Азбука веры Православная библиотека архиепископ Павел (Лебедев) Слово в день воспоминания о чудесном избавлении благочестивейшего государя императора Александра Александровича
Распечатать

Слово в день воспоминания о чудесном избавлении благочестивейшего государя императора Александра Александровича

Слово Его Высокопреосвященства, Члена Святейшего Синода, Высокопреосвященнейшего Павла, Архиепископа Казанского и Свияжского, в день воспоминания о чудесном избавлении Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Супруги Его Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны и Благоверных Чад Их от смерти, во время крушения железнодорожного поезда, – 17 октября 1889 года

Событие страшное и радостное вместе воспоминаем мы, братия и сестры, в настоящий день, – событие, случившееся год тому назад и потрясшее всю Россию. Событие страшное; потому что смерть, – смерть неизбежная неумолимая, – носилась над головами Благочестивейшего Государя нашего Императора, Благочестивейшей Государыни Императрицы и всей Августейшей семьи Их; все они едва не сделались жертвами страшного крушения железнодорожного поезда. Событие радостное; потому что страшное бедствие не разразилось над Царственной Семьёй и Россией, смерть не коснулась благословенной Семьи и Она целою и невредимою вышла из-под развалин поезда как бы из гроба. Ужас наполнил сердца всех истинных чад России, при вести о страшной опасности, о неминуемой смерти, угрожавших возлюбленному Царю и Его Семейству; но этот ужас сменился живейшею радостию о чудесном спасении столь дорогих для России жизней. Все возликовали тогда, как и ныне ликуют, при воспоминании о благополучно пережитой опасности, о великом чуде милости Божией к Царю и России, спасённых всемогущею десницею Божиею. Горячие молитвы вознесены и возносятся чадами России к Богу – Спасителю нашему; искренние, сердечные приветствия приносились и приносятся со всех концов России, к Царю и Царице, исторгнутым силою Божиею из рук смерти; разнообразными делами благими увековечиваются благодарные Господу, полные живейшей любви к Царю, чувства верноподданных Русского Царя. Благодарность всех к Богу, радость о Царе и любовь к Нему и Семейству Его тем сильнее и пламеннее, чем сильнее был ужас, возбуждённый в сердцах всех угрожавшею Им страшною опасностию. Слава и благодарение Богу – Спасителю нашему! Возрадуемся о Царе своём, и о Царственном Семействе, дивно спасённых от смерти для блага нашего!

Найдутся, конечно, и в России люди безбожные, которые, в чудесном спасении жизни Благочестивейшего Императора нашего и Царственной Семьи, увидят простую счастливую случайность, а не явление чудесное, не дивное явление спасающей силы Божией.– При слепой, совсем ненаучной уверенности мнимых людей науки в том, что чудес нет и быть не может, что нет даже силы, творящей чудеса – Бога, и нет духовного мира, – они естественно не увидят чуда и в необычном событии 17 октября 1888 года. Люди эти, не слушающие не только Моисея и пророков, но и Самого Единородного Сына Божия и св. апостолов Его, – не уверовали бы в Бога и не допустили бы бытия духовного мира и загробной жизни, и в том случае, если бы кто-либо воскрес из мертвых и засвидетельствовал пред ними о Боге и загробной жизни (Лк.16:31). Тем более не уверуют они в чудесность события, ныне торжественно воспоминаемого св. православною церковию и Россией. Но для кого же из верующих может иметь какое-либо значение неверующий голос ожесточённых отрицателей бытия Божия и Божественного Промысла? Кто – разумный, при суждении о Боге и делах Его, изберёт в духовные руководители себе людей духовно-слепых? Кто будет у них учиться духовному видению и ведению? Кто разумный обратится к свидетельству людей духовно-глухих, для убеждения в том, что он слышит и правильно слышит доходящие до него вещания о Боге и делах Его из мира духовного? А таковы именно свидетельства о духовном мире людей неверующих, – людей духовно слепых и глухих. Не на свидетельствах неверов опираются в своих убеждениях люди, у которых не смежены духовные очи, для созерцания существ и дел мира духовного и не закрыты духовные уши для слышания о них. Веруя, что кроме вещества с его силами и законами, существует Бог – Творец всего, – и вещества, – и Мироправитель, они смотрят на дела мироправления Божия согласно со словом Божиим и учением св. церкви, видят в действительных чудесах – чудеса и славословят Бога, творящего чудеса. Для них, – для верующих, дивное спасение Благочестивейшего Царя нашего и благосклонной Семьи Его от страшной смерти, при крушении железнодорожного поезда, – есть чудо, дело всемогущества и благости Божией. По их вере, Бог именно не попустил веществу довершить дело разрушения, – сокрушить жизнь Избранных Божиих, похоронить Их под развалинами поезда. И эта истина тем несомненнее, что в пользу её так ясно свидетельствуют совпадающие с событием вещания из мира духовного. Эти вещания уверяют нас, что чудо спасения Царя и Семьи Его совершил именно Господь Бог, – совершил по своей милости к нам и для нашего назидания, вразумления.

При Благочестивейшем Государе нашем, во время Его путешествия, находился святой образ Христа-Спасителя, с особенною верою чтимый Им. Этот образ остался точно также целым и невредимым во время крушения поезда, как целою и невредимою осталась и вся Царственная Семья. По древнейшему преданию церковному, Господь наш Иисус Христос, – милосердовав о живописце Анании прибывшем в Иерусалим по поручению едесского владетеля Авгаря к Господу нашему Иисусу Христу и не могшем, не смотря на все свои усилия, начертать на хартии Божественный лик Богочеловека, – потребовал воды, умылся, взял вчетверо сложенный плат, отёрся им, и отразившееся на убрусе подобие лица Своего, образ нерукотворённый, вручил Анании для доставления Авгарю, просившему Господа Иисуса Христа прибыть к нему в Едессу и исцелить его от неизлечимой болезни. С глубокою верою в чудодейственную силу Богочеловека и Его образа принял Авгарь, принесённый ему Ананием, святый нерукотворённый образ Христов и исцелился от недуга своего. Господь наш Иисус Христос, чрез нерукотворённый образ, исцелил Авгаря. Не Господь ли же Иисус Христос, при посредстве своего нерукотворённого образа исцеливший от смертельного недуга царя едесского, – чрез посредство Своего же святого образа, спас от смертной опасности и Царя Русского и Царственное семейство Его? Не Он ли, – Спас наш, пришедший спасти мир, исполнил радости всех нас спасением Царя нашего, чрез святый образ свой, по глубокой вере в спасающую силу его Царя нашего?

В день чудесного спасения жизни Царственных Путников св. церковь празднует в честь иконы Божией Матери: прежде рождества Дева. И Пресвятая Дева, и Божественный Сын Её – Богомладенец изображаются на этой иконе в венцах, как Царь и Царица неба. Богомладенец в руках своих держит знамение вседержительства, в правой – скипетр, в левой – державу. Несомненно, особенно благостно и радоствотворно бывает проявление вседержительства Христова и покрова Божией Матери в те дни, когда церковь и чада её с особенным благоговением вверяют себя Божественному промыслу и покрову Приснодевы и, прославляя их, просят себе милостей Божиих (Пс.90). Не десница ли Вседержителя Христа, держимым ею скипетром, по молитвам Царицы небесной, отклонила смертную опасность от Скипетродержца, Самодержца Русского, возлюбленного Помазанника Божия?

На страже церковной, в день чудесного события, стоял и стоит св. пророк Божий Осия. Он был зрителем того, что происходило в этот день, – зрителем страшной опасности, угрожавшей Царственному Семейству и чудесного спасения его от опасности. Несомненно, св. пророк был и молитвенником о спасении Царя и Присных Его. Вопросим пророка: чьею силою совершено спасение Царственной Семьи? В ответ нам, св. пророк Осия как бы так говорит нам: «моими устами Господь некогда вещал Израилю, обещая ему спасение от всех бед, если он раскается и исправится: от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их; смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос.13:14). Это обетование Свое, простирающееся на всех избранников Божиих, Господь исполнил на Помазаннике Своем – Царе вашем, на Супруге и чадах Его». Так, пророчеством своим, поразительно совпадающим с воспоминаемым нами событием, свидетельствует о спасении Царственного Семейства от погибели, как о деле рук Божиих, св. пророк Осия, стоявший и стоящий на божественной страже в день спасения Царя, и истолковывающий от лица Божия смысл событий.

А четверодневный Лазарь, друг Христов, также чествуемый св. церковию в настоящий день, самым чудом своего воскрешения Христом из мертвых, непререкаемо свидетельствует о присущей всемогущему Богу силе творить чудеса и о спасении Царственного Семейства силою Божией. «Я уже был четверодневным мертвецом – как бы так говорит он; – мое тело уже смердящим трупом, а душа моя уже была во аде. Но всевластное слово Христа: Лазаре, гряди вон! возгремело при моем гробе, – и смерть и ад вострепетали и испустили меня – узника своего. Я воскрес из мертвых, по слову Богочеловека и снова стал жить в царстве живых (Ин.11:39–44). Тоже всемогущее слово, которое воскресило меня, избавило от смерти и Царя вашего и Супругу и чад Его». И кто из нас усомнится в том, что именно Господь Иисус Христос, воскресивший Лазаря четверодневного, спас от смерти и Царственное семейство, столь дорогое для России?

В минувшем году, день спасения Царя был первым днём недели, посвящаемым церковию чествованию святых, честных небесных сил бесплотных. Все силы небесные – «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14). Творяй ангелы своя духи, и слуги своя огнь палящих (Евр.1:7), Господь охраняет чрез св. Своих ангелов избранников Своих. Ангелом Своим заповедает Он о них, сохранити их во всех путех их: на руках возмут их, да не когда преткнут они о камень ногу свою (Пс.90:11–12). Святые ангелы Божии, и по изволению Божию и по собственному их произволению, конечно, с усиленною ревностью охраняют людей в те дни, в которые церковь с особенным упованием и теплою молитвою к ним, вверяет их охранению чад своих. Потому можем ли мы сомневаться в том, что св. ангелы Божии, стоявшие на страже Божественной, в день спасения Царя нашего, были орудиями Божиими в чудесном спасении Царя? Кто из нас усомнится в том, что Господь, заповедавший ангелам своим охранять Царственных Путников на всех путях Их, сохранил Их чрез ангелов Своих и от грозившей Им смертельной опасности, что св. ангелы взяли на руки свои и избавили от сокрушения о камни Царственную Отроковицу, безвредно выброшенную из вагона на насыпь?

Чествуемый ныне св. церковию св. преподобномученик Андрей Критский, претерпевший тяжкие страдания и смерть от злочестивого императора Константина Копронима за чествование св. икон и смертию своею запечатлевший свою веру в святость, богоугодность и спасительность чествования их, – утверждает нас в том св. убеждении, что, чрез посредство своего святого образа, Господь наш Иисус Христос спас Царственное Семейство, с глубокою верою чтущее как сей св. образ, так и все иконы святые. А святые мученики Косма и Дамиан, спасённые Господом от потопления в морской пучине, в которую ввергли их по приказанию мучителя Лисия, – спасением своим от потопления, убеждают нас в той истине, что тот же Господь Иисус Христос, Который спас их от потопления, спас от смерти, во время крушения поезда, и нашего Благочестивейшего Монарха и благословенное Семейство Его.

Так вещают нам Господь Бог наш и сонм святых Его, ныне воспоминаемых св. церковию о том, что Его властию и силою спасён в настоящий день Самодержец Всероссийский и Присные Его от смерти. Бог великий, Бог творящий чудеса, сотворил великое чудо, – Своею всемогущею силою спас Царственное Семейство, и избавил Россию от ужаснейшего бедствия. Слава и благодарение Господу Богу нашему!

Совершил Господь великое чудо спасения Царя и Семейства Его для того, чтоб явить любовь Свою к Помазаннику своему, истинно Благочестивейшему, и милость Свою к народу Своему, очевидно ещё имеющему в среде своей семя святое, умилостивляющее Господа к нам грешным. Но не одна любовь и милость к нам проявлена Господом Богом в чуде спасения Царя. Нет, страшная опасность, грозившая Царю и России во время крушения поезда, ясно говорит нам, что Господь, хотя и не до конца ещё прогневался на нас, но, несомненно, гневается на нас и призывает нас к покаянию. Детей добрых, ни в чём неповинных страшными угрозами и опасностями не смущают. Если же Господь привёл всех нас в трепет и ужас страшною опасностию, угрожавшею Царю; то этим Он дал нам разуметь, что мы – чада гнева Божия, что своими грехами мы навлекаем на себя кару Божию, и что эта кара Божия рано или поздно постигнет нас, если мы не раскаемся. Пора, пора нам покаяться и исправиться, чтобы не погибнуть во грехах наших. Руководителем нашим в покаянии может быть св. пророк Осия, ныне воспоминаемый церковию, – грозный, великий, сильный проповедник и учитель покаяния.

Сильно и грозно пророк Осия обличал нечестие Израиля; страшными бедствиями грозил он Израилю за нечестие; но, с тем вместе, обещал ему от лица Божия, и великие блага, в случае раскаяния и исправления. Для того, чтобы яснее и поразительнее показать Израилю всю силу гнева Божия на него за то, что он любодействовал с Ваалами, своим идолопоклонством изменял Богу – Жениху своему, – пророк, по повелению Божию, женится на блуднице и от неё рождает сына Изрееля, и дочерей: «Не помилованную» и «Не мой народ». Он, таким образом, в лицах показывает Израилю, что он «непомилованный», не заслуживает помилования, и не «народ Божий», – народ отверженный Богом, оставленный Им (Ос.4:2–9). И Израиль заслужил этот гнев Божий. «Нет в Израиле ни истины, ни милосердия, ни Богопознания. Клятвы и обман, убийство, и воровство и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос.4:1–2). Блуд, вино и напитки завладели сердцем их. Народ Мой вопрошает свое дерево, и жезл его даёт ответ; они отступили от Бога своего. На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом (Ос.4:11–13). Привязался к идолам Ефрем; оставь его. Отвратительно пьянство их, совершенно предались блудодеянию; князья их любят постыдное (Ос.4:17–18). Они говорят: нет у нас Царя; ибо мы не убоялись Господа, а Царь, – что он нам сделает!» (Ос.10:3). Такими и другими поразительными чертами изображает Господь чрез пророка нечестие Израиля: его духовное невежество, идолопоклонство, лживость, развращение, политическую неблагонадёжность. И страшными наказаниями грозит Господь устами пророка нечестивому народу. «Я буду для них, как лев, говорит Господь, как скимен буду подстерегать при дороге. Буду нападать на них, как лишённая детей медведица, и раздеру вместилище сердца их, и поедят их там как львица; полевые звери будут терзать их. Погубил ты себя Израиль, ибо только во Мне опора твоя» (Ос.13:7–9). «И произойдет смятение в народе твоем, и все твердыни твои будут разрушены (Ос.10:14). Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения (Ос.4:6). Ефрем сделается пустынею в день наказания» (Ос.5:9). Но грозя Израилю такими страшными наказаниями за нечестие, Господь готов растворить гнев свой милостию, готов избавить от всех бед преступный, но любимый Им народ. «Как поступлю с тобою, Ефрем? – говорит Господь. – Как предам тебя, Израиль? Поступлю ли с тобою, как с Адамою, сделаю ли тебе, что Севоиму? Повернулось во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева моего; не истреблю Ефрема» (Ос.11:8). «Обратись, Израиль, ко Господу Богу твоему; ибо ты упал от нечестия твоего. Возьмите с собою молитвенные слова, и обратитесь к Господу; говорите Ему: отними всякое беззаконие и прими во благо, мы принесем жертву уст наших» (Ос.14:2–3). И «от власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их» (Ос.13:14). «Уврачую отпадение их; возлюблю их по благоволению; ибо гнев Мой отвратился от них (Ос.14–5). «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений»! (Ос.6:6). Так пророк Осия, от лица Божия, обличает и устрашает нечестивого Израиля и ободряет его благими обетованиями, в случае раскаяния. Не относятся ли и к нам, к нашему народу, обличения, укоризны, угрозы пророческие? Ах, к великому прискорбию, братия и сестры, мы едва ли лучше Израиля, обличаемого пророком. Между православными россиянами, конечно, нет кланяющихся идолам, приносящих жертвы Ваалам и Ону – богу солнца (Ос.5:8), как это делали современники Осии – преступные израильтяне, забывавшие Бога истинного ради идолов. Но как много и между именующими себя православными людей, едва ли не худших покланявшегося идолам Израиля, – людей, даже отрицающих бытие Бога истинного, глумящихся над христианством, и преклоняющих колена свои пред ваалом материи, богатства, греховных наслаждений! Как мало, слабо распространено истинное боговедение в среде народа русского! Мнящиеся быть мудрыми, и хвалящиеся своим образованием и знанием, часто являются добровольными невеждами в боговедении, не желая ничего знать и действительно не зная о Боге и делах Его. А масса народная продолжает ещё коснеть в совершенном неведении Бога, – поражая своим невежеством. Пьянство – почти всеобщий порок русского народа; жестокость, часто зверская, доводящая до убийства родителей, жён, детей, – явление нередкое; нечистая жизнь, нарушение священных обязанностей супружеских, даже грубый разврат становятся явлением, весьма обыкновенным. Не бояться Бога и не чтить Царя, – жить без Бога и без Царя – и на это преступление дерзали покушаться отверженцы русского народа. Глубока испорченность многих, многих в новом Израиле – народе русском! Как бы не возгорелся гнев Божий на нас! Как бы не обрушились на нас бедствия, подобные тем, какими угрожал пророк Осия преступному народу израильскому, и которые обрушились на него. Неурожаи, болезни, разного рода бедствия уже поражают нас. Всюду видно оскудение, как последствие лености, невоздержания, порочной жизни. Мы, со всех сторон окружены сильными и злобными врагами, каждую минуту готовыми ринуться на нас; – внести меч и огонь в землю нашу, опустошить города и веси наши, истребить нас острием меча. И в годины гнева Божия на отечество наше, предки наши уже неоднократно подвергались страшным, опустошительным нашествиям врагов, которые проливали как воду, кровь их, проливали её целыми потоками, оставляли за собою следы опустошения и смерти. О, да не постигнет никогда любезное отечество наше подобное бедствие! Да не предаст нас Господь в руки врагов наших! Но Господь будет миловать и спасать нас только тогда, когда мы очистим жизнь свою покаянием и начнём вести жизнь непорочную, чистую, святую. «Я милости хочу, – говорит Господь, – а не жертв, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос.6:6). Для того, чтобы отвратить от нас гнев Божий и привлечь к себе любовь Его, милость и защиту, потщимся все обогатиться боговедением, – православным, истинным, глубоко убеждённым знанием истины Божественной. Потщимся все пронести истинное боговедение в среду народа – тёмного, почти незнающего Бога, но ищущего Его и желающего знать Его; пронесём боговедение и в среду людей ещё не исповедующих Христа, не приемлющих учения Его и коснеющих даже в язычестве. Будем милосердными к нуждающимся в нашей помощи, уделяя им, по мере средств своих, потребное для жизни их. Потщимся воспитывать, и словом и примером, дух кротости в ближних наших, смягчать жестокие сердца их, возбуждением в них духа любви, сострадательности, братолюбия. Вооружимся всеми силами своими против позорного и гибельного порока – пьянства, сокрушающего и духовные и телесные силы народа, подрывающего благосостояние его, увлекающего к страшным, тяжким преступлениям, и потщимся, и словом и примером, учить народ воздержанию, воспитывать в нём трезвость. Чистота, целомудрие, семейные добродетели да соделаются добродетелями всего русского народа и благоустроенная, добрая семья да готовит в себе и даёт Царю и Отечеству добрых слуг! Всенародная любовь к Царю и Отечеству да проникнет в сердца и тех злосчастных, которые не одушевляются ею. Когда покаянием мы очистим себя от всякие скверны плоти и духа, и обогатимся делами добрыми: тогда мы сделаемся народом непобедимым для врагов, благоденственным и счастливым. Боговедение и истинное просвещение, труд и воздержание, чистота семейной и общественной жизни сделают наш народ народом мудрым, крепким, сильным, богатым всеми благами вещественными. А что̀ важнее всего, Господь – Бог, за добрую жизнь нашу, возлюбит нас, как добрых чад своих и своею всемощною силою будет спасать нас от всех врагов наших и всевозможных бедствий. «Сейте себе в правду, и пожнете себе милость» (Ос.10:12), – говорит Господь чрез св. пророка Осию. Господь, во всех опасных случаях жизни нашей, от власти ада искупит нас, от смерти избавит нас (Ос.13:14), как избавил чудесно Царя нашего.

Господу Богу – Спасителю нашему подобает всякая слава, честь и поклонение за великое дело страшного искушения и вместе милости Его – за спасение Царя и Царственного Семейства от смерти. А нам да даст Господь память сего страшного посещения Своего тверду и непрестанну в себе имети из рода в род, и да излиет в души наши дух покаяния и попечения о преспеянии в благочестии. Аминь.


Источник: Слово его высокопреосвященства, члена Святейшего синода, высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Казанского и Свияжского в день воспоминания о чудесном избавлении благочестивейшего государя императора Александра Александровича и супруги его благочестивейшей государыни Марии Феодоровны и благоверных чад их от смерти, во время крушения железнодорожного поезда - 17 октября 1889 года. - Казань : тип. Ун-та, [1889]. - 12 с.

Комментарии для сайта Cackle