Источник

15. Разговор со старообрядцем о сказанном в Учительном Евангелии на Неделю всех святых

В 1894 году, в августе месяце, приехали из Сибири в Москву два старообрядца, принадлежавшие прежде к беглопоповщине, а ныне принадлежащие к обществу управляемых уставщиками. Приехали они с той целью, чтобы рассмотреть истину о Церкви, проверив в библиотеках по старописьменным харатейным книгам свидетельства о имени Спасителя и других пунктах, разделяющих старообрядцев с православной Церковью. Приют дан был им, по обычаю, у нас в Никольском монастыре для большего удобства в их разысканиях и собеседованиях с нами. Оказались они людьми любознательными и несколько начитанными. Раз один из них пришел ко мне и попросил разъяснить ему сказанное в Учительном Евангелии на Неделю пятую, всех святых, так как здесь, по его словам, старообрядцы находят свидетельство, или предсказание о том, что священство должно прекратиться и ныне существовать не может.

Я сказал: В этом недельном Евангелии содержится не оправдание старообрядчеству в лишении священства, а осуждение ему, ибо здесь утверждается неодоленность Церкви, которая при всех напастях, ее постигающих, невредимо пребывает в данном ей от Господа устройстве, с полнотой священства и таинств.

Старообрядец просил рассмотреть с ним то место в Учительном Евангелии, на которое ссылаются его собратия. Раскрыли мы книгу и прочитали следующее:

«Во время оно, глаголет Евангелист, в неже своих ученик Христос потопляемых в мори, и страждущих от волн и беды избави. Вшедшу ему, рече, в корабль, последоваша ему ученицы его, и се трус велик бысть в мори, еликоже кораблю покрываему бывати волнами: он же спаше. Единех токмо ученик своих остави Христос последовати ему и видети чудо, еже хотяше сотворити потопляющимся им, да же убо навыкнут ученицы искушения и напасти; да же бо и от знамения сего множае веруют, остави их волноватися. Спит же Христос, да же убоявшеся апостолы уведят свое неможение, и помолятся ему свободити и спасти их от беды. Сего ради и пришедше ученицы воставиша его глаголюще: Господи, спаси нас, погибаем. И рече им: почто страшливи есте маловери? Не рече учеником Христос: невернии, но: маловери. Якоже бо рекоша: Господи, спаси нас, веру показуют; а еже рещи: погибаем, не бяше веры. Сплавающему бо с ними Христу, не подобаше им убоятися и устрашитися. Сего ради и поношает им, яко страшливым, и показует, яко страх и маловерие их приносит беды и напасти. Прежде убо утиши молву душ их; потом же разрешает потопление и молвы воздуха и моря. Востав убо, рече, запрети ветром и морю, и бысть тишина велия. Человецы же удивишася, глаголюще: каков есть человек сей, яко и море и ветри слушают его. Видимое убо человека являшеся; дело же бяше того самого всесильного Бога, о немже глаголет Давид пророк: ты обладавши державою морскою, бурю же вола его ты укрощавши. И паки рече: и ста дух бурен, и вознесошася волны его. Смутишася ученицы и всколебашася, и вся мудрость их погибе, сиречь, хитрость их морская. Сего ради и возопиша ко Господу, и от бед их изведе их: повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны морские, и возвеселишася ученицы, понеже умолкоша, и настави их Христос на пристанище хотения своего. Разумеем и мы, братие, якоже корабль Церковь Христову, в море жития сего обретающуся, и имеющу правителя освященных и верных, иже присно Христа имеют пребывающа с ними; обаче и лютые бури множицею нападают на ню, и тысущия супротивныя волны на святой сий корабль нападают, бесчисленные же напасти, яко распаляемых лукавых дух дивияленство, двизается, к тому самому страху смертному низводящее. Христос же обретеся купно знаемым своим и верующим в онь. Оставляет же множицею страдати им устроением и человеколюбием, якоже подобяшеся дремющему. Егда бо прямо числа воистину молва будет, и конец уже бедам и злу взирает, и ктому плавающим не возможно есть терпение потопа: тогда убо токмо подобает нам притекати ко всесильному и милостивому Богу молением прилежным и теплыми слезами, и вопити к нему и глаголати: востани, векую спиши, Господи, воскресни и не отрини до конца, векую лице твое отвращаеши, и нищету и скорбь нашу забываеши. Востати веде имать Господь вскоре, и всякий страх до конца отженет. Запретити же имать напаствующым, и преложит плачь на благодушие, и тишину и безмолвие прострет, мягкое и не смущаемо и невредимо. Не весьма бо презрети имать милосердый надеющихся нань. Яко же той сам рече пророком: призови мя в день скорби твоея, и избавлю тя, и прославиши мя. Не достизаем бо призывати Бога; и благий предваряет нас милостынями и щедротами, и дает молитву молящемуся, и облак скорби разоряет, и утешает скорбящих, и падшие и расслабленные укрепляет Господь. Никтоже бо тако себе милует, якоже всех нас Бог. Множицею бо преславная и спасеная творит, помавая на человеколюбие своим промышлением, и утешает».

Прочитав это, я спросил старообрядца: Что же в прочитанном свидетельствует о прекращении священства в Церкви Христовой?

Старообрядец ответил: Тут сказано: «егда бо прямо числа воистину молва будет, и конец уже бедам и злу взирает, и ктому плавающим невозможно есть терпение потопа».

Я спросил: Где же тут свидетельство о прекращении священства? Растолкуй, как, по-твоему, надобно разуметь эти слова.

Старообрядец: Когда исполнится число 1666, тогда уже конец бедам и к тому плавание Христова корабля невозможно есть; тогда уже остается только терпеть потоп: какое же тогда священство, какие Тайны могут совершаться тогда?

Я сказал: На что же ты вырвал из полной статьи только эти две строки, а не соединяешь с ними последующей речи, с которой они связаны, и без которой не имеют и полного смысла?

Старообрядец: Какая же тут связь и какое последование?

Я сказал: Вот какая связь: «егда невозможно есть терпение потопа, тогда подобает нам притекати ко всесильному и милостивому Богу молением прилежным... и востати имать Господь вскоре и всякий страх до конца отженет, тишину и безмолвие прострет: не весма бо презрети имать милосердый надеющихся нань». Видишь ли, – здесь дается обещание освобождения от напастей и тишины по укрощении волн. А ты оставил это без внимания, – привел только то, что сказано о напастях и волнах. И потом, – откуда ты взял, или зачем самовольно прибавил в приведенных тобою строках слово лет? Толкователь говорит: «егда бо прямо числа во истину молва будет»; а ты толкуешь: «прямо числа лет». В Благовестном Евангелии говорится не о числе лет, а о числе, или крайнем множестве молвы, т. е. бед. Это соответствует и евангельскому сказанию. Апостолов в корабле постигал конец беды, сиречь приближалось потопление: Учитель, как сказано в толковании, «остави я смутитися, да яве будет сила Его, обычай бо человеком тогда поминати спасшего, егда от великия беды нас измет: сего ради попусти, к концу же бед востави, спасе я». Этому совершившемуся над апостолами чудеси толкователь уподобляет чудо существования Церкви Божией, – кораблю тому, на котором находились апостолы, уподобляет самую Церковь, имеющую «правителей освященных и верных». Заметь, – не одних верных, но и священных правителей. На корабле сем, т. е. в Церкви, он поведает присно сплавающего Христа, – не иногда только сплавающего, а иногда нет,– но присно. На сей-то корабль, т. е. Церковь, как и на тот, на котором плавал Христос с учениками, восстают волны бесчисленные и напасти, приближающие сущих на нем даже к страху смертному. Христос же, хотя и сплавает купно с верующими, но обретается подобно дремлющему, попущает Церкви своей страдать, по устроению человеколюбия, а не по отврщению; и егда уже конец бедам приближается, т. е. корабль церковный близок к потоплению, и мы прибегнем ко Христу, всяко услышит нас и бурю ветров и волнения одним мановением в тишину преложит, как и было во времена таких напастей, какие воздвигались на Церковь от арианства и иконоборства, когда Господь внезапу сии волны прелагал в тишину и безмятежное плавание кораблю церковному. Пойми же, что тут ничего нет оправдывающего старообрядчество в лишении священства и прочих таинств. Если Христос сплавает со старообрядцами на их мнимо церковном корабле, то они не должны бы приити до такого истопления, а пребывали бы с полнотой священства и таинств, как пребывает Церковь православная, которая, несмотря на все волны, восстававшие на нее, сохранена сплавающим с ней Христом неповрежденной. Итак, видишь, указанное тобою место в Учительном Евангелии свидетельствует не в пользу старообрядчества, терпящого потопление, а в пользу православной Грекороссийской Церкви, без потопления среди волн плавающей. Обрати еще внимание на сделанное здесь объяснение слов Евангелия: почто страшливи есте маловери. Толкователь говорит: «Не рече Христос учеником: невернии, но рече: маловери. Якоже бо рекоша: Господи, спаси нас, веру показуют; а еже рещи: погибаем, не бяше веры. Сплавающу бо с ними Христу, не подобаше им боятися и устрашитися. Сего ради и поношает им яко страшливым». Если апостолы, имевшие надежду на Христа и молившие его об утолении волн, поношаются от Него маловервыми, то какого поношения достойны те, которые проповедуют потопление корабля Христова – Церкви Святой, от волн гонения, которые силу мучителей и еретиков признают могущественнее силы Христовой?! Мы же, чада истинной Церкви Христовой, имеем твердое упование на сплавающого с нами Христа, что по Его неложному обещанию: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, корабль церковный ни от каких лютых волн никогда, и при самом даже гонении от последнего антихриста, не постраждет потопления.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle