Источник

Неделя 6-я Великого поста

221. О чем плакал Господь при входе в Иерусалим?

Торжествен был последний вход нашего Спасителя во Иерусалим. Он шествовал, как Царь, сообразно древним пророчествам сидя на жребяти осли. Бесчисленное множество народа, пришедшего на праздник во святой град, услышав о приближении Иисуса, взяли ваии от финик и вышли в сретение Ему. И потом одни предшествовали Ему, другие сопутствовали; одни в восторге снимали с себя одежды и постилали пред Ним, другие резали ветви от дерев и бросали на Его пути, и все, не только взрослые, но и самыя дети, взывали к Нему: Осанна Сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев, осанна в вышних! (Мф.21:8,9). Не дивно ли после этого замечание евангелиста, что Христос, когда приблизился к Иерусалиму, то, увидев град, плакася о нем? (Лк.19:41). Чтобы это значило? Очего, когда все вокруг Спасителя радовалось, Он один плакал? Ужели Ему не угодны были эти ликования иудеев, это живое сочувствие к Нему, эта торжественная встреча?

Иудеи встречали Его как своего Царя... Но они не разумели Его: их понятия о Мессии – Царе были превратные, чувственные. Иудеи думали, что Христос будет их земным царем – завоевателем, что когда Он сядет на престоле Давидовом, то прежде всего освободит их от ига римлян, под которым они тогда находились, а затем победит все народы так что народ Божий соделается властелином вселенной. Сколько ни старался Господь во дни общественного проповедания Своего рассеять этот пагубный предрассудок, но он оставался между иудеями. И с такими же суетными надеждами они встречали теперь Христа, как своего царя в Иерусалиме. Этого не довольно: в то время, как одни целыми толпами встречали Его с радостию и приветствовали Его как своего царя, другие, враги Его, книжники и старейшины иудейские, тайно негодовали и еще более ослеплялись завистию и ненавистию к Нему, еще ревностнее заботились, как бы скорее погубить Его (Мф.21:15). И тут не все: Господь предвидел, что даже эти самые ликующие толпы, оказывающие Ему теперь царские почести, чрез несколько дней совершенно оставят Его и перейдут на сторону Его врагов, что те самые, которые ныне взывают: осанна Сыну Давидову, Царю Израилеву, чрез несколько дней будут вопиять: возми, возми, распни Его: не имамы царя токмо кесаря (Ин.19:15).

Но взор Господа простирался еще далее. Он предвидел, как враги иудейского народа, римляне, придут и обложат св. град Иерусалим со всех сторон своими несметными полчищами, как разрушат его, избиют всех его чад и не оставят в нем камня на камне. За что же? За то, что не уразумел ныне Иерусалим дня посещения Господня, что иудеи не узнали своего истинного Мессии и чрез несколько дней предадут Его даже на смерть... (Лк.19:42–44) Вот почему Господь плакал ныне о св. граде посреди ликующих иудеев. Он видел не одно внешнее, а самые мысли их, видел не одно то, что совершалось вокруг Него, а и все, что происходило тогда во Иерусалиме, видел не одно настоящее, но и будущее святого града.

И мы, братия, светло празднуем ныне торжественный вход нашего Спасителя в Иерусалим. И мы встречаем Его как Царя, с ваиями в руках и, нося эти знамения победы, вопием Ему, яко победителю смерти: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Что же, нет ли и в нашем праздновании чего-либо неугодного нашему Господу?

Наши понятия о Нем, как о Царе, без сомнения понятия истинные. Мы веруем что Он есть Царь благодатного царства или Церкви, которую Он основал на земле. Мы знаем, что хотя Он входит ныне во Иерусалим для крестных страданий, но что Он постраждет собственно для того, чтобы победить наших врагов – смерть и ад, чтобы примирить нас с Богом и стяжать нам дары Святого Духа, чтобы ниспослать Святого Духа на Своих апостолов и чрез них проповедать Евангелие всей твари и создать в мире из всех людей не только из иудеев, но и из язычников, одно благодатное царство, в котором Он будет царствовать до скончания века. Но не повторяется ли и между нами ныне чего-нибудь подобного, что происходило в Иерусалиме, когда входил в него Христос? Нет ли между нами людей, которые, взирая на славу Христа Царя, на распространение и процветание Его благодатного царства на земле, не только не содействуют успехам св. веры, но даже противодействуют ей, чем могут, и готовы были бы ее совершенно угасить? Есть между нами еретики и раскольники, раздирающие Церковь и производящие в благодатном царстве Христовом мятежи и междоусобия, и погубляющие тысячи слабых душ; есть беззаконники, противящиеся воле Божией; есть сыны погибели, которые второе распнут Его духовно своим отпадением от веры или вообще своею безбожною не христианскою жизнию; есть грешники нераскаянные, которые своим ожесточением уготовляют себе еще худшую участь, нежели какая ожидала Иерусалим за неузнание им и распятие Мессии, – уготовляют себе вечные муки.

Братия-христиане! Все мы знаем, что Христос есть Царь благодатного царства или Церкви, все имеем счастие и принадлежать к этому царству. Будем же любить своего Царя и Господа, будем исполнять неуклонно Его святую волю и пользоваться всеми средствами, какие подает Он нам для нашего спасения. (Сост. по «Слов. и реч.» Макария, митр. моск.).

222. Слово в шестую неделю св. Четыредесятницы

И яко приближися, видев град, плакася о нем (Лк.19:41).

Так замечает евангелист о том душевном настроении, в котором Господь Иисус Христос, торжественно сретаемый, входил в Иерусалим.

Что же побуждало Господа проливать слезы об Иерусалиме, когда сам Иерусалим сретал Его с таким необычайным торжеством? Неразумие и нераскаянность его жителей были причиною этих слез. Несмотря на трехлетнюю проповедь Господа о царствии Божием, на бесчисленныя знамения и чудеса Им сотворенные, на полное и совершенное событие на Нем всех древних пророчеств о Мессии, народ Иудейский, за исключением немногих, последовавших за Господом, признавших в Нем обетованного Искупителя мира, своего Владыку и Господа, предавшихся Ему всем сердцем и всею душою, – остался равнодушным зрителем всего, что совершилось посреди его, не признал в Иисусе своего Спасителя и Господа, не уверовал в Него всем сердцем своим, не предался Ему всей душою и за то должен был подвергнуться всем ужасным последствиям своего неверия и ожесточения.

Чтобы предохранить народ израильский от сего бедствия, сделано было все, что нужно и что можно. Для сего издревле многочастне и многообразне глаголал Бог в пророцех, предвозвестил весь путь спасения, все обстоятельства земной жизни Искупителя, чтобы по явлении Своем на земли Он мог быть узнан всеми. Для сего послан был Иоанн Предтеча, чтобы приготовить народ к пришествию Спасителя покаянием и крещением во Иордане, чтоб указать ему в Иисусе Агнца Божия, вземлющаго грехи мира, чтоб засвидетельствовать пред всеми, яко сей есть Сын Божий. Для сего Сам Господь обходил всю Иудею и Галилею с благовестием о наступлении царства Божия, призывая всех к покаянию и вере во Евангелие, многократно посещал и Иерусалим, возвещая всем, что Он послан от Отца, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный, убеждая свидетельством дел Своих, что Он есть Сын Божий – путь, истина и живот, и никто же приидет ко Отцу, токмо Им, что для сего подобает всем родитися свыше, без чего никто не может видети царствия Божия, что неверующие в Него и непокаявшиеся осуждены будут в погибель вечную. Для сего сотворил Господь бесчисленное множество чудес, ихже ин никто же сотвори и сотворить не может, в которых яснее солнца являлось Его божественное всемогущество и власть, и, наконец, за несколько дней пред сим, пред самыми, так сказать, вратами Иерусалима, сотворил величайшее чудо, воззвав из гроба четверодневного мертвеца. И вот в последний раз Он является Иерусалиму, чтоб испытать окончательно, примет ли Его народ Иудейский, как обетованного Искупителя и Сына Божия, как предвозвещенного пророками Царя своего и Господа, или же не узнает Его и отвергнет.

По-видимому и дщерь Сионова возбудилась от своего нечувствия, поняла всю важность совершающегося события. Толпы народа, одна другой многочисленнее, выходят во сретение грядущему Царю своему; радостные восклицания и крики, одни других громче, несутся из тысячи уст в честь Его; финиковые ветви, – символ победы, мира и радости, – потрясая воздух, со всех сторон падают к стопам Его. Но что же? Сретаемый с такою торжественностию Царь Израилев, видев град, плакася о нем. Всеведущий видел, что все эти знаки усердия были следствием минутного, как бы невольного увлечения, что под ними скрывается привычная холодность душ и сердец; то же неверие и та же нераскаянность, что из этой самой толпы многие, кричащие теперь так громко: осанна Сыну Давидову, явятся скоро у претории Пилатовой и еще громче будут кричать: возми, возми, распни Его; что эта же толпа будет потом не только с равнодушием, но и с злорадованием сопровождать Его на Голгофу; что эти же люди, столько, по-видимому, усердствующие Ему, будут издеваться над Ним, распятым на кресте, вместе с фарисеями и книжниками; что и самое воскресение Его из мертвых не вразумит и не приведет к покаянию ожесточенных в неверии, и они с тем же ожесточением будут преследовать учеников Его. Все это предвидел Господь: и плакася о Иерусалиме, глаголя: яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, яже к смирению твоему! Если бы ты уразумел, как драгоценно для тебя настоящее время, до которого желали дожить величайшие праведники и не дожили; если бы ты понял, в чем истинная цель Моего пришествия и как воспользоваться духовными сокровищами, которые Я приношу тебе с Собою; если бы ты принял Меня не безумными криками, а живою верою и сердечною любовию и предался Мне всею душою и сердцем твоим! Ныне же скрыся сие от очию твоею.

Что случилось, братия мои, с Иерусалимом и народом, некогда избранным и возлюбленным Богом, то самое может случиться и с каждым из нас, именующихся христианами, народом святым, людьми обновления. Каждая душа для спасения должна принять внутрь себя своего Спасителя и Господа, сочетаться с Ним навеки живою верою и любовию, усвоиться Ему в удел вечный всецелою преданностию воле Его, соединиться в един дух с Господом, чтобы жить Его жизнию, одушевляться Его Пресвятым Духом, – с Ним трудиться, исполняя волю Отца небесного, с Ним нести крест в жизни своей, терпеть и страдать, с Ним и блаженствовать вечно во царствии Его; или же, напротив, отвергнув Его, подобно иудеям, остаться в состоянии греха и отчуждения от жизни Божией, в плену врага Божия – диавола и страдать вечно в геенне, уготованной диаволу и ангелом его.

Чтобы предохранить нас от последней злосчастной участи, чтобы всякая душа грешная познала своего Спасителя, обратилась к Нему всем сердцем своим, сочеталась с Ним верою и любовию и предалась всецело всесвятой воле Его, – для сего благодать Божия употребляет множество средств, равно действующих на всех и каждаго. Для сего Господь даровал нам свое живое и действенное слово, острейшее всякаго меча обоюду остра, проходящее до разделения души же и духа и судительно помышлением и мыслем сердечным (Евр.4:12), в котором открывается вся воля Божия о нас и весь путь спасения нашего, все, что сделал Бог для спасения нашего и что должно делать нам, чтобы спастись. Для сего Он повелел совести нашей вопиять внутрь нас неумолкаемым гласом или осуждения и прещения, или утешения и ободрения. Для сего Он поставил внешнего стража душ наших – св. Церковь Свою, с ее божественными и живоносными священнодействиями и таинствами, с ее святыми и освящающими учреждениями и обрядами, с ее неоскудевающим священством и пастырством. Для сего Он призывает нас, по временам, к судилищу покаяния, чтобы заставить нас подумать о страшном и последнем суде Его и о том, что последует за этим судом. Для сего Он являет нам крест и гроб Свой, напоминает о претерпенных Им за грехи наши страданиях и мучениях крестных, чтобы смягчить и умилить сердце наше теплотою преизбыточествующей любви Своей к нам грешным. Для сего Он Сам является и приходит к нам в таинстве Тела и Крови Своей, дает нам соединиться с Ним неразрывным, вечным союзом. Но, кроме сего, бывают в жизни человека дни особенных посещений Божиих, поразительных и потрясающих, когда зов к покаянию бывает громче и досягает до глубины сердца грешника; когда благодать Божия предстает ему, так сказать, лицом к лицу и как бы говорит ему: одно из двух – или покаяние и милость, или нераскаяние и погибель; когда грешная душа и сама невольно чувствует важность происходящего с нею, начинает изъявлять желание познать волю Божию, оставить путь греха и нечестия, обратиться к Богу и начать новую, лучшую жизнь.

Блаженна та душа, которая сочеталась с Господом любовию крепкою, николиже отпадающею, всеми своими мыслями и и чувствами, всем желанием и усердием пребывает в Нем, как розга на лозе и как дитя в объятиях матери своей. Господь приемлет таковую душу под особенный покров Свой и в ближайшее содружество с Собою, вселяется и обитает в ней, становится для нее Наставником и Пастырем, Питателем и Хранителем, Врачом и Утешителем, светом и жизнию и не оставляет ее никогда, доколе, очистив и освятив ее, введет в пренебесный чертог Свой, в обитель вечной радости и блаженства в дому Отца небесного.

Но горе тому, кто, при всех гласах призывающей его благодати Божией, не обращается от греха к Богу искренне, твердо, невозвратно, всей душою и сердцем или же, подобно древним жителям Иерусалима, ограничивается одними внешними, скоропреходящими знаками обращения к Богу, не изменяя своей жизни на лучшее, не обновляя своего духа и сердца, не принося достойных плодов покаяния.

Не помогли слезы Господа Иерусалиму, и он предан доселе на попрание языков. Не помогут слезы Господа и нам, если не уразумеем времени посещения нашего; если не захотим вникнуть и размыслить об истинной цели бытия нашего на земли, т. е. о том, к чему предназначил и призвал нас Господь Бог наш, что сделано Им и что остается сделать нам, чтобы быть участниками вечной славы и блаженства в дому Отца небесного и не быть изверженными на всю вечность из царства Божия во тьму кромешную; если земное и временное до того ослепит наши духовные очи, что не узрим в многоразличных путях жизни нашей путей Промысла Божия, ищущего нас, зовущего к покаянию, возбуждающего от мрачного сна греховного, влекущего нас к Богу, в царство света, радости и блаженства; если при всех действиях на нас Божией любви и правды, милосердия и правосудия останемся хладны и бесчувственны; если на все призывания и гласы благодати Божией будем отвечать обычным легкомыслием, холодностию и невниманием. Чтобы слезами омылись наши грехи, надобно, чтобы к ним примешались и наши горькие слезы о грехах наших, чтобы печаль о нераскаянности и погибели человеческой, наполнявшая сердце Господа, перешла в нашу душу, наполнила наше сердце и изгнала из него все нечистые радости греховные, ибо эта печаль по Бозе покаяние нераскаянно соделовает во спасение. Словом, надобно истинно покаяться, обновиться и возродиться, оставить навсегда жизнь греховную и начать жизнь богоугодную и святую.

Неизреченное милосердие и долготерпение всеблагого Искупителя нашего и Господа еще вводит нас, братия, во всечестные дни Его искупительных страданий и смерти, живоносного погребения и тридневного воскресения. Не есть ли это новый, а для некоторых, может быть, и последний уже зов к покаянию? Воспользуемся же, братия, этим даром любви и долготерпения Божия. Да станет каждый пред крестом и гробом Искупителя своего и да скажет: Владыко человеколюбче и Господи, вполне чувствую, как безмерно я оскорбляю Твою благость и долготерпение, блуждая доселе по распутиям греха и беззаконий, творя волю страстей своих и диавола. Прости мне мое безумие и злобу и не попусти мне погибнуть во грехах моих! Теперь вижу всю мерзость дел моих – и прибегаю к Тебе с покаянием; теперь вижу всю опасность моего греховного состояния – и всем сердцем желаю возвратиться на путь жизни святой и богоугодной. Просвети омраченный ум мой светом благодати Твоей, порази и сокруши окаменение сердца моего страхом Суда Твоего; воздвигни силою Твоею падший дух мой из глубины греховные, да отныне положу спасения моего начало! О сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия, и имиже веси судьбами, спаси мя! Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Слов. и бесед.» Димитрия, архиеп. Херсонск., т. 4-й, стр. 252).

223. О неверии ученых

Видевше же архиерее и книжницы чудеса, яже сотвори, и отроки зовуща в церкви, и глаголющя: осанна Сыну Давидову, негодоваша (Мф.21:15).

Отроки, – малые дети приветствуют Грядущего в Иерусалим, а книжники негодуют на их приветствия! Малые дети видят Божественного Чудотворца и узнают своего Господа, а книжники, почивающие на законе, не видят и не понимают написаного в законе! Из детских уст раздается: «осанна Сыну Давидову», а книжники только сетуют, не понимая, что это значит! Народ с благоговением единодушно присоединяется к детям, и все вместе громогласно величают Святейшего Путника: Осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев (Ин.12:13); устилают Ему дорогу древесными ветвями и своими одеждами, а ученые мудрецы глядят и все не видят, все не поймут, что это такое! Небесный Учитель тут же напоминает им о пророчестве Давидовом: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Мф.21:16), и Сам же опять замечает, говоря если сии, указывая на детей, умолчат, то камение возопиет (Лк.19:40), чего еще яснее? Ведь не мудрено бы, кажется, понять, что возвещенное пророчески теперь ясно сбывается во очию их! А бесчисленные чудеса в глазах их: исцеления слепых, хромых, сухих, бесноватых! а воскрешение Лазаря? Все это они как будто забыли, или не видели. Так были слепы книжники Иерусалимские!

Не дивитесь сему, братия! Земная и надменная мудрость всегда слепа. Не в одном Иерусалиме были такие мудрецы, и в наше время есть люди, которые видяще не видят, и слышаще не разумеют. Есть люди, которые ни в чем не видят промысла и силы Божией. Ни природа с своими явлениями, ни осязательные события, в которых явно видна рука Божия, – ничто не обращает ума и сердца их к Богу.

Мир Божий – это простая, открытая книга для всякого, – всякий неграмотный может читать ее. Посмотрите на небо, какое невообразимое пространство, какое там величественное солнце, какая чудная там луна, какие там светозарныя звезды! Скажите: есть ли это дело рук человеческих? Взгляните на землю, обойдите мыслию неизмеримость ее, беспредельность рек и морей, и скажите: дело ли это рук человеческих? Ведь невольно вспомнишь своего Создателя и невольно скажешь с псалмопевцем: небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс.18:2). А какой у Бога в мире порядок! Каждая планета неизменно совершает путь свой; земля никогда не изменяет своего кругообращения; моря и реки никогда не выходят из назначенных им пределов, зима неизменно следует за летом, а лето не прерывает зимы; день не предваряет ночи, ни ночь не запинает дня. Кто, кроме Бога, мог дать всему такое стройное согласие и такой мудрый порядок? Невольно воскликнешь: дивна дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси!

Много в мире и событий, видимо являющих праведную и крепкую руку Божию. Судьба царств и народов есть немолчная провозвестница промысла Божия – определения Божия. Сколько было могучих государств? Сколько было славных и сильных народов, которые гордились своим могуществом, и никогда не думали потерять славы своей; но где они, эти народы, или по крайней мере потомки их, где они теперь? Слава их с шумом прошла, и с трудом отыскивают теперь следы мест, на которых стояли города их. Где теперь славная в свое время Ассирия? Где сильный и величественный Вавилон? Они давно стерты с лица земли. Кто, как не Бог, полагает меру и число всему существующему? Как ни думай, как ни суди, но тут явно видна крепкая рука Божия – Божие определение. Пути промысла Божия повсюду видны в мире Божием. И не в великих только событиях, а и в своей жизни каждый может видеть перст Божий, или милующий и награждающий, или наказующий и вразумляющий. Каждое доброе дело естественно сопровождается добрыми последствиями, и напротив, – худые дела неизбежно приносят горькие плоды. Как иначе назовете это, если не законом вечной правды Божией, по которому каждый получает свое должное? Это все так устроено и так бывает не само по себе, а по Божию предназначению.

Все в мире свидетельствует о промысле Божием. Простой взгляд во всем, – от мала до велика, явно видит руку Божию. Но есть люди, и люди так называемые просвещенные, ученые, которые в делах Божиих не видят и того, что видит смиренное око простолюдина. Они мечтают измерить все неизмеримые судьбы Божии короткою меркою ума своего. В этой слепой самоуверенности, они все в мире называют делом природы, тогда как в прямом смысле все есть дело Божие. Удивительно, как они, изучая природу, разбирая ее явления, переходя от причины к причине, не дойдут до верховной причины всех причин – Бога? Господь не менее, кажется, чем Иерусалимских книжников вразумляет их чрез те же явления, которые они исследуют и чрез ту же науку, над которою они трудятся. Но слепа мудрость земная. Такие мудрецы и здесь не видят руки Божией, столь ощутительной для простого наблюдателя. И над ними сбывается глагол Божий: на суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепы будут (Ин.9:7, 39).

Не ум большой, не познания высокие нужны в познании истин божественных. Только смиренному уму и доброму сердцу доступны небесные истины; только сердечная простота способна принять царствие Божие; только простое око веры видит сияние божественного света. Кто не изгонит из сердца фарисейского самолюбия и гордости из ума своего, тот и во свете не узрит света Божия. Чистейшее учение Иисуса Христа невместимо в нечистом сердце и надменном уме; не может быть общение света со тьмою и Христа с велиаром (2Кор.6:15).

Если случится вам, братия, слышать слова неверия от небагоразумных ученых, не верьте им, отвращайте слух ваш от их глупостей. Это такие же слепые книжники, какие были во время земной жизни Иисуса Христа. (Проп. изд. при жур. «Странник», 1863 г., стр. 86).

224. Что означает наше предстояние на всенощном бдении с ветвями и к чему оно обязывает?

Прияша ваиа от финик, и изыдоша в сретение Ему (Ин.12:13).

Это сказано о народе, который с финиковыми ваиями вышел на встречу Спасителя, когда Он торжественно входил в Иерусалим. На всенощном бдении в нынешний праздник и мы держали также ветви.

Что же наше предстояние с ветвями означает и к чему нас обязывает?

По древнему на востоке обычаю, с пальмовыми ветвями встречали победителей. Христу принадлежала эта почесть, как победителю смерти; а победил Он ее крестом и воскресением Своим. Хотя «людие, седящии во тме и сени смертней», не предвидели того; но по устроению Промысла, в исполнение ветхозаветных пророчеств, «приемше воскресения знамения, ветви древес и ваиа финик, воскресение знаменующе, сретоша» (молитва на освящ. ваий) Христа, и Ему, победителю смерти, восклицая: осанна, то есть, спасение чрез сына Давидова.

Согласно с этим изъяснением, наши праздничные ваии служат выражением нашей веры во Христа, как победителя смерти, а поэтому и предзнаменованием нашего будущего воскресения. Ветви, которые у нас были в руках, не сухие, но свежие и живые, снятые с таких дерев, которые прежде других оживают при наступлении весны. Оживление растений после зимнего мертвящего холода есть верный залог воскресения наших телес, силою воскресшего Жизнодавца.

Однако, ветви, которые мы в нынешний праздник брали в руки, скоро засохнут. Надобно помнить, от чего зависела их свежесть. Каждая ветвь живет тою силою, какую извлекает из корня; с ним соединенная, она одевается листьями, украшается плодами; оторванная от него, засыхает. Это всем известное явление в растительной природе образ нашей души и ее жизни. Корень нашей жизни духовной есть вера во Христа. Он нам объявил: «Я есмь лоза виноградная, а вы – ветви. Кто пребывает во Мне, тот много приносит плода; а кто не пребудет во Мне, тот засохнет, как ветвь» (Ин.15:1, 5, 5). Души, на этом присноживом основании утвержденные, украшаются листьями свежих и здравых мыслей, плодами благих дел; а отторгшиеся от корня живой веры подобны тем ветвям и цветам, которые содержатся в наполненных водою сосудах, и которых ароматная свежесть, час от часу ослабевая, скоро совсем уничтожается.

Итак, если вера побудила нас держать в руках ветви, то покажем и в жизни духовные плоды. Воздерживаясь постом от некоторых брашен, не будем воздержны в благотворении ближним. Ища и получая в исповеди прощение грехов себе, да не злопамятствуем против наносящих нам обиды. Стесненные, кто нуждами, кто неудачами и неприятностями, потерпим все, помышляя о том, что в эти дни совершалось в Гефсимании, в Иерусалиме, на Голгофе.

Братие! приходил Господь, как Царь кроткий и спасающий; приидет некогда, как Судия карающий. С чем Его встретить, это Он объяснил Сам в притче о страшном суде, указав, с запасом каких дел предстанут Ему праведники. Сохраним же ветви нашей духовной жизни всегда зеленеющими и плодоносящими. «Дорожи добродетелью, и не заботься о счастии», – советует один св. отец (св. Исидор Пелусиот). «Счастье скоро исчезает; а добродетель есть бессмертное сокровище». Аминь. (Сост. по «Слов. и реч.» Сергия, архиеп. Херсонск., т. 2-й).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle