Источник

Неделя пред Богоявлением

242. Чтобы наследовать жизнь вечную, надо исполнять волю Божию

Пред явлением Иисуса Христа во Иудее с проповедию Евангелия, страна эта, бывшая некогда садом Божиим, и приносившая наилучшие цветы и плоды, заросла вся самыми негодными растениями и покрыта была в изобилии волчцами и терниями. Поэтому надобно было несколько приготовить эту землю к явлению Господа. Для этого приготовления бысть глагол Божий ко Иоанну Захариину сыну (Лк.3:2).

Иоанн в это время был, может быть, только один совершенно преданный Богу человек. Он видел всеобщий разврат своего времени и, чтобы не подвергнуться тому же разврату и соблюсти себя в чистоте Богу, скрылся в пустыне. Для удобнейшего укрощения страстей, он определил себе самый строгий образ жизни. Одежду его составляла ткань самая простая и грубая, из верблюжьего волоса. Пищею и питием было только то, что бесплодная пустыня могла доставить сама собою. Кровом жилища его – открытое небо. Получив глагол Божий, он, не имея никакого плана, и не зная никакого страха, кроме страха Божия, вышел и, будучи в полной крепости сил, неутомимо начал проповедовать покаяние.

Слух о его проповеди распространился скоро, и вся страна иудейская стеклась слушать его. Не осталось в Иудее ни одного состояния, из которого не было бы к нему усерднейших путешественников. Все приходили и просили наставления: что сотворим? (Лк.3:10). Даже мытари говорили: что сотворим? (ст. 12). И воины спрашивали: что сотворим? (ст. 14). И Он всем давал наставление, каждому по его состоянию.

Возлюбленные братия! Спросим и мы: что сотворим? что сотворим, чтобы нам получить благоволение Божие и вечную жизнь? Если спрашиваем действительно и хотим искренно творит то, о чем спрашиваем: то вот ответ Самого Господа: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие Божие, но кто? – творяй волю Отца Моего, волю Божию (Мф.7:21).

Воля Божия двояка: есть воля Божия общая, которая обязывает всех человеков: она известна всем, ибо она есть естественный закон, начертанный Творцом на сердце всех человеков неизгладимыми буквами. Потом, она есть откровенный закон, начертанный в слове Божием, и заключается в неск. словах: «люби Бога паче всего, и ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:37–40).

Во-вторых, есть воля Божия особенная, или частная. Всякий человек имеет от Бога свою особенную заповедь, от верности исполнения коей зависит его блаженство. Если мы не исполняем этой особенной воли Божией, то всегда поступаем и против воли Божией всеобщей, то есть, грешим и лишаемся блаженства.

Как же, вы спросите, узнать эту особенную, эту частную волю Божию? – Весьма легко. Она есть ваше состояние и то звание, в котором вы находитесь. Уважайте это состояние, любите его, исполняйте его обязанности в твердой уверенности, что воля Божия призвала и поставила вас в это состояние, и получите жизнь вечную. Обратите на эту весьма спасительную истину ваше внимание.

Провидение Божие в вечном совете своем определяет, что один родится от царской крови, – он и в колыбели носит уже порфиру, его наследство – скипетр, корона, народы и царство.

Другой, напротив рождается в рабской доле, и должен всю жизнь не повелевать, а повиноваться.

Один происходит от дворянского рода, ему открыты почетные места и преимущественные должности. Другой, напротив, рождается в простом классе людей, и ему предстоят обыкновенные работы и занятия.

Один наследует богатое имение, и может жить в изобилии; другой, напротив, не получает ничего, кроме здравых членов и сил, дабы приобретать себе хлеб трудами и работою.

Один рождается с счастливыми способностями, и может заниматься всеми науками и отправлять важнейшие должности; другие, напротив, родятся с способностями слабыми, и способны только к тяжелым и грубым работам.

Таким образом, один должен восседать на троне, другой – оставаться подданным; один возвышаться по степеням честей, другой – жить среди черни, в неизвестности; один – быть в изобилии, без заботы, другой – в нищете и со вздохами; один – повелевать, другой – повиноваться; один – отличаться умом и мудростию, другой – оставаться с простым и малым смыслом. Это так установил Бог; Он учредил разные состояния, и каждому из нас указал свое место. Это совершенно зависит от Его всемогущей, всесвятой, премудрой и всеблагой воли. Господь убожит и богатит, смиряет и высит (1Цар.2:6). Итак, если мы хотим исполнить волю Божию, то должны прежде всего уважать и любить свое состояние и исполнять его обязанности, и войдем в царствие Божие.

Вы, по вашему роду, достоинству и отличным способностям, поставленные на высшей степени, будьте же защитою, помощию, утешением и прибежищем низших. А вы, обремененные трудами и услугами, находящиеся в низших состояниях, оказывайте всевозможное старание о пользе и благе ваших ближних и всего общества. Всякое состояние полезно и неизбежно. Всесвятейшая воля Божия так установила и всякому дала свою участь, коею он и должен быть доволен, всякому – свой жребий, коему он и должен быть верен; и вы, будучи довольны и верны, должны считать ваше состояние своим назначением, верным путем к блаженству, и получите блаженство.

Не видите ли, как это учение спасительно? Всякий в своем состоянии покоен и доволен им, и всякий благодарит Бога за назначенное ему место. Стоящий на высокой степени благодарит или, по крайней мере, должен благодарит Бога, что Он даровал ему власть и силу защищать других и доставлять им благо. Стоящий на низшей степени благодарит Бога, что Он не возвысил его, и освободил от гордости и надменности и от всех опасностей, соединенных с высоким званием. Богатый благодарит или должен благодарить Бога за дар Его, потому что он чрез это может себе доставить удобства жизни приятной и спокойной и другим делать добро. Бедный благодарит Бога за то, что Он Сам сделал Его подобным Искупителю мира, обнищавшему нас ради добровольно. Сильный и здоровый благодарит Бога, что Он дал ему силы для трудов и исправления дел своих, больной и недужный благодарит Его, что Он дал ему случай упражнять себя в послушании и приучать к преданности в волю Божию.

Молю убо вас, возлюбленные о Господе чада, словом апостольским: потщитеся известно ваше звание и избрание творите: сия бо творяще, не имате согрешити никогда же. Сице бо обильно преподастся вам вход в вечное царство Господа нашего Иисуса Христа (2Петр.1:10, 11), и кийждо вас, в немже призван бысть, в том да пребывает пред Богом (1Кор.7:24), со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовию, и творяще волю Божию (Еф.4:14, 2, 6). Не о перемене звания и состояния заботьтеся, но о перемене образа жизни богопротивного и неблагоустроенного, а Бог мира будет с вами (Фил.4:9), и благопоспешит вам во всем ибо любящим Бога, по словам апостола, и творящим волю Его, вся поспешествуют во благое (Рим.8:28). Аминь. (Сост. по «Собр. слов, бесед и реч.», Арсения митр. Киевск., ч. 2-я, изд. 1874 г.).

243. Проповедь Предтечи о покаянии

Бысть Иоанн крестяй в пустыни, и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов (Мк.1:4).

Все вы, братия, без сомнения, благоговейно чтите Предтечу и Крестителя Господня Иоанна. Но вникали ли сердцем своим в его проповедь, которая некогда подвигла всю страну иудейскую на берега Иордана и приготовила людей к принятию Спасителя?

Не для одного своего времени, а для всех времен он есть великий учитель покаяния: слово его имеет дивную силу смирять сердца и располагать их к принятию спасительной благодати.

Покайтеся, приближи бо ся царствие небесное (Мф.3:2) – вот начало проповеди Предтечевой. Царствие Божие близко ко всем нам, но от нашей собственной воли зависит то, чтобы оно к нам пришло, для нас настало. Первое условие к принятию благодати есть покаяние. Отложив гордость, забыв все мирские почести и преимущества, каждый из нас должен сознаться, что он тяжко неправ пред Богом, что если Господь не подаст ему руку помощи, как некогда Петру утопавшему, он погибнет в бездне греховной, и в таком состоянии к Нему, единому Ходатаю нашего спасения, должен устремить все сердце с надеждою помилования и избавления.

«Уже бо и секира при корени древа лежит; всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо». Страшны эти слова! о, если бы чаще вспоминали их!

Помни каждый человек, что секира гнева Божия лежит у корня твоей жизни... Одно слово, одно мановение Владыки – и жизнь сразится косою смерти! И тогда все кончено: после смерти покаяния нет! Между спасенными и погибшими утвердится непроходимая бездна, и целые века бесполезных раскаяний и мучительных страданий настанут для того, кто во время не хотел смириться и раскаяться.

«Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем неугасающим» (ст. 12).

Теперь Господь терпит и худых людей наравне с добрыми, и будет терпеть до второго пришествия, но тогда очистит Свое царство от всех нечестивых. Никакая скверна в нем не потерпится. Одни только благословенные Отца Его останутся в Его царствии, а те, которые не вняли голосу благодати, призывавшему ко спасению, и загубили свою жизнь в суете, в служении страстям, будут ввержены в страшный гееннский огонь.

Но покаяние, по слову великого учителя, должно состоять не в однтх слезах и воздыханиях. «Сотворите плод достоин покаяния» (ст. 8). Искренно, от всего сордца, пожелайте отстать от всех беззаконий, которые сознавала ваша совесть. Без сомнения, тяжело отставать от дурных навыков; страсти опутывают, как бы сетями, душу того, кто им предан. Но сделайте усилия над собою, потрудитесь, приневольте себя к делам добра и правды. Во всяком деле нужен труд: можно ли без труда приобресть такое великое благо, как спасение нашей души? От дней Иоанна Крестителя до ныне царство небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12), сказал Спаситель наш.

Показать Господу исправление жизни каждый может в пределах того звания, в которое поставлен Провидением. Креститель не осуждает должности мытарей (сборщика податей), которая была в презрении у евреев, а требует только, чтобы они не брали более надлежащего (Лк.3:12, 13). Воинам внушает чтобы они никого не обижали, не клеветали, и была довольны своим жалованьем (14). Во всяком общественном звании христианин честным исполнением своим обязанностей может привлечь на себя благословение Божие и спасти свою душу. Но есть дела, доступные каждому званию, которые особенно ценны в очах правды Божией: это дела милосердия. У кого две одежды, говорит Креститель, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай тоже (ст. 11).

Братие! Недавно вступили мы во врата нового года. В эти минуты, которые мы так трепетно встречаем, не сказала ли нам совесть: надо бы обновиться душою, надо бы многое и многое оставить или изменить в проведенной доселе жизни.

Да коснется же нашего сердца проповедь Предтечи Господня, которою открылось на земле царство спасительной брагодати.

Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его (Мк.1:3).

Иоанн вопиял: «приготовьте путь Господу, исправьте стези Его». Так изображается содержание проповеди Иоанновой. Иоанна послал Бог к иудеям пред явлением Спасителя в мир подобно тому, как в древности посылались вестники впереди царей, когда эти предпринимали путешествие по своему царству. Посланный вестник, возвещая о предпринимаемом путешествии царя, повелевал, чтобы приготовлена была дорога, где надлежало путешествовать царю. Так и Предтеча Господень проповедовал иудеям покаяние, возбуждая их к сознанию своих грехов и к исправлению жизни, для того, чтобы они почувствовали нужду в помощи Спасителя и готовы были принять его с верою.

И ныне, братия, много гласов, вопиющих к нам: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его. Как иудеев призывал Бог к покаянию чрез Иоанна, так и нас всеблагий Бог всегда призывает к покаянию и исправлению. О, когда бы мы внимательны были к дивным делам Божескаго попечения о нас, – мы всегда слышали бы вопль и шум гласов, призывающих нас к сретению Господа, или к хождению пред Господом в благочестии и правде.

Посмотрите на то, что видим пред собою: небо и земля возвещают славу Божию и призывают нас к прославлению Бога, Творца и Правителя всего мира. Небеса поведают славу Божию, говорит Псалмопевец, творение же руку Его возвещает твердь (Пс.18:2). Эта проповедь не перестает ни днем, ни ночью; она слышна во всех концах вселенной; она понятна для всех народов. И солнце, и луна, и звезды, и неизмеримые пространства небес всегда и всем возвещают всемогущество и премудрость и беспредельное величие Божие. И земля, на которой мы живем, и все творения, какие видим на ней, также славят Бога.

Посмотрите на поля, леса, горы, холмы, долины, моря, реки, источники, озера, различные виды животных и растений, – все это свидетельствует о всемогуществе, премудрости и благости Божией, и все побуждает нас благоговеть пред Богом и служить Ему. Всякое создание Божие, и великое и малое, говорит нам, что оно от Бога получило бытие и Им так премудро сохраняется в бытии, для своих целей. Каждое творение напоминает и говорит нам, что и мы также должны исполнять предписанные нам законы Божии и верным исполнением воли Божией соответствовать своему назначению.

От внешних предметов обратимся к самим себе: и в нашей душе неумолкно вещает глас Божий. Это совесть. Она проповедует о Боге; она внушает нам закон Его. Она вопиет и в дикой пустыне испорченного сердца, вопиет: покайся; оставь грех и делай добро; исполняй заповеди Божии. Этот проповедник есть у каждого свой, и каждого учит изблизи, внушая благоговение к Богу и повиновение Его закону. Надобно слушать его. Горе тем, которые не внимают этому проповеднику, не слушают его обличений и наставлений! Они лишаются посещения от Господа, как неприготовляющие пути Ему.

Глас Господа внятнее других гласов говорит нам в слове Божием. Ап. Петр пишет: имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе яко светилу сияющу в темнем месте, добре творите (2Петр.1:19). А мы имеем теперь не только пророческое слово, но и слово Христа Спасителя, которое передали нам в писании евангелисты, и слово апостольское, предлагаемое нам в посланиях апостольских. Слово Божие в писании, и в предании, которое хранит св. Церковь, всегда возвещает нам волю Божию, спасительную для всех, истинно верующих в Иисуса Христа. Оно всегда проповедует совершенную истину, показывая нам путь ко спасению. Как бы понятия и обычаи мира ни изменялись, слово Божие всегда светит небесным светом, озаряя нам путь ко спасению чрез веру в Иисуса Христа, Спасителя мира. Как свет видимого солнца благотворен и необходим для жизни земных растений и животных: так благотворен и необходим свет слова Божия для жизни нашей души, т. е., чтобы нам знать истины спасения и жить по учению Божественному. Поэтому каждый христианин должен всегда с благоговением читать слово Божие, или слушать читаемое, стараясь понимать его так, как учит Православная Церковь, и последовать этому учению, как единому спасительному руководству.

Глас Божий слышится в различных событиях человеческой жизни, в событиях общественных и частных. Ибо, что ни происходит в обществах, в государствах или семействах, и все, что ни происходит с каждым человеком порознь, все это совершается под управлением промысла Божия, и Господь во всем являет Свое могущество, премудрость, правосудие и благость. Благосостояния семейств, мир спокойствие и довольство, как дары Божии, призывают к благодарению и прославлению Бога. Болезни, войны, общественные или частные неустройства и различные нужды как свидетельства гнева Божия, наказующего и вразумляющего людей, побуждают нас к сознанию своих грехов, к покаянию, к исправлению своей жизни, к искренней, смиренной молитве пред Богом о помиловании нас. Все обстоятельства жизни общественной и частной направляются Промыслом к нашему благу: богатство и бедность, возвышение и унижение, здоровье и болезнь, радость и скорбь, счастие и несчастие, все, по премудрому и благому намерению Божию посылается человекам на пользу их, если только люди внимают путям Божеского Промысла, и пользуются наставлениями Его. Любящим Бога, учит апостол, вся поспешествуют во благо (Рим.8:28). Одно нас радует и призывает к прославлению и благодарению Бога; другое смиряет и приводит нас в сознание собственного бессилия и бедности; иное пробуждает от беспечности и нерадения; а иное учит терпению, благодушию в скорбях, упованию на всесильного Бога; одно побуждает к добродетели, а другое удерживает от греха. Так премудрый Божий Промысл печется о людях бесчисленными способами, призывая их к познанию истины, к сознанию своих грехов, к исправлению своих недостатков, к ревностному исполнению заповедей Божиих: ибо Спаситель наш Бог всем человеком хощет спастися и в разум истины приити (1Тим.2:4).

Так благий Господь со всех сторон призывает нас к Себе, к познанию Своей спасительной воли и к последованию Его заповедям. Если кто из нас не слышит гласов Божиих, то это, обыкновенно, происходит от нашего невнимания к себе, от нашей беспечности о своем спасении, от греховной привязанности к земным благам и удовольствиям. Порочные привычки и страсти притупляют духовное зрение и слух, и делают человека как бы слепым и глухим по отношению к духовным потребностям. Ничто его не пробуждает к духовной жизни, к познанию спасительного учения и к заботе о своем спасении.

Братия! надобно бояться такой беспечности и такого невнимания к Божественной проповеди: это крайне опасно, и может быть гибельно, если человек навсегда останется таким невнимательным к вещаниям гласов Божиих. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Проп.» Евсевия, архиеп. могилевск., и друг. поуч.).

244. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

Благодатное возрождение от Святого Духа есть необходимое условие для вступления в Царствие Божие и в основанную Господом на земле Церковь, для исполнения заповедей Христовых и для познания тайн Его учения. Если мы решимся идти по стопам Христа, отвергши силу возрождения Святым Духом, то скоро увидим всю тщету наших стремлений. Если мы будем стараться исполнять Его заповеди, полагаясь только на свои силы, на своего природного, невозрожденного человека, то на первых же порах бремя окажется для нас непосильным, и мы с отчаянием падем подавленные его тяжестью. Закон Христов для естественного человека непосилен; он гораздо тяжелее закона Моисеева, ибо утончает и усиливает его требования; осуществить его в жизни нашими слабыми и склонными ко греху силами безусловно невозможно. Закон Христов рассчитан исключительно на человека облагодатствованного: единственно только при помощи силы Святого Духа, чрез обновление нашего ветхого естества новой стихией благодатной жизни, он становится удобоисполнимым, и Его заповеди являются только формою обнаружения и развития этой небесной стихии, а тайны Его учения тайнами нами же переживаемой нашей внутренней духовной жизни.

В настоящее время христианские общества, по-видимому, преклоняются пред нравственными требованиями Христова учения. И, однако, что свидетельствует нам действительная жизнь? Не чувствуют ли себя все более и более бессильными исполнить эти требования в их внутренней высоте и чистоте, в их настоящем, подлинно христианском и потому единственно истинном и спасительном значении? Не становятся ли люди все более и более рабами внешних условий жизни, непрерывно усложняющихся ее форм, а с тем вместе и соединенной с ними жестокой борьбы за существование, за влияние, за власть, борьбы страстей и самолюбия, борьбы всего мелочного и узкозлобного? Несомненно, это раздвоение нравственных идеалов и хода действительной жизни представляет собою нечто по истине трагическое, полное великих мук и всяких печальных злоключений. И причина всего этого заключается в том, что благодатная сила возрождения Святым Духом перестала служить для сознания и свободы современного человека источником его будничной, частной и общественной жизни и деятельности; все думают быть христианами при помощи только своих естественных сил и соображений. Понятно, из этого никогда и ничего не может выйти надежно-доброго, и пред нашими глазами неизбежные последствия такого ложного пути: все распространяющееся недовольство жизнию и все усиливающиеся ее страдания...

И как больно смотреть на эти страдания людей, как горько и тяжело сознавать, что ничто извне не может помочь им! Все, что ни сделаешь, только одна капля воды, попавшая в море огня. Страдания проникают в самую глубь жизни, в ее ежедневные мелочи; как тяжелый горький осадок, они съедают самое вместилище жизни, самое дно человеческого сердца. Человек ходит, говорит, смеется, заботится о себе и других, – а посмотрите, что он внутри: весь изъеден скорбью жизни, как едкой ржавчиной, весь надломлен и опустошен ее бесцельностью и ненужностью, как невидимой молью и тлей. Все кругом нас и мы сами только повапленные гробы...

И так было, есть и будет всегда, везде и всюду. Жалко видеть, как люди, точно маленькие, неразумные дети стараются залечить зло своей жизни самоизмышленными лекарствами и мерами. Неужели до сих пор всем нам не ясно, что зло мира заключается в самом корне нашей жизни, что оно неизлечимо никакими частными, земными, человеческими усилиями, что вся культура, вся цивилизация – только цвет того же корня и цвет ядовитый, хотя и обольстительно красивый, хотя постоянно и утончающийся в своем аромате? Римляне были умнее и вдумчивее нас: пред пришествием Христа они ясно сознали, что со злом жизни ничего нельзя поделать теми средствами, какими располагает человек.

Зло так радикально, что может быть излечено только радикальным же средством, т.е. должен быть обновлен самый корень жизни, должна быть создана новая жизненная стихия, положено новое семя ее развития. Если этого нет, потому что это не в силах человека, если этого не может быть, потому что нельзя представить себе, как это возможно, – то нет и не может быть избавления от зла жизни: человек и мир должны погибнуть, должны сгореть в огне страданий; все должно исчезнуть в пучине ничтожества, беспредельно нелепого и чудовищно-жестокого... И римляне сознательно погружали себя в это ничтожество, насильственно прерывая нить своей жизни...

Но что человек не мог себе и представить, то на самом деле совершил Сын Божий, наш Господь и Спаситель Иисус Христос. Он затем и пришел, чтобы чрез ниспослание Святого Духа дать людям новую жизнь, обновить самый корень ее, положить в них новое семя к ее дальнейшему развитию. В этом Он полагал и существенную задачу Своей божественной миссии на земле.

Прошло около 2000 лет с тех пор; в десятках поколений предков мы именуем себя христианами, – и однако всмотритесь внутрь и кругом себя: как мы невосприимчивы, как мы тупы к усвоению божественной идеи и силы возрождения и обновления! Как мы легкомысленно, а иногда и преднамеренно не хотим видеть, что только в этом одном и есть выход для нас и для всего мира из бездны страданий и конечной гибели! Как мы все еще надеемся на свои силы и суетимся по-пустому всячески стараясь или скрыть или залечить извне ту язву, которая растет внутри и подъедает самый корень нашей жизни, делает нас совсем бессильными в устроении ее радости и ее спасения! Как удивиться сему, как оплакать, как вразумить наше безумное легкомыслие! Мы так измельчали в суете и сложности внешней, поверхностной, показной жизни, что самая мысль о коренном всецелом нашем возрождении кажется нам чем-то невозможным. У нас голова кружится при попытке заглянуть в глубину души и уверовать в новую жизнь, положенную в ней Святым Духом во Христе; у нас не хватает нравственного мужества и решимости оторваться на время от захватывающего нас житейского шума и спуститься туда, в эту покойную тишь, где бьет самый родник жизни, где совершается самое творчество ее, где человек в безмолвии остается один сам с собою и с невидимым Богом. А между тем все христианские мысли, чувства, дела и поступки должны возникать и расти единственно из того нового семени, которое положено на дне этого родника неизменных сил нашей души, из того животворного веяния Святого Духа, которое дышит по мановению Божию в этой таинственной области...

Неужели же мы и дальше будем все так же глухи к призыву нашего Господа возродиться и обновиться? Все так же будем считать самую идею обновления и возрождения неподходящей к непрерывно и быстро текущему нашему времени, которое, чем дальше, тем больше и глубже захватывает нас вихрем своей суеты? Неужели мы все будем только ахать и охать, изнемогая от бесцельной сутолоки жизни, от своих страданий и немощей, от своего утомления и бессилия, и отвергать в то же время свое единственное, дарованное нам Богом, лекарство?!.. О, не дай, Господи, чтобы так было! Покаемся в своем прошлом, покаемся в своем легкомыслии, в своей самонадеянной гордости, в своих страстях и грехах, решим с Божьей помощью начать новую жизнь! Устремим все свое внимание, всю свободу своего сердца и ума на дарованную нам благодать возрождения! Будем непрестанно молить Бога, чтобы Он прорастил в нас Им же положенное семя новой духовной жизни! Будем холить и питать это семя добрыми расположениями сердца, хорошими мыслями и делами на благо нашей душе и на благо нашим ближним! Будем непрестанно помнить своим сердцем и умом, что мы – новая тварь о Христе, и, сообразно с этим, во всем и внутри и вне поступать по воле Божией, по обновленному человеку, по силе всегда призываемой и всегда помогающей нам благодати Святого Духа! Отвергнем старое и ветхое, вступим с ним в беспощадную борьбу, и начнем растить в себе и кругом себя новое, Христово. А главное, перестанем надеяться только на себя, а возложим все упование на силу Божию, действующую в нас, на благодать Святого Духа, возрождающую нас и постоянно дающую нам источник новых сил на творчество добра в себе и других! Отбросим свое самомнение и самочиние и покоримся всецело Божественному водительству... И тогда спасение будет близ нас; тогда мы поймем, что такое жизнь в Церкви; тогда жизнь будет для нас легкой и отрадной; тогда все заповеди и уставы ее, весь закон Христов будут лишь желанным и радостным путем к Царству Божию, к наследию вечной блаженной жизни; тогда мы найдем силы совершить все предназначенное нам во славу Христа; тогда радость жизни обнимет и захватит нас, как облаком небесным, на сретение нашему Господу... О, Господи! буди, буди!.. («Проповед. Христоматия», часть 1-я, слово еп. Михаила).

245. Назидательные уроки из апостольского чтения

Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды (2Тим.4:7).

Таковое исповедание св. ап. Павла при размышлении о протекшей жизни и подвигах служения – при дверях смерти! Не по чувству тщеславия, коего всегда чуждался раб Божий – подражатель смирению Христову, особенно в последние дни жизни, но по чувству благой совести, которую всегда хранить старался, ап. Павел возвещает, что он подвизался подвигом добрым, как ревностный служитель слова и проповедник истины; добре скончал многотрудное поприще общественной жизни, как трудолюбивый и мирный гражданин; веру соблюл, как Богомудрый христианин. Каков подвиг таково и воздаяние; каково сеяние, такова и жатва. Что воздается за добрый подвиг веры православной, жития христианского и проповеди евангельской? – нетленный венец правды: прочее соблюдается ми венец правды.

Возлюбленные! Самое вернейшее свидетельство о достоинстве веры и дел есть свидетельство неукоризненной совести; самая лучшая похвала – похвала доброй совести. Итак, скончавая течение жизни, приближаясь к смерти, не только с каждым годом, но с каждым днем, можем ли мы с непостыдною совестию сказать, что мы и добрым подвигом на поприще служения подвизаемся, и течение христианского жития добре скончаваем, и веру живую, любовию поспешествуемую, храним целу? Можем ли быть уверены, что и нам готовится венец правды от праведного Мздовоздаятеля? Если сердце наше зазирает нам, т. е. осуждает нас; если мы не твердо уверены, что восприимем венец блаженного живота: то не должны ли быть внимательнейшими и к душе своей и к житию своему, и к обязанностям служения? Не должны ли ревностно проходить то звание, в которое призваны на поприще общественного служения? Не должны ли подвизаться добрым подвигом веры и любви на пути жизни христианской? Ей, братия, должны!

И во-первых, надобно нам, как гражданам земного и небесного отечества, достойно проходить то звание, в которое кто призван. Молю вас, братия, достойно ходите звания, в неже звани бысте, достойно, т. е. со всяким смиренномудрием и кротостию с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщашеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф.4:1, 3). Пастырь ли ты: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи запрети, умоли со всяким долготерпением и учением (2Тим.4:2); образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим.4:12). Военачальник ли: да воинствуеши доброе воинство – храня веру в Бога и Господа Иисуса Христа и верность к помазаннику Господню – царю земному. Градоначальник ли: имей попечение о вверенных тебе, как нежный отец семейства и добрый строитель благодати. Судия ли: держи весы прямо – виновного не оправдывай, невинного не осуждай. Помни, яко суд Божий есть (Втор.1:17); помни, что и судии позваны будут на суд, на коем никакая неправда сокрыться не может. Христианская душа! звание служения в Церкви и отечестве да послужит тебе стезею к небесному отечеству.

Во-вторых, надобно нам, как христианам, соблюдать залог веры целым и невредимым. Что это за залог веры? – Благодатные дарования Духа Святого, кои изливаются на наши души чрез таинства. Доколе ходим верою, а не видением (2Кор.5:7), дотоле должны хранить благодать Духа Святого всяцем хранением. Сколько спасительна вера и преспеяние в вере, столько пагубно неверие, или неправоверие. Христианская душа! Св. вера да будет твоею руководительницею к вечному животу!

В-третьих, надобно нам, как запечатленным кровию Иисуса Христа и освященным благодатию св. Духа, иметь непрерывную заботу о святости жизни, и тем устроять вечное спасение свое и споспешествовать расширению славы св. имени Божия, – преуспевать в вере и благочестии. Подадите, братия, убеждает апостол, в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание, в воздержании же терпение, в терпении же благочестие, во благочестии же братолюбие, в братолюбии же любовь (2Петр.1:5, 6, 7); кратко: имейте веру живую в Господа Иисуса и любовь пламенную к Нему. Вера и любовь – вот то, чем среди всех обуреваний жизни и ужасов смерти, стяжавается мир души, вопиющей с апостолом: мне еже жити, Христос: и еже умрети, приобретение есть (Флп.1:21). Св. житие – вот то, чем пролагается прямой путь к чертогам вечного живота! Ревностное служение Церкви и отечеству – вот то, чем достигается венец славы!

Братия! У Отца небесного и обители многи суть и венцы бесчисленны: но для кого? – Для тех, кои подвизаются до последнего вечера дней своих добрым подвигом веры и благочестия, для блага собратий и славы вечнославного имени Господня. Аминь. (Сост. по «Слов. и бесед.» Илиодора, архиеп. курск.).

246. Призыв человека к спасению

Начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся (Мф.4:17).

Счастливо было время, когда из уст Самого Спасителя раздавалась проповедь: покайтеся. Счастливы были люди, которые слышали эту проповедь. Это была проповедь не учителя обыкновенного ни даже пророка, это – проповедь сладчайшего Иисуса, проповедь воплощенной Любви. Как было не послушать такой проповеди! Как было не умилиться душою, не поплакать слезами раскаяния?.. Что, возлюбленные, что если бы теперь возвратилось к нам это счастливое время, что если бы теперь явился среди нас Спаситель наш и сказал нам: покайтеся? Думаю, каждый из нас пал бы к пречистым ногам Его, облил бы их слезами сокрушения, покрыл бы их крепкими лобзаниями горячей любви, и с глубокими сердечными вздохами повторял бы только: Господи, каюсь я: приими мое покаяние. Господи каюсь я, не помяни моих беззаконий... Не так ли, возлюбленные? О, если б это было так!.. Но не забудьте, что Господь вчера и днесь той же и во веки; не забудьте, что Он и теперь, как и прежде, непрестанно взывает к нам: покайтеся! Что же? с готовностию ли отзывается наше сердце на этот глас Божественной любви? Боже мой, Боже мой! Наша рассеянность иногда доходит до того, что мы даже совсем не слышим его, хотя этот глас Господа зовущего нас к Себе, раздается для нас всегда и везде. Не говорим уже о храмах святых, где так громко слышится глас Божий; не говорим и о св. Евангелии, где так ясно возвещается нам святая воля Его: надобно только обратить нам наблюдательный взор на самих себя и на обстоятельства нашей жизни, или посмотреть со вниманием на природу, нас окружающую; и там и здесь мы можем слышать глас Господа, зовущий нас к Себе.

Господь нас зовет к Себе чрез нас самих. Не весте ли, говорит апостол, яко храм Божий есте вы и Дух Божий живет в вас? (1Кор.3:16). Итак мы – храм Божий, и Дух Божий живет в нас: нужно ли после этого доказывать, что Господь нас зовет к Себе чрез нас самих? Мы Им живем, движемся и существуем (Деян.17:18), приемля от Него вся Божественныя силы, яже к животу и благочестию (1Петр.1:3): что же после этого значат все наши светлые мысли, добрые чувствования, как не благие вещания в нас Духа Божия? А эта неземная радость, которою играет сердце наше после каждого доброго дела, эти упреки совести, так сильно терзающие нас за наши грехи, эти вздохи, вырывающиеся по временам из нашей груди, или слезы умиления, появляющиеся иногда на наших глазах, – что это такое, как не крепкий глас Того, Кто говорит о Себе: се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною? (Апок.3:20). – Св. Варвар был прежде страшный разбойник: триста душ пали под убийственным ножом его, в том числе и два священника!.. Кто бы мог подумать, чтобы такой человек, закаленный в убийствах, мог когда-нибудь одуматься? Но силен грех, а благодать Божия в нас еще сильнее. Не слышал Варвар в себе гласа Божия среди убийств и шумных бесед с товарищами; но когда он остался один в вертепе, когда вошел глубже в самого себя, тогда внутри его, в упреках совести, так громко и сильно раздался обличительный глас Божий, что Варвар вдруг совсем переменился. Подобны Варвару были преп. Давид и Моисей Мурин, – и тот же глас Божий из ангелов тьмы превратил их в ангелов света (Четьи-мин. мая 6, сент. 6 и авг. 28).

Слышится, братия, слышится и в нас этот глас Божий; но беда наша та, что он остается иногда в нас без всякого действия, подобно тому, как и в храмах часто раздаются глаголы Божии, но раздаются иногда мимо нашего сердца, или даже и мимо нашего слуха. – Взывал некогда Господь к падшему Адаму: Адаме, где еси? – Адам слышал глас Божий; но вместо того, чтобы отозваться на него с сокрушением сердца, с сознанием своей виновности, он думал скрыться от Вездесущего между райскими деревьями... Не то же ли бывает и с нами? Раздается иногда и в нашей душе: «Адаме где еси? – Грешник, где ты? Бще шаг – и ты в пропасти; одумайся, остановись»... А мы вместо того, чтобы одуматься и остановиться, бежим от преследования совести, и думаем заглушить спасительный голос ее шумом мирских забав и удовольствий. И глас Божий в нас остается бесплоден.

Господь зовет нас к Себе чрез обстоятельства нашей жизни. Жизнь наша есть училище, где Господь действует на нас подобно тому, как мудрый наставник действует на своих питомцев. Для преуспеяния питомцов в науке и нравственности, наставник то награждает их, то наказывает, то сближает их с такими лицами, которые бы могли иметь на них благотворное влияние. Подобное бывает и с нами. Господь изливает на нас Свои милости: дает богатство, облекает силою, венчает честию и славою – не для того ли, чтобы мы чаще обращались к Нему с благодарною молитвою, чтобы своими избытками делились с меньшею братиею Его, своею силою защищали невинных, своею властию отирали слезы несчастных? А все это не есть ли зов Его к нам: гряди по Мне! Рабе благий и верный! О мале буди Ми верен: над многими тя поставлю; вниди в радость Господа твоего (Мф.25:23). Преп. Мелания римляныня не знала ни числа, ни цены своему богатству; но знала, для чего Господь осыпал ее милостями, и что десницею принимала от Него, то шуйцею раздавала братии Его, – и таким образом, богатство было для Мелании голосом, которым Господь воззвал ее в царство Свое (Чт.-мин. 31 дек.). А о бедности и нуждах и говорить нечего. Гром не грянет, человек не перекрестится, говорит народная мудрость. Аще внешний наш человек тлеет обаче внутренний обновляется (2Кор.4:16), говорит апостол. И кто этого не чувствовал, кто не испытал? Когда мы бываем смиреннее, благочестивее, умереннее в желаниях, как не в горе и нужде? Когда у блудного сына, упоминаемого в Евангелии, было в руках отцовское наследство, он в дальней стороне только пил, ел и веселился, не думая ни об отце своем, ни о родине; а когда истратил все богатство, когда во время голода не только хлеба куска, но даже корма, которым питались животные не мог он нигде выпросить, – вот тогда то он уже почувствовал всю тяжесть своего положения, тогда-то он вспомнил об отце и бросился в его объятия. О если бы мы были внимательнее ко всем обстоятельствам нашей жизни: как часто мы слышали бы здесь глас Господа к нам: покайся!

А обращали ли вы должное внимание и на те лица, с которыми Господь сближает вас? – Дети! У вас есть родители, давшие вам жизнь и воспитание. Родители! У вас есть дети, готовящие вам покой и утешение в старости. Супруг! У тебя есть супруга, которая делит с тобою и радости и горе. Друзья! У вас есть близкие, которые подают вам добрые советы, заботятся о вашем счастии, и услаждают ваши горести... Скажите сами, – не суть ли это немолчные вестники, громко проповедующие, что Сам Господь силою любви привитает в недрах вашего семейства, что Он послал вам таких людей, за которых вы вечно должны благодарить и прославлять Его? Не суть ли это земные ангелы хранители, чрез которых Сам Господь хранит и поддерживает вас на скользком пути жизни?.. Преподобный Нифонт во цвете лет сначала удивлял всех быстрыми успехами в науках и нравственности, но после, мало-помалу, так привык к распутной жизни, что его и узнать было нельзя: праздность, пьянство, буйство, распутство – было любимым занятием юноши; его упрекали, ему угрожали, а он был бесчувственнее камня. Но милосерд Господь! Встречается однажды с Нифонтом прежний друг его Никодим, и, взглянув на лицо его, обезображенное развратом, с изумлением говорит: «Друг мой! Не узнаю тебя: лицо твое – ужасно!» Немного слов, – но они так сильно подействовали на юношу, что он переменился, и столько угодил Богу святостию своей жизни, что удостоился от Него многих откровений (Чет.-мин. 23 дек). Подобным образом Господь воззвал к Себе св. мученика Иустина и преподобномученицу Евдокию (Чет.-мин. 1 июня и 1 марта). Так зовет Он к Себе и каждого из нас, посылая к нам добрых людей и руководителей...

Господь зовет нас к Себе чрез природу, нас окружающую. Сам Он, во время земной жизни Своей, не раз указывал на природу, как на такую книгу, в которой много для нас полезных уроков – и надобно только смотреть на нее в духе благочестия – и тут откроется для нас целое училище благочестия.

Вот беспредельное небо с его солнцем и бесчисленными светилами! Смотри душа моя, и – поучайся!.. Светло солнце, так светло, что мы и смотреть на него не можем прямо: а очи Божии несравненно светлее солнца. Стыдно нам при свете солнца творить дела темные: о, как же стыдно должно быть для нас и помыслить, что худое в очах Божиих!.. Сколько мы ни грешим, однакож, под солнцем, а оно не перестает освещать нас и согревать: научи нас, солнце, благодетельствовать людям, сколько бы они против нас ни грешили... Кто исчислит звезды небесные? Кто исчислит и обители Отца небесного? для нас они назначены; там наша пристань, там наша родина; но, Боже мой, как мало мы думаем о них, как много заботимся о земле, как будто здесь наше вечное жилище... Сколько различия между светилами!.. Сколько различия и между обителями, для нас назначенными!.. Изумительна беспредельность неба: где начало и где конец его? А беспредельность вечности еще изумительнее. Что земля в сравнении с небом? Что и время в сравнении с вечностию? Время для нас прекратится; вечность – никогда... Страшны для нас громы и молнии: а кто изобразит тот ужас грешника, когда солнце померкнет, и луна не даст света своего, когда звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, когда при трубном гласе ангельском приидет Сын Человеческий во всей славе Своей и все святые ангелы с Ним (Мф.24:29, 31)?

Поучительно для нас небо, но и земля поучительна. – Сколько в ней терния и волчцев! А откуда они? В раю их не было: их породили наши грехи. И так каждый терн и каждый волчец не напоминают ли нам о наших грехах? И, исторгая плевелы из земли, не приходим ли мы к мысли, что нам нужно исторгать плевелы и из сердца?.. Сколько земля терпит мучений под плугом земледельца! Но чем более ее режут, тем более она становится годною: не крест ли, не бедствия ли и нас делают годными для царствия Божия?

Поучительна земля: поучительно и море. Не море ли житейское и вся жизнь наша на земле? Сколько в море волн, столько в мире и суеты! Волна волну катит, волна волну преследует, – и для чего это усилие моря, для чего это напряжение ветра? Для того только, чтобы волны неслись и разбивались о берег морской... Не тем ли кончаются и все наши житейские думы и заботы, что, наконец, разбиваются в дребезги о берег смерти? Беда пловцу без якоря: беда христианину без веры... Но мы не окончили бы слова, если бы захотели в духе благочестия обозреть подробно все предметы природы. Сколько в ней предметов, столько в ней для нас уроков. Вот почему один св. отец говорил: «мне и книг не надобно: у меня есть одна большая книга, в которой для меня написано все, что нужно, – эта книга – природа»; вот почему свв. мученицы Христина и Варвара, когда с полным вниманием обозрели это величественное небо, – тотчас же оставили веру в суетных богов своих, и признали Единого Бога истинного (Чет.-мин. 24 июля и 4 дек.).

Господи! Отверзи наш слух, раскрой наше сердце, да видим и слышим Тебя всегда и везде. Это нужно, крайне нужно для нас: с Тобою нам рай со всеми утехами; без Тебя нам ад со всеми ужасами. Аминь. (Сост. «Минут. паст. досуг.» Гермогена, еп. лад., т. 1-й).


Источник: Проповедническая хрестоматия: Полный круг поучений на все воскресные и праздничные дни года, слова и беседы на разные случаи, и катихизическия поучения: В 3 томах / Сост. по лучшим проповедническим образцам архим. Пантелеимон. - [Джорданвилль]: Изд. Свято-Троицкого монастыря, 1963-. / Т. 1: Поучения на все воскресные дни года. - 1963. - 800 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle