Источник

28. Размышления при чтении пятидесятого псалма51

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.

Вообразив в уме своем все множество полученных от Бога благодеяний и великое свое преступление, почитая себя недостойным уже прощения, пророк Давид впадает в глубину сокрушения сердечного; но, избегая отчаяния, прибегает к ведомому для него, как для пророка, величеству милости Божией и посему не просто молит Бога: помилуй мя по милости Твоей, но: по велицей милости Твоей. Он как бы так говорит: если бы я не знал всей великой пучины Твоей милости, простирающейся до того, что за грехи наши Ты хощешь предать на смерть Твоего единородного и возлюбленного Сына (что а во многих псалмах предвозвещал), то не возымел бы смелости и надежды прибегать к Тебе с покаянием и просить прощения моему греху; но, знай величество Твоей милости, вопию к Тебе и к Твоему возлюбленному Сыну, нас ради имущему отдать себя на заклание: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей!

И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.

Стоя пред лицом Божиим, зря свои греховные раны и скверны душевные, точно нагий и оскверненный стоя пред лицом Царя Небесного, снедаемый стыдом и раскаянием, пророк обращается к Богу со вторым прошением – не только помиловать его по велицей милости и пощадить от казни, но и очистить его от греховной скверны. Как бы так вопиет он: Господи! я сам на себя не могу взирать, стыжусь сам себя, трепещу, помышляя, как могу в таких нечистотах стоять пред Тобою; но как просил у Тебя помилования, надеясь на Твою великую милость, так, поминая множество щедрот Твоих, еще прошу Тебя очистить беззаконие мое, дабы я мог не срамясь себя стоять пред Тобою. Ибо ино есть помиловать виноватого, освободить его от наказания, и ино есть, по освобождении от казни, еще излиять на него и щедроты. И я прошу Твоих щедрот, – не наград каких-либо ищу, но прошу очистить меня от беззакония моего, чтобы я чисть и непорочен явился паки пред очами Твоими. По множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое!

Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя.

Почему пророк не удовлетворяется прошением о помиловании и очищении греха, но еще просит омовения, говоря: наипаче омый мя от беззакония моего, – сим омовением наипаче очисти грех мой? Знал пророк, что ветхий Закон только объявлял, что есть грех, и за каждый грех полагал наказание, а прощения за грехи не сподоблял, что посему и прощение получить от Закона невозможно, как о сем и апостол глаголет: «писмя убивает, а дух животворит» (2Кор.3:6), то есть ветхий, письменный Закон согрешающих наказывал, убивал, а благодать Нового Завета оживотворяет покаянием умерших грехами. Знал сие пророк и, не имел надежды на очищение от ветхого Закона, предвидя же пророчески очищение грехов Кровию Иисус Христовою, просит себе омовения именно Кровию Христовою: наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя, – очисти Кровию Сына Твоего единородного, о чем далее говорит и еще яснее.

Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Беззаконие мое аз знаю, то есть я сознаю величие греха моего, – сознаю, что всякого достоин наказания, будучи толиких сподоблен благодеяний, таковых удостоясь дарований и оказавшись столь беспамятен и бесблагодарен! И грех мой предо мною есть выну, то есть я буду его памятовать всегда и всегда приносить в нем покаяние. Это и исполнил пророк, на всяку нощь омочая ложе свое слезами своими.

Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих.

Сими словами пророк выражает не то, что согрешил только единому Богу, ибо он ведал, что согрешил и против Урии, любодействовав с его женой и его самого убив, согрешил и против Вирсавии, оскорбив честь ее и убив мужа ее, о чем она весьма рыдала; пророк выражает ту мысль, что так как он царь, то никто не вправе был наказывать его за преступление, и некоторые, как Иоав воевода, даже потворствовали и помогали ему в убийстве Урии. Посему и говорит: Тебе единому согреших, – одному только Твоему подлежу суду и наказанию.

Яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши внегда судити Ти.

Не то глаголет пророк, что он аки бы согрешил для того, чтобы Бог оправдался на суде; но то, что Бог праведен в суде своем, справедливо наказует согрешающих, потому что они достойны того. Сими словами пророк исповедует также, что и на общем всемирном суде праведен будет суд Божий.

Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Не сказал пророк: от беззакония зачат есмь и от греха роди мя мати моя, но: в беззакониих и во гресех, являя сим, что не зачатие и рождение исповедует беззаконием и грехом, ибо зачатие и рождение бывает по Божию изволению и благословению, но имеет в виду грех прародителей, на всех людей простирающийся, и вследствие сего наше во грехах бытие, в котором мы зачинаемся и рождаемся. Так разумеет сии слова и св. Златоуст. А если исповедовать самое зачатие наше и рождение грехом, это будет хула на Содетеля, виновника нашего зачатия и рождения. Посему несправедливо старообрядцы, отвергающие брак (бракоборы), именуют брачное сожитие беззаконием: сим они хулят самого Создателя, не признают промысла Его о сохранении и стоянии рода человеческого, не исповедуют, что Бог есть Вседержитель, что вседержительство Его о браке пребудет до дня общего воскресения, по слову Спасителя: «сподобльшиися век он улучити и воскресение, еже от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети ктому могут: равни бо суть ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове» (Лк.20:35, 36). Не для того пророк упоминает в покаянном псалме своем о зачатии и рождении своем во грехах, чтобы ослабить вину греха, в котором кается, но желая еще более показать тяжесть своего греха: ибо далее прибавляет, что, несмотря даже на зачатие и рождение во грехах, не взирая на эту ничтожность его пред Богом, удостоен был великих Божиих откровений, и о них забыл, впадая в грех прелюбодеяния и убийства.

Се бо истину возлюбил еси: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

То есть как бы так говорит пророк: я, в беззакониях зачатый и рожденный во гресех, столь нечистый и ничтожный, сподоблен от Тебя, Боже, великих дарований: Ты открыл мне великая и тайная премудрости Твоея, – открыл тайну воплощения единородного Сына Твоего ради спасения рода человеческого, обетовал даже, что Он воплотится от моего семени, – и о всех сих великих дарованиях Твоих мне, ничтожному, в грехах зачатому и рожденному, я забыл, в столь тяжкое впадая беззаконие. О, сколь оно велико!

И ты, христианин, вспомни, каких сподобился дарований от Господа, чрез святое крещение очистясь от первородного греха, чрез святое миропомазание сподобясь даров Духа Святого, чрез причащение Тела и Крови Христовых сподобляяся быть стелесником Христу и наследником живота вечного! Аще и ты вознебрежешь о таковых дарованиях, впадая в беззакония, ты должен плакаться паче и Давида, жившего в Ветхом Завете, еще не получившего таковых дарований!

Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.

Признавая грех свой пред Богом тем более тяжким, что при всем своем ничтожестве, зачатый и рожденный в беззакониях, сподоблен был откровения великих таин Божиих и забыл о сих великих благодеяниях, впадая в тяжкий грех свой, посему и покаяние, и слезы, и все труды свои не почитая достойными на очищение сего греха, пророк Давид паки обращается мыслию к искупительной крестной жертве Христовой, просит очистить и омыть его кровью, которая пролита будет на Голгофе: окропиши мя иссопом... омыеши мя! И тут же выражает свою веру, что сим иссопом, сим омовением несомненно очистится, соделается белее снега: окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся! Что говорит пророк о кроплении кровью Христовой, а не Ветхого Завета окроплении, это несомненно, ибо он знал, что Ветхого Завета окропления не очищали грехов, как свидетельствует апостол: «не возможно крови юнчей и козлей отпущати грехи» (Евр.10:4).

Если же пророк, издалече предвидя таинство Тела и Крови Христовых, веровал, что чрез оное очистится от греха и паче снега убелится: то ты, христианин, по искреннем покаянии приступая к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых, тем паче должен твердо веровать, что душа твоя кровью Христовой паче снега убелится от приятия сих Таин, и в них полагать всю надежду твоего спасения, по слову апостола: «кровь Иисуса Христа Сына Его (Божия) очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7); на дела же свои не должен уповать, но иметь их точию как предуготовление ко входу Небесного Царя.

Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.

Так как очищение кровью Христовой пророк приемлет только еще слухом веры, яко не сбывшееся, но хотящее сбытися, то и просит укрепить в нем сию веру, говоря: слуху моему даси радость и веселие, – просить так укрепить в нем сию веру во грядущего Искупителя, чтобы она исполнила радостью все существо его: возрадуются кости смиренныя.

Отврати лице твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти.

Молится пророк, чтобы Господь отвратил лице свое от грех его, т. е. не взирал на грехи его, не поминал их по своему милосердию, аки бы их не было, и крестными страданиями единородного Сына своего очистил все его беззакония.

Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

То есть даруй, чтобы в сердце моем не было ничего греховного и лукавого и чтобы Дух Твой всегда наставлял меня на всяку истину.

Не отвержи мене от лица твоего, и Духа твоего Святого не отими от Мене.

Познавши свое беззаконие, пророк страшится быть отверженным от лица Божия и обнаженным излитых на него даров Духа Святого, посему и просит Бога; не отвержи мене от лица твоего, и Духа твоего Святого не отими от Мене.

Воздаждь ми радость спасения твоего, и Духом владычным утверди ми.

Пророк молил Бога, да не отвержет его от лица своего и Духа своего Святого да не отымет от него; но одной молитвы своей и одного покаяния не считая достаточным на получение просимого, паки обращается к крестной жертве Христовой и ее предлагает в умилостивление, вопия к Богу: воздаждь ми радость спасения твоего. Спасение подается нам крестом Сына Божия, как свидетельствует апостол: «и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасени чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никто же похвалится» (Еф.2:5, 8, 9); и паки: "о Нем же (о Христе) имамы избавление кровию Его и оставление грехов» (Кол.1:14). Сие спасение Божие желая получить, пророк и вопиет: воздаждь ми радость спасения Твоего. И наученный искусом не надеяться на себя, не говорит уже: во обилии моем не подвижуся во век, но просит себе утверждения от всесильного, владычествующего Духа Божия: и Духом владычным утверди мя. Сими словами пророк ясно показует также владычество и всемогущество Духа Святого.

Научу беззаконныя путем твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.

Здесь пророк, обращаясь к Богу, как бы так говорит: когда воздашь мне радость спасения крестом Сына твоего, и всесильным Духом твоим утвердишь меня в добродетели, тогда я предукажу ясно пути твои – вочеловечение, распятие, воскресение и вознесение Сына твоего, и сим путям научу беззаконных, то есть незнающих закона язычников, и нечестивые к Тебе обратятся. Отсюда видно, что пророк и во время самого покаяния своего уже получает Дух откровения, ибо уже пророчествует о будущем обращении языков ко Христу.

Избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего.

Хотя пророк, во извещение милости Божией к нему, и озарился уже светом откровения о путях царствия Божия, но навыкши опытом не надеяться на свои силы, трепетать за свое будущее, страшится, как бы не впасть в горшее беззаконие, и потому просит помощи от Бога, вопия: избави мя от кровей Боже, Боже спасения моего! – Избави мя от убийств, якоже убив Урию; на себя я уже не надеюсь, чтобы впредь того не сотворить; Ты сохрани меня Боже, Боже спасения моего! Ты только мой охранитель!

Возрадуется язык мой правде твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.

Здесь пророк свидетельствует, что когда Господь избавить его от кровей, то есть сохранит от беззакония, то тем самым отверзет уста его, и язык его с радостью будет предвозвещать оправдающие нас страдания Христовы. А если не будет сохранен Богом от падения, если будет жить не сообразно дару пророчества, то не возможет возвещать и хвалу креста Христова, по сказанному им самим: грешнику же рече Бог: векую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими (Пс.49:16).

Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Если бы в Ветхом Завете за такие великие грехи, как прелюбодеяние и убийство, установлены были жертвы и всесожжения, то, говорит пророк, я принес бы Тебе, Боже, всесожжения и жертвы; но всесожжения не благоволиши, то есть в законе Ты не установил всесожжения за такие грехи, установил же за них только наказания, а жертвы повелел приносить лишь ради очищения плотской нечистоты, как-то от прикосновения к мертвецу и проч.

Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Как бы так говорит пророк, обращаясь к Богу: когда Ты всесожжений Ветхого Завета за такие грехи, как мой, не благоволишь, а жертва правды, – жертва, которую Христос принесет на кресте и которая потом всегда будет приноситься в Церкви твоей, жертва, на которую и я возлагаю всю мою надежду, не принесена еще, то остается мне приносить теперь одну только жертву – дух сокрушен, сердце сокрушено и смиренно: их Ты не уничижишь! Говоря так, пророк не хочет сказать, чтобы сия жертва – сердце сокрушенно и смиренно – могла заменить собой жертву правды, которую имел принести за нас Христос, и могла бы очистить его грех, ибо тогда излишне было бы и Христово за нас страдание; пророк показует только, что тогда, в Ветхом Завете, иной лучшей жертвы, кроме духа сокрушенного и сердца смиренного, он не имел, а потому и приносил ее Богу, прося, чтобы Он отвратил лице свое от греха его; очищение же от греха он уповает получить чрез жертву правды, о совершении которой и просит Бога в последующих словах:

Ублажи Господи благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая.

