Слово в день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Велия есть благочестия тайна: Бог явися во плоти (1Тим.3:16).
Подлинно, явление Бога во плоти есть великая тайна, глубину которой никакой глубокомысленный ум человеческий не может проникнуть. Самые даже Ангелы, при всей проницательности своего ума, по словам апостола Петра (1Пет.1:12), желают только приникнуть в сию тайну; а проникнуть и постигнуть ее и они не могут. Как Существо безпредельное заключилось, вместилось в тесных пределах естества человеческого? Как един блаженный, Царь царствующих и Господь господствующих, всегда живущий во свете неприступном (1Тим.6:15–16), принял на Себя плоть, сокрывавшую на время невыносимую и для взора Серафимов Божественную славу Его и блаженство? Как Святейший принял на Себя немощи естества человеческого, кроме греха, и пребывал между грешными человеками, как простой человек, – Тот, на Которого не смеют чины ангельские взирать? В сем отношении тайна вочеловечения Бога Слова навсегда останется для нас тайною непостижимою. Но явление сей тайны в мире, при свете слова Божия, дает нам возможность усматривать высокую цель и спасительные плоды явления Бога во плоти для всего рода человеческого, и поучаться сим для своего спасения. В сем отношении, апостол Павел, тайну воплощения и рождения Сына Божия называя тайною благочестия, показывает тем, что это такая тайна, принятие которой верою и усвоение умом и сердцем ведет христианина к истинному благочестию. Для сей цели – для назидания, размышление о причинах и цели явления Бога во плоти, при настоящем светлом торжестве, всего приличнее, и нужно для бо́льшего возвеличения славы родившегося от пресвятой Девы Сына Божия, и для бо́льшего возвышения нашей радости о Боге Спасителе нашем. Итак размыслим о причинах и цели явления Бога Слова, и какой урок для себя мы можем получить из сего.
Цель явления Бога во плоти ясно открыл Архангел, посланный от Бога к Иосифу: Мариам родит Сына, говорит небожитель, и наречеши имя Ему Иисус: Той бо спасет люди своя от грех их (Мф.1:21). И потом пастырям вифлеемским он возвестил: се благовествую вам радость велию, яже будет всем человеком, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь, во граде Давидове (Мф.2:10–11). Сам Иисус Христос говорил о цели своего пришествия на землю: тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16). Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя, говорит св. Иоанн Богослов (1Ин.3:8). Вообще цель пришествия Сына Божия на землю по указанию св. Писания, есть возобновление разстроенного грехом человечества, освобождение от владычества греха, диавола и смерти, избавление от вечных адских мучений и приведение чрез царство благодати в царство славы к безконечному блаженству в соединении с Богом. При размышлении о сем, пред взором ума прежде и яснее всего в тайне явления Бога во плоти раскрывается необъятное величие милосердия Божия к падшему роду человеческому, по которому Он спасает грешников, которые, своими грехами непрестанно оскорбляя Бога, и сделавшись даже врагами Божиими, заслуживали не милость, а строгое наказание. Такое безпредельное величие благости Божией, останавливая на себе внимание размышляющего, и превышая меру нашего разумения, невольно наполняет душу чувством благоговейного удивления и благодарности. Еще более достойно удивления и благодарности то, что для совершения нашего спасения Сам Сын Божий сошел на землю, принял естество человеческое. При сем сам собою раждается вопрос: ужели всемогущий Бог не мог совершить дело спасения одним действием всемогущества? Для чего Он еще принял естество человеческое? Соображая учение о сем предмет св. Писания, можно видеть, что такой необыкновенный способ, достойный и возможный только для премудрости Божией, употреблен по требованию правосудия Божия. Божественное правосудие требовало, чтобы падший род человеческий, как по своей воле уклонился от Бога, так по своей же свободе и обратился к Богу, произвольными грехами прогневавши Бога, сам же и удовлетворил правосудию Божию. Для сего со стороны его прежде всего нужно было уврачевать немощь разстроенных своих сил – для того, чтобы быть способным делать что нибудь доброе, чем бы можно было угодить Богу; потом нужно загладить вину соделанных грехов удовлетворением правосудию Божию, и вознаградить опущенное добро. Но ни того, ни другого человек, оставленный самому себе, не в состоянии был сделать. Возможно ли, чтобы разстроенные силы и способности, побуждения и наклонности сами себя привели в устройство, без сильного постороннего содействия? Возможно ли напр., чтобы переломленная рука приводила в движение прочие больные члены тела и врачевала их? Это, по началам разума, заключает в себе противоречие: в действии допускается больше, чем в причине. Это, по учению св. Писания, также невозможно, как невозможно ефиоплянину изменить свою кожу и барсу свои пятна: аще переменит ефиоплянин кожу свою и рысь пестроты своя, и вы можете благотворити, научившеся злу (Иер.13:23). Для этого нужна сила творческая. По сей-то причине, при неодолимой наклонности к злу, невозможно человеку уничтожить свои грехи, остановить в себе поток зла, загладить свою вину, удовлетворить правосудию Божию и умилостивить Бога. Для умилостивления святейшего Бога нужна и жертва святейшая (Евр.9:22). Но где взять такой жертвы грешнику, который и сам весь проникнут злом, и все окружающее его растлено (Евр.10,4)? Да сам он, сколько бы ни страдал, хотя бы предал себя в жертву самой лютой смерти: все это было бы только должным возмездием за грех, необходимым следствием растленности; но отнюдь не заслугою и умилостивлением Бога. По непреодолимой наклонности к злу, всегда подвергаясь новым грехам, он всегда прогневлял Бога и заслуживал новое наказание. Все это за грешный род человеческий, для его спасения, мог совершить только один Бог. Но как роду человеческому могло быть усвоено то, что совершил бы за него Бог? Не иначе, как чрез участие в этом естества человеческого. Этого требовало правосудие Божие. Для сего-то, по воле Бога Отца, Сын Божий и сошел на землю, принял на себя естество человеческое, чтобы в нем уврачевать растленное естество, в естестве человеческом победить грех и диавола – главного виновника зла и погибели, как говорит св. апостол Павел: немощное бо закона, в немже немощствоваше плотию, Бог Сына Своего посла в подобие плоти греха, и о гресе осуди грех во плоти (Рим.8:3). Понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и Той приискрен не приобщися техже, да смертию упразднит имущего державу смерти, сиречь, диавола (Евр.2:14). Для того Сын Божий принял естество человеческое, чтобы за все человечество вполне исполнить закон Божий, которого ни кто из смертных не мог исполнить, чтобы тем вознаградить опущенное добро, своими страданиями и крестною смертию, как драгоценнейшею, святейшею жертвою, загладить наши грехи и виновность пред правосудием Божиим, привлечь благоволение Бога Отца к падшему человечеству и снискать для него вечные, небесные блага (1Пет.2:24; Еф.2:13–16). А человечество, чрез общение своего естества с человеческим естеством в Иисусе Христе, могло участвовать и усвоять себе заслуги Иисуса Христа, от Него, как члены от своей главы, получать животворящую силу благодати, врачующей растленное естество, заглаждающей грехи и сообщающей силу совершать богоугодные дела. Таким образом Иисус Христос все это в своем человеческом естестве за людей исполнил, правосудие Божие удовлетворено, и грешники спасены. Мало того, что спасены от виновности и осуждения на вечное мучение, но и приобрели возможность получить в наследие небо, и, посредством таинственного приобщения тела и крови Христовой, соединиться с Богом к безконечному блаженству (Ин.6:54,56). Для того-то Сын Божий и приобщился нашей плоти и крови, чтобы нас сделать причастниками Божественного естества (2Пет.1:4), и чтобы по вознесении телом на крест, а потом на небо и людей привлечь к себе, как говорил сам Спаситель: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Ин.12:32; Еф.2:6). Всего этого род человеческий даже и в невинном состоянии, конечно, не мог бы получить, если бы Сын Божий не принял естества человеческого. Вот главная и существенная цель вочеловечения Бога Слова!
Да и в самом образе явления Бога во плоти усматриваются высокия, премудрые цели. Сын Божий благоволил прийти в мир путем рождения для того, чтобы своим зачатием от Святого Духа снять осуждение, изреченное Богом праматери, – рождать в болезнях, и рождением от пренепорочной Девы освятить греховное зачатие и рождение падшего рода человеческого. От младенчества проходил Он все возрасты для того, чтобы освятить род человеческий в его возрастах. И в обстоятельствах рождения Иисуса Христа весьма много поучительного для нас. Сын Божий мог бы явиться в мир в полном великолепии Божества. Но, сокрыв Свою славу, которую имел у Отца прежде сотворения мира (Ин.17:5), Он явялся в уничиженном виде слабого младенца в такой нищете, что для Его рождения не нашлось и места в обители людей, и Он должен был возлежать в скотских яслях в вертепе, как бы в знаменование того, что падшее человечество своими страстями довело себя до скотского состояния, и – для научения смирению вопреки горделивому превозношению прародителей, которые, возмечтав сделаться яко боги (Быт.3:5), пали, пали с ними и все их потомки, – унизились до скотоподобного состояния; а Сын Божий уничижил Себя в вочеловечении до возлежания в скотских яслях – для того, чтобы унизившихся возвести на высоту богоподобного совершенства. «Воззрите еще, говорит один церковный учитель, воззрите на убогий вертеп и ясли, воззрите на предвечное Отроча, повитое, страждущее, плачущее. Что все это, как не жертва за грехи наши? Для чего уста премудрости и разума связаны немотою младенческою, как не в вознаграждение гордости и буйства наших помыслов, продерзости и нечистоты нашего языка? Для чего руки всемогущества (ибо Отроча есть вместе и Бог предвечный) повиты пеленами, как не в наказание за наше своеволие, наши необузданные желания, нашу вражду и противоборство небесным уставам?» Из всего этого ясно открывается, что вочеловечившийся Сын Божий, кроме совершения искупления, умалил себя до зрака раба, до младенчества и возлежания в яслях в крайней бедности, для того, чтобы в своей жизни преподать нам пример различных добродетелей, а особенно смирения. Поскольку прародители пали главным образом от гордости, возмнев быть яко боги: то Спасителю прежде и больше всего надобно было своим примером научить людей смирению, которое для отпавших от Бога должно быть возвратным путем восхождения к Богу и основанием всех добродетелей, всей нравственной жизни. Св. апостол Павел именно на состояние уничижения Сына Божия в зраке раба указывает, как на высочайший образец смирения и послушания, которому мы должны подражать. Сие да мудрствуется в вас, говорит он, еже и во Христе Иисусе, иже во образе Божии Сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко же человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные (Флп.2:5–8). Св. апостол научает нас, по примеру Иисуса Христа, не ставить себя высоко, и не превозноситься какими либо преимуществами пред другими, но смиряться и в самих себе и пред другими. В обстоятельствах рождения и вообще в уничиженном состоянии Спасителя всякий христианин может находить для себя назидание. Знатный по состоянию и достоинству из примера Иисуса Христа научится не превозноситься пред умаленными по внешнему состоянию, а живущие в бедности и низкой доле получат утешение, взирая на Иисуса Христа, который, приняв зрак раба, жил в крайней бедности, так что не имел где и главу приклонить, терпел разного рода лишения и горести от яслей до гроба. Но этот путь жизни был для Него, и для всех последователей Его есть путь к вечной славе на небе (Флп.2:9–11).
Итак, христиане, подивимся премудрости Божией, открывшейся в явлении Бога во плоти для искупления рода человеческого; возблагоговеем пред безпредельною благостию и возблагодарим милосердие Божие к грешникам; последуем примеру Иисуса Христа, уничижившего Себя; прославим Сына Божия, вочеловечившегося для нашего спасения, прославим Духа Святого, все совершившего Господом нашим Иисусом Христом для нашего блаженства, и возрадуемся о своем спасении и Спасителе, яко ныне с нами Бог. Аминь.
