Источник

Неделя пред Воздвижением

225. О вере в Иисуса Христа, как Искупителя

Никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси. И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:13–15).

Эти слова, заключающиеся в одном из чтенных ныне евангелий, были сказаны Господом Иисусом Христом во время знаменательной беседы Его с тайным учеником Никодимом. Беседа касалась самых возвышенных и глубоких предметов: возрождения и обновления человека в таинстве крещения, установленном Спасителем, и великого дела искупления рода человеческого чрез крестную смерть Сына Божия. Раскрывая своему слушателю небесные тайны, Христос Спаситель, в доказательство истинности Своего учения, указывает на то что Он сошел с небес и опять возвратится туда после Своего воскресения. Как имеющий всегда пребывание с Отцом, Он один знает все небесное, и один может поведать людям все, необходимое для их спасения. Сошествие с небес и воплощение Сына Божия имеет своею целью искупление людей. Чтобы сделать более понятною для Никодима тайну искупления, Иисус Христос для сравнения напоминает ему одно обстоятельство из свящ. истории израильского народа. Во время странствования по пустыне, по выходе из Египта, иудеи прогневали Бога, и Он наслал на них змиев, от укушения которых многие погибали. Наказание исправило иудеев: они раскаялись и обратились с молитвою к Богу. Тогда их вождь Моисей, по повелению Божию, сделал медного змия и повесил на древе. Кто с верою взирал на этого змия, тот получал исцеление. Медный змий преобразовал крестную смерть Спасителя. Как он послужил знамением спасения для иудеев, так и распятый на кресте Сын Человеческий соделался знамением спасения для всего мира. Поэтому Иисус Христос и говорит, что, как медный змий был вознесен или повешен Моисеем в пустыне, так и Ему надлежало быть вознесенным или повешенным на древе; как взор на медного змия спасал погибавших древних израильтян, так вера в распятого Иисуса Христа будет спасать всех от вечной погибели.

Таков смысл приведенных слов Спасителя. Православная Церковь постановила читать это Евангелие в неделю пред праздником Воздвижения, когда прославляется Честный и Животворящий Крест Господень.

Этим она напоминает нам, чтобы мы, прежде прославления Креста Христова, уяснили себе великое дело нашего искупления и испытали свою веру в Распятого. Только верующий в Него будет иметь жизнь вечную, только тот не погибнет, кто с надеждою будет взирать на Виновника нашего искупления. Наши прародители тяжко согрешили. За их преступление и все потомство, как зараженное грехом, неминуемо осуждалось на гибель. Поврежденная человеческая природа уже не в силах была сама победить зло. Но премилосердный Бог, создавший человека, не мог допустить, чтобы Его творение так безславно погибло. Для воссоздания человека Он послал в мир Сына Своего Единородного, Который претерпел крестную смерть и этим самым дал возможность человеку опять приблизиться к Богу.

Вникните, братия, в то, что соделал Господь для нашего спасения. Послан на позорную смерть Сын Божий!

Люди оскорбили Бога, но Он жертвует Сыном Своим, чтобы загладить это оскорбление и опять призвать к себе людей. Для нас сделано все, чтобы мы не погибли для жизни вечной, Но стремимся ли мы сами к тому, чтобы воспользоваться плодами крестной смерти Спасителя? Мы веруем в то, что Иисус Христос пришел на землю и пострадал за нас, но согласуем ли с этою верою жизнь нашу? Бог оказал бесчисленные благодеяния народу иудейскому, освободил его от плена Египетского и направил в землю обетованную; но иудеи забыли Бога и прогневали Его своею нечестивою жизнию. Не подобны ли и мы иудеям? Господь Иисус Христос освободил нас от власти диавола, дал нам все средства для достижения жизни вечной. Но мы часто забываем об этом и прогневляем Бога своими поступками. Для нас сделано много, а сами мы почти ничего не делаем. Наша вера остается мертвою и может послужить нам в осуждение. Тем хуже для нас, что мы, зная, как нам жить, тем не менее живем совсем по другому.

Братие! Вышеприведенные слова из нынешнего Евангелия да послужат нам напоминанием о том, что мы должны не только веровать в Иисуса Христа, но и следовать Его учению, пользоваться всем, что дано нам для нашего спасения. Да не постигнет нас участь иудеев, забывших Бога и чрез то подвергшихся наказанию. Не наказание должно исправлять нас. Мало цены в том, если кто живет и действует под влиянием страха возмездия. Наше собственное сознание и желание должны руководить нами в нашей деятельности. Воззрим, братия, с верою и надеждою на Того, Кто дает жизнь вечную. Знамение креста да будет нам во спасение! Аминь. («Руковод. для сельск. паст.», стр. 449).

226. Наша слава – Крест Христов

Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распяся и аз миру (Гал.6:14). Так пишет апостол: хвались кто чем хочет и знает, а я ничем не могу хвалиться, как только крестом Христовым, ради и при помощи котораго мир для меня более, как бы не существует, а я для мира тоже мертвый член.

Внимай сему, христианин; внимай, в чем похвала и вся слава твоя состоять должны: в кресте Христовом, – в том, что ради тебя, неблагодарного и злонравного, Сын Божий крестную смерть восприял. И ныне об этом тем паче следует тебе размыслить, что вот скоро ты призван будешь поклониться животворящему кресту Христову: приуготовь же себя к этому великому дню Воздвижения Креста Христова. Слышишь: крест Христов – слава твоя, похвала твоя. Видно, дорог ты Богу, когда за тебя Сам Сын Божий пролил кровь на кресте! А ты подчас за стыд считаешь даже и перекреститься, как должно; стесняешься, как это тебе, мирянину, вести себя во всех отношениях по христиански.

И чем мы хвалимся большею частию? – Всем, только не крестом Христовым. Тот хвалится своим умом, своими познаниями, своею опытностью; другой – своими заслугами и наградами; третий – богатством; тот – родством сильным и богатым; иной – своими связями и знакомством. Но все это не такие ли блага, которые для истинного христианина или совсем ничего не значат, или без отношения к кресту Христову малоценны? Да, истинный христианин поставляет всю свою славу и честь в одном: в общении с Распятым; хвалится одним: крестом Христовым, – блага же мирские для него как бы и не существуют. Он, вместе с апостолом говорит о кресте Христовом: им мне мир распяся и аз миру. Это значит: он так возлюбил крест Христов и Распятого на нем, так прилепился к Нему мыслию и желаниями, что стал превыше всех мирских треволнений, выше всего земного, – живя на земле, стал небесным человеком. Мир с своими благами для него как бы и существовать перестал, и сам он как бы умер для мира, т. е. потерял всякое к нему расположение. А такое бемстрастие, согласитесь, братия, – не есть ли высшее и вожделеннейшее из благ?

Вполне согласен, достигнуть такого бесстрастия и сораспятия Христу не легко человеку. Но – други мои! – зачем не слышим, что говорит нам Спаситель наш: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы? (Мф.9:38). Значит, стоит только взяться за дело спасения, а там Господь наш Иисус Христос Сам поможет нам довести его до конца. Вся беда – в чем? – в том, что нам и приняться то не хочется за дело спасения и для этого связать себя теми или иными ограничениями; что христианами хотя мы и зовемся, но о крестных страданиях Христовых и думать забыли; крестным знамением осеняемся, но большею частью без мысли о распятом на кресте Спасителе нашем; образ креста на персях своих носим, но страданий, подобных Христовым и от Христа нам назначаемых, не хотим нести с христианским терпением, как бы следовало по заповеди Христовой: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мк.8:34); словом, христианами зовемся, а жить по христиански не хотим. Не должно быть так, возлюбленные мои! Мы о Христе Иисусе нова тварь (Гал.6:15); в крещении мы сораспялись Христу и умерли с Ним вместе для греховной жизни. Поэтому греху не должно быть в нас места, и мы должны быть подобны человеку распятому, который и жив, но не может ни пойти, ни взять ничего. Так и мы должны довести себя до того, чтобы все греховное было для нас невозможно, немыслимо. Иже Христови суть, плоть распяша со страстьми и похотьми, говорит апостол (Гал.5:24).

Итак, оставим, возлюбленные во Христе братия, всякое земное превозношение и похваление. Наша слава – Христос, Его крестная за нас смерть и наше с Ним умирание для мира. Христос за ны умре: помни это, христианин, и мужайся. – Под знаменем креста иди смело против всех врагов твоих видимых и невидимых: и что с тобой ни сталось бы, взирай мысленно на распятого Иисуса. И верь, брат мой о Христе, тогда самым вратам ада не одолеть тебя. Ибо что мне ад? что мне диавол? что все беды и напасти? что самая смерть? За меня умер и воскрес Христос Иисус. Не дарует ли Он, следовательно, мне и живот вечный, спасение? А будет тяжело нести крест, – взывай тогда чаще на небо, подобно Христу, когда Он висел на кресте: Боже мой, Боже мой, почто Ты меня оставил – не оставь меня; – жажду, Господи, – напой душу мою водами благодати Твоей. Отче! в руце Твои предаю дух мой, – да будет воля Твоя надо мною грешным. Аминь. (Поучен. прот. Белоцветова).

227. Чего требует от нас Крест Христов

Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Слова из слышанного нами ныне евангельского чтения.

Так бесконечна, велика, непостижима и несказанна любовь Божия к падшему роду человеческому, что за него не пощадил Отец небесный Единородного Своего Сына, и так драгоценна в очах Божиих душа человеческая, что для спасения Он предал возлюбленного Сына Своего на уничижение и осуждение, на оплевания и заушения, на мучения и страдания, на крест и смерть.

Для чего предал? Для избавления грешников и врагов Своих от заслуженной ими казни – смерти вечной, для оправдания их от грехов и беззаконий, да сотворит их чадами Своими, наследниками вечного царства Своего. Он умер за нас, – Праведник за неправедники, да приведет нас Богови. Водруженный на Голгофе крест есть всемирный жертвенник для принесения всемирной очистительной жертвы, а распятый на нем Страдалец есть Агнец Божий, вземляй грехи мира, очистительная жертва, принесенная любовию Отца небесного за грехи всех падших сынов Адамовых. Без этой очистительной жертвы мы не могли быть терпимы неприступною для грешников святостию существа Божия; без этого крестного примирения падшаго человечества с правдой Божиею весь род человеческий был бы навсегда извергнут из царства Божия в геенну: мучился и страдал бы во всю вечность. Так дорого стоило, братия, загладить преступление святейшей заповеди Бога, Творца и Вседержителя.

Очевидно, что столь великая жертва искупления не может не требовать жертвы и со стороны искупленного ею человека; такая беспредельная любовь Отца Небесного к людям необходимо возлагает и на них великие и святые обязанности. Чего же требует крест Христов от нас, искупленных от греха, проклятия и смерти вечной? На это ответствует св. апостол, что Христос за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за нас и воскресшему; что Христос пострада за нас плотию, нам оставил образ, да последуем стопам Его; что на том же самом кресте и нам должно распять плоть свою со страстьми и похотьми; что в Его же гробе и мы спогребохомся Ему крещением в смерть, да якоже Христос воста от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Для сего необходимо, с нашей стороны, во-первых, покаяние и вера в пострадавшего за нас Господа Иисуса Христа: покайтеся и веруйте во Евангелие; так начал Свою проповедь на земле Он Сам, Единородный Сын Божий. Во-вторых, необходима жизнь, сообразная сей вере, т. е. жизнь чистая и святая, праведная и богоугодная, благоговейная и богобоязненная: явися бо благодать Божия, спасительная всем человеком; наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце. А без покаяния во грехах, без обновления сердца, без исправления нашей жизни благодатию Святого Духа, самая крестная смерть Сына Божия останется для нас без всякого плода и не только не спасет нас от гнева небесного, а послужит еще к большему и тягчайшему осуждению.

После сего, братия мои, нельзя не обратиться к своей совести и не спросить ее, так ли мы веруем и живем, как требует звание христианина, искупленного и освященного кровию Единородного Сына Божия, усыновленного Богу и призванного к наследию вечной жизни с Христом Господом? Так ли мыслим ж чувствуем, желаем и действуем, как заповедал нам и показал примером Своей жизни Господь и Спаситель наш Иисус Христос? Святое Евангелие Господа нашего служит ли для нас первым и единственным правилом, а пример святейшей жизни Его единственным руководством и образцом нашей жизни? Аще кто Мне служит, Мне да последует, говорит Он нам, образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих, и вы творите. Сие да мудрствуется в вас, еже во Христе Иисусе, говорит св. апостол.

Что нужно нам сделать, чтобы изменить образ жизни своей к лучшему, что нужно оставить и что изменить в своей жизни, что начать и в чем преуспевать, чтобы сделаться истинно Христовыми и предстать некогда одесную Его в числе избранных сынов царствия Божия? Воззри всякий на крест Христов с верою и упованием, призови в помощь благодать распятаго на нем Господа и дай искренний обет быть верным своему Господу и святому завету Его, в твердой уверенности, что положивший душу Свою за нас не оставить тебя ни вразумлением, ни утешением, ни Своею божественной помощью. Аминь. (Слово Димитрия, архиеп. Херсонск., т. 4-й, стр. 419).

228. Уроки из евангельского чтения

Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).

В нынешнее воскресение, братия мои, положено читать евангелие – о бесконечной любви Божией к погибающему миру, или роду человеческому, и о ниспослании ему Спасителя – Сына Божия – Единородного. Евангелие читается по-русски так: «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змия в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:13–17). – Здесь конец сегодняшнему евангелию.

Протолкуем его, с Божиею помощию, по разуму св. Православной Церкви.

«Никто не восходил на небо, говорит Господь, как только сшедший с небес Сын Человеческий, т. е. Иисус Христос, сущий на небесах». – Никто из человеков не восходил на небо, потому что грех не допускал никого взойти на пречистое, пресветлое, праведное небо, на котором престол Господа Бога Вседержителя, а за грех еще не была принесена, с начала мира до пришествия на землю Сына Божия, крестная жертва для искупления мира от греха, для примирения людей с Богом, прогневанным беззакониями, для очищения и освящения верующих в Него и для отверстия праведным судом Божиим, заключенного грехами человеческими, неба. Небо было недоступно никому из людей. Оно сделалось доступным для праведников и покаявшихся грешников только со времени крестной смерти за нас, за наши грехи, Сына Божия. Об этом сказал Сам Господь: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому (Ин.1:51). Эта тайна, эта радостная весть, что небо теперь для нас отверсто, – ежедневно нам возвещается открытием царских врат на великой вечерне и на всенощной, и особенно на литургии – при открытии царских врат на малом и великом входе и при выносе св. даров для причащения.

Итак, никто не восходил на небо до крестной смерти Сына Божия, а со времени Его смерти и воскресения небо стало отверстым для всех верующих – и в него невозбранно входят по смерти все, оправданные пречистою Кровию и благодатию Сына Божия. И так, еще скажу: небесное царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верою, покаянием, добродетелью. Теперь не стоит у дверей рая херувим с пламенным мечем, возбраняя вход в него. И сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия – доселе! Безчисленное множество. И мы, по примеру их, туда же пойдем, если заслужим его здесь, в этой временной нашей жизни, на земле.

А это что значит: как Моисей вознес змия в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную? Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в пустыне Аравийской, именно на вознесение медного змия на древо, по повелению Божию, дабы смертельно ужаленные змеями евреи взирали на этого медного змия и – исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змия на древе прообразовало вознесение, воздвижение на кресте Искупителя мира, Иисуса Христа и победу Его над змием искусителем или диаволом и наше избавление крестом Спасителя от смерти вечной, ибо семя жены, т. е. Христос должен был стереть главу змия, т. е. диавола, под образом змия прельстившего Еву.

Смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, поноснейшая смерть на кресте Единородного Сына Божия. И ты доселе беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не исправляешься, не проливаешь слез покаяния, нерадишь о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?.. Но для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готоваго пожрать противников (Евр.10:27). Бойся, трепещи грешник!

Затем уясним себе смысл следующих слов: «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Так возлюбил Бог мир, т. е. бесконечною, превосходящею всякий разум, любовию: ибо дал бесконечную жертву за грехи наши – Сына Своего, сопрестольного Ему, Богу Отцу, собезначального, соестественного. О, любовь Божия, чудная, преславная, пресладкая, вечная! Если бы в жертву за наши грехи не дал Бог Сына Своего, – то весь мир пошел бы в муку вечную и никто бы не спасся. Все спасенные спаслись кровию и смертию Сына Божия, все оправданы Его благодатию; святые стали святы Его святостию, правдою, умудрены Его премудростию, укреплены Его силою, украсились Его нетленною красотою, достигли нетления Его нетлением; все, спасающиеся ныне, спасаются только кровию Сына Божия, или водою и кровию, ибо из прободенного ребра Его истекли кровь и вода, означающие два таинства: крещение и причащение; ибо без крещения и причащения никто не спасется, – конечно, и без покаяния и других таинств. Сам Господь говорит: покайтеся; аще не покаетеся, вси погибнете (Лк.13:3); если не будете есть плоти Сына человеческаго и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин.6:53, 54); иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк.16:16).

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, говорится далее в Евангелии, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:17). Но как же мы читаем в Символе Веры: верую в Господа, паки грядущаго со славою судити живым и мертвым; а в Евангелии говорится, что Бог Отец отдал весь суд Сыну? (Ин.5:22). В нынешнем Евангелии говорится о первом пришествии Сына Божия – для спасения мира, а в Символе Веры говорится о втором Его пришествии; в первый раз Господь приходил спасти мир, а вторично придет уже судить мир. – И ныне, действительно, всякий желающий спасения может быть спасен чрез Сына Божия, а если теперь, со время земной жизни, при таких верных и всесильных средствах ко спасению, человек вознерадит о спасении и будет жить нераскаянно и бесстрашно, то по смерти и на страшном суде Христовом ему будет суд без милости.

Спасайтесь, братия, доколе есть время. Время потеряем – и спасение погубим. Юродивым девам сказано: истинно говорю сам: не знаю вас (Мф.25:12), хотя они и стучали и говорили: Господи, Господи, отверзи нам. Бодрствуйте же: ибо не знаете ни дня, ни часа, в который Сын человеческий приидет (Мф.25:13). (Сост. по «Полн. собр. сочин.» прот. Иоанна Кронш., т. 1).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle