Азбука веры Православная библиотека архимандрит Павел Прусский (Леднев) Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями

Краткие известия о существующих в расколе сектах, об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями

Источник

Содержание

Предисловие

О первоначальном появлении раскола и первоначальных его учениях I. Собор 1666 и 1667 гг.; его значение для раскола О разделении раскола на частные секты I. Поповщинские секты 1. Беглопоповщина, составляющая первобытный вид поповщины 2. Дьяконовцы 3. Лужковцы 4. Поповцы, управляемые уставщиками 5. Поповцы, приемлющие Австрийскую, или Белокриницкую иерархию. 6. Противоокружники 7. Окружники II. Беспоповщинские перекрещенские секты Общие замечания о перекрещенских сектах 8. Федосеевцы Разделение между ними и поморцами 9. Аристовы Их выделение из федосеевцев в особую секту Новые перемены в федосеевстве Замечание о вредном влиянии на нравственность федосеевского безбрачного положения 10. Титловщина 11. Польские Федосеевцы 12.Рижские Федосеевцы. 13. Тропарщики 14.Даниловцы полубрачные 15. Филипповцы 16. Филипповцы орловские 17. Филипповцы нечадородные (и чадородные) 18. Филипповцы, не молящиеся с приглашенными 19. Брачные беспоповцы, т. е. приемлющие браки 20. Бабушкины, или Самокрещенцы 21. Рябиновцы 22. Дырники 23. Средники 24. Мелхиседеки 25. Самовосхитители архиерейства 26. Странники, или Бегуны 27. Странники-безденежники 28.Странники брачные 29. Странники иерархиты III. Беспоповские неперекрещенские секты 30. Глухая Нетовщина, или по Спасову согласию 31. Нетовцы поющие 32. Нетовцы-отрицанцы Замечание о мельчайших сектах Общее суждение о расколе и раскольнических сектах. О деятельности и цели старообрядчества  

 
Предисловие

Долговременное пребывание в расколе именуемого старообрядчества доставило мне довольно случаев встречаться и беседовать с различными, различных сект учителями. Посему я возъимел намерение, сколько возможно и насколько знаю, описать существующие в расколе секты и описать кратко, дабы читатель, не отягощая своего внимания подробностями, мог получить, в сжатом изложении, надлежащее понятие о расколе, об учениях и убеждениях, о нравах и порядках, или обрядах именуемых старообрядцев. Вместе с сим я почёл необходимо нужным показать возникновение каждой секты в расколе, – которая от которой возникла, и по какой причине,– предварительно же сказать о первом возникновении раскола в русской церкви и первоначальных его учениях, ибо здесь общее всех раскольнических сект основание. Указав главные, первоначально принятые и доселе содержимые расколом во всех почти сектах, пункты учения, я уже не буду иметь надобности снова исчислять их, как общие всем, говоря об отдельных сектах, а буду указывать только то, что составляет их частные особенности.

Прошу читателей не принимать моего труда за полное изложение истории раскольнических сект и содержимых ими учений, особенно же не искать в нём каких-либо ученых исследований по разным источникам и книгам: я пишу преимущественно по моим личным наблюдениям и воспоминаниям, излагаю преимущественно то, что знаю из живых сношений с старообрядцами разных сект, ничего не утаивая и ничего не прибавляя. Полагаю, что такие „известия“ не только полезны будут для всех вообще читателей, желающих иметь надлежащее понятие о столь распространённом у нас расколе, но будут неизлишни и для занимающихся учёными исследованиями о расколе.


Источник: Краткие известия о существующих в расколе сектах об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями / Соч. архимандрита Павла. Изд. 2. - Москва : тип. Э. Лисснера и Д. Собко, 1905. - 84 с.

Комментарии для сайта Cackle