О каком Сионе говорит пророк и созидания стен какого Иерусалима просит у Господа? – Это можем безошибочно понять из указанной далее самим же пророком цели сего моления: тогда, говорит он, благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая. Жертва правды, то есть оправдывающая человека от грехов, в ветхозаветном Сионе не приносилась, – ветхозаветные жертвы очищения от грехов не подавали, а за такие грехи, как прелюбодеяние и убийство, в Законе и не положено приносить жертву, а положено только наказание, как и сам пророк говорит выше: всесожжения (за такие грехи) не благоволиши. И создание стен Иерусалима палестинского не могло способствовать тому, чтобы в нем приносилась жертва правды: в Иерусалиме приносились только установленные ветхозаветные жертвы, не очищавшие от грехов, а наипаче таких, как убийство и прелюбодеяние; и сии ветхозаветные жертвы, установленные Моисеем для приношения в скинии свидения, при Давиде не прекращались, – сам Давид, на гумне Орны, на горе Мориа, принес жертву Богу (2Цар.24:25); посему для приношения жертв Ветхого Завета неимение стен Иерусалима не могло служить препятствием. Ясно, таким образом, что для приношения жертвы правды пророк Давид просит Бога ублажить не ветхий Сион и создать стены не палестинского Иерусалима, но молится о новом Сионе, чтобы Господь ублажил своим благоволением, и о создании стен нового Иерусалима, который обещал создать и создал Господь наш Иисус Христос, глаголя: «созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей», – Иерусалима и Сиона, в которых приносится жертва правды, тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа, очищающая нас от грехов, по слову апостола Павла: «ныне же (в Новом Завете) оправдаеми туне благодатию Его, избавлением еже о Христе Иисусе, егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды своея, за очищение прежде бывших грехов» (Рим.3:24, 25), и по слову апостола Иоанна Богослова: кровь Иисуса Христа Сына Его очистит нас от всякого греха. О приношении сей-то жертвы в новом Сионе и говорит пророк, надеясь и веруя, что окропленный ею очистится, и омытый ею паче снега убелится. Итак, восклицая: ублажи Господи благоволением твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимские, пророк Давид Иерусалимом и Сионом именует Церковь Христову, Святую Соборную и Апостольскую, в которой приносится жертва правды, жертва бескровная, и сею-то жертвой верует и надеется получить очищение своего греха.

Тогда возложат на олтарь твой тельцы.

Тогда, когда будет в новом Сионе, в Церкви Христовой, приноситься жертва правды, жертва Тела и Крови Христовых, она толико воскрылит сердце верующих, что явятся тмы тем мучеников, которые презирая все житие свое, будут умирать за Христа, и возлагаемые на алтарь мучения будут самих себя приносить в жертву Богу.

Христианин! Читая покаянный псалом царя и пророка Давида, поминая, как он, еще в Ветхом Завете, чаял и искал очищения грехов своих будущей, новозаветной жертвой, кровью Агнца непорочна и пречиста Христа, помышляй, коликих благ наслаждаешься ты, принадлежа к Церкви Христовой, в которой выну приносится сия жертва! Возблагодари Бога за сие неизреченное к тебе благодеяние и потщися с верой и усердием искать исцеления твоих духовных язв, оставления и омовения грехов твоих, в сем спасительном таинстве Тела и Крови Христовых! Если жена кровоточивая прикосновением только к краю одежды Христовой удобь получила исцеление: то ты, с верой и покаянием приемля самое тело и самую кровь Христа Спасителя, не наипаче ли получишь исцеление недугующей души твоей?!

* * *

51

Пророк Давид, сын Иессея, от колена Иудова, родился в Вифлееме. Из пастыря овец поставлен в царя Израилю и прежде поставления на царство сподобился Божия свидетельства, яко благ есть (1Цар.16:12), сподобился великих Божиих дарований на пророчество и получил Божие обетование от семени его родитися Христу. Некогда он согрешил грехом великим пред Господом, совершив прелюбодеяние и убийство; но обличен быв Нафаном пророком, покаялся и сложил псалом, числящийся пятидесятым во Псалтири.

Размышления мои на cей пятидесятый псалом я решился изложить по следующей причине. Псалом сей читают всегда и братия наши, именуемые старообрядцы; но не вникают в главнейшее его содержание. Пророк Давид, каясь во грехе своем, еще в Ветхом Завете, прежде принесения на Голгофе все грехи наши очищающей крестной жертвы Христовой, полагал надежду прощения за грех свой не в одном своем покаянии и слезах, но паче в нее спасительной жертве, которую имел принести Христос на кресте, и ради вея просил себе очищения у Бога. А старообрядцы беспоповцы, живя уже по совершении той же жертвы, не в ней полагают надежду на прощение грехов своих, а в своих постах и мотивах. Читая предлагаемые размышления на пятидесятый псалом, не познают ли они свою ошибку?


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle