Источник

5. Разговор о том, погрешают, или не погрешают именуемые старообрядцы в догматах веры

Вопрошающий. Как судить о старообрядцах, – погрешают они в догматах веры, или не погрешают?

Отвечающий. Относительно самой веры в Бога, то есть во Св. Троицу и воплощение Господне, именуемые старообрядцы не погрешают; разве кто от простоты, или по недоумению скажет о сих догматах что-либо неточное или недостаточное. Но христианин должен веровать не в Бога только, а и Богу, то есть веровать всем обетованиям Божиим, всему домостроительству и всемогущему промыслу Божию. Этой веры старообрядцы не имеют; в этом они погрешают.

Вопрошающий. Где в священном писании говорится, что нужно не только веровать в Бога, но и веровать Богу, или Христу, Сыну Божию?

Отвечающий. Сам Господь во святом Евангелии требует, чтобы мы не только веровали в Него, что Он есть Бог превечный, но и веровали Ему, т. е. всем словесем Его. О вере в Него, что он есть Бог превечный, единосущный Отцу, Он глаголет: «веруйте в Бога и в Мя веруйте» (Ин.14:1), то есть, как во Отца веруете, так и в Меня веруйте, яко есмь собезначален Ему и единосущен. А о вере Ему, о вере святым словесем Его, учит так: «глаголы, яже Аз глаголю вам, о себе не глаголю, Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела; веруйте Мне... за та дела веру имите Ми...» И паки: «аще кто услышит глаголы Моя и не верует, Аз не сужду ему: не приидох бо да сужду мирови, но да спасу мир; отметаяйся Мене и не приемляй глагол Моих имать судящаго ему: слово, еже глаголах, то судит ему в последний день» (Ин.14:10, 11). И паки: «овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (Ин.10:27). Так ясно свидетельствует Господь, что неверующие словесем Его ими и осуждены будут, что по Евангелию будет Господь судить нас; и слушающих гласа Его овцами своими именует, а не слушающих гласа Его исключаете из числа овец своих: «вы несте от овец Моих» (Ин.10:26). Святой Иоанн Златоуст в толковании на послание к колоссаем, в нравоучении 2-м, христианина, верующего во Христа, но не верующего Христу, т. е. не верующего словесем Христовым, именует горшим еллина, – горшим язычника, не верующего во Христа. Почему? «Посему, – говорит, – яко Христа непщуя (т. е. приемля, признавая) быти Бога, не верует яко Богу; оное убо (т. е. еллинское) последование держится нечестия: не непщующему (не признающему) Бога быти Христа, нужда есть ниже веровати (словесем Его); сие же нечестие (т. е. веровать во Христа, но не веровать Христу) ниже последования имать» (стр. 2054).

Итак, верно слово и всякого приятия достойно есть, что нам для вечного спасения необходимо не только веровать во Христа, яко истинного Бога, но и веровать Христу, веровать всем словесем и обетованиям Его, яко непреложно сполнитися имут.

Вопрошающий. Из чего же видно, что старообрядцы не веруют Христу?

Отвечающий. Господь наш Иисус Христос во святом своем Евангелии не только обещал создать Церковь свою, но положил такожде непреложное обетование свое сохранить ее неодоленной от врат адовых: «созижду церковь мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Если Он исполнил первое, то есть создал Церковь свою, и никакие препятствия не могли Ему возбранить того, ни жидовская злоба, ни лютость гонения царей языческих, ни жестокость языческих нравов, но как сказал: созижду, так и исполнил, создал свою Церковь: точно также никто и ничто не может Ему воспрепятствовать исполнить и второе – сохранить созданную Им Церковь неодоленной от врат адовых. Если Он верен и всемощен в первом своем обетовании, в создании Церкви своей: так же верен и всесилен и во втором своем обетовании – соблюсти свою Церковь неодоленною. Но сему-то слову и обетованию Христову старообрядцы не веруют. Чтобы это мог ты видеть яснее, считаю необходимым прежде показать от Священного Писания, какие существенные свойства и силы даны Церкви самим Христом при ее создании, и на что она уполномочена Христом. Первое: Господь даровал созданной Им Церкви все потребные на спасение человеку дары Духа Святого, как о том свидетельствует апостол Петр во втором своем послании: «вся нам Божественныя силы Его к животу и благочестию подана разумом призвавшаго нас» (2Пет.1:3); второе: Святая Церковь создана с различными членами, соответственно различным действиям в ней Духа Святого, потребным для нашего спасения, и все сии различные члены, или уды составляют едино тело, так что при неимении тех, или других членов не составляется тело, как о том глаголет апостол Павел: «якоже бо тело едино есть и уды имать многи, вси же уди единаго тела, мнози суще, едино суть тело: тако и Христос» (1Кор.12:12). Сии слова: тако и Христос, св. Златоуст толкует: «тако и Христово тело, еже есть Церковь... якоже убо, рече, едино нечто есть наше тело, аще и от многих слагается, тако и в Церкви едино нечто вси есмы; аще бо и от многих та слагается удов, но многие сия едино бывает тело» (1Кор. бес. 30, зач. 152). И паки глаголет апостол: тело несть един уд, но мнози. И паки: аще ли быша вси един уд, где тело? И в послании к Римлянам указывает самую потребность различных удов для различного делания: «уды же вси не тожде делание имут» (Рим.12:4). Таким образом, по слову апостола, Церковь Христова есть тело, имущее различные уды, т. е. члены, потребные и назначенные для различных действий, ибо один уд или несколько одинаковых удов не составляют тела и не могут производить потребных для тела деланий: уды же вси не тожде имут делание. Ясно отсюда, что общество не имеющее всех членов, которые должны быть во святой Церкви, не есть тело Христово, не есть Церковь, хотя бы и усиливалось так называть себя. Кто же эти уды, или члены, необходимые для состава Церкви и данные ей Христом при самом ее создании? На вопрос этот находим ответ у апостола: «Вы есте тело Христово и уди от части. И овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей» и проч. (1Кор.12:27, 28). Сии слова апостола св. Златоуст толкует так: «первое бо зде и второе не просто рече, но в своем чину предлагая предпочтеннейшее и меньшее показуя: темже и апостолы предложи, иже вся в себе имяху дарования» (1Кор. бес. 32). Итак, первый член Церкви – апостолы; преемники же апостолов суть епископы, имущие их дарования, якоже о сем сказуется в толковании на 14 правило Неокесарийского Собора: «Епископи убо градстии по образу суть двоюнадесяте апостолу, на них же дунув Господь, приимите, рече, Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: а имже держите, держатся им. Се же по сих имже даровано бысть и благодать Святого Духа инем раздаяти». Из сего толкования явствует, что чрез епископский чин во Святой Церкви сохраняется апостольской власти преемство и полнота духовных дарований. И действительно, чрез епископов поставляются и иные церковные чины и получаются все дары Св. Духа на священнодействия, им бо даровано есть Святого Духа инем раздаяти, якоже о том свидетельствует апостол Павел в послании к Титу, первому епископу Критскому: «сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе Аз повелех» (Тит.1:5). И чрез них, т. е. чрез епископов, наместников апостольских, сбывается обетование Христово: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Ибо ко св. апостолам сказано оное обетование; но апостолы не дожили до скончания века, а кийждо в свое время почил о Господе. С кончиною апостолов данное им обетование о вечном с ними пребывании Христа должно бы прекратиться (чего с Господним обетованием быть не может); но чрез преемство власти их во епископах оно исполняется и будет исполняться вовеки. А что сие обетование Господне быть с апостолами, а по них и с их преемниками, относится только к православным епископам, преемникам апостольским, а не к еретическим, сие явственно показуется из самых слов Господних. Ибо Господь, прежде нежели изрек апостолам обетование пребывать с ними вечно, дал им заповедь учить (языки) – блюсти вся, елика заповеда им; после сей уже заповеди, Он дает обетование: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Значит, с теми епископами, которые не учат соблюдать вся, елика заповеда Господь, сиречь не все Евангельские повеления приемлют, а паче во обетование Господне о неодоленности Церкви не веруют, – с теми быть до скончания века Господь обетования не положил.

Общества именуемых старообрядцев, различных согласий, как известно тебе, не имеют, по преемству от апостолов, наместников их – епископов, посему не имеют в себе и преподания даров Духа Святого на совершение всех Таин, ибо дары Святого Духа подаются через рукоположение от епископов. Посему и не суть они то тело Церкви, которое создано Христом, не суть созданная Христом Церковь, и, не имея в своих обществах преподавания даров Духа Святого, не имеют ключей Царства Небесного на оставление грехов. Но при всем том, почитая свои общества Церковью Христовой, они, очевидно, не веруют слову Господа о неодоленности Его Церкви, о пребывании ее в той полноте устройства, какую Он дал Церкви при самом ее создании, не верят, что всемощное слово Его о Церкви: и врата адова не одолеют ей, и ныне исполняется, напротив, проповедуют, что будто гонения еретиков, сих истинных врат ада, прекратили в Церкви преемство апостольское, подаемое чрез таинство Хиротонии; не верят с тем вместе и во вседержительство Божие, – только устами, дабы не пропустить в Символе веры слово «Вседержитель», нарицают Бога Вседержителем, в сущности же, не веруя словам Сына Божия о неодоленности Церкви, не веруют и Его всемогуществу, сильному сохранить Церковь неодоленной. Если кто спросит старообрядцев: сохраняет ли Господь и доныне свою Церковь, по преемству от апостолов, со всей полнотой чинов, со всеми дарами Святого Духа на совершение всех седми Таин, как она создана Им и существовала до патриарха Никона, – то они без стеснения скажут, что ныне того уже нет, все это при патриархе Никоне прекратилось; а австрийские скажут: все это прекращалось на двести лет. Также, если спросить старообрядца и о девятом члене Символа веры: «(верую) во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», – как он сей член веры исповедует? – он ответит: я верю, что Церковь до патриарха Никона существовала со всей полнотою чинов. Посему они веруют в церковь только когда-то существовавшую. Но по Символу должно веровать в Церковь существующую, а не только существовавшую. Посему и все песнопения, совершаемые старообрядцами, как-то: «в церквах благословите Господа», «во дворех твоих пою тя Спасе миру», «да обновятся людие Божиею кровию», «священницы твои облекутся в правду», – одни только слова без веры и внутреннего значения.

Итак, именуемые старообрядцы веруют во Христа, но не веруют Христу, – не веруют Его обетованиям, не веруют в Его всемогущество и промысл, что Он, создав свою Святую Церковь, по неложному своему обетованию всемощен и сохранит ее неодоленной от врат адовых, не веруют в сбытие Его предречений о Церкви.

Вопрошающий. Еще в чем не повреждают ли старообрядцы правую веру?

Отвечающий. Причина их неверия Христовым обетованиям, равно как и причина, по которой они лишены всех даров Святого Духа, а также причина их раздора с Церковью и между собою разделений, состоит в том, что они измышляют новые догматы, которые не преданы Евангелием и святыми апостолами, не проповеданы седмию Вселенскими Соборами, и полагают эти свои новые догматы выше всех преданных Евангелием догматов веры. А именно: они поставляют в догмат веры самые персты, которые слагают для крестного знамения, то есть признают за догмат веры не то, что образуется перстами, – не учение о трех ипостасях Святой Троицы и двух во Христе естествах, но именно самые персты, и замену их другими перстами на образование того же самого учения о Святой Троице и воплощении Господнем полагают в великую ересь, так что из-за нее лишают себя всех Господом преданных таинств и впадают в безверие Господним обетованиям о неодоленности Святой Церкви. Ибо утверждают, что без сложения именно тех перстов, какие слагаются ими для крестного знамения, ни крещение, ни причащение святых Таин, ни самое исповедание православный веры не могут спасти человека, что с изменением тех перстов, хотя они слагаются в выражение православного же исповедания веры во Святую Троицу и воплощение Господне, все совершаемые таинства не суть уже таинства и Церковь не есть уже Церковь. Также и хождение посолонь и седмипоклонный начал и тому подобные некоторые обычаи поставили в неизменяемые догматы веры и почитают важнее даже истинных, Церковью принятых догматов. Таким образом они воспроповедовали новые догматы, не проповеданные ни апостолами, ни седмию Вселенскими Соборами. И Церковь, не признающую двуперстия и других ими чтимых обрядов (как и вообще обрядов) за неизменяемые догматы веры, они почли впадшей в еретичество, даже горшее всех еретиков, самых ариан и македониан, отметающих Божество Сына Божия и Духа Святого, отделились от Вселенской Церкви, лишили себя апостольского преемства в таинстве хиротонии и полноты церковных таинств, впали в неверие и обетованию Христову о неодолимости Святой Церкви вратами адовыми.

Итак, именующиеся старообрядцы хотя и называют себя чадами древлеправославной Церкви, но в сущности имеют одни только старые каноны и стихиры, и то составленные уже после Седьмого Вселенского Собора (кн. о вере гл. 16), и даже те только, которые напечатаны на славянском наречии в 17 столетии, и хранением сих канонов и стихир хвалятся; обетованиям же Христовым не веруют и даров Святого Духа, преподаваемых в Церкви чрез таинство хиротонии по преемству от апостолов на совершение всех семи таинств, не имеют. Посему и именуемая ими их Церковь не есть Церковь, имущая ключи царства Христова. Посему и надежда их на получение вечных благ не имеет никакого основания.


Источник: Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла. - 1-е изд., посмерт. Братство св. Петра митрополита - Т. 1, 2, 4. - Москва: Тип. Г. Лиссера и А. Гешеля, 1897-1899. / Т. 4. - 1899. - 605 с.

Комментарии для сайта Cackle