Азбука веры Православная библиотека протоиерей Павел Ефимович Образцов Святой пророк Авдий в его церковно-историческом и библейском значении

Святой пророк Авдий в его церковно-историческом и библейском значении

Источник

Во всех самых древнейших кодексах в библии, в числе двенадцати, так называемых, малых пророков у иудеев и христиан всегда стояло пророчество с именем Обадии, или Авдия, как называется он у 70 и в Вульгат1. В cв. писании упоминается несколько мужей с именем Aвдия. Так, в первой книге Паралипоменон2, при перечислении потомков Давида, упоминается об Авдие, сыне Орны. Также книга сообщает нам, что в числе иудеев, находившихся в плену вавилонском, был и левит Авдия сын Самеа3. Известен также Авдий вельможа и учитель народный в царствование Иосафата4. Наконец, в числе надзирателей при возобновлении храма иерусалимского в царствование Иocии, yпоминается и Авдий – левит, от сынов Мерариных5. Но трудно решить, – принадлежит, ли кому-либо из указанных лиц, разбираемое нами, пророчество с именем Авдия. И блаж. Иероним, например, видит в пророке совсем отличное от упомянутых лицо – именно Авдия, домостроителя Axaaва, который сохранился чистым среди развращенного двора и скрыл сто пpopоков от Иезавели6. Он думает, что Авдий родился в Ифамаре, в колене Ефремовом, и разсказывает, что его могила находилась в Севасте, или Самарии палестинской, и между прочим сообщает, что св. Апостол Павел посетил гроб пророка вместе с гробами Елисея и Иоанна Крестителя и совершил при нем множество чудес7. Псевдоепифаний8 сообщает недоказанное известие, что отечеством св. пророка Авдия была земля Сихем, что родился он в селении Бетгахамар9, и был учеником пророка Илии10. Но чтобы приблизительно – верно определить обстоятельства жизни пророка Обадии, нужно помнить, что он писал свое пророчество в то время, как жители царства иудейского и Иерусалима находились уже в плену11, Иepycaлим был уже разрушен халдеями12, и, под владычеством их, многие граждане были уведены, и большая часть земли ханаанской взята уже была во владение идумеями13. Следов., с полной вероятностью время пророческого служения св. Авдия можно отнести к годам от 605 до 583 пред рождеством Христовым.

Приняв такое предположение, мы таким образом находим для себя ключ к довольно верному определению и того,– кто был этот Авдий, с именем которого соединено известное небольшое пророчество нa Идумею. Мы считаем себя не вправе относить пророчество Авдиево к лицу совершенно не известному, не упоминаемому в священописании: такие лица, как пророки, – притом пророки с какими-нибудь определенными, и особенно письменными, предсказаниями не могли быть проходимы молчанием. И судя по времени появления Aвдиевa пророчества, мы можем признавать писателем его одного из двух, перечисляемых в первой книге Паралипоменон, Авдиев, – или Авдия – левита, пленника вавилонского14, или же Авдия, сына Орны, внука Зерувавелева15, как живших во время плена вавилонского. Но последний из Aвдиев, вероятно, еще не родился в то время, к которому с большим вероятием мы должны относить пpopочество Авдиево. И так, при отыскании писателя Авдиева пророчества мы склоняемся в пользу Авдия – левита, пленника вавилонского. Почему же писатель книги Паралипоменон ничего не заметил о пророческой деятельности Aвдия, так это без сомнения потому, что специальной целью его в упоминаемом нами месте было перечисление более или менее значимых родов еврейских, сделавшихся пленниками вавилонскими16, – пророческая же деятельность Aвдия, быть может, предполагалась всем известною.

Поводом к написанию Авдиева пророчества по всей вероятности послужило какое-нибудь печальное для богобоязненного пленника известие о неприятностях, причиняемых идумеями оставшимся несчастным иудеям17. Нужно заметить, что идумеи были народом родствым евреям: они были потомки Исава, брата Иакова18. Не смотря на это, начиная со времени исхода израильтян из Египта на землю ханаанскую и до времен Маккавеев, когда случилось разрушение царства идумейского, идумеи всегда находились во враждебном отношении к Израилю19. Они обитали в гористой стране к югу от земли ханаанской до самаго Персидского залива Красного моря, занимались – торговлей (на суше посредством караванов и на море из Елафа и Гезионгевера по Красному морю), скотоводством и земледелием. С того времени, как Ахаз, царь иудейский, потерял все выгоды, приобретенные его предшественниками, они pacпространили свои владения до Дедана в Аравии20, на север до Боцры в Авранитиде21; они же жили в земле Уц22. При взятии Иерусалима халдеями, они помогали им, злорадствуя несчастной участи иудеев, большую часть владений которых они и присвоили себе23. Увеличение владений на счет своих соседей, естественно, возбуждало в них надменность, которая увеличивалась еще тем, что они считали себя естественным образом защищенными от всех возможных нападений со стороны врагов, не говоря уже о воинственной их натуре. Дело в том, что северная часть собственной Идумеи, еще и ныне называемая Дшеваль (гора), и большая часть после приобретенных владений, были весьма гористы, и в особенности изабиловали горами крутыми и каменными утесами. На них – то жители этих стран особенно любили строить свои жилища, потому что тут наилучшим образом, они были защищены от вражеских нападений. Точно также поступали и идумеи, как и говорит пророк о! поселившийся на утесах скал, живущий на высотах24, – и потому они считали себя совершенно безопасными и непобедимыми25.

Но, говорит пророк, не надмевайся Э д о м: правосудие Божие скоро постигнет и тебя, – так что и самое безопаснейшее, по-видимому, место жилища твоего не спасет тебя от наказания Божия. Хотя бы ты возлетел, как орел, и хотя бы среди звезд поставил гнездо свое, и оттуда низрину тебя, говорит Иегова26! И потом, в порыве Божественного вдохновения пророк, созерцая будущее уже как бы прошедшее, продолжает: как же это Эдом coвершенно разрушен! Не воры ли приходили к тебе? He ночные ли грабители? Но они украли бы сколько им надобно; и если бы обиратели винограда приходили к тебе, то и они оставили бы недобранное. Между тем, как обобран Исав27! обшарены самыя сокровенныя места его28! В самом деле, воры обыкновенно крадут только то, что им всего более нравится; обиратели винограда обыкновенно оставляют недобор29; а у идумеев совершенно ничего не останется, – даже самые потаенные сокровища их будут найдены и взяты у них30. Но ктоже это так оберет Исава? Союзники твои, Исав, отвечает пророк, до границы провожают тебя, люди, нa которых ты надеялся; те – то и постараются выгнать тебя из принадлежащей тебе области; они обманывают тебя вероломством и всякими притворствами; они унижаются пред твоими начальниками, и они же, которые прежде получали oт тебя жизненное пропитание, строят тебе всякого рода козни. А Исав ничего этого не замечает. Гдеже были мудрецы идумейские, где был рассудок у жителей горы Исавевой? В тот день31, говорит Иегова, отниму у Идумеи мудрецов, и у жителей горы Исавовой – разсудок32. Так обыкновенно и всегда представляют пророки, как самое большое несчастье, то, что во времена тяжких испытаний в народе по устроению Божию, не бывает в нем таких людей, которые своею прозорливостью могут отвратить общую нужду. И вот, при отсутствии – то людей, которые бы своими благоразумными советами поддерживали мужество в народе, оробеют, говорит пророк, храбрецы твои Феман33, погибнут мужи горы Исавовой на побоище34. За чтоже Бог посылает все эти испытаня и бедствия на идумеев? За обиду брата твоего Иакова, стыд покроет тебя, Исав, на век погибнешь, говорит oт лица Божия пророк35. В тот день, когда стоял ты вблизи, в тот день, когда чужие вели в плен силу его, и иноземцы вошли во врата его36, и бросали жребий об Иерусалиме37, и ты был как один из них! Не надлежало бы тебе cмотреть на несчастный день брата твоего, на день его cтрашного опустошения; и не ненадлежало бы радоваться о сынах Иуды в день погибели их, не надлежало бы разевать рта своего, в день скорби. Не надлежало бы входить во врата народа Моего, в день несчастья их; не надлежало бы смотреть и тебе на бедствия его, в день горести его; не надлежало бы простирать рук на имение его. Не надежало бы стоять на распутиях, чтобы рубить бегущих, и не надлежало бы выдавать спасшихся его в день бедствия38. Причину такого вероломства идумеев пророк полагает в том, что они забыли о близости дня Иеговы, грядущаго на все народы, – иначе сказать, опустили из виду основной догмат ветхого завета о Боге, как грозном и правосудном Судии, и за cвое увлечение должны по справедливости терпеть наказание. Kaк ты поступал, говорит пророк, обращаясь к Исаву, так поступлено будет и с тобою; злодеяние твое обратится на твою голову. Так, по словам пророка, бывает и со всеми народами: пo допущению Божию они возрастут усилятся, но забыв о Том, по Чьей воле выдвинулись, из среды других, они скоро сходят со своего политического поприща и делаются не больше как предметом истории.

Ибо как вы пили на святой горе Моей, говорит от лица Божия пророк идумеянам, так все народы будут пить пепрестнно; выпьют проглотят, и будут как бы их не было39. Mежду тем как, гонимые вами, и у д е и, возвратившись к истинному богопочитанию, и сами будут возвращены в свое отечество и придет них все в прежний порядок, – опять они будут находить спасение в прежнем средоточии их Богослужения, в Иерусалим, и опять получать во владение свою благословенную землю. Разница будет только в одном, – что теперь уже не будут, как прежде, вредить им идумеи, которых они до конца истребят. А на горе Cион, говорит пророк, будет yтешенее, и будет оно святынею; и наследует дом Иакова свои наследия. Дом Иакова будет огнем, дом Иосифа пламенем, а дом Исавов соломою40, и сожгут их и истребят их и нe будет уцелевшего в доме Исава; ибо Иегова говорит: южные овладеют горой Исава; а жители низменности – Филистимлянами41; и наследуют поле Ефремово, и поле Caмарийскoe; а В е н и а м и н Галаадския земли42. И те первые пленные из сынов Израиля овладеют землей ханаанский до Сарепты, а пленные из Иерусалима в Сефарад – городами полуденными43. И как победители, войдут они на гору Сион судить гору Исавову и будет царство Иеговы44. Это последнее предсказание св. пророка Авдия сбылось во времена Маккавеев. Еще Иуда Маккавей отнял у идумеев Хеврон на горе Иудиной45 и Марешу, вероятно, принадлежавшую филистимлянам46. А Иоанн Гиркан принудил идумеев выбрать одно из двух – или переселиться из земли своей, или обрезаться и принять закон Моисеев. Они выбрали последнее, и стали теперь одним народом с Иудеями47. Мало этого, даже и финикийские города, во времена Маккавеев, принадлежали Иудеям48.

Конечно, успокоительно было пленникам вавилонским, к которым писал свои вдохновенные речи св. Авдий, ycышать о праведном суде Божием на когарных, злорадственных идумеев и об облегчении их собственной злосчастной участи. Но не на этом главным образом обосновывались заветные думы, всегдашие надежды и желания иудеев: учреждение вожделенной всемирной феократии под владычеством, обетованного Богом и давно ожидаемого, Mессии, вот что составляло утеху Израилеву. Отсюда и самыя победы над врагами служили для иудеев не больше, как счастливым предзнаменованием, или лучше, залогом несомненного исполнения их надежды касательно блаженного царства Mессии. Если исполнялась одна часть пророчества, то было ли действительно какое либо основание хоть сколько нибудь сомневаться в исполнении другой? А предвозвещение пророками счастливых времен владычества Mессии непосредственно за предсказаниями величайших казней, даже близкой погибели, не оставляет места cомнению и в том, что иудеи правы были, понимая таким образом главную мысль пророческих предсказаний: для нас теперь конечно может поручиться за это и самое дело, буквально сходное с пророчествами о нем. Но так как, с другой стороны, пророки переводили мысль современников в область будущих благодатных времен всемирного царства Божия при помощи разоблачения внутренней стороны тогдашних событий; то, естественно, по мере разнообразия этих coбытий, все новые и новые стороны раскрывались и в этом царстве, – и чем ближе становилось наступление этого царства, тем оно, разумеется, рельефнее очерчивалось в совокупности – то взятых пророческих речах людей Божиих.

Таким образом, принаровляясь к coвременным обстоятельствам, св. Авдий пророчестует о соединении в одно государство, разделенных доселе, царств иудейского и израильского; указывает нa вторичное завоевание xaнаанской земли и на спокойное обладание ею, как наследием Божиим в духовном смысле49. Какая связь всех этих предсказаний св. пророка Авдия с будущими благодатными временами всемирного царствия Божия50, понять не трудно, если мы вспомним, что самый зародыш разделения еврейского народа нa два царства скрывался не в чем ином, как во взаимном соревновании двух сильнейших колен израильских – Иудина и Ефремова – в отношении к влиянию на прочие колена. Колено Иудино было из всех многочисленнейших51, и потому, естественно, в войнах, напр. при Моисее и Иисусе Навине, отличалось пред прочими52; a вследствие этого и получило значительно больший участок сравнительно с другими в земле обетованной. Но и колено Ефремово, не смотря на то, что оно было по своей численности значительно меньше Иудина, однакоже очень скоро приобрело большое влияние. Причина возвышения колена Ефремова прежде всего, конечно, заключалась в том, что из него происходил Иисус Навин; далее, среди его, в Силоме, несколько времени стоял скиния53; наконец, оно оказало всему народу услугу некоторыми воинскими подвигами, именно истреблением Мадианитян. И чем более возврастала от этого гордость в колене Ефремовом, тем оно, разумеется, c большею завистью стало смотреть нa процветание соседнего колена Иудана. Еще Саулу, происходившему из колена Вениаминова, оно покорилось наравне с другими коленами, – но, по смерти его, с прочими десятью коленами oнo ycпелось взять верх, обратилось к Иевосфею (Исбосефу), чтобы не покориться происшедшему из колена Иудина Давиду. Правда, и теперь еще оно уступило, но уже в это царствованиe, при каждом случае, возбуждались его – неудовольствие щекотливость54, – прочие же колена всегда держали его сторону, усвояя при этом себе и непременно с ним имя Израиля, и исключая из этого общего имени колено Иудинo. Это почетное национальное имя десять колен, вследствие своего большинства, навсегда потом удержали за собой, предоставив колену Иудину называться своим частным именем, от своего родоначальника55. Это случилось при преемнике Соломоновом, которого они не хотели признавать cвоим царем иначе, как только под условием, чтобы с них сняты были тяжелые налоги, которыми, по их словам, обременил их отец его56. Так как неблагоразумный Ровоам (Rehabeam) невнял, в это время, их требованию, – то десять колен отделились от двух колен, Иудина и Вениаминова, и образовали свое царство, которое обыкновенно и называется израильским, но от сильнейшего из десяти колен часто называется и Ефремовым, a иногда Иосифовым57; царство, составившееся из двух остальных колен, стало называться по имени большого из них Иудиным. Царем новообразованного царства израильского, по устроению Божию, был избран ефремлянин Иеровоам, который еще в царствование Соломона получил предизвещение пророка Ахию Силонитянина: приими себе десять жребий, сказал пророк, в виду будущего царя раздравший одежду свою нa части по числу колен израильских и десять из них отдавая Иеровоаму, яко тако глаголет Господь Бог Израилев: се Аз отторгаю царство из руки Соломони, и дам ти хоруивей десять58. Израиль не возчувствовал однакож вполне значения той милости, какую послал ему Господь c разделением царства и охотно исполнял волю царя – не ходить более в Иерусалим для поклонения Богу истинному, а приносить свои жертвы золотым тельцам, которых вылил Иеровоам и поставил в воздвигнутых им алтарях на двух противоположных границах царства израильского, – в городах – Вефиль и Дане. Естественным и неизбежным следствием такого хода дел, разумеется, было то, что, вместо ожидаемого облегчения и успокоения, начался теперь для еврейского народа беспрерывный ряд бедствий, взаимные междуусобные войны, ослабление естественных сил для защиты против иноплеменных врагов, разделение гражданских интересов и общая погибель. Но всеблагий Господь и самое, по видимому, зло направляет, ко благу человека: путем тяжких испытаний и бедствий, при содействии при этом еще св. Божиих пpoроков, должен был постепенно очищаться плотской взгляд евреев на будущее всемирное царство Божие – не как на царство могущественно – политическое, а как на царство духовное и благодатное, в полном смысле царство Божие, к которому прежде всего будут призваны потомки Иакова и уже oт них и преимущественно через них оно распространится по всей земле. Приблизится к подобному взгляду cынам Израиля было не трудно: они видели как постепенно приближалось к концу и наконец совсем окончилось их политическое существование, а между тем пророки по прежнему и даже еще с большею ясностью предсказывали coeдинениe евреев в одно целое. Нужно было быть умcтвенно – слепым, чтобы не понять истинного смысла их предсказаний59.

B приложении к св. пророку Авдию мысль эта тем справедливее, что иначе трудно было бы понять и всю предшествующую речь пророка и особенно то место, где он говорит, что на горе Сион будет уцелевшее, и будет оно святынею60. Гopa Сион, важнейшая часть Иерусалима, очевидно, здесь употреблена пророком в значении средоточия истинного Богослужения; от сего должно было зависеть спасение Израиля: потому что, только под условием почитания одного истинного Бога, можно достигнуть его. Hо подзаконный человек, как человек греха61, не имел лично права на дерзновение пред Богом: посредствующим началом для него, в этом случае, служила вера в обетованного Искупителя. Елика закон глаголет, сущим в закон глаголет, говорит св. Апостол Павел: да всяка уста заградятся, и повинен будет весь мир Богови. Зане от дел закона не оправдится всяка плоть пpед Ним: законом бо познание греха. Правда же Божия верою Иисус Христовою. Якоже и Давид глаголет блаженство человека, емуже вменяет Бог правду, без дел закона62. Вот здесь – то и заключается причина того, почему Апостол говорит, что – сын бо имый з а к о н грядущих б л а г, а не самый образ вещей63.

Другое основаниe к подобному пониманию пророка заключается в том, что спасениe, предсказываемое Авдием иyдеям, представляется как бы переходящим от иудеев и к другим народам. А это черта, характеризующая уже новозаветные времена – благодати и свободы, а не ветхозаветные – рабства и закона. Каждый народ во времена до – христианские знал только свое собственное прошлoe, был исключительно замкнут в себе – и иудейский народ разнился в этом случае от других только тем, что, под влиянием библейских сказаний, не терял из виду своего общего к ним отношения, но в существе дела все – таки стоял отдельно от других народов64. Отцы наши, говорила жена – самарянка в беседе своей с Иисусом Христом, в горе сей, указывая на Гаризим65, поклонишася: и вы (евреи) глаголете, яко во Иерусалимах есть место, гдеже кланятися подобает66. В горе же Cиони, говорит пророк, будет спасение, и будет свята; «потому что, по толкованию блаж. Феодорита, иудеев, соделавшихся пленниками, возвращу, и возставлю святый храм. А вместе предвозвещает пророк и спасение всем человекам, совершенное в Сионе, и на целую вселенную излившееся оттуда освящение спасительным крестом67. Так изъясняет это место и блаж. Августин68: гора Сион по его толкованию означает Иудею, в которой имеет быть возвещено спасение и которая будет свята во Христе Иисусе. А от горы Сиони взыдут спасаемии, еже отметити г о р у Псавлю: и будет царство Господеви69. Под горою Псавлею, или Идумееи, по изъяснению тогоже учителя Церкви, разумеется у пророка вся Церковь от язык, которую утвердили спасаемии от горы Сиони, т. е., Апостолы – провозвестники Евангелия всему миру, – и стало царство Господеви. Правда, предсказание это, прибавляет блаж. Aвгустин, было не совсем понятно до тех пор, пока не исполнилось; но после того как ф а к т совершился, кто отвергнет, что не этот именно факт предвозвещал и пророк, – тем больше, что событие так сходно с предсказанием о нем70?

Что же касается до того, почему пророчество св. А в д и я, не смотря на то, что он жил так поздно, поставлено в канон прежде Михея и других пророков, живших ранее его; то к этому собирателя, вероятно, побудило то обстоятельство, что к концу пророческих речей А м о с а говорится о покорении идумеев израильтянами – только кратко и, следовательно, пространнейшее пророчество о том же предмете Авдия – поставит здесь представлялось, как нельзя больше, кстати.

Изложение Авдия картинно и возвышенно. Блаженный Иероним говорит об этом пророк: propheta parvus supputatione versuum, non sensuum71.

Память св. пророка Авдия празднуется Церковию 19 ноября.

П. Образцов.

* * *

1

Obadias trium syllabarum dictio, scribit Drusius. Nam in Hebraeo «Obadeia», quod legi poterat Abdias, cum puncta abessent, id est, «Abedia» vel «Abedeia». Jta sane antiqui legerunt; ut Septuaginta et alii. Parum equidem refert utio modo legatur; nisi quod Obadia magis sonat «cultorem Domini», et Abdia «servum Domini», si modo «ia» in his nominibus Dominum significat. De quo dubitari merito potest. Nam quando nomen est, quod interpretes «Dominum» reddunt, scribitur «jah» per extensam in fine litteram; cujus rei index est punctum quod est in ventre sive medio litterae «he». Vid. curs. complet. t.20, p.793.

2

3, 21.

3

9, 16.

4

2 Парал.17, 7.

5

Там же 34, 12. Нужно заметить, что, по еврейскому тексту, указанные нами лица имеют буквальное сходство в надписании с именем, рассматриваемого нами, св. пророка Авдия.

6

3 Царств 18, 3 – 16.

7

Библ. -биограф. слов. т. 1, стр. 18; vid. ibidem curs. con plet. t. 20, p.796.

8

Vid. de vitis prophetanum c. 15.

9

Селение это Псевдодорофей (lib. de vit. et mort. prophet. c. 8) называет Бетгахарам, Исидор (de vita et obitu sanct. c. 44.) – Беггаккарон.

10

Vid ibidem in curs. complet. t. 20, p. 793 – 4 in text. et. not. e Corn. a Lap.

11

Авд. ст. 17 – 21; сравн. 4 Царств. 24, 8 – 17.

12

См. Авд. ст. 11 – 14.

13

Там же ст. 20

14

1 Парал. 9, 16.

15

Там же 3, 21.

16

Там же гл. 9.

17

См. Иезек. 35, 5. 11. 12. 13. 36, 2. 3.

18

Авд. ст. 6 и 8; срав. Быт. 25, 29 – 34.

19

Авд. ст. 4 и след.; срав. 1 Макк. 5, 65; Иосиф. Флав. Древн. 12, 8. § 6; 13, 9 § 1. 15. § 4.

20

Иерем. 49, 8. 20; Изек. 25, 13. См. также соч. Кейта: «очевидн. истин. религ. христ., выведенн. из букв. исполн. пророчеств.», – в перв. с англ. Бар. Эльенер., помещ. в корон. епарх. ведом. N 11 – 1867 г.

21

Амос. 1, 12; Иерем. 49, 7 см. по еврейск. тексту.

22

См. на еврейск. Плач. – Иерем. 4, 21.

23

Они проникали в это время даже до Хеврона. См. 1. Маккав. 5, 65; Иезек. 35, 10; 36, 5. Вот в этой то постоянной неприязни идумеев к иудеям без сомнения и заключается причина того, – почему эдомляне почитались у иудеев главными их противниками и почему вообще у пророков казни Божии врагам Иуды представляются казнями Эдому. См. Исаиа 34, 1 – 5; 63, 1 – 6 и друг. – Эдом значит красный. Это название первоначально принадлежало Исаву, родоначальнику идумеев. Исав, как известно, получил это прозвание от того, что любимым его кушаньем была чечевица красноватого или кофейного цвета, за которую он продал и свои права первородства (см. Быт. 25, 29 – 34). Впоследствии название Эдома сделалось обыкновенным названием потомков Исавевых, – как и теперь еще на востоке многие лица известны более под данным им прозванием, нежели под своим собственным именем.

24

Авд. ст. 3. Vid ibidem curs. complet. t. 20, p. 806

25

Твор. блаж. Феодор. част. четв. толк. на Авд. стр. 385 – 6. Вместо: «ты, который живешь на утесах» или! «на утесистых высотах жилище твое», в еврейском тексте стоит собственно: «на утесистых высотах жилище его». Такое изменение лица у ветхозаветных пророков очень обыкновенно, – см. ст. 7; Ос. 2, 6; Мих. 1, 13; 7, 17; Аввак. 3, 14; Софон. 3, 7, 8, и др.

26

Авд. ст. 4. Орел летает выше всех птиц и гнездо обыкновенно вьет на самых высоких местах, – на что указывается и у Иов. 39, 27. 28 (см. Илин. естеств. истор. 10, 3): поэтому находящаяся здесь фраза употреблена образно вместо: держаться на совершенно укрепленном и видимо неприступном месте, где можно почитать себя вне всяких опасностей. Такой же образ встречаем и в кн. Аввак. 2, 9; Числ. 24, 21.

27

Исав значит обросший волосами, – см. Быт. 25, 25 – 34.

28

Авд. ст. 5 и 6.

29

У израилетян это водилось и потому, что так было предписано в законе Моисеевом. Второз. 24, 21.

30

В этом случае пророк, без сомнения, имеет в виду бесчисленные пещеры в горах и утесах Идумеи, на которых жители ее устроили свои жилища, (отчасти даже и теперь строят) и в которых сохраняли свои самые дорогие вещи.

31

Слово «день» – здесь, как и вообще на языке пророческом (см. Ис. 2, 12; 13, 6. 9; Иезек. 13, 5; 30, 3; Иоил. 1, 15; Софон. 1, 7; Анок. 13, 6; 16, 14), употреблено с подразумеваемым при нем понятием такого дня, в который исполняется. Богом определенное и чрез пророков предвозвещенное, какое нибудь великое распоряжение, в роде напр. казни Эдома.

32

Авд. ст. 8. Пророк не без причины здесь указывает на отсутствие мудрых советников у Эдома – народа особенно славившегося в древности своим умом (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25); он хочет сказать таким образом, что и это произойдет по воле правосудного Бога, – так по крайней мере дают право толковать сие место, употребляемые в нем пороком повторительные слова, которые без всякого сомнения, по мысли пророка, должны придать особенную важность этому месту.

33

Феманом назывался внук Исавев, известнейший из старейшин идуменских (см. Быт. 36, 10. 11.). По нем стала называться страна, которою владели идумеи (см. Иерем. 49, 7. 10; Иезек. 25. 13); имя ее Феман сохранилось еще во времена Евсевии и Иеронима в одном месте, которое находились в пяти римских милях от Петры или Селы и имело римский гарнизон (vid. curs. compl. t. 20, p.808). Феманитяне, как уже и заметили мы, славились большим умом и мудростью, которая обнаруживалась в особенности в нравственных изречениях (см. Иерем. 49, 7; Варух. 3, 22. 25).

34

Авд. ст. 9.

35

– ст. 10. Уже потому что идумеи были народом, родствснным израильтянам, огорчение последних против них было тем больше и продолжительнее (сравн. Иезек. 25, 12; 35, 5; Иоил. 4, Амос. 1, 11 и друг.)

36

Ворота употреблены здесь, как и часто употребляются в свящ. писании, вместо города (см. Второз. 21, 19 и друг.).

37

По воинскому праву древних, побежденные считались военнопленными и уводимы были в рабство; при дележе их победители часто бросали жребий; также поступали они и при дележе имущества побежденных (см. Иоил. 4, 3; Наум. 3, 10 и друг.).

38

Авд. ст. 11 – 14.

39

«Пить» или «испить чашу» – часто ставятся образно вместо – испытывать несчастную участь, потому что чаша, наполненная опьяняющим напитком, у восточных писателей есть обыкновенный образ несчастной участи – (см. Иерем. 25, 27 – 29; 48, 26; 49, 12; 51, 7; Плач. 4, 21; Исал. 21, 5; 60, 5; 75, 9; Исаиа 29, 9; 51, 17; Иезек. 23, 31; Наум. 3, 11; Аввак. 2, 15. 16); также и у арабов, наприм. пить чашу погибели (см. Abulfed. Annal. 1. 352. Bar Hebaens chion. Syr. стр. 219). – Отсюда таким образом становятся ясными места – Мф. 20, 22; 26, 39. 42 и друг.

40

Огонь и пламя суть обыкновенные образы разрушения посредством войны, или даже просто разрушения от чего бы то ни было (см. Амос. 1, 4; Ос. 8, 14; Ис.9, 18; 10, 16; 26, 11

41

Под южными здесь разумеются иудеи, которые владели полуденной страной Палестины, сопредельной с областью идумеев. Стана эта, вследствие своего гористого положения, называлась также и горой Исавовой (vid. curs. complet. t. 20, p. 811). Низменностью (на евр. schephelah с членом) – называется югозападный округ Палестина между горами и Средиземным морем; в нем жила часть филистимлян (vid. ibidem; сравн. Иисус. Нав. 13, 3).

42

Где находился удел племени Ефремова см. Иисус. Навин. гл. 16 и 17. Самария, – когда -то столица царства израильского (см. 3 Царств. гл. 12. 13 и след.), а во времена пророка Авдия область, населенная переселенцами из Вавилона (4 Царств. 17, 24 – 41; 2 Парал. 4, 2. 9 – 12; secund. curs. complet. t. 20, p. 811 – Cuthaeis), – находилась при подошве горы тогоже имени, в двух часах пути на северозапад от Сихема (compar. in cit. curs. complet.). Вениамин, как часть царства Иудина, стоит, очевидно, вместо целого, – а земли Галаадския вместо всей восточной части Палестины. Галаадом, или точнее, Гилеадом называется гора и вся область по ту сторону Иордана, в тесном смысле страна, находящаяся в соседстве с Васаном, и город в этой провинции (vid. in cit. curs. com.).

43

Сарента, по-еврейски Царнафь, находилась в двух с половиной частях от Сидона, на пути в Тир. Во время великой дороговизны в царстве изральском, она была местопребыванием пророка Илии (см. 3 Царств. 22, 9). – Сефарад – имя неизвестной страны и неизвестного места, в котором израильтяне были в плену. 70 и арабский толковиик переводят – Ефрата; халдейский, сирский и новейшие толковники – Испания; Vulgata – Босфор; также и Иероним в своем комментарии на это место говорит, что Босфор у иудеев называется Сефарад и при этом, что под ним можно разуметь всякую часть вавилонского царства, потому что на ассирийском языке сефарад значит – «граница».

45

См. 1 Макков. 5, 65.

46

См. Иосиф. древн. 12, 8. § 6.

47

Там же 13, 9. § 1.

48

Там же 13, 15. § 4. В дальнейшей судьбе своей Идумея еще более поразительно наглядно доказывает исполнение на ней Божественных предопределений. И замечательно, что первое новейшие свидетельство, которое показало, как исполнялся тягчайший и безвозвратный приговор суда Божия над землею Эдомскою, – было свидетельство рационалиста Вольнея. «Эта страна, говорит он, не была посвещаема никаким путешествинником, но она, без всякого сомнения, заслуживает такого внимания: ибо по рассказам арабов Бакира и жителей Гавы, которые часто отправляются в Моан и Карак, по дороге богомолицев, есть на юго-востоке от Асфальтового озера, в расстоянии трех – дневного путешествия, более тридцати разоренных и покинутых городов. Некоторые из них имеют большие здания, с колоннами, которые, может быть, принадлежали древним храмам, или, по крайней мере, греческим церквам. Аравитяне иногда употребляют их для загона в них своего скота; но вообще избегают их по причине огромных скорпионов, коими они кишат. Мы не должны удивляться этим следам древнего народонаселения, если припомнить, что это была страна наботеян, самых могущественных аравитян, и идумейцев, которые, во время разрушения Иерусалима, были почти столько же многочисленны, как евреи, что явствует из свидетельства Иосифа Флавия, который уверяет, что, по первой воле о походе Тата против Иерусалима, собралось тот – час тридцать тысяч идумейцев, которые бросились в этот город для его защиты. Кажется, что эти области, наслаждаясь выгодами довольно сносного правления, принимали, кроме того, значительное участие в торговле с Аравией и Индией, которая увеличила их промышленность и народонаселение. Мы знаем, что во время Соломона города Астиум – Габер (Гезионгевер или Эзион Габер) и Айла (Элафь) были рынки с многочисленными посетителями. Эти города лежали при смежном заливе Черного моря, где мы до сих пор находим последний из них, еще удержавший свое имя, и, может быть, первый – в Эль – Акабе, или в конце моря. Эти два места находятся в руках Бедуинов, которые, не владея кораблем и не ведя торговли, не живут в них. Но богомолицы рассказывают, что в Эль – Акабе есть плохая крепостца (она находится теперь во владении наши египетского). Идумейцы, от коих евреи отнимали по временам только гавани, должны были находить в них большой источник богатства и народонаселения. Кажется даже, что идумейцы соперничали с тирянами, которые также владели городом, имя коего неизвестно, на берегу Геджаса, в скале Ти, и городом Фараном и, без сомнения, Эль – Тортом, который служил ему иногда гаванью. От этого места караваны могли доходить до Палестины и до Иудеи (через Идумею) в течение осьми или десяти дней. это дорога, которая не дальше, как от Суеца до Каира, и несравненно короче, нежели дорога от Алеппо до Боссоры. Volney's Travels, vol. 2. pp. 344 – 346.

49

Авд. ст. 19 – 21.

50

Сравн. Исаии 11, 13; Иезек. 37, 15; Ос. 2, 2 и друг.

52

Там же 13, 9.

53

Иис. Нав. 18, 1; 1 Царств. 4, 3.

54

2 Царств. 19, 41; 20, 2.

55

3 Царств. гл. 12.

56

2 Парал. 10, 1– 9, 4; 3 Царств. 12, 1 – 24.

57

Напр. Амос. 5, 6 и друг.

58

3 Царств. 11, 31.

59

Сравн. Ос. 2, 2. Vid ibidem curs. complet. sacr. script. t. 20. p. 803 – 812.

60

Ст. 17.

64

См. христ. чтен. 1863 г. сентябрь, стр. 11 – 12.

65

На горе Гаризим в это время виднелись еще развалины храма, построенного при Александре Македонском Санаваллетом, и разрушенного Гирканом. См. Свящ. Истор. нов. зав. прот. М. Богосл. 2. 5., стр. 30.

67

Твор. св. отц. в русск. пер. т. 29, – твор. блаж. Феодор., еписк. кирск. – толков. на прор. Авдия. ст. 17., стр. 391.

68

Libro 18. de civitate Dei, cap. 31.

69

Авд. ст. 21.

70

Vid. curs. complet. t. 20, in Abd. comment., p. 805.

71

См. библейск. – биограф. словар. т. 1, стр. 19.


Источник: Святый пророк Авдий в его церковно-историческом и библейском значении / [П. Образцов]. - [Смоленск : тип. Переплетчикова, 1867]. - 30 с.

Комментарии для сайта Cackle