Источник

Г

Гагатка

Гагатка – запястье, браслет из гагата. «Перло в три нитки мелкого жемчугу, 3 гагатками»160.

Гаитан, гоитан

Гаитан, гоитан – (Тур.

гайтан) снурок. «Манисто на гайтане»161. «На чепочке в манисте на гоитане понагея золота … на манисте ж, промеж понагей и крестов на гоитане две прониски золоты». «Гаитан шолк шемоханской с золотом, 23 алт. 2 денги»162.

Галун, голун

Галун, голун – тесьма или лента золотная, серебряная, мишурная, шелковая или гарусная, узорчато сотканная. Употреблялся для обшивки и украшения одежд и других предметов; заменяет круживо. «Кафтан дождевой с голуном золотным»163. – «Рукавки перщатые … кругом голун золотной»164. «Кафтан возничей … по нем галун серебреной». – 7 каптуров … розшиты галунами гарусными. – Плат бархатной таусинной, круг его галун шолковой. – Завес двойной на две полы … на полах во шти местех пришиван галуном золотным»165.

Гамалейка – мешочек, сумка. Ср. Амагиль. «Гамалейка турецкаго дела»166.

Ганчер = Кончар.

Гапель

Гапель – (Араб.

хабель) бляшка с крючком для застегивания, застежка. В описях значатся: у кафтана «вверху, где бывают пугвицы, гапелка серебреная неболшая с петлею»; у других кафтанов на рукавах – по 2, по 3, по 4, по 5 и по 6 гапель; у одного зипуна – «серебреных 10 гапель с петли»; у другого «4 гапли»; у емурлука – «у длинной нашивки гапли белыя, а у короткой нашивки гапли с финифтью»; у бешмета – «на рукавах 6 гапель»167.

Гнездо

Гнездо – металлическая ямочка, в которую вставляется драгоценный камень или жемчужное зерно. Гнезда делались и с гладкими, и с зубчатыми краями. «Во образцех (шапки вставлено) по бирюзе в гнездех в золотых; в звенех (серебряной золоченой цепи) по берюзе в гнездех, а гнезда серебряны золочены; по венцу (шлема) 4 изумруды да 4 яхонты лазоревых да 4 лала, все в гнездех золотых»168. «Меж жемчюгу (чеботов) каменье в золотых гнездех, по лалу да по 3 яхонта лазоревых да по 5 изумрудов; в привеске (золотаго пера) 5 алмазов в гнездах»169.

Гоитан = Гаитан.

Голомень, Голомя

Голомень или голомя – боковая, плоская сторона полосы у меча, сабли, палаша, кончара, тесака и кинжала170.

Городы

Городы – 1) выемка в виде сплошных зубцов или полукругов на краях кружив; 2) в вышиванье узор такого же вида. «Ферези теплые, … обнизь с городы»171.

Грива

Грива – 1) плетеная из пряденого золота или серебра сетка, которой покрывали гриву лошади для украшения. «Грива круживо серебряное, нашивано по черной тафте, с бахрамою золотною; цена рубль 16 алт. 4 д.»172. – 2) обшивка одеял спальных и санных; делалась из объяри, атласа, тафты; обводилась золотным галуном; украшалась жемчугом и драгоценными камнями. В 1626 г. октября 22, от царицы из хором принесена «одевальная грива, по отласу по червчатому низаны травы жемчюгом, меж трав в гнездех 22 яхонты лазоревых да 25 изумрудов да 7 лалов; подкладка киндяк лазорев. Да одевалных же три каймы низаны жемчюгом по атласу по червчатому. И та грива, и каймы у государева у большого одеяла»173. Одеяльные гривы назывались и огривками, и загривками: «одеяло хребты песцовые, поволочено зенденью тмосинею; огривок зендень тмозелена»174. «Одеяло горностайное, покрыто камкою Кызылбашскою цветною; загривок отлас золотной, по зеленой земле шолк красной с белым»175.

Гривна

Гривна – шейное украшение, состоявшее из металлического кольца или обруча, большей частью с постепенным утончением его к сходящимся назади концам. Гривны были золотые, серебряные и медные; гладкие, с гранями и витые жгутом или искусно сплетенные из проволок; медные гривны обвивались серебряной проволокой. Подобные украшения видел в Царьграде один из спутников митроп. Пимена; описывая венчание на царство Мануила Палеолога (1391 г.) он говорит, что из присутствовавших на этом торжестве в Софийском храме «на персех ношаху овии жемчюжен, овии обруч злат на шии, овии чеп злату на шии и на персех»176. В тверском музее хранятся: шейная гривна в виде кольца из сплава серебра с цинком, весом 34 зол., в диаметре 7½ англ. дюйма, толщиной в 2 л.; поверхность ее имеет вид граней (фасетов); она застегивается крючком в петлю из того же куска металла, из которого сделано кольцо, с утончением оного к сходящимся в виде крючка и петли концам; на одном конце сохранилась часть спирально обвивающей его серебряной плоской проволоки, а на другом остались следы такой же проволоки. – Серебряная гривна, весом 50 зол., в диаметре 5 в.; она сделана из одного прута с гранями, концы которого образуют крючок с петлей и обвивают спирально гривну. – Медная шейная гривна, в диаметре 4 в., витая из двух проволок, в диаметре каждая 1/10 д.; концы ее оканчиваются пластинками с крючками для застежки177. В древнейшие времена гривны служили не только украшением, но и наградой за воинские подвиги и другие заслуги; позднее, и даже одновременно с гривнами, носились цепи, которые всегда разнились от гривен. В народных былинах сохранилось предание о Владимировом богатыре Александре с золотой гривной178. Летопись говорит, что «в лето 6508 (1000) прииде Володар с Половцы х Киеву; и изыде нощию во стретение им Александр Попович и уби Володаря, и бра его, и иных множество Половец изби, а иных в поле прогна. И се слышав Володимер, и возрадовася зело, и возложи на н гривну злату»179. В повести о убиении князя Бориса (1015 г.) говорится, что вместе с князем убит был и слуга его Угрин Георгий, «его же любляше повелику Борис, бе бо взложил на н гривну злату велику, в ней же предстояше пред ним. Георгиеви же сему не могуще вборзе сняти гривны с шие, усекнуша главу его, и тако сняша гривну»180. В 1591 г., после бегства Крымского хана Казыгирея из-под Москвы, ц. Федор Иоаннович в радости и веселии мнозе, «приемлет от своея царьския выя златокованную чеп, ея же ношаше в почесть великого своего самодержавнаго царьствия, и возлагает на выю достохвальному своему воеводе Борису Федоровичу, достойную честь победе его воздая»; так говорит летописец181; а в граммате об избрании на царство Бориса Федоровича объявляется, что царь «снем с себя царскую свою златую гривну, возложи на выю шурина своего Бориса Федоровича»182. – На восточное происхождение этого украшения указывает самое его название, взятое от Санскр.

грива. В славянском переводе книг Ветхого Завета гривна встречается 12 раз; этим словом переведены Греческие: ʽορμίσχοϛ, (Быт.38:18,25), χλοιόϛ (42Притч.1:9; Сир.6:25,30), ψέλιον (Чис.31:50), μανιάχηϛ (Дан.5:7,16,29), χάϑεμα (Иез.16:11), μηνίσχοϛ (Ис.3:18). Так как при большей части приведенных слов находится прибавление «на выи» или «окрест выи» (περί τόν τράχηλον), то очевидно, что гривной называлось именно украшение, носимое на шее. Название μηνίσχοι (Слав. луницы гривенные) означает вид гривны, обнимавшей шею и лунообразно спускавшейся на грудь. Это подтверждают и слова из харатейной рукописи 1263 г.: «аще се прилучить ему (смерду или нищему) и кнеза видети, седеща в сра(чи)це бисром покыдане, гривну цетаву183 на выи носяща и обручи на руку, поясом влрмитом поясана, и меч злат при бедре висещ, и оба полы его болеры седеще в златых гривнах и поясах»184. – Из слов духовной грамоты Иоанна Даниловича Калиты: «дчери своей Фетиньи чело и гривну, то есмь дал при собе»185, видно, что гривна служила и женским украшением. В 1838 г., в курганах при с. Верхогрязье Звенигор. уезда на женских остовах найдены: жгут медный, витый из трех проволок, найден около шеи; жгут из медной же проволоки, найден около шеи; ожерелье из красных сердоликов четырехугольной продолговатой формы и белых круглых. Ожерелье находилось около шеи, под жгутом186. Подобные находки были в Волынской, Киевской, Орловской и Смоленской губерниях187.

* * *

160

Зап. Археолог. Общ. т. XI. СПб. 1865 г. стр. 597. – Гагать надобно отличать от агата: агат (agate) камень, слоистый халцедон, иногда содержит аметисты; бывает разных цветов – синеватый, темно-красный, белый; а гагать (gagate, jayet) отвердевшая горная смола, похожая на каменный уголь, с сильным блеском; у ювелиров известен под названием черного янтаря (schwarzer Bernstein).

161

Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 339.

162

Описн. кн. 134 г. № 668 и Расходн. кн. № 924.

163

Описн. кн. 190 г. № 140.

164

Переп. кн. 189 г. № 148.

165

Оп. имущ. кн. Голиц. стлб. 150. 151. 158. 310 и мн. др.

166

Оп. кн. 190 г. № 140.

167

Оп. имущ. кн. Голиц. стлб. 59. 60. 64–68. 70. 202. 203.

168

Описн. кн. 97 г. № 665.

169

Описн. кн. 190 г. № 140.

170

Истор. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 59. 61. 63. 64. LXXXII. LXXXIII. LXXXV.

171

Вых. госуд. стр. 137. 138.

172

Опис. имущ. кн. Голиц. стлб. 151.

173

Прих.-расх. кн. 135 г. № 737. – Описн. кн. 190 г. № 140 и др.

174

Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 53.

175

Врем. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. XV. отд. II. стр. 55.

176

Рус. Лет. по Ник. сп. ч. IV. стр. 173.

177

Сведения об этих и других гривнах Тверского Музея, с рисунками их, сообщены А. К. Жизневским.

178

Ист. Гос. Рос. т. I. изд. 2. стр. 232.

179

Рус. Лет. по Ник. сп. ч. I. стр. 110.

180

Летоп. по Лавр. сп. изд. 1872. стр. 131.

181

Рус. Лет. по Ник. сп. ч. VII. стр. 345.

182

Др. Рос. Вивл. изд. 2-е. ч. VII. стр. 57. 58.

183

Цетаву или цатаву от цата. Этим словом в церковных описях называется полукруглая, в виде молодой луны привеска к венцу иконы.

184

Рус. историч. од. от Х до ХIII в. СПб. 1877. стр. 8.

185

Собр. Госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 32.

186

Рус. историч. Сборн. изд. М. Общ. Ист. и Др. Рос. 1838. т. 3. стр. 284 и сл.

187

В описании Смоленского клада (СПб. 1870) гривны наз. просто обручами. стр. 14–16.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle