Азбука веры Православная библиотека протоиерей Павел Городцев Позитивизм и христианство: религиозно-философские воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству: апологетическое исследование
Распечатать

протоиерей Павел Городцев

Позитивизм и христианство: религиозно-философские воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству: апологетическое исследование

Содержание

Предисловие от автора

Биографическое введение Первый отдел. Очерк позитивизма и краткий разбор основных начал его Глава I. Позитивизм, как философское направление и отношение его к сверхъестественному Глава II. Краткий разбор основных начал позитивизма Второй отдел. Религиозно-философские воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству Глава I. Милль позитивист и религиозный мыслитель Глава II. Взгляд Милля на Богопознание и на доказательства бытия Божия Глава III. Доказательства бытия Божия от внутреннего и внешнего опыта Глава IV. Частнейшее изложение религиозно-философских воззрений Милля а) Воззрения на первопричину мира и на Божество b) На свойства божественные и на вопрос о происхождении зла в мире с) На вопрос о бессмертии d) Ha Божественное откровение е) На значение религии для общественного и индивидуального блага f) На лицо Иисуса Христа g) Общий вывод из обзора религиозно-философских воззрений Милля, и их отношение к христианскому учению Третий отдел. Критический разбор религиозно-философских воззрений Милля Глава I. Несостоятельность воззрений Милля на первопричину мира и на Божество Глава II. Примирение происхождения и существования зла с бытием всемогущего, премудрого и всеблагого Творца мира Глава III. Бессмертие человеческой души Глава IV. Учение об откровении Глава V. Сущность религии и необходимость ее для нравственного развития человека Глава VI. Богочеловек Иисус Христос, как высочайший образец нравственного совершенства Заключение  

 
Предисловие от автора

Основные истины христианской веры: учение о Боге, Творце и Промыслителе мира, об Иисусе Христе, пришедшим для спасения людей, о душе человеческой, как сущности отдельной от тела, о бессмертии и Откровении, подвергались сомнениям, возражениям, искажениям и иногда отрицаниям в течение веков. Для удобнейшего опровержения возражений необходимо с одной стороны руководствоваться Божественным Откровением, а с другой – знакомство с теми основными положениями, из которых выходят и на которых основываются возражения. В настоящее время возражения против веры в Бога обосновывают с одной стороны на историческом изучении человечества, а с другой – на естественнонаучных данных. Говорят, что беспристрастное философское изучение истории дает много оснований к тому, чтобы признавать веру в Бoгa естественным произведением человеческого ума. Естественнонаучные исследования направляются к тому, чтобы объяснять происхождение всех сложных мировых явлений из простейших путем естественного закона и развития без какого-либо участия Творца. Таким естественным путем предполагают возможным уяснять происхождение всех разнообразнейших видов царств растительного и животного. Указанное естественноисторическое направление науки дало основание позитивно-философскому направлению, которое ныне усиливается, проникает в семью, общество и усиливает практически-утилитарное направление его членов. Для того чтобы показать недостаточность позитивно-философской системы, непригодность ее для решения всех существенных вопросов человеческого ума, необходимо, прежде всего, точно разобрать основные начала позитивизма. Далее, самое основание позитивизма – естественноисторическое направление науки – должно не опровергать, как думают противники или скептики в деле религии, а, напротив, доказывать и подтверждать истины веры. Творение необходимо указывает на Творца, и изучение природы, как творения Божия, должно вести к большему благоговению и преклонению пред силою и премудростью Сотворившего ее. Изучение человеческой природы должно показать истинные потребности и цели духовной человеческой природы, стремление ее к тому нравственному идеалу, который указан в Божественном Откровении, или иначе показать, что нравственные откровенные истины требуют того же, к чему стремится, или должен стремиться каждый человек своими естественными силами и в чем заключается его истинное блаженство. Подтвердить такое соответствие потребностей человеческой природы с нравственными требованиями Откровения обязана история, беспристрастно-философское изучение которой покажет, что чем более семья, общество живут на христианских началах и руководствуются откровенною нравственностью, тем более они благоденствуют.

Из представителей позитивизма мы остановились преимущественно на философских воззрениях Дж. Ст. Милля. Причины этому следующие: 1) в общих философских воззрениях Милль согласен с позитивною школой. 2) Что касается собственно религиозных воззрений, то он один только оставил три больших исследования, в которых старался показать насколько все существеннейшие предметы веры, как то: учение о Боге, как первой причине, доказательства бытия Божия, учение о бессмертии, Откровении, о Лице Иисуса Христа, могут быть оправданы с научной точки зрения.

Сочинение начинается биографией Милля. Это необходимо, потому что без знания жизни Милля трудно и даже невозможно понять его религиозных воззрений, которые иногда идут в разрез с его собственно позитивным философствованием. С другой стороны жизнь Милля заслуживает внимания и даже поучительна, потому что он не только не получил христианского воспитания, но даже был удален некоторое время от влияния христианского общества и воспитался в строгой школе позитивизма и утилитарианизма. Пришедши в возраст, он сознал непригодность этого воспитания и пришел к тому неизбежному выводу, к которому должен придти всякий последователь позитивной школы, что жизнь человеческая непонятна, цели человека не достижимы, страдания постоянны и самоумерщвление – высшее счастье человека. Сознав непригодность своего воспитания, Милль, к счастью, начал перевоспитывать себя под руководством христианских мыслителей. Это христианское влияние вдохнуло несколько жизни в разбитую, но впечатлительную природу Милля и спасло его от самоумерщвления.


Источник: Позитивизм и христианство: религиозно-философские воззрения Дж. Ст. Милля и их отношение к христианству: апологетическое исследов

Комментарии для сайта Cackle