Источник

32. Размышление в день восшествия на Всероссийский престол государя императора Николая Александровича

21-го октября, в день восшествии на престол благочестивейшего и самодержавнейшего государя нашего Императора Николая Александровича, мы коленопреклоненные молились: «Неисчетный в милости Боже наш! Подаждь рабу Твоему, благочестивейшему государю нашему, его же царствовати в нас оправдал еси, благопоспешество Моисеево, мужество Давидово и мудрость Соломонову к славе имени Твоего: молимтися, всесвятый царю, услыши и помилуй!»

Благопоспешество Моисея, изведшего израильтян из Египта, истопившего Фараона с вои его, победившего Амаликову силу в пустыне, и мужество Давида, с каким поразил он Голиафа, всем известны; а в чем состояла мудрость Соломона, о том благопотребно напомнить сказанное в Писании. В третьей книге Царств читаем: «И воста Соломон и иде в Гаваон пожрети тамо. Тысящу всесожжения вознесе на жертвеннице в Гаваоне. И явися Господь Соломону во сне нощию, и рече ему: проси, что хощеши себе. И рече Соломон: Ты сотворил еси с рабом Твоим Давидом, отцем моим, милость велию, якоже ходити пред Тобою истиною и правдою и правым сердцем с Тобою, и сохранил еси ему милость великую сию, еже дати сыну его седети на престоле его, якоже днесь. И ныне, Господи Боже мой, Ты дал еси раба твоего вместо Давида отца моего, и аз есмь отрочищ мал и не вем исхода моего и входа моего. Раб же Твой посреде людей Твоих, ихже избрал еси, людей многих, иже не изочтутся от множества. И даси рабу Твоему сердце смысленно слышати и судити люди Твоя в правде, еже разумевати посреде добра и зла: яко кто может судити людем Твоим тяжким сим? И угодно бысть слово сие пред Господем, яко испроси Соломон глагол сей. И рече Господь к нему: занеже просил еси от Мене глагола сего, и не просил еси от Мене дней многих, и не просил еси богатства, ниже просил еси душ врагов твоих, но испросил еси себе разума, еже слышати суд, се сотворих по глаголу твоему, се дах ти сердце смысленно и мудро... И яже не просил еси, дах тебе, и богатство и славу» (3Цар.3:4–13). Вот в чем мудрость Соломона, – в том, что он просил у Господа не богатства, не славы, не погибели врагов, а сердца смысленного, чтобы судить врученным ему людям в правду, – людям многим, иже не изочтутся от множества, людем тяжким. За сие Господь и превознес его мудростью паче всех человек. За сие даровал ему и то, чего не просил он, – и богатство и славу.

И наш возлюбленнейший государь император, восходя на престол в Бозе почившего великого родителя, выну ходившего пред Богом, как Давид, истиной и правдой и правым сердцем, просит Господа, подобно юному Соломону, не о даровании ему дней многих и богатства, а молит его о помощи для исполнения заветов усопшего родителя – служит благоденствию вверенного ему народа, – народа «иже не изочтется от множества». Своим верным подданным и всему свету объявляет он: «Проникшись заветами усопшего Родителя нашего, приемлем священный обет пред лицом Всевышнего всегда иметь единой целью мирное преуспеяние, могущество и славу дорогой России и устроение счастья всех наших верноподданных. Всемогущий Бог, Ему же угодно было призвать нас к сему великому служению, да поможет нам!»

Молитва нашего благочестивейшего царя возвышеннее молитвы Соломона. Соломон просил только сердца смысленного, чтобы судить людей Божиих в правде, разумевать посреде добра и зла: наш Царь просит у Бога помощи устроить счастье своего народа, преуспеяние, могущество и славу дорогой ему России. Его сердце, в молитве к Богу, так широко раскрывается любовью, что объемлет всех верноподданных, всю дорогую ему Россию. И если молитва Соломона была угодна Богу и Бог даровал ему даже более того, о чем просил он: то тем паче молитва нашего Царя, столь возвышенная и чистая, достойна Божия благоволения. И услышит ее Господь, и дарует Царю нашему по сердцу Его и весь совет Его исполнит.

Так мы веруем и уповаем. Веруем и уповаем наипаче, что просимая юным царем нашим помощь Божия для совершения предстоящего ему царственного подвига будет ему дарована от Бога чрез имеющее совершиться священное венчание и помазание на царство, ибо в помазании святым миром преподаются православным царям именно те благодатные силы, те дары Духа Божия, какие потребны им в их великом служении, и тяжкое иго царствования делают удобоносимым и благоплодным, как удостоверяет нас слово Божие примером Давида, в ранней юности помазанного на царство: «И введе (Иессей Давида), и той чермен (белокур), добрыма очима, и благ взором Господеви. И рече Господь к Самуилу: востани и помажи Давида, яко сей благ есть. И прия Самуил рог с елеем, и помаза его посреде братии его. И ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом (1Цар.16:12, 13).

«Неисчетный в милости Боже наш! Подаждь рабу Твоему, благочестивейшему государю нашему, егоже царствовати в нас оправдал еси, благопоспешество моисеево, мужество давидово и мудрость соломонову, к славе имени Твоего. Молимтися, всесвятый царю, услыши и помилуй!»


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle