Жизнь человека, его смерть и воскресение (по творениям преп. Макария Египетского)
Жизнь, смерть и воскресение духовные
Человек, по учению преподобного Макария, создан Богом для жизни; но действительную жизнь имеет и будет иметь далеко не всякий.... Только тот может надеяться на получение истинной жизни, кто приобретет здесь, на земле, общение с Божественным Духом и отпечатлеет на себе Его небесный образ. «Как золотая монета, если не приймет на себя и не отпечатлеет на себе царского образа, (то) не обращается в торговле, не влагается в царскую сокровищницу, но всякий отметает ее: так и душа, если не имеет образа небесного духа в неизреченном свете, т. е. отпечатленного в ней Христа, то неблагопотребна для горних сокровищ и отметается купцами царствия – прекрасными апостолами» (стр. 312)1. «Горе душе, если (она) останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому-что умирает не сподобившись вечной божественной жизни. Как отчаяваются в больных, когда тело их не может уже принимать пищи, и плачут о них все близкие, друзья, родные и любимые ими: так Бог и святые ангелы достойными слез признают те души, которые не вкушают небесной пищи Духа, и не живут в нетлении» (стр. 15). «Как мертвый ни на что не потребен и вовсе ни к чему не годен для живых, почему выносят его вон и полагают вне города: так и душа, которая не имеет в себе образа Божественного света, т. е. жизни души, делается как бы неимеющею цены и вовсе отверженною; потому что неблагопотребна для града живых душа мертвая, неимеющая в себе светозарного и Божественного Духа. Как в сем мире душа есть жизнь тела: так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Божий Дух» (стр. 312–313).
– Итак, для того, чтобы иметь истинную жизнь, человек должен родиться от Бога свыше (стр. 311), т. е. отпечатлеть в себе образ Божественного Духа. – Но как же он может достигнуть такого отпечатления? Для этого необходимо и собственное его старание и содействие Божие. Человек должен последовать заповедям Господним, отречься от себя самого и, возлюбивши единого Господа, добровольно разорвать связывающия его земные узы (ср. стр. 35, 67 и 112); ибо Господь начертывает Свой образ не иначе, как сообразуясь только с произволением верных и добрых душ. Образ этот находится теперь внутри человека, а потом, после всеобщего воскресения, он откроется совне и будет служить одеянием души человеческой (стр. 112). Однако и здесь еще на земле человек начинает услаждаться его присутствием: как Адама, пока еще он был во плоти, Божия благость осудила на смерть духовную; «так и ныне крестом и смертию примиренный с человечеством Бог истинно уверовавшую душу, пока она еще во плоти, возстановляет для услаждения причастием небесных Светов и таин, и Божественным светом благодати снова дает прозрение умным ея чувствам» (стр. 615–616). Та душа, которая во время земной жизни не могла одеяние свое соблюсти неоскверненным, но растлила оное среди обольщений века сего, окажется в день суда нагою и потому «неимущею дерзновения». «За сие то извергается она из царства» (стр. 32). Вместо светоносного Божественного одеяния, которым облекутся души праведников, души грешников облекутся сокрытою внутри их тьмою (стр. 21) и чрез то неизбежно умирают. Как у праведников блаженная жизнь, так и у грешников смерть духовная, начинаются еще здесь на земле: но здесь возможно еще воскресение, возможен переход от смерти в живот (стр. 343, ср. 464), – там воскресения такого уже не будет... Итак, кто не приобретает здесь, чрез отпечатление Божественного образа, истинной жизни, тот не будет иметь там и истинного (духовного) воскресения.
Смерть и воскресение телесные
Что касается смерти и воскресения телесных, то они одинаково неизбежны как для грешников, так и для праведников. «Когда душа человеческая выйдет из тела, говорит преподобный Макарий, тогда совершается при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу ту и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому что, если душа в сей жизни, находясь в веке сем, им подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира. А что касается до части благой; то должен ты представлять себе, что дело бывает так. При святых рабах Божиих еще ныне пребывают ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики апостолов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век, и таким образом приводят их ко Господу» (стр. 237–238, ср. 274). «Как в Иерусалиме огнь, служивший на жертвенике, во время пленения был зарыт во рву, а когда настал мир и возвратились пленные, тот же самый огнь как бы обновился, и стал служить по прежнему: так и ныне это ближнее наше тело, которое по разрушении обращается в тину, воспроизведет и обновит небесный огнь; он воскресит истлевшия тела. И внутренний, в сердце обитающий ныне огнь, тогда будет действовать совне, и совершит воскресение тел» (стр. 111). – «По святым писаниям, Христос приидет с небес, и воскресит все племена Адамовы, всех почивших от века».... (стр. 77.) «Тогда все, имеющие на себе знамение, узнают своего Пастыря, и Пастырь узнает имеющих на себе Его печать, и соберет их из всех народов: услышат глас Его свои, и пойдут во след Его. На две части разделится мир; одною частию будет темное стадо, отходящее в огнь вечный, а другою света исполненная паства, которая возводится к небесному жребию. Что ныне приобрели мы в душах, то самое возсияет и обнаружится тогда, и облечет славою тела» (стр. 131–132). «В какой степени сподобляется каждый за веру и рачительность стать причастником святого Духа, в такой же мере прославлена будет в оный день и тело его. Что ныне душа собрала в внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится вне тела. Дерева, когда, по прошествии зимы, согреет их невидимая сила солнца и ветров, подобно одеянию, производят и откладывают из себя наружу листья, цветы и плоды, а также в то-же время выходят из внутренних недр земли и полевые цветы, и ими покрываются и облекаются земля и трава, подобно кринам, о которых сказал Господь: «ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих» (Мф. 5, 29). Ибо все сие служит примером, образом и подобием христианина в день воскресения» (стр. 73–74). «Блаженнный Моисей в той славе Духа, которая покрывала лице его,... показал нам образ, как в воскресение праведных прославлены будут тела святых тою славою, какую души святых и верных здесь еще сподобляются иметь внутри себя – во внутреннем человеке» (стр. 75). «Каким образом игла, брошенная в огонь, переменяет цвет и превращается в огонь, между тем как естество железа не уничтожается, но остается тем же: так и в воскресение все члены будут воскрешены и, по написанному, «влас не погибнет» (Лук.21:18), и все соделается световидным, все погрузится и преложится в свет и огонь, но не разрешится и не сделается огнем, так чтобы не стало уже прежнего естества, как утверждают некоторые. Ибо Петр останется Петром и Павел – Павлом, и Филипп – Филиппом; каждый, исполнившись Духа, пребывает в собственном своем естестве и существе» (стр. 151–152). Тогда праведные души, «пребывая в огне и в Божественном свете, не потерпят никакого зла ни от одного из лукавых духов, а если и приближится что к ним, то потребляется небесным огнем Духа.. Как птица, когда летает на высоте, не имеет забот, не боится ни ловцов, ни хитрых зверей, и паря высоко, над всем посмевается: так и душа, прияв крыла Духа и воспаряя в небесные высоты, всего выше, над всем посмевается» (стр. 313–314). С другой стороны, как птицы различаются по цвету своей одежды и по высоте полета, «или – как небо одно, а звезд на нем много, те светлее, те больше, те меньше: так (точно) и святые».. (стр. 326). «Праведен Бог и правы суды Его, и нет у Него лицеприятия, но по мере благодеяний: или телесных или духовных; или ведения или разсудительности (каковые Бог различно вложил в человеческую природу), – судя каждого, взыщет плодов добродетели и в достойной мере воздаст каждому по делам его» (стр. 306). «Все те, которые в состоянии были преодолеть и миновать преграды греха, входят в умеренный и исполненный многих благ небесный град, где находят себе покой духи праведных» (стр. 278). «Все те, которые преставляются из мира сего еще во брани, поступают туда, где имеет свою цель ум их и где (находится) любимое ими» (стр. 269). «Тогда то и начнется истинно блаженная жизнь избранников Божиих. Не будут там друг на друга смотреть лукавым оком, потому что отъято лукавство; несть там ни мужеский пол, ни женский, ни раб, ни свободь; потому что все прелагаются в Божественное естество... Там непостыдно брат сестре изречет тогда мир; потому что все едино во Христе, и все упокоеваются в одном свете. Обратят внимание один на другого, и пока внимают друг другу, тотчас же озарятся истиною, истинным созерцанием неизреченного света» (стр. 387–338). «Там увидят друг друга в многих видах, и во многих различных Божественных славах, и каждый изумится и возрадуется радостию неизглаголанною, взирая на славу другого» (стр. 338).
* * *
Страницы указаны в тексте по русскому изданию Творений преп. Макария, 1852 года