архимандрит Павел Прусский

II. Беспоповщинские перекрещенские секты

Общие замечания о перекрещенских сектах

Прежде нежели буду говорить о каждой перекрещенской секте в отдельности, считаю нужным сделать общие о всех этих сектах замечания.

Перекрещенцы первоначально составляли одно нераздельное общество, содержавшее во всей строгости учение первых вождей раскола о православной церкви,– а именно, что она будто бы под именем Иисуса верует в иного Бога, в крещении молится духу лукавому, под видом креста четвероконечного почитает кумир антихриста, и все другие несправедливые обвинения на церковь, возведённые первоначальниками раскола, и даже ещё многие новые, придуманные ими самими, как это видно из книги беспоповщинского сочинения, называемой „Щит веры“. Здесь насчитано сто тридцать ересей, якобы содержимых церковью, – в том числе положены и следующие: клирики немецкое платье носят (ересь 67-я), нынешние монахи исподния ризы: камзолы, штаны и рубахи носят (68-я), егда бывает погребение у господ, тогда провожают умершего в шляпах и с смоляными факелами и распустя волосы (76-я), в крещении не в восьмой день многажды младенцам имена дают (79-я), и многое тому подобное, что они почитают ересями. Вообще, они признали, что принадлежащие к православной Российской церкви горше всех прежде бывших еретиков, и необходимо нужно крещённых в сей церкви, приходящих к ним, не иначе принимать, как только чрез повторение крещения – чрез перекрещивание, почему всех к их обществу приходящих от церкви Великороссийской, действительно, снова крестят. Тем же судом осудили они и всю вселенскую церковь, яко единомысленную с Российской. И от самых старообрядцев, поповцев и беспоповцев-неперекрещенцев, приходящих к ним, присудили также перекрещивать только за то, что сами они не перекрещивают, приходящих к ним от церкви Греко-российской. Так как они всех приходящих к ним перекрещивают, то и называются перекрещенцами, в отличие от прочих раскольников и от самих беспоповцев тех сект, где приходящих не подвергают вторичному крещению. Беспоповцами же они именуются потому, что не только не имеют епископов, но даже никого от священного сана: ибо они и священников, от православной церкви приходящих к ним, порешили снова крестить, т. е. принимают как мирян.

Перекрещенцы, не имея у себя священства и нигде не находя с собою единомысленных священников, заключили, что священство православное истребилось во всём мире и совершилось акибы последнее всемирное отступление: в этом отступлении признали они явление и царствование в духовном смысле последнего антихриста, учат, акибы антихрист царствует в православной церкви через принятие ею мнимых ересей; а поелику царская власть покровительствует православной церкви, то и в действиях царской власти они видят действия антихриста, почему и богомоление за царя из общей службы, из тропарей и канонов, у них исключено, так как за власть антихриста молиться невозможно. И где в богослужебных книгах положено молиться о царе и победе его на врага, там они положили молиться за всех православных христиан, например в тропаре кресту слова: победы православному царю нашему на супротивныя даруй они изменили и читают так: „победы православным христианам (то есть им, перекрещенцам) на сопротивные (т. е. никонианы) даруй“.

За неимением священства, богослужение, также крещение, исповедь и другие требы совершаются у перекрещенцев простолюдинами, не только мужчинами, но и женщинами; однако же не всякий простолюдин, мужчина или женщина, имеет на то, право, но одни только, по их мнению, получившие на то благословение от их наставников. Благословение это, имеющее значение поставления на священную степень, совершается сицевым образом: на собрании, при большом количестве народа, или, по случаю нужды и потребности, даже при нескольких лицах, хотящий вступить в должность наставника полагает обычные у старообрядцев первые три поклона начала с словами: Боже милостив (два поклона в пояс, а третий в землю), и потом, сотворив молитву Исусову, обращается к наставнику и кланяется ему до земли, глаголя: „благослови отче начал положить“. Наставник на молитву Исусову скажет аминь, а потом отвечает: „Бог благословит“. Тогда поставляемый кладёт полный начал: на Боже милостив три поклона. Достойно есть поклон до земли, слава и ныне, Господи помилуй дважды, Господи благослови, с тремя поклонами, и обычный отпуст: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и проч., который старообрядцы ежедневно говорят, и вставая, и ложась. По окончании отпуста поклоняется к настоятелю, опять сотворив молитву Исусову, и глаголя: „отче, прости Христа ради“. Настоятель отвечает: „аминь, Бог тя простит“. И паки сотворив молитву Исусову, кланяется к другим старшим, также и на все четыре стороны предстоящим, каждый раз творя молитву Исусову, кланяясь и глаголя: „простите мя Христа ради“. Все, которым он покланяется, отвечая на молитву Исусову аминь, говорят: „Бог тя простит“. Потом поставляемый опять полагает обычные три поклона начала с словами: Боже милостив, и, обратясь к старшему настоятелю и сотворив молитву Исусову, глаголет: „Благослови, отче“. Наставник, на молитву Исусову ответив аминь, скажет: „Бог тя благословит“. И таким образом благословенный уполномочивается совершать крещение, исповедь, погребение и соборные молитвы, то есть начальствовать в собрании на службах: он почитается уже благословенным отцом, a не просто отцом. И таковое благословение можно получить только от такого же благословенного отца, а не от простеца: ибо по мнению беспоповцев, первые их настоятели, или отцы таковое благословение на совершение нужных таин получили будто бы от Павла епископа Коломенского и от них оно другопреемственно передаётся другим. И так по их мнению, от лет Павла Коломенского существует у них новая хиротония, не от лет Христа и не от Апостолов ведущая своё начало, и не по уставу апостольскому совершаемая, а какая-то новоизобретённая. По мнению беспоповцев, они из-за новшеств удаляются от православной церкви, а сами вводят такие новости, – придумали какую-то простецкую хиротонию, новую отеческую степень, неслыханную в православной церкви! Притом же, в учении об этой новой хиротонии беспоповцы сами себе противоречат: благословением поставляют на степень наставника, и, однако же поставленному никаких священных действий не поручают, а только то, что по нужде дозволяется действовать каждому простолюдину. И изливается у них эта степень благословения и на жен, которым дозволяют не только в соборе начальствовать, но даже и крестить и исповедовать.

Опишу теперь кратко чины и обряды совершаемых беспоповскими „благословенными отцами“ таинств, треб и богослужений.

а) Оглашение и приготовление к перекрещиванию.

Над желающим приступить к перекрещиванию совершается прежде оглашение, именно он должен положить при наставнике начал, вышеописанный в чине поставления наставников. На сей раз начал имеет только значение прощения в ереси и благословения на четыредесятодневный пост ко крещению: ибо всяк, хотящий перекреститься, должен вынести пост в течение сорока дней, – есть постное, без масла и однажды в день, кроме субботы и недели, а в субботу и неделю дважды и с маслом; при этом должен исполнять следующее правило: кроме церковной службы, на каждый день полагать по триста поклонов в землю, а за немощь в скамейку, с молитвою Исусовой, шесть сот поясных тоже с молитвою Исусовой, и ещё сто поклонов поясных Богородице, – всего тысячу поклонов; a в субботу и неделю полагаются все тысяча поклонов поясные. Во время исполнения поста оглашенный допускается до совокупного моления, но должен стоять позади; а до сообщения в пище и питии, т. е. до совокупного ядения, из единой чаши, – не допускается. От сорокадневного поста пред перекрещиванием освобождаются только опасно больные; но если они выздоровеют после перекрещивания, то должны тогда вышеописанный пост вынести. Больные прежде перекрещивания и младенцы (чрез восприемников) прежде крещения вместо огласительных молитв оглашаются тем же началом, как и здравые приступающие к посту.

Должно заметить, что у беспоповцев многие священнические молитвы и даже таинства заменяются вышепоказанным началом, – в наставники благословляются, или поставляются началом, к крещению оглашаются началом, отлучённые присоединяются началом, кающиеся от епитимии разрешаются началом.

И ещё должно заметить, что, не допуская оглашенных, но еще не перекрещенных, к совокупному ядению, а от совокупного моления их не отлучая, беспоповцы, очевидно, совокупному молению предпочитают совокупное ядение, общение в пище и питии считают важнее общения в молитве.

Некоторые из наставников в объяснение и оправдание этого говорят, что как в древней церкви готовящиеся ко крещению допускались до совокупного моления, но не допускались до причастия св. тайн, так-де и у нас готовящиеся ко крещению до общего моления допускаются, а до совокупного ядения не допускаются. Таким своим толкованием простое вкушение пищи они приравнивают нечестиво к таинству причащения! И не диво, – у беспоповцев перекрещенцев общение в пище и питии имеет большую важность. Если у них кто сделает какое-нибудь великое преступление, то, сожалея о нём, обыкновенно говорят: „ах, христианин что сделал!“ А если кто из них „мирщит“, то есть совокупно ест и пьёт с православными, и сделает подобное преступление, то говорят о нём: „чего было и ждать от него, когда он мирщит!“ За совокупное ядение с православными они таким образом лишают человека звания христианина и не имеют к нему чувства сожаления. Boт в глазах беспоповца сколь тяжек грех совокупного ядения с православными!

б) Чин перекрещивания православных и крещения младенцев.

По исполнении готовящимся к перекрещиванию четыредесятодневного поста, совершается над ним чин крещения. Наставник, по обычном начале, глаголет: за молитв св. отец наших... Трисвятое и по Отче наш тропари дневные. Слава прилучившемуся святому. И ныне Богородичен: Молитвами Господи всех святых и Богородицы. Потом отречение сатаны, обещание Христу и Символ веры трижды. Отрицание сатаны и обещание Христу совершается как положено в старопечатных Потребниках; а запрещения священнические и молитвы огласительные, которые положено говорить пред отречением сатаны и обещанием Христу, все пропускаются, как принадлежащие собственно священнику. Также и по обещании Христу, освящение воды и помазание крещаемого елеем пропускается, а прямо после обещания Христу приходящий крещается в три погружения, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, как показано в Потребнике, и облачается восприемниками в срачицу. Потом читается псалом 33-й: Блажени, имже отпустишася беззакония, трижды. После сего надевают на крестившегося крест с гайтаном и опоясуют. Затем прокимен, Апостол и Евангелие, указанные в чине крещения; поучение новокрещённому и восприемнику, положенное в чину крещения приходящих от ереси. Потом: Ныне отпущаеши, и вместо ектении Господи помилуй сорок. Слава и ныне: Честнейшую. Слава и ныне: Господи помилуй дважды, Господи благослови и отпуст, положенный в Потребнике в чину крещения. Положенные после погружения молитвы, святое миропомазание, омовение св. мира, крестообразное пострижение главы и к тому относящиеся молитвы, всё сие пропускается, как действия, принадлежащие собственно священнику. А когда совершают крещение малограмотные, или же и вовсе безграмотные люди, то всё крещение ограничивается следующим: прочитают, если умеют, Символ веры трижды и потом трижды погружают крещаемого по обычаю; все же прочие действия оставляются. Возрастных перекрещивают в реке, или в озере, в пруде; случается крестят и в кадушке.

Должно заметить здесь, что беспоповцы (а также и поповцы) при крещении, читая Символ веры , исповедуют веру во едину св. соборную и апостольскую церковь. Исповедуя сие при совершении великого таинства св. крещения, какое общество, или какую церковь они исповедуют церковью соборной и апостольской? Их собственные общества не только не имеют свойства и силы Богом созданной соборной и апостольской церкви, но не имеют и вида её, то есть трёх чинов иерархии и полноты семи таинств. А посему их исповедание пред таинством крещения в Символе веры: и во едину св. соборную и апостольскую церковь есть только одно произношение слов без принадлежащего им собственного, подлинного их смысла, и служит им в обличение и осуждение, как находящимся вне „святой, соборной и апостольской церкви“.

в) Чин исповеди.

По обычном начале полагаются четыре поклона с молитвой: Боже очисти мя грешнаго; таже: За молитв св. отец наших, Царю небесный, Трисвятое, Отче наш и Господи помилуй 12, приидите поклонимся, псалом 50: Помилуй мя Боже. Потом читаются обычные, в старопечатном Потребнике прежде исповеди положенные, четыре молитвы священнические, здесь же положенные, оставляются. Потом Трисвятое, по 0 т ч е н а ш тропари: Помилуй нас Господи и исповедание веры. Затем наставник читает увещание, положенное в старопечатном Потребнике, чтобы исповедующийся ничего от согрешений не утаил. В этом увещании он именует исповедующегося чадом, а себя отцом духовным. И ещё говорит здесь: „аще кто без покаяния умрет, то недостоит над ним иерею пети, ни приношения зань принести:“ этими словами наставник именует себя даже иереем и приносителем бескровной жертвы. Затем расспрашивает подробно о грехах и, по расспросе грехов, читает „поновление“, положенное в старопечатном Потребнике, то есть общее исповедание грехов. После сего кающийся полагает четыре обычные поклона: Боже очисти мя грешнаго. Потом читается Апостол и Евангелие: Трисвятое, по Отче наш обычные тропари, и отпуст. А молитвы разрешительные, которые должно читать по исповедании, с коими преподаётся разрешение грехов исповеднику, положенные в старопечатном Потребнике, все оставляются. По отпусте исповедник, пад на землю, читает прощение: прости мя отче и благос л о в и м я г р е ш н а г о, всё до конца. Наставник отвечает: Бог простит и благословит. После этого назначает ему, сколько по силе должен помолиться за грехи, и говорит полезное наставление, если искусен в слове. Тем и кончается исповедь.

Итак, в чину исповеди наставник не касается разрешительных священнических молитв и, если кто спросит его: почему он так делает, зачем пропускает все разрешительные молитвы? каждый наставник ответит, что те молитвы дано читать священнику, a eмy не дано. Этим беспоповские отцы ясно свидетельствуют, что они не имеют права разрешать грехи. Слова, которые говорит наставник в разрешении исповеднику: Бог простит, не суть слова разрешающие от греха, а предоставляющие Богу власть разрешения. Их всегда мы говорим друг ко другу и кроме исповеди. Итак, каждый может понять из самого чина исповеди беспоповцев, что она составляет только расспрос грехов и наставление к руководству в жизни, подобно старчей исповеди; а разрешение грехов в ней не совершается. В таинстве же исповеди, по малому Катихизису, совершается именно разрешение грехов от иерея данною ему от Христа властью32. И так как в беспоповщинской исповеди, как мы сейчас видели, сего разрешения не преподаётся, то исповедь сия не есть таинство и пользу кающемуся не приносит, а приемлющего от него покаяние наставника подвергает тяжкой вине. Ибо наставники беспоповские в чине исповеди хотя и не касаются чтения разрешительных молитв, боясь прещения Номоканона, где говорится, что сие дело, то есть не священникам касаться священнических дел, горше есть и самых тех нечистых бесов (Номоканон, напеч. при Потребн. патр. Филарета, лист 715), но самым своим положением, как управляющие целыми приходами, как исповедующие обдержно приходящих к ним и усвоившие себе незаконно прочие священнические действия, подлежат именно сему суду Номоканона.

г) Чин погребения умерших.

Чин погребения умерших у беспоповцев совершается так: на погребении поются все псалмы, тропари и стихиры, положенные в старопечатном Потребнике; также прокимен, Апостол и Евангелие, положенные в чине погребения, читаются на своём месте, но ектении заупокойные и возгласы все пропускаются. Вместо заупокойных ектений поётся по нескольку раз: Господи помилуй, а вместо возгласов заупокойных поётся: слава и ныне, а именно: за первую великую ектению поётся, Господи помилуй 12, слава и ныне; за каждую же из прочих ектений, Господи помилуй 40, Слава и ныне. При этом священнические молитвы: Боже духов и разрешительные все пропускаются. Итак, у беспоповцев чин погребения хотя и торжественно совершается, но самого существенного в погребении, то есть разрешительных молитв, в их погребении не имеется.

Панихиды у беспоповцев так же совершаются, как и погребение: вместо ектений поётся, Господи помилуй постольку же, как и на погребении; вместо возгласов священнических – Слава и ныне; заупокойная молитва: Боже духов, глаголемая на ектениях, вовсе оставляется; но кутия поставляется и наставником кадится33.

д) Чин вечерни, павечерницы, полунощницы, утрени и часов.

Пред начатием вечерни и всякой службы полагается обычный семипоклонный начал без предварительных трёх. Полагать такое начало вместо трёх входных поклонов, прежде того времени полагавшихся, предписано в Иосифовских учебных Псалтырях. У старообрядцев, всех вообще, эти семь поклонов, именуемые началом, как я говорил уже, получили особое новое назначение: им начинается всякое моление, без него никакая молитва не начинается, им же всякая служба и кончается; оно почитается не менее, если не более, начального благословения и отпуста иерейского. И так по положении начала один из старших начинает вечерню, глаголя: За молитв св. отец наших Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Этот стих говорится в начале всякой службы, вместо иерейского возгласа Благословен Бог наш, чтец: Аминь Царю небесный, Трисвятое, после Отче наш, вместо Яко твое есть царство, старший говорит молитву Исусову: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй нас (эта молитва по Отче наш всегда глаголется вместо: Яко твое есть царство) и прочее обычно. По псалме: Благослови душе моя Господа, вместо ектении, поётся: Господи помилуй 12, вместо иерейского возгласа: Слава и ныне. По кафизме, вместо малой ектении: Господи помилуй трижды; вместо возгласа: Слава и ныне. За ектению: Исполним вечерния молитвы наша – Господи помилуй 12: вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается. На конце, вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40; вместо возгласа: Слава и ныне. На отпусте, вместо Христос истинный Бог наш, говорится в просительном виде: Господи Исусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере, – вместо помилует и спасет нас, – помилуй и спаси нас, яко благ и человеколюбец. Таким образом говорятся везде все отпусты. Прочее на вечерни идёт по обычаю.

Павечерница и Полунощница, вместо Благословен Бог наш, начинается обычным стихом: За молитв св. отец наших. По Отче наш, вместо, Яко твое есть царство, глаголется молитва Исусова: прочее все обычно. На конце, по отпусте, вместо прощения Благословите мя отцы и братия, все поклонившись до земли читают молитву: О с л а б и, о с т а в и. Вместо ектении. Помолимся о державном, читается молитва: Ненавидящих и обидящих нас.

Утреня начинается, вместо Благословен Бог наш стихом: За молитв св. отец наших, по Отче наш, вместо якο Твое есть царство – молитва Исусова. За первую ектению пред шестопсалмием: Господи помилуй 9; вместо возгласа: Слава и ныне. По шестопсалмии, вместо ектении Миром Господу помолимся – Господи помилуй 12; вместо возгласа: Слава и ныне. Вместо малых ектений по кафизмах, также после третьей, шестой и девятой песни канона говорят: Господи помилуй 3-жды; вместо возгласов: Слава и ныне. В праздники на утрени говорят прокимны, Всякое дыхание и Евангелие. Пред Евангелием, вместо О сподобитися нам – Господи помилуй 3-жды; Слава и ныне. Премудрость прости, Мир всем, Вонмем не говорят. По пятидесятом псалме, вместо, Спаси Боже люди своя – Господи помилуй 12, и вместо возгласа Милостию и щедротами – молитва Исусова; вместо ектении Исполним утренния молитвы – Господи помилуй 12; вместо возгласа: Слава и ныне. Молитва главопреклонная пропускается; вместо сугубой ектении: Господи помилуй 40, вместо возгласа: Слава и ныне. Первый час читается по обычаю.

Часы начинаются обычным стихом: За молитв св. отец наших. По Отче наш молитва Исусова; на каждом часе, после Честнейшую чтец возглашает: именем Господним благослови отче; наставник: За молитв св. отец... На часах читаются Апостол и Евангелие. Прочее всё по обычаю.

Этот чин и устав своей соборной службы беспоповцы оправдывают уставом в келии иноку, положенным в старопечатной Псалтири со возследованием, где в начале полунощницы вместо: Благословен Бог наш иноку повелевается говорить: 3 а м о л и т в с в. о т е ц , и в начале вечерни вместо: Благословен Бог наш – За молитв Пречистыя ти Матере и святых отец наших, Господи Исусе Христе Боже наш, помилуй нас, аминь; на вечерни по псалме: Благослови душе моя Господа вместо ектении показано говорить: Господи помилуй 12. Но чтобы на утрени пред Евангелием говорить прокимны и Всякое дыхание, того не показано. И инок в келии, совершая службу, ни над кем не начальствует. Сам говорит: За молитв св. отец наших, и сам кончает стих аминем; а беспоповский наставник при совершении службы в собрании, хотя и мнится ничего не восхищать священнического и всё совершать по келейному, отчего не говорит: Благословен Бог наш, и: Яко Твое есть, и проч.; но самым делом начальствуя в собрании, что свойственно только иерею, восхищает недарованную ему власть, а посему и подлежит изложенному в шестом правиле Гангрского собора осуждению: „Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и не радя о церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним пресвитеру, по воли епископли, да будет проклят“ (Корм. л. 58).

Из всего сказанного о том, как совершается служба в собрании беспоповцев, явствует, что беспоповщинские общества не только что лишены даров Св. Духа на совершение всех семи церковных таинств, но даже не имеют дарования и на совершение полное самых ежедневных служб: ибо совершают оные с пропусками всего священнического священнодейства и тем сами о себе свидетельствуют, что их общество лишено полноты даров Св. Духа. а посему и не может составлять Богом созданной с полнотою сих даров святой соборной апостольской церкви.

8. Федосеевцы Разделение между ними и поморцами

Главными начальниками беспоповской перекрещенской секты в начале 18-го столетия были: в Помории, в Олонецких пределах, Данила Викулов, по имени которого и скит беспоповщинский на реке Выге назывался Даниловым Выгорецким монастырём, также братья Андрей и Семён Денисовы, а в Новгородских пределах Феодосий Васильев. О православной церкви они и современные им ученики их имели те же понятия, как и первоначальные вожди раскола, и вообще находились сначала во взаимном согласии. Было у них только некоторое различие в учении о браке. О поженившихся после перекрещивания, также о поженившихся из природных их согласия старообрядцев, они имели одинаковое мнение: браки их не признавали законными и без расторжения брака в своё общество таковых не принимали на совокупное ядение и моление. Но браки поженившихся до перекрещивания Феодосий Васильев называл законными по 72-му правилу шестого вселенского собора, и дозволял таковым пребывать в единодомовном сожитии, допускал их до совокупного моления и ядения; при этом однако же требовал от них обещания на чистое житие, а за чадородие наказывал епитимией, что впоследствии и подтверждено Феодосеевскими статьями. Ещё Феодосий принимал на поклонение крест Христов с надписанием на дщице четырёх литер: [%І҃. И҃. Ц҃. І҃.%], почитая сие надписание за едино с подписанием [%їс҃. Хс.%] Поморские же наставники Данилова скита отвергали и то и другое: браки до перекрещивания венчанных в православной церкви полагали за едино с браками поженившихся после перекрещивания с венчанием в православной церкви, или без венчания, самовольно, о чём Андрей Денисов писал Феодосию Васильеву пространное послание; также и кресту Христову с надписанием на дщице титлы [%І҃. И҃. Ц҃. І҃.%] не допускали поклонения, почитая оную титлу нововведением Никона. И ещё брашно, купленное на торжище, Феодосий Васильев требовал очищать положением поклонов с молитвой Исусовой; а поморские учители не почитали нужным такое очищение. Феодосий Васильев ездил в Поморский Данилов скит уговаривать их, чтобы отказались от сих разномыслий; но Поморцы остались при своём мнении. Из-за этого произошло между перекрещенцами первое разделение: одна беспоповская перекрещенская секта распалась на два толка. Разделение это совершилось 7214 (1706) г. О нём повествуется в житии Феодосия Васильева и в Филипповском Стостатейнике. По преданию повествуется здесь, что когда Феодосий Васильев приехал в Данилов скит и была беседа о кресте с надписанием четырёх литер, означающих положенную Пилатом титлу, тогда поморские настоятели, бия руками по столу, говорили с восклицанием: „нам ваш Назарянин не надобен!“34 Услышав это, Феодосий Васильев с товарищами вышли из обители, разулись и отрясли прах от обуви, говоря: „несть нам с вами части и жребия“. Эта беседа была в отсутствие Андрея Денисова. Узнав об ней, Денисов понял, что она служит не в похвалу Поморцам и не принесёт им ни чести, ни пользы: он поехал вслед за Феодосием, догнал ero и примирился с ним. Но этот мир со стороны Денисова был не искренний; его цель была только прикрыть неудачную беседу поморских учителей с Феодосием; а разделение, продолжалось по-прежнему.

Последователи Феодосия и по смерти его поддерживали его учение. В 7260 (1752) году он на соборе своих старцев35 утвердили поклонение кресту Господню с надписанием Пилатовой титлы, постановили поженившихся до перекрещивания принимать на общественную молитву, при чём, и это главное, таковые браки назвали законными, подтвердили очищение покупаемых брашен и пр.

О кресте с титлами говорится в статье 1-й Федосеевского собора: „Веровати и поклонятися животворящему кресту Христову с надписанием титлы, о славе Исус Христове, еже сице: [%І҃. И҃. Ц҃. І҃.%] или на дщице написанном [%їс. хс҃.%] Заедино почитати и поклонятися; а еже кто не поклоняется таковым крестом, таковаго от церкви отлучать“.

О вступивших в брак до перекрещивания, которых последи привыкли звать „староженами“, говорится в статье 45-й: здесь браки их, в противность поморскому учению, называются законными. А в каком смысле и насколько признаются законными, это можно видеть из того, какому наказанию за тот же самый законный брак подвергаются „старожены“: „а которые законные браки приятны в церковь, и будут детей рождати, и таковых наказывати отцем духовным: за перваго полгода отлучать, за второго год, за третьяго два лета“.– Должно заметить, что отлучению подвергаются супруги, как только обнаружится чревоношение, т. е. в уложении нет наказания за брачное сожитие, но лишь за то, что обнаружилось сожитие чадородием. Значит строгое наказание полагается не за брачное сожитие, а за чадородие.

О покупаемых на торгу брашнах говорится в 6-й статье: „Аще ли по нужде от иноверных доспетое на торгу покупает кто, и за то полагали поклонов 100“.

Есть особая статья (четвёртая) о разделении с заонегами, то есть с Поморцами: „С заонегами разделение иметь, и с ними ни ясти, ни пити, ни на молении стояти, и страдальцев наших прежних учения не хулити. А кто приидет от заонег в наше согласие, да творит поклонов 300 до земли, и заонежскаго учения ему не простирати“.

Но если Федосеевцы с некоторым по-видимому снисхождением судили о поженившихся до перекрещения (староженах) a в этом учении не сходствовали с поморцами, то в отношении к поженившимся после перекрещивания, или природным федосеевцам, т. е. к так называемым „новоженам“, венчавшимся в церкви, или другим каким либо образом поженившимся, они были до крайности строги. Вот некоторые статьи, касающиеся новоженов, изданные их собором 1752 г.

Статья 14. „В бани християнам (то есть федосеевцам) с новоженами отнюдь не входити и из единых сосудов в оскверненной воде с ними не мытися“.

Статья 31. „С новоженом в единой храмине не жити христианом, но в особом. Аще ли начнут жити, и таковых отлучать. Такожде и не стряпать в новоженских домах, и не обедать. Аще ли обрящутся таковии, да сотворят 100 поклонов до земли“.

Статья 32. „Аще ли которые старостию погорблены и не имеют где пристанища, таковым подобает попустить, и на моление их принимать: а сосуды им свои особливые иметь, и со християны им в пищах не сообщатися, и на едином столе с новоженами не ясти, и детей им новоженских не пестовати; аще ли преслушают, да отлучатся“.

Статья 24. „Новоженов младых и старых без роспусту (то есть без развода) на покаяние отцем духовным отнюдь не принимать. Аще ли и старых без роспусту кто приимет на покаяние, отлучать таковаго и с новоженом онем от християн; аще ли обещается отец духовный впредь того не творити, и в том прощение приносит, да сотворит поклонов 300 при соборе“.

Статья 34. „В отлученных домах... новоженских Христа не славить; аще ли обрящутся таковии, да творят 300 поклонов до земли при соборе“.

Статья 42. Новожены аще восхощут к покаянию, разводить их в разныя деревни, и налагать им пост на 6 недель, якоже и ко крещению готовятся “.

Статья 46. „А которые новожены разболятся, и в том их дому без роспусту на исповедь не приимать, и погребения в дому оном не стоять, а другую половину (то есть жену) при погребении в то время непущать, дóндеже исправятся“.

Неразумная строгость Федосеевцев простирается и на невинных детей, прижитых новоженами. Вот что узаконено об них тем же Федосеевским собором 1752 года.

Статья 27. „У новоженов детей крестить с обещанием, чтобы им разойтися, а при смертном часе на християнския руки чтобы отдали младенца; и аще не разойдутся, и над таковыми младенцы погребение не отпевать“.

Статья 29. „ Младенцев здравых у новоженов ни духовным, ни простым людям отнюдь не крестить. Аще ли духовный окрестит здраваго, и таковаго духовника от духовенства отставить, а простого человека отставив отлучить. Аще ли же покаются, да сотворят 300 поклонов до земли“36.

9. Аристовы Их выделение из федосеевцев в особую секту

Изложенные на Федосеевском соборе 7260 (1752) г.; вышеприведённые статьи о новоженах по букве ни кем не были изменяемы до 1809 г. Но когда в 1771 г. Федосеевцы создали в Москве Преображенское кладбище, а также и в Петербурге явились огромные федосеевские молельни, когда в обеих столицах явилось значительное число Федосеевцев37, не польских поселенцев, но коренных московских и петербургских купцов, и отлучать их даже до смерти от общественной молитвы за браки детей, а также и детей у таких не крестить без развода супругов, сделалось на самом деле неудобоисполнимым, да и разорительным для самого согласия, ибо столь строгие правила относительно брака лишали согласие многих его членов, когда притом и возникшее брачное согласие сильно обличало эти невместимые требования: тогда петербургские Федосеевцы на общем собрании, бывшем в 1809 году, подвергли постановления Федосеевского собора 1852 года в некоторых пунктах изменению, а именно в статье 3-й постановили – родителей „новоженов“ по исполнении епитимии, принимать в общение, не требуя от них разделения однодомовного жительства с поженившимися лицами38, и в статье 4-й – у „новоженов», которые не мирщат, позволили детей крестить без развода супругов39.

Эти послабления, сделанные на петербургском собрании 1809 г.; некоторые из Федосеевцев зазрели и принявших оные отлучили от совокупного моления и ядения. Во главе сих ревнителей находился петербургский купец Аристов, содержатель тогда существовавшего одного молитвенного дома, называвшегося по его имени Аристовым: точно также и отделившиеся вместе с Аристовым от прочих Федосеевцев стали именоваться „Аристово согласие“. В сущности это согласие составляют первобытные Федосеевцы (как неокружники – первобытные поповцы австрийского согласия): они требовали исполнения Федосеевских статей, утверждённых собором 1751 г., которые нарушены петербургским собором 1809 г., именно, – что если у которого отца сын оженится, то отец должен с ним поделиться капиталом и жить в особом доме, а без того не должно приимать его в общение, и что если у новоженов родятся дети, не крестить их без развода брака родителей.

Новые перемены в федосеевстве

После петербургского собора 1809 г. Федосеевцы хотя букву статей 1752 г. более не изменяли, научены будучи горьким опытом отделения Аристовых, но на практике с течением времени во многом от преданий своих предков отступили. а именно:

Первое, детей стали крестить и у тех „новоженов“, которые мирщат, то есть совокупляются в ядении и питии со всеми, даже и в молении соединяются с православными.

Второе. „Новоженов“ исповедают без развода, только с некоторыми ухищрениями: одни из наставников, когда исповедают „новоженов“, вместе с ними не молятся; другие совершают исповедь „новоженов“ сидя, а не стоя, так что еслибы кто укорил наставника, зачем он исповедовал „новожена“, наставник мог бы отказаться, говоря: „я его не исповедовал, а только мы с ним побеседовали, он мне рассказал грехи свои, а я ему дал полезные наставления“.

Третье. Христа славят даже и у тех „новоженов“ которые мирщат.

Четвёртое. Больных „новоженов“ при смерти исповедав, принимаю на совокупное моление без развода супругов в разные домы, и другую половину, то есть мужа, или жену, не только допускают присутствовать при погребении, что первыми статьями возбранено, но и в дому у них умершего поминают, так что сделали „новоженам“ все снисхождения, и только не допускаются до совокупного моления.

Такие порядки у Федосеевцев в Москве, в С.-Петербурге и по всему Поволжью, существовали до последнего времени. Однако в 1883 году Федосеевцы собрали в Москве собор наставников со всей России и подтвердили о „новоженах“ статьи прежних своих наставников, изданные в 1752 г.40. Есть ревнители, требующие строгого исполнения сих правил; но в большинстве Федосеевцы и после недавнего собора поступают по прежнему своему обычаю, т. е держатся указанных послаблений. Да, в сущности, и невозможно им от этих послаблений отказаться, а прежние правила содержать во всей строгости. Ибо Преображенское кладбище всеми материальными потребностями содержится от московских купцов, которые все почти „новожены“ и с которыми поэтому нельзя поступать по всей строгости прежних правил, также и пред начальством они служат для Федосеевцев щитом и прикрытием. В сущности у Федосеевцев, по смыслу их основного учения, брака нет, а „новожен“ считается у них публичным блудником, открыто живущим с блудницею, с которою притом на весь век связан обещанием сожительства, как отчаянный грешник; но пред начальством Федосеевцы защищаются „новоженами“, как брак имущие, и обманывая правительство могут говорить: „у нас есть брак; вот у нас купцы все люди женаты”. И так „новожены“ им нужны; не крестить же детей у них и самих их не исповедовать без развода опасно, – пожалуй они все уйдут к приемлющим брак, и в Федосеевстве останутся одни убогие старики, лишённые материальных средств и ничего не значащие в глазах правительства. Вот почему Федосеевцы не исполняют прежних, положенных предками правил о „новоженах“, и несмотря на новое подтверждение их собором 1883 г., многие из наставников, даже подписавшие постановление сего собора, часто отступают от них.

Замечание о вредном влиянии на нравственность федосеевского безбрачного положения

Младенец, воспитывающийся у своих родителей „новоженов“, состоящих в отлучении от общества, отлученных от общения в молитве, пище и питии, не может с отцом своим и матерью вкупе молиться, есть и пить, и невозможно ему сказать родителям: благословите; ибо иначе, сообщившись с ними в молении, ястии и питии, и сам должен будет подвергнуться отлучению. Принужденные таким образом с юных лет смотреть на родителей своих как на публичных блудников, отлученных от церкви, могут ли дети питать в сердце своём и оказывать родителям подобающее уважение? Очевидно, федосеевское учение о всеобщем безбрачии подрывает первые основы семейной жизни, на которой зиждется жизнь общественная и государственная. И когда потом дети Федосеевцев приходят в возраст, общее роду человеческому природное влечение побуждает их вступить в брачное сожитие; но поучению Федосеевцев вступить в брак значит решиться на явное весь век свой любодеяние и осудить себя до смерти на церковное отлучение и на отлучение от совокупного с християны ядения и пития. Решиться на такой поступок кто может без содрогания сердца? И в таком мучительном положении находиться весь век, сколь великое есть бедствие? Отказаться же от брачного сожития, проводить в мире девственную жизнь, не многие могут, по слову Господа: не вси вмещают словесе сего (Мат. зач. 78); а вне брака проводить нечистую жизнь не только пред Богом преступно, но и пред людьми зазорно, и человеку не до конца затмившему совесть крайне тяжко. Столь прискорбно положение Федосеевцев, и каждого старообрядческого общества, отвергающего браки! Отлучившись от св. церкви, прежде будущего суда несут они от Бога страшное наказание. Если бы им было такое наказание, т. е. запрещение брака, от гражданской власти, они вопияли бы, что это наказание тяжчае всякой казни, и все от этого наказания последствия оценили бы в точности; а теперь, сами себя наказуя, и будучи преданы от Бога за своё отступление от святой церкви в неискусен ум творити неподобная, они не разумеют тяжести наказания. Мняся проводить жизнь девственную, они, поправ совесть, предаются большею частью порокам и впадают в тяжкие преступления, которые, однако не почитают тяжким грехом, тогда как законный брак, по их мнению, есть грех непростительный.

10. Титловщина

Известный под этим названием беспоповщинский толк составляют в сущности чистые Федосеевцы: они строго хранят предание Феодосия Васильева о поклонении кресту Христову с надписанием титлы Пилатовой на дщице четырьмя Литерами [%І҃. И҃. Ц҃. І҃., %]тогда как московские Федосеевцы, часто сталкиваясь с Филипповцами, в уважение их, дабы с ними более иметь мира, поклонение кресту Христову с таковым надписанием отложили; также строго наблюдают и другое предание Феодосия – молиться за покупаемое на торжище брашно. От того, что они ревнуют о поклонении креста с титлою и не молятся совокупно с теми Федосеевцами, которые кресту с титлой не покланяются, они получили название „Титловцев“, или „Титловщины“. Титловщина существует в губерниях Новгородской и Петербургской.

11. Польские Федосеевцы

Федосеевцы в губерниях Ковенской, Сувальской, Виленской и Витебской изменили обычные у Федосеевцев правила относительно „новоженов“ на следующие: новопоженившихся они не допускают до общения с собою в молении и в пище, пока у них родятся дети, однако на исповедь их принимают и приношения от них – свечи и ладан – приемлют, и молебны по их прошению поют; а когда у супругов дети родиться не будут, тогда велят им вынести шестинедельный пост (по их выражению „попрощаться в рабы“), и по исполнении поста принимают их в общение, даже дозволяют становиться на крылос; если же по „прощании в рабы“ опять явится чадородие, тогда назначают им снова нести пост. Московские Федосеевцы польских в своё сообщение приемлют не иначе, как только с исполнением шестинедельного поста.

12.Рижские Федосеевцы.

Рижские Федосеевцы отличаются от прочих тем, что в тропарях поминают царя, и браки сводят в молельне с пением, при чём наставник благословляет брачных, говоря: Бог благословит, а по окончании церемонии читает им поучение положенное в Потребнике в чине венчания, где говорит: оженился не согрешил еси41. Потом однакоже наставник отлучает сочетавшихся браком от совокупного моления, пока они „попрощаются в рабы“ и вынесут пост. Впрочем, у них не весьма строго наблюдают, чтобы брачные не молились с прочими в моленной. Московские Федосеевцы и рижских не приемлют в общение без исполнения шестинедельного поста; даже говорят, что их надо бы снова крестить.

13. Тропарщики

Когда в сороковых годах восемнадцатого столетия, по доносу Круглого, что в поморских скитах не молятся Богу за Её Императорское Величество Государыню Императрицу, послана была в Выгорецкий поморский скит комиссия Самарина, тогда Поморцы хотели было сожещися, а не желающим умереть предлагали разбежаться из скитов; но потом их учители стали рассуждать, что произвольное страдание, принятое без законной причины, не может быть спасительно, начали рассматривать писание о молитве за предержащих властей и наконец „положиша, чтобы в тропарях и в кондаках и в стихах, как где напечатано в книгах, Ея Императорское Величество поминать везде“ (См. Ист. Выговской пустыни). Разумеется, они положили поминать царицу не „благочестивою“ и „православною“, как напечатано, но слова эти обходить, или заменять словом: „державный“. Поэтому беспоповцев, молящихся в тропарях за царя, прочие старообрядцы и зовут „тропарщиками“. Надобно впрочем заметить, что этим именем называют более тех старообрядцев, которые в тропарях молятся Богу за царя, а браков не принимают; тех же, которые молятся за царя и приемлют браки, обыкновенно зовут брачными. Тропарщики кроме Поморья есть в Саратовской губернии и в самом Саратове.

14.Даниловцы полубрачные

Название „Даниловцы“ происходит от Данилова скита, где жили братья Андрей и Семён Денисовы. При жизни Феодосия Васильева, в прении с ним, они, как уже сказано, строже Федосеевцев судили о браке, требуя от всех безбрачия; но ещё при жизни Семёна Денисова они стали делать своим скитникам снисхождение, – начали дозволять лицам зазорным сожительство в одной келье. Это было началом снисхождения к брачной жизни; потом в скорости начали поженившихся допускать и до совокупной молитвы. Своё снисхождение к поженившимся они оправдывали тем, что, за неимением священства, всем дают совет проводить безбрачное житие; а если кто женится, без священнического венчания, в этом не их вина, потому что совета на брак они не давали: посему сам брачующийся за это и должен отвечать пред Богом. Такая мысль выражена и в „Щите“, сочинении Даниловского монастыря42. Даниловское согласие имеет своих последователей в Архангельской и Олонецкой губерниях, в Ярославле и по Заволжью – в Ярославской и Костромской губерниях: того же согласия держались в Петербурге беспоповцы, имевшие молельню на Охте, и теперь держатся беспоповцы, принадлежащие к Моховой моленной.

15. Филипповцы

Филиппово согласие именуется так по имени инока Филиппа, который первоначально имел жительство в Даниловом скиту. Когда Даниловцы, вследствие комиссии Самарина, приняли в тропарях, кондаках и стихирах молить Господа Бога за Её Императорское Величество, тогда старец Филипп за это отделился от Даниловцев, соградил свой скит и положил не иметь с Даниловцами общения в богомолии и ядении. По указанию Даниловцев члены Самаринской комиссии отправились исследовать учение и правила старца Филиппа. Филипп от близких к нему людей был уведомлен об этом. Он сделал в своём молитвенном доме изнутри крепкие запоры, наполнил его сухими удобосгораемыми дровами и лучиною. Сюда собралась вся его братия, заперлись и, как только услышали, что комиссия приближается, зажгли удобо возгораемые вещества и предали себя сожжению. И так старец Филипп воочию комиссии со всеми своими скитниками сгорел в лето 7251 (1743).

По имени Филиппа последователи ero учения называют себя „Филипповыми» и „Старопоморцами“, то есть последователями Поморцев, существовавших до принятия тропаря. Филипповы действительно строго держатся правил прежних поморцев: кроме немоления за царя, они ревнуют, как ревновали первые Поморцы, противу поклонения кресту с надписанием на дшице титлы из четырёх [%литер І҃. И҃. Ц҃. І҃.; %]также строго последуют первобытным Поморцам в учении о безбрачии, и ревнуют содержать все обычаи и службы по первопоморскому обычаю. Кроме сего они не покланяются иконе Богородицы „Скорбящим радосте“, потому что явление её совершилось после п. Никона, тогда как все прочие старообрядцы этой иконе покланяются. С Федосеевцами Филипповы имеют совершенное сходство в учении и правилах; но не сообщаются с ними потому, что Федосеевцы московские, хотя ныне также не покланяются кресту с титлою, но не хотят перед ними, Филипповыми, принести прощения за первобытную распрю Феодосия Васильева о сем кресте с поморскими учителями. Филиппово согласие существует в Москве, Петербурге, в Угличе, Кимре, в Одессе и других местах; но от Нижнего по всей Волге его не обретается.

16. Филипповцы орловские

Это согласие Филипповцев первоначально появилось в Орле, потому Филипповцы этого согласия и прозваны „орловскими“. Они отделились от прочих Филипповцев за производимую ими в праздники торговлю и за некоторые изменения в одежде, как-то: за ношение молодыми картузов, модных шапок, больших воротников у тулупов и смазных сапог. Филипповцы стали допускать в этом послабление, а орловские вздумали поддержать прежнюю строгость относительно покроя платья, потому и сделали с Филипповыми разделение. Однако же указанные послабления являются и у них. Общество орловских Филипповцев очень небольшое; есть часть их в Одессе.

17. Филипповцы нечадородные (и чадородные)

В Флипповом согласии первоначально постановлено было приходящих от православной церкви так называемых „староженов“, то есть супругов, поженившихся до перекрещивания, принимать с обещанием на чистое житие: после перекрещивания они были допускаемы на совокупное моление без разлучения однодомовного сожития, но если случится у супругов чадородие, то повелевалось разлучать их от единодомного сожития. Потом, однако же Филипповы приняли от Федосеевых обычай – староженов, то есть поженившихся до перекрещивания, за чадородие не отлучать навсегда, а лишь некоторое время наказывать епитимией, постом и поклонами, и паки приимать в своё общение, не лишая их однодомовного сожития. В селе Кимре (Тверской губ.) наставники Филиппова согласия возревновали против такого нарушения прежнего обычая и требовали от московских Филипповцев, чтобы „староженов“ после чадородия не принимать в общение без разлучения однодомовного сожития. Московские Филипповцы не восхотели исполнить сие требование кимрских, за что и сделалось в недавнее время у Филипповых ещё новое разделение: кимрские московских Филипповцев прозвали „чадородными“, а московские кимрских „нечадородными“.

18. Филипповцы, не молящиеся с приглашенными

У Филипповцев и Федосеевцев есть обычай, когда кто несёт пост к перекрещиванию, то во время поста не допускается таковой к совокупному ядению, до совокупной же молитвы допускается. Против этого обычая – готовящихся к перекрещиванию допускать до совокупной молитвы и восстали некоторые из Филипповцев, требуя не молиться вместе с приглашенными, или готовящимися к перекрещиванию, и за то отделились от прочих Филипповцев и от Федосеевцев. Таким образом явился ещё толк в Филипповщине – „не молящиеся с приглашенными“. Они существуют во Владимирской губернии; но ныне уже в конец оскудевают.

19. Брачные беспоповцы, т. е. приемлющие браки

Отличительное учение брачных беспоповцев состоит в том, что брак и без священнословия может быть законным и может быть почитаем за таинство. Согласие брачных беспоповцев возникло в Москве, и первым проповедником принятого у них учения о браке был Василий Емельянов, современник основателю Преображенского кладбища Илье Ковылину. Василий Емельянов проповедовал, что сила и законность брака заключаются в согласии и обещании жениха и невесты, объявленном при свидетелях, на вечное нераздельное сожитие. Если жених и невеста ниже определённых лет, то есть 25, чтобы им составить брак, то для его составления признаётся необходимо нужным согласие и благословение родителей. Такой брак Василий Емельянов признавал не только законным, но и почитал за таинство. Приемлющие браки за царя молятся Богу в тропарях, как и Даниловцы. В прочем их учение во всём согласно с учением перекрещенцев.

Василий Емельянов ездил в Поморье, в Данилов монастырь, чтобы согласить Поморцев на брачное учение, почитая их близкими к таковому мнению, как допускающих до совокупного моления совокупившихся браком без священнословия. Но Даниловцы оказались твёрдыми в своём мнении, что брак без священнословия не может быть законным, а кольми паче церковным таинством; а что у них допускаются до совокупного моления оженившиеся без священнословия, это, говорили они, делается по снисхождению, ради нуждных обстоятельств. Василия Емельянова за его мнение, что брак без священнословия совершаемый есть таинство, они даже всадили в холодный погреб и там его держали до тех пор, пока он не согласился отречься от своего мнения, что брак без священнословия есть таинство, и дать подписку, что так учить не будет. Василий Емельянов по принуждению хотя и сделал отречение от своего мнения, но внутренно с ним не расстался. Возвратившись в Москву, он пред своим обществом принёс публичное раскаяние в своём вынужденном преступлении, и до конца жизни остался защитником своего мнения о браке. У брачных явились и другие начитанные люди, которые составили многие сочинения в защиту бессвяшеннословных браков и в обличение Федосеевского и Филипповского учения о всеобщем безбрачии. Ревнители брака составили и устав на брачное бессвященнословное совокупление, также особный канон для брачного сочетания. Но с пением этого новосоставленного канона браки немногими совершаются; прочие же все не принимают его, как новосоставленный, а поют на браке молебен Спасу, положенный первого августа. А иные брак совершают следующим образом: поют избранные из Потребника, в чине венчания, псалмы; потом жених и невеста друг к другу произносят обещание, что они один другого поемлют в супружество, и после того меняются перстнями; за тем следуют Прокимен, Апостол и Евангелие, положенные на браке; священнические молитвы и венчание опускаются; вместо ектении – Господи помилуй 40; вместо возгласа Слава и ныне; Честнейшую и отпуст: иже в Кану Галилею пришедый. Затем бывает поздравление новобрачным. Так составляют брак и рижские Федосеевцы43.

В обществе брачных одним из их писателей, Павлом Любопытным, составлена книга „О ключах царствия небесного“; здесь утверждается, что и простолюдины имеют власть вязать и решить грехи; но это мнение разделяется весьма малыми из брачного общества. У них явились также писатели, утверждающие, что Илия и Енох, обличители антихриста, и последний, антихрист, ещё не приходили. Это учение у них воздвигало некоторых ревнителей писать и о молении за царей.

Брачные своими сочинениями противу безбрачных ясно доказали, что девство не есть обдержная заповедь и что, по слову Спасителя, не все могут вместить ero, а потому и проповедовать всеобщее девство противно Божию Евангелию. На основании сказанного Господом: в воскресении ни женятся, ни посягают, они также доказывали, что брак будет существовать до общего воскресения, а потому проповедовать кончину брака прежде общего воскресения также противно Евангелию. Эти доказательства, как основанные на слове Спасителя, тверды и несомненны: ими брачные побеждают противобрачников, и безбрачные пред ними оказываются безответными. Но и безбрачные с своей стороны представляли им сильные доказательства, что брак есть тайна церковная, посему без священнословия совершаемый брак не может быть таинством. Хотя браки неверных и признаются законными, но таинством церковным нигде в священном писании и учении отцов церкви они не называются; а христианину, как сыну церкви, до́лжно принимать брак, как таинство церковное. Противу этих, совершенно правильных, доказательств и брачные в свою очередь не могли сделать твёрдых и ясных возражений. И так обе стороны, одна перед другою, остаются безответными, и обе в своём учении о браке от правильного церковного учения отступили.

Начало беспоповского брачного общества положено было в Москве при так называвшейся Монинской моленной; но здесь, в Москве, это общество подавлено силою и богатством Федосеевцев; а во многих других местах, особенно в низовьях Волги, оно подавляет Федосеевцев, претворяя их в свои члены.

20. Бабушкины, или Самокрещенцы

Перекрещенцы, известные под этими наименованиями, зазрели прочих перекрещенцев за то, что они имеют наставников, управляющих собранием, совершающих исповедь, и что наставники их определяются на паству, как священники, крещение совершают с отречением сатаны и обещанием Христу, с чтением Апостола и Евангелия. Сами же они говорят, что всё это могут действовать только священники, и что ныне подобает только плач, а не соборное пение, да и крещение нужно совершать так, как его в нуждном случае совершают повивальные бабки (бабушки): они, если умеют, прочитав Символ веры , крестят в три погружения, без отречения сатаны, без чтения Апостола и Евангелия. Отсюда это согласие в беспоповщине и называется „Бабушкиным“. А так как они предков, то есть начальных расколоучителей, от лет п. Никона не имеют, а прочих сект крещением возгнушались и первые из них совершили крещение сами над собой: то зовут их ещё „Самокрещенцами“. Прочие беспоповцы-перекрещенцы, совершающие крещение по примеру предков, укоряя Бабушкиных, говорят: „Архангел благовестил Деве Марии о Христе, что царствию Его не будет конца; и по толкованию Феофилакта богоразумию и христианству не будет конца (Благов. от Лук. зач. 3). А вы потомственного крещения от предков не имеете: значит у вас христианство прекращалось, и вы его только возобновили. Этим вы проповедуете царству Христову, то есть богоразумию и христианству, прекращение и конец. А κто проповедует царству Христову конец, такового писание нарицает еретиком“ (Катих. Великий, лист 111 на обор.). Против этого справедливого обвинения Бабушкины, или Самокрещенцы остаются безответными; но и сами они перекрещенцев поражают не менее сильно, говоря: „Царство Христово, то есть богоразумие и христианство, Христом устроено не с одним крещением, а со всеми седмью таинствами и с тремя чинами иерархии; а у нас этой полноты нет: потому и у вас мы не видим вечности царства Христова“. Так сильно перекрещенцы и самокрещенцы одни других поражают, обличая взаимную ложь, и так вообще раскол сам себя обличает в неправде.

21. Рябиновцы

Рябиновцы составляют особый толк в секте перекрещенцев, и именно Самокрещенцев. Они не различают на иконах воображаемое поклоняемое лицо от лиц посторонних, изображаемых по историческому воспоминанию, и потому не покланяются иконам, на которых есть такие изображения посторонних лиц и предметов. Так oни не покланяются иконе Входа Спасителя во Иерусалим, на которой Христос изображается сидящим на жребяти, говоря, что животному не до́лжно покланяться. Они не могут вразумиться и тем доказательством, что когда Спаситель ехал на осле, тогда люди благочестивые покланялись ему, едущему на осле, что поэтому они делают противное Евангельскому повествованию, не поклоняясь изображению Спасителя, едущего во Иерусалим на жребяти. Ещё не покланяются они иконе Воскресения, на которой изображено разрушение ада, – говорят, что тут ад написан, не достойно ему поклонятися. Не покланяются и распятию Христову, если при нём изображены предстоящие воины распинатели, или затмившиеся солнце и луна. Не поклоняются они также иконе Бога Отца. За скудостию икон почти в каждом доме у них имеются восьмиконечные кресты, размером вершков по шести, без изображения на них Христа Спасителя и без всякого надписания; а делают они эти кресты из рябинового дерева, которое предпочитают для ceгo прочим деревам потому, что это дерево, по их мнению, называется в писании певгою, одним из трёх древ креста Христова: отсюда их прозвали „Рябиновцами“, или „Рябиновщиною“; а сами себя они называют „по кресту“, то есть поклоняющимися кресту Христову и без написания плоти Христовой. Они полагают, будто православные кресту Христову, без написания на нём Христова распятия, не покланяются.

Рябиновое согласие распространено по Каме, в Чистополе и около Чистополя. Мне случалось неоднократно с Рябиновцами беседовать.

22. Дырники

Дырники составляют также отрасль Самокрещенцев, или Бабушкиных, с которыми во всём согласны. Различие от них имеют только в том, что утверждают, будто ныне, без священства, некому освятить новописанных икон, а неосвящённому образу Божию акибы не подобает поклоняться; ибо по их мнению св. иконы бывают достойны поклонения только от освящения, а не от воображения первообразного, как то уставлено седьмым вселенским собором. Древнеписанным же иконам, освящённым прежними благочестивыми священниками, не поклоняются потому, что почитают их за осквернённые от обладания еретиками. Потому они и говорят: ныне-де, по нужде, за неимением освящённых икон, нужно только покланяться на восток. А так как к зимнее и в ночное время выходить на молитву вне дома не всегда удобно, равно как по ночам и зимой на восток открывать окно для моления тоже не всегда удобно, а через стену и сквозь окна молиться на восток они почитают грехом: то они обыкновенно делают на восточной стене небольшую дыру и, когда нужно, ототкнув затычку дыры, молятся в неё непосредственно на восток. За это прочие старообрядцы и прозвали их „Дырниками“. Последователи этой секты существуют в различных местностях, но в самом незначительном количестве.

23. Средники

„Средники“ также из числа Самокрещенцев. Они утверждают, что во время Петра Великого, когда переложен был новый год с 1-го Сентября на 1-е Января, в летосчислении от рождества Христова будто бы изменены, или передвинуты и самые дни, так что нынешняя среда была прежде воскресеньем: по сему они среду и почитают за воскресенье и празднуют как день воскресный, а в воскресенье, как в будни, работают, и первый великий день Пасхи также празднуют в среду. От того их называют „Средниками“.

Хотя бы, по их мнению, летосчисление от рождества Христова и было неточно на восемь лет, но летосчисление от Адама и сами они не подозревают в неточности, но считают одинаково с церковью; а ключ альфы, по которому идёт Пасхалия, идёт по летам от Адама, что ясно можно видеть по Пасхалии, положенной в старопечатной следованной Псалтири. Между тем Средники по Пасхалии отступили на восемь лет назад, сами не примечая, что этим они и в летосчислении от Адама восемь лет убавили. Отступивши же восемь лет назад и по летам от Адама, они то число, в которое показана была Пасха того года, приняли за действительное число Пасхи; и так как оно приключилось в среду, то среду они и почли за воскресенье, и так во весь год среда у них пошла за воскресенье. В этом и состоит их ошибка.

Средники существуют в Астрахани и Саратове.

24. Мелхиседеки

Мелхиседеки, как и все прочие беспоповцы, признают, что христопреданное священство прекратилось; но они сознали, что без причастия тела и крови Христовой спастись невозможно, и дабы иметь сие причастие, придумали следующее. Они говорят: „Мелхиседек, царь Салимский, встретивший Авраама, не был поставлен во священники, но приносил же Богу хлеб и вино в жертву. И мы имеем это Мелхиседеково (без поставления) священство: потому и мы также можем укругом хлеба причащаться“. Таким образом, в прямое нарушение слов писания: никтоже сам себе приемлет честь, но токмо званный от Бога, якоже и Аарон (Евр. зач. 311), и в тяжкое оскорбление единого Архиерея по чину Мелхиседекову – Христа Спасителя, они признали себя имеющими Мелхиседеково священство и придумали особый чин приношения бескровной жертвы или причащения. Именно, с вечера пред иконами положат хлеба, целый или укруг, и поставят в чашечке вина, или воды; потом молятся, – вечером вечерню, павечерню, а поутру полунощницу, утреню, часы, – кто как умеет по Уставу, или Псалтири, или по лестовке (а рукой того хлеба не благословляют: „это, – говорят, – дано только хиротонисанному священству, а у нас не хиротонисанное священство, а по чину Мелхиседекову“). И затем того хлеба и вина, или воды причащаются как сущего тела и крови Христовой. За это присвоение себе Мелхиседекова священства их и зовут „Мелхиседеками“. Они существую в Москве и в других некоторых местностях, но в самом малом количестве.

25. Самовосхитители архиерейства

Прусской беспоповской обители монах Иаков, расстроившись с своими собратиями, недавно выехал из Пруссии на жительство в Россию. В Москве он познакомился с одним брачным беспоповским наставником, который тайно держался учения, отвергающего богоучреждённость иерархии, а потому не усвоял значения и вселенским соборам, – говоря: „на вселенских соборах собравшиеся епископы сами себе присвоили высшую власть в церкви, а не от Бога её получили; у Бога мы все равны: потому и нам ныне возможно воздвигнуть священство, можно собраться нескольким человекам и собором одному избранному из своей среды поручить епископское правление, а он может ставить пресвитеров“. Этот беспоповский наставник не имел однакоже последователей, разделяющих его мнения, за исключением нескольких лиц, – он даже старался таить своё мнение, дабы не потерять значения между беспоповцами-перекрещенцами, зная, что мнение его все отвергнут, как непотребное и несогласное с старопечатными книгами; он открывал его только по секрету тем немногим лицам, которые к нему расположены. Монах Иаков, которому он также сообщил своё учение, увлёкся им и захотел осуществить его. Учение беспоповского наставника о возможности установления нового архиерейства он стал публично проповедовать. Наставник и его сообщники, опасаясь обнаружиться пред своим обществом, все отказались от Иакова. Но Иаков нашёл себе последователей в Казани и Уржуме (Пермской губ.). И вот несколько простых мужиков-перекрещенцев общим приговором утвердили быть Иакову епископом, и он принял на себя этот сан. Явилось таким образом в расколе новое самозванное архиерейство. Укоренится ли оно, это покажет время44. Так вот сколько теперь в России старообрядческих иерархий! И все они желают иметь равные права с православной иерархией!

26. Странники, или Бегуны

Странники, или Бегуны составляют отрасль секты самокрещенцев. Они именуют себя „Странниками“ потому, что не признают ныне возможным спасение для живущих в мире, напротив, обязательно требуют, чтобы каждый действительный член из секты прервал всякую связь и с гражданским обществом, то есть не писа́лся в ревизии, не платил государственных податей, не имел паспорта, и находился в странствии, был „Странником“. Отсюда же они получили и название „Бегунов“.

Беспоповцы-перекрещенцы, кроме некоторых исключительных личностей, все утверждают, что последний антихристов приход в мир уже совершился духовно, ересьми, и антихрист уже царствует в мире. И Странники принимают учение, что антихрист уже пришёл в мир; но что он царствует только духовно, этого Странники не приняли: они усмотрели из писания, что антихрист будет чувственный человек, царь. И основавшись на этой мысли, к первой ошибке, что антихрист уже пришёл, приложили вторую, – признали лице антихриста в правительственной российской власти, а потому и отвергли исполнение всех, исходящих от повеления сей власти, гражданских обязанностей, дабы не подчиниться власти антихриста, решили – не писа́ться в ревизии, не платить податей, не иметь паспорта, и проч. Они сделали исключение только относительно денег, хотя и видят на них печать антихриста. Держать деньги они признавали возможным потому, что деньги-де переходят из рук в руки, и не составляют отличительной принадлежности того, или другого лица. Таким образом принять в руки эту, по их мнению, печать антихриста и положить в карман не считают они грехом, и чем более этих печатей приобретают, тем бывают довольнее, хотя в то же время говорят, что сердце их такому приобретению не слагается. Можно по сему судить о совести людей, признающих деньги печатью антихриста и тщащихся о приобретении сих антихристовых печатей.

И так для открытия себе возможности иметь деньги Странники нашли лазейку; но как существовать, или странствовать среди мира, не записываясь в ревизию и не имея паспорта? И на то Странники изобрели средство. Они убедили людей, согласных с их мнением и ещё не прервавших связи с миром, то есть вписанных в ревизию, платящих подати, живущих домами, покровительствовать им, укрывать их в своих домах, в нарочно сделанных на то тайниках, обещая им за то от Бога воздаяние странноприимства. Таким образом Странники и делятся на странствующих и странноприимцев, то есть, по их мнению, на убежавших от антихриста и ещё существующих под властью антихриста. Странноприимцев Странники скоро не перекрещивают в странство, боясь лишиться покровителя, так как после крещения он был бы должен оставить дом, сделаться действительным Странником. Но когда странноприимец заболеет, изготовят кадку с водой и ожидают, чтобы перекрестить его, когда уже будет безнадёжен к выздоровлению.

Странники от всех согласий, даже и перекрещенских, приходящих к ним снова крестят, как находящихся под властью антихриста. Потому-то и заводчик страннической секты, Евфимий, первоначально принадлежавший к церкви, после крещения, полученного у перекрещенцев, ещё снова, в третий раз, сам себя перекрестил. Странники, особенно молодые, странствуя, т. е. жительствуя в одних тайниках мужской пол и женский, при обязательном у них безбрачии, как соблюдают свою нравственность – об этом говорить не мое дело.

Странники делятся на несколько частных толков. Укажу главные.

27. Странники-безденежники

Странники-безденежники почли лицемерством в деньгах не признавать на самом деле той же печати антихриста, которая признаётся в паспорте; при этом они обратили внимание и на неправильное, по их мнению, летосчисление (от Рождества Христова), показанное как на паспорте, так и на деньгах, которое, с принятием паспортов и денег, также пришлось бы принять. Посему они положили, что для спасения неотменно нужно избегнуть и на деньгах находящейся, по их мнению, печати антихриста, т. е. денег не брать (откуда и произошло их название „безденежники“)· Образовав новый толк, они решили сами себя снова перекрестить, и странников-денежников, как приявших печать антихриста, приходящих в их согласие, положили снова перекрещивать.

Но как же без денег удовлетворить житейским потребам, когда притом Странники не особенно расположены лишать себя и житейских утешений?

Образец, как выйти из затруднения, уже был готов. Странники-денежники существуют, благодаря укрывающим их странноприимцам: по тому же примеру поступили и странники безденежники. Сами они не принимают денежной милостыни; но своим странноприимцам поручили принимать её для них и на собранные деньги покупать всё им потребное. Итак Странники-безденежники, сами убегая по их мнению, печати антихриста, своих поручителей и благотворителей просят принимать её и за то их благодарят, как послуживших им Бога ради. Это значит: благодарю, что вместо меня ты принял печать антихристову!

28.Странники брачные

Странники брачные приняли от брачных перекрещенцев их учение о браках и признали дозволительным и в странстве проводить брачную жизнь. В оправдание и образец себе они приводят то, что и в первые века, когда христиане укрывались от гонителей в пустынях, некоторые из них и в пустыне проводили брачную жизнь. Прочие Странники, насмехаясь над ними, говорят: „Посмотрим, как они с малолетними детьми будут в пустыни странствовать! Древние христиане, хотя укрывались в пустынях и с детьми, но имели надежду по прошествии гонения возвратиться в грады и веси; а мы той надежды иметь не можем!“ Однако Странники брачные держатся своих мнений.

29. Странники иерархиты

Некто из Странников-денежников, Никита Семёнов, бывши странническим настоятелем, придумал устроить беспоповскую странническую иерархию. Он написал устав (или статьи, от которых эти Странники называются еще Статейниками), акибы для того, чтобы учредить в страннической секте благочиние и порядок, а в сущности, за тем, чтобы забрать её в свои руки. В уставе положено, что у Странников должен быть один над всеми старший, в роде патриарха, который управлял бы всеми делами Странников, и ему должны все повиноваться. Милостыня, посылаемая от щедрот благотворителей, должна поступать в общую странническую кассу, которая должна именоваться общей церковной кассой, но распоряжаться ею, делить её между Странниками, имеет право только то лицо, которое занимает место патриарха. В разных местах, где есть Странники, должен быть также старший, в роде епископа; но он должен подчиняться распоряжению и суду старейшего, занимающего место патриарха. Наконец в каждой общине должны быть настоятели в роде пресвитера; они должны подчиняться своему старшему, имеющему значение епископа. И так измышленое Никитой Семёновым наставничество у Странников разделено на три чина: одни в роде пресвитеров, другие в роде епископов, и один над всеми в роде патриарха. На должность старейшины всех, в роде патриарха, избран был Никита Семёнов, что заранее и было им подготовлено, ради чего и придумана им вся эта странная иерархия Странников. Когда Странники подписали устав Никиты Семёнова и стали приводить в исполнение, многие из них поняли, что Никита восхищает недарованный ему сан, устроил неосвященную иерархию, а кто недарованное восхищает, тот борется с великим архиереем Христом. И потому многие от общества Никиты Семёнова отделились.

* * *

32

Малый кахизис, лист 36: „Вопрос. Которая есть пятая тайна? Ответ. Покаяние, еже за грехи бывает с сокрушением сердечным во исповедании грехов, с надежею о отпущении, ради излияния честныя крове Сына Божия, и то разрешением священническим, имже сила дана есть от Христа вязати же и решити“.

33

Кстати, сделаю здесь замечание о каждении, совершаемом у беспоповцев. У них употребляется кадильница с ручкой, потому что кадило с цепями они считают принадлежностью священника и диакона. Кадят за службами в указанное уставом время. Каждение совершает или сам наставник, или тот, кому он благословит. У Федосеевцев иконы и предстоящих кадят крестообразно, т. е. сначала проводится кадильницею черта сверху вниз потом поперёк. У Филипповцев же кадящий только подносит кадильницу к иконе и каждому из предстоящих, а кадить крестообразно, по их учению, непосвященным нельзя. И ещё у Филипповцев есть такой обычай: когда наставник подойдёт кадить кого-либо из предстоящих, этот последний должен вынуть из пазухи тельной крест и наставник подносит кадильницу к кресту.

34

Выражаясь так грубо, в пылу спора, Поморцы не приметили, что противоречат тому, что сами поют в восьмом ирмосе первого гласа: „Единаго безначальнаго царя славы Исуса Назарянина поем и превозносим Его во веки“

35

Собор этот обыкновенно называется „польским“ и утверждённые на нём правила – „польскими статьями», „польскими уставами“.

36

Должно помнить, что в приведённых статьях под именем „новоженов“ разумеются не те женатые, которые существуют в обществе беспоповцев, приемлющих браки; приемлющих браки тогда ещё не существовало в тех странах, где составлены статьи; да они к Федосеевцам и не пойдут с прошением о требоисправлении. Здесь разумеются новожены из самих Федосеевцев, держащиеся их учения и поженившиеся.

37

По преданию, когда в Москве не было Преображенского кладбища, тогда Федосеевцев в Москве насчитывали от десяти до двадцати домов; когда же соорудилось кладбище, число их возросло до 12 тысяч.

38

„Аще которые отцы и матери детей своих будут посылати, и иконами их благословляти, для венчания в церкви еретическия. Да притом же, если и таковыя обрящутся в них продерзатели, что от совета их и со иконным благословением, и еще беззаконие к беззаконию начнут прилагати и нечестие к нечестию будут прибавляти: браковенчание оно с музыками и ворганами, с пьянством и плясанием будут провождати, таковых, яко зломерзостных законопреступников и благоверия святаго нарушителей и правоверных христиан соблазнителей, и яко самопроизвольных отступников, от церкви отлучати, а обращающихся с чистосердечным раскаянием три лета пред всем благочестивым собранием, строжайшими епитимиями их наказывати, и дванадесятые праздники им приходити, и пред всем собранием прощение приносити, а ясти и пити им постное и поклонов по 100 на день полагати, а по исправлении (по исполнении) трех летняго наказания, когда приидут к приятию християнскаго совокупления, тогда пред всем собранием и пред каждым христианином просити прощения с поклонением“.

39

„С таковыми с предлогами крестити их подобает: чтоб с миром им не сообщатися, среды и пятки и прочие посты по преданию св. церкви хранити, и немецкаго платья им не носити, и детей своих до совершеннаго возраста воспитывати во благочестии, и ни с миром, ни с собою их в молении и ядении и питии не вмешивати, а по прошествии четырех летняго их возраста приводити их ко отцем духовным на покаяние; и в том брати с них верных и не зазорных в кумовстве поручителей. А если они сего душеполезнаго ими обещания выполняти не будут, то впредь от таковых детей крестити не подобает, а поручителей тех, то есть кумовей, за слабое их наблюдение величайшими их облагати епитимиями“.

40

Постановления Федосеевского собора 1883 года напечатаны в Брат. Слове за 1884 год.

41

У них при венчании поются избранные из чина венчания псалмы, читаются Апостол и Евангелие; но молитв священнических не касаются. Впрочем, об употребляемом брачными беспоповцами чине венчания ниже будет сказано подробнее.

42

Щит веры, ответ 279.

43

См. о них выше, под №12

44

О последователях Иакова недавно (25 февр. 1885 г.) писал мне один вятский миссионер-священник: „Появилась в г. Уржуме новая секта с оттенком лютеранства, которая отвергает хиротонию в смысле епископского рукоположения, а признает оную в смысле народного избрания. С этими сектантами были у нас публичные собеседования“. В Саратове, на беспоповском соборе, состоявшемся в сентябре 1884 г., было рассуждение о лжеучении Иакова и постановлено с ним и его последователями не иметь общения „ни в молитве, ни в ядении и ни в питии“.


Вам может быть интересно:

1. Замечания на книгу "Поморских ответов" – Замечание на 33-ю статью: о девятом часе архимандрит Павел Прусский

2. К материалам для истории Московских соборов 1666-1667 гг. Сергей Алексеевич Белокуров

3. Наши монастыри: к вопросу о секуляризации монастырских земель Сергей Петрович Мельгунов

4. Спиритизм перед судом науки и христианства Михаил Осипович Вержболович

5. Церковная проповедь на двунадесятые праздники. Часть 1 протоиерей Пётр Смирнов

6. О православии в отношении к современности Александр Матвеевич Бухарев

7. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии Борис Александрович Тураев

8. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

9. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев)

10. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle