Источник

X

ВСЕ ЦЕРКОВНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩЕСТВА ПОДЧИНЯЮТСЯ ОБЩИМ ПОЛОЖЕНИЯМ О ЧАСТНЫХ ОБЩЕСТВАХ И СОЮЗАХ И НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ НИКАКИМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ И СУБСИДИЯМИ НИ ОТ ГОСУДАРСТВА, НИ ОТ ЕГО МЕСТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И САМОУПРАВЛЯЮЩИХСЯ УСТАНОВЛЕНИЙ.

А. Религиозные общества (Декреты и Инструкции и т. д.)

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩЕСТВА.

1. Декрет ВЦИК о порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций от 12 июня 1922 г.

а) Установить, что съезды или всероссийские совещания различных организаций, союзов и объединений, созываемых по инициативе или этих организаций или ведомствами, не могут созываться без соответствующего на то разрешения Наркомвнудел. Местные съезды или совещания разрешаются губисполкомами.

Примечание 1. Совещания заведующих отделами или отдельными отраслями хозяйства, носящие чисто ведомственный характер, созываются с ведома Наркомвнудела и Губисполкома.

Примечание 2. Порядок выдачи разрешений на созыв указанных съездов и совещаний и сроки уведомления НКВД об этих совещаниях определяются особой Инструкцией, выработанной НКВД и утвержденной Президиумом. ВЦИК.

Примечание 3. Настоящее постановление не распространяется на съезды и конференции профсоюзов, созываемые в порядке установленном ВЦСПС.

б) Поручить НКВД произвести в 2-хнедельный срок со дня опубликования настоящего постановления регистрацию всех обществ, союзов и объединений (научных, религиозных, академических и прочих), за исключением профсоюзов, объединенных ВЦСПС, и не допускать открытия новых обществ и союзов без соответствующей регистрации в НКВД по утверждении устава соответствующим органом. Общества, союзы и объединения, незарегистрировавшиеся в указанный срок, подлежат немедленной ликвидации.

(Собр. Узак. 1922 г., № 40, ст. 477).

2. Декрет ВЦИК-а и СНК о порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и порядке надзора за ними.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

Общества и объединения обществ и союзы, не преследующее цели извлечения прибыли для осуществления своей деятельности на территории РСФСР должны быть зарегистрированы порядком, указанным в нижеследующих статьях:

1. Проекты уставов обществ и союзов, район деятельности которых ограничивается одной губернией или областью, представляется на предмет утверждения в трех экземплярах в Отдел Управления подлежащих Губернских Исполнительных Комитетов и Областных Исполнительных Комитетов вместе с заявлением об утверждении, с указанием имени, фамилии, адресов учредителей, в числе не менее десяти и за их подписями.

2. Проекты уставов обществ и союзов, предусматривающие деятельность в масштабе, выходящем за рамки одной губернии или области, представляются для утверждения в Народный Комиссариат Внутренних Дел через областной Отдел Управления или через Отдел Управления губернии, в которой предполагается местопребывание распорядительного органа общества или союза по принадлежности.

3. Проекты уставов обществ и союзов, предусматривающие деятельность во всероссийском масштабе, представляются непосредственно в Народный Комиссариат Внутренних Дел.

4. В уставе должны быть указаны: 1) название общества или союза, их цель, район и форма деятельности; 2) порядок вступления и выбытия членов; 3) размер членских взносов и порядок их уплаты; 4) состав и организация распорядительных органов, способы их образования и пополнения, предметы их ведения и местонахождение; 5) сроки и порядок созыва общих собраний и предметы их ведения; 6) порядок ведения отчетности и заведывания хозяйственной стороной деятельности организации; 7) порядок изменения Устава; 8) порядок ликвидации общества.

5. Народный Комиссариат Внутренних Дат и его местные органы не вправе отказываться в приеме проектов уставов для утверждения. При возникновении со стороны Народного Комиссариата Внутренних Дел пли со стороны Отдела Управления по принадлежности возражений против утверждения представленного устава, названные органы обязаны в месячный срок со дня представления устава сообщить учредителям общества или союза об утверждении устава или отказа в таком, в последнем случае с указанием мотивов отказа.

Примечание. Областные и Губернские Отделы Управления, указанные в ст. 2-й сего постановления, обязаны в недельный срок со дня поступления проекта устава и заявления направить их со своим отзывом в Народный Комиссариат Внутренних Дел.

6. В утверждений должно быть отказано, если утверждаемое Общество или Союз по своим целям иди методам деятельности противоречат Конституции РСФСР и ее законам.

7. Отказ в утверждении может быть обжалован учредителями в Президиум Губернского Исполнительного Комитета, когда отказ последовал со стороны Отдела Управления, и в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, когда утверждение отклонено Народным Комиссариатом Внутренних Дел.

8. Устав утвержденного общества или союза может быть изменен путем нового утверждения измененного устава порядком, указанным в вышеприведенных статьях.

9. Утверждение общества или союза Народным Комиссариатом Внутренних Дел и его губернскими органами не устраняет обязанности для общества или союза последующей регистрации в Народном Комиссариате Внутренних Дел или Отделе Управления в порядке постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12-го июня 1922 года (Собр. Узак. 1922 г. № 40, ст. 477).

10. На Народный Комиссариат Внутренних Дел и Отделы Управления возлагается наблюдение за законностью деятельности обществ и союзов и их отделений. В частности, Отделам Управления и Народному Комиссариату Внутренних Дел предоставляется знакомиться с денежными и хозяйственными операциями утвержденных и зарегистрированных обществ и союзов с точки зрения их соответствия с законами РСФСР и утвержденным, и зарегистрированным Уставом.

11. В случае обнаружения в деятельности утвержденных и зарегистрированных обществ и союзов признаков, указанных в ст. 6-й, в числе причин отказа в утверждении и регистрации, Народный Комиссариат Внутренних Дел и Отдел Управления Губернского Исполнительного Комитета по принадлежности делают постановления об их закрытии и ликвидации их деятельности.

Примечание. Обжалование на постановления, указанные в настоящей статье, вынесенные губернскими отделами управления направляются в Президиум Губернского Исполнительного Комитета, на Народный Комиссариат – в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

12. При уклонении обществ и союзов от их. уставов, но без проявления в их деятельности признаков, указанных в ст. 6-й, предварительно, до возбуждения вопроса о принудительном закрытии таковых организаций, им должна быть предоставлена возможность принять по предложению Отдела Управления или Народного Комиссариата Внутренних Дел в назначенный срок меры к устранению допущенных нарушений. При невыполнении этого предложения, Народный Комиссариат Внутренних Дел или Отдел Управления по принадлежности закрывают общество или союз.

13. Настоящее постановление не распространяется на организации профессиональные, объединенные Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, подлежащие утверждению, регистрации и надзору в установленном для них особом порядке, а равно на организации, имеющие своим предметом удовлетворение экономических потребностей их участников (как, например, кооперативные организации), каковые организации действуют на основе специальных законоположений.

Подписали:

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета М. Калинин.

За Председателя Совета Народных Комиссаров А. Цюрупа.

Секретарь Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета А. Енукидзе.

3 августа 1922 г.

Распубликован в С. У. за 1922 г., № 49, ст. 622 и в № 180 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 12 августа 1922 г.

3. Инструкция ВЦИК по регистрации обществ, союзов и объединений.

На основании постановления Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 июня 1922 г. (Собр. Узак. 1922 г. № 40, стр. 477) и постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 3 августа 1922 г. (Собр. Узак. 1922 г. № 49, ст. 622) ни одно общество, союз или объединение, кроме профессиональных союзов, объединенных Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов, не может открыть своих действий без регистрации его в Народном Комиссариате Внутренних Дел и его местных органах.

1) Лица или группы, желающие основать общество, союз или объединение, после утверждения их устава соответствующим органом, обязаны представить в Народный Комиссариат Внутренних Дел или его местные органы по принадлежности:

а) протокол собрания учредителей общества или союза в 3 экземплярах,

б) устав общества в 3 экземплярах,

в) копию ходатайства о разрешении объединения, поданного в соответствующий орган, и копию утверждения устава соответствующим органом в 3 экземплярах,

г) справку о месте нахождения исполнительного органа объединения, районе его действий, месте предполагаемого нахождения отделений и уполномоченных объединений в 3 экземплярах,

д) список членов учредителей, дав о них сведения, по следующей форме в 3-х экземплярах:

1) Фамилия, имя и отчество; 2) Местожительство и адрес; 3) Социальное положение; 4) Общ. и служ. положение за время с 1914 г.; 5) Парт, прин.; 6) Имуществ полож.

е) гербовый сбор в установленном размере.

Примечание 1. В дальнейшем должен представляться по форме пункт д) ст. 1-й список Исполнительного органа и изменение в его составе.

Примечание 2. На издаваемую объединениями, обществами и союзами литературу распространяются общие правила о цензуре печатных изданий.

2) Фактически существующие к моменту издания настоящей инструкции общества, союзы и объединения представляют в Народный Комиссариат Внутренних Дел:

а) Устав общества, список членов учредителей и членов Исполнительного органа в данный момент, по форме, указанной в п. д) ст. 1-й, копию ходатайства о разрешении объединения, поданного в соответствующий орган, и копию утверждения устава соответствующим органом в 3-х экземплярах.

б) Справку о местонахождении Исполнительного органа, районе деятельности объединения, список отделений, их местонахождение и список уполномоченных объединений с указанием их местонахождения в 3-х экземплярах. .

3) Народный Комиссариат Внутренних Дел и его органы по месту нахождения объединения, общества или союза выдают квитанции о состоявшейся регистрации, которая хранится в делах союза, общества или объединения.

4) Не зарегистрировавшиеся в двухнедельный со дня опубликования сей инструкции срок общества, союзы и объединения объявляются закрытыми.

Подписали:

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета М. Калинин.

Секретарь Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета А. Енукидзе.

10 августа 1922 г.

Распубликован (С. У. 1922 г. № 49 ст. 623 и в № 180 «Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов» от 12 августа 1922 г.).

4. Инструкция ВЦИК по выдаче разрешений на созыв съездов и собраний различных организаций, союзов и объединений.

В развитие постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 июня 1922 г. (Собр. Узав. 1922 г. № 40, ст. 477) объявляется настоящая инструкция по выдаче разрешений Народным Комиссариатом Внутренних Дел на созыв съездов и совещаний различных союзов, организаций и объединений:

1) Организации, союзы и объединения, созывающие съезды или совещания за один месяц до такового, если это местное совещание, представляют в Губернский Исполнительный Комитет и за два месяца до такового, если это Всероссийское совещание, представляют в Народный Комиссариат Внутренних Дел:

а) справку о регистрации в Народном Комиссариате Внутренних Дел и утверждении устава соответствующим органом в трех экземплярах,

б) постановление Исполнительного органа объединения или союза о времени, месте и целях съезда или совещания в трех экземплярах,

в) повестку дня съезда или совещания в трех экземплярах.

г) исчерпывающие сведения о нормах представительства и предполагаемой численности съезда или совещания в трех экземплярах,

д) гербовый сбор в установленном размере.

2) Б трехдневный срок Народный Комиссариат Внутренних Дел, если совещание или съезд всероссийский, или недельный, Губернский: Исполнительный Комитет, если совещание местное,

а) проверяет, зарегистрировано ли данное общество или объединение и утвержденный его устав,

б) соответствует ли повестка дня совещания уставу и целям общества или объединения.

в) сносится с соответствующим ведомством о желательности данного совещания или съезда,

г) дает ответ о разрешении или запрещении съезда за две недели,, если съезд местный, и за месяц, если съезд всероссийский.

Примечание 1. Означенные правила не распространяются:

а) на съезды и конференции профессиональных союзов, созываемые: в порядке, установленном Всероссийским Центральным Советом Профессиональных Союзов.

б) На съезды и конференции Российской Коммунистической Партии (б), созываемые в порядке, установленном Центральным Комитетом Российской Коммунистической Партии.

в) На совещания заведующих отделами или отдельными отраслями хозяйства чисто ведомственного характера, кои ограничиваются уведомлением Народного Комиссариата Внутренних Дел, если совещание Всероссийское, за месяц до такового, и Губернский Исполнительный Комитет, если совещание местное, за две недели до такового.

Примечание 2. Губернские Исполнительные Комитеты осуществляют вышеуказанные функции через отделы управления.

Примечание 3. В случае желания получить ответ телеграфно, об этом указывается в заявлении с приложением денежной суммы на оплату депеш из расчета 10 слов.

Подписали:

Председатель Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета М. Калинин.

Секретарь Всероссийского Центрального

Исполнительного Комитета А. Енукида.

10 августа 1922 г.

Распубликован в С. У. 1922 г. № 49 ст. 624 и в № 180 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 августа 1922 г.

5. Инструкция НКЮ и НКВД о порядке регистрации религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых.

1. Граждане РСФСР могут получать в пользование молитвенные дома и культовое имущество, или образуя культовые группы, зарегистрированные в порядке Инструкции НКЮ от 24 августа 1918 г. (Собр. Узак. 1918 г. № 62, ст. 685) или организуя религиозные общества на основании постановления ВЦИК от 3 августа 1922 г. (Собр. Узак. 1922 г. № 49, ст. 622), регистрируемые в порядке настоящей Инструкции.

2. Согласно постановления ВЦИК от 3 августа 1922 года, ни одно религиозное общество, какого бы то ни было культа, не может открыть свои действия без регистрации его в Отделе Управления Губ. или Облисполкома.

3. Граждане, желающие учредить религиозное общество, обязаны вместе с заявлением о регистрации в 3-х экземплярах представить в Отдел Управления Губ. или Облисполкома:

а) протокол собрания учредителей общества в 3-х экземплярах,

б) устав Общества в 3-х экземплярах,

в) список учредителей, дав о них сведения, по следующей форме, в 3-х экземплярах:

1) фамилия, имя и отчество,

2) местожительство и адрес,

3) социальное положение,

4) общественное и служебное положение за время с 1914 года,

5) принадлежность к тому или иному сословию до революции,

6) имущественное положение,

7) время присоединения к данному религиозному культу,

г) гербовый сбор в установленном размере.

4. Фактически существующие к моменту издания настоящей Инструкции религиозные общества обязаны вместе с заявлением о регистрации в 3-х экземплярах представить в Отдел Управления Губ. или Облисполкома:

а) устав Общества в 3-х экземплярах,

б) Список членов Общества и членов Исполнительного органа в данный момент в 3-х экземплярах по форме, указанной в п. «в», ст. 3 настоящей инструкции,

в) Список пресвитеров, епископов, проповедников и др. выборных ответственных лиц, по форме, указанной в п. «в» ст. 3.

5. Отдел Управления Губ. или Облисполкома* отказывает в регистрации фактически существовавшего или только что возникающего религиозного общества: 1) если число членов его или число учредителей менее 50-ти человек местных жителей, не ограниченных по суду в правах; 2) если устав Общества, подлежащего регистрации, задачи его и методы деятельности противоречат Конституции РСФСР и ее законам.

6. При отсутствии условий, служащих препятствием для регистрации Общества, Отдел Управления выдает экземпляр устава Общества с надписью о состоявшейся регистрации со своей печатью, которая хранится при делах религиозного общества.

7. Религиозные Общества, не зарегистрировавшиеся в указанно» порядке в трехмесячный срок со дня опубликования настоящей Инструкции в «Известиях ВЦИК», считатся закрытыми.

8. Религиозные Общества одного культа могут организовать губернские и всероссийские съезды на основании и в порядке постановления ВЦИК от 12 июня 1922 года (Собр. Узак. 1922 года, № 40, ст. 477) и Инструкции по его применению от 10 августа 1922 г. (Собр. Узак. 1922 года № 49, ст. 624).

9. Губернские и всероссийские съезды религиозных обществ могут избирать исполнительные органы; списки членов исполнительных органов представляются в НКВД или Отдел Управления Губисполкома по» принадлежности с соблюдением установленной в п. «в» ст. 3 формы.

10. Съезды религиозных обществ и избираемые съездами исполнительные органы не могут: 1) устанавливать принудительные сборы, 2) обладать культовым имуществом или получать его по договору, 3) заключать какие бы то ни было договоры и сделки.

11. Наблюдение за деятельностью религиозных обществ, съездов и объединений их возлагается на Наркомвнудел и подлежащие его местные органы.

12. Все религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, но в отличие от последних, не пользуются правами юридического лица и не имеют права собственности.

13. Все религиозные общества всевозможных культов в отношении прав и обязанностей равны и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

14. Члены религиозного Общества, или их уполномоченные, наравне с группами верующих, могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом, как-то: по отоплению, охране, поддержанию его в чистоте и т. д., а равно для производства работ по ремонту такового здания.

15. Не имея прав юридического лица и права собственности, религиозные общества могут заключать сделки частно-правового характера, связанные с пользованием культового имущества, как-то: договор о найме певчих, о поставке дров, о ремонте и т. д.

Примечание. Подобные сделки не могут иметь своим содержанием договорные отношения, хотя и связанные с культом, но преследующие цели торговые и промышленные, как-то: аренда свечных заводов, типографий для печатания религиозно-нравственных книг и т. д.

16. Для выполнения постановлений своих общих собраний, а также внешнего представительства граждане, составляющие данное религиозное общество могут, по мере встретившейся надобности, назначать служителей культа и выделять из своей среды нужное им число уполномоченных лиц, действующих в пределах предоставленного каждому полномочия.

Примечание. Списки избираемых служителей культа и других ответственных лиц представляются в Отделы Управления с приложением сведений по форме п. «в» ст. 3 настоящей инструкции.

17. Порядок закрытия религиозных Обществ определяется ст.ст. 6 я 11 Постановления ВЦИК от 3 августа 1922 года.

Наркомюст Курский.

Наркомвнудел Белобородое.

(Опубликовано в № 92 «Изв. ВЦИК» от 27 апреля 1922 г.).

Приложение.

6)

УСТАВ

__________________________________________________________________

(Наименование Общества, согласованное или с наименование» молитвенного дома или культа).

религиозного общества в городе ___________________________________ или

в селе _____________ уезда ______________губернии._____________________

I. Задачи Общества.

1. ___________________________________Религиозное Общество имеет

(наименование)

целью объединение граждан ________________________ исповедания в районе

__________________ (такого то города, села или местоположения молитвенного дома).

2. С этою целью _____________________________ Религиозное Об-во –

(наименование)

1) устраивает молитвенные, собрания. 2) управляет имуществом, полученным по договору от местных органов Советской власти, 3) заключает сделки частно-правового характера, связанные с управлением культовым имуществом, 4) участвует в съездах религиозных обществ, 5) назначает служителей культа для совершения религиозных обрядов.

II. Состав Общества.

3. Членом _________________________________ Религиозного Общества

(наименование)

может быть каждый гражданин, принадлежащий к данному культу.

4. Зачисление в члены Об-ва производится общими собраниями членов Об-ва, открытым голосованием, простым большинством голосов.

5. Выбытие из числа членов Об-ва производится или по личному заявлению выбывающего, или по постановлению 2/3 наличного числа членов Общества по спискам.

6. Списки членов Общества ежегодно представляются в Отдел Управления _________________________ Губисполкома.

III. Средства Общества.

7) Отдельные члены Общества или его уполномоченные могут собирать добровольные пожертвования для покрытия расходов, связанных с обладанием культовым имуществом.

Примечание. Обязательных членских взносов на членов Об-ва возложено быть не может.

IV. Управление делами Общества.

8. Все вопросы, возникающие в жизни Общества, решаются на общих собраниях Общества открытым голосованием, простым большинством голосов, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5 и 11 устава Общества. Общие собрания Общества происходят открыто.

9. Для выполнения своих постановлений, а также внешнего представительства, общие собрания, по мере встретившейся надобности, выделяют из своей среды уполномоченных, действующих в пределах предоставленных каждому полномочий.

V. Порядок изменения устава Общества.

10. Устав Общества может быть изменен Общим Собранием Общества по предложению его членов большинством V» голосов, с последующим утверждением Отдела Управления, или по предложению подлежащих органов государственной власти.

VI. Порядок закрытия Общества.

11. Общество может быть закрыто: 1) по постановлению соответствующего Губ. или Обл. исполкома, 2) вследствие ареста части членов Общества, 3) по постановлению Общего Собрания членов Общества.

12. В случав закрытия Общества, все имущество, находящееся в пользовании Общества, возвращается местному совету, по инвентарной описи, специальным уполномоченным, избранным для сего ликвидационным собранием Общества.

6) Религиозные общества хотя и приравниваются к частным обществам, но в отличие от последних не имеют права собственности и прав юридического лица. Вследствие этого учреждение и регистрация их на основании закона 3 августа 1922 г. (Собр. Узак. № 49 ст. 622) совершается в порядке, опубликованной в «Изв. ВЦИК> от 27/IV 23 г. № 92, Инструкции НКЮ и НКВД о регистрации религиозных обществ.

Приложенный к указанной выше Инструкция НКЮ и НКВД устав является типовым и может быть потолкаем, различными дополнительными статьями, наприм., более подробным изложением своего учения л программ, определяющих догматическое положение данного религиозного общества и его отношения к другим религиозным обществам и культам и т. д. (Инстр. НКЮ и НКВД 1923 г. § 2).

Вследствие сохранения в силе установленного Инструкцией НКЮ об отделении церкви от государства (С. У. 18 г. № 62 ст. 685) порядка пользования государственными имуществами, предназначенными для совершения культа, группы граждан, получившие согласно указанной инструкции в бесплатное пользование здания культа, с изданием закона 3 августа 1922 г. (Собр. Узак. 1922 г. № 49 ст. 622) и Инструкции НКЮ и НКВД от 27 апреля 1923 г. не обязуются тем самым преобразоваться в религиозные общества.

(Инструкция НКЮ и НКВД 1923 г. § 3).

Б. Гражданские права и обязанности служителей культа

СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТОВ.

(Священники, муллы, раввины и т. д.).

О ГРАЖДАНСКИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СЛУЖИТЕЛЕЙ КУЛЬТА.

1) Вследствие отделения церкви от государства и приравнения церковных и религиозных обществ к частным обществам служители культов пережат общим со всеми гражданами налогам (в том числе и подоходно-поимущественному), которые уплачивают по тем же ставкам и основаниям. От уплаты промышленного налога (патента) они освобождены (Разъяснение НКФ 17/III 1923 г. № 525546). В случае собственноручной обработки земли, служители культов и члены их семьи наделяются или пользуются находящеюся в их фактическом обладании землею на общих основаниях, предусмотренных разд. 1 ч. I Земельного кодекса (ст. 9 и след. Ст. 18 и след) в порядке циркуляра Наркомзема от 23 февраля 1923 г. № 20. Вследствие муниципализации церковных домов служители культов получают соответственное помещение от местных жилотделов на общем для всех граждан основаниях, причем выселение их из занимаемых ими помещений, как и прочих граждан, может иметь место только на основании декретов СНК от 27 апреля и 6 и 16 сентября 1922 г. (С. У. 22 г. №№ 30, 57 и 59; ст. 365, 724, 753). Декрет СНК от 21/I 1921 года сохраняет свою силу и служители культов могут занимать указанные в нем должности во всех комиссариатах, исключая, Наркомпроса, Наркомюста, Наркомзема, Рабкрина, Наркомпрода и отделов Управления НКВД, причем отправление ими культа не является совместительством, если совершается ими во внеурочное по государственной должности время (Цирк. Наркомтруда от января 1923 г.) и если за отправление культа служителям культа не назначено от верующих определенного (постоянного) оклада в виде денежного Довольствия или натурою.

(Инстр. НКЮ и НКВД 1923 г. § 14).

2) Активное и пассивное избирательное право.

Не избирают и не могут быть избранными в Советы:

г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов.

(Конституция ст. 65).

3) Трудповинности.

В В. Ц. И. К. поступило телеграфное ходатайство из Кунгура местных советов православных приходов об освобождении служителей культа от субботников и общественных работ. Это ходатайство было передано на разрешение Наркомюста. V Отдел разъяснил, что согласно декрета о порядке всеобщей трудовой повинности (Сбор, распор, и узак. 1920 г. № 8) к этим работам привлекаются все трудоспособные к выполнению общественно-полезных работ в интересах социалистического общества.

В правилах об освобождении от трудовой повинности (см. № 67, 1920 г. Известия В. Ц. И. К.) никаких специальных изъятий для служителей культа не делается.

При совпадении времени общественных работ с временем богослужения группы верующих имеют возможность перенести служение на часы, свободные от времени, предназначенного для работ общественно-полезных (8 апреля 1920 г., № 264).

(Р. и Ц. 1922, ст. 47).

4) V Отдел сообщил в Комиссию Труда Нариомпроса, что приглашение верующими того или иного служителя для культа не создает никаких привиллегий для приглашенного и не изменяет его обязанностей в отношении общегражданской службы (25 сентября 1920 г. № 946).

(Р. и Ц. 1922, стр. 47).

5) V Отдел разъяснил служителю культа Владимирской губ. Перемиловскому, что служители культа не освобождаются от общегражданских общественных повинностей и обязанностей, пользуясь всеми привиллегиями по возрасту и состоянию здоровья наравне с другими гражданами (23 апреля 1920 г. № 332).

(Р. и Ц. 1922, стр. 47).

6) О праве на социальное обеспечение.

Служитель культа села Петрушина Тульской губ. гр. Рождественские, 65 лет обратился в Совнарком с ходатайством о материальной помощи. V отдел, на разрешение которого было послано указанное ходатайство, разъяснил просителю, что он, как достигший возраста свыше 55 лет, имеет право на социальное обеспечение, при отсутствии у него средств к жизни, и должен обратиться со своим ходатайством в местный Отдел Социального Обеспечения. (20 марта 1920 г. № 192).

(Р. и Ц. 1922, стр. 47).

7) О гражданской правоспособности служителей культа.

На поданное гр. Рязанской губ. Зориным прошение о разъяснении гражданской правоспособности псаломщиков православной церкви V Отдел сообщил подателю, что все служащие культов, как лица занимающиеся непроизводительным трудом и извлекающие средства к существованию не из трудового заработка, по общему смыслу рабоче-крестьянского законодательства, не могут пользоваться полными гражданскими правами наравне с прочим трудовым населением Республики (14 апреля 1920 г. № 271).

(Р. и Ц. 1922, стр. 47).

8) Бывший диакон Вятской губ. гр. Вершинин сообщил в Наркомюст, что при выборах в местное потребительское общество его лишили избирательных прав, как лицо принадлежащее к паразитарному классу, V Отдел разъяснил, что если гр. Вершинин снял диаконский сан добровольно, и совершенно порвал свои связи с церковной иерархией, занимаясь ныне производительным трудом, то лишение его избирательных прав является незаконным (25 сентября 1920 г. № 950).

(Р. и Ц. 1922, стр. 47).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ

9) О порядке предоставления работы служителям религ. культа.

Лица, находящиеся в материальной или служебной зависимости от организации религиозного культа, как-то: священники, раввины, ксендзы, муллы, пасторы, шаманы и пр., могут быть регистрируемы и посылемы на работу, в государственные учреждения и предприятия Управлениями учета и распределения рабочей силы, со следующими ограничениями:

1) указанным лицам могут быть предоставлены должности в советских учреждениях лишь уездных и губернских городов, но ни в кое» случае в волостях, исполкомах, сельских советах и органах, и вообще в сельских местностях.

Примечание. При исполнении своих служебных обязанностей в советских учреждениях служители культа обязаны быть в обычной для всех граждан одежде.

2) Указанным лицам не могут, предоставляться должности в Советских учреждениях, кои оплачиваются выше 16 разряда тарифных ставок союза Советских работников.

3) Указанные лица не допускаются вовсе к службе в следующих отделах Исполкомов Советов:

а) Народного Образования,

б) Юстиции,

в) Земледелия,

г) Рабоче-Крестьянской Инспекции,

д) Отдела Управления,

е) Н. К. Продовольствия.

Примечание. Отдельным комиссариатам предоставляется право распространить на подведомственные им учреждения в целом или частично ограничения п. 2.

4) Во всех тех случаях, когда предоставление до издания настоящего постановления служителям религиозного культа должности нарушает настоящее постановление, руководители учреждения обязаны в 2-хнедельный срок принять меры к приведению работы указанных лиц в соответствия с настоящим постановлением.

(21/I – 1921 г. «Изв. ВЦИК> 2/II – 1921 г., № 22).

10) Относительно совместимости труда не в виде промысла служителей культа, но состоящих в материальной зависимости от культовых организаций со службой в государственных учреждениях Отдел Культов и Обще-Консультационный сообщает:

Временными правилами о службе в государственных учреждениях и предприятиях (С. У. 1922 г. № 1, ст. 8) не отменяется декрет СНК от 13/I – 21 г. «о порядке предоставления работы служителям религиозных культов» (С. У. 1921 г. № 8, ст. 56).

А так как согласно данному декрету Управления учета и распределения рабочей силы (в настоящее время Биржи Труда) могут посылать на работу лиц, находящихся в материальной или служебной зависимости от организаций религиозного культа во все учреждения РСФСР исключая Народного Образования, Юстиции, Земледелия, Рабкрина, Отдела Управления НКВД и Наркомпрода, то Обще-Консультационный II/отдел НКЮ не видит препятствий для совместительства культового служения со службою в государственных учреждениях и предприятиях в пределах, установленных вышеупомянутым декретом СНК от 13/1–21 г.

(28/Ш, № 175; ОКО 3/IV – 23, № 322/3).

11) Циркуляр Наркомтруда от 1923 года.

Во исполнение постановления СНК от 21 декабря 1922 г, (Собр. Узакон. 1923 г., № 1) Наркомтруд объявляет, что совместительством в смысле временных правил о службе в государственных учреждениях и предприятиях не считается:

1) Работа педагогическая, научно-техническая в специальных научно-технических советах и по отдельным заданиям, культурно-просветительная, лекционная, литературная (сотрудничество, редакторство и т. п.), артистичсская и медицинская (практика).

2) Участие в заседаниях и работах комиссий как постоянных, так я временных междуведомственного, так и ведомственного характера, при условии специального делегирования в эти комиссии со стороны ответственных руководителей ведомства.

3) Сотрудничество в кооперативах своего учреждения.

4) Все виды остальных работ: а) в сдельном порядке, б) во внеурочное по основной должности время, кроме случаев, предусмотренных ст. 5 и 6 постановления СНК от 21 декабря 1922 года. (Еж. сов. юсг, 1923 г., № 3, стр. 79).

12) Об оплате труда служителей культа.

Согласно декрета об отделении церкви от государства служители культа приглашаются, увольняются и содержатся за счет группы верующих. Группа верующих г. Мологи, Ярославской г., ходатайствовала об отпуске содержания служителю культа за счет государственных средств. V Отдел разъяснил, что если группа верующих не имеет средств содержать служителя культа, то было бы совершенно несправедливо налагать бремя их содержания на весь трудовой народ. Сверх того, V Отдел обратил внимание просителей на следующее: согласно конституции рабоче-крестьянского государства гражданин, извлекающий средства к жизни непроизводительным трудом (напр., служением культу), не может рассматриваться как элемент трудовой. Таковым трудовым элементом служитель культа может сделаться, только отказавшись от всяких доходов/за культ, и добывая средства к существованию общественно-полезным трудом. (29 июля 1920 г., № 967).

(Р. и Ц. 192,2, стр. 48).

13) V Отдел сообщил в Законодательный Отдел Управления Делами Реввоенсовета Республики, что оплата труда служителя культа по обслуживанию религиозных нужд за счет народной казны стоит в полном противоречии с § 1 декрета об отделении церкви от государства. Самый наем служителя культа официально, .представителями Советской власти, – недопустим (21 июля 1920 г., № 748).

(Р. и Ц. 1922, стр. 48).

14) Об избирательном праве служителей культа в кооперациях.

V-й Отдел Наркомюста разъяснил (на запрос Центросоюза от 4./VI – 21 г., за № 22740), что действие декрета С. Н. К. от 15 января 1921 г. о порядке представления работы служителям религиозных культов распространяется на сотрудников Центросоюза и подведомственных ему кооперативных организаций, так как в декрете от 7 апреля 1921 г., распубликованном в № 76 Известий В. Ц. И. К. от 9 апреля 1921 г. в ст. 10-й «О потребительской кооперации» сказано: «Правом избирать и быть избираемым во все органы управления и контроля потребительских обществ пользуются все граждане, за исключением тех, кои лишены избирательного права». Согласно конституции РСФСР к таковой категории граждан, неимеющих избирательных прав, относятся и служители религиозных культов (12/ХII – 21 г,., № 777).

(Р. и Ц. 1922; стр. 48).

15) О вступлении священника во второй брак.

На разрешение V-ro Отдела поступило ходатайство служителя культа Олонецкой губ., Тихомирова о разрешении ему, как вдовому священнику, вступить во второй брак, чему якобы воспрепятствовали патриарх, митрополит Вениамин и церковные каноны. В качестве мотивов необходимости вступления во второй брак гр. Тихомиров приводит соображения, что он не хотел эксплоатировать чужой труд, за который, к тому же, по нынешнему пришлось бы платить большую плату, и торопит ответом, ибо »Скоро начнется посев и иные работы».

Оставляя на разум и совесть просителя разрешение вопроса, насколько заслуживает уважения его мотив – путем вступления в брак приобрести дешевую рабочую силу, V-м Отделом сообщено просителю, что «согласно декрету о гражданском браке от 18/ХII – 1917 г. состояние в так называемом священнослужении не является препятствием ко вступлению в первый и последующие браки, а потому гр. Тихомиров имеет право вступить во второй брак (11/V–1920 г., J& 362).

(Р. и Ц. 1922 г., стр. 38).

16) Сестры бывшего Валдайского Коротского женского монастыря (Новгор. г.), подали жалобу на требование у них под угрозой выселения из монастырских помещений подписки о вступлении их в местный отдел Р. К. П.

V-й Отдел Н. К. Ю., на распоряжение которого было передано означенное заявление, разъяснил, что по общему смыслу подлежащих узаконений никто не имеет права принуждать граждан записываться в какую-либо партию, так как основными законами Республики объявлена свобода убеждений (1 апреля 1920 г., № 226).

(Р. и Ц. 1922, стр. 46).

17) В Московский совет профсоюзов был внесен на утверждение устав трапезников и церковных сторожей. Моссовет отказался зарегистрировать названный устав, так как функции означенных рабочих аналогичны функциям домовых служащих. Трапезникам и церковным сторожам было предложено влиться в союз домовых служащих, что же касается кладбищенских рабочих, .то в виду того, что рытье могил и устройство склепов ничем не отличается от других строительных работ, было решено, что кладбищенские рабочие должны соединиться со строительными. (Р. и Ц. № 2, стр. 38).

18) О праве на квартиру.

V Отдел разъяснил Яранскому Исполкому по ходатайству группы верующих относительно предоставления служителю культа помещения для жилья, что просителю следует обратиться за разрешением этого вопроса в Местный Жилищно-Земельный Отдел на общем основании. (5 июля 1920 г., № 763).

(Р. и Ц. 1922, стр. 47).

19) 0 квартирной плате за помещения, занимаемые священнослужителями.

По поводу ходатайства Епархиального Комитета Православной церкви в гор. Ростове на Дону о причислении членов причта ко второй категории плательщиков квартирной платы – V-ый отдел Наркомюста разъяснил, что, «приравнение членов причта к служащим в частных предприятиях в корне противоречит декрету Совнаркома от 1918 г. об отделении церкви от государства г лишении всех церковных и религиозных обществ прав юридического лица, поэтому вышеупомянутое ходатайство является необоснованным и невыдерживающим никакой критики. (13/IX – 22 г., № 547).

20) При уплотнении и выселении из монастырей и государственных зданий, ранее принадлежавших церкви, никоим образом не следует давать проявляться в действиях агентов власти чувству гнева и презрения к вековому пособнику всякой эксплуатации, каким являлось в истории всякое духовенство в целом, необходимо избегать всякого неприличествующего рабочей власти отношения к отдельным личностям, хотя бы сколько-нибудь похожего на издевательства.

(Циркул. НКЮ 3/I – 1919, § 6).

21) Равным образом совершенно неправильно применять в виде особой нары принудительное привлечение служителей культов н трудовой повинности в виде очищения улиц, базарных площадей и других черных работ. Появление на многолюдных площадях и улицах служителя какого-либо культа в его специальном костюме на принудительных черных работах вызовет лишь совершенно ненужное озлобление не только в сторонниках его религии и в результате даст повод изображать таких служителей культов в виде каких-то мучеников за идею, кроме того такое извращение идеи о трудовой повинности прямо противоречит декрету Совнаркома от 10 декабря 1918 года.

22) В применении репрессий по отношению к духовенству кое-где па местах были случаи, когда Совдепы практиковали пожизненную административную ссылку в монастыри или же пожизненную же высылку ив пределов губерний, Отдел считает необходимым разъяснить, что пересылка контр-революционного духовенства из одной губернии в другую с точки зрения обезвреживания этих элементов не достигает цели, наделяя ими соседнюю губернию, с точки же зрения наказания ссылка, а тем более пожизненная, недопустима, ибо не соответствует революционному сознанию и непредусмотрена в числе наказаний ни одним декретом совправительства.

(Циркул. НКЮ 3/I – 1919, § 11).

23) Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 10/VIII – 22 г. (С. У. № 51 ст. 646).

Об административной высылке.

Всероссийский Центральн. Исполнительный Комитет постановляет:

1) В целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям, в отношении которых испрашивается у Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета разрешение на изоляцию свыше 2-х месяцев, в тех случаях, когда имеется возможность не прибегать к аресту, установить высылку заграницу или в определенные местности РСФСР в административном порядке.

2) Рассмотрение вопросов о высылке отдельных лиц возложить на Особую Комиссию при Народном Комиссариате Внутренних Дел, действующую под председательством Народного Комиссара Внутренних Дел и представителей от Народного Комиссариата Внутренних Дел и Народного Комиссариата Юстиции, утверждаемых Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

3) Постановления о высылке каждого отдельного лица должны сопровождаться подробными указаниями причин высылки.

4) В постановлении о высылке должен указываться район высылки и время ее.

5) Список районов высылки утверждается Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета по представлению» Комиссии.

6) Срок административной высылки не может превышать 3-х лет.

7) Лица, в отношении коих применена административная высылка, лишаются на время высылки активного и пассивного избирательного права.

8) Высланные в известный район поступают под надзор местного-органа Государственного Политического Управления, определяющего местожительство выселяемого в районе высылки.

9) Побег с места высылки или с пути следования к нему карается по суду, согласно ст. 95 Уголовного Кодекса.

На основании настоящего постановления Народный Комиссариат Внутренних Дел издает подробную инструкцию местным органам.

24) Инструкция НКВД по применению постановления ВЦИК об административной высылке (С. У. № 8, ст. 108).

Ст. 1. Административная высылка применяется к лицам, пребывание коих в данной местности и в пределах РСФСР, представляется по их деятельности, прошлому, связи с преступной средой с точки зрения охраны революционного порядка опасным.

Ст. 2. Административная высылка может быть троякого рода:

а) высылка из данной местности с воспрещением проживания и других определенных пунктах Р. С. Ф. С. Р.;

б) высылка из данной местности в определенный район РСФСР;

в) высылка за пределы РСФСР, т.-е. за границу.

Ст. 3. Входить с представлением о применении административной высылки в Особую Комиссию имеют право, через Государственное Политическое Управление и Административно-Организационное Управление Народного Комиссариата Внутренних Дел но принадлежности, местные органы Государственного Политического Управления не ниже губернских по всем родам высылки и отделы управления не ниже губернских, с ведома и согласия президиумов их исполнительных комитетов по пункту «а» ст. 2 настоящей инструкции.

Ст. 4. О каждом лице, представленном к высылке, должны иметься в делопроизводстве следующие данные: а) имя, отчество, фамилия; б) лета; в) классовое происхождение; г) род занятий в настоящее время и до революции; д) семейное положение; е) точные причины высылки с подробной мотивировкой необходимости применения ее.

Ст. 5. Поступившее представление о высылке через соответствующего докладчика поступает на рассмотрение Особой Комиссии с заключением Государственного Политического Управления или Административно-Организационного Управления Народного Комиссариата Внутренних Дел по принадлежности.

Ст. 6. Выписки из протоколов Особой Комиссии направляются в Государственное Политическое Управление и Административно-Организационное Управление Народного Комиссариата Внутренних Дел по принадлежности для исполнения.

Ст. 7. Высланный по прибытии на место регистрируется в местном органе Государственного Политического Управления, который определяет ему место жительства, согласно соответствующих указаний.

Ст. 8. Все высланные в данный район берутся соответствующими органами Государственного Политического Управления на учет и под наблюдение с еженедельной регистрацией высланного.

Ст. 9. Дело на высланного, т.-е. все поименованное в ст. 4 с отобранными у него личными документами и выпиской из протокола Особой Комиссии, препровождается в орган Государственного Политического Управления по месту высылки.

Ст. 10. По прибытии на место высланному выдается местным органом Государственного Политического Управления удостоверение личности с указанием, откуда выслан для проживания, в какой район и на какой срок.

Примечание. В случае пункта «а» ст. 2 инструкции, у высланного отбираются все документы, взамен коих выдается соответствующее удостоверение с фотографической карточкой, с указанием откуда выслан и на какой срок, кое служит ему видом па жительство.

Ст. 11. По прибытии на место назначения, высланный поступает на учет в отдел распределения рабочей силы на общих основаниях.

Ст. 12. Высылка производится этапным порядком с распространением на высланного всех установленных для сего правил.

Примечание. При высылке из данной местности без указания района проживания (п. «а» ст. 2), высылаемый прерповождается этапным порядком до границы местности, из коей он высылается. Ст. 13. В случае желания ехать к месту высылки за свой счет, высылаемый обязан получить разрешение губернского отдела управления или губернского политического отдела по принадлежности в зависимости от того, каким из этих органов возбужден вопрос о его высылке. Ст. 14. К месту высылки могут следовать семьи высланных на, общих основаниях правил передвижения по железным дорогам и другим путям сообщения.

Ст. 15. Высланному, в случае возбуждения им соответствующего ходатайства, может быть предоставлен срок для ликвидация личных дел, который, однако, не может превышать двух недель.

Ст. 16. Административно-высланные не ранее отбытия ими половины указанного срока высылки могут возбуждать ходатайство о досрочном возвращении к месту постоянного жительства, каковое ходатайство с заключением Государственного Политического Управления представляется на рассмотрение особой комиссии.

Ст. 17. Против лиц, высланных, возбуждается судебное преследование за побег (на основании ст. 95 Уголовного Кодекса) в случаях:

а) несвоевременной явки при следовании к месту высылки без конвоя, без уважительных на то причин, удостоверенных органами Государственного Политического Управления;

б) неприбытия к месту высылки;

в) отлучки с места высылки без ведома и разрешения местного органа Государственного Политического Управления более трех суток с момента обнаружения сего;

г) самовольное возвращение высланного в пункты, в коих ему воспрещено проживание.

Ст. 18. Самовольное возвращение в Р. С. Ф. С. Р. высланного за-границу карается по суду, согласно ст. 71 Уголовного Кодекса.

Ст. 19. Учет, регистрация и порядок приведения в исполнение постановлений Особой Комиссии проводятся Государственным Политическим Управлением и Административно-Организационным Управлением Народного Комиссариата Внутренних Дел по принадлежности, для чего последние издают подведомственным органам соответствующие инструкции в развитие настоящей.

Ст. 20. Случаи, не предусмотренные настоящей инструкцией, разрешаются Особой Комиссией.

Подписал:

Народный Комиссар Внутренних дел и Председатель Государственного Политического Управления Ф. Дзержинский.

3 января 1923 года.

25) Циркуляр Наркомзема от 23 февраля 1923 года № 20. (Еж. сов. юст., № 11, стр. 263). «О правах служителей культов на землепользование».

В связи с изданием земельного кодекса и в целях установления правильной единообразной практики земорганов в вопросах о наделении служителей религиозных культов землею Наркомзем, взамен всех ранее изданных распоряжений по этому предмету, предлагает к руководству и исполнению нижеследующие указания.

1) Служителям религиозных культов отнюдь не принадлежат какие-либо особые, по сравнению с прочими гражданами, права на землю, в частности, они не имеют и преимущественных прав на наделение их землею из бывших церковных и монастырских земель, каковые земли являются национализированными и входят в единый государственный земельный фонд.

2) В соответствии с этим наделение служителей культа и членов их семейств землею должно производиться на общих основаниях, предусмотренных разделом 1, части I Зем. кодекса (ст. ст. 9 и сл.), причем решение вопросов о таковом наделении принадлежит уездным земским управлениям.

3) Если ходатайства о наделении вновь из состава данных свободных или запасных земель поступают одновременно от служителей культов и от граждан, принадлежащих к составу трудового землевладельческого населения и не являющихся служителями культов, то в первую очередь удовлетворяются землею названные граждане.

4) Служители культов и члены их семейств, уже имевшие в своем фактическом трудовом пользовании участки земли, сохраняют права на землепользование наравне с прочими трудовыми землепользователями и впредь могут быть лишены земли в порядке и случаях, указанных в законе (Зем. код., ст. 18), причем получение служителями культов вознаграждения за исправление треб не является основанием к лишению их землепользования.

Настоящие разъяснения должны быть немедленно сообщены губземуправлениям и всем уземуправлениям и земкомиссиям.

26) Об обеспечении вдов и сирот служителей культов.

Пенсионный Отдел Наркомсобеза сообщает, что вдовы служащих культа подпадают под действие ст. 2 и п. 4 Полож. Социальн. обеспечения трудящихся от 31 октября 1918 г. Сироты подлежат действию ст. 2 п. 5 того же положения. До введения же в действие названного положения вдовы и сироты должны обеспечиваться на общих основаниях, т.-е. в случае нетрудоспособности и не обеспеченности, а также отсутствия состоятельных родственников. В частности они могут обеспечиваться за счет бывших эмеритальных, пенсионных и т. д. фондов духовенства. С прошениями о назначении пенсии они должны обращаться в местные Отсобезы.

(Револ. и церковь 1919 г., № 1, стр. 33).


Источник: Церковь и государство по законодательству Р.С.Ф.С.Р. : Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V Отд. НКЮ / П. В. Гидулянов, консультант V Отд. Нар. ком. юст. ; Под ред. П. А. Красикова. - Москва : Юрид. изд-во Наркомюста, 1923. - 100 с.

Комментарии для сайта Cackle