Источник

27. Размышление на псалом 23-й: «Господня земля и исполнение ее»

В псалме сем пророк Давид, как некий предтеча, предтекий пред Христом, хощет всех научити вере во грядущего Мессию, и дабы удобнее привести поучаемых им к познанию имущего явитися Мессии, постепенно приступает к возвещению о нем, как бы некоей лествцией возводить их на высоту познания. Он опасается внезапу устремить взор наш ко Христу, дабы он, как слабые ко зрению очи, устремленные в солнце, не ослеплен был внезапным осиянием. Посему пророк не абие начинает говорить о пришествии Мессии, но прежде тщится указанием на творения рук Его привести слышателя к познанию Его. Как святой апостол Павел, в Послании к римлянам учить познавать Бога Творца от рассмотрения твари, глаголя: «невидимая бо Его от создания мира, твореньми помышляема, видима суть, и присносущная сила Его и божество» (Рим.1:20), так и пророк Давид начинает свою проповедь о Мессии от миротворения, глаголя: Господня есть земля и проч. Потом, научив слушателя от твари познавать Творца, возводить его на вторую степень Богопознания, – на степень добродетели, требуя быти неповинну руками и чисту сердцем... И не просто поучает добродетели, но, как в немощных, воздвизает ревность к ней обещаниями получить за добродетель милость Божию. После этого уже переходить к поучению их вере во Христа.

Здесь содержится назидание для нас. И мы должны подобно сему поступать, егда проповедуем истину неверующим, – должны не прямо, без всякого предуготовления, говорить о тех предметах веры, которым желаем научить неверующего, но, если дозволяет время, прежде угладить путь к сему поучению, дать вразумление о необходимости покорения слову Божию и о том, что должно иметь благую нравственность, а о вере должно рассуждать беспристрастно, не любопрительно, и тогда уже предлагать ему слово истины.

Обратимся теперь к рассмотрению самого псалма.

Господня земля (Пс.23:1). Сим сказует пророк, что грядущий царь, для которого далее он повелевает взять врата, есть тот, который вначале сотворил небо и землю, как он и в другом псалме глаголет: «того есть море, и сушу руце Его создасте» (Пс.94:5).

И исполнение ея. Сим являет пророк, что все сотворенное на земле, все наполняющее землю, есть дело рук того же Мессии – Христа, о коем он будет говорить далее. А когда все сие есть дело рук Его, то и все добро, все в потребу приемлемо. Эти именно слова из 23-го псалма приводить Апостол Павел во свидетельство, повелевая принимать в пищу все, продаваемое на торжищах: «все, еже на торжищи продаемое, ядите ничтоже сумнящеся, за совесть: Господня бо земля и исполнение ея» (1Кор.10:25, 26); и эти же слова имеет в виду, когда в первом послании к Тимофею обличает удаляющихся от брашен, яко от скверных: «зане всяко создание Божие добро и ничтоже отметно» (1Тим.4:4).

Вселенная и вси живущии на ней. О живущих на вселенной, о человеках, пророк глаголет как о разумной твари, могущей познавать Творца, посему и обязанной благодарить Его и за свое создание и за создание вселенной, ради человека созданной и ему в потребу служащей; и не только обязан человек благодарить Творца, но и творить волю его, как Создателя своего.

Научив таким образом от твари познанию Творца и благодарению Творца, пророк непосредственно после сего возводит ум слушателя, как имущего свободное разумение, к тому, чтобы он познал и себя, – познал, что имеет разумную, свободную и бессмертную душу, а посему уразумел бы, что когда для временного его пребывания Бог уготовал такое ему жилище, как вселенная, то для вечного ему жительства уготовал ему несравненно лучшее обиталище. О сем то обиталище пророк и говорит далее, указуя нам средство, как оного достигнуть.

«Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его» (Пс.23:3). Горою Господнею пророк именует Святую Церковь, созданную Богом в вечное существование. О ней глаголет и Исаия пророк, называя ее также горою: «будет в последния дни явлена гора Господня и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов; и приидут к ней вси язы́цы, и пойдут язы́цы мнози, и рекут: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой, и пойдем по нему» (Ис.2:2–3). Церковь же именует пророк Давид и местом святым, как Божие жилище. Притом сказует пророк, что недостаточно только взыти на гору Господню, но необходимо и стать на месте святем Его, сиречь пребывать неотступно в Церкви Божией.

Потом, в следующих стихах псалма, пророк научает нас способу восшествия на гору Господню и стояния на ней. И здесь он опять соблюдает постепенность, – первое научает способу деятельному, то есть чрез добрые дела восхождению на гору Господню, а потом умозрительному, чрез Богосозерцание, чрез веру во Христа.

«Неповинен рукама и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою и не клятся лестию искреннему своему» (Пс.23:4). Здесь указуется именно деятельный способ восхождения на гору Господню и пребывания на ней, т. е. в церкви Божией. Требуется быть неповинну рукама, то есть не делать того, что воспрещено законом Божиим, руце бо означают деятельность человека; быть чисту сердцем, то есть не только не творить лукавых деяний, но и от сердца искоренять лукавые пожелания. И здесь, в деянии, пророк полагает степени восхождения: первое удаляться от дел законопреступных, потом – не иметь и пожеланий нечистых. Далее – не прият всуе душу свою, то есть требуется ради человекоугодия и мзды не кривить совестью своей, о чем и во псалме 14-м глаголет: «мзды на неповинных не прият» (Пс.14:5); далее – не кляться лестию, то есть с лицемерием, искреннему своему.

Сей приимет благословение от Господа и милостыню от Бога Спаса своего (Пс.23:5). Научив нас и внешнему и внутреннему удалению от лукавых дел и зная, что мы на благое не весьма тщательны, пророк воздвизает в нас усердие к сему удалению обещаниями. что получим за сие благословение от Господа Бога Отца и милость от грядущего Царя славы, Бога Спаса своего.

«Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля» (Пс.23:6). Дабы кто не помыслил, что имея указанные добродетели, он уже все совершил и потому не остановился бы на пути, не взойдя на гору Господню, пророк в предупреждение сего говорит, что таковые еще не достигли на высоту горы Господни, не обрели еще Господа, суть только род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля. Сим показует, что хотя и великое значение имеет добродетель и весьма нужна для достижения горы Господни, церкви Божией, и много требуется труда совершить оную, но ее одной еще недостаточно, чтобы взыти на гору Господню и стать на месте святом Его; нужно и умозрительное восхождение, – нужно не только чрез рассмотрение тварей познать Творца, но и веровать Его домостроительству, принять грядущего спасти нас Христа внутрь сердца верою. Посему пророк, уготовал нас всеми возвождениями, и от твари познанием Творца и добродетелями, абие приводить на самое сретение царя славы, глаголя:

«Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет царь славы. Кто есть сей царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен в брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет царь славы. Кто есть сей царь славы? Господь сил, той есть царь славы» (Пс.23:7–10). Сим двукратным воззванием: возмите врата князи ваши, или, по русскому переводу, «поднимите, врата, верхи ваша», пророк повелевает нам, при всех добродетелях, отложить еще от сердца всякое неверие и всякое недоумение ума о царе славы, и возвещает нам, что тогда, и тогда только, внидет царь славы, тогда только зрением лица Его сподобимся насладиться. Что повелевая взять врата, пророк повелевает именно отложить неверие ума нашего, несомненно веровать в прореченного Сына Божия, сие видно и из слов апостола Павла в Послании к римлянам (Рим.10:4–8): «Кончина закона Христос в правду всякому верующему. Моисей бо пишет правду, юже от закона, яко сотворивый та человек жив будет в них. А иже от веры правда сице глаголет: не речеши в сердцы твоем: кто взыдет на небо? сиречь Христа свести. Или кто снидет в бездну? сиречь Христа от мертвых возвести. Но что глаголет писание? Близ ти глагол есть, во устех твоих и в сердце твоем, сиречь глагол веры, егоже проповедаем: яко аще исповеси усты твоими Господа Иисуса, и веруеши в сердце твоем, яко Бог того воздвиже от мертвых, спасешися». И апостол от лица сумнащихся дает здесь те же вопросы: кто и кто сей грядый? И также повелевает не сомневаться, но веровать во Христа и исповедовать Его: аще исповеси... и веруеши... спасешися. Пророк повелевает только: «поднимите врата верхи ваша», то есть повелевает отвергнуть неверие, и самое сомнение; а вшествие совершит уже сам Господь своею волею, по милости и благоволению к нам. Ибо не глаголет: «введите царя славы», но: внидет царь славы. О сем и апостол глаголет: «Благодатию есте спасени чрез веру; и сие не от вас; Божий дар; не от дел; да никтоже похвалится»(Еф.2:8:9). Что недостаточно одних дел без веры к приятию прореченного царя славы, это явственно доказывается и от евангельского повествования о Захарии, отце Иоанна Предтечи. О нем свидетельствует Евангелие: «беста праведна оба (он и жена его Елисавет) пред Богом, ходяще во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочна» (Лк.1:6). Они жили не так, чтобы одни заповеди сохраняли, а другие нет, но во всех заповедях и оправданиях пребывали беспорочны; и однако же, когда сей великий праведник не оказал веры ангелу, благовествовавшему о рождении предтечи Христова, абие на молчание осудися, и не прежде разрешися от молчания, дóндеже написа на дщице имя отрочате: Иоанн. Посему и Елисавета наипаче ублажает святую Деву за ее веру: блаженна веровавшая. А всем не веровавшим в пришедшего Царя славы изрек осуждение сам Спаситель: «аще не имате веры, яко аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24). Такожде, и во ад сходящу Христу, от сущих тамо затворенных душ на освобождение их требовалось отверстие врат, то есть вера в сошедшего во ад их ради Спасителя. О сем глаголет апостол Петр в первом своем послании (1Пет.3:18): «зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же Духом, о немже и сущим в темнице духовом проповеда». Если проповеда, то от слышавших проповедь требовалась вера проповеданию50. О сем и святой Григорий Богослов в слове за святую Пасху ему же начало «На страже моей стану», – пишет сице: «Если снисходит (Христос) во ад, нисходи с ним и ты, познай и тамошние Христовы тайны: какое домостроительство и какая причина двоякого снисхождения? Всех ли без изъяты спасает, явившись тамо, или одних верующих?» (Тв. св. Григория по русск. перев. ч. 4, стр. 179). Итак, по учению Святого отца, и к сущим во аде относится оное повеление пророка – для спасения их взять врата сердца верою, да внидет царь славы. И далее св. Григорий Богослов пишет: «Если (Христос) восходит на небо, восходи с ним и ты, будь в числе сопровождающих, или сретающих Его ангелов, вели взяться вратам, сделаться выше, чтобы приять Возвысившегося страданием; недоумевающим по причине тела и знаков страданий, без которых снизшел, и с которыми восходит, и потому вопрошающим: кто есть сей царь славы? – ответствуй: Господь крепок и силен, – силен как во всем, что всегда творил и творит, так и в нынешней брани и победе за человечество» (там же). Из сих слов святого Григория Богослова видно, что и ангелам повелевалось сотворить отверстие врать, о чем и в трипесньце, в понедельник седьмой седмицы, глаголется: «врата умная возмите, пророчески вопиет Давид духом»; и паки в трипесньце во вторник тоя же седмицы: «иже со славою ныне восходяй на облацех, кто убо есть, рекоша горнейшия чинове, вопиюще им: врата умная отъимите». Здесь ясно сказуется, что пророк Давид говорит в псалме своем о взятии умных врать. И еще в стихире на Вознесете Господне читается: «Дух же Святый велит всем ангелом его: возмите врата». Итак, и сходящу Христу с небес на землю вопрошают: кто есть сей? И нисходящу во ад паки вопрошают: кто есть сей? И во сходящу на небо такожде вопрошают: кто есть сей? Потому-то у пророка и положено не однократное вопрошение: кто есть сей царь славы? – На каковые вопрошения всем он отвещевает: Господь сил, той есть царь славы.

Этот пророческий глас и ныне повелевает и до дне судного будет повелевать: возмите врата князи ваши, отложите неверие сердца! Ибо и ныне еще многое множество есть неверующих во Христа, глаголющих: кто есть сей царь славы? И ныне еще проповедники, продолжающие апостольское служение, вопиют и должны вопиять к таковым: возьмите врата! Господь сил, той есть царь славы! И не только к неверующим во Христа должно быть обращено слово сие, но и к нашим братиям, именуемым старообрядцам. Ибо и они, хотя веруют во Христа, – веруют, что Он и ад разрушил и Святую Церковь создал со всей полнотой чинов и таинств, и обещался соблюсти ее от врат адовых неодоленной, но к этой вере своей присовокупляют и неверие в силу божественного Его всемогущества, утверждают, что созданная Им Святая Церковь, о которой Он обещал, что врата адова не одолеют ей, аки бы явилась от лет Никона патриарха одоленной, разрушенной, лишенной дарований Святого Духа на совершение таинств, и сим своим проповеданием побежденный Христом ад ставят выше Христова всемогущества; прилагают они неверие и непреложному слову Христа Спасителя: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе. ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:53, 56), ибо не приемлют совершаемого неодоленного вратами адовыми церковью таинства Тела и Крови Христовы. Посему и к ним Святая Церковь вопиет тойже пророка Давида глас: возмите врата князи ваши, и возмитеся врата вечная, и внидет царь славы! Они упорно, с неверием, вопрошают: кто есть сей царь славы, – когда созданная Христом Церковь ныне уже не существует, когда она уже одолена вратами ада и нет в ней ныне святого приношения Тела и Крови Христовой? Но Святая Церковь отвещает к ним гласом того же пророка: Господь крепок и силен... Господь сил, той есть царь славы, – Господь крепкий и сильный как во всем, что творил, так и в нынешней на врата адова брани; посему и аз, созданная Им Церковь, Его всемогуществом, по Его неложному обещанию, пребыла неодоленна, и пребуду таковой до скончания мира: веруйте неложному Его о мне обещанию, и внидет в сердца ваши Господь сил, глаголющий: «ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный» (Ин.6:56); «аще не имете веры, умрете во гресех ваших» (Ин.8:24).

* * *

50

На слова апостола: и сущим в темнице духовом проповеда в толковом Апостоле (л. 172) обретается такое толкование Аммониево: «Вопросил мя есть схоластик Кесарие, сице глаголя: сошедшу во ад Христу, всем ли душам юзы разрушишася? И рех ему: Ей; невозможно бо, сошедшу вояческих царю и мучителю побеждену бывшу, глаголю же смерти, плененых ктому держати. Что же Господь сотвори тамо? Проповеда, рече, якоже на земли, и сущим во аде всем путь, ведущий к небесной жизни, веровавшим во Отца и в его Сына, вочеловечившегося и умерша нас ради и сошедша во ад, и в Духа Святаго, и веровавших возведе с собою, а неверовавших остави доле в первый чин. Таже паки вопросил мя соть: и паки возможно есть сущим во аде покаянием свободитеся? И рех ему: Сей глагол не имать места в пришествии Господни, во время, егда сниде во ад, но прежде еже во ад сошествия Его, и по сошествии, сиречь по воскресении, глаголем место имети глаголемое, еже: во аде кто исповесться тебе. Или паки исповедание к покающимся, о ихже содеяша, исповедающих своя согрешения, место иметь тамо тогда не бысть; просто убо верою спасе Христос во аде веровавших, яко есть писано: проповеда во аде противльшимся Ему человеком, да веровавшия избавит их проповеданием, яко и на земли сый веровавшия свободы первых прегрешений, божественным паки бытием на первый образ паки возводя их».


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle