Источник

Неделя 3-я Великого поста

209. Слово в неделю Крестопоклонную

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8:34).

Нынешняя неделя великого поста называется Крестопоклонною – от поклонения кресту и страстям распятого на нем нас ради Господа славы, а также и от того, что Церковь положила читать в этот день Евангелие о ношении каждым из нас собственного креста, или страданий и скорбей, неразлучных в этом мире с последованием Христу. Кто хочет идти за Мною, сказал Иисус Христос народу с учениками Своими, отвергнись себя, и возьми крест, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою, т. е. жизнь свою, – т. е. умертвит все страсти и вожделения свои, ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Господь Иисус Христос повелевает нам совершенно отречься себя, т. е. от сатаны, действующего в нас, и от всех дел его, и от всего служения его, и всей гордыни его, – и взять крест свой, т. е. терпеть неизбежные лишения, болезни, страдания и скорби, посылаемые нам для нашего очищения, вразумления, укрепления в добродетели, и – искушения, причиняемые нам демонами и людьми. Мы крайне пристрастны к жизни плотской; мы сжились с грехами, привыкли к ним и боимся объявить им решительную войну, разорвать с ними всякий союз; мы принимаем против них только полумеры, как бы бережем себя с ними, потому что они сделались нашими как бы природными удами, и потому всегда остаемся с ними, и они в нас укореняются больше и больше, борьба с ними делается труднее и упорнее, мы часто теряем себя для Бога и делаемся каждодневною добычею и стяжанием врага. Слова Господа: кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, исполняются над нами всякий день. Мы ежедневно продаемся врагу нашему всеми родами грехов, в нас живущих и действующих; ежедневно умираем духовно, и, о, если бы ежедневно же восставали, оживали для Бога чрез слезное покаяние! Ведь грехи наши разлучают нас временно от Господа (Ис.59:2). Они могут разлучить нас и на веки бесконечные, если не обратимся и не раскаемся от всего сердца. Но посмотрите на примеры многих грешников, сделавшихся святыми, посмотрите, вообще, на примеры святых, как они решительно и бесповоротно вступали в борьбу с грехом, со страстями, с диаволом; как искренно возлюбили Бога и правду Его и, отрекшись от плотской жизни для Христа и Евангелия, – сберегли души свои на веки бесконечные. Отчего же нет у нас решительной борьбы с грехом? Мы очень любим жизнь привременную, боимся огорчать плоть, боимся искушений сильных, крайне любим мир и его блага, забывая неизбежность смерти и перехода в новую загробную жизнь; расчитываем жить долгие годы в непременяемом благополучии; в погоне за удовольствиями чувственными забываем божественное благородие своей души, предназначение ее бессмертию и вечному блаженству; забываем, что она бесконечно дороже целого мира со всеми его сокровищами, которые, как тень, пройдут.

Обличая такое безумное поведение наше, Господь говорит: какая польза человеку если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Есть и еще причина, почему мы решительно не оставляем своего грешного образа жизни и остаемся рабами мира и его привычек, обычаев и всего склада светской, суетной жизни: – потому что многие из нас тайно стыдятся исповедовать Господа, жить по Его заповедям, по Его Евангелию, следовать за Ним, чтобы не потерять уважения в свете, почета в мире прелюбодейном и грешном, – и вот они позволяют себе увлекаться потоком мирской, грешной, суетной, часто преглупой и вредной жизни. Они и сознают, что безрассудно, во вред себе, проводят время столь драгоценное; знают и высшую цель жизни человека на земле, знают и о жертве искупления, принесенной за них на кресте.

Но сложившийся образ жизни, понятия света, своеобразные, превратные взгляды товарищей на жизнь, на веру, на Церковь, не позволяют им сойти с того распутия, на котором они себя поставили, и не дают им опомниться и придти в себя, размыслить о своей судьбе. Они – жалкие рабы своей среды, рабы мира грешного, во зле лежащего. Но если хочешь, христианин, идти за Христом и войти в славу Его, то ты должен непременно следовать за Ним, исполнять Его заповеди, смиряться, молиться, любить Его, страдать и терпеть. Терпением вашим спасайте души ваши (Лк.21:19). Ужасное возмездие ожидает неверных христиан за то, что они отвергли великое попечение о себе Божие и жертву Господа Иисуса Христа, принесенную и за них на кресте. Они стыдились Его, Его Евангелия, жизни по Евангелию. Постыдится и Он их, когда придет судить мир во славе Отца Своего, не признает их Своими и на веки отринет их от лица Своего. Кто постыдится Меня, говорит Господь, в роде сем прелюбодейном и грешном, и Сын Человеческий постыдится его, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами. Ужасная участь!

Так как пред очами нашими предлежит для благоговейного поклонения и лобызания крест Господень, коего сила часто прославляется в церковных молитвах и песнопениях, то я хочу, возлюбленные, сказать также вам ныне несколько слов о силе его, или о чудесах его. Намереваясь об этом говорить, я – с одной стороны – везде вижу чудодействующую силу его и не знаю, на чем остановиться, какой случай взять для примера животворящей силы креста; вижу и то великое благоговение, которое воздавалось животворящему кресту людьми древними; с другой стороны – увы! – вижу очень мало опытов силы его в людях нынешнего времени – и тут же сейчас вижу и причину, – отчего он так мало оказывает чудотворной силы своей: – именно – оттого, отчего мало творил Господь чудес в отечестве своем, т. е. от невежества, от беззаконной, нехристианской жизни христиан. Так, возлюбленные братия и сестры, история христианской Церкви представляет весьма много опытов чудотворной силы креста – оттого, что тогда было больше веры в людях, – больше истинных христиан; славно прославляется и ныне крест животворящий, но ныне гораздо меньше мы видим примеров его чудотворности, – именно, видим примеры его животворящей силы только в тех немногих людях, которые живут верою.

Святые подвижники Христовы удивлялись постоянной, животворной силе креста Господня, действовавшей в их жизни, – и в смирении сердца, боясь, чтобы такая сила не оставила их, самих по себе немощных, всегда окруженных врагами, невидимыми, а часто и видимыми, молились только: непобедимая, непостижимая, божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных (мол. на вел. повечерии). С полною уверенностию в его чудотворности и в удивлении его силе – прогонять невидимых врагов, радуясь сердцем, взывали они ко кресту: Радуйся, пречестный и животворящий кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа... и даровавшаго нам тебе, крест Свой честный, на прогнание всякаго супостата... и без всякого сомнения говорили к нему, как к живому: о пречестный и животворящий кресте Господень! помогай ми со Пресвятою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки (мол. веч. св. чест. кресту).

Невольно умиляешься сердцем, когда читаешь, какими похвалами величали они крест животворящий: они называли его четвероконечною силою, – крестом всесильным, славою апостолов, крепостию мучеников, твердыней мужей преподобных, немощных – здравием, воскресением – мертвых, исправлением – страстей, отгнанием – помыслов нечистых, основанием благочестия, губителем бесов, погибелью людей нечестивых, посрамлением врагов в страшный день суда. Как живому, говорили они ему: «кресте, ты будь для меня сила, крепость и держава, избавитель и передовой воитель на борющих меня врагов, щит и охранитель, победа и твердыня моя, всегда соблюдая и покрывая меня» (кан. честн. и животв. кресту).

Вообще, они называли образ креста неописанным по его силе, освящением вод, очищением воздуха, освящением и просвещением для всякого верного христианина, знаком мужества и Христовым скипетром, попирающим в землю противников. Не зная, как достойно прославить его силу, они взывают: «кто перечислит все твои действия, крест, миру любезный, – силы и чудеса и восстание от твоей силы мертвецов? Ты вознес с собою и весь мир, – т. е. избранных христиан, – Сам вознесшись к Богу» (там же).

Находите ли вы, возлюбленные, крест Господень для себя таким, каким он был для святых мужей? Нет, отвечу я за большинство ваше. Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? По неверию вашему. Крест сам в себе всегда чудесен и животворен. Для христиан, верных ему и ныне своею верою и благоговением, верен и он, как самый верный и постоянный друг. О! кто мне даст ревность Божию и силу слова возбудить в христианах нынешнего времени живую веру и должное благоговение ко кресту и Распятому на нем! Знаю, что многие невнимательны ко кресту и к крестному знамению. Иногда невнимание и неуважение ко кресту простирается до того, что не принимают идущего в дом со крестом и во имя креста служителя Христова; другие не хотят, как должно, изображать на своем грешном теле знамения креста. Многие по привычке, или по небрежности крестятся неправильно: не слагают персты свои, как следует, а всеми пятью пальцами изображают знамение креста, или же, слагая персты свои правильно, не изображают на себе полностью креста; часто, знаменуя себя, кладут руку сначала на грудь, а затем изображают своей рукой какие то фигуры, которые ничуть не похожи на крестное знамение. Иные только машут своей рукою, будто кого то отгоняют, и таким образом, вместо крестного знамения, начертывают в воздухе какие то круги... Некоторые пренебрегают священническим благословением, или же и сами священники пренебрегают им; иногда это делают по невниманию, а иногда – о, ужас! – от ложного, проклятого стыда. Креста ли стыдишься, который есть похвала и слава наша? Предостерегаю тебя благовременно: и Сын человеческий постыдится тебя, егда приидет во славе Отца Своего со ангелы святыми (Мк.8:38).

Возлюбленные! будем всегда чтить крест Господень верою и любовию: и он будет нашим другом, спасителем не по себе, а силою Распятого на нем. Аминь. (Сост. по «Полн. собр. соч.» прот. Иоанна Кронш., т. 2-й).

210. Для чего износится крест Христов и что внушает нам его изнесение

По милости Божией, мы теперь достигли средины поприща постного. Чтобы подкрепить и воодушевить нас к продолжению подвигов поста, святая Церковь ныне представляет нашим взорам Животворящий Крест Христов. Сим представлением напоминая нам о тех страданиях и подвигах, которые Господь Иисус Христос подъял за нас и для нашего спасения, она поощряет нас сострадать и сораспинаться Христу, чтобы достигнуть участия с Ним в славе и радости воскресения.

Созерцая Крест Христов, помысли, христианин, как драгоценна душа твоя для Господа. Он вообразился в твой образ для восстановления в тебе образа Божия, вознесся на крест, чтобы тебя вознести на небо, пролил бесценную Кровь Свою, чтобы искупить тебя из мучительства адова; учредил другое крещение – таинство покаяния для очищения греховных скверн, приготовил трапезу из Своего пречистого Тела и Животворящей Крови, чтобы напитать тебя в жизнь вечную; сделал все, что могла сделать беспредельная любовь для спасения души твоей. Дорожи же и ты своею душою, которая столь драгоценна Богу; смири плоть постом, чтобы утасить в ней страсти; напитай душу молитвами, омой слезами покаяния, украси делами правды и милости, облеки в одежду целомудрия и чистоты; чтобы украшенная, как невеста, красотою духовною, могла она достойно сретить и узреть Царя Христа, от гроба, яко жениха происходяща.

Представляя нам для подкрепления в подвигах поста святой крест, святая Церковь вместе с тем ныне предлагает нашему вниманию евангельское учение о христианском самоотвержении. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мк.8:34), учит нас Господь Бог. Почему же Он учит, чтобы мы отвергались самих себя, чтобы не слушались себя, не исполняли многих своих пожеланий?

Потому, что мы большею частию сами желаем только греховного. А грехи губят нас, заставляют страдать и бедствовать. Жестоко обманывается в своих рассчетах всякий грешник, мечтающий вкусить в грехе сладость. Если и вкусит он ее, то на краткое время. А затем следует горечь от терзания совести, пока страсти не заглушили ее, от скуки и пустоты душевной, неизбежной после удовлетворения греховным пожеланиям – страстям. Каждая страсть сама по себе горька, болезненна. Потому и называется она страстию, что соединена с страданием. «Кая житейская сладость печали есть не причастна?» (Чин погреб. свящ.), говорится в одной церковной песни. Так, невоздержание в пище и питии, особенно неумеренное употребление вина, доводят до расстройства здоровья, до разорения, до преждевременной и скоропостижной смерти. Любострастие истощает телесные силы, притупляет душевные способности и потрясает семейное счастие. Гнев вводит в неприятные столкновения с ближними; злоба мщения увеличивает вражду. Не подчиняющиеся благой заповеди Господа о самоотвержении делаются рабами страстей, греха. Творяй грех, говорит непреложная истина, раб есть греха (Ин.8:3). Вместо Единого благого Господа, они служат многим владыкам, самым опасным, злым тиранам, которые часто до того порабощают их под свою власть, что они плачут от пагубного владычества их, и не перестают раболепствовать им. И что было бы на земле, если бы люди удовлетворяли всем своим греховным влечениям? Тогда жили бы на земле, как в аду, весь мир погиб бы от грехов своих.

Если хотим любить себя любовию совершенною, христианскою; если желаем себе временного счастия и вечного спасения, то непременно должны мы смирить свое греховное самолюбие; должны, по заповеди Спасителя, отвергнуться себя, ограничить свои греховные желания, научиться отказывать себе во всем, когда этого требует закон Божий и заповедь церковная. Не будем послушны греховным влечениям плоти: она ненасытима; чем больше будем поблажать ей, тем более она становится неукротимою. Как бы не лелеяли ее, назначение ее одно – могила и тление. Обуздаем ее, охладим ее похоти воздержанием. Будем бдительны: она лукава, прикрывает свои требования то немощию нашей, то мыслию о невозможности телесного воздержания.

А чтобы легче было отречься себя, не слушать, не исполнять своих греховных пожеланий, будем чаще взирать на крест Христов. Иисус Христос умер на кресте за грехи наши, чтобы исходатайствовать нам прощение у Отца небесного. Так вот какое зло грехи наши: Иисусу Христу, Сыну Божию надобно было для спасения нас от грехов сойти с неба, пострадать, умереть. Имей же это в мыслях своих, когда ты должен отречься от себя, отказать себе в греховном, как бы ни было для тебя это мучительно. Такие ли мучения Иисус Христос претерпел за грехи твои!

Каждый раз, когда, по церковному чиноположению, воздвигается пред нами животворящий Крест Господень, мы должны воспоминать при этом: зачем Господь восшел на крест.

Восшел Он на крест по неизреченной любви к нам, чтобы загладить пред бесконечным правосудием Божиим бесчисленные наши беззакония и вынести на Себе Едином все те страдания, которые надлежало бы каждому из нас и всем вообще претерпеть.

Закон правды требует за грех наказания, за добродетель – награды. Без страданий и крестной смерти Иисуса Христа Бог не мог простить нас, хотя милосердие Его бесконечно. Но тогда оскорблено было бы правосудие Божие, которое так же бесконечно, как и милосердие. Мы сами от всего сердца жалеем преступников, подлежащих наказанию, но глубоко возмущаемся, когда преступник закона остается безнаказанным. Правда человеческая иногда изменяет себе; правда Божия – непреложна!

Осталось единое и единственное средство, чтобы и милосердие Господне явилось к нам в высочайшей степени, и было принесено полное удовлетворение правды Божией: Единородный Сын Божий принял на Себя тяжкую вину всего человеческого рода пред Божиим правосудием и претерпел за нее страшные страсти.

Пройдем кратко историю страстей Господних: есть ли хотя одна казнь, карающая пороки и беззакония людей, которой бы Он, безгрешный и Святейший Бог, не понес на Себе?! Господь наш претерпел и это страшное мучение совести, когда вдруг на чистую безгрешную Его душу пали всем своим бременем грехи всех людей, живших прежде, теперь живущих и которые будут жить до скончания века, – и Он, подобно величайшему грешнику, падает на Свое лице, не смея и взглянуть на небо. Господь Спаситель наш претерпел и все страшные истязания для тела и души: заушения и заплевания, терновый венец и бичевания, и эту медленную, позорную и мучительную смерть на кресте; а ученик, предавший Его, Петр отрекающийся, бегство прочих, мать рыдающую у самого креста, поношение и поругание от тех, за кого страдал – какие острейшие стрелы в сердце Его! Бог Отец на время отступил от Него, как от величайшего грешника. Отринутый Отцом Сын взывает к Нему: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф.27:46), – и Отец услышал этот вопль и с благоволением приемлет от Сына умилостивительную о гресех наших жертву! Затем Господь наш изрек: совершишася, т. е. исполнено все, что надлежало сделать для нашего спасения! Грехи наши очищены пречистою Кровию, тяжкая вина снята с нас; истины, необходимые для нашего спасения преподаны; в жизни Богочеловека дан образец всех добродетелей; Бог, Отец Его, есть и наш Бог и Отец, и мы можем с дерзновением сыновней любви взывать к Нему: Отче наш! Исходатайствовано у Него сошествие на землю Св. Духа, Который пребудет в Церкви до скончания века и подаст нам все силы, яже к животу и благочестию. Наконец с трогательным словом любви: Отче, в руце Твои предаю Дух Мой (Лк.23:46), Господь Спаситель преклонил пречистую главу Свою и испустил дух.

Так на кресте Богочеловека «милость и истина встретитились, правда и мир облобызались». Как ни велика бездна грехов наших, они все покрыты в очах Божией правды этою жертвою бесконечной цены и достоинства, и милосердию Божию открыто безграничное поприще прощать, щадить и миловать нас грешных. Но миловать только тех, которые прибегают к Его неизреченному милосердию! Без нас Господь не может спасти нас. Нужна живая вера в Спасителя нашего и жизнь по вере, – нужно исполнение Его святых заповедей, а, в случае падения, – немедленное раскаяние и исправление.

Если Спаситель наш все претерпел ради нашего спасения и был распят за нас, не тем ли более мы должны ради себя, ради своей духовной пользы взять на себя крест, отвергнуться себя, чтобы следовать по стопам Его! Не тем ли более мы должны распинать плоть свою со страстьми и похотьми? Как бы ни казался трудным нам пост, как бы ни представлялись трудными для нашей плоти молитвенные подвиги, мы должны помнить, что нет другого пути ко спасению, как нет иного имени под небесем, о немже подобает спастись, кроме имени Иисусова. Пусть плоть вопиет против нашего духа, выставляет свои препятствия, слабость, уныние, недовольство, – при кресте Христовом, как всеоружии божественном, борьба с нею не должна казаться страшною, неодолимою; мы должны быть убеждены, что пострадавший за нас Христос Спаситель не оставит нас Своею божественною силою, осенит нас и поможет в этой борьбе, что все возможем о укрепляющем нас Иисусе, – должны веровать, что только подражанием Христу и исполнением заповеди можем явить себя достойными спасающей благодати Божией и неосужденно во спасение совершить подвиг поста. Не мы первые на этом пути, и считать его невыносимым, значит идти против самих себя. Постом и молитвою спасались все Святые Божии, и показали нам пример и возможность. Труден подвиг поста! Но что и дается нам без труда и подвигов? Воздержанием и молитвою святые люди укрощали все нечистые влияния и действия плоти, силою креста отражали все злые наветы диавола и побеждали миродержителей тьмы века сего. Поистине крест Христов есть верных держава, благочестивых хранитель, верных знамение, бесов отгонитель, страстей умерщвление и плоти пригвождение.

Братие! Следуем ли мы внушениям и заветам св. Церкви? Отвечаем ли ее заботам? Не мало именующих себя христианами живут не по христиански. Блуждая в суете мирской, вне ограды церковной, они нерадят о своих христианских обязанностях, о кресте Христовом и страданиях Спасителя забывают, пост для них как бы не существует. То же невоздержание, те же мирские и чувственные удовольствия и во время поста, как и в другие дни. Там, где думают найти себе жизнь, они теряют ее, – где предполагают найти здоровье, расстраивают, теряют его. Достойно внимания особенно то, что все печальные явления в жизни последовали тогда, когда ослабело послушание заветам св. Церкви, когда открылся видимый разрыв с нею. Будем внимательны к течениям жизненным, имеющим поучительную сторону. Примем урок св. Церкви, предложенный в святом кресте, предлежащем пред нами, и взирая на него, укрепимся в подвиге поста и молитвы, дабы нессужденно достигнуть, и, при помощи благодати Божией, поклониться и святому Воскресению Христову. Аминь. (Из разн. поучений).

211. Слово о кресте в неделю Крестопоклонную протоиерея Философа Орнатского

Кресте Христов, христиан упование заблудших наставниче, обуреваемых пристанище, во бранех победа, вселенныя утверждение, недужных врачу, мертвых воскресение, помилуй нас.

Вникните, братия мои, в слова этой церковной песни, изображающей силу и славу Креста Христова и перенеситесь мыслию в дохристианское время, и вы увидите – какая великая и дивная перемена произошла в отношении ко кресту, после распятия на нем Сына Божия.

Что такое был крест до распятия на нем Господа Иисуса Христа? Он был орудием позорнейшей казни, изобретением бесчеловечного язычества, и пред пришествием Спасителя на землю сопровождал римлян всюду, куда ни заходили они с своим победоносным оружием. И в Иудею эта страшная казнь на кресте проникла от римлян, поработителей иудеев. Иудеи знали до римского владычества только нечто подобное, повешение на древе, но и о казненных повешением говорилось в Писании иудеев: «проклят всяк висяй на древе» (Втор.21:23; Гал.3:13). Распятие же на кресте превосходило это повешение: оно сопровождалось нестерпимыми мучениями, и потому одна мысль о распятии приводила в ужас. Можно судить поэтому и о том, с каким отвращением и ужасом относилось человечество до Христа к самому орудию этой казни, позорному кресту.

Но, вот, на кресте претерпевает смерть Сам Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос; глубокое падение греховного рода человеческого и множество грехов искупляются величайшими страданиями на кресте. Мы не знаем, что было с самим крестом Господним после того, как он исполнил свое назначение, до четвертого века, когда он был обретен святою Еленою. Но, помимо самого орудия крестных страданий Богочеловека, крест вообще с тех пор делается священным предметом для христиан. Великие и некогда могущественные цари и владыки мира, как Навуходоносор, изображенный в сонном видении под образом древа, ветвями своими покрывающего всю вселенную, с шумом прошли по земле, оставив по себе лишь печальную славу. А древо крестное приобретает славу, которой никогда не имел ни один предмет, сделанный руками человеческими. Проходит малое время с тех пор, как Господь наш Иисус Христос претерпел смерть и победоносно воскрес из мертвых, и позорное орудие Его смерти служит предметом хвалы для святого апостола Павла (Гал.6:14); предмет благоговейных поклонений и лобызаний для христиан, но соблазн для иудеев, а для эллинов – безумие, Крест Христов, по апостолу, есть источник Божией силы и свидетель Божьего премудрого промышления о нашем спасении (1Кор.1:18, 23, 24).

Проходят столетия после апостолов, и слава Креста не умаляется, не меркнет, но растет и растет, и вот мы читаем слова св. отца Кирилла Иерусалимского, в которых так говорится о силе Креста и его изображения: «с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать или встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». В этих словах святого отца видится уже и будущее еще большее прославление Честного и Животворящего Креста. Во имя Креста, в защиту его и с ним в руке, народы Запада предпринимают далекие походы против неверных; народы из уважения к кресту Господню называют себя крестьянами; крестом украшают и осеняют себя самих христиане и все дорогое для них: крест украшает храмы Божии, крест согревает нашу грудь, крестом начинаем мы и оканчиваем всякое дело, крестом прогоняем супостата, крестом благословляем детей, крестом осеняем рождающегося и благословением крестным провожаем умершего к месту последнего упокоения; крестом же украшаем и самую могилу человека.

Слава, Господи, Кресту Твоему честному!

Поразмыслим же, братия, – откуда взялась такая испытанная сила у креста, за что воздаем мы славу ему? Подумаем, чтобы наше поклонение честному Кресту было разумно, и дабы могли мы сознательно заградить уста тех нечестивцев, которые хотят возвратить нас ко времени языческого отвращения от Креста и осмеяния его.

Знайте же, православные, что Крест Христов получил свою славу не на Голгофе только, освящен не только страданиями Богочеловека на нем, нет! – он есть средоточие всей жизни Богочеловека на земле, которая крестом началась для Иисуса Христа и кончилась. Голгофский крест есть только высший пункт унижения, которому предал Себя Господь, сшедший с небес, дабы нас вознести на небо. Посему то, хотя преимущественно на Голгофе, надо искать объяснения славы Креста, но ее видеть надо и в обстоятельствах рождения Спасителя нашего, и юности Его, и зрелого возраста. Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо рассматривать как крест, – как безропотным несением креста жизненного должна быть для каждого из нас и наша жизнь, по слову Господа: «кто хочет за Мной идти; пусть отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной идет» (Мф.16:24). Крестом было для Бога – человеческое естество, Им на Себя приятое в образе раба; крестом было для Него рождение в пещере и положение в яслях; крестом была для Него безвестная жизнь до 30-летняго возраста; крестом были искушение и соблазны от диавола; крестом была для Него вражда к Нему и постоянные преследования со стороны Его врагов; воздержная трудолюбивая жизнь, отречение от всего, до неимения где главу подклонити, – все это было для Него крестом тяжелым. Наконец, в полном смысле крестом были для Него мучения душевные, как в саду Гефсиманском, и телесные, как оплевания и заушения и биения во дворе Каиафы и Пилата, как мучения на Кресте Голгофском.

Сюда-то, на Голгофу, обратим взоры свои, чтобы видеть величие подвига Богочеловека, подъятого Им ради спасения нашего на рамена Свои, символом которого с тех пор служит святой Крест. Итак, вот Господь Иисус Христос, причтенный к злодеям, на Голгофе: одежды совлечены с Него, оцет отвергнут, Он возносится на крест. Руки и ноги Спасителя пригвождаются ко кресту, боли разливаются по всему телу, солнце скрывает лучи свои, чтобы, по выражению Златоуста, не освещать позорища бесчеловечия. И среди величайших мучений Богочеловека из уст Его со креста раздается глас, служащий кратким выражением цели всей жизни Господа и Спасителя нашего. Он говорит: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают», относя слова эти, конечно, ближайшим образом к Своим распинателям, но в лице их и ко всем врагам Бога настоящим, прежним и будущим. Так Крест Христов становится свидетелем всепрощения Господня, милосердия даже и к врагам Его.

Слышали или нет слова этой молитвы за них Господа Иисуса Христа Его распинатели, но если и слышали, она не остановила их от ругательств и насмешек над Иисусом. Ругательства над Ним раздавались из уст распинателей, и это неудивительно: грех, овладевший человеком, не знает пределов, пока не обрушивается на человека беда, открывающая взоры на его преступление. Но удивительно, как мог присоединиться к ругателям и один из распятых вместе с Ним. Но надо было, чтобы крест, очевидец Божьего милосердия к врагам всего доброго, узрел и помилование раскаявшегося грешника, и вот раздаются с правого от креста Христова, креста разбойника эти покаянные слова: «помяни мя, Господи, во царствии Твоем». И Господь, милосердый к ожесточенным врагам Своим, тотчас же изрекает слово утешения покаявшемуся разбойнику: «аминь, аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раю». Крест делается свидетелем и поручителем прощения всякому грешнику, если с сокрушенным сердцем и духом смиренным он повергнет свое раскаяние у его подножия.

Среди врагов Сына Божия была у креста Его пренепорочная Матерь. Теперь-то оружие, предреченное Симеоном, пронзило душу Ея, страдающей вместе со Своим Божественным Сыном (Лк.11:35). И мог ли Господь, молившийся за врагов Своих и помиловавший благоразумного разбойника, не утешить, не ободрить Свою осиротелую Мать? Раздаются с креста слова: «жено, се сын Твой», при чем взор Спаса нашего указует Ей на Иоанна, Своего наперсника, и затем Иоанну: «се, Мати Твоя». Крест делается свидетелем любви и заботливости Сына о Своей Матери, среди величайших мучений и, казалось, совершенной беспомощности Самого Сына. О, святый Крест Христов, научи же и детей нашего времени повиновению и заботливости о своих родителях!

Мы удивляемся величию всепрощения милосердого Господа, не забывашего Пречистую Матерь Свою со Креста, потому что, казалось бы, страдания должны были отвлекать мысли Его от других к Себе Самому. Но только после утешения Матери Своей, Господь обращается к Себе Самому и изрекает слова, свидетельствующие о тяжести Его мучений: «Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставил», говорит Он. Страдания Его телесные были так ужасны, что как бы Бог оставил Его, для того, по богомудрому размышлению святого отца, чтобы человек, некогда один, без Бога, согрешивший в раю, один же, без помощи Божией, и испил до конца чашу страданий. И Спаситель наш испил эту чашу и до конца претерпел страдания. Ибо, произнесши слова молитвы к Богу Отцу, Он тотчас же громким голосом воскликнул: «совершишася». Совершилось! Окончено дело спасения людей: преподаны во веки спасительные наставления евангельские людям, дан пример жизни в жизни Богочеловека, принесена Богу в жертву жизнь святая, непорочная, исходатайствовано у Бога Правосудного всепрощение грешникам, указан всем путь спасения временного и вечного. Так крест, доселе бывший свидетелем уничижения Господа, теперь делается свидетелем победы, торжества Его над злом, которое побеждено, ибо претерпено.

Слава долготерпению Твоему, Господи!

Наконец, Крест Христов дает нам и последний урок. Урок этот заключается в предсмертных словах Иисуса Христа: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». Это – урок предания Себя в волю Божию и в жизни, и в смерти, – урок, который с тех пор св. Церковь ежедневно преподает своим чадам: «сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Итак, вот что такое Крест Христов: он – свидетель нашего спасения, – орудие страданий Богочеловека, которым заглажены грехи наши, клятва потребися, смерть умертвися, и мы ожили. Крест Христов есть ручательство милосердия Божия ко всякому грешнику, – всепрощения и призыва в райские обители всякого кающегося, – он есть урок сыновней любви к отцу и матери, наставник покорности воле Божией.

Изображайте же благоговейно, братия, крестное знамение на груди своей, потому что сим засвидетельствуете вы свою веру в распятого за нас Господа; покланяйтесь с дерзновением Кресту Христову, ибо покланяясь ему, вы покланяетесь Самому Господу; возлюбите Крест Христов, ибо вы покажете этим, что вы любите свое спасение; дорожите сим знамением крестных страданий Господа, ибо оно есть самое дорогое наследие нам от Сына Божия, и притом полученное даром – и бедными и богатыми, и слабыми и сильными. Крестом, братия, усиливайте себя в слабости, в силе крестных страданий ищите силы на всякое дело благое и богоугодное, крестом заграждайте уста хулителей Креста, крестом прогоняйте от себя злых демонов. Самый тяжкий труд, величайшие лишения и несчастия, превосходящие меру долготерпения человеческого, – все легко может перенести человек, как крест, возложенный на нас Крестоносцем-Господом, подающим нам и пример, и силы для мужественного и бесропотнаго несения креста.

Крест Христов должен быть всегда неразлучным спутником истинно верующего, но ныне, среди поста великого, приуготовляющего нас к сретению воскресения Господа нашего Иисуса Христа, есть особые побуждения вспомнить о Кресте Христовом и поклониться Ему. Во дни поста и покаяния Церковь призывает верных чад своих спострадать Христу, сораспять Ему плоть свою со страстьми и похотьми. Крест Христов есть лучший наставник воздержания: если Сам Господь страдал за нас и претерпел Крест, мы ли не постараемся смирить плоть свою, побеждать грех, встать на путь добродетели. Посему и ты, постившийся половину поста, и ты, еще не постившийся, вспомнив о Кресте Господа, первый – доверши течение поста, а второй – попостись хотя вторую половину его. Постническая жизнь есть своего рода странствие по пустыне безводной, знойной, тяжкой. Но для тебя есть, христианин, поприще среди этой пустыни: это – Крест Христов, древо благосеннолиственное, под которым ты можешь отдохнуть и успокоиться, собраться с силами. (Мысли из синаксаря в неделю крестопоклонную). Если и будет для тебя долгий пост Меррою, источник воды горькой, то древо крестное усладит для тебя горечь поста, как древо Моисеем в Мерре вложенное в воду. Ты вступаешь во вторую половину поста, за которым последует воскресение Господа. Но прежде чем придет Сам Царь славы, воскресший Господь, св. Церковь предносит, как скипетр владычества Его над миром, честный Крест.

Поклонимся же, братия, ныне честному и животворящему Кресту Христову, чтобы неосужденно достигнуть поклониться и святому Его воскресению: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь. (Слово прот. Ф. Орнатскаго).

212. О крестных страданиях Спасителя

В средине поприща постного св. Церковь представляет нашим взорам животворящий Крест Христов и тем напоминает нам о тех ужасных страданиях, которыя Спаситель наш подъял нашего ради спасения. Для подкрепления в подвигах поста и покаяния, посвятим несколько минут слышанию повествования о крестных Его страданиях.

Над Господом нашим Иисусом Христом произведен был суд во дворце Пилатовом. По этому суду безгрешный Господь, в угождение народу израильскому, был осужден на крестную казнь. Измученный, поруганный, весь покрытый кровавыми язвами, с судилища Он был выведен на улицу, чтобы идти на Голгофу. Здесь готов был уже и крест – орудие казни. Сначала Сам Иисус Христос нес крест на Голгофу, но изнемогая под ним, не мог донести его до Голгофы. Исполнители казни озлобились: начали терзать и бить Господа нашего Иисуса Христа. Однако же Божественный Крестоносец не мог нести креста Своего далее: нужно было возложить его на кого-либо другого: и вот на встречу является язычник киринейский, Симон, и сему задеша понести крест Иисусов (Мф.27:32). Облегченный от несения креста, но весь измученный и израненный, с терновым на голове венцом, облитый потом и кровию, Иисус был веден далее на место казни. Не один Он шел; с Ним ведены были два злодея или разбойника, также осужденные на распятие. Наконец, страстный путь кончен: Иисус возведен на самую Голгофу. Исполнители казни приготовляли все нужное к распятию Иисуса. На самой вершине горы Голгофской рыли и яму для водружения древа казни – креста. Крестная казнь была самая жестокая и самая позорная. Ее употребляли римляне над великими злодеями. А крест, на коем распинали злодеев, был не всегда одинакового вида, Он был иногда трехконечный: состоял из продольного столба или толстой доски и из перекладины, которая укрепляема была на самом верху прямого дерева, для пригвождения к ней рук преступника. Крест другого вида был четвероконечный и состоял из прямого столба и перекладины, которая приделывалась к продольному дереву ниже верхнего конца его. На четвероконечном кресте был распят наш Спаситель. И способ распятия был неодинаков. Иногда крест первоначально водружали в землю, а потом на него поднимали преступника и прибивали гвоздями. Иногда, напротив, сначала полагали крест на землю, возлагали на него преступника, прибивали его гвоздями, потом поднимали крест вместе с распятым на нем и укрепляли его в яме. Над Иисусом Христом был употреблен последний способ распятия, как утверждают это некоторые свв. отцы и учители церковные. Дщица, с надписью на ней вины распятого, была поставлена на кресте по совершении распятия, поверх главы Его; на дщице этой начертана была на трех языках – еврейском, греческом и римском, вместо означения вины, такая надпись: Иисус Назорянин, Царь Иудейский.

Когда было все приготовлено к распятию, распинатели взяли Иисуса из темницы, возвели на самую вершину ГолгоФы и посадили недалеко от ямы, приготовленной для водружения креста, на камне: сняли с главы Его терновый венец и всего обнажили Его – окровавленного. Потом надели опять венец, взяли Иисуса, положили на крест и пригвоздили к нему руки и ноги Его, – распяли Его. Надобно было поднять крест. Гвоздинные язвы должны теперь расширяться более и более с жгучею нестерпимою болью; кровь первоначально должна течь струями, доколе не истощится наконец капля по капле, и едва ли не самое лютое и невыразимое страдание у распятого было первое опущение его с крестом в назначенную для него яму. Так крест вознес на себе Искупителя мира и поставил Его между небом и землею. Самый ад с ужасом почувствовал удар креста, вонзившегося в утес Голгофский. Но Богочеловек и в эти предсмертные минуты молился о распинателях своих. Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк.23:24). Один из распятых вместе с Иисусом разбойников, услышав такую молитву Господа, сказал Ему: помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем (Лк.23:42). Аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи, отвечает ему Иисус. В 6-м, по нашему в 12-м, часу дня, наступила тьма – чудесная, сверхъестественная. Распространился всеобщий ужас. Вся тварь изменяшеся страхом. Под этим то таинственным мраком, среди глубокой тишины, для Господа наступали теперь, провиденные некогда пророками, минуты самых лютых и невыразимых скорбей и страданий. Отдавши Матерь Свою Иоанну и Иоанна – Матери, Господь Сам остался сирым и одиноким в целом мире, без всякой помощи человеческой, и без надежды на какое либо земное утешение. Оставлен и Отцом Своим небесным, Невиннейший и Святой святых страдал за все человечество, дабы искупить это человечество от осуждения его на мучения вечные, бесконечные. О девятом же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил (Мф.27:26).

Наконец, к этим скорбям и мучениям, присоединилось новое для Господа страдание, это – жажда, боль от ран, кружение в голове, тоска в сердце, пламень во всей внутренности усилились до высочайшей степени; светильник жизни Его начал уже погасать, и Он готовился положить душу Свою за людей всего мира: в сии-то предсмертные страдания он потребовал от человека, и как бы от целого человечества, одной милости, последней помощи. Дайте Мне пить: жажду, воскликнул Он.

Бессмертный вступал в борьбу с смертию. Уже последние капли крови орошали землю. Дело искупления уже кончено. Наступил и час Господень. Он умирал; после знаменательнейшего возглашения: совершишася, Он поднял главу Свою, венчанную тернием, угасающий взор Свой устремил к небу, возопил велиим гласом: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк.23:46), и склонив главу, предаде дух (Ин.19:30). Совершишася, – т. е. исполнено все, что надлежало совершить для спасения нашего. Вся вселенная услышала глас сей, и узнала своего Владыку и Господа. В одно мгновение со смертию Его произошел трус. Земля потряслась; камни распались; утес Голгофский раскололся; завеса в храме Иерусалимском разодралась пополам. Волнение достигло высшей степени, когда во многих местах около Иерусалима отверзлись гробы и вышедшие из них мертвецы начали показываться там и здесь. Все исполнено было онемения и ужаса.

Так крест, как орудие, послужил к совершению нашего спасения. Он был на Голгофе, как жертвенник, на котором принесена жертва искупления нашего. И вот он ныне предлагается нашим взорам, чтобы напомнить нам о тех ужасных страданиях и крестной смерти, которые Господь наш претерпел нашего ради спасения, и тем возбудил нас к надлежащему провождению спасительного времени поста и покаяния. (Христ. Чтен., 1888 г., март-апрель, стр. 241).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle