Азбука веры Православная библиотека архимандрит Павел Прусский Беседа архимандрита Павла с старообрядцем о власти антихриста


архимандрит Павел Прусский

Беседа архимандрита Павла с старообрядцем о власти антихриста

 

Старообрядец: Из книги сочинений ваших я усмотрел ваше мнение, что антихрист будет только якобы местный царь, а не всей вселенной обладатель. Об этом я желал бы иметь с вами рассуждение. Правда, о царстве антихриста старообрядцы учат неодинаково: одни утверждают, что антихрист будет царствовать чувственно, что он будет человек, назовет себя Христом и прельстит жидов, – такого мнения, как вам известно, держатся почти все поповцы; другие же все, сказанное в Писании об антихристе, приемлют в иносказательном смысле, возводно, духовно, – это мнение беспоповцев, которой вы лучше меня знаете. Но все старообрядцы единогласно утверждают, что антихрист будет обладатель всей вселенной, а о том, что он будет только местный царь, у старообрядцев не возникало и рассуждения; это для нас новый вопрос.

 

Я спросил: А вы к которой части старообрядцев принадлежите? – духовно, или чувственно разумеете быть царству антихриста?

 

Старообрядец: Я принадлежу к поповцам, приемлющим священство, потому и разумею об антихристе, согласно Писанию, что он будет чувственный человек, от жидовского рода царь, и прельстит жидов, выдавая себя за истинного Мессию, и в этом я уверен; а что антихрист будет только местный обладатель, а не всей вселенной, как вы писали, об этом питаю недоумение и прошу разрешить его.

 

Я ответил: Что антихрист будет только местный обладатель, или царь, а не всей вселенной владыка, об этом я действительно писал, и писал не по своим каким-либо соображениям, но на основании пророчества Даниилова, даже собственными словами пророчества и приведенного в оном толковании, которое дано ангелом. Именно же, я приводил из пророчества Даниилова сказание о звере четвертом, о десяти рогах его, о малом роге, изшедшем посреди их, и о трех рогах, исторгнувшихся от лица его; потом указал, как это видение ангел растолковал Даниилу. Приведу вам и теперь сделанное ангелом толкование: Зверь четвертый, царство четвертое будет на земли... И десять рогов его десять царей востанут, и по них востанут другие, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит, и словеса на Вышнего возлаголет (Дан.7:23–25). На сии словеса ангела мною было приведено толкование блаженного Феодорита, которое также повторю вам: «И десять рогов его, глаголет, десять царей востанут. Толкование: Заметить должно, что пророк не сказал: востанут един по единому, друг за другом последуя, но в одно и то же время все восстанут. А что cиe в самом деле так и есть, о том следующие за сим слова свидетельствуют: и по них востанет другой, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит. А если бы не в одно и то же время царствовали, но каждый пo единому преемствовал другому, прежде его бывшему, то как бы сей (о котором говорится здесь) трех, не в одно время бывших пред ним, смирити возмогл? Отсюду явствует, что десять оных царей, о которых (пророк) предсказывает, при окончании (мiра) в одно время востанут, последний же антихрист востанет и царство примет, и с ними брань сотворит, а трех из них исторгнет». До сего места Феодорит. Итак, и в самом Откровении показано, что малый рог три только рога искоренит, а не все десять. И в толковании ангела говорится, что царь, образуемый сим рогом, трех царей, а не всех десять, смирит. И блаженный Феодорит, толкуя слова ангела, сколько раз повторяет, что три только царя смирит антихрист. Значит не моё это умствование, но откровение священного Писания.

 

Старообрядец: Когда я читал об этом в вашем сочинении, тогда же видел, что вы говорите от божественного Писания, а не самомненно. Но мне желательно было бы с вами об этом предмете поговорить подробнее: не можете ли вы о том представить еще каких-либо свидетельств от св. Писания?

 

Я ответил: Господь наш Иисус Христос в беседе своей к Иудеям об антихристе сказал: Аз пpиидoх о имени Отца Моего и не приемлете Меня; аще ин приидет о имени своем, того приемлете (Ин.5:43). Сими словами Спасителя явственно определяется, что антихрист придет к иудеям, не принявшим Христа: значит, указуется не всемирное его царствовавание над всеми народами. Аз, рече, приидох и не приемлете, ин пpиидет и примете, – вы примете, а не все народы примут, и со всеми вы. Апостол Павел также явственно определяет народность, к которой допущено будет антихристу придти: И сего ради пошлёт им Бог действо лести, во еже веровати им лжи: да суд приимут все не веровавшие истинно, но благоволившии в неправде (2Фес. 2:11–12). Здесь Апостол, беседуя об антихристе, по словам св. Златоуста, имеет в виду иудеев, не уверовавших плотскому Христову пришествию. Апостол указует и то, почему попущено будет, чтобы антихрист явился к иудеям: да суд, рече, пpиимут, или, по выражению св. Златоуста, «да будут осуждены на страшном судищи, во еже быти им безответными». (Зри о сем пространнее у св. Злат., бесед. 4 на второе послание к Солунянам.) Итак, не только в откровении Даниилу и толкование на оное ангела, но и во святом Евангелии, и в апостольских посланиях власть антихриста ограничивается порабощением трех царств, господством над Иудейским народом, а не простирается на всю вселенную.

А что антихрист восстановит царство Иудейское, как пишут многие из св. отцов, думаю, о том говорится и в Откр.17:8: зверь, егоже видел eси, бе и несть, и имать изыти от бездны, и в пагубу пойдет. Известно, что зверями в откровении Иоанна Богослова образуются царства земные. Хотя Иудеи отреклись от своего истинного царя, когда говорили: не имамы царя, токмо кесаря (Ин. 19:15), и паки: не пиши царь Иудейский (Ин. 19:21); однако и по распятии Христа, до разорения Иерусалима, царство Иудейское, хотя и в подданстве и подчинении римлянам, существовало, имея своих царей. По свидетельству книги Деяний Апостольских, у них был Ирод царь, убивший Апостола Иакова, брата Иоаннова, мечом (Деян. 12:2), был Агриппа царь, которому представлен был Фестом Апостол Павел (Деян. 25:13–15). Посему христоубийственное царство Иудейское, начавшее гнать Христа, еще сущего в пеленах, не прекращавшееся от распятия Христова до разорения Иерусалима, и можно разуметь под зверем, о котором сказано: бе и несть; оно было, существовало до разорения римлянами, и несть, упразднилось, когда разорено римлянами за христоубийство, по слову Спасителя: обаче враги моя оны, иже не восхотеша мене, да бых царь был над ними, приведите семо, и изсеците предо мною; потом на кончину миpa, в лице антихриста, имать изыти из бездны, или, по выражению Апостола, по действу сатанину (2Фес. 2:9), и, наконец, в пагубу пойдет, или, по словам Апостола, Господь Иисус упразднит его явлением пришествия своего (2Фес. 2:8). Явлению сего зверя, то есть восстановлению Иудейского царства, по сказанию Апокалипсиса, удивятся живущие на земли, им же имена не написана суть в книгу животную от сложения мира. Затем в Апокалипсисе указана и причина удивления: удивятся... видяще, яко зверь бе, и несть, и предста (Откр. 17:8); то есть, удивляться будут неверные, не разумевающие имеющей быть последней погибели зверя, а только видящие, что древнее запустелое царство Иудейское предста, явилось опять и в такой силе.

 

Старообрядец: Из приведенных вами свидетельств Писания действительно явствует, что антихрист будет обладать не всей вселенной, послан будет не к верующим во Христа, а к Иудеям, во Христа не верующим; но меня приводит в недоумение сказанное о сем в той же семнадцатой главе Откровения св. Иоанна Богослова, свидетельство из которой вы сейчас рассмотрели. В ст. 12 и 13 читаем: И десять рогов, яже видел eси, десять царей суть, иже царство еще не прияша, но область яко цари на един час пpиимут со зверем. Cии едину волю имут, и силу и область [власть] свою зверю дадут. Из сих слов Апокалипсиса ясно видится, что цари, образованные в Данииловом откровении десятью рогами, власть свою и силу дадут зверю, то есть антихристу. Значит, антихрист будет иметь под собой сих десять царей и поэтому будет обладателем всей вселенной.

 

Я ответил: Вы полагаете, что в откровении Даниила о звере четвертом и в откровении св. Иоанна Богослова о звере червленном, носящем жену-блудницу, подразумевается одно и то же, и потому находите разноречие в откровениях об одном и том же у пр. Даниила и св. Иоанна Богослова: на основании сказанного в откровении Иоанна о рогах зверя, носящего жену-блудницу, делаете как бы опровержение сказанному в откровении Даниила и толковании ангела о рогах зверя четвертого. Это ошибка с вашей стороны, очевидная уже и из того, что таких несогласий в богодухновенных писаниях быть не может. И по точному рассмотрению обоих откровений оказывается действительно, что они касаются не одного и того же. В самом описании зверей по тому и другому откровению есть большое различие. У одного зверя одна голова, а у другого семь. А потом, – десять рогов на главе четвертого зверя выросли прежде малого рога; и се, видит пророк, рог дpyгой мал взыде среди их, и три рога прежнии его исторгнушася от лица его (Дан. 7:8). Вонмите словам пророка: и тpи рога прежние его. Так же и ангел, толкуя видение, глаголет: десять рогов его десять царей востанут, и по них востанет другий, иже превзыдет злобами всех прежних и три цари смирит (Дан. 7:24). Вонмите: и по них, а не с ними вместе восстанет другой. О рогах же зверя апокалипсического ангел, толкуя Богослову, глаголет: и десять рогов, яже видел eси, десять царей суть, иже царство еще не пришло, но область[власть] яко цари на един час примут со зверем, сии едину волю имут, и силу и область[власть] свою зверю дадут (Откр. 17:11–12). Сличая эти два откровения о рогах зверя, находим между ними следующие различия.

 

Первое: Роги зверя четвертого, показанного в откровении Данииловом, вырастают прежде малого рога, а роги зверя, показанного в Апокалипсисе, с ним (т. е. с антихристом) совокупно на един час (то есть во едино время) власть примут.

 

Второе: Роги зверя четвертого в пророчестве Данииловом ангел именует царями, а роги зверя в Апокалипсисе ангел, толкуя откровение, не называет царями, имущими царства, а говорит только, что они приимут власть яко цари. Сим являет ничтожество их власти.

 

Третье: О рогах зверя четвертого и откровение Давида поведает, что три из них исторгнушася, и толкование ангела объясняет, что три царя будут смирены антихристом; значит, из десяти останется во время царствования антихриста только семь; а роги зверя апокалипсического все десять силу и область[власть] свою зверю дадут.

 

Четвёртое: Роги зверя четвертого, показанного в пророчестве Даниилове, суть цари, возникшие, по сказанию ангела, на развалинах царства Римского, а роги зверя апокалипсического не совосстанут со зверем (антихристом) совокупно; значит, восстанут впоследствии, после тех царей, на развалинах Римского царства восставших, и именуются только яко цари, чем означается их незначительность.

Итак, между рассматриваемыми откровениями пр. Даниила и св. Иоанна Богослова есть великое различие, и сливать их воедино никак нельзя. А посему откровение Даниила пророка о звере четвертом, о рогах его, и о малом роге, т. е. что сей малый рог, или антихрист не всей вселенной будет обладателем, но только трех царей покорит, откровением Иоанна Богослова о десяти рогах зверя, носящего жену-блудницу, не упраздняется.

 

Старообрядец: Есть еще другое свидетельство в Апокалипсисе, которое ясно говорит, что антихрист будет властитель всей вселенной.

 

Я ответил: Укажите это свидетельство Апокалипсиса, и будем его рассматривать.

 

Старообрядец: В главе 13 (ст. 7 и 8) пишется: и дана бысть ему (зверю, исходящему из моря) область[власть] на всяком колене (людей) и на языцех и племенех их, и поклонятся ему все, живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца, закланного от сложения миpa. Из сих слов видно, что зверю-антихристу дастся власть на всяком колене и на языцах и на племенах. Значит, он будет обладатель всей вселенной.

 

Я заметил: Не спешите делать заключение прежде рассмотрения. В приведенных вами словах Апокалипсиса говорится не о чувственном властительстве антихриста, которое по пророчеству Даниилову будет только местное, но о прелести его, которая далече за пределы его державства может простираться на не верующих во Христа. Вникните в смысл приведенного вами места в Откровении Иоанна Богослова. Сначала сказано: И дана бысть ему область [власть], и потом, в показание того, в чем именно будет состоять cия власть, прибавлено: и поклонятся ему. Значит, ему дана власть только привести на поклонение ceбе. Далее сказано и то, на кого собственно прострется cия власть: не на всех вообще живущих на земле, а только на тех, им же не написана суть имена в книгах животных. Рассудите, – чувственного царства власть будет простираться на всех, кто в пределах его находится, не только на тех, которые не написаны в книгу животную [книгу жизни], но и на тех, которые написаны: ибо чувственный властитель, кого хочет, накажет, и кого хочет, почтит, а нравственное подчинение антихристу, верование лжечудесам его, приятие его за Meccию, прострется только на тех, которые в книгах животных [книгах жизни] не написаны. Но власть cия не может ограничиваться пределами чувственного антихристова царства; она может простираться далеко и за его пределами, особенно же по удобству нынешних сношений влияние антихриста легко может простираться во все концы мира, и таким образом повсюду антихрист прострет свою власть на тех, имже не написана суть имена в книгах животных Агнца, заколенного от сложения мира; но на верующих во Христа, которых имена написаны в книгах животных, этой власти ему не дано, по словеси Спасителя: Отче святый, соблюди их во имя Твое, их же дал eси Мне (Ин. 17:24). Видите, о чем говорится в приведенных вами словах Апокалиисиса, – о нравственном влиянии антихриста на неверующих во Христа, а не о чувственном его всемирном владычестве.

 

Старообрядец: Хотя мы с вашим разумением, что антихрист будет только местный обладатель, и не согласуемся, однако же разумеем, что он явится чувственно, будет царь и обольстит жидов; мы не беспоповцы, которые все это толкуют духовно.

 

Я ответил: Не в том состоит важная вина беспоповцев, что они не согласно с Писанием разумеют об антихристове приходе; вся важность заключается в том, что они своим несправедливым толкованием о пришествии антихриста оправдывают свое нечестивое учение о прекращении священства и таинств в церкви Христовой. Вы, поповцы, о последних временах мира учите согласно Писания и справедливее беспоповцев; но нельзя сказать, чтобы и ваше учение о последних временах было во всем согласно Писанию.

 

Старообрядец: А в чем же учение поповцев о последних временах не согласует Писанию?

 

Я ответил: Писаниe учит, что Израиль тогда спасется, когда исполнение языков (в веру) внидет (Рим.11:25): а вы учите, что обращение иудеев по отступлении языков [язычников] от веры совершится. Видите, в каком важном предмете вы противоречите учению Апостола языков. И этим вы также, подобно беспоповцам, прикрываете свое отступление от вселенской церкви, непобедимой вратами ада.

 

Старообрядец: В вашей «Беседе о сказанном у Апостола: аще не приидет отступление прежде», я помню, говорится подробно о том, что oбpaщeние Иудеев чрез пророков Илию и Еноха тогда только может совершиться, когда, по свидетельству Апостола, исполнение языков внидет, что до того времени, когда явятся пророки Илия и Енох, учение Христово паче прострется, и что поэтому их проповедь тогда и будет удобно приемлема. Но я желал бы знать, не можете ли вы в подтверждении этого указать и другие свидетельства священного Писания?

 

Я сказал: О иудейском обращении и самом времени обращения Апостол Павел говорит со всею твердостью и ясностью. Твердость видна в словах: не хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудры. Когда глаголет: да не будете о себе мудры, сим повелевает оставить все свои размышления и недоумения, и беспрекословно покориться тому, что скажет. Ясность же в словах: яко ослепление отчасти Израилевы бысть, дóндеже исполнение языков внидет; и тако весь Израиль спасется. Здесь и само обращение Израиля, и время обращения указаны ясно и точно. Когда, говорит, исполнение, или полнота языков внидет в веру, тогда и Израиль спасется, т. е. уверует. А что говорит здесь именно о принятии иудеями веры во Христа, это видно из того, что в подтверждении своих слов он приводит слова пророка, яко же есть писано: пpиидет от Cиoнa избавляяй и отвратит нечестие от Иакова, сей им от меня завет, егда отниму грехи их. Сии пророческие слова, приведенные Апостолом, св. Златоуст, толкуя, глаголет: «Не когда обрежутся, не когда пожрут [принесут жертву], не когда некая законная сотворят, но когда грехов получат оставление». А что вера языков тогда будет крепка, доказывается тем, что они своей ревностью в вере возмогут и Иудеев на веру привлечь. О сей крепости тогда в вере языков и св. Златоуст, согласно апостольскому учению, пишет: «Паки сие (иудеи) противишася, а вы спасостеся. Не убо тако спасостеся, яко паки изыти, яко же иудеи: но еже тыя привлещи, в ревности пребывающей» (на посл. к Рим. бес. 19, л. 355). Тот же св. Златоуст в беседе 57-й на Евангелие от Матфея, согласно слову Апостола, пишет, что обращение иудеев Илиею пророком совершится с помощью веры язычников. «Тогда убо (Илия пророк) устроит все, не яко знаем будет токмо, но яко и слава Христова до дне оного множае прострется, и всем паче Илии будет явственнейше. Когда толикой предыдущей славе и ожиданию приидет он (Илия), согласная сему проповедуя и возвещая, удобнейше примут глаголемое». Вот видите, как решительно св. Златоуст утверждает, что пред приходом Илии пророка и обращением Иудейским слава Христова во языцах до дне оного множае прострется и всем паче Илия явственнейше будет, и что языки своей твердостью в вере привлекут и иудеев к вере, а не говорит он, что тогда последует отступление языков от веры, как вы проповедуете. Также и в толковании на послание св. Апостола Павла, к Евреям, на слова: внегдa бо покорити ему всяческая, ничто же остави Ему непокоренно, ныне же не увидим Ему всяческая покорена, св. Златоуст ясно выражает мысль, что пред кончиной миpa последует общее покорение проповеди о Христе: «аще вся убо покоритися должна суть, а не у покорившася, не стужи си, ниже смутися: аще бо убо кончине пришедшей и всем не покорившимся cия пострадал бы еси, влепоту бо еси болезновал. Ныне же не у видим Ему всяческая покорена: не у одолел есть Царь. Почто убо смущаешися, зело стражда? Не у всем одолела проповедь, не у время совершенно покоритися».

За сим, по вашему желанию, приступлю к указанию и других свидетельств Божественного Писания о сохранение веры во Христа языками до самого времени второго Христова пришествия. Господь наш Иисус Христос сказал: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. О сих словах Спасителя сам Евангелист заметил: сие же глаголаше, назнаменуя, коею смертию хотяше умерети (Ин.12:32–33). Итак, Господь сказал, что по распятии своем, силою креста своего, вся привлечет к Себе. И оттоле, от дня распятия, по слову своему, Господь привлекает к себе человеков, и до судного дня, по сему неложному словеси, привлекать будет. Ибо сила креста, привлекающая вся к себе, никогда не ослабеет. И посему христианство, среди всеусиленных гонений и соблазнов, до судного дня расти и множиться будет, и слова Христа Спасителя: вся привлеку к Себе, исполнятся. Если же предполагать и проповедовать, что в конце миpa будет всемирное от веры отступление, и христианству конечное повсюду оскудение, это значило бы проповедовать разрушение силы креста, вся к себе привлекающей.

И паки, там же, во Евангелии от Иоаннa (Ин.10:16) читаем слова Господни: ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести, и глас мой услышат: и будет едино стадо и един пастырь. Иными овцами Господь именует здесь язычников, и глаголет о них, яко и тех (т. е. не одних евреев, но и язычников) подобает ему привести, а что это приведение их Он исполнит, то утверждает всемощным словом своим, глаголя: и будет едино стадо и един пастырь. Если при конце мира, пред иудейским обращением, должно быть всеобщее отступление и всемирное неверие, не исполнились бы слова Христовы: и тыя ми, сиречь языки [язычников], подобает привести: и будет едино стадо и един пастырь; но было бы, вопреки слову Спасителя, всеобщее волками расхищение овец у пастыря.

Некоторые из старообрядцев слова Спасителя: и будет едино стадо и един пастырь, относят к будущему веку, – говорят, что тогда, когда начнется славное царство Христово, будет едино стадо и един пастырь. Но предварительные слова Спасителя: глас мой услышат, – показывают, что именно от послушания гласа его будет едино стадо, то есть от добровольного уверования гласу пастыря, что и сами старообрядцы к будущему веку отнести не могут.

Господь, уча о царстве небесном, то есть о положении христианства среди миpa, часто говорил о том притчами. Так говорил Он: Подобно есть царствие небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем, еже малейшее убо есть от всех семен: егда же возрастет, более всех зелий есть, и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его. (Мф. 13:31–32). Что под царством небесным разумеется христианство еще и прежде второго на землю Христова пришествия, потому что и тогда в нем царствует царь небесный, о том, думаю, никто из верующих во Христа прекословить не будет. По слову самого Спасителя, вера во Евангелие есть первая принадлежность царствия Божия, которое по сему и зачалось с начала проповеди евангельской: Приближися царствие Божие: покайтеся и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15). Итак, по притче о зерне горчичном, царство Божие, или, что то же, вера в Евангелие от малого зерна, всеянного на селе миpa сего, растет и растет, и, по слову Спасителя, будет более всех семян, то есть более всех иных верований, и никакие бури и непогоды не помешают растению его, и тлетворные ветры не увядят ветвей его. По сему-то и сказал св. Златоуст, что церковь не подлежит времени тления (Кн. о вере, гл. 2). А если проповедовать, что при кончине миpa будет всемирное от веры отступление, это значило бы проповедовать, что зерно веры во Христа не возрастет болee всех зелий, что возросши, оно иссохнет, и обломают ветви его, и уничтожится в нем вся влага его, и не будет в нем места обитанию птицам небесным. Таковое проповедование не только самовольно, но и противно евангельскому слову.

И паки Господь глаголет: подобно есть царствие небесное квасу, егоже вземши жена скры в сатех трех [трех мерах] муки, дóндеже вскисоша вся (Мф. 13:33). И cия притча поведает, что квас царства небесного, то есть христианства, достигнет того, что заквасит все, то есть весь мир приведет в христианство. А проповедовать на кончине миpa всемирное отступление и нечестие, значит проповедовать, что не квас царства небесного сквасит все, но нечестие изгонит квас царствия небесного. Можно ли согласиться с таким противоречащим слову Спасителя учением?

И еще. Пророк Давид, предсказывая о силе евангельской проповеди по вселенной и о вере всех языков во Христа, глаголет: помянутся и обратятся ко Господу вcе концы земли, и поклонятся пред Ним вся отечествия язык. Посему сказует и причину, почему всё совершитися имать: яко Господне есть цapcтвиe, и Той обладает языки, то есть обращению тому свойственно совершиться согласно всемогуществу Господа, потому что Он владеет всеми концами земли, и своим всемогущим промыслом привлечет их к своему познанию. И если бы все обретающиеся в Ветхом и Новом Завете, подобные свидетельства приводить здесь: неуместно было бы нашей силе. Я привел, по силе моей, только нечто от множества, исполняя ваше желание.

 

Старообрядец: Приведенные вами свидетельства убеждают беспрекословно покориться им. Но есть другие свидетельства священного же Писания, которые убеждают иное думать о судьбе церкви в последнее время. Я желал бы с вами побеседовать об них.

 

Я ответил: Предложите сии свидетельства, и будем совокупно их рассматривать.

 

Старообрядец: Когда Апостолы вопрошали Господа о разрушении Иерусалима и о кончине миpa, Он сказал им в ответ, между прочим, сиe: И тогда соблазнятся многи, и друг друга предадут, и возненавидят друг друга: и мнози лжепророки востанут, и прельстят многих: и за умножение беззакония изсякнет любы многих... Будет бо тогда скорбь великая, яковаже не была от начала мира доселе, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние они, не бы убо спаслася всяка плоть; избранных же ради прекратятся дние оны (Мф. 24). Сии столь ужасные Господни предречения к какому времени и к каким событиям относятся? Если их отнести к разорению Иерусалима, то неужели тогда была столь велика скорбь, якова не была от начала мира, ниже имать быти!

 

Я ответил: Св. Феофилакт разумеет, что сии слова Спасителя сказаны о разорении Иерусалима: «нецыи о днех антихристовых разумеют сия; несть же о антихристе се, но о разорении Иерусалима; о антихристе же сыне погибели отзде начинает». И св. Златоуст приведенные вами слова Христа Спасителя разумеет также о разорении Иерусалима: Молитеся, да не будет бегство ваше ни в зиму, ни в субботу. Будет бо тогда скорбь великая, якова не бысть от начала мира доселе, ниже имать быти. «Зриши ли, яко ко иудеям слово ему и о имевших постигнути их злых беседует. Не бо Апостолы имяху субботу хранити, или тамо быти, егда Веспасиан сие содела: ибо прежде отыдоша от жития множайшии. Аще же кто остася, во иных странах вселенныя живяше тогда. (Ниже) Яко всяку превзыдоша плачевную повесть оная лютая, и рать такова, якова никогда же на кий либо язык прииде. Толик бо бе глад, яко самим матерям желательно бе детоядение, и о сем рати бываху: многим бо мертвым бывшим, посреди растерзани быша утробы, рече. Сладце убо вопросил бых иудеов, откуда тако от Бога посланный гнев нестерпимый, и всех прежде бывших не во Иудеи токмо, но и всюду по вселенной жесточайший прииде на них? Не явно ли, яко крестнаго ради дерзнутия и изречения сего? Вси cиe рещи могут, со всеми же и прежде всех сама вещей истина. Зриши ли величества злых, егда не к прежднему токмо времени прилагаема лютейша являются, но и к будущему всему? ниже бо во вселенной всей, ниже во времени всем бывшем же и будущем возможет кто рещи таковая зла бывша. И зело влепоту: ниже бо дерзну кто от человек, ни прежде бывших когда, ни от бывших по сих, дерзновение тако законопреступно и страшно. Сего ради рече: будет бо скорбь, якова не бысть, ниже имать быти. И аще не быша прекратилися дние оны, не бы спаслася всяка плоть: избранных же ради прекратятся дние оны... Аще бы на долзе держася, рече, рать римлянам на град, все погибли бы иyдеи, и внутрь и вне бывшие, всяку плоть иудейску глаголет: не токмо бо бывшие ратуеми бяху, но и сущих везде рассеянных извергаху и изгоняху, ненависти ради к ним. Которых же зде рече избранных? Верных, посреди их заключенных. Да не глаголют бо иудеи, яко проповеди ради и поклонения ради Христу cия быша злая, показует, яко не токмо верные сих им не быша виновни, но яко аще не они были бы тамо, из корене погибли бы все: аще бо попустил бы Бог продолжатися брани, не бы останок пребыл иудеев. Но да не погибнут с неверными купно иудеями бывшие от них верные, вскоре разруши брань, и положи конец брани. Сего ради рече: яко избранных ради прекратятся дние оны. (Ниже) Толикое о верных Божие есть промышление, яко их ради и иные спасаются, и неверных иудеев останки еще пребывают христиан ради. (Ниже) Совершив яже о Иерусалиме, к пришествию своему уже приходит, и глаголет им о знамениях, не онем потребных токмо, но и нам и по нам будущим всем».

Из приведенных слов св. Златоуста видно, с какою он осторожностью и последовательной точностью вами приведенные слова Спасителя разъясняет, и как ясно сказует, что они изречены о христоубийцах иудеях и о разорении Иepyсалима за христоубийство, что именно за столь великое преступление иудеи пострадаша такова лютая, ихже никтоже когда пострада, или впредь постраждет. И достойно: ибо никтоже таковая дерзнул. И должны бы и еще пострадать лютейшая за вину свою, но избранных ради прекратися брань. Итак, сии слова Спасителя относить к кончине мира, значило бы прелагать их смысл. Могут они относится и к кончине мира, но не по сущности своей, как будто они именно о кончине мира были сказаны, а только по уподоблению. Потому приводят их и о кончине мира некоторые из отцов церкви.

 

Старообрядец: Вы сами сказали сейчас, что некоторые из отцов и писателей церковных слова Спасителя, сказанные о разорении Иерусалима, прилагают по уподоблению и к кончине мира, ко временам антихриста: значит, и в сии времена не менее прискорбна будет судьба церкви Христовой?

 

Я ответил: Действительно, некоторые из отцов церкви, как я и сказал, относили слова Господа о разрушение Иерусалима, по уподоблению, к последнему времени; но они делали это, не изменяя подлинного смысла слов Христовых, в чем повинны старообрядцы. О предшествовавшем разорению Иерусалима времени и о времени самого разорения Спаситель сказал: за умножение беззакония иссякнет любы многих. О ком собственно сказано это? Никто не станет утверждать, что это сказано о Апостолах, об их учениках, и о всех верных того времени, ибо всем известно, что тогдашние христиане столь изобиловали любовью, что служат образцом любви для верных всех веков; ради сущих во Иудеи верных, по слову Спасителя, пощажены были и неверные иудеи: избранных ради, рече, прекратятся дни они. А во языцах жившие тогда христиане не точию к своим собратиям пылали любовью, но и сущим во Иудеи помогали в их нужде, о чем в посланиях своих свидетельствует св. Апостол Павел (Рим.15:25–29; 1Кор.16:1–3; 2Кор.8:4), каковое благотворение без любви совершаться не могло. Итак, в верных тогда любовь не иссякла, а иссякла тогда любовь, по толкованию св. Златоуста, во лжеапостолах и лжебратьях, до конца же в христоубийственном сонмище. Таким образом, слова Спасителя: за умножение беззакония изсякнет любы многих, невозможно относить к христианам первого века; точно так же, по уподоблению, несообразно относить их к верующим при кончине века. Если вы сии слова Христа Спасителя о иссякновенной любви отнесете к последним временам в таком смысле, как св. Златоуст прилагал ко временам разорения Иерусалима, т. е. будете разуметь их о лжепроповедниках и слугах антихриста, это не только будет не противно слову Божию, но и согласно с ним. Ибо и Господь сказал о последних временах: востанут лжехристы и лжепророки (Мф.24:24). Но если вы смысл сказанного Спасителем об иссякновении любви многих будете самовольно усиливать, как это и делают многие из старообрядцев, – вместо иссякновения любви во многих будете разуметь исссякновение любви во всех, и в таком усиленном смысле будете прилагать к последним временам мира, т. е. учить, что во всех верных иссякнет тогда любовь: то вы таким своим мнением, во-первых, измените смысл предреченного Спасителем, сказанное о многих – распространив на всех; во-вторых, самовольно приложите cие предречение к верующим, и тем дерзновенно укорите в лишении любви не только верующих христиан последнего времени, но с ними вкупе церковь апостольскую, христиан первого века, к которому (именно ко времени пред разрушением Иерусалима) собственно и относится предречение Спасителя об оскудении любви многих. И все это от того, что сказанное Спасителем о сем времени вы не с точностью смысла прилагаете к последним временам.

То же следует сказать и о другом предречении Спасителя, относящемся к разорению Иерусалима, которое вы прилагаете ко времени скончания мира: аще не бы прекратилися дние они, не бы спаслася всяка плоть. Ежели вы дадите сим словам частное значение, то есть приложите их только ко власти царства антихристова, как они и самим Спасителем были сказаны, в частности, о местности Иерусалима, это будет не противно смыслу евангельского изречения. А ежели вы дадите им более широкое значение, если распространите предречение Спасителя на всю вселенную, это будет не только самопроизвольно, но и противно тому смыслу, в коем предречение сказано Спасителем.

Впрочем, о сем изречении Спасителя: аще не бы прекратилися дние оны, не бы спаслася всяка плоть, которое, по разумению св. Златоуста и Феофилакта Болгарского, относится собственно к прекращению Иудейской брани, должно заметить, что если его отнести к скончанию мира, оно совершенно утратит свой подлинный смысл. При разорении Иерусалима, согласно предречению Спасителя, брань прекратилась прежде конечного всех истребления, дабы пощадить избранных, т. е. веровавших из иудеев: для них, по словам св. Златоуста, пощажены и неверовашие иудеи, не преданы конечному погублению. Теперь, ежели сии слова Спасителя: аще не бы прекратилися дние оны, по уподоблению, приложить к прекращению царства антихристова (как делают некоторые беспоповцы, говоря, что теперь, живя в спокойствии, строя свои молельни и отправляя в них свои служения, они живут в прекращение царства антихристова), это будет противно учению слова Божия о последних временах. Св. Апостол Павел свидетельствует, что антихриста упразднит Господь явлением пришествия своего (зач. 275, 2Фес.2:1–12); значит, царствование и власть антихриста упразднится с появлением пришествия Господня, а не прежде Господня пришествия. Посему слова Спасителя о прекращении брани иудейской разуметь и о прекращении царства антихристова, избранных ради, прежде пришествия Господня, значило бы противоречить словам св. Апостола Павла.

Поняв это противоречие, беспоповцы изменили несколько смысл своего учения, – говорят: не царство антихристово прекратится, но злоба его прекратится 1. Это значит, что антихрист оставит злобу и будет добрым. Но можно ли где о таком изменении антихриста к добру найти свидетельство в священном Писание? Нигде. Если антихрист оставит злобу, изменится на добро, то за что же будет он убит духом Господним, по слову Апостола: егоже Господь Иисус убьет духом уст своих (зач. 275, 2Фес.2:1–12) и по слову Пророка: духом устен убиет нечестивого (Ис.11:4)? Учение о прекращении злобы антихриста явно противоречит сему апостольскому и пророческому слову.

Если еще сказанное Господом о прекращении Иepycaлимской брани прилагать к скончанию мира в том смысле, что прекратятся дни злобы антихриста вторым на землю Христовым пришествием ради спасения избранных, как толкуете и вы, поповцы: и такое разумение противно учению слова Божия. Ибо после судного дня уже скончается образ мира сего: тогда и верующие уже не будут продолжать свой подвиг, а неверующие все примут тогда осуждение, а не спасение; притом же проповедовать, что если бы второе Христово пришествие не прекратило дни царства антихристова, то никто бы не мог получить спасения, или, другими словами, если бы еще продолжались дни существования мира, то не было бы и спасаемых,– проповедовать это значит проповедовать, что тогда антихрист одержал бы совершенную победу над царством Христа, то есть церковью. Такая проповедь есть не что иное, как прославление силы антихриста и унижение силы Христовой.

 

Старообрядец: В Евангелии от Луки (в зачале 88, Лк.18:8) читаем слова Господа, сказанное в виде вопрошения: обаче Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? Эти слова Господа приводят к такому заключению, что вера пред пришествием Господним весьма умалится.

 

Я ответил: Если бы вопрос: обаче Сыт Человеческий пришед обрящет ли веру на земли?,– прежде нежели предложить его, не предрешил сам же Спаситель, то давалось бы место различным человеческим решениям, но когда вопрос сей еще прежде предложения самим же Спасителем и предрешен, тогда излишне вступаться человеческим разумом разрешать его, а нужно только выслушать о нем Господне предрешение.

 

Старообрядец: А где и как вопрос сей предрешен самим Господом?

 

Я ответил: В том же Евангелии от Луки (в зачале 87, Лк.17:26–37) читаем слова Господа также о втором Его пришествии на землю. Дабы показать внезапность Своего пришествия2, Он уподобляет его внезапному пришествие потопа на землю и истребления на Содом и Гомору: по тому же будет и в день, в оньже Сын Человеческий явится. В ту нощь будета два на одре едином: един поемлется, а другой оставляется. Будете две вкупе мелюще: едина поемлется, а другая оставляется. Два будета на селе: един поемлется, а другой оставляется. На сии Господни слова св. Феофилакт в Благовестнике делает такое толкование: «одром, мелением и селом изображается различное жительство, богатых и убогих, трудом рук себе пищу приобретающих: и одни из них, добродетельние, яко легцы поемлются на сретение Господне на воздусе, на облацех, а другие оставляются». Что та нощь, о коей говорит здесь Господь, указует на время самого Господня пришествия, о том не может быть сомнения. Но кто именно разумеется здесь под поемлемыми от одра, меления и села? Думать, что Господь говорит здесь о праведниках, умерших прежде той ночи, нельзя: ибо те на cpeтение Господне востанут из гробов, а не от одра, или меления и села поемлеми будут. Ясно, что Он разумеет здесь праведников, которые будут жить на земле во время второго Его пришествия. Итак, по слову самого Господа, в ночь Его пришествия во всяком жительстве, и труде, и местности, будут спасаемые. А посему и вопрос: пришед обрящет ли Сын Человеческий веру на земле? – самим Господом разрешен и нашего решения не требует, но подобает нам веровать, что и от одра, и от меления, и от села верующие на сретение Господне поемлемы будут.

 

Старообрядец: Апостол Павел, во втором послании к Тимофею (зач. 295, 2Тим.3:2–5) явственно описал соблазны последнего времени и говорит о их преуспеянии: сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта, будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горды, хульны, родителям противящиеся, неблагодарны, неправедны, нелюбовны, непримирительны, продерзивы, вознесливи, прелагатые, клеветницы, невоздержны, не кротцы, не благолюбцы, предателе, наглы, напыщены, сластолюбцы паче, нежели боголюбцы, имущии образ благочестия, силы же его отвергшиеся. Видите, каково будет человечество в последние дни. Чего же от таких развращенных ожидать доброго? И действительно, если бы Господь не прекратил дние оны Своим пришествием, то в те времена едва ли были бы и спасающиеся.

 

Я заметил: Не спешите делать свои заключения прежде надлежащего рассмотрения слов Апостола. Скажите, – приведенные вами слова о всем ли человечестве сказаны, или об отдельных лицах?

 

Старообрядец: Апостол не сказал с исключением, что будут некие человецы таковы и таковы, но просто без исключения говорит: человецы; значит, тогда вообще таковы будут люди, и добрые между ними будут составлять только исключение.

 

Я заметил: У вас утвердилось уже мнение о развращении всего человечества в последние времена; согласно такому мнению вы поняли и приведенное предречение Апостола, не обратив внимания на всю его полноту.

 

Старообрядец: Прошу вас, укажите, что я опустил из внимания в предречении Апостола о последних временах.

 

Я ответил: Вслед за приведенными словами Апостол пишет: и сих (т. е. исчисленных им нечестивцев) отвращайся. От сих бо суть поныряющии в домы и пленяющии женишца, отягощенныя грехами, водимые похотьми различными: всегда учащяся, и николиже в разум истины придти могущие. Якоже Ианний и Иамврий противистася Моисею, такожде и сии противляются истине, человецы растленные умом, и не искусны в вере. Но не преуспеют более: безумие бо их явлено будет всем, якоже и оных бысть. Вот где заключение приведенных вами слов Апостола, и их необходимо рассматривать в связи с этими заключительными словами, который вы и опустили из внимания. Что же мы находим в приведенных мною заключительных словах Апостола? Находим, что и прежде говорит он о лицах не неверных, но только неискусных в вере и николиже в разум истины приити могущих, противящихся истине, как Ианний и Иамврий. Но если они будут противится истине, значит истина будет тогда существовать. Иначе, как могли бы они сопротивляться истине, если бы она не существовала открыто? Мало того, – по сказанию Апостола, истина одержит над таковыми победу, как Моисей над Ианнием и Иамврием: но не преуспеют, рече, более. Почему не будет иметь преуспевания? безумие бо их, прибавляет, явлено будет всем. Здесь достойно особого внимания выражение Апостола: всем, т. е. всем людям явлено будет безумие этих, в сравнении со всеми, немногих развратителей. Итак, не в развращенных будет большинство, как вы сказали, но в тех, по слову Апостола, которых назвал он всеми и которым явлено будет безумие развращенных. Ясно таким образом, что Апостол, в рассмотренных нами словах, не то предсказывает, что будто бы все христианство в последнее время будет развращено, но только то, что в последние дни восстанут такие развратители, как Ианний и Иамврий, и покусятся превращать истину, но не преуспеют совершить свою злобу, истина над ними восторжествует, и безумие их явлено будет всем человекам.

 

Старообрядец: Из всего вашего со мною собеседования я примечаю, что вы на скончание века никаковых скорбных и печальных для церкви событий не предполагаете.

 

Я ответил: Ошибочно вы меня поняли. Я верую, что предреченные Господом и Его Апостолами беды, гонения и рати от еретиков и от предтечей антихристовых придут на церковь, а паче от самого антихриста, в котором и чрез которого вся сила сатанина подвигнется на церковь; но при всех усилиях злых людей, еретиков и самого антихриста со слугами его, а паче самого сатаны, действующая во антихристе, церковь пребудет неодоленна, и слава ее не омрачится и величество ее не умалится: созижду церковь Мою, рече Господь, и врата адова не одолеют ей.

Не по оскудении веры и побеждении от врат адовых, но по совершении всех грядущих на нее бед, церковь воинствующая, в великий день явления Господня, примет воздаяние быть церковью торжествующей. Вот мое разумение и упование; а проповедовать в церкви лишение таинств и совершенное в членах её оскудение веры и благочестия, значило бы проповедовать врат адовых над церковью одоление и вечного царства Христова в христианстве paзрушение, что противно евангельскому о церкви и о царстве Христовом обетованию.

* * *

1

Так пишет Гнусин в толковании на 105-е слово преподобного Ефрема. Посему-то странники, насмехаясь над прочими беспоповцами, и говорят: для нас стал антихрист добрый, – разрешает вам строить молельни!

2

О внезапности Господня пришествия сказует св. Апостол Павел в первом послании к Солунянам зач. 271, что оно внезапно будет неверным, а верным не будет внезапным: «А о летех и о временех, братие, не требе есть вам писати. Сами бо вы известно весте, яко день Господень яко же тать в нощи, тако приидет. Егда бо рекут мир и утверждение: тогда внезапу падет на них всегубительство, яко же болезнь во чреве имущей, и не имут избежати. Вы же братие, несте во тьме, да день вас яко же тать постигнет: все бо вы сынове света есте и сынове дня: несмы нощи, ниже тьмы. Тем же убо да не спим якоже и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Спящие бо в ночи спят, и упивающиеся в ночи упиваются. Мы же, сынове суще дня, да трезвимся, облекшиеся в броню веры и любви, и шлем упования спасения».


Источник: Павел Прусский, архимандрит [Леднев]. Беседа архимандрита Павла с старообрядцем о власти антихриста. - Изд. 2-е. - М. : Изд. Братства св. Петра митрополита : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1896. - 31 с.

Вам может быть интересно:

1. Дружеские беседы двух старообрядцев, старца и юного, о их религиозном положении архимандрит Павел Прусский

2. Беседы о пьянстве архиепископ Евсевий (Орлинский)

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Катихизические беседы. Часть 2-3. Объяснение молитвы Господней, изречений Господних о блаженстве и десяти Заповедей Закона Божия протоиерей Сергей Садковский

5. Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь» Софья Сергеевна Куломзина

6. Судьбы христианства и мира. Беседы в продолжение последней недели Великого поста епископ Иоанн (Соколов)

7. Беседа с государем наследником, цесаревичем, великим князем Николаем Александровичем протопресвитер Василий Бажанов

8. Голос из Америки: к вопросу о сближении англиканства с Православием профессор Василий Александрович Соколов

9. Поучение священному чину и причетникам патриарх Никон (Минин)

10. Памяти прот. А. В. Мартынова, проф. богословия Московского Сельскохозяйственного института профессор Николай Александрович Заозерский

Комментарии для сайта Cackle