Азбука веры Православная библиотека профессор Павел Александрович Юнгеров Жизнь пророка Исаии и современное ему политическое состояние царств языческих и иудейского


профессор Павел Александрович Юнгеров

Жизнь пророка Исаии и современное ему политическое состояние царств языческих и иудейского

Содержание

Современное пророку Исаии политическое состояние языческого мира Политическое состояние Иудейского царства во время пророка Исаии  

Древние священные историки мало оставили сведений о личной (не общественной) жизни пророка Исаии. Из книги самого пророка известно, что он был сын Амоса. Личность его отца, Амоса, остается вполне неизвестною. Апокрифическое сочинение: «Восхождение Исаии» отожествляло отца Исаии с еврейским пророком Амосом (в переводе LХХ оба лица называются одинаково – Аμσ, но в еврейском тексте различно). Того же мнения держался Климент Александрийский. Но учители церкви, знакомые с еврейским текстом Библии, отвергали это мнение (блл. Иероним, Августин). Талмудисты присваивали Амосу и Исаии царственное происхождение и первого считали братом царя Амасии (Gem. Megilla. fol. 10. соl. 2; Кимхи. Толк. на Ис. 1, 1). Родством Исаии с царским домом, по мнению некоторых ученых (не вполне справедливому), объясняется близость пророка к царям Ахазу и Езекии1. Большинство современных богословов, за отсутствием точных исторических сведений, воздерживаются от определения личности Амоса.

Как неизвестно звание отца пророка Исаии, также остается неизвестною жизнь пророка до призвания его к пророческому служению. О ней не сохранилось иудейских преданий. На основании «медицинских познаний Исаии» (Ис. 38 гл.) многие богословы полагают, что пророк получил воспитание в пророческой школе, где, будто, преподавалась медицина. История не подтверждает ни обучения Исаии в пророческой школе, ни (тем более) медицинского характера преподавания в пророческих школах. Неизвестным остается даже общее количество лет жизни пророка до его призвания2. Исторически известно только, что пророк Исаия был призван Господом к великому своему служению в год смерти Иудейского царя Озии (Ис. 6:1), который, по общему мнению, падает на 758 год до Р. X. Пророческое служение Исаии, по свидетельству его книги, было современно правлению Иудейских царей: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии (приблизительно с 758 по 698 гг.).

За время общественного служения Исаии также мало сохранилось сведений о его частной личной жизни. Несомненно, он вел семейную жизнь: имел жену и детей (Ис. 7:3, 8:3) и жил в Иерусалиме3. Подобно другом пророкам, Исаия имел у себя учеников. Вокруг него собиралась, вероятно, пророческая школа (8:16, 50:4). Живя вне царского дворца (4Цар. 20:3), Исаия был близко знаком с жизнью двора. Он составил жизнеописание царей Озии и Езекии и вел летопись иудейских и израильских царей (2Пар. 26:26. 32:32), Он часто приходил к Ахазу и Езекии и, может быть, был воспитателем последнего. Во всяком случае, он был постоянным советником царя Езекии. Благодаря своему постоянному участию в общественной и даже придворной жизни, Исаия должен был носить обыкновенную мирскую одежду. Исключения делались только по Божественному повелению (Ис. 20). Вот только какие сведения о домашней жизни пророка Исаии можно приобрести из библейских книг. В этом недостатке сведений виден взгляд библейских историков на значение домашней жизни для служения Исаии. Священные историки и сам пророк Исаия думали, что его великое служение нисколько не зависело от частной его жизни. Сам Исаия смотрел на домашнюю жизнь, как на пособие к общественному служению: се аз и дети, яже ми дал есть Бог (Ис. 8:18). Каково же было общественное служение Исаии?

Содержание пророческих речей, сохранившихся в книге пророка Исаии, заставляет думать, что общественное пророческое свое служение Исаия начал вскоре после своего призвания к сему служению. По крайней мере, если не при Озии, то при Иоафаме произнесены Исаией обличительные речи, находящиеся в 2–3 гл. его книги. Но кроме этих речей, не осталось положительных сведений о деятельности пророка Исаии при Иоафаме. Пророк Исаия подробнее описывает свою деятельность в правление Ахаза. Во время Сирийско-Израильского нашествия, в первый год правления Ахаза (739 г. до Р. X), пророк Исаия получил от Господа повеление идти с своим сыном к пруду белильничьего поля, близ Иерусалима, и подкрепить малодушного царя. Пророк Исаия предсказал здесь Ахазу, что Сирийско-Израильское нашествие не опасно Иудее и царскому дому. Пророк сравнивал Сирийское и Израильское царства с обуглившимися безвредными головнями. Ахаза и царский дом Давидов Исаия утешал пророчеством об Эммануиле. Но в тоже время Исаия угрожал Ахазу и Иудеям тогдашними союзниками их – Ассирийцами. В уверение царя и народа в исполнении пророчества, Исаия дал символическия имена своим детям. Одного сына он назвал «macher schalat chaz baz» (идет грабеж – спешит насилие), предуказывая грозное ассирийское нашествие. Другого сына он назвал: "schear Iaschub" (остаток возвратится) предуказывая спасение малого остатка Иудейского народа и обращение его к Богу (Ис. 8:10, 20). При преемнике Ахаза, Езекии, пророк Исаия также принимал важное участие в общественной жизни иудейского народа. В начале правления Езекии (724 г. до Р. X.) пророк Исаия открыто восставал против задуманного им союза с Египтом. По мнению пророка, Египет мог принести Иудеям не пользу и помощь, но стыд и бесчестие, – он должен навлечь гнев Ассирии на Иудею (Ис. 80:1–3). Вместо подобных союзов, пророк советовал Иудеям подкрепить себя верой и надеждой на Иегову – Творца Израилева (22:11–12). Когда ассирийские войска подступили к Азоту, Исаия получил от Господа повеление ходить нагим и босым три года, в знамение того, что египтяне и эфиопляне поведены будут нагими и босыми в плен в Ассирию и посрамят иудеев, надеявшихся на союз с ними (Ис. 20 гл.). Предсказание пророка об ассирийском нашествии исполнилось. На 14 году царствования Езекии, Сеннахирим, ассирийский царь, осадил Иерусалим. Благочестивый Езекия послал спросить Исаию об исходе осады, а сам пал в молитве пред Богом. Исаия утешил Езекию предсказанием отступления ассирийских войск и чудесного поражения их. Пророчество Исаии исполнилось: 185 тысяч человек из ассирийского войска пали от руки Ангела (Ис. 36–37 гл.). Вскоре после спасения Иерусалима от ассириян заболел сам Езекия. Пророк Исаия получил от Господа повеление сказать Езекии, что его смерть неизбежна и что он должен распорядиться о своем наследстве. Но смирением и слезною молитвою Езекия смягчил гнев Божий, и чрез пророка же Исаию получил откровение, что болезнь его минует благополучно и он еще будет царствовать 15 лет. За исполнение пророчества Исаии ручалось чудо с солнцем: согласно его предсказанию, солнечная тень возвратилась на 10 ступеней по ступеням, вероятно, солнечных часов Ахаза. Исаия приложил плат из смокв к больному месту, и царь, выздоровел (Ис. 38 гл.). Чудесный возврат солнечной тени был замечен вне Палестины. Вавилонский царь, Меродах-Валадан, узнав о причине этого чудесного события, прислал своих послов поздравить Езекию с благополучным выздоровлением. В радости от выздоровления и чести, Езекия показал посольству богатства своей царской сокровищницы. По удалении посольства, Исаия, в своей пророческой речи, раскрыл пред Езекией будущее политическое отношение Иудеи к Вавилону. Он предсказал, что показанные Езекией сокровища унесены будут в Вавилон, будущие сыновья и внуки Езекии будут служить при вавилонском дворе, хотя сам Езекия не доживет до этого печального времени (Ис. 39 гл.). Упоминанием об этом событии заканчивают ветхозаветные канонические и неканонические книги описание жизни пророка Исаии. Они умалчивают о событиях в его последующем служении при Езекии; они умалчивают и о смерти пророка. В позднейших иудейских произведениях встречается подробное описание смерти пророка Исаии. В мишне было кратко упомянуто, что раввин Симеон бен Азаи нашел свиток, в котором разрешался спорный между иудеями вопрос о браке (Iebamot. IV fin.). Это короткое известие в гемаре пополнено замечанием, что в том же свитке заключались и сведения о смерти пророка Исаии. По сказанию этого таинственного свитка, (экземпляр коего, конечно, не найден), Манассия велел умертвить Исаию за следующие богохульства: в законе сказано, что никто не может видеть Господа и оставаться живым (Исх. 33:20), а Исаия говорил, что он видел Господа Саваофа (Ис. 6:1); в законе сказано, что никто не может приближаться к Богу, чтобы призывать Его (Лев. 4:7), а Исаия велел искать и призывать Бога, потому что Он недалеко (Ис. 55:6), и т. п. Когда явились посланные от царя, чтобы схватить Исаию, он призвал имя Божие, и чудесным образом был поглощен кедровым деревом. Царские слуги распилили дерево, и когда дошли до его корня, то удалился дух Исаии (из тела) (Sangedrin. fol. 103. Ialkut Schimeoni II fol. 38). Тоже предание, с вариацией, сообщает таргум, изданный Ассемани. Когда Исаия побежал от слуг Манассии, преследовавших его за обличительные речи, сухое дерево расщепилось и приняло пророка в свое дупло. Царские слуги разрубили дерево и нашли на нем следы крови пророка (Assemani. Catal. Bibl. Vat. mss. 452 s.). В апокрифичеcком сочинении: «Восхождение Исаии» смерть пророка освобождена от легендарной чудесной обстановки. Здесь рассказывается, что Исаия, по повелению Манассии, был перепилен деревянною пилою. Указание на мученическую кончину Исаии богословы видели в послании ап. Павла к Евреям (11:37) в словах: претрени быша. Так понимают эти слова апостола св. Иустин философ, бл. Иероним, св. Амвросий. Поэтому католическая церковь празднует 6-го июля день мученической кончины Исаии. Гезениус заподозрил достоверность сказания о мученической кончине Исаии при Манассии на том основании, что Иосиф Флавий, в рассказе о мучениках, пострадавших при Манассии, не упоминает об Исаии (Древн. X, 3). Православная церковь не чествует мученичества Исаии, а потому для нас не обязательно следовать древнему сказанию.

На основании свидетельства Исаии (37:38) о смерти Сеннахирима, случившейся, по общему мнению, в царствование Манассии, можно думать, что пророк Исаия умер при Манассии (ок. 696 г. До Р. X). Может быть, Исаия скончался мирно, не мучеником, и потому не упомянут Флавием4.

Современное пророку Исаии политическое состояние языческого мира 5

Так как современное Исаии политическое состояние иудейского царства зависело от влияния Ассирии, Вавилона и Египта, то предварительно ознакомимся с современным Исаии политическим состоянием этих государств. Время служения пророка Исаии относится к так называемому ассирийскому периоду в истории иудейского народа. Иудея, наравне со всеми другими древнейшими азиатскими государствами, в своей политической жизни подчинялась влиянию различных могущественных современных государств. Во время служения Исаии все азиатские и африканские царства, и в том числе Иудея, чувствовали на себе мощную руку Ассирии. Древнее ассирийское царство пред временем служения Исаии доведено было до унижения. Порабощенные им вавилоняне и мидяне, в правление слабого Сарданацала, возмутились, взяли Ниневию, разрушили ее и провозгласили независимость всех народов, прежде подвластных Ассирии (788 г. до Р. X). Но Ассирия вскоре снова оправилась. Вторичное возвышение ея началось при царе Фуле. Фул занят был в свое правление преимущественно внутренним укреплением Ассирии и упрочением ея коренных владений. Упоминаемое в Библии (4Цар. 15:19; 1Пар. 5:26) нашествие его на израильское царство, может быть, имело частный, единичный, характер. Поэтому доселе в ассирийских памятниках не встречается имя этого царя6. Но следующий ассирийский царь, вероятно преемник Фула, упоминается у Исаии, у всех историков и в ассирийских памятниках. Это – Феглаффелласар, по названию его в Библии, Туглат-Абалассар II, по ассирийским памятникам (756–729 г. до Р. X.). Он, как природный ассириец, прежде всего, сверг власть Халдеи с Ассирии и даже подчинил себе Халдею. Набонассар, вавилонский царь, признал себя вассалом ассирийского царя.

Из Халдеи Феглаффелласар направился в Сирию против давнего врага Ассирии, сирийского царя. Здесь составилась против Ассирии лига из вассальных владетелей, имевшая своим центром Арпад. Феглаффелласар победил союзников, взял Арпад и Эмаф, а жителей переселил в Месспотамию. Упрочив власть, Феглаффелласар позаботился о славе Ассирии. Вероятно с этою целию, после подчинения Сирии, он предпринял поход в далекую индию и распространил славу Ассирии в отдаленнейших странах. Тщеславием Феглаффелласара поспешили воспользоваться его подданные. Во время его похода Сирия успела укрепиться и стала готовиться к новому восстанию против Ассирии. Дамасский царь Рецин начал вербовать себе союзников против Ассирии: израильского (Факея) и иудейского (Ахаза) царей. Когда Ахаз отказался вступить с Сирией и Израилем в союз против Ассирии, союзники решились свергнуть его с престола. Они заняли Иудею. Ахаз, между тем, донес Феглаффелласару на Рецина и просил у него защиты от сирийско-израильского нашествия. Феглаффелласар, конечно, рад был этому случаю, давшему ему повод окончательно поразить давнего соперника Ассирии. Чтобы ослабить действие союзнических войск, Феглаффелласар враз повел военные действия против Сирии и Самарии. Разъединенные союзники не могли оказать сильного сопротивления. Самария скоро подчинилась и обязалась платить дань Ассирии. В тоже время сам Феглаффелласар осадил Дамаск и взял его, убил Рецина, разрушил Дамаск, и Сирию превратил в Ассирийскую провинцию (732 г. до Р. X). Гордый победитель велел явиться в Дамаск 23 вассальным Малоазийским царям, в числе коих был (они перечислены в оставшихся надписях) «Яухази царь Яуды», т. е. Ахаз, царь Иудейский. Вместе с Ахазом заявили покорность Ассирии цари: Тирский, Моавитский, Эдомский, Аравийский и других стран смежных с Иудеей. Из опустошенной Сирии Феглаффелласар хотел идти в Египет, но возмущение в южной Халдее заставило его вернуться назад. В возмутившейся стране он воздвиг, по свидетельству надписи, кучу трупов пред главными воротами (вероятно столицы), истребил и пожег города, покрыл развалинами страну. – Вот что грозило Самарии и Иерусалиму, если бы иудеи отказались платить дань Ассирии! В конце царствования Феглаффелласара, тирский царь, в союз с израильским (Факеем), отказались было от подчинения Ассирии, но при приближении ассирийских войск к Самарии, в последней вспыхнуло восстание. Царь Факей был убит, а преемник его Осия изъявил покорность Ассирии и спас Самарию. Феглаффелласар умер, передав престол своему сыну, Салманассару VI (729–725 г). Со смертию грозного завоевателя, у подданных его пробудились надежды на свободу. Снова тиряне и израильтяне свергли иго Ассирии, в надежде на помощь Египта. Обманчивые надежды свободолюбивых израильтян должны были рассеяться. Салманассар не уступал своему предшественнику в силе и энергии. Он предупредил приход египетских войск, осадил Самарию, взял в плен Осию и засадил в темницу7. На помощь Самарии явилось тирское войско, и Салманассар должен был направить свое оружие на более сильного врага. Смерть помешала ему овладеть Тиром и Самарией. Преемник Салманассара, Саргон (725–714 г), может быть за свою храбрость, не по праву наследства занявший престол, возвысил славу и могущество Ассирии более своих предшественников. Он продолжил осаду и взял Самарию. Я переселил 27 280 жителей Симирины в Ассирию и сделал их как Ассирийцев, поставив своих начальников8, говорит Саргон в своей надписи. Но не всегда оружие Саргона отличалось таким успехом. Так, после взятия Самарии, он безуспешно осаждал Тир. Бессилие Ассирии против Тира ободрило все малоазиатские царства, подчиненные Ассирии. Они, в надежде на египетскую помощь, во главе с эмафским царем, восстали против Саргона, но при Кархаре были разбиты. Египетский фараон Сабакон также был разбит при Рафии, и Египет впервые подчинился власти Ассирии. Эмаф и Кархар были сожжены, а с эмафского царя с живого была снята кожа. Изображение этой ужасной сцены на барельефах дворца Саргона в Ниневии увековечило ее в памяти потомства. После того Саргон покорил Армению и Мидию, и повел продолжительную и упорную борьбу с халдеями.

Халдейское царство, по своему происхождению и историческому значению, древнее Ассирии. О халдейских городах и халдейском могущественном царстве упоминается в древнейших библейских и языческих сказаниях. Если ассирийские памятники не упоминают о вероятном подчинении Ассирии Халдее, то они определяют время, когда Ассирия уравнялась с Халдеей по своему могуществу. Карай-данас, царь страны Карь-Дуньяс (Вавилон), и Ассур-бель-Ниссису, царь страны (Ассирийской), соединились взаимным договором, определившим их отношения – говорит одна из древнейших ассирийских надписей. Свидетельство это относится к 14 веку до Р. X. Но Ассирия не довольствовалась равноправностью и делала попытки, хотя иногда и неудачно, подчинить Халдею. В XIII в. до Р. X. Вавилонский царь, после победы над царем Ассирийским (Бел-Кудур-Ассур), увез в Вавилон, в качестве трофея, ассирийскую царскую печать. С течением времени, впрочем, на ассирийских памятниках чаще и чаще появляются известия о победах Ассирии над Вавилоном и Вавилон, несомненно, подчиняется Ассирии. Вавилонские цари сделались вассалами и наместниками Ассирии. Но помня прежнюю славу, Халдеи не могли мириться с ассирийским игом и ежегодно, или, по крайней мере, в начале каждого нового царствования, возмущались против Ассирии. О результатах этих возмущений ассирийские памятники по обычаю умалчивают. Вместо них, греческие историки передают, что вавилонский царь Балезис вместе с мидийским царем взяли Ниневию при Сарданапале, и разрушили город (ок. 788 г. до Р.X.) Преемники Сарданапала: Феглаффелласар и Саргон возвратили власть Ассирии над Вавилоном, но должны были вести постоянную борьбу для ее сохранения.

Еще при Феглаффелласаре на вавилонский престол возведен был Беть-якинский (в Нижней Халдее) владетель, воинственный патриот, Меродах Валадан. Он мирно подчинился Феглаффелласару и показывал, в течение 12 лет, полную покорность Ассирии. Лицемерная преданность не мешала Меродах-Валадану в тоже время готовить силы для борьбы с своим покровителем. Он заключил союз с соседними царствами: Эламским, Ятбурским и, может быть, Иудейским. При Саргоне Меродах-Валадан возмутился против Ассирии. Саргон, после взятия Самарии и победы при Кархаре и Рафии, должен был позаботиться о Вавилоне. Он с своими утомленными войсками подступил к Вавилону. Меродах-Валадан, не надеясь на победу, с войсками бежал на родину – в Беть-якин. Вавилон, потеряв вождя, сдался без сопротивления и по чужой вине должен был пострадать. Халдеи потеряли свою вассальную полузависимость и природных царей, и подчинились ассирийским наместникам. Чтобы увековечить свою победу над Вавилоном, Саргон присоединил к своему титулу звание вавилонского царя и повел двойное летосчисление своего царствования: как царя ассирийского и вавилонского. Легко доставшаяся победа над Халдеями не могла прекратить войны Саргона. Главный виновник бунта оставался цел невредим. Из Вавилона следующей весной Саргон, поэтому, отправился за Меродах-Валаданом, в Бет-якин. Меродах-Валадан в сражении был разбит, но убежал и не мог быть захвачен в плен. В Вавилоне опять сделались смуты, и во время усмирения их сыном Саргона, Сеннахиримом, сам Саргон был убит, может быть, по тайному заговору Меродах-Валадана и его союзников.

Борьба Ассирии и Вавилона продолжалась при преемнике Саргона, Сеннахириме (714–696 г. до Р. X.) Лишь только Сеннахирим вернулся в Ниневию для принятия царского правления, в Вавилоне сделалось возмущение: Меродах-Валадан перебил ассирийских наместников и сам захватил власть. Возмущение Халдеев ободрило и другие царства, подвластные Ассирии: Элули, царь тирский, цари: мидийский, финикийский и иудейский (Езекия) отказались платить дань Ассирии. Сеннахирим, с свойственною ему проницательностию, обратил свое оружие прежде всего на главного виновника смут, – Меродах-Валадана. Побежденный Меродах, по обычаю, бежал. Халдеи, в количестве 208 000 душ, были переселены в другие ассирийские провинция. За тем Сеннахирим снова подчинил своей власти Тир, Сидон, Финикию. Очередь дошла до Иудеи. Из ассирийских памятников видно, что неповиновение Езекии (Газакиу страны Яуда) Ассирии выразилось в принятии им под свое покровительство города Екрона, отпавшего от Ассирии. Книги царств замечают, что Езекия отложился от ассирийского царя и перестал платить дань, принятую Ахазом. К этому присоединились, обличаемые Исаией, тайные переговоры, или действительный союз, Езекии с Египтом. Гордый победитель Халдеи, Тира, Финикии и других могущественных стран, Сеннахирим, не хотел чернить своих рук осадою ничтожного Иерусалима и, еще из Лахиса (иудейского города, бывшего в 10-часовом расстоянии от Иерусалима), потребовал себе сдачи его. Езекия сначала послал дары Сеннахириму, может быть равные подати за предыдущие года, 30 талантов золота и 300 талантов серебра9. Сеннахирим этим не удовольствовался и остался при прежнем требовании. Езекия и иудеи приведены были в трепет наглостью и угрозами посланников Сеннахирима. Среди трепещущих жителей Иерусалима один Исаия оставался бесстрашен. Он не только сам был спокоен, но и соотечественников утешал пророчествами об отступлении и истреблении ассирийских войск. Его пророчества исполнились. Часть войска Сеннахирима отступила навстречу войскам египетского фараона. Эти войска от голода и, по египетскому преданию, от мышей, погибли; другая часть, оставшаяся под Иерусалимом, чудесно была в одну ночь истреблена Господним ангелом. Так суждено было Сеннахириму ошибиться во взглядах на «ничтожный» Иерусалим. В своих надписях Сеннахирим умалчивает о своем поражении (это очень естественно), и говорит только о даре Езекии, присланном сему в Лахис. Когда Сеннахирим воевал в Сирии и Палестине, Меродах-Валадан снова, уже в третий раз, произвел воccтание в Вавилоне. Сеннахирим с остатками войска сам явился в Вавилон, усмирил непокорных и поставил царем Вавилонским своего сына. Патриот Меродах-Валадан вскоре умер.

Последующие года царствования Сеннахирима прошли также в борьбе с непокорным Вавилоном. Смерть наместника Вавилонского, сына Сеннахирима, послужила сигналом к новому восстанию Вавилона. Борцами за отечественную свободу выступили друзья и дети Меродах-Валадана. Они заключили союз с оламитянами и мидянами, и навели страх на старого Сеннахирима. Только новое предприятие его – сооружение флота – доставило ему победу над союзниками. С Вавилоном он поступил варварски: город отдал на грабеж своим солдатам, а драгоценности, статуи богов и печать, отнятую некогда Вавилонским царем у Ассирийского царя, увез в Ниневию. Вскоре Сеннахирим пал в Ниневии от руки своих детей, во время молитвы в храме (Ис. 37:36–37)10.

Вот исторический очерк состояния главной современной Исаии языческой монархии. господствовавшей в тогдашнем азиатско-африканском мире. Не напрасно пророк Исаия называет Ассирию бичом в руке Господней (10: 5). Действительно, Ассирия была грозой и бичом для всех тогдашних азиатских и африканских, обширных и малых, царств. Ассирийские цари наполняли возмущавшиеся страны трупами людей и развалинами городов, с царей их с живых снимали кожу. Они обладали необъятною территориею, несметными войсками, и без милосердия могли низвергать царей с их престолов и потрясать царства, как птичьи гнезда (Ис. 10:14).

Если кто мог издавать протестующий против ассирийского деспотизма, «писк» (Ис. 10:14–15), то разве только воинственные, свободолюбивые Халдеи. Но и они за свой «писк» тяжело расплачивались...

Другая могущественнейшая держава древнего мира – египетская – не имела такой силы, какой обладала Ассирия. Египет, славный и сильный в древнейшие времена, при Исаии уже устарел, обессилел. Он у Исаии называется слабым тростником, вонзающимся в руку тому, кто опирается на него (Ис. 19 гл.). По мнению историков, на время служения Исаии падает правление XXIII, XXIV и XXV египетских династий. XXIII династия имела резиденцию свою в среднем Египте, в Танисе. Пятидесятилетнее существование (780–730 г. до Р. X.) этой династии было известно не всему Египту. Бессильные цари Танисской династии допустили в Египте существование многих независимых владетелей, носивших даже царский титул. Пользуясь бессилием этой династии, внутренними междоусобными раздорами разных египетских областей и, может быть, сочувствием жрецов Аммона, один из эфиопских царей (владетель Пианхи, известный своими походами в египетские области11) занял верхний Египет. Таким образом, XXIII династия еще более уронила себя во мнении народа и была свергнута новой – XXIV династией. XXIV династия (730–725 г.) имела свою резиденцию в Саисе. Но из этой династии происходил только один фараон, Бокенранф, правивший шесть лет. Он уже был так слаб, что не мог освободить верхний Египет от Эфиопского владычества. Эфиопы почуяли свою силу и поспешили распространить свою власть на остальные части Египта: нижнюю и среднюю. Эфиопский царь, свирепый Сабакон, собрал многочисленную армию из Эфиопов и Негров, разбил Бокенранфа, взял его в плен и живого сжег. Вот какому варвару досталась в руки многовековая цивилизация Египта! Воспитанный предыдущею историею славы и власти, гордый дух египтян не мог помириться с иноземным владычеством. Прежние родовитые владельцы Египта удалились в западную часть нижнего Египта, здесь организовали партии охотников-патриотов, делали набеги на победителей и подогревали надежды египтян на свободу. Из них, вероятно, произошла XXVI династия, свергшая Эфиопов. – Свирепый и воинственный родоначальник XXV династии (правившей Египтом с 725–605 г.) Сабакон, на время поднял славу и могущество Египта. На одной из Карнакских надписей Сирия представляется данницей Сабакону. Так Египет пытается напомнить себе и современникам счастливые времена Сезостриса и Рамзеса! Поэтому, очень естественно было израильскому царю Осии и иудейскому Езекии обратиться к Сабакону за помощью против грозной Ассирии. Сабакон знал, что и без призыва Осии для него неизбежна война с Ассирией, потому что последняя заняла его вассальные сирийские области. Сабакон со своей армией двинулся в Малую Азию и, опоздав оказать помощь Самарии, уже павшей, встретился с ассирийскими войсками Саргона при Рафии. Сабакон был наголову разбит и, по сказанию ассирийских надписей, убежал один чрез пустыню и проведен был в Египет каким-то филистимским пастухом. Поражением ненавистного Эфиопа воспользовались природные египетские владетели и свергли иго, хотя не вполне. Нижний Египет объявил себя независимым от Эфиопов и признал фараоном сына Бокенранфа, Стефинатиса. Он воцарился в Саисе и, для поддержки своей власти, пожертвовал свободою Египта. По свидетельству ассирийских памятников, он послал дань Саргону и признал свою зависимость от Ассирии, за что получил от Ассирии титул фараона. Верхний и средний Египет продолжал оставаться под властью Эфиопов. Сабакон умер и передал свою власть сыну своему Сабатоку. О характере правления этого фараона ничего неизвестно. Преемник его, Тиргака, несомненно личность очень известная древнему азиатскому и африканскому миру. Он правил около 25 лет и снова прославил Египет. Для усиления своего могущества он предпринял поход на запад и покорил Ливию. С помощию ливийских отрядов Тиргака покорил весь Египет и даже весь север Африки – до Гибралтара. На барельефе в Мединет-Абу Тиргака изображен владыкой многих царей и князей. Естественно было этому воинственному и могущественному властителю попытаться отомстить Ассирии за поражение своего предшественника. Вскоре представился повод. Езекия, в союзе с Филистимлянами, Тирянами и другими Малоазиатскими народами, просил его помощи против Ассирии. Тиргака собрал свои войска и пошел в Азию. Сеннахирим также не мог спокойно смотреть на могущество Египта, и двинулся к Египту, мимо Иерусалима и Лахиса. По ассирийским памятникам поход Сеннахирима считается успешным. Но по библейским, греческим и египетским сказаниям, он кончился поражением Сеннахирима. Показание последних, без сомнения, справедливо. Так Египет опять достиг своей славы. Но после Сеннахирима и Тиргака Египет пал. Асаргаддон вступил в Египет, а затем свергнута была Эфиопская династия. Эти события случились после пророка Исаии.

Политическое состояние Иудейского царства во время пророка Исаии

Пророк Исаия в своей книге определяет время своего служения. Он пророчествовал при иудейских царях: Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии (Ис. 1:1). В описании своего видения (6:1) пророк Исаия точнее определяет начало своего служения: год смерти царя Озии. Таким образом, при описании современного Исаии политического состояния Иудеи, необходимо коснуться царствования Иоафама, Ахаза и Езекии. Но нельзя совершенно игнорировать царствования Озии, потому что оно подготовило дальнейшее состояние Иудеи.

Царь Озия, в свое продолжительное правление (805–758 г. до Р. X), привел в порядок внутреннее состояние Иудеи и возвысил значение ее среди азиатских государств. Вскоре по вступлении на престол, Озия освободился от врагов безбоязненно опустошавших Иудею. Он разбил Эдомитян и подчинил их Иудее. Их отличною гаванью, Элафом, Озия воспользовался для развития Иудейской внешней торговли. Озия смирил и поработил Филистимлян. Он взял Филистимские города: Геф, Азот и Ямнию, срыл в них укрепления и в завоеванной местности построил свои крепости. Затем Озия занялся укреплением собственной столицы, на случай новых войн. Он восстановил северную стену Иерусалима, разрушенную в войне его отца с израильским царем. На иерусалимских стенах Озия построил башни, в которых поместил новые каменнометные машины. Для защиты Иудеи Озия сформировал войско и надлежащим образом вооружил его, завел конницу и колесницы по египетскому образцу. Для обогащения народа он завел и поддерживал внешнюю торговлю: из Элафской гавани стали ходить иудейские корабли в далекие земли и наполнили Иудею золотом и серебром. Он покровительствовал земледелию и виноградничеству. Упрочение народной безопасности и благосостояния доставило Озии и его царству громкую известность в современном ему цивилизованном мире. Аммонитяне, Моавитяне и заиорданские колена израильского царства добровольно подчинились его власти и защите. Имя иудейского царства и Озии сделалось известно даже в Египте. Но слава и успехи причинили Озии бедствие. Он возгордился своей славой и пренебрег правами священства: вошел в кадильный алтарь с кадильницей, вопреки увещаниям первосвященника Элеазара. За это он был покрыт проказой до своей смерти. Озия, как прокаженный, не мог уже быть правителем, удалился в особый, вероятно, загородный дом, и передал царское правление своему сыну, Иоафаму (758–740 г.).

Так как Иоафам виделся с больным отцом и пользовался его советами, то и в правлении своем продолжал политику отца. Может быть по совету отца, он не мирился с первосвященником и не ходил в храм (2Пар. 27:2). Несомненно, по совету отца Иоафам продолжал укрепление Иудеи. Он поддерживал, заведенные Озией, вооружение и организацию Иудейского войска. Иоафам продолжал укрепление Иерусалима: с восточной стороны Сионский холм обнес новою стеною, здесь же устроил высокие ворота, получившие название «верхних ворот». На горах иудейских Иоафам построил много крепостей, а в лесах много укрепленных башен. В то же время он покровительствовал, подобно своему отцу, внешней иудейской торговле. Но внешнему блеску царствования Иоафама не вполне соответствовал внутренний характер его правления. Пророки Исаия и Михей, проходившие при нем свое служение, со скорбию описывают господство и своеволие высших и сильных классов народа. Они упоминают о своевольных «князьях и старейшинах» Иудейских. Может быть, последние происходили из царского рода Давида (чрез Нафана) и, пользуясь высоким родством, захватили власть. Они были приближенными советниками царя, они занимались судопроизводством. Пользуясь отсутствием контроля, они безнаказанно присвоивали себе чужие поля, виноградники и дома. Золото и серебро, приобретаемые торговлей, попадали также в руки их (Ис. 4:14, 5:8, 23). Скопление богатства в одних руках, естественно, породило бедность других классов. Наряду с богатыми князьями развился класс бедняков и «нищих» земли иудейской (Ис. 3, 14–15). Они должны были только нести бремя налогов на устройство крепостей и организацию войска, а семейства свои отправлять на военную службу.

Заканчивая описание правления Иоафама, писатель книги Царств (4Цар. 15:37) замечает: в те дни начал Господь посылать на Иудею Рецина, сирийского царя, и Факея израильского. Священный историк не объясняет, какими мотивами и соображениями руководились сирийский и израильский цари в своих нашествиях на Иудею. При освещении древне-библейской истории памятниками других древних народов, в настоящее время делается возможною догадка о причинах этого нашествия. При описании современного Исаии политического состояния языческого мира, мы видели, что на время Иоафама и Ахаза падает борьба малоазийских царств под предводительством Сириян, с могущественной Ассирией. Упоминаемые священным историком нашествия, или точнее «подготовления» (от – начинать) к нашествиям, указывают на переговоры сирийского царя о союзе с израильским и иудейским царями против Ассирии. Но иудейские цари, как видно из дальнейшей истории, не были склонны к этому союзу. Так как Иоафам пользовался славой во вне и расположением подданных внутри своего государства, то сирийско-израильский союз при жизни его остался бесплодным. Не то было при его преемнике Ахазе.

Ахаз не был таким даровитым правителем Иудеи, как его отец и дед (739–725 г.). Во время своей 25-летней жизни, до вступления на престол, он показал себя человеком малоспособным для будущего высокого поста. Слабохарактерность и трусость, так ясно впоследствии проявлявшиеся в Ахазе, замечены были в нем еще до вступления на престол. А ревностная приверженность его к идолопоклонству оттолкнула от него подданных в первые же месяцы его царского правления. В Иудее составилась партия людей, недовольных «Силоамскими тихими водами» (Ис. 8:6), т. е. царским домом Давида. Этой партией, нечуждой, может быть, честолюбивых планов сына Тавеилева (Ис. 7:6), воспользовались союзники: Сирия и Израиль. Когда Ахаз отказался вступить в союз против Ассирии, союзники попытались насильно привлечь к себе иудеев. Опираясь на партию недовольную Ахазом, Рецин и Факей решились занять Иудею, свергнуть Ахаза и воцарить сына Тавеилева. Союзники, вероятно, предварительно обязали его принять участие в союзе против Ассирии и таким образом старались возмутить Иудею (Ис. 7:2–3). Ахаз затрепетал от замыслов союзников, как лист от дуновения ветра. Пророк Исаия выступил с утешением его верою в Эммануила, с предостережением от Ассирии. Но все было напрасно. Отвергнув веру в Эммануила и Бога, Ахаз написал донос на союзников и просил, «как раб и сын», помощи у Ассирии. Результаты его просьбы скоро не могли выясниться, за отдаленностью Ассирии от Иудеи12. Стесненным положением Ахаза, между тем, поспешили воспользоваться соседние народы, состоявшие в вассальной зависимости от Иудеи. Часть сирийских войск заняла выгодную идумейскую гавань Элаф, изгнала оттуда иудеев и передала её во владение Идумеянам. Освобожденные Идумеяне сами начали делать нападения на иудейския села, грабить и уводить в плен иудеев. Давние враги иудеев, Филистимляне, также воспользовались их стесненным положением. Они начинали делать набеги и отнимать себе северо- и юго-западные иудейские города. Между тем, союзные сирийско-израильские войска постепенно брали и уводили в плен жителей северных городов Иудеи. В одном сражении иудеи потеряли убитыми 120 000 человек и в том числе царского сына; в другом – взято в плен и отправлено в Самарию 200 000 иудеев. За пленников в Самарии вступился пророк Одед и упросил отпустить их на свободу. Терпя поражение за поражением от мелких врагов, Ахаз в то же время должен был опасаться более могущественного и грозного нашествия – египетского. Сильный и воинственный фараон Сабакон не мог равнодушно смотреть на приближение, в случае подчинения Иудеи Ассирии, ассирийских владений к его собственным владениям. До прихода ассирийских войск, фараон мог занять Иудею и отдалить от себя ассирийские границы. Ахаз всю свою надежду возложил на Ассирию. Не довольствуясь унизительным, шпионническим, письмом, Ахаз поспешил дополнить его вещественным приложением. Он взял сокровища иерусалимского храма и отправил их в дар ассирийскому царю. Кроме того Ахаз обратился за помощию к языческим богам. Он подумал, что сирийские боги, помогавшие (?) его врагам, сильнее Иеговы, и потому, в нужде, начал приносить им жертвы. Но его идолопоклонство, по замечанию священного историка (2Пар. 28:23), вместе с другими избранными им средствами, послужило к падению Иуды и Израиля. – Если идольское жертвоприношение не принесло никакой пользы, то письмо и дары Феглаффелласару, по-видимому, помогли Ахазу. Лишь только полчища Феглаффелласара выступили по направлению к Иудее, мелкие и крупные враги Ахаза удалились на защиту Дамаска и Самарии. Поступок Феглаффелласара с Дамаском и Самарией выше был уже описан. Но ассирийские бурные воды (Ис. 8:8) не миновали благополучно Иудеи. Между другими ассирийскими вассалами, Ахаз должен был также явиться в Дамаск и засвидетельствовать свою покорность Ассирии. Иудейское царство обязалось платить ежегодную дань Ассирии. Кроме политической зависимости, Ахаз поставил Иудею в более глубокую, духовную, зависимость от Ассирии. Он вознамерился «от лица царя ассирийского», т. е. в угоду ему, ввести в Иудее ассирийскую культуру. Так, Ахаз увидел в Дамаске жертвенник художественной языческой работы, взял с него модель, и послал в Иерусалим, с приказанием – устроить в Иерусалимском храме жертвенник по этой модели. По возвращении в Иерусалим, на вновь устроенном жертвеннике он сам принес (может быть по ассирийскому обычаю) жертву и приказал поставить жертвенник Соломонов, впредь до особого распоряжения, на северной стороне храма. «От лица царя ассирийского» Ахаз сделал некоторые изменения в наружных пристроях и украшениях Иерусалимского храма13. Может быть, после этого, Ахаз заставил своих высших чиновников изучать государственный ассирийский – арамейский язык и ввел его в делопроизводство (как предполагает Гретц на основ. 4Цар. 18:26). В Иерусалиме Ахаз устроил солнечные часы, заимствованные от Халдеев Ассириянами (4Цар. 20:11). По ассирийскому жестокому обычаю (Movers. Phonicier, 63. 65. 324–325), Ахаз провел своих сыновей чрез огонь и принес в жертву Молоху. Он помогал и сочувствовал культу Молоха, которому приносились жертвы в Гинномской долине. Он, вероятно, ввел упоминаемый Исаией культ столбов солнца (17:8, 27:9), почитание Гада и Мени (Ис. 65:11). – За царем-язычником последовали и подданные. Если царь обращался, для спасения от бед, к идолопоклонству, то и народ наполнил свою страну чародеями и вызывателями мертвых (Ис. 9:21–22). Вельможи продолжали пользоваться и злоупотреблять своими жестокими и неправыми решениями (Ис. 10:12). Вот сколько зла и несчастий причинили Иудее малодушие и человекоугодничество Ахаза!

К счастию Иудеи, сын и преемник его, Езекия, держался совершенно иного направления (724–698 г.). Это была нежная, поэтически настроенная, богато одаренная душа. Езекия был идеалистом и в своем управлении старался осуществлять начертанные в Библии идеалы царского правления. Моисеев закон был его путеводною звездою, и с ним же Езекия старался сообразовать жизнь своих подданных. Не напрасно предание приписывало Исаии воспитание Езекии: эти два лица, по своему духу, были близки друг к другу. – Тотчас же по вступлении на престол, Езекия постарался определить характер своего правления. Манифестом и программою его правления считают похороны Ахаза. Нелюбимый народом, жестокий и малодушный полуязычник Ахаз не должен был пользоваться посмертными почестями древне-благочестивых царей. Он похоронен вне царской гробницы (2Пар. 28:27) и его правление признано незаконным. Затем, Езекия более положительно и ясно обнаружил благочестивый характер своего правления. В первый же месяц первого года, он велел очистить иерусалимский храм, Иерусалим и все иудейские города от нечистот и языческих мерзостей, обильно распространенных в них при Ахазе. По очищении храма, приступили к восстановлению в нем древнего торжественного богослужения. Торжественная пасха, не праздновавшаяся так со времени Соломона, снова собрала под своды доселе пустого храма набожные толпы иудеев.

Для поддержания благолепия и привлекательности богослужения, Езекия назначил определенное содержание священникам и левитам, и восстановил порядок в отправлении ими своих обязанностей.

Среди заботы об удовлетворении религиозных нужд и потребностей своих подданных, Езекия не оставлял без внимания и государственных нужд. Он укрепил Иерусалим стенами. Он ввел источники в Иерусалим, обезопасив добывание воды на случай осады; сберегал и увеличивал государственное казнохранилище; завел многочисленную и хорошо вооруженную конницу. Но недостатки во внутреннем государственном управлении, распространенные при Иоафаме и Ахазе, существовали и при Езекии. Если при более суровых царях, Иоафаме и Ахазе, имела большое значение иудейская аристократия, то еще большую власть она приобрела при кротком Езекии. Пророк Исаия упоминает о царедворце Севне, считавшем себя гвоздем и ключом, от которого будто зависела участь дома Давидова. Севна даже приготовил себе гробницу вместе с царями. (Ис. 22:16–24. Graetz. Geschichte der Iuden 239 s.). Господством сильной аристократии и ее влиянием на Езекию историки объясняют неустойчивость и колебание его внешней политики. Он находился под влиянием, с одной стороны, аристократии, с другой, – пророка Исаии и своих религиозных верований. Вскоре по воцарении, Езекии пришлось выяснить характер своих отношений к ассирийскому царю. По смерти Ахаза, Филистимляне прислали к Езекии послов, вероятно, для заключения союза против Ассирии. Езекия, вместо союза, начал войну с Филистимлянами и отнял у них несколько городов (Ис. 14:26–32. 4Цар. 18:8). Царь Езекия, следовательно, думал остаться верным Ассирии. Но священный историк, наряду с повествованием о войне Езекии с Филистимлянами, относит к первым же годам царствования Езекии отказ его в уплате дани Ассирии (4Цар. 18:7 рассказывается до падения Самарии – 9 ст.). Одновременно со свержением ассирийского ига, Езекия, для обезопашения себя, повел переговоры о союзе с Египтом (Ис. 30:1–6). Нельзя забывать, впрочем, что Езекия в этом случае руководился, кроме советов придворных, более благородными мотивами. Ему тяжело было обрекать родственное израильское царство на окончательную погибель от Ассирии. Он примкнул к общему малоазиатско-египетскому союзу против Ассирии, в надежде спасти Самарию от ассирийского гнева и гнета. Но, действуя таким образом, вопреки своим вассальным обязательствам к Ассирии, Езекия, тем не менее, спасся от ассирийского сурового погрома, после разрушения Самарии. В то время как Салманассар и Саргон, за двоедушную политику израильских царей, разрушили Самарию, они же оставили в покое Иерусалим. Милость ассирийского царя к Иерусалиму можно объяснить только тем, что Езекия во время ассирийского нашествия, по совету пророка Исаии, явился усердным союзником Ассирии и скрыл свои предыдущие действия. Но до Ассирии все-таки дошли слухи об измене Езекии. Сеннахирим, на 14 году правления Езекии, с своими войсками расположившись в Лахисе, в 10-ти часовом расстоянии от Иерусалима, потребовал сдачи иудейской столицы. Езекия попытался отклонить от Иерусалима ассирийское войско. Он взял из сокровищ Иерусалимского храма и царского дворца 300 талантов серебра и 30 талантов золота и послал в дар Сеннахириму. Сеннахирим не удовольствовался этой данью и потребовал безусловной сдачи Иерусалима. Ассирийские чиновники явились под стенами Иерусалима и своими речами пытались возмутить Иудеев против Езекии. Тогда Езекия послал за пророком Исаией, и сам пошел в храм искать помощи у Того, Кто некогда спасал Иудеев от более тяжких опасностей. Молитва Езекии была услышана. Пророк Исаия утешил смирившегося царя. Посланным от царя он сказал, что Сеннахирим услышит весть и удалится. Действительно, Сеннахирим услышал о походе египетского фараона Тиргака и пошел к Ливне, навстречу ему. Но свое удаление Сеннахирим считал временным. Он оставил Иерусалим в блокаде и осажденным послал письмо, в котором осмеивая Езекию и его упование на Иегову, высказывал уверенность на взятие Иерусалима. Езекия с этим письмом, как с вещественным доказательством богохульства, пошел снова во храм искать защиты от богохульника. Пророк Исаия прислал утешительный ответ на молитву царя. Он предсказал, что ассирийский царь не войдет во Иерусалим прежнею дорогою; он возвратится в Ассирию. Действительно, ассирийское войско чудесным образом было истреблено ангелом Господним. Блокада с Иерусалима была снята, и Иерусалим спасен. Вскоре после нашествия Сеннахирима (и может быть до окончательного удаления в Ассирию – во время блокады Иерусалима (Graetz. ibid. 252 s.)) Езекия заболел, но, по молитве к Богу, выздоровел и воспел в псалме милость Божию, даровавшую ему исцеление.

После своего чудесного выздоровления Езекия царствовал 15 лет, но подробных сведений за этот период не сохранилось. Священные историки замечают только, что Езекия правил благочестиво и скончался в мире14.

* * *

1

Furst Geschichte d. Biblishc. Litter 1870 г 438 s. Если следовать этому началу, то многих пророков, напр., Нафана, Гада, Илию, нужно считать родственниками царей. Отношение пророков к царям обусловливалось общим теократическим их призванием.

2

По мнению Фюрста, Исаия был призван к пророческому служению 25 лет, при достижении совершеннолетия, и, следовательно, родился в 783 г до Р. Х. (считая 25 лет до смерти Озии 758 г). На основании сведений, сообщаемых самим пророком Исаией, и по аналогии с временем призвания других пророков, нельзя этого доказать.

3

На основании свидетельства 4 кн. Царств (XX:3), можно думать, что Исаия жил в нижней части Иерусалима, и во всяком случае не в Сионе, где находился царский дворец (Ис. 37:2).

4

Сведения о жизни пророка Исаии почерпнуты нами, кроме Библии, из следующих сочинений. Gesenius. Commentar uber d. Iesaia. 1881 г. 1. 1–15 ss. Furst. Geschichte der Biblischen Litteratur. 1870 г. 2, 431–41ss. – Ewald. Geschichte des Volkes Israel. 1853 г. III т. Арх. Феодор. Св. пророк Исаия. М. 1864г.

5

Источники и пособия при изложении политического состояния языческого мира: Ленорман. Руководство к древней истории востока, 1879 г.; Зайцев. Исторический очерк восточ. государств. 1881 г.; Бругш. История фараонов 1880 г.; Bunsen Aegyptens Stette in d. Weltgeschte 1813 г.; 3 т. Charpe Geschichte Egeptens 1857 г.; 1 т. Schrader Keilinschriften und Alte Testament 1872 г.; В. Астафьев. Древности вавилонско-ассирийские по новейшим открытиям. 1882 г.

6

Ленорман отождествляет Фула с халдейским царем Белезисом, который, по сказанию Геродота, овладел Ниневией. Руководство к истории востока. 1, 278 стр.

7

Может быть, он вытребовал Осию для оправдания его в изменническом поступке и захватил, как военнопленнаго.

8

По свидетельству 4Цар. 17:3–6, по-видимому, Самарию взял Салманассар. Также в 4Цар. 18:9–10 по ассирийским памятникам, Саргон приписывает взятие Самарии себе. Может быть, он взял Самарию, еще будучи полководцем Салманассара, а не самостоятельным царем. Первым своим походом, в начале своего царствования, Саргон в своей надписи считает поход в Элам. Следов. взятие Самарии он приписывает себе еще до вступления на престол.

9

4Цар. 18:14. Сеннахирим в своей надписи считает дань Езекии в 30 тал. золота и 800 тал. серебра. Разность в счете талантов серебра, по мнению одних ученых, объясняется порчею текста Сеннахиримовой надписи, или ошибкой составителя надписи. (Астафьев. Древности вавилонско-ассирийския 1882 г. 122 стр.). По мнению других ученых разность зависела от разной ценности талантов. Иудейский талант равнялся 2,5 талантам ассирийским. (Brandis. Munzmass – und gewichts-wesen im Vorder-Asien. 983).

10

По мнению древних историков, смерть Сеннарихима относилась к 696 г. до Р. Х.. По мнению современных ученных – к 681 г. (Ленорман. Руководство к истории востока. 1. 298). Точно так же разность существует в хронологии других ассирийских царей. Салманассар, по современному летоисчислению правил 726–722 гг. Саргон 722–705, Сеннарихим 704–681 гг. Якимов. Толкование на книгу пророка Исаии. 10 стр.

11

См. описание их у Бругша. История фараонов 646 – 671 стр.

12

Может быть Феглаофелассар в это время был еще в индийском походе.

13

Может быть прежняя архитектура их напоминала ненавистный Ассирии Египет и в угоду Ассирии была заменена халдейско-ассирийской архитектурой (Graetz. Geschichte der luden 2/2 153 s). А может быть и потому, что прежние, более дорогие, украшения были отправлены в дар Феглаффелласару (Ewald. Geschichte d. Volk. Israel. 3, 621 s)

14

Исторические сведения о рассмотренном периоде в истории иудейского царства заключаются в 4Цар. 15–20 гл. 2Пар. 26–32 гл. Ис. 7–9 гл., 36–39 гл. Пособиями при изложении иудейской истории у нас были: Ewald. Geschichte d. Volk Israel. 1833. B. I-III. Furst. Geschichte des Biblischen Litteratur 1870 г. 2 т Graetz. Geschichte der Iuden. 1875. 2/2.


Источник: Православный собеседник, 1885, ч 2, с. 381-408.

Вам может быть интересно:

1. Подлинность пророчества Исаии о моавитянах профессор Павел Александрович Юнгеров

2. К вопросу об отношении греческого перевода LXX-ти и еврейского текста Ветхого Завета профессор Николай Никанорович Глубоковский

3. Характерные особенности в раскрытии и изложении св. Апостолом Иоанном христианского учения Николай Иванович Сагарда

4. Иудейство в 5 веке до Рождества Христова Павел Васильевич Тихомиров

5. Слово на Эфесском Вселенском Соборе святитель Прокл, патриарх Константинопольский

6. О мировом зле и спасающей Церкви иеросхимонах Сергий (Четвериков)

7. К вопросу о книге пророка Софонии профессор Фёдор Герасимович Елеонский

8. Нечто о тайне беззакония архиепископ Никон (Рождественский)

9. Пути единения профессор Антон Владимирович Карташёв

10. Знание отчасти и самопознание профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

Комментарии для сайта Cackle