Из церковной жизни: Поучение при отпевании старца о. Василия

Источник

Христос воскресе! «Аще не обратитеся и будете яко дети не внидите в царство Небесное» (Мф.18:3).

В этих словах, братие, весь нравственный закон Христов, в них содержатся все евангельские заповеди, касающаяся нашей жизни. Если бы мы исполнили это правило, мы бы достигли совершенства. Ведь невинная, чистая природа детей наиболее ясно отражает в себе образ Божий, не затемненный грехом, не омраченный страстями. Но как далеки мы, братие, от этой детской невинности и чистоты.

Вся наша жизнь, напротив, проникнута ложью, лицемерием и лукавством. Мы говорим ложь сознательно и бессознательно, с целью и без цели, по привычке и ради приличия. Как часто мы лицемерим, как много в нас злобы, лукавства, притворства и как мало правды, простоты и искренности!

Люди, отличающиеся детской правдивостью, незлобием и простотой являются в наше время весьма редким исключением. К таковым-то и принадлежал почивший старец о. Василий.

Кто знал его и бывал у него, кто слушал его беседу, тот не усомнится в этом. Батюшка о. Василий говорил мало, но правдиво; всех он называл на ты и никому не боялся говорить правду; ни начальникам, ни знатным, ни ученым. Старец отличался удивительною правдивостью и простотой: у него что на уме было, то и на языке. О. Василий умел говорить рифмами и говорил краткими, но весьма сильными и назидательными изречениями. При всем том он отличался удивительною отзывчивостью к людскому горю, удивительною любовью к людям. Кто не приходил к нему, старец всех принимал без разбору: одного он утешит шуткой, другого – прибауткой, третьему даст крестик или образок, четвертому – книжечку…      

Кто видал о. Василия, тот знает, что даже на светлом, всегда улыбающемся лице старца отражалась его детская простота и незлобие. Но откуда у покойного о. Василия – этот дивный дар детской простоты и незлобия, дар любви и сострадания к людям? Отчего у нас, окружающих гроб старца, да и вообще у людей века сего, ничего этого нет? – Оттого, братие, что это именно дар Божий, а не природное свойство, – дар, который дается от Бога достойным.

Верно, и о. Василий не всегда обладал этими драгоценными качествами, а получил их как награду от Бога за свою долгую подвижническую жизнь. Какова же была жизнь старца?

Более 60 лет тому назад Василий, как и в мире звали старца, вместе с своим старшим братом пришел к своему отцу – блаженному Филиппушке, когда тот начинал рыть пещеры, которые находятся там, где теперь – Храм Черниговской Божией Матери. Горя ревностью к подвигам, о. Василий вместе с отцом поселился в пещерах, вместе с ним подвизался, вместе с ним молился… Руки старца теперь неподвижно сложены на груди, но когда-то эти самые руки трудились над копанием пещер. Смерть сомкнула светлые очи старца, но некогда, братие, эти самые очи во теме пещерной искали вечного и невечернего света… Жизнь Филиппушки – родителя о. Василия – преисполнена была всяких превратностей, гонений и пр. Она была постоянным, и добровольным, и невольным, крестоношением. По разным проискам ему пришлось с сыновьями оставить пещеры и удалиться в Лавру. Через некоторое время Филиппушка основал эту самую обитель, на месте которой первоначально поставлена была одна келлия, и на чердаке этой келлии отец и его сыновья – подвижники вычитывали церковные службы и совершали свое молитвенное правило. Впоследствии, заботами Филиппушки и его сыновей и жертвами добрых людей, сооружен был этот храм и постепенно образовалась эта малая обитель. Но и здесь враг не оставил подвижников в покое. В 1867 г. были распущены нелепые слухи и клеветы, вследствие которых схимонах Филипп принужден был с сыновьями покинуть Киновию и скитаться по разным монастырям. В свою любимую Боголюбивую Киновию Филиппушка возвратился уже незадолго до смерти в начале 1868 г. Столько-то превратностей и невзгод перенес в жизни родитель о. Василия, и все их вместе с другими братьями разделял близкий по духу к отцу его младший сын, ныне почивший старец Василий. О дальнейшей жизни о. Василия и его братьев нужно сказать, что она далеко не протекла гладко и покойно: были у них недоброжелатели и завистники.

Но кроме этого креста гонений и преследований о. Василий нес еще другой крест – крест служения ближним, служения миру.

Сколько перебывает в году богомольцев у мощей Пр. Сергия! и почти все они, идя к Черниговской Божией Матери, заходили на поклон к старцу Василию. Проходя в летние дни через Киновию, нередко у домика о. Василия можно было видеть целую вереницу – очередь паломников, человек в 30 и более, желавших побывать у старца. Что-то влекло этих людей к старцу. Но что же именно? – Ведь старец был так бесхитростен, прост и незатейлив и на словах, и в обиходе своей жизни. Вот эта-то простота и бесхитростность старца, соединенные еще с его любовью и отзывчивостью к людям и привлекали к нему стольких посетителей. Старец же всех их принимал,никому не отказывал, всех выслушивал, всех утешал, всем давал такой или иной совет и наставление. Простые, краткие, но мудрые слова старца особенно, думается, полезны были для простолюдинов.

Но у о. Василия бывали и интеллигентные, знатные и богатые лица, чуткие сердцем… Мы, братие, часто не имеем терпения выслушать одного человека, у нас нередко не хватает любви обласкать и утешить, сказать ласковое слово одному страждущему человеку, а батюшка о. Василий принимал без изъятия всех приходящих к нему, у него не было приемных часов, он не делал никакого различия для посетителей… Подумайте же, сколько у старца было любви, сколько снисходительности, сколько терпения и великодушия! – Да поистине он – уединенный схимник нес в жизни крест служения миру. Вот за эту-то жизнь, исполненную всевозможных невзгод и непрестанного подвига, о. Василий и получил в дар от Бога детскую простоту и незлобие.

Конечно, и о. Василий, как человек, был не без греха, ибо кто чист будет от скверны, аще и един день – житие его на земли? (Иов.14:4–5). Но о. Василий был редкий человек и редкий монах.

Таких людей и в былые времена было мало, а теперь их – поискать, да и не найти. Почивший старец не нуждается в восхвалениях, и душа его, готовясь предстать не пред судом человеческим, а пред судом Божиим, не желает, конечно, никаких похвал. Но мы, знавшие и бывавшие у старца, нуждаемся в том, чтобы вспоминать его добрые качества, представлять их себе примером для подражания и молиться об упокоении души старца.

Будем же, братие, все мы подражать в словах и в делах своих детскому незлобию, простоте и бесхитростности старца. Сочтем это как бы заветом для себя от гроба почившего старца. Ведь в этих драгоценных качествах заключается высота и совокупность христианского нравственного совершенства. В них ведь дан нам завет не только почившего старца, но и Самого Божественного Учителя, Господа Нашего Иисуса Христа. А чтобы Господь помог нам подражать детской простоте и невинности старца, усердно помолимся ныне об упокоении души усопшего раба Божия иеросхимонаха Василия, да увенчает его венцом правды Сам Подвигоположник Христос, да вселит душу его в месте светле, в месте злачне, месте прохладне, в недрах Авраама, Исаака Иакова со всеми от века избранными Своими. Аминь.

Иеромонах Пантелеимон


Источник: Пантелеимон (Успенский), иером. Из церковной жизни: II. Поучение при отпевании старца о. Василия // Богословский вестник. 1915. № 6. С. 369-373.

Комментарии для сайта Cackle