на сорок дней, и хотя у него были хлеб и вода, однако он не прикоснулся к ним. С тех пор он постоянно проводил св. Четыредесятницу без пищи. К числу таких подвижников принадлежат: Антоний и Феодосий Великие, Макарий Египетский, Иоанникий Великий, Афанасий Афонский, Арсений Великий, Онуфрий Великий, Мария Египетская, Даниил Столпник и многие другие. Вот как питались или лучше сказать – постились св. подвижники. Но еще надобно сказать: в чем состояла их пища. – Это были смоквы и финики, разные огородные растения, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко с маслом. Вкушали они вареные зерна пшеничные, чичевичные и другие, что у них назывались сочивом. Те, которые жили в монастырях, питались, кроме овощей, конечно и хлебом.
Пустынники обыкновенно питались тем, что произращала бесплодная земля пустыни: дикими растениями, корнями разных трав, мохов, дубовой корой... И при таком то скудном питании они еще никогда не ели досыта: оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода – вот какое было у них правило! Они смотрели на пищу, как на лекарство. Фунт хлеба в сутки – вот самая обычная мера их пропитания. Но многие и эту меру сокращали: преподобный Досифей уменьшил ее до четверти фунта в день. Многие из наших Киево-Печерских затворников питались обыкновенно одною просфорою. Что скажут на эту живую проповедь о посте слабые люди нашего времени? Скажут ли, что так изнурять себя грешно, что такая скудная пища вредна для здоровья, сокращает жизнь?.. Но едва ли кто из нас способен переносить такие великие труды телесные, какие выносили св. постники: целые ночи они выстаивали на молитве с земными поклонами, весь день проходил у них в тяжелой работе, легко переносили нестерпимый летний зной и стужу зимнюю, спали час-два в сутки на голой земле, а иные и вовсе не ложились, а только дремали, стоя или сидя. И при всем этом они почти вовсе не знали болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были только кожа да кости. А жили они от 80 до 100 лет и более.
Значит, самый строгий пост не только не вредит здоровью, не сокращает жизни человека, а сохраняет и умножает их: постники то и живут дольше других. И теперь, спросите: где можно более встретить глубоких старцев, убеленных сединами – в миру ли, или в стенах св. обителей? Конечно, в монастырях, и эти старцы, конечно, из тех, которые строже соблюдали монашеские уставы о посте. Или скажете, что святым людям Сам Бог помогает Своею благодатию? Но кому же Бог отказывает в Своей благодатной помощи? Грядущаго ко Мне не изжену вон, глаголет Сам Господь во святом Евангелии. Впрочем, и не к тому мы говорим о св. подвижниках – постниках, чтобы во всем брать с них пример; не сразу и сами они доходили до такого строгого поста, а постепенно, в продолжение многих лет приучали себя к нему. Для нас довольно и того, чтобы на основании их опыта решить вопрос: много ли человеку нужно хлеба насущного, чтобы он мог в добром здравии трудиться во славу Божию, ближнему на пользу и себе во спасение? Очень, очень не много нужно для этого. Не расстроим и мы своего здоровья, если у нас на столе будут и хлеб и овощи, и вообще простая, хотя, может быть, и не очень вкусная пища. Ведь как ни рассуждай, а все же и святые постники не ангелы были, а такие же люди, как и мы, и они плоть носили, и у них природа требовала пищи; но вот видите, как они сумели, при помощи Божией, довести ее требования до самой малости; значит, – и нам не следует поблажать своим прихотям, не следует обманывать себя; будем довольны тем, что Бог посылает нам от наших праведных трудов; и если бы наша плоть грехолюбивая стала сетовать, что того ей мало, другое не по вкусу, если б возопила: «того не могу, другое не хочу – заболею», то скажем ей: лжешь, обманщица, можешь и не заболеешь!.. Тебе и нужно то не много: мало яждь, мало пий – вот и здрава будеши. (Сост. по поучен. Иннокентия, архиеп. Херсон.).
186. О говении
По установившемуся у нас обычаю, каждый православный христианин, желающий в течение великого поста исполнить долг исповедания и приобщения св. Христовых Таин, избирает для сего одну неделю и старается провести ее с большею строгостию относительно употребления пищи и с большею внимательностию к неопустительному посещению храма Божия. Миряне не могут на весь пост отрешиться от своих житейских забот, оставлять свои занятия и неопустительно являться ко всем службам церковным. Поститься строго, так, как предписано Церковию, многие считают для себя даже вредным и с трудом выдерживают одну избранную для говения неделю.
Как же должно поститься?
Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. По учению Церкви, истинный и благоприятный Господу пост составляют уклонение от всякого зла и принуждение к добру, воздержание от страстей и пороков. Внешние – телесные посты не всегда необходимы, а сей внутренний пост необходим во всякое время. Внешние посты проходят и оканчиваются, а этот духовный пост беспрерывен и должен окончиться только с нашею жизнию, когда мы, совлекшись бренной и грехолюбивой плоти, облечемся в нетление и бесстрастие.
Итак, хочешь ли поститься воистину? Воздержи первее всего язык твой от всякого слова праздного, тем более гнилого и неподобного. Начни пост духовный с малого члена телесного, который однако же есть великий враг и упорный противник. Победив его упорство, ты силен будешь обуздать и все тело. В противном случае язык твой, как конь необузданный, будет влачить тебя по дебрям лжи, злобы и лукавства.
Хочешь ли поститься воистину? Оставь, вместе с пищею излишнею, всякую ненависть, досаду, ропот и пререкание, сделайся во всем и ко всем тихим, кротким, смиренным, благоснисходительным и любовным.
Хочешь ли поститься воистину? Удали от себя вместе с снедями, чревоугодию потворствующими, и все прочие похоти плотские. Удали от себя все предметы соблазнительные, – книгу непотребную, сладострастием и вольнодумством дышащую, со стен комнат твоих – картину изображения нецеломудренного. А затем старайся из самого ума и памяти твоей выбросить все любострастные образы и утверди вместо их в памяти и воображении твоем крест Христов и образ твоей смерти.
Хочешь ли поститься воистину? Обозри, чем можешь служить, во имя Господа, меньшей братии твоей о Христе, и не медля приступи к делу благотворения: одень нагого, прими сирого, призри недужного, посети заключенного. Ведь надобно же произойти каким либо плодам от такого великого древа, каков великий пост. Каким лучше, как не плодам человеколюбия, когда ты сам посредством поста ищешь милости Божией?
Такой пост будет благоприятен для Господа. Соединяющий таким образом воздержание душевное с телесным не погубит мзды своей. Для того и назначен телесный пост, чтобы помог он нам укротить свою плоть, облегчить душу, оживить совесть, приблизить к себе благодать Божию. Если мы сделаемся в мыслях чище и целомудреннее, в словах правдивее и назидательнее, в нравах более кротки и великодушны, в делах справедливее и благотворнее, то цель поста сим самым, при помощи благодати Божией, будет в нас уже достигнута. В противном случае, пост наш будет подобен лекарству, при употреблении которого больной, по неразумию или невоздержности, предается всем прежним привычкам, произведшим его болезнь. Чего ожидать от такого лекарства, кроме ожесточения болезни, тем опаснейшего, что мы, по надежде на врачевание, будем думать, что выздоравливаем. Постящеся, братие, телесне, постимся и духовно.
Кроме того, особенно во время своего говения, мы должны прилежать к молитве, неопустительно посещать храм во все службы церковные, можем и должны подражать подвижникам благочестия во время своего говения строгим воздержанием в пище и питии. Св. отцы могли достигнуть высшей степени постничества. Одни из них, например, каждый день постились до вечера, иные оставались несколько дней без пищи, другие в течение всего поста только раз в неделю вкушали пищу, довольствуясь притом сухоядением. Такой пост не многие из нынешних христиан могут выдержать, – но всем нам надлежит во время говения строго держаться правил церковных относительно употребления пищи, т. е. принимать только постную пищу по окончании служб, с умеренностию, не изысканную, не усладительную для вкуса и не могущую утучнять тело. Хорошо ли это, когда, думая поститься, некоторые приготовляют себе такую изобильную и сладкую пищу, которая даже лучше скоромной? Достигается ли при этом цель поста, коим должны быть смиряемы наши прихоти? Но более всего нам во время говения должно помнить, что истинный пост Богу приятный, не может ограничиваться одним исправным хождением в церковь, усердием в поклонах и строгостию в пище. Постясь телесно, мы должны особенно поститься и духовно.
Древние св. подвижники удалялись на вес великий пост из общежитий в отдаленные пустыни и там, не видя лица человеческого, пребывали в молитвенной беседе с Богом и в наблюдении за своими душевными помыслами. Нам, обязанным жить в миру, можно последовать примеру пустынножителей в том отношении, если мы, во время поста и особенно во время говения, будем удаляться от всяких развлечений, от праздных разговоров, оставим житейскую многопопечительность, исправляя только самые необходимые свои дела, будем стараться сохранять свой дух в спокойном состоянии, не волноваться, не раздражаться, проводя время в стенах своего дома и умиротворяя себя усердною домашнею молитвою, душеполезным чтением и благочестивыми размышлениями. Таким образом мы устроим около себя как бы пустыню, где ни наше око, ни наш слух, ни другие чувства наши не будут развлекаемы суетою и греховными соблазнами, и мы будем иметь возможность углубляться в себя, внимать своим помыслам и сердечным движениям.
Как необходимо человеку для достижения истинного самопознания избегать суетных развлечений, могущих волновать душу, один св. подвижник изъяснил следующим наглядным примером. Рассуждая о важности пустынного уединения, он налил воду в сосуд и сказал ученикам своим: поглядитесь в воду. Она была возмущена и в ней ничего не отражалось. Через несколько времени он опять сказал: поглядитесь в воду, когда она устоялась. Взглянув, они увидели в ней лица свои как в зеркале. Тогда св. отец сказал: подобное этому совершается с человеком, когда он находится посреди человеков, не может видеть грехов своих по причине возмущающаго его непрестаннаго развлечения, – когда же удалится в уединение, тогда усматривает свои согрешения.
Старайтесь, братия, чтобы ваше говение состояло не в одном только наружном подвиге телесном, но более всего в удержании души от привычных ей греховных влечений, в самообличении и сокрушении сердечном. Не один только пост чрева мы должны налагать на себя, но и все чувства наши должны быть удерживаемы от приманок греховных. Аминь. (Из разн. поучений).
187. Какие мысли и чувства должны быть в уме и сердце кающегося грешника во время говения, или как он должен приготовляться к исповеди и причащению?
Прежде всего кающийся должен сознать пред Богом, – привести себе на память, сколько можно, все и особенно тяжкие грехи свои, все случаи, когда он оскорбил Бога, поступив против совести и закона Божия. Нельзя лечить своих духовных ран, не зная их, не думая о них.
Для тех, которые мало знают учение закона Божия, скажем, какие грехи особенно тяжки. Во-первых, забвение о Боге, ослабление в человеке чувства страха Божия, неблагодарность Богу за Его благодеяния, редкое хождение в церковь, даже в воскресные и праздничные дни, удаление на несколько лет от исповеди и св. причастия; употребление имени Божия всуе – или божба и ложная клятва, ворожба и гадания; далее грехи против ближних: вражда непримиримая, злоба на ближнего, ненависть, мстительность, зависть, оскорбление других делом или словом; особенно непочтение к родителям, грубое, жестокое обращение с супругою, с детьми, присвоение чужой собственности, или кража, обман; наконец, грехи плотские: блуд, прелюбодеяние, пьянство, сквернословие. Я нарочно исчислил вам главные грехи, чтобы вы знали, в чем особенно должны каяться пред Богом, и чего после исповеди должно беречься. А то часто случается, что иной, по неведению, кается в каком-нибудь менее тяжком грехе, а о главных грехах забывает. И если посмотреть на жизнь многих, то можно подумать, что они некоторых из исчисленных нами грехов и грехами не считают.
Воспоминая о грехах своих, кающийся грешник должен сокрушаться о них сердцем, или скорбеть, сожалеть, что поступал против воли Божией. Сокрушение о грехах есть самая угодная жертва Богу: жертва Богу дух сокрушен, говорит Давид, который сам каждую ночь сокрушался и плакал о грехах своих, как он говорит: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Если нет в нас этого чувства, если сердце наше холодно, то должны молить Господа, чтобы Он благодатию Своею смягчил ожесточенное сердце наше, и дал нам слезы покаяния, как Церковь поет: слезы даждь ми, Боже, якоже иногда жене грешнице. Потом, чтобы возбудить в себе дух сокрушения, надобно размышлять, что всяким грехом своим мы оскорбляем Бога, возбуждаем против себя гнев Его, что для нераскаянных грешников Он есть, как говорит апостол, огнь поядаяй, что Он есть вместе и Отец наш; послал Он на землю Единородного Сына Своего, Который, по любви к человеку, не возгнушался плотского рождения, претерпел распятие и тяжкую крестную смерть. Как глубоко мы оскорбляем Его любящее сердце, когда грехами своими разрушаем устроенное Им дело спасения нашего, препятствуем Ему спасать нас!
Надеясь на милосердие Господа и прося у Него прощения грехов своих, кающийся грешник должен еще иметь в сердце своем искреннее желание и твердое намерение на будущее время всеми силами воздерживаться от грехов и исправить жизнь свою. А без этого намерения покаяние наше не будет истинным покаянием. Мы видим в Евангелии, что Спаситель прощая грешников, всегда требовал от них исправления жизни. Например, отпустив грехи расслабленному и исцелив его от болезни, Он сказал ему: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет, т. е. чтобы тебе не было хуже. Жену, обличенную в прелюбодеянии, Иудеи, по закону Моисееву, хотели за этот грех побить камнями. Спаситель простил ее, однако сказал ей: иди и отселе ктому не согрешай.
Мы так редко бываем на исповеди, так много накопляем грехов, что иной раз придешь на исповедь и не знаешь с чего начать, и как раскрыть пред отцом духовным совесть свою? И то, что помнил, забудешь иногда; а сколько грехов, которые вовсе на память не придут и останутся на совести! Как же быть? Как избежать сего забвения? – Нужно заранее готовиться к исповеди. Что светильник в темном месте, то закон Божий – для души нашей. Светильник ногама моима закон Твой, Господи, и свет стезям моим! (Пс.118:105). Возьми же этот благодатный светильник, возьми заповеди Божии, и разбирай по ним все дела свои. Вот заповедь Христова говорит: аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя – заметь: не только если ты злобишься на брата, но даже если брат твой имеет что-нибудь на тебя, и тогда – остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим (Мф.5:28, 24). Это самое первое и главное: помирись с ближним твоим. Потом читай по порядку десять заповедей Божиих.
Вот первая говорит: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии разве Мене. Правда, ты христианин православный, ты веруешь в единого Бога истинного; но почитаешь ли Его как должно? Любишь ли Его всем сердцем твоим? Не отчаивался ли в Его милосердии? Не надеялся ли на людей больше, чем на Господа Бога? Не нарушал ли заповедей Божиих из угождения людям? Не прибегал ли к каким суевериям, к гаданию? К ворожбе и волшебству? Не веришь ли приметам суетным? Не сомневался ли в святых догматах Веры Православной? Не читал ли из грешного любопытства книг безбожных и еретических?
Вторая заповедь запрещает поклоняться идолам. Ты и не кланяешься идолам. Но ведь любостяжание, по слову св. апостола Павла, есть то же идолослужение (Кол.3:5), и у чревоугодников есть свой бог – чрево (Флп.3:19), и гордый, тщеславный, лицемерный сами себя ставят выше всего, сами из себя делают идолов: не угождаешь ли, не служишь ли и ты своему чреву, своему самолюбию, своей жадности и скупости как идолам? Не искал ли чести и славы людской? Не гордился ли чем? Не гонялся ли за богатством?
Третья заповедь гласит: не приемли имени Господа Бога твоего всуе – напрасно. Как часто мы нарушаем эту великую заповедь! Не говорю уж о божбе в обыкновенных разговорах: всякий знает, что это грешно; но положим, что ты удерживаешь себя от такой божбы: всегда ли ты с благоговением произносил святейшее имя Божие! Не роптал ли ты на Бога в скорбях твоих? Не обращал ли в шутку слов св. Писания? Внимательно ли, нерассеянно ли стоял ты на молитве? Не нарушал ли обетов, данных Господу? Все это грехи против третьей заповеди.
Четвертая повелевает свято чтить дни праздничные. Всякий знает, что работать в праздники грех, но ведь работать для того и запрещено в эти дни, чтобы свободнее было делами Божиими заниматься. А так ли ты поступал? ходил ли в церковь Божию? Не смеялся ли, не празднословил ли в доме Божием? Не уходил ли раньше отпуска? Не прикасался ли к святыне в нечистоте телесной? Молишься ли дома? Читаешь ли Слово Божие и духовно-нравственные книги? Помогаешь ли бедным? Навещаешь ли болящих? Не проводил ли святые дни в праздности, в играх и забавах? Не пел ли светских песен? Не упивался ли вином? Не услаждался ли лакомством? Все это грешно и в простые дни, а в праздники – вдвое грешнее. Не нарушал ли св. постов? Это такие же установления церковные, как и праздники.
Вот пятая заповедь: чти отца твоего и матерь твою. Тут всю свою семейную жизнь рассмотри: почитаешь ли родителей? покоишь ли их на старости лет? А если они умерли – молишься о упокоении душ их? Не обходился ли сурово с детьми? Не оскорблял ли жены, братьев, сестер и других родных? Как обходишься с прислугою? Потом к жизни общественной и церковной перейди: молишься ли за Царя и Его Царскую Семью? за всех начальников? Почитаешь ли пастырей Церкви, отца духовного и крестных отца и мать? Поминаешь ли их в молитве твоей? Слушаешься ли их наставлений? Не обижал ли кого постарше тебя и особенно благодетелей? А если Бог тебя поставил начальником, то как обходишься с подчиненными? Широка заповедь сия.
Заповедь шестая говорит: не убий. А можно и словом убить человека. И так, не имел ли ты злобы на кого? не досаждал ли, не бранил ли? не смеялся ли над кем? Бывает и так: человек в твоих глазах мучился, из сил выбивался, ты мог бы помочь ему, но не помог, а он беспомощный умер. Разве ты не ответишь пред Богом за него? Спроси еще себя: не укрыл ли ты какого убийцу? Не изнурял ли наемных людей работою? Не покушался ли на свою собственную жизнь? Это ужасный грех. Не соблазнял ли кого на грех? Соблазн – это убийство духовное.
Седьмая заповедь запрещает всякую плотскую нечистоту. Не легко бывает исповедать эти грехи. Смотри, чтобы грешная совесть твоя не стала лукавить пред духовным отцом: помни, что Бога не обманешь, и оправданий наших ему не нужно. Духовного отца не стыдись: он такой же человек, как и ты. Осмотрись внимательнее и поведай пред ним, без всякой утайки, болезни души твоей. Кроме грехов блудных, сюда же относятся грешные песни, пляски, сквернословие, нескромные игры и шутки, смехотворства, чтение книг безнравственных, нескромные зрелища, наряды, пьянства и подобные грехи.
Восьмая заповедь говорит: не укради. Положим, ты не крал, не грабил, не обирал никого... Но не обманул ли кого? Не подкупил ли? Не принимал ли краденого? Не брал ли с кого взятку? Не занимался ли ростовщичеством? Не гнал ли от себя бедняка? Не жил ли сам без нужды на чужой счет? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено? Все это противно восьмой заповеди Божией.
А против девятой заповеди кто из нас не грешил? Кто не осуждал ближнего? Кто не лгал? А сплетни, пересуды, всякое празднословие? И против десятой заповеди кто не согрешает? Сказано: не пожелай, а у нас столько зависти, недовольства, столько всяких нечистых грешных помыслов и пожеланий!..
После сих св. заповедей, раскрой св. Евангелие и прочти хотя только три главы из Евангелиста Матфея: 5-ю, 6-ю и 7-ю.
Читай и допрашивай сам себя: исполнял ли то, что там написано? Не знаешь ли еще чего-нибудь за собою, в чем укоряет тебя совесть твоя? И сколько грехов откроешь ты в своей совести, и невольно содрогнется сердце твое, и пойдешь ты к отцу духовному уже готовый, с открытою душой. Не худо, если сам для себя и запишешь свои грехи, чтобы легче было припомнить их на исповеди. А главное сокрушай твое сердце, и пред самою исповедию помолись Господу Богу, чтобы помог тебе очистить совесть твою покаянием. Непрестанно повторяй молитву св. Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю! даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». (Сост. по «Душеп. чт.», 1863 г., стр. 197, и «Троиц. л.», № 206).
188. Беседа об истинном покаянии и обращении к Богу
Вонмем! Святая Святым.
Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь всегда, когда касаются руками небесного хлеба, ангельской манны, Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа, когда возношу оный горе, показуя людям, и высшим гласом возглашаю: Святая Святым.
Содрогаюсь, веруя, что предложенный и пресуществленный хлеб, и влиянное в чашу вино суть Святая, суть Святых Святейшая, суть истинное на кресте Тело, и из ребр истекшая Кровь Спаса мира, и чувствуя притом что сия Святая должны преподаваться, преподаются и принадлежат единственно токмо Святым.
Ужасаюсь, чувствуя, что Святая токмо святым, и зная притом, что ни я, пред престолом Господним служащий, ни сей народ и люди престолу Божию предстоящие, не святы.
Смущаюсь, слыша глас, как царь Давид глас пророка Нафана, который говорил ему: ты еси муж сотворивый прелюбодеяние и убийство; и сего ради не отступит меч от дому твоего до века (2Цар.12:7, 9, 10); – смущаюсь, говорю, слыша глас совести моей, которая внутрено гласит мне, что и руки, коими прикасаемся мы к Святым, окровавлены, тело, вмещать в себя Святая долженствующее, нечисто, и душа, объяти их дерзающая, разнообразными мерзостями обезображена; и однако, прикасаемся, раздробляем, ядим и пием; ядим и пием, несмотря на то, что другие слова, Божий глас тотчас нам за сие и наказание изрекает подобно как Давиду пророк, изрекает вечное осуждение так глаголя: иже аще яст хлеб сей, или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет телу и крови Господни, якоже Иуда ядший со Христом на трапезе и предавший Его врагам: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая и не уважая Тела Господня (1Кор.11:27, 29).
Содрогаюсь, ужасаюсь, смущаюсь, чувствуя в недостоинстве моем всегдашнее совести обличение, и слыша за таковое недостоинство строгое от гласа Божия определение, именно вечное осуждение.
И все мы, христиане, все до единого должны быть в таковом страхе, ужасе и смущении, все должны иметь таковые чувствования, зная, что мы, которые дерзаем приступать и прикасаться к Святейшим Святыням, все грешны, все нечисты и мерзки, и несть ни единого, который бы обрелся чист пред Богом, чист по душе и по телу.
Что ж мы, христиане, должны делать, будучи объяты таковыми чувствованиями, имея внутри себя таковое смущение и волнение, чувствуя свое обличение, и слыша за оное осуждение? Что мы должны делать в столь бедственном и опасном состоянии своем? Что?
Неужели, услышав сей грозный глас, должны лишиться надежды на Бога, должны прийти в отчаяние и более ожесточиться? Неужели от такового страха должны совсем оставить трапезу сию, никогда не прикасаться к сим Священным Тайнам, и чрез то более и более уклоняться от Самого Бога?
Нет! Уклонение от Бога, лишение себя духовной пищи слова Божия и Святых Таин гораздо опаснее самого дерзновения нашего. Бог есть живот наш, свет Его и любовь Его оживляют и сохраняют нас, Слово же и Тайны Его суть пища наша. Так ежели мы из отчаяния и робости будем лишать себя сей духовной пищи и духовного пития, будем далее и далее уклоняться от света и любви Божией: то мы непременно лишимся истинного живота своего, состоящего в свете и любви Его, непременно умрем на веки. Вечная бо смерть, мука и ад суть лишение света и любви Божией. Весьма опасно, ужасно уклоняться от Бога.
Как же нам поступить в таком случае, когда мы недостойны предстать пред престолом Его, явиться Лицу Его, и насыщаться от священные трапезы Его?
Так, христиане, поступим, и всегда поступать должны, как в подобном случае поступил Давид. Что он сделал, падши в прелюбодеяние и убийство, осквернившись сими гнусными мерзостями? Что он сделал, когда увидел пред собою присланного от Бога пророка, обличающего его в беззакониях сих такими словами: ты сотворил такое злодеяние; меч не отступит от дому твоего до века? Что сделал он в таком случае? Лишился ли совсем надежды? Отчаялся ли во спасении своем? Уклонился ли совершенно от Бога? Нет! Что ж он сделал? Он пред Кем согрешил, Тому и исповедал грехи свои; он Кого оскорбил, Того и умилостивлял; он от Кого уклонился, к Тому и паки прибег и просил прощение. Пред Богом согрешил он, к Богу и прибег, пред Ним пал, и в глубоком смущении своем и в печали своей возопил: согреших ко Господу; помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое (Пс.50:3). И по таковом покаянии получил от оного же пророка уверение, что Господь отъя согрешение его, и что он не умрет (2Цар.12:13); по таковом покаянии паки имел он пред Богом такую благодать, что и беседовал с Ним, и наслаждался милостями Его.
Да подражаем примеру сего великого мужа! Не лишаем себя надежды, не отчаяваемся; не уклоняем себя далее от Бога; но будучи в страхе и смущении от оскорбления величества и святыни Его своими нечистотами, к Нему же прибегнем, припадем в печали своей к пречистым стопам Его, простремся по земли пред Сотворившим и искупившим нас, разобьем и сокрушим ожесточенные сердца свои, и возопием все вместе, и каждый порознь внутрь себя сию же самую покаянную Давидову песнь: Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Покаемся, братия, истинным покаянием, да возможем паки пользоваться благодатию Божиею, да возможем паки достойно и спасительно причащатися Святым Тайнам Его здесь ныне, и в будущей жизни со дерзновением предстать пред самое величественное Лице Его. Покаемся не на час, но навсегда, так покаемся, как покаялся Давид: так покаемся, как научает нас каяться сей покаянный Давидов псалом, который так начинается: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Сими словами царь Давид признает себя за такого грешника, который всякого наказания достоин а ничем себя избавить от оного не может, кроме единой Божией благости. А сие научает и нас, христиане, что первая степень покаяния есть познание бедности и окаянства своего, познание мерзости и нечистот своих, признание грехов и совершенного ничтожества своего. Взгляни сперва всякий во внутренность свою, и рассмотри прилежно, чего она исполнена? Посмотри, какой в ней нет нечистоты, какими душа и тело не обременены пороками и беззакониями? И увидишь, что всякие скверны в них сокровенны, и гордость, и ярость, и блуд, и пиянство, кратко: нет порока, которым бы они не были осквернены и нет беззакония, которого бы не учинили. Усмотрев же в себе таковые скверны, все мы должны признать оные явно, публично, пред Богом, и пред людьми должны признаться, что мы по причине таковых мерзостей ничто есмы, и нет ничего в нас, кроме греха, что грех так нами овладел, взял над нами власть, что нет средства, которым бы мы могли избавиться от рабства его, нет заслуги, которая бы загладила грехи наши, очистила беззакония наша, и подала утешение смущенной душе нашей. Мы должны уверить себя, что ни мы сами не можем себя избавить от таковой бедности и окаянства, и очистить скверн своих ни устными своими молитвами, ни наружными одними поклонами, ни телесным постом, ниже другие могут нас освободить от сего. Брат не избавит; избавит ли человек? Так говорит Псалмопевец. Великой цены стоит искупить душу от греховного пленения. А человек не даст Богу измены и за ся (Пс.48:8).
Но когда вникнем в себя, и узнаем смрад и нечистоту душ и сердец своих, узнаем, что единый грех владеет нами, и нет средства в нас самих ко избавлению от оного; когда мы узнаем, что мы беззакониями своими прогневили и оскорбили Бога, и грехи наши час от часу далее уклоняют нас от Него; ибо греси ваши, говорит пророк Исаия, разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас, еже не помиловати (Ис.59:2); тогда должны взойти на вторую степень покаяния, должны вспомнить, что нам надобно обратиться паки к Тому, от Которого уклонились, надобно просить прощения у Того, Которого оскорбили и прогневали, надобно умилостивлять Того, Который помиловать, простить и очистить может, вспомнив же сие, должны самым делом обратиться ко Господу Богу, должны прибегнуть к Нему, повергнуть себя к священным стопам Его, и от чистого и сокрушенного сердца возопить: согреших к Тебе, Господи! Помилуй мя, Боже, помилуй мя не по заслугам каким моим, не за добродетели мои, но помилуй мя по велицей милости Твоей, помилуй по единой благодати, долготерпению и милосердию Твоему. Кроме Твоей благодати не нахожу другого средства ко избавлению своему.
А чтобы мы со дерзновением, без страха могли приступить ко Господу, могли припасть к Нему, и просить у Него помилования: то Сам Господь Бог в данном нам от Него слове возбуждает нас к сему, Сам поощряет и дает смелость, так говоря: Аще обратитися ко Мне, и Аз обращуся к вам (Зах.1:3). И паки: не хощу смерти грешника: но еже обратитеся ему и живу быти (Иез.33:11). Сие Он подтверждает и примером блудного сына, который, хотя жестоко оскорбил отца своего, далеко уклонился т него, и развратную проводил жизнь; но однако ж не был отвергнут от отца, когда паки обратился к нему, когда пришел, пал пред ним и сказал: Отче, согреших на небо и пред Тобою; не был, говорю, отвергнут, а отец принял его, облобызал его, облек его в первую одежду его, возвел его на первое достоинство его, посадил с собою на вечери своей, и весьма рад был, что сын его, уклонившийся от него, паки обратился к нему, рад был, что сын его изгибл бе, и обретеся, мертв бе, и оживе (Лк.15:21, 32). Вот как милосердие Божие нас грешных призывает!
Но ежели и сие еще не отваживает тебя прибегнуть и возопить ко Господу: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей: то вспомни, что у нас есть великий Ходатай за нас, Который пришел в мир, воплотился от Девы Марии, пострадал за нас, Который, яко Агнец Божий пожерлся, и взял на Себя грехи всего мира, и Который ныне горе на небеси, сидит одесную Бога Отца, и ходатайствует за нас, как Моисей ходатайствовал о израильском народе, воздевая руки на горе; Он примиряет Бога с нами заслугами Своими, и просит у Него прощения наших грехов, только бы мы сами к Господу обратились. И не только Иисус Христос ходатайствует о нас, но и Самый Дух, по свидетельству Писания, ходатайствует о нас воздыханиями неизглаголанными (Рим.8:26). Имея убо мы таковые подпоры надежды нашей, таковых Попечителей о спасении нашем, обратимся ко Господу, приступим к Нему с дерзновением, и возопием: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей.
Ежели же осмелимся приступить, и припадем к священным ногам Его; ежели откроем Ему болезни свои, скажем: согрешили, помрачили в себе Твой образ, Господи, и живя блудно, приняли на себя образ диавольский, и образ скотский, предались гордости житейской и похоти плотской, скажем, что нет в нас никакого добра, нет света Твоего в сердце, но единое зло, темный адский змий, вместо Твоего света, вокруг оного обвился, зверские нравы, и скотские свойства, ярость и гнев, злоба и мщение, блуд и пиянство в оное водворились, вместо святыни Твоей; ежели признаемся, что мы точно таковы, и сами себе помочь не можем а ищем и просим у Него Единого помилования, говорим: помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей: то в тоже самое время и третие действие покаяния возродиться в нас должно, именно, желание, чтобы Господь Бог не только помиловал нас, простил, но и грехи наши, живущие в нас, истребил, изгладил, и уничтожил силою Своею; в то же самое время должны возжелать и сказать Ему: очисти беззаконие мое, изглади как из небесной книги, для нашего осуждения блюдомой, так и из самых сердец наших грехи наши, истреби их, и уничтожи, дабы совесть наша, всегдашний наш судия, успокоилась. Должны мы непременно сего просить. Ибо истинное покаяние не в одном словесном признании нашем состоит, не в одном помиловании Божием заключается, но оно еще состоит в сильном желании, стремлении и прощении, чтобы Господь Бог, простив нас в злых деяниях наших, разорил и греховное жилище в нас, истребил и изгнал пороки из нас так, дабы они после и не обитали в нас, совсем не имели места и действия ни в душах, ни в телесех наших. В сем то состоит покаяние, в сей перемене сердца состоит истинное действие оного!
А чтобы нам, христиане, и в сем действии покаяния не быть сомнительными, чтобы не мало не сомневаться; что Бог приимет нас, простит, и даже изгладит грехи наши и очистит беззакония наша: то мы должны подкреплять сию надежду свою щедротами Божиими, благодатию Его, тем, что Он долготерпелив и многомилостив, и что нет греха побеждающаго великое человеколюбие Его (Исх.34:6), должны, в сердце и в уме говоря, очисти беззакония наша, присоединять, по множеству щедрот Твоих, не по заслугам нашим, но по той единой любви, по которой Ты, Боже, из небытия нас воззвал, по которой Сына Своего послал для искупления падших, и по которой Он блудников, разбойников, и всех грешных принимал, по сей любви, по сему множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша.
Вот, христиане, как мы должны начинать покаяние свое, обращение к Богу, перемену сердца своего; но какое долженствует быть продолжение покаяния, какая польза, и какие плоды оного, сие мы увидим в продолжении изъяснения сего покаянного Давидова псалма: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Аминь. (Из бесед Михаила Десницкаго, митр. С-Петербургского).
