Источник

29. Размышление на псалом восьмой

«Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся велелепота Твоя превыше небес» (Пс.8:1).

Когда пророк беседовал о времени Ветхого Завета, он говорил: «ведом во Иудеи Бог», а не говорил: по всей земле; «во Израили велие имя Его», а не во всех языцех, не во всем мире; «в Салиме место Его, и жилище Его в Сионе» (Пс.75:2, 3), сиречь там, где иудеи приносят Ему жертву и служат в храме Его. И в прочем мире, во языцех, Творца разумели тогда только от познания твари и только исполнением естественного закона угождали Богу, по свидетельству апостола: «языцы, не имуще закона, естеством законная творят: сии, закона не имуще, сами себе суть закон» (Рим. зач. 82); но и сии настолько умалились среди идолопоклонников, что аки бы не существовали. Когда же пророк, просвещенный Духом Святым, созерцает пришествие Христово, времена Завета Нового, тогда возвещает распространение Богопознания во всем мире, по всей земле, со удивлением вопия: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли! И не только по всей земли простершуюся созерцает он славу Боговедения, но и превыше небес зрит горних чинов, удивившихся снисхождению Бога даже до плоти и воспевающих славу Богоявления: и взятся велелепота Твоя превыше небес, о чем и св. апостол глаголет: «да скажется ныне началом и властем на небесных церковию многоразличная премудрость Божия, по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем., о Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его» (Еф.3:10–12).

«Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Пс.8:2).

Не только сему пророк удивляется, что слава Боговедения распространится по всей земле, что язычники, поклоняющиеся идолам, приведены будут в Богопознание и будут прославлять Творца, но дивится и тому, как и чрез кого совершено будет сие призвание языков к Боговедению: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Ибо для оного призвания к вере всей вселенной избраны Богом младенцы – рыбари, безкнижные, убогие и худородные, о которых сам Спаситель, в благодарении Богу Отцу, изрек: «исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем: ей, Отче, яко тако бысть благоволение пред Тобою (Мф.11:25, 26). И апостол свидетельствует: «буяя мира избра Бога, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, и худородная мира и уничиженная избра Бог, и не сущая, да сущая упразднит» (1Кор.1:27, 28). Во извещение сего чудесного призвания языков в Церковь Христову устами, или проповедью младенцев – рыбарей, совершилось ранее провозглашение хвалы Христу из уст и настоящих младенцев, сиречь по возрасту, сретивших Его с ваиями и ветвми, звавших Ему: осанна, благословен грядый! О чем и сам Спаситель засвидетельствовал архиереям иудейским, указуя на слова псалма: «несте ли чли николиже, яко изо уст младенец и ссущих совершил еси хвалу (Мф.21:16). К вящшему удивлению воспоминает пророк, что род человеческий, чрез преступление первозданного, прельщенного змием, впал в преслушание, отчуждился от Бога, сделался врагом Творца своего, поработился диаволу и осужден на смерть, что посему для освобождения его, для озарения светом Боговедения, для примирения с Богом нужна была победа над диаволом, адом и смертью, которую имел одержать Спаситель наш своей крестной смертью: сие-то неизреченное Божие милосердие созерцая Духом Святым, пророк глаголет со удивлением: враг твоих ради, еже сокрушиши врага и местника. Словом: враг твоих, т. е. Божиих, означает пророк весь род человеческий, который прежде креста Христова был во вражде с Богом; а сокрушенным врагом и местником именует диавола, ад и смерть. Как бы так говорит он, удивляясь милосердию Господа: не ради любимых Тобою разрушишь Ты врага их, что свойственно и человекам, но ради врагов Твоих сокрушиши врага их диавола, победиши ада и смерть. А что мы действительно были враги Богу, прежде креста Христова, и что за нас, врагов сущих, Христос пострадал, принял распятие и смерть, о сем свидетельствует и апостол: «вас, иногда сущих отчужденных и врагов помышленьми в делех лукавых, ныне же примири в теле плоти Его смертию Его, представи вас святых и непорочных, и неповинных пред собою» (Кол.1:21). И паки: «Составляет свою любовь к нам Бог, яко еще грешников сущим нам Христос за ны умре: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся спасемся в животе Его» (Рим.5:8, 10). Помыслите, братие, – если мы, враги бывше, примирены Богу Отцу смертию Сына Его: то как же нецыи думают, что спасенный смертию Сына Божия мир будет предан во власть антихриста!

За сим пророк с удивлением изображает преимущественный пред всеми творениями Божиими промысл Божий о человеке, столь ничтожном в сравнении с прочими творениями:

«Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его» (Пс.8:4–7).

Узрю небеса, т. е. возведу мысленный взор мой к небесам, к миру ангельскому, ибо под небесами пророк разумеет здесь небесные силы, как наказывают и дальнейшие слова его о человеке: умалил еси 'его малым чин от ангел. Узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси, – и духовный и видимый мир, все создания Твои, сопоставлю с человеком, и вижу что он, малейший, недостойный Твоего памятования и посещения, возвеличен Тобою паче всех тварей, сподоблен такого посещения Твоего, какого не удостоены и ангелы, ибо не ангельскому, а человеческому существу ипостасно соединился Сын Божий: что есть человек, яко помниши его? или сын человечь яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Слова сии св. апостол Павел прямо относит к Иисусу Христу, приявшему человеческое естество: а умаленного малым чим от ангел видим Иисуса, за приятие смерти славою и честию венчанна (Евр.2:9). Толкуя сии апостольские слова, св. Златоуст глаголет: «Сия аще и ко общему человечеству рекошася, обаче истовее считаются Христови по плоти. Еже бо вся покорил еси под нозе его, оного паче есть, неже наше. Сын бо Божий ничто же сущия ны посети, еже от нас восприим и сединив себе, всех высочайший быв» (Бес. 4 на посл. к Евр.). Итак, по изъяснению апостола и толкователя его св. Златоуста, во псалме возвещается величие и могущество собственно Христа Богочеловека, но вместе и «общего человечества», Христом искупленного и усыновленного Богу. Толкуя дальнейшие слова Апостола: ныне же не увидим ему всяческая покорена, св. Златоуст говорит: «Да не возмниши, понеже не у покоришася рече, ниже покоритися. Яко убо подобает покоритися, явлено... Аще же вся убо покоритися должна суть, а не у покоришася, не стужи си, ниже смутися. Аще бо убо кончине пришедшей и всем не покорившимся, сия пострадал бы еси, в лепоту бы еси болезновал; ныне же... почто убо смущаешися злостраждай? Не у всем одолела проповедь, не у время совершенно покоритися». Итак, св. Златоуст под покорением всяческих Христу разумеет не то одно покорение, которое последует при втором Его пришествии; но разумеет и имеющее последовать прежде сего страшного второго пришествия чрез всеобщую проповедь Евангелия: ибо, говорит, потому невидим всяческая покорена Ему, что еще «не у всем одолела проповедь»; и значит, егда одолеет проповедь Евангельская, тогда и исполнится слово: вся покори под нозе его. Сие соответствует и слову апостола: «егда исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется» (Рим.11:25, 26).

Потом частнее говорит пророк, какие существа покорятся человеку, или наипаче Богочеловеку.

«Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския, преходящия стези морския» (Пс.8:8–9).

Так как, по Златоусту, покорение всяческих Христу совершится чрез проповедь евангельскую, то духовно, а не в буквальном смысле, следует разуметь и поименованные здесь, покорившиеся Ему, существа. Под овцами разумеются те, о них же Спаситель глаголет: «овцы моя гласа моего слушают» (Ин.10:27); под волами те, о них же апостол глаголет: «да не заградиши устен вола молотяща», прибавляя в объяснение: «еда о волех радит Бог... нас ради написася... аще мы духовная сеяхом вам, велико ли аще телесная ваша пожнем» (1Кор.9:9–11). Ясно, что апостол под волами разумеет здесь евангельских деятелей. Под скотами польскими, или зверями, св. Григорий Богослов, во втором слове на Пасху, разумеет тех, которые «нравами уподобились зверям и недостойны были божественных таинств, и, однако, покоряются евангельской проповеди, оставляя зверонравие». Птицы небесные – те, о нихже глаголет Христос в притче, уподобляя Царствие Небесное зерну горушичному, произросшему в великое древо, в ветвях которого витают птицы небесныя (Мф. зач. 53), сиречь те, по объяснению Благовестника, иже «легки и вперены к вышним разумом».

И заключая псалом свой словами: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли» (Пс.8:10), пророк являет, что не о чувственных овцах и волах, и птицах и рыбах глаголет, но о духовных, по возвождению, покорившихся Христу верою, ибо чудно имя Господне сотворилась по всей земле, когда проповедь Евангелия объяла всю землю, чудно сотворилось не чрез покорение овец и волов человечеству, но чрез покорение Христу всего мира верою в Него, егда вси, – и овцы двора его, и волы, орущии ниву его, и скоты польские, оставившие зверонравные свои нравы, и рыбы морские, уловленные евангельское мрежей, – все прославляют Христа, вопиюще: Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли!


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle