Источник

19. О Соборном Деянии на Мартина еретика

(Ответ на письмо старообрядца)

Вы просите разъяснить вам об еретике Мартине: «В какое лето он был, и в каком месте производилось соборное суждение на него, и за что».

Вы должны принять во внимание, что о некоторых происшествиях, древле бывших у нас в России, даже самых достоверных, в летописных книгах не было записано. Так, например, о чудеси, бывшем в великом Новегороде от иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Знамение, в летописях не говорится; но событие это не подлежит ни малейшему сомнению, ибо о нем свидетельствуют самые храмы, воздвигнутые в память того чудеси. А с другой стороны, необходимо иметь в виду, что иные сказания, внесенные в наши старопечатные книги, оказываются неточными и неверными, и как таковые опровергаются теми же старопечатными книгами. Например, – об Еремии попе болгарском, еретике, и его сочинениях были ложные сказания, в которых, между прочим, приписывалось ему составление священнического погребения, и сказаниям этим верили сами наши московские древние патриархи. Так, патриарх Иоасаф при издании Потребника, напечатанного в шестое лето его патриаршества, на основании таких ложных сказаний об Еремии болгарском попе, повелел из оного Потребника священническое погребение исключить, а священника отпевать простым мирским погребением. В этом Потребнике, на листе 301-м на обороте, напечатана следующая оговорка, с пометою на поле «зри»: «А поповское погребение оставлено по повелению великого господина святейшего Иоасафа патриарха Московского и всея Руси, потому что это погребение учинено от еретика Иеремии, попа болгарского, а в греческих переводах его нет, такожде и в старых харатейных и в письменных в старых и Малыя России, яже в киевских, нет же, и того ради положено зде в сей книзе погребати священника мирским погребением, и никтоже о сем да соблажняется». А потом патриарх Иосиф, в напечатаниых по его благословению Потребниках, оное, отставленное и опороченное патриархом Иоасафом, поповское погребение паки напечатать повелел, и сим явственно показал, что не признавал оное поповское погребение произведением Еремея попа болгарского, сущего еретика, ибо патриарх Иосиф, если бы признавал его произведением еретика, в Потребниках, при нем изданных, печатать его не повелел бы. Значит, мнение патриарха Иосафа, что священническое погребение составлено будто бы попом Еремеем еретиком, патриарх Иосиф признал неправильным и сказания, на которых оно основывалось, ложными. Однако Иосиф патриарх, за поречение поповского погребения еретическим патриарха Иоасафа не обвинял в ереси и никакого похуления на него за сие поречение не изнес, потому что оно но касалось существа веры. Также и того патриарх Иосиф не испытывал: где и когда оный Еремия поп болгарский, еретик, жил и сочинения свои писал? Это видно из того, что доказательств на то, почему священническое погребение нельзя назвать сочинением этого Еремея попа, никаких он не представил. Значит, он рассмотрел только со вниманием, что в оном погребении ничего еретического нет, и снова ввел его в церковное употребление, невзирая на то, что прежний патриарх считал его произведением еретика.

Так надлежит судить и о соборном деянии на еретика Мартина. Не то нужно испытывать: где и когда оный Собор, судивший Мартина, был? – Но то: нет ли в оном описании соборного деяния какого-либо повреждения догматов веры. А так как повреждения догматов веры, – ни о тройческом таинстве, ни о таинстве домостроительства, – а также и отметания таинств церковных и заповедей Господних в нем не обретается, то исследование о времени и месте, когда и где жил еретик Мартин, когда и где был Собор на него, есть не что иное, как только излишнее любопытство и любопрительство, а никакого существенного значения для суждения о Церкви и православии не имеет. Ведь и о летах Первого Собора Вселенского в летописцах есть различие: одни повествуют, что он был в лето 318-е, а иные – в лето 325-е (Книга о вере, гл. 18, л. 167 на об.).

Посему и вам я советую исследовать то, что неотменно нужно ко спасению, т. е. заботиться о содержании правой веры и о благом жительстве по Господним заповедям; а что служит только к любопрительству и любопытству, о том не испытывать.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle