Источник

К

Кабат

Кабат – (Греч. χαβάδιον) царская одежда в роде святительского саккоса, с нарамниками или бармами на раменах, с дорогами по распашке и подолу. В такой одежде представлен царь Алексей Михайлович на изображении креста Господня с предстоящими, находящемся в алтаре Распятской церкви Кремлевского дворца. На том же изображении представлена царица Мария Ильинична в кабате с меховым воротником и пристяжным ожерельем258. – Кабат царя Михаила Федоровича был переделан на шубку царевны Ирины Михайловны259.

Калантарь. См. Колонтарь.

Калиги

Калиги – обувь в роде башмаков. В 1681 г. июля 14, по преставлении царицы Агафьи Семеновны выдано «на калиги бархату червчатого 6 верш.; делали чеботники»260.

Калита

Калита – кожаная сумка. «Калита старинная великаго князя Данила, сафьян черлен; по ней шито серебром волоченым птицы и звери; у калиты ж на закрышке личинка золота, прорезная, а с исподи плащ резной, золот же с чернью; на верхней личинке в кругах по человеку на конех, по середке колечко; да на калите ж плащик золот резной, с чернью; на нем шурупец261. В духовной в. князя Димитрия Иоанновича значится «пояс золот с калитою»262.

Калпак, Колпак

Калпак или Колпак – (Татар.

калпак) высокая, к верху суживающаяся шапка, с узким меховым отворотом и с одной или двумя прорехами, к которым прикреплялись пуговицы и запоны. В духовной граммате князя Ивана Борисовича Волоцкого читаем: «а что меня благословила мати моя двои серги яхонты, а третьи лалы, а то каменье и жемчуги на калпаце на моем263. – У князя Димитрия Иоанновича: «колпак столбун, полицы сажоны жемчугом Гурмыжским»264. – У Бориса Федоровича был «колпак саженой; на нем 8 запон; … да на прорехе 5 пугвиц». – У царя Федора Алексеевича «колпак бархатной червчатой; на нем над прорехою запана золотая с финифты, в нем человек с острогою … да по сторонам две запаны золотых с финифты ж; … на полах в отвороте 9 запан золотых; да на колпаке ж и на отворотах 7 лалов Китайских да 33 яхонта лазоревых да 2 жолтых; да на обеих прорехах 5 яхонтов лазоревых на золотых спнях с зерны Гурмыжскими; подложен камкою жолтою чешуйчетою». Этот дорогой колпак хранился в особенном влагалице»265. – Спальные и комнатные калпаки вязались или ткались из бели, бумаги, шерсти, как и ныне.

Колпаком называлось также воинское наголовье, состоявшее из венца или околыша, и навершья или высокой остроконечной тульи, сделанной из прямых пластин или щитков и украшенной на конце металлическим репьем или яблочком. Иногда, для защиты щек, затылка и плеч, к этому наголовью прикреплялась кольчужная сетка, которая у шеи или на груди застегивалась запонами266.

Камка

Камка – шелковая цветная ткань с разными узорами и разводами. По Персидско-Арабско-Англ. словарю Ф. Джонсона (изд. Лондон 1852 г.), в Персидском языке

камха значит Дамасский шелк одного цвета,
кимха – Дамасский же шелк разных цветов;
камхаб – вышивная одежда одного цвета, а
кимхаб – такая же одежда разноцветная. По Торговой книге: «Имена камкам (Зап: розно знати): добрая куфтерь не линяет, болшей узор; а коя толста, та и добра;
и
аршин купят. Адамашка линяет, узор мелок на ней, тонка; аршин купят
и
. Кармазин мелкой, не линяет, узор по краске и по толщине знати; добрая аршин купят по
и по
; а широта у всех ровна аршин без четверти или без двою вершков; а длина камке всякой неровно, померя купят; а коя камка толще, та и лутче. Камка соломянка, широта ей аршин с двема вершки и мене – с полуторым вершком: а длина той камке меря ж купят аршин тое камки
и
(Зап: по 10 и по 13 алтын с деньгою), а на рознь кто купит по аршину, ино дороже»267. В одной росписи «о товарех и о камках» 1682 года куфтерь оценена по
и
, адамашка по
и
; а кармазин и соломенка в ту же цену, как и в Торговой книге. В той же росписи находим «камки Яские, Индейские то же словут, узор середней, с-ыными камками, ни с адамашкою ни с кухтерем ни с кармазином не сойдетца, а шелк сканой, а широта вершков, а длина аршин и и аршин; а коя толше, та и лутче; выходит ис косяка из болшево по портиша; а живет в них не все шелк, и посконь: гораздо кому за обычей, и он расмотрит посконь; а цена
и
. Камкасея уток шолковой, а основа нити узоры всякие; а купят аршин в
и
. Камочки золотные с посконью на отласной обрасчик, а золочено по траве или по бересту»268. В расходной книге 1584–1585 г. значится цена камки Венедицкой багровой по 10 алтын аршин, Венедицкой червчатой по 19 алтын и по 2 денги, Венедицкой багровой по 20 алтын, адамашки по 20 алтын с гривною (так!), доброй червчатой по 18 алтын, доброй по 20 алтын269. В описях значатся камки: Бурская, Виницейская, Гирейская, Есская или Индейская, Кызылбашская, Китайская, Царегородская, Астрадамская, Мисюрская270, Немецкая, адамашка, кармазин, куфтерь, лаудан или лудан, соломянка; золотная и без золота, белозолотная («поручи и ризы и стихари камка белозолотная»), двуличная, разных цветов; клетчатая, полосатая, чешуйчатая, травная, мелкотрава, хрущатая; большой руки, средней руки. «Камка Бурская, на червце травы, листье золото. – Камка Кызылбашская полосата, по ней полосы алы, сизы, в полосах люди и птицы золоты да серебряны, меж их каемки жолты. – Камка китайка песочна, большой руки»271. Камка употреблялась на кафтаны, чюги, шубы, летники, распашницы, телогреи, шубы, шапки, наурузы, рукава, кушаки, штаны, чулки, завесы, наволоки и одеяла; на подпушку кафтанов, ферезей, однорядок, зипунов и телогрей.

Камкосинный. Кушак камкосинной, полосат, шолк жолт лазорев да черчет да бел272.

Камни

Камни драгоценные употреблялись на украшения утварей, одежд, доспехов и вооружений в таком множестве, что в описях беспрестанно встречаются: алмазы, бирюзы, винисы, изумруды, лалы, перелифти, фатисы, яхонты – желтые (топазы), красные лазоревые (сапфиры) синие и червчатые (рубины), камни – зеленые, червленые, разные, искры – алмазные, изумрудные, лаловые, яхонтовые и проч. В Торговой книге даются следующие наставления распознавать, пытать и покупать разные драгоценные камни: «О камение яхонте и о всяком. Камень яхонт (Вр: а смотрити яхонтовые чистоты, аще будет) черчат или синь или чал (Вр: или синь, також и лал) смотри, чтоб вода (была) чиста; доброго почка

и болши, в вес купи, кой великой; а кой менши, тот дешевле ценою и весом. О яхонте. Яхонт камень, по Русской цене, черлен самого хорошево цвету (в) ползолотника
, а тот же (Зап: получше) и
; а кой в золотник, тот в
, а хорош цветом и в
и в
; а кой камень весом более (Зап: более золотника), тому и цена по тому же (Зап: бывает поболе): у болшего цены прибывает в весу вдвое; а попадет великой камень яхонт черчат, и дорого купи: токо (= если; Вр. и Зап: только) с ласткино яицо, пригодился бы государю царю, и вы дайте и много на
(Вр: и тот сто рублей и боле), у цены не устойте (приб. Вр: а лучие Фряские живут. Зап: лучшие яхонты живут Фряжские). О синем яхонте. Синие яхонты золотник купят кой на голубе в
; а синей (Вр: самой синий) цвет, кой светел, золотник купити в
; а кой великой, по тому ж купити, росчитая весь; а в два золотника купят в
; а в золотника, тот купят в
; а боле того весом, тому и цена дороже; а кой яхонт синь добр, тот купят в две цены тем же весом, а (Зап: были бы) чисты бы, сквозь видети. А лал купити доброго цвету ползолотника в
и в
и в
; а боле того дороже; а в золотник лал доброй в
; в весу прибывает (Вр: а будет боле того в весу, то дороже прибывает. Зап: а будет более того, то цена дороже прибывает): чем тяжеле камень коего вдвое, купиш ево в цены; а кой лал пожиже тех, и тем цветом купити в полы тое цены; а красных кой весом ровень, а цена бледного перед красным в полы (Вр: а красной кой весом ровень, и цена бледнова пред красным в полы. Зап: а красный лал кой цветом ровен, и цена тому выше, а больше того перед бледным). Пытати яхонт с яхонтом. А попадет купити каменье (Вр. и Зап: камень яхонт), и ты яхонт пытай яхонтовою трескою; а камень яхонт всяким цветом одна крепость; а будет неимет коего яхонтовая треска, то яхонт; а коево тотя мало яхонтовая треска имет, то не яхонт – достокан или слуда. А сверх своие попытки никому не верте. А лалы знати при варенике: что меж тресками не отбеливало (Вр: чтоб меж тр …. Зап: коли треска не обеливает его), то лал. А вареник знати: хоти красен, ино целое место светит бело, как и всякой хрусталь; а весом тянут кои вареники золотника, и толко таковы велики (Вр: велики яхонты; Зап: велики как яхонты) и цветом в ту краску лал (Вр: лал нет; Зап: в ту же краску как лал) купити камени в
и дороже: а один яхонт (Зап: как яхонт) купити на тот (Зап: на тот же) образец в
(Вр. и Зап: в 50 рублей). И берегитесь того, чтобы вам винисы за лал не продали; а виниса камень красен, а цвет жидок у нево; а лалы таковы камени доброго цвету сережные (Вр: два камени против прежние главы двух яхонтов доброво цвету сережново камени купите)
и
, хоти и дороже того; а житково цвету, тот ценою в полы, хоти столь же велик (Вр: и Зап: велик весом). А бечеты за лал не купите; а бечета знати: к свету в нем как пузырки. А камени бауса за голубой яхонт не купите (Зап: а камень баус сиз, голуб; и вы баус за яхонт не купите): яхонт ево имет. А камени заберзат (Зап: дешев и) дорого ево не купят; а попадет вам, и вы бы ево дорого не купили: на Москве живет чистово в ползолотника ставка
. Камень бирюза, цвет на нем голуб. Камень сердолик исережный кирпишным цветом юфть (Зап: как юфть, на Москве) купят. А пытайте наждаку, чем (Вр: чем камень) обравнивают, купят фунт нуждаку в
. И мотчи у мастера поучитися, как алмазят и камень оделывают и режут: ино бы от учения дати что возмут. А сказывают, что де всякой камень мякчеет и режут на нем что захотят, потому что мякок станет, да и опять учинит(ся) тверд по старине, каков был. А достокан камень знати: во всяком пузырина есть; а потри того яхонтом хоти невострым, и яхонт достокана имет; а яхонт хоти и востр, другово никако (Вр: другово яхонта; Зап: другого никакого камня) не имет. А изумрудный цвет нынеча почали достоканы свинцом (в ркп. ошиб. к венцом) подделывати (Вр: почали ныне лживые достоканы делати в-ызумрудной цвет, свинцом подделывать стекло. Зап: почали ныне в изумрудный цвет делати достоканы лживые; а говорят, свинцом подделывают стекло). И изумруд пытати изумрудовою трескою: будет треска не имет, ино то прямой изомруд; а имет, ино то подделное стекло (Вр: и Зап: В-ызумруде в дорогом, что в зеркале, видится вид человека). Камень виниса обышной, тот купят золотник ограненнаго в
; а цвет у него красен жидок. А камени яхонту черчатаго золотник купят в
и
, а самого доброго черленого золотник и в
; а синево яхонту золотник купят
, а лал против синево яхонте в две цены. А яхонты пытают синим и красным, за искры место пытают. Куплены камешка яхонты, один синь, а другой красной, оба
; а куплены того для испыту, за искры места пытати. А каменье надобно собою знати всякое. Камень бокан, а выбирать (Зап: его надо) с приметом: как соболь доброй купят отдешева фунт
, а дорог
. Камень ящур смотри, которые бы белы да велики да нахороше хороши были (Зап: который бы бел цветом бел да велик, а купят его дешево»273. В росписи «о камениях» 1682 г. значится: камень яшма, а в нем искра что кровь смешалась; купят их в печатках недорого. Камень алмаз, а по-немецки демант, а цветом потемние хрусталя, всех черствие каменей и крепчае, треска не имет никакая; а в дешевую пору почку купят в
и в
и в
; а кой весом болше, тому и цена вдвое, и на всякую почку цены прибывает вдвое. Камень яхонт черчат или синь или лал смотри, чтоб вода чиста; доброго почка по
и болши»274. – имея в виду такие подробные наставления пытать и покупать драгоценные камни, нельзя согласиться с тем, будто на украшениях одежд не только у царей, но и у людей богатых «по большей части камни были низкаго достоинства, так называемое, по тогдашнему образу выражения, плохое каменье», и будь то «люди с состоянием часто платили хорошия деньги за дурные камни. потому что не умели распознать их достоинства», как утверждал Н. И. Костомаров275. Стоит только посмотреть на остатки прапрадедовских нарядов, какие хранятся еще и ныне в некоторых старинных домах, чтобы убедиться в противном. Ключарь московского Архангельского собора рассказывал мне, что, после коронации Императора Александра II, иностранцы, осматривавшие достопримечательности этого собора, особенно удивлялись и множеству, и величине и драгоценности камней на старинных царских пеленах и утварях, и чрезвычайно высоко ценили эти камни; но замечали, что многие из них испорчены тем, что просверлены посредине для спней и шелковых ниток, которыми они прикреплены к пеленам и утварям. Припомним еще, что царь Иван IV Васильевич, показывавший Горсею свои сокровища, языком знатока описывал достоинство алмазов и яхонтов276. Впрочем, для украшения некоторых даже царских одежд и утварей употреблялось и плохое каменье – но только не по большей части.

Канитель, Канутель, Канютель, Конитель, Конютель

Канитель, Канутель, Канютель, Конитель, Конютель – (Фр. cannetille) тонкая винтообразно витая золотая или серебряная проволока. Употреблялась при низании и вышивании украшений для одежд, как-то: кружев, петель, запястий, ожерельев, для обвивки пугвиц, кляпышей и т. п. «Круживо и чепи низаны жемчюгом с канителью по вишневому бархату. – Подлатник шит по червчатому отласу золотом пряденым, с канителью грановитою. – Пуговки золоты конительны. – Круживо канительное серебреное»277. – «Вошвы деланы канютелью грановитою, золотою и серебряною, и кратулинью и трунсалом по полосам: одни полосы деланы по червчатому отласу, а другие полосы по лазоревому отласу»278. – Были мастера канительные и канительное дело. 1628 г. октября 12 «взято из государевы из мастерские полаты полтретья золотых Угорских, отданы на канительное дело канительному мастеру Юшке»279.

Капторга

Капторга – особое металлическое украшение у пояса: «из золота дал есмь сыну своему Ивану … пояс золот с капторгами»280. – У Калмыков

хапторга означает металлический футлярчик у пояса; ныне, впрочем, употребляется только для украшения и делается из серебра с позолотой.

Каптур

Каптур – теплая шапка, меховая или стеганая, с круглым верхом, с меховым очельем и опушкой, покрывавшая не только голову, но и уши и даже шею. В духовной граммате княгини Иулианы Волоцкой значится «каптур соболей»281. У царицы Евдокии Лукьяновны были «три каптура собольих с пухом. – Каптур соболей с пухом, покрыт миткалями арабскими»282. Ей же, 22 декабря 1648 г., был «скроен каптур соболей, пошло полтретьи пары – на пух 2 бобра без трети, в оголовье 7 пупков собольих, на чехол 6 вершков миткалей широких, на пух чолошной полбобра, поверх пуху нашито звено пуху накладного». В сентябре 1649 г. «для учения каптурного дела ученику скроен каптур, пошло полтретьи пары соболей, на пух пошел бобр, на очелошной пух пошло полбобра черненого да звено пуху накладного; на чехол пошло 6 вершков миткалей»283. Под каптур строен кружочек в отласе червчатом, пошло полпята вершка; да в настилку пошло 6 золотн. бумаги хлопчатой; на шитье шолку ½ золотн.

Делались каптуры и для лошадей: в конюшенной палате князей Голицыных нашлись «3 каптура, сукно красное, розшиваны сукном зеленым, круг их бахрама гарусная, подложены холстом; цена рубль 16 алт. 4 д. – 7 каптуров черных суконных, розшиты галунами гарусными; цена рубль»284.

Кап

Кап – березовый выплавок, нарост на березе. Употреблялся на разные поделки. «Посох каповой с костьми, во влагалище деревянном, бархатном червчатом. Помечено: а по ерлыку, тот посох поднесен великому государю царю Михаилу Федоровичу, как он был на Костроме»285. «Клещи (у хомута) каповые. – Седло гусарское оклеено капом»286.

Кармазин

Кармазин – (от Араб.

кырмизи) ткань темно-красного цвета. Камка «кармазин мелкой, не линяет; узор по краске и по толщине знати»287. «Ферези камка червчата кармазин. – На постеле наволока камка кармазин червчата да бела да жолта да зелена, деланы лученки. – Зголовье … наволока камка кармазин бела, червчата, жолта, зелена, деланы лученки»288. Судя поэтому, можно полагать, что название кармазином, данное в Торговой книге камке, означает не только цвет, но и сорт ткани. У малороссиян кармазына значит красное сукно.

Картулин, Картунель, Кратулинь

Картулин, Картунель, Кратулинь – шнурок или нитка красного цвета в кружевах и вышивках узоров289. «Запясье (у рукавок) по червчатому бархату шито конителью золоченою да серебряною с картулином да с трунцалом, в нацвете шолк зелен, лазорев»290. – «Снур шляпочной делан картунелью и трунцалы с жемчюги». – «Вошвы деланы канютелью грановитою золотою и серебряною и кратулинью, и трунсалом»291.

Кафтан

Кафтан – верхняя одежда, с длинными рукавами, с пугвицами или кляпышами и петлицами для застежки напереди. Кафтаны шились атласные, бархатные, байберековые, зарбафные, камчатные, объяринные, тафтяные, зуфные, суконные, мухояровые, крашенинные. Покрой и украшения кафтанов были чрезвычайно разнообразны. К нарядным кафтанам пришивали или пристегивали высокий стоячий воротник, закрывавший весь затылок, сзади воротника отложное ожерелье, к краям рукавов запястье, а к полам круживо, для украшения коих употребляли жемчуг и каменье; петлицы били по большей части длинные с кисточками. Зад кафтана иногда делался несколько короче переда для того, чтобы видны были задки нарядных сапогов292. Кафтаны надевались на ферезь или прямо на зипун. По различию покроя кафтаны назывались турскими и становыми; а по употреблению столовыми, ездовыми, дождевыми, смирными и проч.; были кафтаны верхние и исподние; теплые, то есть с меховым исподом, с горностаевым, собольим или песцовым подбоем, с опушкой горностаевой или из собольих пластин и хвостов, стеганые и холодные; последние иногда без подкладки.

Турский кафтан был без воротника и застегивался только у ши и на левом боку. Турецкое название кафтана также

кафтан. «Кафтан Турской бархат Венедицкой на золотой земле шолк червчат с петлею золотою; подложен отласом зеленым. – Кафтан Турской зуфь бела Анбурская, подпушен отласом черчетым. – Кафтан Турской камка червчета кармазин; подложен шамохейкою червчетою, подпушен тафтою жолтою»293. – «Кафтан Турской отласной, по серебряной земле травы золоты с шолки розных цветов; подложен бязью без подпушки; у него ж ожерельецо узкое того ж отласу; цена 24 руб.»294.

Становой кафтан бел с перехватом и отличался от Турского не столь длинными рукавами; для застегивания пришивалось к нему от 8 до 12 пуговиц, кои все помещались на груди; сверх того, к боковым прорехам, или разрезам на подоле, пришивались еще 2 пуговицы. У одного из становых кафтанов царя Федора Алексеевича были «на вороту да на поясу 2 пугвицы золоты с искры яхонтовыми червчатыми»295. Вместо пуговиц иногда пришивались кляпыши: у кафтана Бориса Федоровича было «на вороту и на прорехах 19 кляпышев серебряных»296.

Столовые кафтаны употреблялись государями, когда они являлись в столовую; ездовые – при выезде за город; дождевые – при ненастной погоде; смирные – при похоронах, панихидах и вообще во время траура. Верхние кафтаны надевались на исподние. В 1680 году июня 29, во время литургии в селе Троицком, «на великом государе было платья: кафтан ездовой верхней, с широкими рукавы, объярь по червчатой земле травы золоты и серебряны, испод горностаевой; кафтан ездовой исподней объярь ала, струя серебрена; зипун тафта бела»297. Причастные кафтаны царя Федора Алексеевича: камчатный Китайский, с золотым круживом, с исподом из пупков и опушкою из пластин собольих; атласный Амстрадамский цветной, с белой тафтяной подкладкой и опушкой из песочной камки; камчатный Китайский белый, с белою же тафтяной подкладкой и с круживом. – У дождевых кафтанов его, вместо кружева, был золотной голун298.

Кафтаны носили цари, царицы, царевичи и царевны, князья, княгини и княжны, бояре, духовные лица, житые люди, посадские, крестьяне. У царицы Евдокии Лукьяновны были кафтаны из Персидского бархата, золотного атласа и золотной объяри; с подкладкой и подпушкою из тафты, кутни и бязи; у одного на вороте 18 кляпышов; два из них турецкое дело299. – «Клементьевскому попу Ивану Наседке (1621 г.) скроен кафтан в киндяке светло-зеленом: длина 2 арш. без 3 вершков, в плечах аршин без полутора вершка, рукава от стану 5 вершков, в подоле пол-4 аршина. Киндяку пошло 9 арш., цена 23 алт. 2 денги; да на подпушку дано 2 арш. зендени темно-синей, по 10 ден. аршин; на подкладку дано 9 арш. холста белого по 8 ден. аршин; нашивка шолк багров с золотом, цена 20 алт. И всему кафтану цена рубль 25 алт. 2 денги»300. – В 1649 г. «на казенном дворе сделан кафтан поповской в камке куфтере зеленой, подложен испод черевей лисей краснобурой, нашивка нашита шолковая, пугвицы серебряныя золоченыя; и тот кафтан царица Марья Ильична пожаловала духовнику Стефану»301. У монастырского стряпчего (1659 г.) «кафтан камчатой, а у него козырь золотной шитой; кафтан зеленой, испод лапчатой соболей»302. У крестьян (1579 г.): «кафтан теплой заечей хребтовой под сукном под тмозеленым под Аглинскым, а на нем 15 пугвиц серебряных гладких. – пять кафтанов бараньих под сукны под сермяжными: два под белыми, а три под серыми»303. – «Кофтан Есской червлен, пушен крашениною сверху»304.

Суженный и укороченный кафтан назывался полукафтаньем: «полукафтанье невелико, дорогильное, зелено; подпушка киндячная ценинна; подкладка крашенинна, лазорева»305.

Кебеняк, Кибеняк

Кебеняк, Кибеняк – верхняя суконная одежда, употреблявшаяся в дождь и в ненастье. В 1633 г. марта 17, царь Михаил Федорович ходил в Алексеевский девичий монастырь в шубе; … «да для ненастья было на государе, на шубе, кебеняк скорлат червчет»306. В государевых походах и объездах по церквам и монастырям кебеняки отпускались в запас. «Кебеняк лундыш вишнев; кебеняк скорлат червчет; кибеняк вишнев; кебеняк гронад вишнев»307.

Кежа, Кеж

Кежа, Кеж пеньковая плотная ткань – пестрая, полосатая, разных цветов. «Завес в средине кежа волнистая с полосами, а опушена кежею ж с полосами. – Ковер … опушка кежа полосатая, полосы зеленыя и белыя. – Бабр (санная полсть) подложен кежем полосатым»308.

Кибить у лука. См. Лук.

Кика, Кичка

Кика или Кичка – женский головной убор, у которого окол состоял из цки, огибавшей голову как широкой лентой и соединенной концами на затылке; верх делался из картона, который покрывался цветной тканью. Передняя часть кики, называемая очельем и челом кичным, украшалась запонами, репьями, переперами, с жемчугом и драгоценными камнями; она устраивалась и отдельно от кики и, когда было надобно, прикреплялась к ней. В духовной граммате кн. Димитрия Иоанновича (1509 г.) значатся: «чело кичное золото с яхонты и з жемчуги и з жемчужинами и с плохим каменьем; да три переперы кичные серебряны золочоны с яхонты и с плохим каменьем»309. Спереди к кикам привешивались поднизи, по обеим сторонам, близ ушей, рясы, (см. Поднизь, Рясы), а сзади бархат или соболь. Вообще, по украшениям, кика была схожа с девичьим венцом, от которого отличались тем, что под нею спрятывалась коса, и девичий косник заменялся бархатом или соболем. Кики носили только замужние женщины. По старинному свадебному чину, требовалось на одном из блюд на свадебном столе «положити кика; да положити под кикой подзатылник, да подобрусник, да волосник, да покрывало; да гребешок положити у кики на блюде»310. По замечанию И. Е. Забелина, «подобно тому как девичий венец имел значение как бы короны девичества, так и кика была короною замужних женщин или короною замужества, венцом брачной жизни»311. У царицы Евдокии Лукьяновны были: «Кика отлас червчат, по ней запоны золоты с каменьем с алмазы и с яхонты и с-изумруды; у поднизи зерна Гурмыжские на золотых спнях; назади бархот чорной. – Кика отлас червчат, на ней цка золота, по цке в репьях каменье в гнездех: яхонты лазоревы и червчаты и изумруды; в поднизи зерна Гурмыжские на спнях; позади бархот чорной. – Кика отлас червчат, запоны золоты с каменьем: с алмазы и с яхонты и с-ызумруды, меж запон в гнездех яхонты лазоревы и червчаты и лалы; в поднизи репьи низаны с каменьем, по краям у поднизи зерна Гурмыжские; а по кике на спнях золотых птицы низаны жемчюгом; назади бархот чорной. – Кика белая. у ней запаны золоты с каменьем: с яхонты и с лалы и с-ызумруды и с бирюзами; назади соболь. – Кика белая ж, у ней цка серебрена золочена; назади соболь»312. В некоторых захолустьях, где сохраняется старина, еще и в настоящее время можно видеть не только у крестьянок, но даже у горожанок головной убор похожий на бурак или кузовок, иногда с рогами, сделанный из лубка или из подклеенного холста, обтянутый позументом или тканью яркого цвета, и украшенный разными вышивками и бисером, а у богатых баб даже жемчугом и дорогими камнями. Этот убор в одних местах также называют киками, в других кокошниками, сороками. Даль говорит о последнем виде кички: «это некрасивый, но самый богатый убор, уже выходящий из обычая; но мне самому еще случилось видеть сороку в десять тысяч рублей»313.

Киндяк

Киндяк – бумажная набойчатая ткань. В начале XVII столетия цена ее была «по 40 алтын киндяк»314 – меры неизвестной. Киндяк употреблялся на подкладку одежд. – В Оружейной палате Кириллов-Белоезерского монастыря было «знамя служилое киндяк червчат, среди крест, по краем опушено киндяку темнолазоревы, два клина киндяку червчата, третей белой миткалинной»315.

Кинжал. См. Кончар.

Китайка сорт тафты. См. Тафта.

Кишень

Кишень карман. У налучи Бориса Федоровича кишень из рытого червчатого бархата, обшитого черным хзом, по которому шито и строчено золотом и серебром, с образинами человечьими и шелковыми кистями на шелковых же столпцах; другая кишень из белого сафьяна, строченого золотом, с вышитою золотом же мишенью316. – У малороссиян и ныне употребляется слово кишеня, означающее также карман: «В кишени ж пусто, аж гуло»317.

Кладенец. См. Меч.

Клевец

Клевец – знак военачалия в виде остроконечного молотка. У Бориса Федоровича был «клевец Турской с обушком; топорищо крашено, на концех топорища кости»318.

Клеенка сорт тафты. См. Тафта.

Клобук

Клобук – (то же что Тур.

калабак) шапка, имеющая вид колпака с меховым околышем. Это древнейший вид шапок у Русских. Как наголовье княжеское, клобук упоминается в летописи под 6580 (1072 г.). Здесь говорится, что по перенесении мощей Бориса и Глеба в новую церковь, построенную Изяславом, во время литургии «рече Святослав к Бернови: «нечто мя на главе бодет»; и сня клобук»319. Историограф замечает при этом, что «князья, вместо короны, носили клобуки и не снимали их в церкви»320. В 6661 (1153) г. князь Ярослав Галичский, по смерти отца своего Ярослава, принял воеводу Петра, сидя «на отни месте в черне мятли и в клобуце»321.

Примечание. Ныне клобуком называется шерстяное или шелковое покрывало монашеской камилавки, с воскрилиями или разрезами по краям.

Клопец

Клопец – узор при вышивании в один, два или три стежка, почему и назывался у золотошвеек одиноким, двойным, тройным. «Застенок … по краям шито золотом в клопец»322.

Кляпыши

Кляпыши – костыльки (в роде оливок у гусарских венгерок), употреблявшиеся вместо пуговиц и запон на вороте, прорехах и полах платен, кафтанов, зипунов, чюг, шуб и других одежд. Кляпыши делались серебряные позолоченные, саженые жемчугом с канителью, обшитые или обвитые золотом и шелками. У платен царских было по 10 и 12 кляпышев серебряных золоченых323. У кафтана царицы Евдокии Лукьяновны было «на вороту 18 кляпышев, обделанных золотом волоченым»; столько же и у чюги324. На чюге Бориса Федоровича «12 кляпышев Турских»; на другой чюге «18 кляпышков Турских шолк багров»; у шубы его же «на вороту 9 кляпышков сажены жемчугом и канителью325. У зипуна царя Алексея Михайловича «20 кляпышей обшиты золотом волоченым»326. – К кляпышам привешивались кисти с ворворками. «41 кистей кляпушных золотых, ворворки низаны жемчюгом. – 7 кляпушей золотых с кистми, ворворки низаны жемчюгом»327.

Кобылино

Кобылино – у ножен железные полосы, между которыми вкладывалось оружие; они обтягивались кожей или прочной тканью. «Ножны от устья до наконечника поволочены газом черным; обоймица в 4-х местех медяны; кобылино железно; наконешник булатен; мишень наведена золотом»328.

Кованцы

Кованцы – выкованные из золота или серебра круглые бляхи, прикреплявшиеся по обеим сторонам ухвата, у налобника и у переносья лошади329.

Кожан

Кожан – кожаный кафтан. «Кожан ровдужной крашеной; другой кожан ровдужной ношен»330.

Кожух

Кожух – кафтан, подбитый мехом; украшался нашивками, круживом и аламами с жемчугом; надевался на зипун331. Кожухи упоминаются в Слове о полку Игоревом: «ортами и японцами и кожухи начажу (Русичи) мосты мостите по болотом»332. В летописи говорится о князе Данииле Галицком что при свидании, в 1252 г., с немецкими послами у пожгу, был на нем «кожух Оливера Грецкого и кружева златыми плоскими обшит»333. Великий князь Иоанн Данилович Калита в своей духовной граммате писал, между прочим: «а ис порт из моих сыну моему Семену кожух черленый женчужный, шапка золотая; а Ивану сыну моему кожух желтая обирь с женчугом, коц з бармами … А что есмь нынеча нарядил 2 кожуха с аламы с женчугом, а то есмь дал меншим детем своим …334. «Кожух камка Бурская … на соболях, нашивка жемчюжная, пуговицы обнизаны жемчюгом»335. – У малороссиян кожухом называется нагольная шуба. В этом значении слово кожух сохранилось почти во всех Славянских наречиях.

Кожухом называется также корпус у часов: «часы боевые зепьные (карманные), кожух медной прорезной, золочен»336. Кожушком называлась и металлическая ямочка или гнездышко для вставки жемчужного зерна или камня: «булавка с камешком червчатым в кожушке»337.

Козырь

Козырь – высокий стоячий воротник, закрывавший весь затылок. Делался из атласа, бархата, участка камки, объяри; вышивался золотом и серебром; унизывался жемчугом с драгоценными камнями. Козырь составлял один из первых предметов щегольства; отсюда выражение: «ходить козырем»338. «Козырь участок золотной. – Козырь шит золотом да серебром по белому отласу»339.

Кокошник

Кокошник – женский головной убор, состоящий из очелья и тульи, расширенной к верху и закрывающий волосы. Очелье кокошника вышивалось золотом, серебром, разноцветными нитками и шелками; унизывалось жемчугом или бисером с цветными вставками. «Четыре кокошника золотых». – «Кокошник низаной; пять кокошников, шитых с галунами и с канетелью по камкам и по атласу». – «Кокошник низоной; кокошник шитой тафтяной с круживом серебреным, кокошник тафтяной желтой с лентами золотными, да восемь кокошников шитых, белых»340. «Кокошник жемчюжный со ставками»341. «Очелья новые кокошников, шиты по перевити нитми, местами шито золотом».

Коловорот пищальный. См. Пищаль.

Коловрат самострельный. См. Самострел.

Колонтарь, Калантарь

Колонтарь, Калантарь – доспех без рукавов, из крупных металлических пластин, соединенных железными кольцами и простиравшихся от шеи до пояса, с кольчужною сеткой от пояса до подола и с разрезами на плечах и на боках; обе половины его, передняя и задняя, стягивались ремнями или связывались тесьмами. В описании Куликовской битвы колонтари называются «злаченными»342. «Калантарь стальной, доски прорезные, пряжи и наконешники, и гвоздья железные, золочены; застешки тесма шолк зелен, червчат, с золотом»343.

Колпак = Калпак.

Колтки, Колотки, Колодки

Колтки, Колотки, Колодки – золотые висюльки в виде брусков у ряс и серег. «У ряс колодки и кольца золотыя с финифты с розными, около колодок веревочки низаны жемчюгом, у колодок в гнездех 4 алмаза да 4 яхонта червчатых да 2 изумруда»344. – «Две колотки рясные золоты навожены финифтом, а в них 6 яхонтов червчатых»345. См. Рясы, Серьги.

Колчан

Колчан (туль) – влагалище для стрел. Колчаны делались из кожи или сафьяна; у людей богатых они обтягивались атласом, бархатом, парчой; украшались каймами с разноцветными косками, веревочками, плащами, репьями и т. п. Колчан с стрелами пристегивался с правой стороны или к особенному, или к сабельному поясу346. См. Саадак.

Кольца. См. Перстни.

Кольчуга

Кольчуга – доспех в виде рубашки из мелких плотно сплетенных железных колец, с разрезами напереди – у шеи и у подола, которого края назывались подзором347. Кольчуги делались иногда на гвоздь, а иногда из так называемых сеченых колец, то есть выбитых из листового железа и нашитых на подбой. На грудях кольчуг делались мишени или круглые бляхи, которыми заделывались также прострелы кольчуг и в других местах348. «20 колчюг с сеченым колцом немецких. – 80 колчюг на гвоздь; на всех на них на груди по 2 мишени медяны»349. В 1848 году, при разрытии сопки в селе Велебицах, неподалеку от Новгорода, между множеством старинного оружия и доспехов, найдена кольчуга, в виде косоворотки, примечательная по кресту, прикрепленному к вороту, который застегивался, по-видимому, проволокой350. Кольчуги чистились в особо устроенных бочках с веретеном в средине: «бочка, в чем колчюги чистят, в ней веретено железное»351.

Конфаренный, Комфаренный, Кумофаренный

Конфаренный, Комфаренный, Кумфаренный – насеченный точками, пунктированный. Судя по изделиям, кумофаренье было: грановитое, дорожчатое, струйчатое, травчатое, чешуйчатое, ячейчатое и т. п. «Венцы чеканены, золочены, а земля была кумофарена»352.

Кончар, Ганчер

Кончар, Ганчер – прямое оружие с длинным (аршина в 2) трехгранным или четырехгранным клинком, которого острый конец мог проницать сквозь кольца панциря353. Название кончара взято с Тат.

ханджар (= Монг.
кингар), означающего кинжал. В описи имения М. Татищева 1608 г. значится «хонжар Кызылбашской булатен, черены и ножны золоты басмяны с лалы и з бирюзами и с винисы354. Между оружием кн. Голицыных находились: «ганчер сталной, черен и ножны оправлены серебром и позолочены, на ножнах и на черену бирюзы; пояс шелковой красного с белым; цена полос 13 алт. 2 д., а оправе и ножнам 7 руб. – Ганчер, на черену и на ножнах оправа серебреная с чернью, месты золочена; пояс шелковой, рудожелтой с белым; ножны оклеены ящуром; цена полос 20 алт., оправе и ножнам 6 руб.»355.

Копья

Копья – делались с тремя или с четырьмя гранями из булата, стали, железа. Части полного копья: перо, тулея, яблоко и ратовище с подтоком. Пером называлась острая грань от тулеи до оконечности; тулеею – трубка для насаживания на ратовище; яблоком – шарик при соединении пера и тулеи; ратовищем – длинное древко; подтоком – металлическая оковка на тупом конце ратовища356. Перо, яблоко и тулея иногда наводились золотом; под тулеей прикреплялась бахрома; древко перевивалось галуном. «Копье Черкаское булатно, тощое, наведено золотом; яблочко серебряно гладкое. – Копье Московское, промеж пер до тулей через грань наведено золотом»357. – «Копье сталное плоское, остроконечное, огненное, у замка трубка золочена; ратовище деревяное, оклеено кожею золотною; цена полтора рубля. – Копье прорезное троегранное с яблоком, на яблоке голова змеиная, трубка витая, месты золочена; цена полтина. – Копье троеграное сталное, по нем и по трубке насекано золотом и серебром; цена полтина. – Копье троеграннне, трубка и яблоко до полукопья золочено; цена 10 алт. – 5 копей длинных троегранных, с яблоки; цена рубль»358.

Корзно

Корзно – мантия или плащ, который накидывался сверху и застегивался на плече запоною с петлицами. Карамзин говорит, что «у древних Россиян корзном, коцем или кочем называлась мантия или хламида»359. В известном Святославовом Сборнике (1073 г.) на великом князе изображено корзно синяго цвета с петлицею и обшивкою золотыми, застежкою и подкладкою красными. В летописях корзно упоминается под 6655 (1147) годом: когда Киевляне, возмутившиеся против Игоря, «похытиша его на обедни … и манотью на нем оторгоша … и тако из свиткы изволокоша … и емше поведоша из манастыря, и срете и Володимир … и скочи с коня и огну (покры) и корзном»360.

Королек, Кралек

Королек, Кралек – коралл. Шарики совершенно круглые или продолговатые, выточенные из коралла, насаживались «на спнех», употреблялись вместо пугвиц у опашней, шуб и т. п., и назывались пугвицами корольковыми или просто корольками. Напр. у Бориса Федоровича было на шубе 15 корольков, на ворот и прорехах опашней 16 корольков (на одном продолговатых) на серебряных спнях с жемчужными закрепками361. – Из корольков вытачивались и другие вещи: у царя Алексея Михайловича была «фляжка королек бел, на ней лова голова, а в ней лицо человечье»362. – «Пуговицы крали»363.

Кортель, Кортли

Кортель и Кортли – женская нарядная одежда, покроем совершенно подобная летнику, только на меху. «Кортель соболей; вошвы шиты золотом и серебром волоченым, лученчаты и бархачены, шолк зелен, червчат. – Кортель белей хрептовой; вошвы аксамичены по червчатому бархату золотом и серебром. – Кортель белей черевей; вошвы камка Кызылбашская, люди стоячие и сидячие, розные шолки. – Кортель камка Еская жолта на горностаех; вошвы бархат Венедицкой шолк червчат с золотом и с петлями. – Кортель камка Цареградская на горностаех, шолк бел, червчат; без вошев»364. У царицы Евдокии Лукьяновны были: «кортель горностайной, опушен пухом черным. – Кортель тафта бела, на черевах на бельих»365. – «Кортель куней»366.

Косник, Накосник

Косник или Накосник – принадлежность девичьего головного убора, состоявшая обыкновенно из банта с распущенными концами или из кисти с ворворкою, прикрепленных к концу косы посредством шнурков, которые вплетались в косу и проходили в ней с верху до низу, в виде пожилин, между прядями волос. При богатом наряде, вместо ворворки привешивалась золотая или серебряная цка (пластинка), унизанная жемчугом, или делалась привеска в роде подушечки, с прикрепленными к ней двумя и даже тремя кистями, также с ворворками367. В 1636 г. января 24 Михаил Федорович пожаловал дщери своей царевне Ирине «накосник по цке серебреной золоченой, низан жемчугом большим; на конце у накосника три ворворки обнизаны жемчугом; в кистей место низано жемчугом мелким; по концам перепелы серебрены золочены; подложен тафтою жолтою». – «Другой косник по цке серебреной золоченой низан жемчугом, меж жемчугу 4 изумруда да 2 яхонта лазоревы да 5 лалов; три ворворки да две кисти жемчужные»368.

В 1649 г. «царевне Анне сделана к коснику кисть, пошло 3 цевки золота да золотник с четью шолку шемоханскаго»369. Ей же, в 1652 г., «сделано два косника один серебряной, другой золотной с шолком: серебра пошло 3 цевки, да на пожилины и на снурок пошло золотник шолку белого; а на другой 2 цевки золота да полпята золотника шолку шемоханскаго»370.

Кости у лука. См. Лук.

Кострыш

Кострыш – сорт сукна. По случаю свадьбы царя Михаила Федоровича с Марией Владимировной (1624 г.), для двух брачных свеч «к кошелкам на круги пошло четь аршина сукна кострышу червчатого, 6 алт. 4 денги. – Патриарху Филарету Никитичу отпущено (1625 г.) 10 арш. сукна Аглинского да кострышу темносинего меншие земли, по 20 алт.; а быть тому сукну у патр. Филарета Никитича в крестовой палате на двери и на окнах, как бывают при нем, государе, иные земли власти»371. В 1613 г. января 28, дано «Тюменсково города голове Татарской Бесч. Малышеву 4 арш. сукна кострыжу кирпичново, цена 2 руб. – июня 1, «Крымскому гонцу Усеину однорядка сукно кострыш алой, цена 2 руб. 8 алт. 4 денги». – Кострышный сшитый из кострыша. Того же июня 23, «гонцу Реджену однорядка кострышная ала, цена 2 руб. 8 алт. с денгою»372.

Котыга

Котыга – платье вообще и особенно верхнее платье. По замечанию Карамзина, котыга тоже, что коць или верхняя одежда373. Востоков приводит из памятников XI и XII вв. места, в которых, словом, котыга переведены греческие: χιτών, ϑερίστρον, ίμάτιον и χεντϖνιον374. Князь Георгий Данилович (1319 г.) приказал слугам своим покрыть тело убиенного в. князя Михаила Ярославича; «и се един прикры тело его своею котыгою, юже ношаше»375.

Коць, кочь

Коць или кочь. См. Корзно. У поляков Кос означает1) толстое, грубое сукно, также 2) плащ или епанчу, косматую с обеих сторон, и 3) покрывало, попону376. Черниговский князь Михаил (1245 г.) «снемь коць свой, верже к ним (боярам), глаголя им: приимете славу света сего»377. – Великий князь Иоанн Данилович (1328 г.) завещал сыну своему Ивану «коць великий з бармами»378.

Кошуля

Кошуля – заячья или овчинная шуба, покрытая крашениною или какою-либо другою недорогой тканью. Ее носили мужчины и женщины. «Кошуля заячинная под зеленым стамедом; другая кошуля овчинная под стамедом темно-зеленым; кошуля ж овчинная под яренком зеленым, – все с снурками»379.

Кратулинь = Картулин.

Крашенина

Крашенина – крашеный холст. Была разных цветов. «Кофтан Есской червлен, пушен крашениною сверху»380. – «За 40 за 8 арш. с полуаршином крашенины черной, по 10 денег за аршин, и того 2 руб. 14 алт. с денгою; куплена под сукно на колымагу государыне великой старице Марфе Ивановне. – За 6 арш. крашенины лазоревой, по 5 ден. за аршин, и того 5 алтын; куплена к Веденью пречистой Богородице к сиверским дверям на завес»381. Крашенинный сшитый или сделанный из крашенины. «Кафтан крашенинной лазоревой, цена 18 алт.»382.

Крест

Крест наперсный, как принадлежность царского сана, был надеваем государями при всех нарядах. У царя Федора Алексеевича был «крест животворящаго древа в кипарисе», с образом Спаса Нерукотворного и с золотою звенчатою троегранною цепью в главе. При том же царе сделан «крест золот с финифты», с частями ризы Господней и животворящего древа креста Господня, украшенный алмазами, с золотою звенчатою цепью. Средняя часть этого креста с лицевой стороны вскрывается. Внутри, на одной стороне изображено на финифти вверху Благовещение, в средине Рождество Христово и означение года 1662, внизу Богоявление. На другой стороне, на финифти же, молитва: «Спаси Господи люди твоя и благослови достояние твое, победы царю нашему на неверныя во Христа языки даруя и своя, сохраняя крестом си люди»; под молитвою Нерукотворный Образ и под ним монограмма ΘΘΘΘ, которая значит Θέα Θεοῦ Θεῖον Θαῦμα, то есть Божие видение Божественное чудо383. Эта монограмма, равно как ЕЕЕЕ (зн. Εὔρηχεν Εὔρημα ΄Ελένη ΄Ενϒολϒοϑᾶ, т. е. Елена нашла находку на Голгофе); ТКПГ (зн. Тόπος Κρανίου Παράδεισος Γέϒονε, т. е. место Лобное рай бысть) ФХФП (зн. Фῶς Χριστοῦ Φωτίζει Πάντας, т. е. Свет Христов просвещает всех); ΔΣ (зн. Δέησις, т. е. Моление) и др. во множестве встречаются на стенах храмов, на иконах и крестах в монастырях Палестинских и Афонских, в Риме и в других местах384. При описании памятников непременно надобно обращать внимание на эти монограммы, как на особенность известного времени. Из подражания Грекам, и Русские художники употребляли подобные монограммы, из которых чаще встречаются следующие385:

ББББ т. е. Бич Божий Бьет Беса.

ВВВВ – Возвращение В рай Всем Верным.

ДДДД – Древо Добро Диаволу Досада.

или: Древо Дарует Древнее Достояние.

КККК – Крест Крепость Константину К вере.

NNNN – Невидимая, Непостижимая, Неизреченная, Неизглаголанная.

ПППП – Пою, Почитаю, Покланяюся Подножию (твоему, Владыко).

СССС – Спас Сотвори Сеть Сатане.

или: Слово Спасает Сего Славящих.

ХХХХ – Хоругви Христова Христианом Хвала.

ЦЦЦЦ – Цвети Церковнии Цвет Церкви.

YYYY – Честна Чисто Чтущим Человеком.

Кроме монограмм, художники наши измыслили для своих произведений разные символические изображения. Знание их также имеет свое значение в истории Русской символики и иконографии. Вот некоторые из этих изображений с объяснением значения их:

I. Изображения из Св. Писания

Золотой крест, якорь и сердце знач. вера, надежда, любовь (1Кор.13:13); книга – дух премудрости; златой свящник – дух разума; Евангелие – дух совета; семь златых рогов – дух крепости; семь златых звезд – дух ведения; громовые стрелы – дух страха Божия (Ис.11:2–3); сердце с крыльями – дух любви; лавровый венок – дух радости; дуга в облаке – дух мира; голубь в купине огненной – дух долготерпения; семь златых рюмок – дух благости; голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия; челнок в облаках – дух кротости; пук цветов – дух воздержания (Гал.5:22–23); ההה – Дух Божий ношашеся верху воды (Быт.1:2); огнь на жертвеннике – углие возгореся от него (Пс.17:9); катящияся колеса – дух жизни (Иез.1:20); венок, держимый двумя руками, посредь коего голубь с крыльями – дух благодати (Зах.12:10); АꙌ – начаток и конец (Апок.1:8); растворенныя врата – прошедший небеса (Евр.4:14).

II. Изображения из Акафиста Иисусу

– Иис. Ангелом удивление; жезл, крест, митра и панаийя – Иис. пресладкий патриархом величание; рука, держащая скипетр и корону – Иис. преславный царем укрепление; златая чаша – Иис. премилостивый пресвитером сладость; цвет лилии – Иис. пречестный девственных целомудрие; агнец стоящий – Иис. агнец непорочный; хлеб, рукою держимый – Иис. хлеб животный; кладезь с водою – Иис. питие неисчерпаемое; пук цветов – Иис. цвет благовонный; семистолпный храм – Иис. храм предвечный; камень блестящий – Иис. камень драгий; сияющее солнце – Иис. солнце правды.

III. Изображения таинств церковных

Сосуд с водою – тайна крещения; алавастр – тайна миропомазания; чаша и дискос – тайна причащения; два глаза – тайна покаяния; рука благословляющая – тайна священства; рука, держащая руку – тайна супружества; стакан с елеем – тайна елеосвящения.

IV. Разные изображения

Голубь с масличною веткою – не без труда обретох; орел с поднятыми крыльями – обновися юность его; орел, осеняющий крыльями птенцов своих – да жив будет; лев, стоящий на верху круга солнечного – множайший побеждает пламень; горящая купина – озаряет, но не опаляет; на челноке фонарь и куст огненный – да блистает яснее; плывущий корабль – сей к спасению общий; колосья хлеба – падший оживе; древесный пень с ветвями – от сухаго оживе; ветвь с цветами – увядший процвете; яблоко с листьями – благоуханию и красоте веруй; престол – иже побеждает, восприимлет.

Круги

Круги, низанные с каменьями, были нашиты на грудях и на плечах у чюги царя Алексея Михайловича; в двух из них «кресты и коруны с яхонты червчатыми и с изумруды»; в других двух «орлы, в орлах в грудях по яхонтику червчатому в золотых гнездех»386.

Круживо

Круживо узорочная нашивка на одеждах – кованая, плетеная, тканая или низаная, иногда с драгоценными камнями. Круживом украшались платна, кафтаны, опашни, чюги, ферези, ормячки, однорядки, роспашницы, телогреи, кожухи, шубы, шапки, рукава, рукавицы, башмаки, чеботы. Круживо делалось – с прямыми краями и зубчатое; боровчатое, веревчатое, колесчатое, коленчатое, кружковое, в проем, в цепки или чепми; притом широкое и узкое; последнее называлось круживцом. По описям значится круживо кованое золотое, кованое серебряное, кованое золото с серебром; плетеное золотное и серебряное, с городы и с пелепелы; тканое в цепки золото с серебром и шолком; низаное жемчугом с канителью и картулином, низаное в шахматы и репьями, саженое рясою; деланное золотою или серебряною канителью, напр. «травы, меж трав звездки золоты. – Круживо кованое золото с серебром веревчато, посредь проволока серебряная плащоная». – Упом. круживо Немецкое, Молдацкое. На опашне: «круживо золотное, Немецкое тканое». – На шубах «круживо кованое серебреное; – круживо золото пряденое». – На ферезеи: «круживо Немецкое плетеное золото с серебром с городы». – На распашнице: «круживо низано жемчюгом по бархату по червчатому, а в нем 24 косы золоты, а в них в золотых гнездех 24 яхонтиков червчатых да 46 изумрудцов»387. – На чеботах: «круживо золотное кованое; – золото с серебром кованое; – серебряно, кованое, з золотом». – На башмаках «круживо кованое серебро с пелепелы; – круживо ткано шолк ал з золотом»388.

Крыж

Крыж – крестообразная рукоять у меча, палаша, тесака, кончара и сабли. Части крыжа: яблоко (набалдашник), черен и огниво (поперечное железцо). Черен обтягивался иногда хзом или бархатом и украшался резьбою; в огниво также врезывалось серебро, иногда с позолотою и камнями. «Черен хоз серебрян чеканен. – В черену на стороне по змейке. – В черену гвоздье наведены золотом. – Огнивцо булатно, резано золотом, а на нем по обе стороны плящи золоты, во гнездех камушки яхонты червчаты и берюзы. – Огниво и черен окованы серебром волоченым. – Огнивцо булатно с прутики, золотом наведено»389.

Крюк

Крюк металлический употреблялся, как и ныне употребляется, для застегивания пояса. У саадачных поясов Бориса Федоровича крюки у поясов были «серебряны золочены и конфарены, серебряны гладки, медяны с краски»390. У сабельных поясов его же были крюки серебряные и булатные с золотою нарезкою.

Кумач

Кумач – (Араб.

кумаш) Бухарская бумажная ткань преимущественно красного, реже – синего и других цветов. В царской граммате 8 марта 1678 г. значится «сто восмь кумачей, по рублю по пяти алтых кумач»391. – Кумачный сделанный из кумача. «Два полотенца кумашных, в них вшито по три полотна; цена 20 алт.»392.

Кумофареный = Комфаренный.

Курпечатый мех

Курпечатый мех – ягнячья овчина, мерлушка. «Кафтан объярь осиновая на курпечатом меху393.

Кутас боболев. См. Боболев кутас.

Кутня

Кутня – ткань из шелка и бумаги, большею частью полосатая. По описям Бухарская, Вавилонская, Индейская, Кызылбашская, Турская, Немецкая. Бухарская

хутнэ (Араб.
кутни) по достоинству уступает такой же ткани из шелку и бумаги, называемой
касаб. «Телогрея кутня Турская цветная, по белой земле полосками шолк ал да таусинен, зелен, жолт». На подкладке и подпушке кафтанов и чюг кутня дымчата, – жолта, – лазорева, – червчата, – полосата394. «Кутня полосатая, по ней травки серебряныя, из зеленаго шолку, 7 арш. 2 четв. невступно; цена 4 руб.»395. «Ферези теплые кутняные, полосы шолк червчат да бел»396.

Куфтерь

Куфтерь – сорт камки. По торговой книге «добрая куфтерь не леняет, болшей узор; а коя толста, та и добра;

и
аршин купят»397. – «Зголовье камка ала куфтерь. – Роспашница камка куфтерь червчата. – Телогрея камка бела куфтерь. – Телогрея камка куфтерь жолта»398.

Кучма

Кучма – шапка с меховым верхом и исподом. Употребляется и ныне у Малороссиян. У Бориса Федоровича была «кучма соболия, на ней запона золота с травами, а в ней изумруд зелен да 2 яхонта червчаты да яхонт лазорев да 2 алмаза да 2 жемчюга вислые, кругом ее и круг запоны круживо низано жемчюгом в шахматы»399.

«За кучму сю твою велыку

Як дам ляща тоби я в пыку,

То тут тобе лизне и чорт»400.

Кушаки

Кушаки – делались из разноцветных шелков и шерсти, часто с примесью золота и серебра; при опоясывании они складывались, как и ныне, в несколько раз. У Бориса Федоровича кушаки были из золотной и шелковой разноцветной камки и из объяри: «кушак объяринной полосат, шолк зелен да червчат да ценинен да рудожелт да бел. – Кушак камкосинной полосат шолк жолт, лазорев да черчет да бел»401. При кушаке носили нож; напр. царь Алексей Михайлович надевал «кушак золотной по лазоревой земли с ножиком. – Кушак с ножем болшой»402. Эти ножи оправлялись золотом и камнями: «кушак серебрен с шолками (с алым, с зеленым, с лазоревым), полоски мелкия золотныя с шолком чорным; у него нож булатной, оправлен золотом с каменьи с лалы и с бирюзы. – Кушак отлас золотной, полосы золоты и серебрены с шолки; у него нож булатной, черен серебрен, позолочен; на конце у черена и ножны оправлено серебром, позолочено, с каменьи лалики и бирюзы». – Носили кушак и без ножа: «кушак новой, золотной с розными шолки, полосы серебрены и золочены; рукавиц и ножа, и штанов не отпущено. – Кушак серебрен без ножа»403. Турецкое название кушака также

кушак.

Куяк

Куяк – дощатый доспех из круглых либо четвероугольных металлических пластинок или блях, набранных и нашитых или набивных гвоздями на бархате, сукне и т. п. Куяки делались по-кафтанному404, след. с полами («куяк с рукавы и с полами»); для застегивания их употреблялись и тесьмы с пряжами, и пуговицы с петлями; были куяки с рукавами и без рукавов, с нагрудниками, наплечниками и щитами. По описи 1640 года, все куяки с куяшными шлемами были присланы царю Михаилу Федоровичу в дань от Алтына царя, от брата его Даинчинаяна и от Тунгузские земли Лобы Даинмень-Герланзу в 1636 и 1638 гг.; а одним куяком ударил челом в 1636 году шахов купчина405. У Монголов, по замечанию Дорджи Банзарова, доселе употребляется подобный доспех из железных блях, пришиваемых к коже или какой-либо ткани, он называется

хуяк406.

* * *

258

См. Древн. Рос. Госуд. отд. IV. рис. № 1 и стр. 5.

259

Вывесн. кн. 137 г. № 127.

260

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. матер. стр. 144.

261

Описн. кн. 150 г. № 681. л. 62.

262

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 61.

263

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 342.

264

Там же, стр. 407.

265

Описн. кн. 97 г. № 665 и 190 г. № 140.

266

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 53 и 54.

267

Торг. кн. ркп. гл. 217. – Ср. Зап. Отд. Рус. и Слав. Археол. т. I. отд. III. стр. 128.

268

Дизим, ркп. л. 62.

269

Дополн. к Акт. историч. т. I. стр. 195. 197. 199. 200. 202. 204. 207.

270

В духовной грам. князя Михаила Андреевича Верейскаго (1486 г.) значится: «постеля шита шолки на ал камке. взголовье камка Мисюрьская з золотом, да другое взголовье камка на червьци бел шолк». Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 303. – В описи имуществу царя Ивана Васильевича: «ферези камка Мисюрская, на бели крушки золоты мелкой узор с черным шолком. – Кафтанец короткой камка Мисюрская, на сини розные шолки с золотом лоси». Врем. кн. VII. М. 1850. отд. III. стр. 20. 30 и др. – В одной описи читаем: «камки лаудану краснова цвету аршин с четверью». Изв. Археол. Общ. т. V. стр. 120. В оп. им. кн. Голицыных: «камка лудан облакотной (облачный) цвет». стлб. 70.

271

Описн. кн. 97 г. № 665. – 140 г. № 678. – 150 г. № 679. – Выв. кн. 137 г. № 127. – Переп. кн. 181 г. № 145 и мн. др.

272

Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 289.

273

Торг. кн. ркп. гл. 32–50. Ср. Врем. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VIII. стр. 14 и 15. – Зап. Отд. Рус. и Слав. Археол. т. I. стр. 120–122.

274

Дизим, ркп. л. 64 об.

275

Очерк дом. жизни и нрав. Великорус. нар. СПб. 1860. стр. 73.

276

Ист. Госуд. Рос. т. IX. стр. 257.

277

Описн. кн. 97 г. № 665. – 150 г. № 679. – 190 г. № 140. – Вывесн. кн. 137 г. № 127.

278

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 31.

279

Прих.-расх. кн. 137 г. № 748.

280

Собр. госуд. грам. и догов. ч. 1. стр. 32. – В Ист. Гос. Рос. т. IV. прим. 325: «пояс с капторгами» род застежек (?).

281

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 340.

282

Описн. кн. 150 г. № 679.

283

Кроил. кн. 157 г. № 807; 158 г. № 811 и 160 г. № 1000.

284

Опис. имущ. кн. Голиц. стлб. 151.

285

Описн. кн. 190 г. № 140.

286

Опис. имущ. кн. Голиц. стлб. 157. 158.

287

Торг. кн. ркп. гл. 217.

288

Описн. кн. 97 г. № 665 и 150 г. № 679. – Вывесн. кн. 137 г. № 127.

289

У Даля (Слов.) «Картулим». – У Строева Указ. к Вых. госуд. «картулин род канители».

290

Описн. кн. 150 г. № 679.

291

Забелин. Дом. быт рус. нар. т. II. Матер. стр. 50. 31.

292

Покрой кафтана показан, по кроильным книгам, у Вельтмана в слов. к Оруж. Пал. стр. 20: «апреля в 10 день (1666 г.) скроен великому государю кафтан становой объярь серебряна травы золоты с шолки розных цветов, в длину по передам 2 арш. 3 верш., позади 2 арш. полтретья вершка, в плечах ширина 1 арш. без полвершка; рукавам длина от стану 1 арш. 5 верш., в корени 7 верш., в запястье 3 верш.; в подоле ширина 5 аршин».

293

Описн. кн. 97 г. № 665.

294

Переписн. кн. 148 г. №678.

295

Описн. кн. 190 г. № 140.

296

Описн. кн. 97 г. № 665.

297

Вых. госуд. стр. 685. 694.

298

Описн. кн. 190 г. № 140.

299

Описн. кн. 150 г. № 679.

300

Кроил. кн. 130 г. в № 1149.

301

Кроил. кн. 158 г. в № 811.

302

Акт. Юрид. стр. 153.

303

Там же, стр. 92. 93.

304

Там же, стр. 50. В описи имущ. кн. Голиц. стлб. 158: «Кафтан возничей немецкой и штаны, сукно цвет коришной, по нем галун серебреной; цена 5 р. – 2 кафтана возничьих объяринных жарких, на бельих черевьих мехах; цена 4 р. – 2 кафтана возничьих же объяринных лимонных, холодных; цена 3 р. – Волосы накладные; цена 20 алт.».

305

Переп. кн. 148 г. № 678.

306

Вых. госуд. стр. 12.

307

Там же, стр. 8–10. 27. 35. 99. – Покрой кебеняка по кроильной книге 137 г. (№ 1156): сентября 12 «скроен государю кебеняк лундыш темновишнев, в длину дву аршин без полутора вершка, ширина в плечех аршин и полчетверта вершка, по подолу 4 арш. без дву вершков; рукава в длину от стану аршин с четью, ширина в корени 7 вершков, в запястье 4 вершка без чети».

308

Оп. имущ. кн. Голиц. стлб. 2. 81. 153.

309

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 406.

310

Домострой, ркп. гл. 67. стр. 188 об.

311

Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 597.

312

Описн. кн. 134–136 г. № 668 и 150 г. № 679.

313

Толк. слов. под словом «сорока».

314

Ист. Гос. Рос. т. Х. прим. 426.

315

Описн. кн. Кирил.-Белоезерск. мон. 1668 г. ркп. л. 659.

316

Описн. кн. 97 г. № 665.

317

Котляревский. Энеида на Малорос. языке 1842 г. ч. I. стр. 32.

318

Описн. кн. 97 г. № 665.

319

Полн. собр. Рус. летоп. т. V. стр. 146.

320

Ист. Гос. Рос. т. II. прим. 126.

321

Там же, т. II. прим. 353.

322

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 58.

323

Описн. кн. 190 г. № 140.

324

Описн. кн. 150 г. № 679.

325

Описн. кн. 97 г. № 665.

326

Описн. кн. 190 г. № 140.

327

Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 41.

328

Описн. кн. 97 г. № 665.

329

Истор. опис. од, и вооруж. ч. I. стр. 31.

330

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стлб. 59.

331

Вых. госуд. стр. 178.

332

Рус. доступам. ч. III. стр. 50. 51.

333

Летоп. по И пат. сп. изд. 1871. стр. 541. – Оливер = Греч. оβηρος, тоже что óλοπóρϕυρος; знач. кожух был весь пурпуровый.

334

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 32.

335

Вых. госуд. стр. 178.

336

Акт. Историч. т. IV. стр. 399.

337

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стлб. 63.

338

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 14 и 15.

339

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стлб. 58. 60.

340

Акты юрид. быта др. России, т. III. стр. 292. 294. 296.

341

Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стлб. 60.

342

Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 428.

343

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 45–46 и LXXV.

344

Описн. кн. 150 г. № 679.

345

Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 602. 603 и Матер. стр. 47.

346

Описн. кн. 97 г. № 665. – Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 70.

347

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 44.

348

Древн. Рос. Госуд. отд. III. стр. 51.

349

Описн. кн. 97 г. № 665.

350

Зап. Археол. Общ. т. IV. переч. засед. стр. 13.

351

Описн. кн. Кирил.-Белоезер. мон. 1668 г. ркп. л. 746.

352

Врем. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VII. отд. III. стр. 2.

353

Историч. опис. од, и вооруж. ч. I. стр. 62 и 63. – В старинном описании Куликовской битвы упоминаются «кончены (гончары) Фряжские» Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 428.

354

Врем. М. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VIII. смесь стр. 38.

355

Розыск. дела о Шакалов. т. IV. столб. 130. 131.

356

Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 65.

357

Описн. кн. 97 г. № 665.

358

Розыск. дела о Шаклов. т. IV. столб. 132.

359

Ист. Госуд. Рос. т. V. прим. 27.

360

Летоп. по Ипат. сп. изд. 1871. стр. 248. Также под 6683 г. стр. 401: «сверже ковер и корзно». – «Прикрыв и корзном».

361

Описн. кн. 97 г. № 665.

362

Вых. госуд. 285 и др.

363

Акты Юрид. стр. 455.

364

Дом. быт рус. нар. т. II. Матер. стр. 28.

365

Описн. кн. 150 г. № 679.

366

Акт. Историч. т. I. стр. 211.

367

Дом. быт рус. нар. т. II. стр. 588 и 589.

368

Там же, стр. 592.

369

Кроил. кн. в № 807.

370

Кроил. кн. в № 1000.

371

Расх. кн. 133 г. № 985.

372

Расх. кн. 122 г. № 717.

373

Ист. Гос. Рос. т. IV. прим. 237.

374

Слов. церк.-слав. яз. под словом котыга.

375

Соф. Врем. ч. I. М. 1820. стр. 311.

376

Linde, Stown. jçz. polsk.: Koс die Kotze sukno grübe kosmate na obie strony, gausape, zottiges Tuch … opony. Сн. Ист. Гос. Рое. т. IV. пр. 43.

377

Новгор. лет. по синод. сп. изд. 1888. стр. 268.

378

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 32.

379

Изв. Археолог. Общ. т. III. стр. 59.

380

Прав. грам. 1547 г. в Акт. Юрид. стр. 50.

381

Рус. Историч. Библиот. т. IX. СПб. 1884. стр. 45. 61.

382

Там же, стр. 258.

383

Описн. кн. 190 г. № 140. Изображение этого креста см. в Древн. Рос. Гос. отд. II. № 46. – Указанное нами значение монограммы ΘΘΘΘ видно из повествования о нерукотворенном образе, помещенного в Чет. Мин. под 16 Авг. (изд. М. 1856. л. 153 об.).

384

Архим. Порф. Письм. Кин. и Ман. СПб. 1857. стр. 24. – Изв. Археолог. Общ. т. I. стлб. 372. 373.

385

Предлагаемое здесь объяснение Русских монограмм взято из рукописного Сборника, принадлежащего Археограф. Комиссии, л. 444. Описание этого Сборника см. в Летоп. зан. Археограф. Ком. вып. 2. СПб. 1862 (д. б. 1864) г. отд. V. стр. 24–30.

386

Описн. кн. 190 г. № 140.

387

Описн. кн. 97 г. № 665 и 190 г. № 140. – Вывесн. кн. 137 г. № 127. – Переп. кн. 181 г. № 145. – Вых. госуд. стр. 29. 220. 406 и мн. др.

388

Описн. кн. 150 г. № 679.

389

Описн. кн. 97 г. № 665. – Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 59. 61.

390

Описн. кн. 97 г. № 665.

391

Дополн. к Акт. Историч. т. VII. стр. 107.

392

Розыск. дела о Шаклов. т. IV. стлб. 45.

393

Розыск. дела о Шаклов. т. IV. стлб. 58.

394

Описн. кн. 150 г. № 679.

395

Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 77.

396

Вых. госуд. стр. 191.

397

Торг. кн. ркп. гл. 217.

398

Оп. кн. 190 г. и 150 г. №№ 140 и 145.

399

Описн. кн. 97 г. № 665.

400

Котляровский. Энеида на Малорос. яз. ч. I. стр. 33.

401

Описн. кн. 97 г. № 665.

402

Вых. госуд. стр. 181. 269.

403

Там же, стр. 285. 287. 289. 290 и др. – В Историч. опис. од. и вооруж. (стр. 21) замечено, что при кушаках и за поясами носили не только нож, но «иногда два, нередко и кинжал; также нашивали нож с ложкою»; а в примеч. 49 (стр. XXX и XXXI): «на старинных изображениях, ножи при кушаках показаны везде заткнутыми, а при поясах привешенными».

404

Описн. кн. 195 г. в арх. Оруж. Пал.

405

Переписн. кн. 148 г. № 678.

406

Зап. Археол. Общ. т. II. стр. 353.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle