архимандрит Павел Прусский

Общее суждение о расколе и раскольнических сектах.

После изложенных кратких известий о появлении раскола, о распадении ero на разные секты и о существующих в расколе сектах, не трудно решить и существеннейший вопрос о именуемом старообрядчестве: составляло ли оно в самом своём начале, до разделения на секты, истинную церковь Христову и составляет ли оную какая-либо из сект, ныне существующих в глаголемом старообрядчестве?

И, во-первых, при первоначальном своём отделении от православной церкви, до распадения на секты, составляло ли старообрядчество соборную и апостольскую церковь?

Нет. Старообрядцы отделились не только от российской церкви, но и от всей церкви вселенской, – отделились, не имея у себя собора епископов, и не за какое-либо повреждение церковью догматов веры, чего в церкви вселенской не могло и быть, ибо она есть твёрдая хранительница чистоты веры, но за исправление церковью некоторых обрядов, введённых в России, для восстановления полного их согласия со всею вселенскою церковью. Исправлять обряды, даже некоторые и вновь вводить, вселенская церковь всегда имела и впредь иметь будет полную власть; а старообрядцы признали частные церковные обряды догматами веры, не подлежащими изменению, и изменение, или паче исправление некоторых обрядов, явившихся в русской церкви, приведение их в полное согласие с существовавшими во всей православной церкви, объявили изменением веры, лишением благодати и спасения, и за сие отделились от церкви, произвели раскол. Такою своею проповедью они воспроповедали новое, иное учение о вере, не убоявшись апостольского запрещения: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Галат. зач. 198). Посему, старообрядчество и в первобытном его существовании, когда ещё не распалось на секты, если бы даже имело на своей стороне и нескольких епископов, от которых вело бы свою иерархию (чего однако-же, по устроению Божию, не случилось), не могло бы составлять соборной и апостольской церкви, как отделившееся от церкви вселенской и принявшее новое, противное православию, учение о значении обряда, и тем паче когда отделилось от вселенской церкви и начало существовать, не имея собора епископов, и даже ни единого епископа.

Во-вторых, поповщина, в её первоначальном виде, составляет ли собою соборную и апостольсую церковь?

Нет. Поповцы суть продолжатели раскола, начатого первыми его виновниками, а притом и сами, по существу их учения, ещё более утратили из свойств, принадлежащих православной вселенской церкви. Богом созданная вселенская церковь создана с тремя чинами священства, которых ни менее, ни более быть не может (Благов. Лук. зач. 95 от толкования), и семью таинствами (Катих. стар. Великий и Малый о семи тайнах), чрез кои, по слову Апостола Петра, вся нам божесвенныя силы Его (т. е. Иисуса Христа), яже к животу и благочестию подана разумом призвавшаго нас (Соб. посл. 2, зач. 64). И в таком устройстве церковь должна пребывать вечно, по слову самого Создателя её: созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей (Мат. зач. 66). Беглопоповцы же, признав достаточным окормляться бегствующими от великороссийской церкви иереями, будучи лишены епископского сана, с лишением оного утратили принадлежащую церкви полноту благодатных даров, лишены благодати на совершение таинства хиротонии, освящение св. мира и антиминсов, лишены пастырской власти поручать стадо пресвитерам, почему и пресвитеры их не имеют права на совершение каких-либо священнодействий и таинств. Посему-то общество беглопоповцев, не пребывающее в первой Богом созданной церкви, полноте и целости даров Св. Духа, как некое разрушенное здание, составлять собою Богом созданную вселенскую церковь не может.

В-третьих, общество старообрядцев, приемлющих Австрийскую иерархию, имеющее якобы полноту чинов и таинств, может ли собою составлять Богом созданную, святую соборную церковь?

Не может. Австрийская иерархия не есть иерархия по преемству от Апостолов ведущая своё существование, но возникшая на основании беглопоповства. Господь Спаситель сказал: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе: тако без Мене не можете творити ничесоже. Аще кто во Мне не пребудет: извержется вон, якоже розга, и изсышет; и собирают ю и во огнь влагают, и сгорает (Иоан. зач. 50). И Апостол глаголет: основания иного никтоже может положити, паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (Kop. 1, зач. 128). По сему евангельскому и апостольскому учению не только нужно иметь полноту иерархии, то есть епископов, но иметь оных от Христа чрез Апостолов посредством другопреемственной хиротонии происходящих, и по слову Апостола, на одном основании, еже есть Христос, созидаемых. Австрийская же иерархия есть нововозникшая, существующая только с 1846 года, и от Христа, чрез Апостолов, другопреемства в хиротонии не имущая: посему и не есть на лозе, еже есть на Христе, и, по слову Спасителя, не может творити ничесоже. Ибо Амвросий, от которого Австрийская иерархия ведёт своё начало, переходя в раскол, пресёк свою связь с рукоположившим его патриархом и чрез то прервал преемственность своей хиротонии от Апостолов и чрез них от самого Христа; мнимую силу и благодать своего старообрядческого архиерейства он получил от принявшего его в раскол беглого попа. Таким образом Австрийская, или Белокриницкая иерархия имеет своё основание в Амвросии и беглопоповстве, а не во Христе, чрез другопреемственную от Апостолов хиротонию: посему и не есть на лозе, сиречь на Христе, изростшая, и как таковая Богом созданную вселенскую церковь составлять собою не может.

В-четвёртых. Беспоповцы составляют ли собою Богом созданную св. соборную и апостольскую церковь?

Нет. Не имея священства, беспоповцы при крещении не помазаны св. миром, в исповеди не приемлют разрешения грехов, и на получение вечного живота не причащаются св. таин тела и крови Христовы. А по учению св. церкви, в старопечатных книгах изложенному, без тайны миропомазания „никтоже совершен христианин быти может“ (Катих. Великий. глава 75); без разрешения грехов, которое преподать кающемуся на исповеди „никтоже может, точию православный священник“ (Катих. Малый о тайне покаяния, лист 36), остаётся человек повинным наказанию за грехи; о тех же, кто не приобщается тела и крови Господни, сам Господь с утверждением сказал: аминь, аминь, глаголю вам: аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе (Иоан. зач. 23). По вышеприведённым свидетельствам, все, принадлежащие к беспоповским сектам, вместе с их наставниками, как не помазанные св. миром, ещё не суть совершенные христиане, как не получившие чрез священника разрешение грехов суть повинны во грехах, и как не причащающиеся николиже св. таин не имут живота в себе. А несовершенные христиане, неразрешенные во грехах, неимущии, по слову Христову, живота в себе, значит мёртвые душами, очевидно, Богом созданную церковь с тремя чинами священства и семью таинствами, чрез кои подаётся оставление грехов, освящение и наследие жизни вечной, составлять не могут.

Итак, мы видим, что все именуемых старообрядцев общества, – и каждое в отдельности и все в совокупности, как существовали до разделения на секты, – св. соборную и апостольскую церковь не составляют и составлять не могут. А посему, каждому православному надлежит помнить и исполнять изложенное в старопечатном Великом Катихизисе повеление: „знай прочее добре церковь Божию, и претерпевай в ней до конца вся нападения, соборища же бесовскаго блюдися. Зане и собрание нечестивых обыче такожде нарицатися церковию Божиею; но ты веждь, и бегай от бесовскаго Вавилона, сиречь от сонма злых и нечестивых людей, и приимет тя Господь Бог“ (Бол. Катих. глава 25).


Вам может быть интересно:

1. Простые и краткие поучения. Том 2 протоиерей Василий Бандаков

2. Духовная пища епископ Виссарион (Нечаев)

3. Хроника моей жизни. Автобиографические записки – 1843 г. архиепископ Савва (Тихомиров)

4. Преосвященный Кирилл Наумов, епископ Мелитопольский, бывший настоятель Русской духовной миссии в Иерусалиме: Очерк из истории сношений России с православным Востоком протоиерей Фёдор Титов

5. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Том 2 митрополит Иларион (Алфеев)

6. Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений – О Священном Писании Ветхого и Нового Завета протоиерей Иоанн Смолин

7. Мои дневники. Выпуск 6 архимандрит Никон (Рождественский)

8. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

9. Радость и утешение христианина митрополит Николай (Ярушевич)

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Дионисий Александрийский профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии для сайта Cackle